Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыПрограмма элективного профильного курса по русскому языку

Программа элективного профильного курса по русскому языку

Скачать материал

Программа элективного профильного курса по русскому языку

 

Пояснительная записка

Содержание данного профильного курса направлено на развитие и совершенствование навыков и умений всех видов речевой деятельности учащихся на основе самостоятельной работы с текстами. Курс состоит из пяти основных разделов:

  • грамматическая стилистика как наука;
  • функциональные стили и грамматика;
  • грамматика и нормы;
  • части речи;
  • речевые ошибки и стилистические недочеты.

Содержание предлагаемых заданий и упражнений направлено на осмысление, закрепление и проверку полученных знаний на практике, формирование навыков редактирования текста, что способствует развитию стилистического мышления и языковой культуры.

Главным объектом содержания курса является грамматическая стилистика, которая изучает использование грамматических форм частей речи, рассматривает нормы и их варианты, возможности использования стилистических вариантов в разных функционально – стилистических разновидностях русского языка.

Программа данного курса также включает систему практических занятий.

Элективный курс предназначен в первую очередь для учащихся, проявляющих интерес к гуманитарным дисциплинам.

Цель курса – закрепление знаний по русскому языку, усвоенных учащимися, их расширение и углубление, формирование умений сознательно применять на практике полученные знания и развитие навыков наблюдать и анализировать языковые явления.

Задачи курса:

  • систематизировать и обобщить имеющиеся знания;
  • научить четко разграничивать функциональные стили языка и составлять тексты на заданную тему;
  • развить способности находить и исправлять речевые ошибки и стилистические недочеты.

Требования к уровню усвоения курса.

Учащиеся должны знать:

  • особенности использования функциональных стилей языка;
  • грамматические нормы стилей языка;
  • особенности употребления в речи различных частей речи;
  • основные лексические и синтаксические ошибки.

Учащиеся должны уметь:

  • отбирать языковые средства при создании текстов изученных стилей;
  • находить в предложенном тексте речевые ошибки и стилистические недочеты;
  • оценивать тексты с точки зрения их соответствия функциональным стилям языка.

Виды практической деятельности учащихся:

  • самостоятельное обобщение материала;
  • составление текстов на заданную тему разных функциональных стилей;
  • анализ текста с точки зрения лексических, морфологических, синтаксических особенностей каждого стиля речи;
  • анализ текстов с точки зрения использования разных частей речи;
  • редактирование предложенных и своих текстов.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Название темы

К-во часов

Основные словари и справочники

Виды деятельности

1.

Грамматическая стилистика русского языка как наука

2

Розенталь Д.Э. «Практическая стилистика русского языка», М., 1987

Конспектирование лекции учителя с составлением таблицы

1.1

Место и назначение грамматической стилистики в курсе русского языка

1.2

Цели и задачи предмета

2.

Функциональные стили языка (Научный, разговорный, официально-деловой, публицистический, художественный)

4

Гольцов Н.Г., Эмшин И.В. «Сборник упражнений по грамматической стилистике русского языка», М., 2003

Творческая лаборатория – составление пяти текстов на одну заданную тему в разных стилях и анализ этих текстов

3.

Грамматика и нормы

7

Розенталь Д.Э. «Практическая стилистика русского языка», М., 1987
Розенталь Д.Э. «Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию», М., 1994

Исследование грамматических норм предложенных текстов.

3.1

Стилистическая окраска

1

3.2

Употребление языковых средств в научном стиле

1

3.3

Основные нормы разговорного стиля

1

3.4

Совокупность правил выбора и употребления языковых средств в официально-деловом стиле

1

3.5

Основные нормы публицистического стиля

1

3.6

Употребление языковых средств в художественном стиле

1

3.7

Различие в использовании норм стилей русского языка

4.

Использование различных частей речи в тексте (Имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное)

10

Львова С.И. «Уроки словесности, 5-9 классы», М., 1996

Исследование и анализ предложенных текстов. Составление схемы-конспекта.

4.1

Имя существительное. Колебания в роде

1

4.2

Имена и фамилии. Склонение и число

1

4.3

Категория числа имени существительного

1

4.4

Имя прилагательное. Склонение

1

4.5

Степени сравнения имени прилагательного

1

4.6

Особенности притяжательных прилагательных

1

4.7

Синонимия имен прилагательных и имен существительных

1

4.8

Особенности употребления в речи глагола

1

4.9

Особенности собирательных числительных

1

4.10

Склонение числительных

1

5.

Жанровое разнообразие стилей русского языка

6

Мазнева О.А., Михайлова И.М. «Практикум по стилистике русского языка.Тесты и задания»., М., 2006

Анализ текстов с точки зрения их стилистической принадлежности. Риторические игры.

5.1

Жанры научного стиля (устные и письменные)

1

5.2

Жанры разговорного стиля

1

5.3

Жанры официально-делового стиля

1

5.4

Жанры публицистического стиля

1

5.5

Жанровое своеобразие стиля художественной литературы

1

5.6

Возможность использования особенностей разных стилей в одном тексте

1

6.

Речевые ошибки и стилистические недочеты.

5

Розенталь Д.Э. «Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию», М., 1994

Редактирование предложенных и своих текстов.

6.1

Основные виды лексических и стилистических ошибок

1

6.2

Различие в определении грамматических и речевых ошибок

1

6.3

Стилистические недочеты, их определения.

1

6.4

Стилистическое и грамматическое единство текста

1

6.5

Особенности редактирования текста

1

7.

Итоговое занятие

1

Аукцион знаний, тестирование

Содержание программы.

Тема 1. Грамматическая стилистика русского языка как наука. Предмет. Цели. Задачи.

Тема 2. Функциональные стили языка.

Научный стиль. Основные грамматические черты, выполняемые функции.

Разговорный стиль. Фонетические особенности. Морфология, лексика и фразеология.

Официально-деловой стиль. Лексика и фразеология. Морфология и синтаксис. Правила составления и оформления документов.

Публицистический стиль. Сфера обслуживания. Функции. Лексика и фразеология.

Художественный стиль. Специфические черты. Соотношение книжной лексики с разговорной, просторечной и диалектной.

Тема 3. Грамматика и нормы. Стилистическая окраска. Архаичность нормы.

Грамматические нормы, научного, разговорного, официально-делового, публицистического и художественного стилей.

Тема 4. Части речи.

Имя существительное. Колебания в роде имен существительных и её причины. Одушевленность-неодушевленность. Склонение и число имен и фамилий. Варианты падежных окончаний.

Имя прилагательное. Склонение. Степень сравнения. Употребление притяжательных прилагательных. Синонимия прилагательных и форм косвенных падежей существительных.

Глагол. Недостаточные и изобилующие глаголы.

Имя числительное. Собирательные числительные. Склонение числительных.

Тема 5. Жанровое разнообразие стилей русского языка.

Жанры научного стиля: рецензия, аннотация, тезисы, реферат; доклад, дискуссия, устный ответ.

Жанры разговорного стиля: диалог, частное письмо, дневник, переписка в чате.

Жанры официально-делового стиля: доверенность, заявление, деловое письмо, характеристика, резюме, деловая беседа, инструкция.

Жанры публицистического стиля: информационная заметка, репортаж, статья, очерк, фельетон, реклама, эссе, интервью.

Особенности художественного стиля (поэзия, проза)

Тема 6. Речевые ошибки и стилистические недочеты. Лексические и синтаксические ошибки. Стилистические недочеты.

Тема 7. Итоговое занятие.

Библиографический список.

  1. Гольцов Н.Г., Эмшин И.В. «Сборник упражнений по грамматической стилистике русского языка», М., 2003
  2. Львова С.И. «Уроки словесности, 5-9 классы», М., 1996
  3. Мазнева О.А., Михайлова И.М. «Практикум по стилистике русского языка.Тесты и задания»., М., 2006
  4. Розенталь Д.Э. «Практическая стилистика русского языка», М., 1987 .
  5. Розенталь Д.Э. «Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию», М., 1994

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Программа элективного профильного курса по русскому языку"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Психолог-перинатолог

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Пояснительная записка

Содержание данного профильного курса направлено на развитие и совершенствование навыков и умений всех видов речевой деятельности учащихся на основе самостоятельной работы с текстами. Курс состоит из пяти основных разделов:

  • грамматическая стилистика как наука;
  • функциональные стили и грамматика;
  • грамматика и нормы;
  • части речи;
  • речевые ошибки и стилистические недочеты.

Содержание предлагаемых заданий и упражнений направлено на осмысление, закрепление и проверку полученных знаний на практике, формирование навыков редактирования текста, что способствует развитию стилистического мышления и языковой культуры.

Главным объектом содержания курса является грамматическая стилистика, которая изучает использование грамматических форм частей речи, рассматривает нормы и их варианты, возможности использования стилистических вариантов в разных функционально – стилистических разновидностях русского языка.

Программа данного курса также включает систему практических занятий.

Элективный курс предназначен в первую очередь для учащихся, проявляющих интерес к гуманитарным дисциплинам.

Цель курса – закрепление знаний по русскому языку, усвоенных учащимися, их расширение и углубление, формирование умений сознательно применять на практике полученные знания и развитие навыков наблюдать и анализировать языковые явления.

Задачи курса:

  • систематизировать и обобщить имеющиеся знания;
  • научить четко разграничивать функциональные стили языка и составлять тексты на заданную тему;
  • развить способности находить и исправлять речевые ошибки и стилистические недочеты.

Требования к уровню усвоения курса.

Учащиеся должны знать:

  • особенности использования функциональных стилей языка;
  • грамматические нормы стилей языка;
  • особенности употребления в речи различных частей речи;
  • основные лексические и синтаксические ошибки.

Учащиеся должны уметь:

  • отбирать языковые средства при создании текстов изученных стилей;
  • находить в предложенном тексте речевые ошибки и стилистические недочеты;
  • оценивать тексты с точки зрения их соответствия функциональным стилям языка.

Виды практической деятельности учащихся:

  • самостоятельное обобщение материала;
  • составление текстов на заданную тему разных функциональных стилей;
  • анализ текста с точки зрения лексических, морфологических, синтаксических особенностей каждого стиля речи;
  • анализ текстов с точки зрения использования разных частей речи;
  • редактирование предложенных и своих текстов.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Название темы

К-во часов

Основные словари и справочники

Виды деятельности

1.

Грамматическая стилистика русского языка как наука

2

Розенталь Д.Э. «Практическая стилистика русского языка», М., 1987

Конспектирование лекции учителя с составлением таблицы

1.1

Место и назначение грамматической стилистики в курсе русского языка

1.2

Цели и задачи предмета

2.

Функциональные стили языка (Научный, разговорный, официально-деловой, публицистический, художественный)

4

Гольцов Н.Г., Эмшин И.В. «Сборник упражнений по грамматической стилистике русского языка», М., 2003

Творческая лаборатория – составление пяти текстов на одну заданную тему в разных стилях и анализ этих текстов

3.

Грамматика и нормы

7

Розенталь Д.Э. «Практическая стилистика русского языка», М., 1987
Розенталь Д.Э. «Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию», М., 1994

Исследование грамматических норм предложенных текстов.

3.1

Стилистическая окраска

1

3.2

Употребление языковых средств в научном стиле

1

3.3

Основные нормы разговорного стиля

1

3.4

Совокупность правил выбора и употребления языковых средств в официально-деловом стиле

1

3.5

Основные нормы публицистического стиля

1

3.6

Употребление языковых средств в художественном стиле

1

3.7

Различие в использовании норм стилей русского языка

 

4.

Использование различных частей речи в тексте (Имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное)

10

Львова С.И. «Уроки словесности, 5-9 классы», М., 1996

Исследование и анализ предложенных текстов. Составление схемы-конспекта.

4.1

Имя существительное. Колебания в роде

1

4.2

Имена и фамилии. Склонение и число

1

4.3

Категория числа имени существительного

1

4.4

Имя прилагательное. Склонение

1

4.5

Степени сравнения имени прилагательного

1

4.6

Особенности притяжательных прилагательных

1

4.7

Синонимия имен прилагательных и имен существительных

1

4.8

Особенности употребления в речи глагола

1

4.9

Особенности собирательных числительных

1

4.10

Склонение числительных

1

5.

Жанровое разнообразие стилей русского языка

6

Мазнева О.А., Михайлова И.М. «Практикум по стилистике русского языка.Тесты и задания»., М., 2006

Анализ текстов с точки зрения их стилистической принадлежности. Риторические игры.

5.1

Жанры научного стиля (устные и письменные)

1

5.2

Жанры разговорного стиля

1

5.3

Жанры официально-делового стиля

1

5.4

Жанры публицистического стиля

1

5.5

Жанровое своеобразие стиля художественной литературы

1

   

5.6

Возможность использования особенностей разных стилей в одном тексте

1

6.

Речевые ошибки и стилистические недочеты.

5

Розенталь Д.Э. «Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию», М., 1994

Редактирование предложенных и своих текстов.

6.1

Основные виды лексических и стилистических ошибок

1

6.2

Различие в определении грамматических и речевых ошибок

1

6.3

Стилистические недочеты, их определения.

1

6.4

Стилистическое и грамматическое единство текста

1

6.5

Особенности редактирования текста

1

7.

Итоговое занятие

1

 

Аукцион знаний, тестирование

Содержание программы.

Тема 1. Грамматическая стилистика русского языка как наука. Предмет. Цели. Задачи.

Тема 2. Функциональные стили языка.

Научный стиль. Основные грамматические черты, выполняемые функции.

Разговорный стиль. Фонетические особенности. Морфология, лексика и фразеология.

Официально-деловой стиль. Лексика и фразеология. Морфология и синтаксис. Правила составления и оформления документов.

Публицистический стиль. Сфера обслуживания. Функции. Лексика и фразеология.

Художественный стиль. Специфические черты. Соотношение книжной лексики с разговорной, просторечной и диалектной.

Тема 3. Грамматика и нормы. Стилистическая окраска. Архаичность нормы.

Грамматические нормы, научного, разговорного, официально-делового, публицистического и художественного стилей.

Тема 4. Части речи.

Имя существительное. Колебания в роде имен существительных и её причины. Одушевленность-неодушевленность. Склонение и число имен и фамилий. Варианты падежных окончаний.

Имя прилагательное. Склонение. Степень сравнения. Употребление притяжательных прилагательных. Синонимия прилагательных и форм косвенных падежей существительных.

Глагол. Недостаточные и изобилующие глаголы.

Имя числительное. Собирательные числительные. Склонение числительных.

Тема 5. Жанровое разнообразие стилей русского языка.

Жанры научного стиля: рецензия, аннотация, тезисы, реферат; доклад, дискуссия, устный ответ.

Жанры разговорного стиля: диалог, частное письмо, дневник, переписка в чате.

Жанры официально-делового стиля: доверенность, заявление, деловое письмо, характеристика, резюме, деловая беседа, инструкция.

Жанры публицистического стиля: информационная заметка, репортаж, статья, очерк, фельетон, реклама, эссе, интервью.

Особенности художественного стиля (поэзия, проза)

Тема 6. Речевые ошибки и стилистические недочеты. Лексические и синтаксические ошибки. Стилистические недочеты.

Тема 7. Итоговое занятие.

Библиографический список.

  1. Гольцов Н.Г., Эмшин И.В. «Сборник упражнений по грамматической стилистике русского языка», М., 2003
  2. Львова С.И. «Уроки словесности, 5-9 классы», М., 1996
  3. Мазнева О.А., Михайлова И.М. «Практикум по стилистике русского языка.Тесты и задания»., М., 2006
  4. Розенталь Д.Э. «Практическая стилистика русского языка», М., 1987 .
  5. Розенталь Д.Э. «Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию», М., 1994

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 684 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

  • 03.10.2020
  • 498
  • 2
«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.
Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями воспитанников подготовительной к школе группы для детей с ТНР.
  • Учебник: «Русский язык», Граник Г.Г., Крюкова Т.Ш. и др.
  • Тема: § 4. Волшебная сила слова
  • 03.10.2020
  • 670
  • 4
«Русский язык», Граник Г.Г., Крюкова Т.Ш. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 30.12.2014 544
    • DOCX 26.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шатохина Людмила Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Шатохина Людмила Васильевна
    Шатохина Людмила Васильевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 9421
    • Всего материалов: 9

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 234 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 167 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель, преподаватель русского языка как иностранного

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 545 человек из 68 регионов
  • Этот курс уже прошли 639 человек

Мини-курс

Основы искусствознания

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 10 человек

Мини-курс

Искусство и техника: совершенствование в художественной гимнастике

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Информационные технологии в науке и бизнесе: от концепции до реализации

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе