Муниципальное общеобразовательное
бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5
Лесозаводского городского округа»
Программа факультатива
по духовно – нравственному воспитанию для
учащихся 1-4 классов
«Учиться быть Человеком»
Программу разработали:
Ахмадуллина Галина Павловна – учитель начальных
классов
высшей квалификационной категории
МОБУ СОШ № 5 ЛГО;
Москаленко Елена Тихоновна – учитель
начальных классов
первой квалификационной категории
МОБУ СОШ № 5 ЛГО;
Панкевич Ольга Викторовна – библиотекарь
МОБУ СОШ № 5 ЛГО.
г. Лесозаводск, 2013
Пояснительная записка
Проблема
духовно-нравственного воспитания школьников продолжает оставаться актуальной.
Согласно Конституции РФ – эта проблема государственная.
Вопрос
духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем,
стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе
сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания
молодого поколения.
Дети,
пришедшие за парты уже не те, что были 50, 30, даже 10 лет назад. Младшие
школьники в результате преобразований в обществе приобрели новые черты, не
свойственные предыдущим поколениям детей данного возраста. Они более активны и
осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и
самоувереннее, требовательнее к уровню жизни, ориентированы на авторитет героев
из телевизионных передач, мультфильмов и фильмов, имеющих низкое качество с
точки зрения нравственности и высокую популярность среди юных россиян. Нередко
у многих детей мы встречаем переоценку своей поверхностной информированности,
пренебрежение к авторитету и мнению других, замечаем неумение чувствовать и
нежелание задумываться.
В
представлениях детей о главных человеческих ценностях, духовные ценности
вытесняются материальными, и соответственно, среди желаний детей преобладают
узколичные, "продовольственно - вещевые" по характеру.
И
всё же, детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно
настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который
определит им жизнь.
Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности
закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их
окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо
научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки,
быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к
ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего
общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.
Важной
педагогической задачей формирования личности является выработка учащимися
активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу,
единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности.
Очень
важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение
наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую”
жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие
жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.
Надо
подчеркнуть, что формирование нравственных понятий — это очень сложный и
длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя, систематической и
планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.
В
этом поможет художественная литература. Она воздействует на сознание своими
особыми средствами – образами, картинами жизни и человеческих характеров, что
более всего соответствует детскому восприятию.
Знакомясь
с художественной литературой, учащиеся знакомятся с такими нравственными
понятиями, как добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость. С ней
связываются большие возможности развития эмоциональной сферы личности ребенка,
образного мышления, расширения кругозора детей, формирования у них основ мировоззрения
и нравственных представлений.
Важно
как можно раньше приобщить ребёнка к литературе, как к ценности русского
народа. «Крайне важно, - писал В.Брюсов, - чтобы дети с ранних лет привыкали
видеть в литературе нечто достойное уважения, благородное и возвышенное».
Ценностные
ориентации формируются в течение всей жизни, однако наиболее важным для
развития нравственно-ценностных ориентаций является возраст 6-12 лет, в котором
складываются интеллектуальные механизмы познания окружающего мира и самого себя.
С
поступлением в школу наступает перелом в условиях развития детей. Весь уклад
жизни и ценностей становится иными. У младшего школьника происходит интенсивное
формирование качеств личности, обусловливающих возможность новых устремлений и
необходимого уровня отношений к действительности.
Но
для того, чтобы литература стала средством приобщения детей к духовному миру,
необходимо грамотно определять круг чтения школьников, принимая во внимание,
во-первых, влияние литературы на эмоциональную сферу развивающейся личности
ребенка и, во-вторых, высокую информативность этого средства. Поэтому,
необходимо отбирать литературные произведения разных жанров: сказки, рассказы,
былины, басни, стихи - и разного содержания - познавательные, юмористические,
на темы морали. Конечно, определяя круг чтения, необходимо помнить о возрастных
возможностях в области восприятия художественных произведений.
Программа
«Учиться быть Человеком» состоит из четырех разделов в соответствии с четырьмя
ступенями младшего школьного возраста (1 - 4 класс).
Первый
раздел «Я познаю мир» предоставляет возможность педагогу работать с детьми 1
класса. В данном разделе ребенку раскрывается многообразие и красота природы
нашей страны, внутренний мир, нравственные и отрицательные качества человека; расширяются
представления о семье и мире взаимоотношений в ней, о дружбе и необходимости ее
в жизни каждого человека. Итогом работы по этому разделу является обретение
ребенком стремления(желания) к (заботе о своей семье о своих близких и друзьях,
умение дорожить дружбой) созиданию прекрасного в своей душе, к духовному
единению в семье, в кругу друзей.
Второй
раздел - «Мир, который окружает меня», для детей 2 класса. В разделе
раскрывается гармоничные взаимоотношения человека с миром во всех его
проявлениях, человеческие способности и качества, сложный и увлекательный мир
живой природы, дети приобщаются к национальным ценностям, формируют свой взгляд
на мир с позиции духовно и нравственно воспитанного человека, воспитывают нравственные
качества, способности, привычки, любовь к Родине. Ребенок приобретает
практический опыт духовно-нравственной жизни.
Третий
раздел - «Мир моих чувств» предназначен для работы с детьми 3 класса. В этом
разделе раскрывается богатство и разнообразие мира чувств человека, противоречий
в человеке; дети знакомятся с традициями воспитания на Руси; расширяются
представления об истории, богатстве и красоте нашей Родины. У ребенка
развивается чувственное восприятие и познание мира, нравственные,
интеллектуальные и эстетические чувства, художественно-эстетический вкус,
воспитывается ответственность за свои поступки, стремление к совершенствованию
самого себя.
Четвертый
раздел - «Быть Человеком – соблюдать законы жизни», для работы с детьми 4
класса. В разделе раскрывается смысл и значение законов нравственности в жизни
человека, у ребенка воспитывается способность и потребность в практической
реализации общекультурных норм и правил. В течение года больше внимания уделено
развитию у ребенка способностей к творчеству и к саморазвитию. Взаимодействуя с
окружающим миром, ребенок учиться умению анализировать, делать выводы,
проявлять инициативу, свободно высказывать собственные мысли и быть независимым
в суждениях. Данный раздел поможет повысить уровень общей социальной
самостоятельности, ответственности и активности ребенка, а также степень
психологической устойчивости.
В
программе сделана попытка использования лучших традиций и ценностей
духовно-нравственного воспитания. В программу включена лучшая часть
наследия русской культуры: поэзия, проза, народное творчество, изобразительное
искусство.
Цель:
Обучение учащихся осмысленно понимать для чего существует человек, ценности
существования других людей, формирование гармонической, всесторонне развитой
личности.
Задачи:
-
познание окружающего мира во всем его многообразии, сложности,
противоречивости и неоднозначности;
-
воспитание любви к Родине, к земле, где родился и вырос, чувство гордости
за свою страну;
-
воспитание доброты, милосердия, внимания к старшему поколению,
бережному отношению к природе;
-
углубить знания об истории и культуре нашего народа;
-
пропаганда подвигов защитников Отечества.
Основу
воспитательного процесса должны составлять следующие принципы:
o
воспитывать в соответствии с потребностями
ребенка и общества на данный момент;
o
давать возможность ребенку сознательно
формировать свою личность;
o
давать ребенку право на самостоятельный
выбор высказывания поведения в различных ситуациях;
o
создавать ситуации успеха, находить
возможность стимулирования ребенка за активную самостоятельную деятельность;
o
обеспечить доверительные отношения между
учителем и учеником, проявлять любовь и уважение к детям;
o
обеспечить целостность и
последовательность воспитательного процесса для развития личности ребенка;
o
ненавязчиво осуществлять воспитательный
процесс, избегать сопротивления со стороны воспитанников.
Заповеди воспитания:
o
не воспитывай в плохом настроении;
o
определи, чего хочешь для ребенка, узнай,
что он думает по этому поводу;
o
предоставь возможную самостоятельность;
o
не подсказывай готового решения, а показывай
возможные пути к нему;
o
не пропусти первый успех ребенка;
o
делай своевременные замечания;
o
оценивай поступок, а не личность;
o
а главная заповедь - не навреди.
Ожидаемые
результаты:
o вежливый
воспитанный ученик;
o устойчивое
положительное отношение к учебе;
o проявление
уважительного отношения к старшим;
o развитое
чувство гордости, любви к родному краю и своей стране;
o повышение
уровня социальной комфортности;
o проявление
самостоятельной творческой активности.
Запланированные
мероприятия:
1
класс
|
№
|
Тема
мероприятия
|
Формы работы
|
Цели
|
Литература
|
1
|
Знай
и люби родную природу.
|
беседа
|
Воспитывать
любовь и бережное отношение к природе своей страны и родного края
|
А.
Гарьковенко «В гостях у Бабушки Тайги»
|
2
|
Нет
лучшего дружка, чем родимая матушка.
|
беседа
|
Развивать
чувство благодарности и уважения к матери, родителям.
|
Панькин
«Легенда о матерях», Артюхова «Трудный вечер»
|
3
|
Люби
свою Родину.
|
беседа
|
Прививать
любовь к Родине и отчизне.
|
В.
Степанов. «Моя родина — Россия».
|
4.
|
Терпение
и труд – все перетрут.
|
обсуждение
|
Формирование
умения понимать причины успеха
|
Е.
Пермяк. «Торопливый ножик».
|
5.
|
Сумел
ошибиться -сумей и исправиться.
|
беседа
|
Развивать
чувства взаимопомощи, взаимовыручки, товарищества
|
В.Осеева
«Синие листья», «Почему?»
|
6.
|
Не
хвастай и не ври.
|
беседа
|
Дать
понять, что хвастовство и ложь до добра не доведут.
|
В.
Берестов. «Змей-хвастунишка».
|
7.
|
Умей
прийти на помощь другому.
|
беседа
|
Помощь
свою проявляй не на словах, а в поступках.
|
В.Осеева
«Три товарища», «На катке»
|
8.
|
Живое
вокруг нас
|
беседа
|
Воспитание
гуманного отношения к животным
|
В.
Лунин «Никого не обижай», В.Осеева «Плохо»
|
9.
|
Воля
есть сила, а твёрдая воля — победа.
|
познавательно
– образовательная беседа
|
Формирование
волевых качеств
|
«Два
мороза» - народная сказка.
|
2 класс
|
№
|
Тема
мероприятия
|
Формы работы
|
Цели
|
Литература
|
11.
|
Сумел
ошибиться - сумей и исправиться.
|
беседа
|
Формирование
умения быть внимательным к своим близким.
|
В.
Осеева «Хорошее»,
«В
одном доме»
|
2.
|
Без
терпенья –
нет
ученья.
|
обсуждение
|
Показать
к чему приводит небрежность
|
Б.
Гераськина.
«В
стране невыученных уроков»
|
33.
|
Умение
и труд, все перетрут.
|
беседа
|
Помочь
понять необходимость быть целеустремленным в достижении цели
|
М.
Зощенко «Самое главное»
|
44.
|
Нет
лучшего дружка, чем родная матушка.
|
обсуждение
|
Воспитание
чувства уважения к старшим
|
Э.
Мошковская
«Я
маму мою обидел»
В.
Осеева «Сыновья»
|
55.
|
Все
работы хороши, выбирай на вкус.
|
обсуждение
|
Объяснить
важность и необходимость всех профессий.
|
Д.
Родари. «Чем пахнут ремесла?»
|
66.
|
Дал
слово – держи.
|
беседа
|
Воспитывать
ответственность за свои слова и поступки
|
Л.
Пантелеев «Честное слово», В. Осеева
«Что
легче?»
|
77.
|
Слава
греет –
позор
жжёт.
|
беседа
–рассуждение
|
Воспитывать
чувство ответственности за свои поступки.
|
Н.
Носов «Огурцы»
|
88.
|
Ежели
вы вежливы.
|
обсуждение
|
Объяснить
как нельзя вести себя в обществе
|
Г.
Остер «Вредные советы»,
В
Осеева «Волшебное слово»
|
99.
|
Без
друга в жизни туго.
|
беседа
|
Дать
понятие, что такое настоящая дружба и в чем заключается взаимовыручка.
|
С.
Козлов
«Сказки
о ежике и медвежонке»,
В.
Осеева «До первого дождя», «Долг»
|
3 класс
|
№
|
Тема
мероприятия
|
Формы
работы
|
Цели
|
Литература
|
1.
|
Кто
не уважает старшего, тому неведомо уважение.
|
беседа
|
Сформировать
уважение к своим предкам.
|
Е.
Шварц «Два клена»,
В.
Осеева «Печенье»
|
2.
|
Любовь
к Родине сильнее смерти.
|
Познавательно
- образовательная беседа
|
Прививать
уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.
|
В.
Галявкин
«Мой
добрый папа»
|
3.
|
Сострадание
- начало человеколюбия.
|
обсуждение
|
Воспитывать
гуманное отношение к людям
|
Д.
Григорович «Гуттаперчевый мальчик»
|
4.
|
Добрая
слава дороже богатства.
|
беседа
|
Учить
хорошим поступкам на примере произведения
|
А.
Гайдар «Горячий Камень»
|
5.
|
Сумел
ошибиться, сумей и поправиться.
|
беседа
|
Формирование
умения видеть свои ошибки и их признавать
|
А.
Гайдар
«Голубая
чашка»
|
6.
|
Всякому
своя честь дорога.
|
беседа
|
Формирование
уважительного отношения к чужому мнению
|
В.
Морозов «Неблагодарные»,
Б.
Заходер «Перемена»
|
7.
|
Тебе
смешно,
а
мне до сердца дошло.
|
обсуждение
|
Воспитывать
любовь к братьям нашим меньшим.
|
Е.
Чарушин «Кошка Маруська», «Кто всех глупее»,
|
8.
|
Друг
за друга стой –
и
выиграешь бой.
|
обсуждение
|
Учить
дорожить дружбой, помогать друзьям
|
В.
Солоухин «Мститель»
|
9.
|
Не
будь жадным.
|
обсуждение
|
Воспитывать,
что жадность – это плохо
|
В.
Сухомлинский
«Жадный
мальчик».
|
4 класс
|
№
|
Тема
мероприятия
|
Формы
работы
|
Цели
|
Литература
|
1.
|
Кто
не любит природу, тот не любит человека.
|
беседа
|
Воспитывать
чувство бережного отношения к природе и ее обитателям
|
К.Г.
Паустовский «Заячьи лапы», В.Бианки «Рассказы»
|
2.
|
Совесть
и раскаяние.
|
обсуждение
|
Воспитывать
чувство уважения к старшим
|
В.
Осеева
«Бабка»
|
3.
|
Доброта
– счастью сестра.
|
беседа
|
Показать,
что добрые отношения разрушить легко, восстановить - трудно
|
В.
Железняков «Голубая Катя»
|
4.
|
Береги
честь смолоду.
|
обсуждение
|
Показать
на примере данного произведения, что совесть не позволяет поступить
неправильно
|
В.
Солоухин «Ножичек с костяной ручкой»
|
5.
|
Береги
Родину, как зеницу ока.
|
обсуждение
|
Воспитывать
любовь к Родине, чувство патриотизма
|
Л.
Кассиль «Главное войско», «Твои Защитники»
|
6.
|
Лень
добра не делает.
|
беседа
|
Показать,
что если лениться, тогда ничего не добьешься.
|
Я.
Ерманк
«Сказка
о лени».
|
7.
|
Бархатный
весь, а жальце есть.
|
обсуждение
|
Показать
что, льстить для достижения своей цели очень нехорошо.
|
Крылов
«Басни»
|
8.
|
Кто
за Родину горой, тот истинный герой.
|
обсуждение
|
Воспитывать
любовь к Родине, чувство патриотизма
|
Л.
Кассиль «Сестра»,
«Таран»
|
9.
|
За
все приходится отвечать.
|
обсуждение
|
Воспитывать
чувство ответственности, умение правильно анализировать свои поступки
|
Н.Васильева
«Полынья»
|
Используемая литература:
1.
[Духовно-нравственное воспитание
школьников] : методический материал // Начальная школа. - 2006. - N 11. -
с.45-57.
2.
Муртазина В. М. Адаптированная программа
нравственного воспитания младших школьников / В. М. Муртазина // Завуч
начальной школы. - 2008. - N 1. - с.114-121
3.
Соколова И. И. Формирование ценностных орриентаций
личности младшего школьника : методический материал / И. И. Соколова //
Начальная школа. - 2007. - N 6. - с.82-85
4.
Шитякова Н. П. Анализ программ
духовно-нравственного воспитания младших школьников : методический материал /
Н. П. Шитякова // Начальная школа. - 2006. - N 12. - с.16-21
5.
Тихомирова И.И. Доброта – счастью сестра//
Школьная библиотека.- 2013.- №5.-с.35-39
6.
http://ru.znatock.com/docs/index-5762.html
7.
http://cdo-revda.edusite.ru/p514aa1.html
8.
http://todnb.ru/sections/specialists/netinform/dux
9.
http://festival.1september.ru/articles/212640/
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.