Программа
элективного курса
«Решение задач с параметрами»
Программа включает следующие разделы:
·
Пояснительную
записку, в которой представлены общая характеристика программы, сведения о
количестве часов, на которое рассчитана программа, изложены цели и задачи
обучения, требования к уровню подготовки учащихся с указанием личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения курса.
·
Тематическое
планирование учебного материала с указанием количества часов, в том числе
лекционных и практических занятий, а также формой контроля.
·
Планируемые
результаты изучения учебного курса.
·
Литература
для проведения занятий.
Пояснительная записка
Задачи с
параметрами играют важную роль в формировании логического мышления и
математической культуры у школьников, но их решение вызывает у них значительные
затруднения, т.к. задачи с параметрами практически не представлены в школьном
курсе математики. Между тем они обязательно включаются в задания Единого
Государственного Экзамена. Трудность состоит также и в том, что каждое
уравнение или неравенство с параметром представляет собой целый класс уравнений
и неравенств, для каждого из которых должно быть получено решение. Решение
уравнений и неравенств с параметрами позволяет школьникам овладеть
эвристическими приемами, ценными для математического развития личности.
В данном курсе
отражены вопросы решения уравнений, приводящихся к линейным, дробно-линейным и
квадратным уравнениям и неравенствам. Также рассмотрены задания сложного уровня
группы С Единого Государственного Экзамена. Данная программа рассчитана на 14
часов.
Цель: Научить обучающихся
решать задачи с параметрами.
Задачи: - Научить решать уравнения
и неравенства с параметром,
сводящиеся к
линейным, дробно- линейным и квадратным;
- Научить строить
семейство графиков функций, содержащих
параметр;
- Уметь определять тип
предложенной задачи с параметром и
научиться записывать
ответ.
- Развивать логическое
мышление учащихся;
- Формировать
исследовательские навыки школьников.
Формируемые УУД:
Личностные:
·
Формирование
логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному
эксперименту;
·
Формирование
способности к преодолению мыслительных стереотипов;
·
Формирование
качеств мышления в нестандартной обстановке.
Регулятивные:
·
Формирование
умения ставить учебную задачу на основе неизвестного;
·
Принимать
познавательную цель;
·
Уметь
организовывать свою работу с источниками информации.
Познавательные:
·
Сопоставлять
известный материал с вновь изученным;
·
Выбирать
наиболее оптимальные способы решения;
·
Уметь
выделять главное в изученном материале.
Коммуникативные:
·
Уметь
работать индивидуально, в паре и в группе, уметь определять способы
взаимодействия;
·
Описывать
содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или
иной деятельности.
Учебно-тематический план:
№
п/п
|
Тема
|
Количество часов
|
В том числе
|
Форма контроля
|
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
|
Типы заданий с параметром
Уравнения, приводимые к линейным и дробно-линейным
уравнениям.
Линейные и дробно-линейные неравенства.
Квадратные уравнения.
Соотношения между корнями квадратного уравнения.
Квадратные неравенства
Взаимное расположение корней квадратного уравнения.
Задачи на нахождение наибольших и наименьших
значений.
Построение семейства графиков функций, содержащих
параметр.
Решение заданий с параметром группы С.
|
1
1
1
2
1
2
2
2
2
Всего: 14 ч.
|
лекции
1
0,5
0,5
1
0,5
1
1
1
|
практические занятия
0,5
работа в парах
0,5
1
групповая работа
0,5
1
1
групповая работа
1
Работа в парах
2
|
Самостоятельная работа
Самостоятельная работа
Контрольная работа.
|
|
|
|
|
|
|
Планируемые
результаты учебного курса:
В направлении личностного
развития:
·
Умение
ясно и точно излагать свои мысли;
·
Критичность
мышления, умение отличать гипотезу от факта;
·
Креативность
мышления, инициатива, находчивость;
·
Активность
при решении математических задач.
В метапредметном направлении:
·
Умение
видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации;
·
Умение
находить в различных источникахинформацию, необходимую для решения математических
проблем;
·
Принимать
решение в условиях неполной и избыточной, очной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики,
таблицы, схемы);
·
Умение
выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их
проверки; умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений,
видеть различные спосрбы решения задач; понимать сущность алгоритмического
способа решения задач;
·
Умение
самим составлять алгоритм;умение планировать и осуществлять деятельность.
Литература
Прокофьев
А.А., Корянов А.Г. Математика ЕГЭ 2012. Функция и параметр (типовые задания
С5), www.alexlarin.net
Горнштейн
П.И. и др. Задачи с параметрами. - М.: Гимназия, 2002. Субханкулова С.А. Задачи
с параметрами. Илекса, Москва, 2010.
Математика.
Задачи М.И.Сканави. - Минск; В.М.Скакун,1998г.
Нырко
В.А.,Табуева В.А. Задачи с параметрами. - Екатеринбург; УГТУ,2001.
Ястребинецкий
Г.А. Задачи с параметрами. – М. Просвещение, 1988г
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.