Главная / География / Программа факультатива экология экскурсионная «НАША ЗЕМЛЯ» для 5–6-х общеобразовательных классов.

Программа факультатива экология экскурсионная «НАША ЗЕМЛЯ» для 5–6-х общеобразовательных классов.

Программа факультатива экология экскурсионная

«НАША ЗЕМЛЯ»

для 5–6-х общеобразовательных классов

Журавлева Екатерина Николаевна, учитель биологии и географии

Пояснительная записка

На сегодняшний день одним из решающих факторов формирования и развития эффективных образовательных и воспитательных систем, как на уровне образовательных учреждений, так и на макроуровне в социуме, стал средовой подход к организации педагогической деятельности, включающий различные варианты взаимодействия учебного заведения со средой.

Среда - понятие заимствованное из экологии, может выступать одним из главных инструментов в обучении экологии и формировании экологической культуры. Но важно не замыкаться в рамках классно-урочной системы, а расширить ее: выйти на пришкольный участок, в ближайший лес, к ближайшему водоему, в музей биолого-экологической направленности. Факультативные занятия обогащают общеобразовательный курс экологии, который проводится в рамках классно-урочной системы. Сочетание классно-урочных занятий и экскурсионных в рамках факультатива по экологии формирует ценностный фундамент личности учеников, присущий российской школе, отличающийся своей духовностью и гуманистическими традициями.

Программа факультативного курса “Наша Земля” имеет эколого-биологическую направленность и рассчитана на учащихся 5–6-х классов и соответствует образовательному стандарту по предметам “биология” и “экология”. Курс обеспечивает знание вый компонент ученического проектирования.

Программа является логическим продолжением пропедевтического курса “Окружающий мир” и дополнением к базовым курсам “Природоведение” и “Биология” и направлена на расширение мировоззрения учащихся.

Экскурсии спланированы природ сообразно в соответствии с сезонами года. Главная цель курса “Наша Земля ” состоит в том, чтобы научить детей видеть многообразие связей с окружающим миром и соотносить свои поступки с законами и принципами природы.

Задачи:

1.Изучение видового состава растений и животных в окрестностях населённого пункта и региона, где находится школа.

2.Знакомство с методами изучения биологических объектов в разных средах обитания.

3.Приобретение навыков составления и оформления наиболее простых и доступных коллекций.

4.Выяснение экологических связей между членами биоценоза в разных экосистемах, их адаптаций к условиям жизни.

5.Выявление влияния различных видов хозяйственной деятельности человека на биогеоценозы.

6.Формирование у учащихся навыков экологически грамотного поведения в природе, развитие чувства любви к Родине и бережного отношения к её природным ресурсам.

7.Расширение мировоззрения учащихся.

8.Оздоровление учащихся.

9.Приобщение их к позитивной экологической деятельности.

10.Введение детей в культурное пространство города Москвы.

Формы и методы изучения курса

Преимущественно активные: проектно-исследовательские, игровые, лабораторно-практические, экспериментальные.

Ожидаемый результ

Учащиеся должны расширить свое представление о природных объектах и явлениях, приобщиться к позитивной экологической деятельности, уметь работать самостоятельно и в группе, приобрести навыки оформления творческих работ, коллекций, поднять уровень экологической культуры.

Содержание курса

Тема. 1 Экскурсии в природные и искусственные сообщества. (1 час)

Введение. Экология. Экологические факторы. Осенние явления в природе.

Природное сообщество. Разнообразие природы. Особенности пришкольного участка.

Цели и задачи:

развитие экологических понятий;

оздоровление учащихся;

развитие у учащихся способности видеть многообразие природы и связи в окружающем мире, и соотносить свои поступки с законами и принципами природы;

развитие представлений об экологических факторах, осенних явлениях и разнообразии природных сообществ;

приобретение навыков составления и оформления простых и доступных коллекций;

воспитание трудолюбия на пришкольном участке.

Тема 2. Цикл осенних экскурсий. (4 часа)

Многообразие растительных сообществ. Дубрава. Лиственный лес. Хвойный лес. Луг. Водоёмы. Влияние человека на природное сообщество.

Искусственная экосистема. Ботанический сад ВГПУ. Открытый грунт. Лекарственные растения. Охрана природных сообществ

Цели и задачи:

оздоровление учащихся;

развитие представлений о видовом разнообразии растений и животных;

развитие понятий об особенностях дубравы, лиственного и хвойного леса, луга, водоема;

развитие представлений об естественных и искусственных экосистемах;

воспитание любви к природе;

воспитание интереса к урокам экологии;

выяснение экологических связей между членами биоценоза в разных экосистемах, их адаптаций к условиям жизни.

Тема 3. Цикл зимних экскурсий. (3 часа)

Особенности зимнего леса. Растения и животные зимой. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособленность к неблагоприятным условиям среды.

Реализация проекта “Юные орнитологи”. Изготовление и развешивание кормушек, дуплянок, синичников.

Экскурсия в Дарвиновский музей “ Почему они такие разные?”

Экскурсия в оранжерею Ботанического Сада ВГПУ.

Экскурсия по ландшафтно-экологической тропе.

Цели и задачи:

развитие представлений об особенностях зимнего леса и приспособленностях к неблагоприятным условиям среды, разнообразии растительного и животного мира;

оздоровление учащихся;

развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

формирование проектного мышления и экологического сознания;

воспитание ответственного отношения ко всему живому;

выявление влияния различных видов хозяйственной деятельности человека на биогеоценозы;

формирование у учащихся навыков экологически грамотного поведения в природе, развитие чувства любви к Родине и бережного отношения к её природным ресурсам;

приобщение их к позитивной экологической деятельности.

Тема 4. Цикл весенних экскурсий. (9 часов)

Сезонные изменения в сообществах живых организмов. Весенние явления в природе на пришкольном участке.

Реки, пруды и озеро как природные водные сообщества. Жизнь водоемов весной. Особенности водной среды обитания.

Экскурсия по ландшафтно-экологической тропе. Изготовление и развешивание скворечников. Экологический праздник “День птиц”. Организация и проведение школьного праздника и участие в городском празднике.

Экскурсия “Первоцветы”.

Экскурсия “Почвенная среда обитания живых организмов. Состав и свойства почвы. Образование почвы. Вода в почве. Живые организмы-обитатели почвы.

Цели и задачи:

знакомство с методами изучения биологических объектов в разных средах обитания;

развитие представлений о сезонных изменениях в сообществах: весенних явлениях в природе, особенностях водной и почвенной сред обитания;

воспитание бережного и доброго отношения к природе и друг к другу;

воспитание самостоятельности;

закрепление знаний норм и правил поведения в природе;

развитие знаний о средах жизни;

развитие творческого воображения и творческих способностей;

развитие навыков добротворчества;

расширение мировоззрения учащихся;

оздоровление учащихся;

расширение в сознании у детей в культурного пространства города Волгорада.

Календарно-тематическое планирование курса

(17 ч. в год)

Тема 1. Экскурсии в природные и искусственные сообщества.

1.Введение. Экология. Экологические факторы. Осенние явления в природе.

2.Экскурсия на пришкольный участок. Природное сообщество. Разнообразие природы.

Тема 2. Цикл осенних экскурсий.

1.Многообразие растительных сообществ. Дубрава.

2.Лиственный лес.

3.Хвойный лес.

4.Луг.

5.Водоёмы.

6.Влияние человека на природное сообщество.

7.Исскусственная экосистема. Ботанический сад ВГПУ. Открытый грунт. Лекарственные растения.

8.Экскурсия в парк Гагарина. Охрана природных сообществ.

9.1Обобщение отчетного материала. Игра. Викторина.

10.Оформление проектно-исследовательских работ.

Тема 3. Цикл зимних экскурсий

1.Особенности зимнего леса. Растения и животные зимой. Экскурсия по ландшафтно-экологической тропе.

2.Реализация проекта “Юные орнитологи”. Изготовление и развешивание кормушек, дуплянок, синичников. Викторины. Загадки. Игра “ Помоги птицам”

3.Экскурсия в Дарвиновский музей “ Почему они такие разные?”

4.Обобщение результатов экскурсий. Викторина. Оформление выставки отчетных материалов: рисунков, фотографий, кроссвордов.

Тема 4. Цикл весенних экскурсий.

1.Сезонные изменения в сообществах живых организмов. Весенние явления в природе на пришкольном участке.

2.Реки, пруды и озеро как природные водные сообщества. Жизнь водоемов весной. Особенности водной среды обитания.

3.Экскурсия по ландшафтно-экологической тропе. Изготовление и развешивание скворечников.

4.“День птиц”. Организация и проведение школьного праздника и участие в городском празднике.

5.Экскурсия “Первоцветы”.

6.Экскурсия “Почвенная среда обитания живых

организмов. Состав и свойства почвы.

7.Образование почвы. Вода в почве. Живые организмы – обитатели почвы.”

8.Обобщение весеннего цикла экскурсий. Организация выставки творческих работ учащихся. Подведение итогов курса. Защита проектно-исследовательских работ.



Литература:

1.Алексеев С.В. и др. Практикум по экологии. М., 1996.

2.Блинников В.И., Блинникова Л.И., Биоэкологические экскурсии в природу.- Рязань. книжное издательство “Горизонт”, 1983 г.

3.Борейко В.Е. Дорога к заповеднику. М., 1996.

4.Бочкарева Н.Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся. Калуга., 1996.

5.Вестник экологического образования в России. №2, 1996.

6.Гроздова Н.Б. Занимательная дендрология. М., 1991.

7.Измайлов И.В. и др. Биологические экскурсии. М., 1983.

8.Карпенкин Б.М. “Народный календарь Подмосковья.-М. УЦ Перспектива, 1999. –104 с.

9.Культура и экология. М., 1996.

10.Никишов А.И., Кузнецов В.Н., Теплов Д.Л., Экология: учебник для 5-6 классов. - М.:Устойчивый мир, 1999 г.

11.Самкова В.А., Шурхал Л.И., Экология. Природа. Человек. Культура: учебное пособие для 6 классов. -М.: Издат. Дом “Новый учебник”, 2004 г.

12.Нечаев М.П. Экскурсионная деятельность в образовательном процессе. -М. Перспектива. 2007.

13.Нидон Х. Растения и животные. Руководство для натуралиста. М., 1991.

14.Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Ч.2. -М. 2002

15.Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. М., 1994.

16.Ридигер О. Н. “Проблемы школьного экологического образования”, статья в приложении “Биология” № 27-28/2002 к еженедельной газете Издательского дома “Первое сентября”

17.Ридигер О.Н. “Некоторые пути повышения эффективности методов обучения экологии в средней школе”, “Актуальные проблемы экологии и природопользования” (выпуск 3, часть 2) Сб. науч. трудов. -М.: Изд- РУДН, 2003. -478 с.: ил.

18.Ридигер О.Н. Атлас. Биология и экология растений. 6 класс. - М.: ООО “Аст-ПРЕСС ШКОЛА” 2005 г.

19.Ридигер О.Н. Экологическое образование и воспитание школьников (из опыта работы школы № 1161) . Сборник Департамента образования г. Москвы “Модель непрерывного экологического образования в системе дошкольного и общего образования Москвы// Отв. Редактор Курнешева Л.Е. М.: Центр “Школьная книга” 2006. С.69.

20.Ридигер О.Н. Экологическое просвещение в системе опорных школ. Статья в газете “Биология” (Приложение к “Первое сентября”), № 24, декабрь, 2006 г.

21.Ридигер О.Н., Багдеева В.А., Афицерова Е.В. “ Лесопатологическое исследование сквера около управы района “Южное Бутово” “Актуальные проблемы экологии и природопользования” (выпуск 3, часть 2) Сб. науч. трудов. -М.: Изд- РУДН, 2003. - 478 с.: ил.

22.Ридигер О.Н., Ридигер Д.Д. “Практические методы в контроле загрязнений малых рек бассейна реки Волги и их локальное применение на территории Южного Бутова”. Актуальные проблемы экологии и природопользования. В.5. Ч.2. Экологические исследования природно-техногенных систем: Сб.науч.трудов. - М.: Изд-во РУДН, 2004. -296 с.: ил.

23.Ридигер О.Н., Ридигер Д.Д., Морозов И.Ю. “Почва и методы ее биологической диагностики”. Актуальные проблемы экологии и природопользования. Вы.5. Ч.2. Экологические исследования природно-техногенных систем: Сб.науч.трудов. – М.: Изд-во РУДН, 2004. – 296 с.: ил.

24.Седлецкая Е.А. Исследовательские работы школьников г.Москвы в области окружающей среды. М., 1998.

25.Седлецкая Е.А. Охраняемые растения Москвы. М., 1999.

26.Чижова В.П. Школа природы. М., 1997.

27.Школьный экологический мониторинг городской среды. М., 2000.

28.Экология большого города. Альманах.-М.: “Прима-Пресс”, 1997.



Программа факультатива экология экскурсионная «НАША ЗЕМЛЯ» для 5–6-х общеобразовательных классов.
  • География
Описание:

    На сегодняшний день одним из решающих факторов формирования и развития эффективных образовательных и воспитательных систем, как на уровне образовательных учреждений, так и на макроуровне в социуме, стал средовой подход к организации педагогической деятельности, включающий различные варианты взаимодействия учебного заведения со средой.

     Среда – понятие,  заимствованное из экологии, может выступать одним из главных инструментов в обучении экологии и формировании экологической культуры. Но важно не замыкаться в рамках классно-урочной системы, а расширить ее: выйти на пришкольный участок, в ближайший лес, к ближайшему водоему, в музей биолого-экологической направленности.

    Программа факультативного курса “Наша Земля” имеет эколого-биологическую направленность и рассчитана на учащихся 5–6-х классов и соответствует образовательному стандарту по предметам “биология” и “экология”. Курс обеспечивает знание вый компонент ученического проектирования.

    Программа является логическим продолжением пропедевтического курса “Окружающий мир” и дополнением к базовым курсам “Природоведение” и “Биология” и направлена на расширение мировоззрения учащихся.

Автор Журавлева Екатерина Николаевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 800
Номер материала 37285
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓