Пояснительная
записка
Необходимость
создания и ведения курса обусловлена огромным образовательным значением, так
как проблема здоровья подростков, старших школьников актуальна и имеет острую
социальную значимость. Родителей, педагогов тревожит проблема ухудшения
здоровья подрастающего поколения: распространение среди подростков вредных
привычек, а “болезни поведения” стали проблемой современности. Важно, чтобы
просвещение подростков было своевременным, необходимо вовремя сформировать
положительное отношение к здоровому образу жизни, научить понимать
ответственность за своё поведение и здоровье.
Элективный курс для предпрофильной подготовки воспитанников десятых классов
посвящён одной из главных проблем – сохранение здоровья у подрастающего
поколения. Курс предметно – ориентированный, рассчитан на 35 часов.
Программа элективного курса предусматривает теоретические знания, решение
практических задач, связанных с сохранением здоровья подростков и с
исследовательской деятельностью воспитанников в области сохранения и укрепления
своего здоровья.
Умение вести здоровый образ жизни – признак высокой культуры человека, именно в
школе должны решаться задачи формирования ответственного отношения к здоровью
подростков.
Основная цель
элективного курса – воспитание у воспитанников:
Культуры отношения к своему здоровью (культуры психологической – способность
управления своими чувствами и эмоциями; культуры интеллектуальной – способность
управлять своими мыслями и контролировать их; культуры поведения – способность
понимать своё предназначение).
Программа элективного курса предлагает решение следующих
учебно-познавательных задач:
• расширение теоретических знаний школьников в образовательной области “Мое
здоровье в моих руках”;
• создать условия для формирования у подростков навыков общей культуры, включая
культуру тела, основы санитарии и гигиены;
• обеспечить профилактику и отказ от вредных привычек;
• способствовать формированию положительной мотивации выработки своего
индивидуального способа поведения, позволяющего сохранить своё здоровье в
современных условиях жизни.
Рекомендуемые формы организации занятий:
• cоставление проектов по темам исследований;
• проведение исследований и составление презентаций по темам исследования;
• умение добывать биологическую информацию с помощью ИКТ;
• оформление и защита исследовательских работ учащихся;
• проведение научно-практической конференции по теме элективного курса, с
использованием стендовых проектов.
При проведении занятий возможны различные формы индивидуальной и групповой
деятельности (работа в парах, выполнение проекта, презентации, работа в мини –
группах, фронтальная работа). В процессе изучения данного курса школьники
получат теоретическую и практическую подготовку в сохранении своего здоровья.
По итогам элективного курса учащиеся должны знать:
-
понятия: здоровье,
здоровый образ жизни;
-
факторы, разрушающие и
укрепляющие здоровье;
-
химический состав табака и
его воздействие на организм подростка;
-
вредные привычки и их
профилактика.
По итогам элективного курса учащиеся должны уметь:
-
объяснять роль и значение
здорового образа жизни в развитии общества и человека;
-
объяснять роль физической
культуры и спорта в укреплении здоровья человека, в профилактике вредных
привычек.
Учебно-тематический план
|
|
Название темы
|
Кол. час
|
1 - 2.
|
1 - 2
|
Введение. Здоровье
как одна из главных ценностей человека и пути его формирования”. Пути
формирования здорового образа жизни.
|
1
|
Раздел I.
Гигиена (4 часа)
|
3.
|
1.
|
Задачи современной
гигиены. Личная гигиена
|
1
|
4.
|
2
|
Гигиена одежды,
обуви, жилища, питания
|
1
|
5.
|
3
|
Психогигиена. Стресс
|
1
|
6.
|
4.
|
Физкультура и
здоровье
|
1
|
|
Раздел II. Естественная среда и здоровье человека (4
часа)
|
7.
|
1.
|
Наследственность и
здоровье
|
1
|
8.
|
2.
|
Факторы, разрушающие
здоровье
|
1
|
9.
|
3.
|
Влияние социальной
среды на здоровье человека
|
1
|
10.
|
4.
|
Семинар «Здоровым
быть модно»
|
1
|
Раздел III.
Вредные привычки и их профилактика (13 час.)
|
11.
|
1
|
Вредные привычки,
виды, природа их возникновения
|
1
|
12-13
|
2-3
|
Табакокурение и его
последствия для организма курящего и окружающих людей.
|
2
|
14
|
4
|
Алкоголь –
разрушитель организма. Психологическое и физиологическое воздействие алкоголя
на организм человека. Мифы и реальность о пьянстве
|
1
|
15-16
|
5-6
|
Алкоголизм подростка,
особенности течения, последствия. Детский и подростковый алкоголизм.
Профилактика и борьба с алгоголизмом. Практическая работа № 1 “Работа со
статистическими данными”.
|
2
|
17-18
|
7-8
|
Как и почему люди
становятся рабами наркотиков. Понятие о наркомании, её виды, наркотические
вещества и их отрицательное влияние на физическое и умственное развитие
подростков
|
2
|
19.20
|
9-10
|
Наркотическая
зависимость. Пути решения проблем. Практическая работа № 3 “Работа со
статистическими данными
|
2
|
21-22
|
11-12
|
Понятие о
токсикомании, токсические вещества, их отрицательное влияние на организм
подростка. Причины и последствия детской токсикомании. Практическая работа. №
4 “Работа со статистическими данными”.
|
2
|
23
|
13
|
Семинар «Отказ от
вредных привычек»
|
1
|
Раздел IV.
«Бич XXIвека»
|
24
|
1.
|
Влияние сотовых
телефонов
|
1
|
25
|
2.
|
«Болезни поведения»
|
1
|
26-27
|
3-4
|
Заболевание
подростков, передающиеся половым путем
|
2
|
28
|
5.
|
Семинар «Мой образ
жизни» - защита проектов
|
|
Раздел V.
Научные основы труда и отдыха
|
29.
|
1.
|
Режим труда и отдыха. Работоспособность
|
1
|
30.
|
2.
|
Физическая активность, как
условие нормативного протекания жизненных процессов.
|
1
|
31.
|
3.
|
Сон и работоспособность
|
1
|
32.
|
4.
|
Гигиена умственного труда
|
1
|
33.
|
|
Защита проектов «Что значит
быть здоровым», «Что значит быть счастливым»
|
1
|
34- 35
|
|
Защита проектов «Моя
система здоровья»
|
2
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.