Разработала учитель биологии и химии
Н.С.Зайцева
Программа элективного курса
для учащихся 5 класса
« Основы здоровья».
(34 часа, 1час в неделю)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На
сегодняшний день очень много внимания уделяется вопросам здоровьесбережения ,
здорового образа жизни учащихся общеобразовательных учреждений. Актуальность
этой проблемы определяется тем, что подрастающее поколение в процессе
образовательной деятельности и влияния окружающей среды испытывает
систематические физические и психические перегрузки, ведущие к возможной
хронической патологии.
Цель
данного курса состоит в формировании научного понимания сущности здорового
образа жизни и воспитания потребности здоровья.
Тематика
курса « Основы здоровья» для учащихся 5 класса направлена главным образом
на доступное восприятие ключевых моментов, способных оказать положительное
влияние на формирование мировоззрения школьников. Данный курс интегрирует в
себе знания по анатомии, цитологии, медицине, гигиене, физиологии, педагогике,
которые позволяют педагогу донести информацию до каждого учащегося, осведомить
о трагических последствиях, сопряженных с безответственными поступками детей.
Предметом
изучения элективного курса является индивидуальное здоровье человека, которое
может быть определено качественно. Здоровье человека, можно прогнозировать на
физиологическом, психологическом и социальном уровнях,что является
немаловажным в процессе формирования потребности здоровья учащихся , и
понимания сущности здоровьесберегающего образа жизни.
Содержание
курса предусматривает знакомство учащихся с профилактическими мерами
заболеваний и травматизма. Для наиболее полного восприятия учебного материала
учащимися курс «Основы здоровья» включает в себя ряд практических занятий,
которые призваны повысить интерес школьников к дисциплине и наглядно
продемонстрировать причины, на основании чего человек должен отказаться от той
или иной привычки. В школе, есть уроки физической культуры, способные
оказывать влияние на физическое развитие учащихся, но к сожалению, чем
старше дети, тем больше уроки физкультуры носят принудительный характер.
В курсе « Основы здоровья» рассматривается вопрос о нормах физической
нагрузки, о причинах занятия спортом, что коренным образом меняет отношение
детей к занятиям физкультурой и спортом. Таким образом, беседа с детьми на
уроках способствует росту сознательности и ответственности каждого учащегося в
отдельности.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
для учащихся 5 класса « Основы
здоровья».
( 34 часа, 2 часа в неделю).
Введение.
Что
изучает элективный курс «Основы здоровья»?
Тема
1.
Здоровье.
Уровень здоровья.
Понятие
«здоровье». Оценка состояния здоровья ( рождаемость, средняя продолжительность
жизни, смертность).
Факторы,
влияющие на здоровье человека ( наследственность , окружающая среда, медицина,
образ жизни, социальные блага)
Тема
2.
Суточный
режим .
Понятие
« биологические ритмы». Рациональный суточный режим школьника.
Тема
3.
Организм
- единое целое.
Клетка
- структурная и функциональная единица живого. Понятие « ткань», «орган»,
«системы органов». Нервная и гуморальная регуляция.
Тема
4.
Окно
в мир. Зрение. Значение органа зрения. Зрительный анализатор: строение глаза.
Работа органа зрения. Предупреждение развития близорукости и дальнозоркости. И
глаза тебе скажут « спасибо». Упражнения для глаз.
Ухо,
его значение и строение. Предупреждение заболеваний органа слуха. Вкусовые и
обонятельные ощущения. Вкусовой и обонятельный анализатор.
Предупреждение
нарушений вкуса и обоняния. Кожа, кожная чувствительность. Строение кожи.
Видоизменения кожи ( ногти, волосы). Кожа-зеркало здоровья. Кожные заболевания
и их профилактика.
Тема
5.
Пищеварение
и питательные вещества. Понятие « пищеварение». Система пищеварения. Зубы и их
особенности строения и значения. Микробы и кариес зубов. Меры предупреждения
кариеса. Налет зубов. Практическая работа. Значение пищи. Качество продуктов.
Основные составляющие рациона человека (белки, жиры, углеводы). Источники
потребления и значение. Суточная потребность организма. Ожирение. Витамины.
Минимальный
витаминный набор для организма. Источники витаминов. Авитаминоз.
Гипервитаминоз.
Минералы
и вода. Основные функции. Норма и источники потребления. Сбалансированное
питание. Принцип сбалансированного питания. Термин « диета» , «лечебная диета».
Тема
6.
Кровь,
кровообращение. Значение и состав крови .Группы крови и их совместимость.
Кровеносные сосуды. Движение крови по сосудам. Пульс. Давление. Подсчет пульса
до и после физической нагрузки. Практическая работа. Наследственные и
ненаследственные заболевания крови и системы кровообращения.
Тема
7.
Организм
человека и физическая нагрузка. Система опоры и движения, ее строение и
значение. Остеохондроз и причины его развития. Сколиоз и нарушение осанки.
Позвоночник и компьютер. Потребность организма в движении. Степени физической
нагрузки (достаточная, эпизодическая). Методы самоконтроля. Ограничение
физической нагрузки. Гиподинамия.
Тема
8.
Закаливание
организма. Понятие « закаливание». Воздушные и солнечные ванны. Водные
процедуры.
Тема
9.
Нервная
система и высшая нервная деятельность. Нервные клетки. Рефлекс.
Центральная
нервная система. Периферическая нервная система. Истощение нервной системы. Сон
и сновидения. Память - уникальное свойство головного мозга. Методы развития
памяти . Практическая работа. Темперамент-определяющая единица поведения
человека. Определение типа темперамента. Практическая работа.
Тема
10.
Вредные
привычки. Влияние табака на организм человека. Причины курения Опасные
традиции. Действие алкоголя на организм человека. Наркотические вещества и
общество.
Примерное календарно-тематическое
планирование элективного курса 5 класс (34 часа, 1 час в неделю).
Предмет
« Основы здоровья»
УМК
Г.К.Зайцев, А.Г.Зайцев из-во «детство-пресс» 2002 г
ОСНОВНЫЕ
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ
УЧАЩИХСЯ
5 КЛАССА
Учащиеся
должны знать:
-уровни
организации организма;
-особенности
строение и функции органов и систем органов;
-сущность
здоровья и здоровьесберегающего образа жизни;
-правила
гигиены;
-особенности
действия факторов среды на организм человек;
-последствия
влияния вредных привычек на организм человека;
-факторы
здоровья.
Учащиеся
должны уметь:
-распознавать
органы;
-понимать
причины нарушения деятельности органов;
-применять
правила личной гигиены;
-самостоятельно
работать с книгой.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.