ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ
«РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА СОСТАВЛЕНИЕ УРАВНЕНИЙ»
для 8 классов в
рамках предпрофильной подготовки.
Структура программы:
Программа содержит:
• Пояснительную записку.
• Цели и задачи курса.
• Содержание курса.
• Тематическое планирование.
• Требования к умениям и навыкам.
Пояснительная
записка.
Математика в наши дни проникает во все сферы жизни. Овладение
практически любой профессией требует тех или иных знаний по математике. Особое
значение в этом смысле имеет умение смоделировать математически определённые
реальные ситуации. Данное умение интегрирует в себе разнообразные специальные
умения, адекватные отдельным элементам математических знаний, их системам, а
также различные мыслительные приёмы, характеризующие культуру мышления;
выделять главное, обобщать, сравнивать, анализировать.
Применение на практике различных задач на составление уравнений
позволяет создавать такие учебные ситуации, которые требуют от учащегося умения
смоделировать математически определённые физические, химические, экономические
процессы и явления, составить план действия (алгоритм) в решении реальной
проблемы. Таким образом, развитие мышления, формирование предметных
компетенций, систематизация знаний происходит уже на уровнях межтемного и
межпредметного обобщения. Кроме того, практика последних лет говорит о
необходимости формирования умений решения задач на составление уравнений
различных типов ещё и в связи с включением их в содержание ЕГЭ.
Однако, анализ образовательной практики по данному направлению
говорит о том, что значительная часть учащихся испытывает серьёзные затруднения
при решении задач на составление уравнений. В большей степени это связано с
недостаточной сформированностью у учащихся умения составлять план действий,
алгоритм решения конкретной задачи, культурой моделирования явлений и
процессов. Большинство учащихся решают такие задачи лишь на репродуктивном
уровне. Задачи же на концентрацию практически не рассматриваются в школьном
курсе математики, хотя включены в содержание ЕГЭ.
Цели:
1. Расширение и углубление знаний о способах решения задач на составление
уравнений и средствах моделирования явлений и процессов.
2. Развитие логического мышления учащихся, их алгоритмической культуры и
математической интуиции.
Задачи:
1. Расширение знаний о методах и способах решения математических задач.
2. Формирование умения моделировать реальные ситуации.
3. Формирование креативных умений при решении задач на составление уравнений
различных типов посредством метода моделирования.
4. Развитие коммуникативных умений.
Программа рассчитана на 18 часов, включает теоретический материал и контрольные
занятия.
Содержание включает четыре основных темы:
Задачи на движение.
Задачи на проценты.
Задачи на работу.
Задачи на концентрацию.
Таким образом, содержание курса охватывает все основные типы задач на
составление уравнений. Кроме того, содержание программы предполагает
возможность работы со школьниками с разными учебными возможностями за счёт
подбора разноуровневых задач.
Содержательная часть
программы.
Задачи на составление уравнений
Типы задач. Методы и способы решения задач. Основные способы моделирования
задач. Составления плана решения задач.
Задачи на движение.
Равномерное движение. Одновременные события.
Практические занятия с разноуровневыми заданиями.
Задачи на проценты.
Основная формула процентов. Средний процент изменения величины.
Общий процент изменения величины.
Практические занятия с разноуровневыми заданиями.
Задачи на работу.
Работа. Производительность.
Практические занятия с разноуровневыми заданиями.
Задачи на концентрацию.
Концентрация вещества. Процентное содержание вещества.
Количество вещества.
Практические занятия с разноуровневыми заданиями.
Разноуровневый контроль
1 уровень: Задачи на составление уравнений.
2 уровень: Задачи на составление систем уравнений.
3 уровень: Комбинированные задачи.
4 уровень: Творческие задания.
Для успешного усвоения содержания элективного курса необходимо опираться на
знания учащихся по изученному ранее материалу:
Математика. Рациональные уравнения. Системы рациональных уравнений. Проценты.
Физика. Равномерное движение. Работа.
Химия. Концентрация вещества. Количество вещества.
Экономика. Цена. Стоимость.
Метод
обучения: лекция, беседа,
объяснение.
Форма
контроля: проверка
самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа.
Основным дидактическим средством для данного курса являются
тексты рассматриваемых типов задач, которые могут быть выбраны из разнообразных
сборников, различных вариантов ЕГЭ и сборников для подготовки к экзамену.
Учебно-тематический
план
№
|
Наименование тем курса
|
Всего часов
|
В том числе
|
Примечания
|
лекция
|
практика
|
семинар
|
1
|
Задачи на состав -ление уравнений. Основные
понятия, методы и способы.
|
1
|
1
|
|
|
|
2
|
Задачи на
движение.
|
2
|
1
|
1
|
|
|
3
|
Решение разно
-уровневых задач на движение.
|
3
|
|
3
|
|
|
4
|
Задачи на проценты. Решение разно -уровневых
задач.
|
2
|
|
1,5
|
0,5
|
|
5
|
Задачи на работу.
|
2
|
1
|
1
|
|
|
6
|
Решение разно -уровневых задач на работу
|
3
|
|
3
|
|
|
7
|
Задачи на концентрацию.
|
2
|
1
|
1
|
|
|
8
|
Решение разно -уровневых задач на
концентрацию.
|
2
|
|
2
|
|
|
9
|
Проверочная работа
|
1
|
|
|
|
|
При успешной реализации задач курса учащиеся должны знать:
1.Основные способы решения задач на составление уравнений.
2.Основные способы моделирования реальных ситуаций при решении задач различных
типов.
При успешной реализации задач курса учащиеся должны уметь:
1.Работать с текстами задачи, определять её тип.
2.Составлять план решения задачи.
3.Решать задачи разного уровня (включая творческие задания) на составление
уравнений.
4.Моделировать реальные ситуации, описываемые в задачах на составление
уравнений.
5.Работать в группе.
Литература.
1.Сканави М.И Сборник задач для поступающих во ВТУЗЫ - М.: «Высшая
школа»", 1987.
2.Кузнецова Л.В. и др. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по
алгебре за курс основной школы. - М.: Дрофа, 2002.
3.Вольпер Е.Е. Задачи на составление уравнений 1,2 часть. - Омск: ОмИПРКО,
1998.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.