Муниципальное казенное общеобразовательное
учреждение
«Новосидоровская средняя общеобразовательная
школа»
Программа рассмотрена на
МО
естественно-математического цикла
МКОУ «Новосидоровская
средняя общеобразовательная школа»,
Протокол № 1 от «29» августа 2014 г.
.
|
«Утверждаю»
Директор
МКОУ «Новосидоровская средняя
общеобразовательная школа
»
_________________С.В.Шигуров
Приказ № 68 от «29»
августа 2014 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
для обучающихся 10 класса
«Углеводороды
знакомые и таинственные»
Автор-составитель:
Борисова Лариса Геннадьевна, учитель биологии и химии первой
квалификационной категории МКОУ «Новосидоровская средняя общеобразовательная
школа»
с. Новая Сидоровка
2014 год
Пояснительная
записка
Данный элективный курс предназначен для учащихся 10-х классов, изучающих химию
на базовом уровне. Курс рассчитан на 34 часа. Введение данного курса
предусматривает расширение базового курса по органической химии.
В наше время происходит усиление химизации большинства сфер жизни человека, но
успехи органической химии используются без осознания необходимости грамотного
применения веществ и материалов. Изучение курса поможет учащимся раскрыть
свойства широкого спектра веществ и материалов в связи с их использованием.
Данный курс предполагает формирование научной картины мира на основе знаний о
строении, свойствах и применении углеводородов. Программа предусматривает
формирование у учащихся универсальных способов деятельности и ключевых
компетенций.
Отличительной особенностью курса является то, что его содержание сопряжено с
основным курсом органической химии, развёртывается во времени параллельном ему.
Это даёт возможность постоянно и последовательно увязывать учебный материал
курса с основным курсом, а учащимся получать более прочные знания по предмету.
Программа курса послужит для существенного углубления и расширения знаний по
химии, необходимых для конкретизации основных вопросов органической химии и для
общего развития учеников.
В
элективном курсе более подробно рассматриваются вопросы генетической связи
веществ, свойства и применение, расширены сведения об изомерии, номенклатуре,
физических и химических свойствах углеводородов.
Цель курса: создание
условий для более глубокого и детального изучения изучения прикладных основ
органической химии.
Задачи курса:
- раскрыть более подробно
содержание предмета органической химии;
- показать практическое значение
органических веществ для человека;
- научить применять полученные
знания и умения для безопасного использования органических веществ в быту,
предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека.
- раскрыть роль и перспективы
химических знаний в решении экологических проблем
- способствовать развитию
способности к самостоятельной работе;
- совершенствовать навыки и
умения, необходимые в научно-исследовательской деятельности.
Требования к знаниям и
умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- классификацию органических
соединений;
- общие химические свойства
гомологических рядов в зависимости от строения;
- практическое значение
отдельных представителей широко используемых в повседневной жизни, их
составе, свойствах, способах применения;
- способы безопасного обращения
с горючими и токсичными веществами.
Учащиеся должны уметь:
- устанавливать
структурно-логические связи между всеми классами органических веществ;
- использовать приобретённые
знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- составлять уравнения реакций
разных типов;
- соблюдать экологические
требования в практической деятельности и в повседневной жизни;
- проводить самостоятельный
поиск необходимой информации.
Программа реализуется при использовании традиционных и элементов других
современных педагогических технологий, включая компьютерные технологии.
В качестве основных форм проведения занятий предполагается проведение лекций,
семинаров, практикумов, круглых столов, конференций.
В ходе изучения темы теоретические вопросы контролируются тестированием;
решение расчетных задач - контрольной работой; практическая и
учебно-исследовательская деятельность с использованием справочников,
энциклопедий, электронных библиотек, дополнительной литературы.
Учебно-тематический
план
№
|
Тема
|
Количество часов
|
Форма проведения
|
Образова-тельный продукт
|
всего
|
теория
|
практика
|
1.
|
Гомологический
ряд алканов, изомерия, номенклатура, строение. Физические свойства.
Нахождение в природе.
|
2
|
1
|
1
|
Лекция,
практикум
|
Конспект,
отчет
|
2.
|
Химические
свойства алканов.
|
3
|
1
|
2
|
Круглый
стол, практикум
|
Сообщение
отчет
|
3.
|
Применение
и способы получения алканов.
|
1
|
-
|
1
|
Конференция
|
Доклад
|
4.
|
Циклоалканы:
строение, изомерия, номенклатура, методы получения, свойства
|
2
|
1
|
1
|
Лекция,
практикум
|
Тезисы,
отчет
|
5.
|
Алкены:
гомологический ряд, изомерия, номенклатура, строение. Физические свойства,
получение.
|
2
|
1
|
1
|
Семинар,
практикум
|
Конспект,
отчет
|
6.
|
Химические
свойства алкенов.
|
4
|
1
|
3
|
Лекция,
исследование, практикум
|
Тезисы,
отчет
|
7.
|
Применение
и способы получения алкенов.
|
1
|
-
|
1
|
Конференция
|
доклад
|
8.
|
Обобщение
и систематизация знаний по тамам «Алканы», «Циклоалканы», «Алкены».
|
2
|
-
|
2
|
Круглый
стол, тестирование
|
Сообщение,
тест
|
9.
|
Алкадиены.
Строение, классификация, изомерия и номенклатура. Физические свойства и
получение.
|
2
|
1
|
1
|
Лекция,
практикум
|
Конспект,
отчет
|
10.
|
Основные
понятия химии высокомолекулярных соединений.
|
2
|
1
|
1
|
Лекция,
исследование
|
Тезисы
отчет
|
11.
|
Алкины:
гомологический, физические и химические свойства.
|
2
|
1
|
1
|
Семинар,
практикум
|
Сообщение
отчет
|
12.
|
Способы
получения и применение алкинов.
|
2
|
1
|
1
|
Круглый
стол, практикум
|
Доклад,
отчет
|
13.
|
Ароматические
углеводороды: гомологический ряд и номенклатура.
|
3
|
1
|
2
|
Лекция,
исследование
|
Конспект,
отчет
|
14.
|
Химические
свойства бензола и его гомологов. Способы получения.
|
2
|
1
|
1
|
Семинар,
практикум
|
Сообщение,
отчет
|
15.
|
Природные
источники углеводородов.
|
1
|
-
|
1
|
Конференция
|
Доклад
|
16.
|
Генетическая
связь между классами органических углеводородов
|
2
|
-
|
2
|
Выполнение
упражнений, решение задач
|
тест
|
17.
|
Итоговое
обобщение знаний.
|
1
|
-
|
1
|
Круглый
стол
|
Сообщение
|
|
Итого
|
34
|
11
|
23
|
|
|
Содержание
Тема 1. Алканы (6 часов)
Алканы:
гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Физические свойства
алканов. Химические свойства (на примере метана и этана): горение, замещение,
разложение и дегидрирование. Способы получения предельных углеводородов. Применение
алканов на основе свойств.
Тема 2.
Циклоалканы (2 часа)
Циклоалканы –
предельные углеводороды циклического строения. Гомологический ряд, изомерия и
номенклатура циклоалканов. Физические свойства. Химические свойства. Способы
получения и применение циклоалканов на основе свойств.
Тема 3. Алкены (9 часов)
Алкены: гомологический
ряд, изомерия и номенклатура алкенов. Этилен, его получение (дегидрированием
этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена: горение,
качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата
калия), гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение.
Применение этилена на основе его свойств.
Тема 4. Алкадиены (4 часа)
Алкадиены:
гомологический ряд, изомерия и номенклатура алкадиенов. Алкадиены и каучуки.
Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические
свойства бутадиена –1;3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация
в каучуки. Резина.
Тема 5. Алкины (4 часа)
Алкины: гомологический
ряд, изомерия и номенклатура. Ацетилен, его получение пиролизом метана и
карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание
бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на
основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его
применение.
Тема 6. Арены (6 часов)
Арены:
гомологический ряд, изомерия и номенклатура аренов. Бензол. Получение
бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение,
галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств. Природные
источники углеводородов. Нефть. Состав и переработка нефти.
Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.
Тема 7.
Генетическая связь между классами углеводородов (3 часа)
Генетическая связь
между классами углеводородов: алканы -->алкены -->алкины-->арены.
Обобщение знаний об углеводородах. Решение задач.
Литература
Литература для
учителя
- Амирова А.Х. Обобщение знаний
по курсу органической химии “Химия в школе” №4, 2007.
- Артеменко А.И., Тикунова И.В.
Химия 10-11 класс- М.: Просвещение, 1999
- Богданова Н.Н. Химия.
Лабораторные опыты 8-11 классы –М.: Астрель АСТ, 2001
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г.
Настольная книга для учителя.- М.: Дрофа, 2004.
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г.
Тесты, упражнения, задачи. Органическая химия 10 класс.- М.: Дрофа, 2004.
- Давыдова Г.Е. К изучению
экологических проблем в курсе органической химии. “Химия в школе” №1,
2007.
- Лидин Р.А., Маргулис В.Б.
Химия 10-11 классы. - М.: Дрофа, 2002.
- Малеева В.Ф. Обобщающий урок
по теме “Азотсодержащие органические соединения”. “Химия в школе” №3,
2007.
Литература для
учащихся
- Габриелян О.С. Химия 10 класс
- М.: Дрофа, 2002-2006
- Большой справочник. Химия -М.:
Дрофа, 1999
- Конарев Б.Н. Любознательным о
химии. Органическая химия. - М.: Просвещение, 1989.
- Лидин Р. А., Молочко В.А.
Химия Для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы.- М.: Дрофа,
2001
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.