Главная / Начальные классы / Программа факультатива по духовно – нравственному воспитанию для учащихся 1-4 классов «Учиться быть Человеком»

Программа факультатива по духовно – нравственному воспитанию для учащихся 1-4 классов «Учиться быть Человеком»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5 Лесозаводского городского округа»












Программа факультатива

по духовно – нравственному воспитанию для учащихся 1-4 классов

«Учиться быть Человеком»





Программу разработали:

Ахмадуллина Галина Павловна – учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МОБУ СОШ № 5 ЛГО;

Москаленко Елена Тихоновна – учитель начальных классов

первой квалификационной категории

МОБУ СОШ № 5 ЛГО;

Панкевич Ольга Викторовна – библиотекарь МОБУ СОШ № 5 ЛГО.







г. Лесозаводск, 2013

Пояснительная записка


Проблема духовно-нравственного воспитания школьников продолжает оставаться актуальной. Согласно Конституции РФ – эта проблема государственная.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения.

Дети, пришедшие за парты уже не те, что были 50, 30, даже 10 лет назад. Младшие школьники в результате преобразований в обществе приобрели новые черты, не свойственные предыдущим поколениям детей данного возраста. Они более активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее, требовательнее к уровню жизни, ориентированы на авторитет героев из телевизионных передач, мультфильмов и фильмов, имеющих низкое качество с точки зрения нравственности и высокую популярность среди юных россиян. Нередко у многих детей мы встречаем переоценку своей поверхностной информированности, пренебрежение к авторитету и мнению других, замечаем неумение чувствовать и нежелание задумываться.

В представлениях детей о главных человеческих ценностях, духовные ценности вытесняются материальными, и соответственно, среди желаний детей преобладают узколичные, "продовольственно - вещевые" по характеру.

И всё же, детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь.

Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.

Важной педагогической задачей формирования личности является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности.

Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.

Надо подчеркнуть, что формирование нравственных понятий — это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

В этом поможет художественная литература. Она воздействует на сознание своими особыми средствами – образами, картинами жизни и человеческих характеров, что более всего соответствует детскому восприятию.

Знакомясь с художественной литературой, учащиеся знакомятся с такими нравственными понятиями, как добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость. С ней связываются большие возможности развития эмоциональной сферы личности ребенка, образного мышления, расширения кругозора детей, формирования у них основ мировоззрения и нравственных представлений.

Важно как можно раньше приобщить ребёнка к литературе, как к ценности русского народа. «Крайне важно, - писал В.Брюсов, - чтобы дети с ранних лет привыкали видеть в литературе нечто достойное уважения, благородное и возвышенное».

Ценностные ориентации формируются в течение всей жизни, однако наиболее важным для развития нравственно-ценностных ориентаций является возраст 6-12 лет, в котором складываются интеллектуальные механизмы познания окружающего мира и самого себя.

С поступлением в школу наступает перелом в условиях развития детей. Весь уклад жизни и ценностей становится иными. У младшего школьника происходит интенсивное формирование качеств личности, обусловливающих возможность новых устремлений и необходимого уровня отношений к действительности.

Но для того, чтобы литература стала средством приобщения детей к духовному миру, необходимо грамотно определять круг чтения школьников, принимая во внимание, во-первых, влияние литературы на эмоциональную сферу развивающейся личности ребенка и, во-вторых, высокую информативность этого средства. Поэтому, необходимо отбирать литературные произведения разных жанров: сказки, рассказы, былины, басни, стихи - и разного содержания - познавательные, юмористические, на темы морали. Конечно, определяя круг чтения, необходимо помнить о возрастных возможностях в области восприятия художественных произведений.

Программа «Учиться быть Человеком» состоит из четырех разделов в соответствии с четырьмя ступенями младшего школьного возраста (1 - 4 класс).

Первый раздел «Я познаю мир» предоставляет возможность педагогу работать с детьми 1 класса. В данном разделе ребенку раскрывается многообразие и красота природы нашей страны, внутренний мир, нравственные и отрицательные качества человека; расширяются представления о семье и мире взаимоотношений в ней, о дружбе и необходимости ее в жизни каждого человека. Итогом работы по этому разделу является обретение ребенком стремления(желания) к (заботе о своей семье о своих близких и друзьях, умение дорожить дружбой) созиданию прекрасного в своей душе, к духовному единению в семье, в кругу друзей.

Второй раздел - «Мир, который окружает меня», для детей 2 класса. В разделе раскрывается гармоничные взаимоотношения человека с миром во всех его проявлениях, человеческие способности и качества, сложный и увлекательный мир живой природы, дети приобщаются к национальным ценностям, формируют свой взгляд на мир с позиции духовно и нравственно воспитанного человека, воспитывают нравственные качества, способности, привычки, любовь к Родине. Ребенок приобретает практический опыт духовно-нравственной жизни.

Третий раздел - «Мир моих чувств» предназначен для работы с детьми 3 класса. В этом разделе раскрывается богатство и разнообразие мира чувств человека, противоречий в человеке; дети знакомятся с традициями воспитания на Руси; расширяются представления об истории, богатстве и красоте нашей Родины. У ребенка развивается чувственное восприятие и познание мира, нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства, художественно-эстетический вкус, воспитывается ответственность за свои поступки, стремление к совершенствованию самого себя.

Четвертый раздел - «Быть Человеком – соблюдать законы жизни», для работы с детьми 4 класса. В разделе раскрывается смысл и значение законов нравственности в жизни человека, у ребенка воспитывается способность и потребность в практической реализации общекультурных норм и правил. В течение года больше внимания уделено развитию у ребенка способностей к творчеству и к саморазвитию. Взаимодействуя с окружающим миром, ребенок учиться умению анализировать, делать выводы, проявлять инициативу, свободно высказывать собственные мысли и быть независимым в суждениях. Данный раздел поможет повысить уровень общей социальной самостоятельности, ответственности и активности ребенка, а также степень психологической устойчивости.

В программе сделана попытка использования лучших традиций и ценностей духовно-нравственного воспитания. В программу включена лучшая часть наследия русской культуры: поэзия, проза, народное творчество, изобразительное искусство.

Цель: Обучение учащихся осмысленно понимать для чего существует человек, ценности существования других людей, формирование гармонической, всесторонне развитой личности.

Задачи:

- познание окружающего мира во всем его многообразии, сложности,

противоречивости и неоднозначности;

- воспитание любви к Родине, к земле, где родился и вырос, чувство гордости

за свою страну;

- воспитание доброты, милосердия, внимания к старшему поколению,

бережному отношению к природе;

- углубить знания об истории и культуре нашего народа;

- пропаганда подвигов защитников Отечества.

Основу воспитательного процесса должны составлять следующие принципы:

  • воспитывать в соответствии с потребностями ребенка и общества на данный момент;

  • давать возможность ребенку сознательно формировать свою личность;

  • давать ребенку право на самостоятельный выбор высказывания поведения в различных ситуациях;

  • создавать ситуации успеха, находить возможность стимулирования ребенка за активную самостоятельную деятельность;

  • обеспечить доверительные отношения между учителем и учеником, проявлять любовь и уважение к детям;

  • обеспечить целостность и последовательность воспитательного процесса для развития личности ребенка;

  • ненавязчиво осуществлять воспитательный процесс, избегать сопротивления со стороны воспитанников.

Заповеди воспитания:

    • не воспитывай в плохом настроении;

    • определи, чего хочешь для ребенка, узнай, что он думает по этому поводу;

    • предоставь возможную самостоятельность;

    • не подсказывай готового решения, а показывай возможные пути к нему;

    • не пропусти первый успех ребенка;

    • делай своевременные замечания;

    • оценивай поступок, а не личность;

    • а главная заповедь - не навреди.

Ожидаемые результаты:

  • вежливый воспитанный ученик;

  • устойчивое положительное отношение к учебе;

  • проявление уважительного отношения к старшим;

  • развитое чувство гордости, любви к родному краю и своей стране;

  • повышение уровня социальной комфортности;

  • проявление самостоятельной творческой активности.


Запланированные мероприятия:



1 класс

Тема мероприятия

Формы работы

Цели

Литература

1

Знай и люби родную природу.

беседа

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе своей страны и родного края

А. Гарьковенко «В гостях у Бабушки Тайги»

2

Нет лучшего дружка, чем родимая матушка.

беседа

Развивать чувство благодарности и уважения к матери, родителям.

Панькин «Легенда о матерях», Артюхова «Трудный вечер»

3

Люби свою Родину.

беседа

Прививать любовь к Родине и отчизне.

В. Степанов. «Моя родина — Россия».

4.

Терпение и труд – все перетрут.

обсуждение

Формирование умения понимать причины успеха

Е. Пермяк. «Торопливый ножик».

5.

Сумел ошибиться -сумей и исправиться.

беседа

Развивать чувства взаимопомощи, взаимовыручки, товарищества

В.Осеева «Синие листья», «Почему?»

6.

Не хвастай и не ври.

беседа

Дать понять, что хвастовство и ложь до добра не доведут.

В. Берестов. «Змей-хвастунишка».

7.

Умей прийти на помощь другому.

беседа

Помощь свою проявляй не на словах, а в поступках.

В.Осеева «Три товарища», «На катке»

8.

Живое вокруг нас

беседа

Воспитание гуманного отношения к животным

В. Лунин «Никого не обижай», В.Осеева «Плохо»

9.

Воля есть сила, а твёрдая воля — победа.

познавательно – образовательная беседа

Формирование волевых качеств

«Два мороза» - народная сказка.


2 класс

Тема мероприятия

Формы работы

Цели

Литература

11.

Сумел ошибиться - сумей и исправиться.

беседа

Формирование умения быть внимательным к своим близким.

В. Осеева «Хорошее»,

«В одном доме»

2.

Без терпенья –

нет ученья.

обсуждение

Показать к чему приводит небрежность


Б. Гераськина.

«В стране невыученных уроков»

33.

Умение и труд, все перетрут.

беседа

Помочь понять необходимость быть целеустремленным в достижении цели

М. Зощенко «Самое главное»

44.

Нет лучшего дружка, чем родная матушка.

обсуждение

Воспитание чувства уважения к старшим

Э. Мошковская

«Я маму мою обидел»

В. Осеева «Сыновья»


55.

Все работы хороши, выбирай на вкус.

обсуждение

Объяснить важность и необходимость всех профессий.

Д. Родари. «Чем пахнут ремесла?»

66.

Дал слово – держи.

беседа

Воспитывать ответственность за свои слова и поступки

Л. Пантелеев «Честное слово», В. Осеева

«Что легче?»

77.

Слава греет –

позор жжёт.

беседа –рассуждение

Воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Н. Носов «Огурцы»

88.



Ежели вы вежливы.




обсуждение



Объяснить как нельзя вести себя в обществе



Г. Остер «Вредные советы»,

В Осеева «Волшебное слово»

99.

Без друга в жизни туго.

беседа

Дать понятие, что такое настоящая дружба и в чем заключается взаимовыручка.

С. Козлов

«Сказки о ежике и медвежонке»,

В. Осеева «До первого дождя», «Долг»



3 класс

Тема мероприятия

Формы работы

Цели

Литература

1.

Кто не уважает старшего, тому неведомо уважение.

беседа

Сформировать уважение к своим предкам.

Е. Шварц «Два клена»,

В. Осеева «Печенье»

2.

Любовь к Родине сильнее смерти.

Познавательно - образовательная беседа

Прививать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.

В. Галявкин

«Мой добрый папа»


3.

Сострадание - начало человеколюбия.

обсуждение

Воспитывать гуманное отношение к людям

Д. Григорович «Гуттаперчевый мальчик»

4.

Добрая слава дороже богатства.

беседа

Учить хорошим поступкам на примере произведения

А. Гайдар «Горячий Камень»

5.

Сумел ошибиться, сумей и поправиться.


беседа

Формирование умения видеть свои ошибки и их признавать

А. Гайдар

«Голубая чашка»

6.

Всякому своя честь дорога.

беседа

Формирование уважительного отношения к чужому мнению

В. Морозов «Неблагодарные»,

Б. Заходер «Перемена»

7.

Тебе смешно,

а мне до сердца дошло.

обсуждение

Воспитывать любовь к братьям нашим меньшим.

Е. Чарушин «Кошка Маруська», «Кто всех глупее»,

8.

Друг за друга стой –

и выиграешь бой.

обсуждение

Учить дорожить дружбой, помогать друзьям

В. Солоухин «Мститель»

9.

Не будь жадным.

обсуждение

Воспитывать, что жадность – это плохо

В. Сухомлинский

«Жадный мальчик».


4 класс

Тема мероприятия

Формы работы

Цели

Литература

1.

Кто не любит природу, тот не любит человека.

беседа

Воспитывать чувство бережного отношения к природе и ее обитателям

К.Г. Паустовский «Заячьи лапы», В.Бианки «Рассказы»

2.

Совесть и раскаяние.

обсуждение

Воспитывать чувство уважения к старшим

В. Осеева

«Бабка»

3.

Доброта – счастью сестра.

беседа

Показать, что добрые отношения разрушить легко, восстановить - трудно

В. Железняков «Голубая Катя»

4.

Береги честь смолоду.

обсуждение

Показать на примере данного произведения, что совесть не позволяет поступить неправильно

В. Солоухин «Ножичек с костяной ручкой»

5.

Береги Родину, как зеницу ока.

обсуждение

Воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма

Л. Кассиль «Главное войско», «Твои Защитники»


6.

Лень добра не делает.

беседа

Показать, что если лениться, тогда ничего не добьешься.

Я. Ерманк

«Сказка о лени».

7.

Бархатный весь, а жальце есть.

обсуждение

Показать что, льстить для достижения своей цели очень нехорошо.

Крылов «Басни»

8.

Кто за Родину горой, тот истинный герой.

обсуждение

Воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма

Л. Кассиль «Сестра»,

«Таран»

9.

За все приходится отвечать.

обсуждение

Воспитывать чувство ответственности, умение правильно анализировать свои поступки

Н.Васильева «Полынья»


Используемая литература:


  1. [Духовно-нравственное воспитание школьников] : методический материал // Начальная школа. - 2006. - N 11. - с.45-57.

  2. Муртазина В. М. Адаптированная программа нравственного воспитания младших школьников / В. М. Муртазина // Завуч начальной школы. - 2008. - N 1. - с.114-121

  3. Соколова И. И. Формирование ценностных орриентаций личности младшего школьника : методический материал / И. И. Соколова // Начальная школа. - 2007. - N 6. - с.82-85

  4. Шитякова Н. П. Анализ программ духовно-нравственного воспитания младших школьников : методический материал / Н. П. Шитякова // Начальная школа. - 2006. - N 12. - с.16-21

  5. Тихомирова И.И. Доброта – счастью сестра// Школьная библиотека.- 2013.- №5.-с.35-39

  6. http://ru.znatock.com/docs/index-5762.html

  7. http://cdo-revda.edusite.ru/p514aa1.html

  8. http://todnb.ru/sections/specialists/netinform/dux

  9. http://festival.1september.ru/articles/212640/

Программа факультатива по духовно – нравственному воспитанию для учащихся 1-4 классов «Учиться быть Человеком»
  • Начальные классы
Описание:

Программа предназначается для учителей начальных классов, реализующих ФГОС. 

Программа рассчитана на 4 года обучения.

Цель программы: обучение учащихся осмысленно понимать для чего существует человек, ценности существования других людей, формирование гармонической, всесторонне развитой личности.

Задачи:

- познание окружающего мира во всем его многообразии, сложности,

  противоречивости и неоднозначности;

-  воспитание любви к Родине, к земле, где родился и вырос, чувство гордости за свою страну;

- воспитание доброты, милосердия, внимания к старшему поколению,

  бережному отношению к природе;

-  углубить знания об истории и культуре нашего народа;

-  пропаганда подвигов защитников Отечества.

 

 

Автор Ахмадуллина Галина Павловна
Дата добавления 22.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Планирования
Просмотров 1201
Номер материала 4593
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓