Главная / Русский язык и литература / Программа элективного курса в 9 классе "Нормативный аспект культуры речи"

Программа элективного курса в 9 классе "Нормативный аспект культуры речи"

Рассмотрено Согласовано: Утверждаю:

на заседании МО зам.директора по УВР Директор лицея

Протокол № ____ от __________________ ___________________

«____»_____________ «____»_____________ «____»_____________




Элективный курс по русскому языку в 9 классе

«Нормативный аспект культуры речи»


Пояснительная записка

Одним из важнейших показателей культуры человека является способность свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, овладение основными нормами русского литературного языка, соблюдение этических норм общения. Данный курс направлен на совершенствование указанных умений.

В центре внимания оказывается культура речи – лингвистическая дисциплина, вооружающая основными способами организации языковых средств и закономерностями их употребления для достижения максимальной эффективности общения.

Цель курса состоит в освоении приемов оптимального построения высказываний, в овладении стратегиями и тактиками успешного понимания чужой речи – устной и письменной, а также в развитии речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, понимания важности сохранения чистоты русского языка как явления культуры.

Задачи курса:

  1. углубление знаний о языке и речи;

  2. совершенствование умений в области фонетики, орфоэпии, графики, словообразования, лексики, фразеологии, грамматики;

  3. практическое использование в речи используемых языковых средств;

  4. формирование навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения.

На этой основе развиваются такие качества речи, как правильность, ясность, точность, стилистическая уместность и выразительность, что может быть достигнуто в результате умелого использования в речи богатейших возможностей родного языка, а также при строгом соблюдении языковых норм.

На занятиях данного курса формируется готовность к речевому взаимодействию, моделированию речевого поведения в соответствии с задачами общения; расширяются сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения; совершенствуется умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, осуществлять языковой самоконтроль, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.

Программа курса рассчитана на 17 часов (1 час в неделю):


№ п/п

Наименование раздела

Содержание раздела

Кол-во часов

Дата

1

Орфоэпические нормы

Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы современного литературного произведения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы Ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения.

2

сентябрь

2

Лексические нормы

Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его знания и стилистических свойств. Молодежный сленг и отношение к нему.

2

октябрь

3

Грамматические нормы

Нормативное употребление форм слова. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обобщенными членами, а также сложноподчиненных предложений. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые различия.

4

Ноябрь декабрь

4

Интонационные нормы

Основные Элементы интонации: логическое ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи. Смыслоразличительная роль каждого элемента интонаций. Роль интонации в передаче смысла речи и подтекста. Этикетная функция интонации в речевом общении.

1

Январь

5

Орфографические нормы

Разделы русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов.

4

Февраль март

6

Пунктуационные нормы

Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки предложения при передачи чужой речи: 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.

4

Апрель май


Литература:


  1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: учебник для студ. Средн. Проф.завед. – М., 2006

  2. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи.- М.,1993

  3. Львов М.Р. Основы теории речи. – М., 2000

  4. Львов В.в. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе:5-9 классы.- М., 1989

  5. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.- М., 1998

  6. Розенталь Д.И. Сборник упражнений по русскому языку. Учебное пособие.- М., 1989

  7. Русский язык и культура речи: учеб. Пособие/ под ред. В.И.Максимова.- М., 2000

Программа элективного курса в 9 классе "Нормативный аспект культуры речи"
  • Русский язык и литература
Описание:

    Программа курса рассчитана на 17 часов (1 час в неделю). Целью курса является повышение речевой культуры учащихся, подготовка к ЕГЭ. На занятиях курсасовершенствуются умения в области фонетики, орфоэпии, графики, словообразования, лексики, фразеологии, грамматики. Формируется готовность к речевому взаимодействию, моделированию речевого поведения в соответствии с задачами общения; расширяются сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения; совершенствуется умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, осуществлять языковой самоконтроль, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.

 

 

Автор Галимова Людмила Владимировна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 581
Номер материала 22413
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓