Программа
элективного
курса "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку"
Пояснительная записка
I. Цель:
- разработать внутришкольную сетевую модель подготовки
учащихся к ЕГЭ.
II. Задачи:
- выработать единую внутришкольную систему качественной
подготовки учащихся к ЕГЭ;
- адаптировать педагогические технологии системы
подготовки учащихся к ЕГЭ;
- провести экспериментальную проверку эффективности
педагогических технологий системы подготовки учащихся к ЕГЭ в рамках школы.
III. Показатели:
- положительная динамика учебных мотивов;
- сохранение мотивации к сдаче ЕГЭ, к подготовке.
IV. Содержание обучения
1. Фонетика.
2. Лексика и фразеология.
3. Морфемика и словообразование.
4. Грамматика. Морфология.
5. Грамматика. Синтаксис.
6. Орфография.
7. Пунктуация.
8. Речь.
9. Языковые нормы.
10. Выразительность русской речи.
11. Информационная обработка текстов различных стилей и
жанров.
V. Основные формы работы:
- расширение и углубление теоретических сведений по
вопросам;
- практикум (работа с тестами);
- лабораторная работа (работа с текстами).
VI. Критерии ожидаемых
результатов:
1.
повышение мотивации учащихся на учебную
деятельность.
2.
качественная сдача ЕГЭ;
3.
ученик становится субъектом, конструктором своей
подготовки к ЕГЭ.
VII. Требования к
подготовке учащихся по предмету
1.
|
Умение проводить
фонетический анализ слова.
|
2.
|
Умение оценивать
речь с точки зрения соблюдения основных орфоэпических норм русского
литературного языка.
|
3.
|
Умение оценивать
речь с точки зрения соблюдения основных лексических норм русского литературного
языка.
|
4.
|
Умение оценивать
речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм русского
литературного языка.
|
4.
|
Умение оценивать
речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм русского
литературного языка.
|
5.
|
Умение оценивать
речь с точки зрения соблюдения основных синтаксических норм русского
литературного языка.
|
6.
|
Умение
использовать основные приемы информационной обработки текста.
|
7.
|
Умение оценивать
письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности
достижения поставленных коммуникативных задач.
|
8.
|
Умение определять
принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его
смыслу, интонации и грамматическим признакам.
|
9.
|
Умение определять
принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим
признакам.
|
10.
|
Умение определять
принадлежность слова к определенной части речи по его признакам.
|
11.
|
Умение проводить
лексический анализ слов.
|
12.
|
Умение объяснять
зависимость значения, морфемного строения и написания слова.
|
13.
|
Умения проводить
орфографический анализ слова, предложения.
|
14.
|
Умение применять
знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и
синтаксису в практике правописания.
|
15.
|
Умение проводить
пунктуационный анализ предложения.
|
16.
|
Умение соблюдать
в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного
языка.
|
17.
|
Умение адекватно
понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного
сообщения.
|
18.
|
Умение определять
стили речи.
|
19.
|
Умение определять
основные способы образования слов.
|
20.
|
Умение проводить
синтаксический анализ предложения и словосочетания.
|
21.
|
Умение проводить
синтаксический анализ предложения.
|
22.
|
Умение понимать и
интерпретировать содержание исходного текста.
|
23.
|
Умение создавать
связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу
прочитанного.
|
24.
|
Умение
последовательно излагать собственные мысли.
|
25.
|
Умение
использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и
лексическое богатство языка.
|
26.
|
Умение оформлять
речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными
нормами литературного языка.
|
VIII. Список рекомендуемой учебно-методической литературы
При подготовке к экзамену рекомендуется использовать:
– учебники, имеющие гриф Министерства образования РФ:
1.
Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и
др. Русский язык: 5-7 класс / Научный редактор акад. РАО Н.М. Шанский. – М.:
Просвещение, 2002-2004;
2.
Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов А.Ю., Чешко
Л.А. Русский язык: 8-9 классы. – М.: Просвещение, 2002-2004;
3.
Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык.
Теория. 5-9 классы. – М., Дрофа, 2004; В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева, А.Ю.
Купалова, Г.К. Лидман – Орлова и др. Русский язык. Практика. 5-9 классы. – М.,
Дрофа, 2004; Никитина Е.И. Русская речь. 5-9 классы.– М.: Дрофа, 2004;
4.
Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И.,
Львов В.В. и др. Русский язык: 5-9 классы// Под ред. М.М. Разумовской,
П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2003.
5.
IX. Практикум для
подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
1. Фонетика (2 часа)
Звуки и буквы. Согласные звонкие и глухие, твёрдые и
мягкие.
Фонетический анализ слова.
2. Лексика и
фразеология (3 часа)
Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению.
3. Морфемика и
словообразование (2 часа)
Значимые части слова (морфемы). Суффиксы. Приставки.
Морфемный анализ слова. Разбор слова по составу
/определение значимых частей/.
Основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный,
приставочно-суффиксальный, бессуффиксный).
4. Грамматика.
Морфология (1 час)
Самостоятельные части речи. Служебные части речи.
5. Грамматика.
Синтаксис. Пунктуация. (11 часов)
Словосочетание
Виды подчинительной связи в словосочетании. Правила
построения словосочетания. Синтаксические нормы управления в словосочетании.
Предложные и беспредложные конструкции словосочетаний. Употребление предложного
сочетания вместо беспредложной конструкции, беспредложной конструкции вместо
предложного сочетания, падежных форм и предлогов.
Предложение
Нарушение логических связей между словами и изменение
смыслового содержания в предложении.
Подлежащее
Способы выражения подлежащего. Выражение подлежащего
инфинитивом, синтаксически неделимым словосочетанием (со значением:
количественным, совместности, избирательности, приблизительности),
фразеологическим сочетанием, предложением.
Сказуемое
Способы выражения простого глагольного сказуемого:
междометный (усеченный) глагол.
Способы выражения составного глагольного сказуемого:
устойчивые словосочетания с модальным значением. Составное глагольное
сказуемое, выраженное сочетанием инфинитива и личного глагола. Способы
выражения именной части составного именного сказуемого: предложно-падежные
формы существительных, неделимое или фразеологическое сочетание. Осложненное
составное именное сказуемое. Согласование сказуемого с подлежащим. Тире между
подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении вместо отсутствующего
глагольного сказуемого.
Второстепенные члены предложения
Способы выражения согласованных и несогласованных
определений. Приложение. Виды дополнений и обстоятельств.
Односоставные предложения
Типы односоставных предложений. Неполные предложения.
Предложения с однородными членами
Однородные и неоднородные определения. Употребление
однородных членов предложения. Знаки препинания при однородных членах
предложения.
Предложения с обособленными членами
Виды обособленных членов. Употребление деепричастных
оборотов. Знаки препинания при обособленных членах предложения.
Предложения с вводными словами и обращениями
Знаки препинания при вводных словах и предложениях,
вставных конструкциях и обращениях.
Сложное предложение
Основные типы сложных предложений. Типы сложноподчиненных
предложений. Виды придаточных предложений. Знаки препинания в сложном
предложении. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.
Бессоюзное предложение
Основные типы бессоюзного сложного предложения. Знаки
препинания в бессоюзном сложном предложении.
Сложное предложение с разными видами связи
Союзная и бессоюзная связь в сложной синтаксической
конструкции. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.
Особенности состава и структуры сложных предложений. Употребление союзов и
союзных слов в сложном предложении.
Способы передачи чужой речи
Цитаты. Косвенная речь. Прямая речь. Синтаксический
анализ простого предложения.
Синтаксический анализ сложного предложения.
6. Орфография (8
часов)
Орфограмма. Употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после
шипящих и Ц (2 часа). Употребление гласных букв О/Е(Ё) после шипящих и Ц (2
часа).
Употребление Ь и Ъ (1 час). Правописание корней.
Правописание приставок (4 часа).
Правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-)
(2 часа).
Правописание –Н- и –НН- в различных частях речи (2 часа).
Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание
личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени (3 часа).
Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями
речи (2 часа).
Правописание отрицательных местоимений и наречий (2
часа).
Правописание НЕ и НИ (1 час). Правописание служебных слов
(1 час).
Правописание словарных слов (1 час). Слитное, дефисное,
раздельное написание (2 часа).
Орфографический анализ (1 час).
7. Пунктуация (7
часов)
Знаки препинания в сложных предложениях
Знаки препинания в сложносочинённом предложении
Союзы в сложносочинённом предложении: соединительные,
разделительные, противительные. Присоединительные конструкции. Наличие и отсутствие
знаков препинания в сложносочинённом предложении.
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении
Указательные слова в сложноподчинённом предложении.
Отличие союзов от союзных слов. Виды придаточных предложений. Запятая при
наличии двойных союзов.
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами
связи
Параллельное подчинение. Однородное подчинение.
Последовательное подчинение.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Запятая и точка с запятой, двоеточие, тире.
Синонимичность бессоюзных и союзных предложений.
Знаки препинания в сложном предложении с союзной и
бессоюзной связью
Тире в простом и сложном предложении
Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном
предложении. Тире в сложном предложении.
Двоеточие в простом и сложном предложении
Двоеточие при обобщающих словах (однородные члены
предложения). Двоеточие при прямой речи. Двоеточие в бессоюзном сложном
предложении.
Пунктуация в простом и сложном предложении
3наки препинания при опасном союзе И в простых и сложных
предложениях. Разделительные и выделительные знаки. Сочетание союзов и знаки
препинания при них.
Пунктуационный анализ
Структура предложений. Отличие односоставных предложений
и двусоставных. Знание причастий и деепричастий для постановки знаков
препинания. Обособление второстепенных членов предложений.
Календарно-тематическое
планирование
№ п/п
|
Наименование темы
|
Содержание программного материала
|
Кол-во часов
|
Обозначение задания в работе
|
Дата
|
1.
|
Фонетика.
(2 часа.)
|
Звуки и буквы.
Согласные звонкие и глухие.
Фонетический
анализ слова.
|
2
|
А1
|
|
2.
|
Лексика и фразеология. (3 часа.)
|
Лексическое
значение слова.
|
1
|
А12
|
|
|
|
Синонимы.
Антонимы. Омонимы.
Фразеологические
обороты.
Группы слов по
происхождению и употреблению.
Лексический
анализ.
|
2
|
А31
|
|
3.
|
Морфемика и
словообразование. (2 часа.)
|
Значимые части
слова.
Морфемный анализ
слова.
|
1
|
А13
|
|
|
|
Основные способы
словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный,
бессуффиксный).
Словообразовательный
анализ слова.
|
1
|
В1
|
|
4.
|
Грамматика.
Морфология. (1 час.)
|
Самостоятельные
части речи.
Служебные части
речи.
Морфологический
анализ слова.
|
1
|
А11
В2
|
|
5.
|
Грамматика.
Синтаксис. Пунктуация. (11 часов.)
|
Словосочетание.
|
1
|
В3
|
|
|
|
Предложение.
Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как
главные члены предложения.
Знаки препинания
между подлежащим и сказуемым.
|
1
|
А9
В4
|
|
|
|
Второстепенные
члены предложения.
Распространённые
и нераспространённые предложения.
|
1
|
|
|
|
|
Двусоставные и
односоставные предложения.
Полные и неполные
предложения.
|
2
|
В4
|
|
|
|
Осложнённое
простое предложение.
Знаки препинания
в простом осложнённом предложении.
Знаки препинания
в осложнённом предложении (обобщение).
|
1
|
В5
А24
|
|
|
|
Сложное
предложение.
|
1
|
В6
|
|
|
|
СБП. Смысловые
отношения между частями СБП. (Причина, пояснение, дополнение смысла,
противопоставление, время, условие, вывод.)
Знаки препинания
в бессоюзном сложном предложении. Синонимичность бессоюзных и союзных
предложений.
|
1
|
А25
|
|
|
|
Сложные
предложения с разными видами связи между частями.
|
1
|
А27
|
|
|
|
Способы передачи
чужой речи. (Цитаты.)
Знаки препинания
при прямой речи, цитировании.
|
1
|
|
|
|
|
Синтаксический
анализ простого предложения.
Синтаксический
анализ сложного предложения.
Синтаксический
анализ (обобщение).
|
1
|
А10
|
|
6.
|
Орфография. (8
часов.)
|
Орфограмма.
Употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц.
|
1
|
|
|
|
|
Употребление
гласных букв О/Е (Ё) после шипящих и Ц. Употребление Ь и Ъ.
|
1
|
|
|
|
|
Правописание
корней. Правописание приставок.
|
1
|
А15
А16
|
|
|
|
Правописание
суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-). Правописание –Н- и –НН- в
различных частях речи.
|
1
|
А18
А14
|
|
|
|
Правописание
падежных и родовых окончаний. Правописание личных окончаний глаголов и
суффиксов причастий настоящего времени.
|
1
|
А17
|
|
|
|
Слитное и
раздельное написание НЕ с различными частями речи.
|
1
|
А19
|
|
|
|
Правописание НЕ и
НИ.
|
1
|
А19
|
|
|
|
Слитное,
дефисное, раздельное написание. Орфографический анализ.
|
1
|
А20
|
|
7.
|
Пунктуация. (7
часов.)
|
Знаки препинания
при обособленных определениях.
Знаки препинания
при обособленных обстоятельствах
Знаки препинания
при обособленных членах предложения (обобщение).
|
1
|
А22
|
|
|
|
Знаки препинания
при сравнительных оборотах.
Знаки препинания
при уточняющих членах предложения.
|
1
|
|
|
|
|
Знаки препинания
в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с
членами предложения.
|
1
|
А23
|
|
|
|
Знаки препинания
в сложносочинённом предложении. Союзы в сложносочинённом предложении:
соединительные, разделительные, противительные. Присоединительные
конструкции. Наличие и отсутствие знаков препинания в сложносочинённом
предложении.
Знаки препинания
в сложноподчинённом предложении. Указательные слова в сложноподчинённом
предложении. Отличие союзов от союзных слов. Виды придаточных предложений.
Запятая при наличии двойных союзов.
|
1
|
А26
|
|
|
|
Знаки препинания
в сложном предложении с разными видами связи. (Последовательное,
параллельное, однородное подчинение.)
Знаки препинания
в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью.
|
1
|
А27
|
|
|
|
Тире в простом и
сложном предложении. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном
предложении. Тире в сложном предложении.
|
1
|
|
|
|
|
Двоеточие в
простом и сложном предложении. Двоеточие при обобщающих словах (однородные
члены предложения). Двоеточие при прямой речи. Двоеточие в бессоюзном сложном
предложении.
|
1
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.