Главная / Другое / Программа факультатива для обучающихся «Мы хозяева своей страны»

Программа факультатива для обучающихся «Мы хозяева своей страны»

hello_html_m30e3796b.gifЛосева Наталья Анатольевна


Программа факультатива для обучающихся «Мы хозяева своей страны»


Факультатив предназначен для обучающихся 1 курсов (14-16 лет), его новизна в том, что в его рамках объединены воедино экономика и экология, на занятиях факультатива обучающиеся на деле учатся рациональному использованию природных благ.


Цель факультатива:

Создание условий для формирования у обучающихся представления о сложности взаимодействия природы и общества в ходе экономического развития России.


Задачи факультатива:

  • развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе изучения взаимодействия человека и природы;

  • воспитывать любовь к своей стране, природе своей страны;

  • овладевать умением правильно понимать экологическую культуру, самостоятельно приобретать новые знания в изучении географии;

  • научиться на практике решать экологические и экономические вопросы, принимать правильные экономические решения, сохраняя равновесие в природе


Факультатив включает в себя:

Пояснительную записку.

Раздел I. Природные составляющие экономики

Парадоксы российского пространства.

Рельеф и хозяйственная деятельность.

Из истории российского климата.

Край великих рек и озер.

Экология и экономика: враги или друзья?

Раздел II. Экономическое давление на природу

Энергетика: необходимость и достаточность? Транспорт: средство передвижения или роскошь выживания?

От природных ресурсов – к конструкционным материалам: потери и приобретения.

Сельское хозяйство: между природой и химией.

Знаки беды: регионы острых экологических ситуаций.

Раздел III. Мы хозяева своей страны (ролевые игры).

Ролевая игра №1 «Экополис».

Ролевая игра №2 «Альтернатива».

Ролевая игра №3 «Забытая стройка века».

Заключение.

Учебно тематическое планирование факультатива.


Ожидаемые результаты


  • После изучения факультатива у обучающихся должно сформироваться представление о сложности взаимодействия природы и общества в ходе экономического развития нашей страны.


  • Обучающиеся научатся составлять проекты, рассматривая экологические и экономические аспекты, принимать правильные решения, для собственного благополучия не навредив окружающей среде.


  • Факультатив воспитывает у обучающихся любовь и бережное отношение к своей стране, своему краю, воспитывает патриотические чувства.


  • Обучающиеся на практике научатся анализировать и сопоставлять карты проекта строительства БАМа, найдут сильные и слабые стороны относительно экологических и экономических аспектов.


  • В результате изучения факультатива обучающиеся смогут поверить в то, что они сами могут способствовать возрождению России – экономически могущественной и экологически чистой страны.















МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

«УЛЬКАНСКИЙ МЕЖОТРАСЛЕВОЙ ТЕХНИКУМ»





















Автор программы:


Н.А. Лосева






Улькан

2014


ПОЯСнительная записка.


На протяжении столетий развития человеческого общества экономическая деятельность людей находилась в противоречии с сохранением природной среды.

Люди научились добывать металлы и ископаемое топливо, перегородили плотинами реки, а на месте бескрайних лесов проложили дороги и построили заводы.

Развивая своё экономическое могущество, человечеству настолько понравилось чувствовать себя хозяевами природы, что оно не заметило, как в реках и морях стала погибать рыба, отравленная промышленными стоками, как стали исчезать леса и целые виды животных. Воздух в городах стал грязным из-за автомобильных выхлопов, дыма заводов и теплоэлектростанций.

Вступив в XXI век человечество начало осознавать, что в мире, где так много войн, нужды и лишений, где окружающая среда постоянно ухудшается, невозможны здоровое общество и стабильная экономика. Экономическое развитие не может остановиться, но оно должно пойти по пути сбережения окружающей среды. Стабильное экономическое развитие во многом будет определяться устойчивым экологическим равновесием, экономика должна удовлетворять нужды и законные желания людей, но её рост должен вписываться в пределы экологических возможностей планеты.

Люди стали задумываться о том, как сохранить свой дом – Землю. На Земле появилась наука экология. На сегодняшний день экономическое развитие человечества невозможно представить без обоснованного прогноза его экологических последствий. А понятие хозяин стало означать не расточитель природных богатств для личного обогащения, а разумный руководитель, умеющий рационально пользоваться природными дарами, умеющий совмещать две такие науки как экономика и экология. Новизна факультатива в том, что данные науки в курсе географии всегда рассматривались лишь в отдельности, а мы на занятиях данного факультатива объединим воедино экономику и экологию и попробуем на деле научиться рациональному использованию природных благ, не навредив природе и принеся благополучие народу своей страны.

Таким образом, целью данного факультатива является создание условий для формирования у обучающихся представления о сложности взаимодействия природы и общества в ходе экономического развития нашей страны.

Задачи факультатива:

  • развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе изучения взаимодействия человека и природы;

  • воспитывать любовь к своей стране, природе своей страны;

  • овладевать умением правильно понимать экологическую культуру, самостоятельно приобретать новые знания в изучении географии;

  • научиться на практике решать экологические и экономические вопросы, принимать правильные экономические решения, сохраняя равновесие в природе

Факультатив, сочетает в себе географию, экологию и экономику, в курс входят теоретические основы материала и практические занятия (ролевые игры, семинарские занятия).

Структура данного факультатива состоит из пояснительной записки, описания разделов факультатива и их содержания, учебно-тематического плана, ожидаемых результатов факультатива и приложения, которое включает в себя рекомендации для игроков к игре «Экополис», словаря основных терминов и списка используемой литературы.











описание разделов ФАКУЛЬТАТИВА

Всего (16 часов)


Раздел I. Природные составляющие экономики

(14 часов)

Парадоксы российского пространства. Просторы России (площадь, границы). Сравнение России по размерам с другими странами. Крупнейшие природные ландшафты нашей страны (Западно-Сибирская равнина, Восточно-Европейская (Русская) равнина, Байкал, Берингово море). Разнообразие природных ресурсов России. Районы с суровыми климатическими условиями и их влияние на экономику (более дорогая и сложная добыча). Протяженность России в 10 часовых поясах. Экономика и большая протяженность России, минусы для энергетики и транспорта. Неравномерное размещение экономического потенциала в связи с бескрайними просторами страны.

Урок лекция.

Рельеф и хозяйственная деятельность. Высота местности, внутренние процессы в земной коре (землетрясения, вулканизм, вертикальные движения) их влияние на хозяйство и рациональное использование территории регионов. Рельеф и транспорт. Рельеф и строительство городов, поселков, заводов и др. Геологическая деятельность людей (разрушение, созидание). Инженерные мероприятия по преобразованию овражных территорий в городах.

Урок семинар

Из истории российского климата. Природно-климатические условия и их изменение во времени. История климата России. Климат и хозяйство. Важность знания климата для экономики страны. Зональность климата. Климат и зональная специализация сельского хозяйства. Климатические зоны России. Городская среда. Ветровые коридоры.

Урок лекция

Край великих рек и озер. Вода – уникальное богатство живой природы. Вода и хозяйственная деятельность человека. Водопотребление. Проблема нехватки водных ресурсов. Требования, предъявляемые сегодня к водоснабжению. Качество воды. Загрязнение воды. Наблюдения за уровнем загрязнённости водоёмов. Жемчужина России – озеро Байкал. Рукотворные озера. Создание водохранилищ, причины и следствия. Экология гидросферы.

Урок семинар

Экология и экономика: враги или друзья? Роль природы в развитии хозяйства и человеческого общества. Техногенный путь наращивания экономики или путь возвращения к природе. Географический детерминизм (неизбежность). Политика географического нигилизма (отрицания). Общий древнегреческий корень слов экология и экономика: экос – дом и в дословном переводе означают, науки о ведении домашнего хозяйства. Необходимость взаимодействия двух наук о нашем общем доме – Земле. Задачи и стратегии эколого-экономического развития.

Урок конференция


Раздел II. Экономическое давление на природу

(12 часов)

Энергетика: необходимость и достаточность? Транспорт: средство передвижения или роскошь выживания? Значение энергии в жизненных процессах. Энергия и технологический процесс. ТЭС – основной источник энергии в России. Выбросы ТЭС и их влияние на атмосферу, гидросферу. АЭС и радиационное загрязнение среды. Россия – страна величайших рек. ГЭС. Создание водохранилищ для ГЭС, главная беда при строительстве. Транспорт и окружающая среда. Автомобильный транспорт и атмосфера. Железнодорожный транспорт. Железные дороги и пожары в лесу. Морской и речной транспорт и их влияние на природу. Нефтяные танкеры.

Урок семинар - практикум

От природных ресурсов – к конструкционным материалам: потери и приобретения. Конструкционные материалы и природные ресурсы. «Монстры» индустрии и атмосфера. Черная металлургия. Цветная металлургия. Нефтедобывающая и нефтехимическая промышленность. Химическая промышленность.

Лекция семинар

Сельское хозяйство: между природой и химией. Земледелие – древнейший вид человеческой деятельности. Проблемы сельского хозяйства: ограниченность пахотных земель, неблагоприятные природно-климатические условия, ветровая и водная эрозия. Пути решения: экстенсивный и интенсивный. Почва и химические вещества. Химия и животноводство. Экологизация землепользования (возвращение в лоно природы). Экологически чистое сельское хозяйство.

Урок лекция, семинар

Знаки беды: регионы острых экологических ситуаций. Ареалы острых экологических ситуаций. Антропогенные воздействия на территории регионов экологических кризисов. Основные проблемы регионов. Города и экологическая обстановка. Промышленность и сельское хозяйство. Национальные экологические программы. Наука и рациональное природопользование. Мониторинг природоохранных мероприятий. Стабильность экономики – эффективность мер по охране природы. Будущее России – экономически могущественная и экологически чистая страна.

Урок семинар


Раздел III. Мы хозяева своей страны (ролевые игры).

(33 часа)

Ролевая игра №1 «Экополис». Игра, которая дает представление о рациональной градостроительной концепции при освоении новой территории, проектирование небольших городов с заранее заданными функциями в соответствии с основными законами экологии города, задачами охраны окружающей среды и рационального природопользования. Экополис – будущий научный центр по изучению медико-биологических проблем освоения космического пространства. Подобных научных центров сегодня немало в центральной России, они имеют решающее значение для развития научно-технического прогресса в регионе. Научная специализация Экополиса во многом определяет повышенные требования к качеству окружающей среды – это главное условие при разработке проектов. Игра предусматривает пятилетний цикл развития территории. Основные задачи игры: обосновать выбор площадки, разместив в пределах выбранной площадки основные объекты жилищного и рекреационно-культурного комплекса, предложить пятилетний план строительства и освоения территории с изменениями городской среды.

Урок игра

Ролевая игра №2 «Альтернатива». Игра по принятию решения относительно природно-экономического и социального развития угольного региона. Играющие стоят перед выбором – сохранение природной среды или промышленное развитие. Сегодня это реальная альтернатива для многих районов России, например районов Севера. Суть имитационной игры состоит в том, что участники выбирают для себя различные роли, которые в действительности причастны к решению практических вопросов охраны природы и природопользования. В ходе игры предоставляется возможность самостоятельного принятия решения, основная цель которого – найти максимально благоприятные способы сохранения природной и культурной среды в условиях развивающейся промышленности. Основная задача – обучение участников игры навыкам мотивированной дискуссии и принятию коллективного решения.

Урок игра

Ролевая игра №3 «Забытая стройка века». В данной игре участникам предстоит столкнуться с территорией реального хозяйственного освоения. Цель данного задания состоит в том, чтобы на основе работы с географическими картами игроки смогли проанализировать реальные природные трудности, с которыми предстояло столкнуться строителям БАМа, оценить экономические перспективы освоения данной территории в связи с её природно-ресурсным потенциалом.

Урок игра

Заключение. Подведение итогов работы обучающихся на факультативе.

Урок конференция




Учебно – тематическое планирование факультатива.


Название темы занятия

Количество часов

Форма

занятия

Деятельность обучающихся

1.

Раздел I.

Природные составляющие экономики

Парадоксы Российского пространства.

2

лекция

конспект

2.


Рельеф и хозяйственная деятельность

3

семинар


анализ карт, таблиц

3.


Из истории российского климата.


3


лекция

конспект

4.


Край великих рек и озер.


3


семинар

защита докладов

5.


Экология и экономика: враги или друзья?

3

конференция

защита своей позиции

6.

Раздел II.

Экономическое давление на природу

Энергетика: необходимость и достаточность? Транспорт: средство передвижения или роскошь выживания?


3



семинар-практикум


работа с учебным пособием, картами.

7.


От природных ресурсов – к конструкционным материалам: потери и приобретения.


3

лекция-семинар

конспект, беседа

8.


Сельское хозяйство: между природой и химией

3

семинар

анализ схем и таблиц

9.

Знаки беды: регионы острых экологических ситуаций

3

семинар-практикум

дискуссия

10.

Раздел III

Мы хозяева своей страны

«Экополис».

10

ролевая игра


разработка проекта

11.


«Альтернатива»

10

ролевая игра

научиться принятию решений

12.


«Забытая стройка века»

10

ролевая игра


анализ существующих таблиц и проектов

13.

Итоговый урок по курсу

3

Семинар-конференция

анализ своей работы

14.

Итого по курсу факультатива

59





















ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Пример разработки игры №1 «Экополис»

Настольная ручная игра, которая дает представление о рациональной градостроительной концепции при освоении новой территории, проектировании небольших городов с заранее заданными функциями в соответствии с основными законами экологии города, задачами охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Экополис – будущий научный центр по изучению медико-биологических проблем освоения космического пространства. Подобных научных центров сегодня немало в центральной России, они имеют решающее значение для развития научно-технического прогресса в регионе. Научная специализация Экополиса во многом определяет повышенные требования к качеству окружающей среды – это главное условие при разработке проектов. Игра предусматривает пятилетний цикл развития территории. Основные задачи игры: обосновать выбор площадки, разместив в пределах выбранной площадки основные объекты жилищного и рекреационно-культурного комплекса, предложить пятилетний план строительства и освоения территории с изменениями городской среды.

В игре могут принять участие 1-3 группы от 5 до 8 человек каждая. Продолжительность игры: 20-25 минут на каждый этап, общая продолжительность 3 часа.

Рекомендации для игроков:

Экополис – город, который вам предстоит спроектировать и построить, занимает площадь примерно 2000 га, в нём будет проживать первоначально порядка 5 тыс. человек, в дальнейшем границы города не будут увеличены, а численность населения возрастет до 10-15 тыс. человек.

Место предполагаемого строительства – Центр России – выбрано не случайно. Сегодня это один из ведущих регионов по развитию отраслей, связанных с научным комплексом. В ходе самой игры вам необходимо кратко формулировать задачи на каждый отдельный год. Игра проходит в пять этапов. На пятом этапе игроки должны будут представить готовый проект. Проектная группа включает целый ряд специалистов: архитектор, эколог, экономист, физико-географ, транспортник и др., – необходимых для решения задач игры. Каждый из игроков разрабатывает только определённую часть проекта, но решение принимается коллегиально.

Функции участников:

  1. Физико-географ должен ответить на следующие вопросы:

  • В какой природной зоне расположен район, какие природные процессы наиболее характерны для этой зоны?

  • Какие типы ландшафтов характерны для данного региона?

  • Составить схему взаимодействия природных компонентов для данного ландшафта, предположить возможные изменения.

  • Какие типы почв характерны для хвойного леса, смешанного леса, реки Быстрой? Составить примерные почвенные профили.

  • Проанализировать климатический паспорт территории, на его основе составить характеристику климата.

  • Какие внешние процессы оказывают влияние на формирование рельефа района?

На первом этапе ваше слово решающее. Вы должны умело выбрать площадку под строительство на основе анализа физико-географических особенностей различных частей предлагаемой территории. Убедите коллег по команде в правильности вашего выбора.

На последующих этапах ваша задача – дать обоснованный анализ происходящих изменений природного комплекса в целом, в условиях формирования антропогенной среды.

Пакет документов физико-географа:

  • Топографическая карта

  • Климатический паспорт

  • Карта аэродинамической ситуации

В ходе игры на каждом этапе вы должны будете нанести основные динамические изменения, возникшие в природной среде.

(Данные для проекта можно взять в учебном пособии География России автора А.А.Лобжанидзе, Москва «Просвещение» 1995 год)

  1. Экономист – ваша задача обеспечить проект основными расчетам, сделать его экономически эффективным.

Помните, что общий объем капиталовложений – 3000 уе, ежегодное освоение капиталовложений не должно превышать 600-1000 уе. Население Экополиса – 5 тыс. человек. Основные капиталовложения поглотит строительство научного центра, жилья, элементов инфраструктуры. Один объект может строиться в течение 5 лет. Главная задача проекта – максимальная экологическая комфортность, поэтому обратите особое внимание развитию рекреационной сферы, лесопарковой зоны.

Пакет документов экономиста:

  • Таблица экономической стоимости объектов

  • Данные о сроках строительства

(Данные для проекта можно взять в учебном пособии География России автора А.А.Лобжанидзе, Москва «Просвещение» 1995 год)

  1. Эколог, готовясь к игре, ответь на следующие вопросы:

      • Какие территории данного региона относятся к охраняемым?

      • Что необходимо предпринять для сохранения их статуса, какую роль для будущего города они будут выполнять?

      • В каком направлении от района Экополиса находится крупный промышленный район, какое влияние он может оказать на экологию города?

      • Что является источником электромагнитного и шумового загрязнения в районе? По каким направлениям распространяется загрязнение атмосферного воздуха в январе, июле?

Ваша задача в ходе игры: Экологический контроль проекта

Пакет документов эколога:

  • Схема функциональной организации санитарно-зашитной зоны.

  • Карта комплексной экологической оценки территории.

  • Справочные материалы по организации лесопаркового пояса.

(Данные для проекта можно взять в учебном пособии География России автора А.А.Лобжанидзе, Москва «Просвещение» 1995 год)

  1. Транспортник – ваша задача обеспечить город оптимальной транспортной структурой, предложить генеральную схему транспорта.

Транспорт – важнейший загрязнитель городской среды, поэтому ваши предложения должны отвечать максимально экологическим требованиям. В то же время транспортное строительство – капиталоёмкое, поэтому каждое ваше предложение должно быть направлено на экономию капитальных вложений.

Пакет документов транспортника:

  • Схема загруженности дорог.

  1. Архитектор – ваша задача предложить проект застройки города на выбранной вашими коллегами площадке, учитывая при этом мнение специалистов.

Вы должны будете предложить общую генеральную схему развития Экополиса, а также последовательность застройки и местоположение отдельных строящихся объектов с учётом их влияния на окружающую среду города. Ваши архитектурные решения полностью влияют на весь ход проекта, каждый ваш шаг должен быть согласован со всем кругом специалистов.

(Данные для проекта можно взять в учебном пособии География России автора А.А.Лобжанидзе, Москва «Просвещение» 1995 год)











СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Для обучающихся:

  1. Лобжанидзе А.А. География России (эколого-экономические аспекты). 8-9 класс М.: Просвещение, 1995

  2. Сергеева К.П. За страницами учебника географии. 8-9 класс М.: просвещение, 1997.

Для преподавателя:

    1. Алексеев А.И. и др. География России Ч.1: Природа и население. М.: Экопрос, 1999.

    2. Алексеев А.И. и др. Население и хозяйство России. 9 класс М.: Просвещение, 1995

    3. Большая Советская энциклопедия на CD-ROM

    4. Дронов В.П., Максаковский В.П., Ром В.Я. География: Справочные материалы. 9-10 класс М.: Просвещение, 1994

    5. Ром В.Я Новое в России: цифры, факты. Дополнительные главы к учебнику В.Я.Рома, В.П.Дронова «География России. Население и хозяйство». 9 класс М.: Дрофа, 1999

    6. Экология и промышленность. 1999. №2

    7. Хефлинг Г. Тревога в 2000 году. Москва. 1990 год.










ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Словарь основных терминов

Агломерация населённых пунктов, скопление населённых пунктов, главным образом городских, местами срастающихся, объединённых в одно целое интенсивными хозяйственными, трудовыми и культурно-бытовыми связями. Для агломерации населённых пунктов характерна общность повседневной жизни их населения, проявляющаяся, в частности, в «маятниковых» поездках на работу в пределах одной агломерации. Агломерация населённых пунктов — наиболее развитая и сложная форма расположения населённых пунктов, преимущественно вокруг крупнейших городов, становящихся в этом случае ядром агломерации населённых пунктов, а также в густозаселенных промышленных районах, где возникают многоядерные агломерации населённых пунктов (например, в угольных бассейнах).

Агро... (от греч. agrós — поле), составная часть сложных слов, соответствующая по значению слову «агрономический» (например, агрохимия, агротехника, агрометеорология).

Антропо... (греч. ánthropos — человек), составная часть сложных слов, указывающая на отношение их к человеку (например, антропология, антропометрия).

Антропология (от антропо... и ...логия), наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека.

Антропометрия (от антропо... и ...метрия), совокупность методических приёмов в антропологических исследовании, заключающихся в измерении и описании (антропоскопия) тела человека в целом и отдельных его частей и позволяющих дать количественную характеристику их изменчивости.

Ареал (от лат. area — площадь, пространство), часть земной поверхности (или акватории), в пределах которой встречается тот или иной вид (род, семейство и т. д.) животных или растений.

Аридизация — процесс иссушения климата и как следствие – изменение природных комплексов, в том числе и в результате человеческой деятельности.

Аэрация почвы, газообмен почвенного воздуха с атмосферным. А. п. необходима для успешного роста и развития растений. При А. п. происходит обогащение почвенного воздуха кислородом, а приземного надпочвенного — углекислотой.

Биотические факторы среды, совокупность влияний, оказываемых на организмы жизнедеятельностью других организмов. Эти влияния носят самый разнообразный характер. Живые существа могут служить источником пищи для других организмов, являться средой обитания (например, организм-хозяин, в котором поселяются паразиты), способствовать их размножению (например, деятельность животных-опылителей), оказывать химическое (токсины бактерий), механическое и другие воздействия.

Ветровая эрозия почвы, или дефляция, развивается на любых типах рельефа, в том числе на равнинах; бывает повседневной (ветры малой скорости поднимают в воздух почвенные частицы и относят их на другие участки) и периодической — пыльные бури (сильные ветры поднимают в воздух верхний слой почвы, иногда вместе с посевами, и переносят почвенные массы на большие расстояния).

Водная эрозия проявляется на склонах, где стекает дождевая или талая вода; подразделяется на плоскостную (сравнительно равномерный смыв почвы под влиянием стока воды, не успевающей впитаться), струйчатую (образование неглубоких промоин, устраняемых обычной обработкой) и глубинную (размыв потоками воды почв и горных пород).

Водопользование (юридическое), пользование водами (водными объектами) состоящими в исключительной собственности государства для удовлетворения нужд населения и хозяйства.

Водопотребление, расходование воды, подаваемой для удовлетворения различных нужд населения, промышленности и т.д. Различают две основные категории Водопотребления: 1) хозяйственно-питьевое и коммунальное Водопотребление — потребление воды, связанное с бытовыми нуждами населения (питьё, приготовление пищи, содержание в чистоте жилищ и т.п.) и обеспечением благоустройства населённых мест (поливка улиц, зелёных насаждений и т.п.); 2) производственное или техническое Водопотребления — потребление воды для технологических целей промышленности, энергетики, транспорта (парообразование, охлаждение, промывка продукции, гидравлический транспорт и т.п.), на противопожарные нужды и пр. Количество воды, расходуемое для нужд населения, зависит в основном от степени санитарно-технического оборудования жилищ (наличия канализации, ванн, душей, систем газоснабжения и горячего водоснабжения).

Вскрышные работы, удаление горных пород, покрывающих и вмещающих полезное ископаемое при открытой разработке. Вскрышные породы, не содержащие полезных компонентов, называются пустыми породами и удаляются во внешние или внутренние отвалы. Если вскрышные породы (например, глины, пески, известняки, мел и др.) пригодны как строительный материал, то они подвергаются дальнейшей переработке (дробление, сортировка и т. д.), после чего направляются потребителям. Вскрышные работы включают процессы подготовки пород к выемке, выемочно-погрузочные работы, транспортировку и отвалообразование.

Географическая среда, часть земного природного, в той или иной степени измененного людьми окружения человеческого общества, с которой общество в данный момент непосредственно связано в своей жизни и производственной деятельности.

Гербициды (от лат. herba — трава и caedo — убиваю), химические вещества, применяемые для уничтожения растительности. По характеру действия на растения делятся на Г. сплошного действия, убивающие все виды растений, и Г. избирательного (селективного) действия, поражающие одни виды растений и не повреждающие др. Первые применяют для уничтожения растительности вокруг промышленных объектов, на лесных вырубках, аэродромах, железных и шоссейных дорогах, под линиями высоковольтных электропередач, в дренажных каналах, прудах и озёрах; вторые — для защиты культурных растений от сорняков (химическая прополка).

Географический ландшафт, основная категория территориального деления географической оболочки, одно из фундаментальных понятий географии и объект изучения в ландшафтоведении.

Инфраструктура (от лат. infra — ниже, под и structura — строение, расположение), термин, появившийся в экономической литературе в конце 40-х гг. 20 в. для обозначения комплекса отраслей хозяйства, обслуживающих промышленное и с.-х. производство (строительство шоссейных дорог, каналов, портов, мостов, аэродромов, складов, энергетическое хозяйство, ж.-д. транспорт, связь, водоснабжение и канализация, общее и профессиональное образование, расходы на науку, здравоохранение и т. п.).

Ирригация в сельском хозяйстве, подвод воды на земли, испытывающие недостаток влаги, и увеличение её запасов в корнеобитаемом слое почвы; один из видов мелиорации. Более распространён термин орошение

Кадастр (франц. cadastre), список, реестр, составленный официальным органом или учреждением. Например, водный кадастр, земельный кадастр.

Кризис природной среды (греч. «кризис»– поворотный пункт) – резкое ухудшение природного состояния среды, приводящее к возникновению кризисных ситуаций, различающихся по масштабу (локальные, региональные, глобальные).

Лесомелиорация – Система мероприятий по использованию лесных насаждений для улучшения почвенных, гидрологических, климатических природных условий территории.

Лесосека расчетная – норма ежегодных объемов вырубки леса главного пользования и лесовосстановительных рубок.

Мониторинг – система наблюдений и контроля за состоянием природной среды в результате её развития или влияния на неё хозяйственной деятельности человека. По методам наблюдения различают: дистанционный и стационарный мониторинг.

Ноосфера (от греч. nóos — разум и сфера), сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным, определяющим фактором развития (для обозначения этой сферы употребляют также сходные термины: техносфера, антропосфера, социосфера).

Отвал, насыпь на поверхности горного отвода, в которой размещаются пустые породы или некондиционное полезное ископаемое (удаляемое при разработке месторождений), хвосты обогатительных фабрик или шламы металлургических заводов.

Охрана природы, система естественнонаучных, технико-производственных, экономических и административно-правовых мероприятий, осуществляемых в пределах данного государства или его части, а также в международном масштабе и направленных на сохранение и контролируемое изменение природы в интересах развивающегося человечества, на поддержание и увеличение её продуктивности, обеспечение рационального использования (включая восстановление) природных ресурсов и окружающей среды.

Природопользование, совокупность воздействий человечества на географическую оболочку Земли, рассматриваемая в комплексе (в отличие от отраслевых понятий — водопользование, землепользование, лесопользование и др.).

Рекреация (польск. rekreacja — отдых, от лат. recreatio — восстановление), 1) праздники, каникулы, перемена в школе (устаревшее). 2) Помещение для отдыха (устаревшее). 3) Отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда. В этом значении термин «Рекреация» употребляется с 60-х гг. 20 в. в литературе по физиологическим, медицинским, социально-экономическим, архитектурно-строительным и др. проблемам организации отдыха населения. В случаях, когда отдых сочетается с лечением, например в санаториях, Р. без чётких границ смыкается с восстановлением здоровья, лечением. Рекреация характеризуется величиной времени, в рамках которого происходит восстановление сил, и деятельностью, осознанно или инстинктивно направленной на это восстановление.

Рекультивация ландшафта, рекультивация земель (от ре... и позднелатинского cultivo — обрабатываю, возделываю), восстановление продуктивности земель, ставших бесплодными в результате деятельности человека (добыча полезных ископаемых, создание гидросооружений, сведение лесов, строительство городов и др.).



Социальная экология - раздел экологии, изучающий взаимодействие природы и общества, том числе отдельных социальных групп людей.

Среда в биологии, совокупность абиотических (неорганических) и биотических (органических) условий обитания животных, растений или микроорганизмов одного или разных видов

Техногенный – связанный с технической деятельностью людей.

Экологический подход – исследование экологических систем, состоящий из двух подсистем – «хозяин» и его окружение.

Эколого-правовая ответственность за нарушение природоохранного законодательства, выражающаяся в применении к нарушителю со стороны государственных органов различных штрафных санкций, предусмотренных законодательством.

Экономический ущерб от загрязнения окружающей среды – потери от воздействия загрязнённой среды на здоровье населения, общественное и личное имущество (жилищный фонд, сельскохозяйственные земли).






























Программа факультатива для обучающихся «Мы хозяева своей страны»
  • Другое
Описание:

Программа факультатива для обучающихся «Мы хозяева своей страны»

 Факультатив предназначен для обучающихся 1 курсов (14-16 лет),  его новизна в том, что в его рамках объединены воедино экономика и экология, на занятиях факультатива обучающиеся на деле учатся рациональному использованию природных благ.

 

Цель факультатива:

Создание условий для формирования у обучающихся представления о сложности взаимодействия природы и общества в ходе экономического развития России.

 

Задачифакультатива:

-   развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе изучения взаимодействия человека и природы;

-   воспитывать любовь к своей стране, природе своей страны;

-    овладевать умением правильно понимать экологическую культуру, самостоятельно  приобретать новые знания в изучении географии;

-   научиться на практике решать  экологические и экономические вопросы, принимать правильные экономические решения, сохраняя равновесие в природе

 

Факультатив включает в себя:

Пояснительную записку.

Раздел I. Природные составляющие экономики

Парадоксы российского пространства.

Рельеф и хозяйственная деятельность.

Из истории российского климата.

Край великих рек и озер.

Экология и экономика: враги или друзья?

Раздел II. Экономическое давление на природу

Энергетика: необходимость и достаточность? Транспорт: средство передвижения или роскошь выживания?

От природных ресурсов – к конструкционным материалам: потери и приобретения.

Сельское хозяйство: между природой и химией.

Знаки беды: регионы острых экологических ситуаций.

Раздел III. Мы хозяева своей страны (ролевые игры).

Ролевая игра №1 «Экополис».

Ролевая игра №2 «Альтернатива».

Ролевая игра №3 «Забытая стройка века». 

Заключение.

Учебно  тематическое планирование факультатива.

 

Ожидаемые результаты

 

-      После изучения факультатива у обучающихся должно сформироваться представление о сложности взаимодействия природы и общества в ходе экономического развития нашей страны.

 

-      Обучающиеся научатся составлять проекты, рассматривая экологические и экономические аспекты, принимать правильные решения, для собственного благополучия не навредив окружающей среде.

 

-      Факультатив воспитывает у обучающихся любовь и бережное отношение к своей стране, своему краю, воспитывает патриотические чувства.

 

-      Обучающиеся на практике научатся анализировать и сопоставлять карты проекта строительства БАМа, найдут сильные и слабые стороны относительно экологических и экономических аспектов.

 

-      В результате изучения факультатива обучающиеся смогут поверить в то, что они сами могут способствовать возрождению России – экономически могущественной и экологически чистой страны.

Автор Лосева Наталья Анатольевна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 475
Номер материала 17589
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓