Инфоурок Математика Другие методич. материалыПрограмма элективного курса "Решение задач на составление уравнений"

Программа элективного курса "Решение задач на составление уравнений"

Скачать материал

 

 

ПРОГРАММА  ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ

 

«РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА СОСТАВЛЕНИЕ УРАВНЕНИЙ»

для  8  классов в рамках предпрофильной подготовки.

 

Структура программы:

Программа  содержит:

•  Пояснительную записку.

•  Цели и задачи курса.

•  Содержание курса.

•  Тематическое планирование.

•  Требования к умениям и навыкам.

 


Пояснительная записка.


       
Математика в наши дни проникает во все сферы жизни. Овладение практически любой профессией требует тех или иных знаний по математике. Особое значение в этом смысле имеет умение смоделировать математически определённые реальные ситуации. Данное умение интегрирует в себе разнообразные специальные умения, адекватные отдельным элементам математических знаний, их системам, а также различные мыслительные приёмы, характеризующие культуру мышления; выделять главное, обобщать, сравнивать, анализировать.

        Применение на практике различных задач на составление уравнений позволяет создавать такие учебные ситуации, которые требуют от учащегося умения смоделировать математически определённые физические, химические, экономические процессы и явления, составить план действия (алгоритм) в решении реальной проблемы. Таким образом, развитие мышления, формирование предметных компетенций, систематизация знаний происходит уже на уровнях межтемного и межпредметного обобщения. Кроме того, практика последних лет говорит о необходимости формирования умений решения задач на составление уравнений различных типов ещё и в связи с включением их в содержание ЕГЭ.

          Однако, анализ образовательной практики по данному направлению говорит о том, что значительная часть учащихся испытывает серьёзные затруднения при решении задач на составление уравнений. В большей степени это связано с недостаточной сформированностью у учащихся умения составлять план действий, алгоритм решения конкретной задачи, культурой моделирования явлений и процессов. Большинство учащихся решают такие задачи лишь на репродуктивном уровне. Задачи же на концентрацию практически не рассматриваются в школьном курсе математики, хотя включены в содержание ЕГЭ.

                                                                     
Цели:


1. Расширение и углубление знаний о способах решения задач на составление уравнений и средствах моделирования явлений и процессов.
2. Развитие логического мышления учащихся, их алгоритмической культуры и математической интуиции.

                                                                     
Задачи:


1. Расширение знаний о методах и способах решения математических задач.
2. Формирование умения моделировать реальные ситуации.
3. Формирование креативных умений при решении задач на составление уравнений различных типов посредством метода моделирования.
4. Развитие коммуникативных умений.


Программа рассчитана на 18 часов, включает теоретический материал и контрольные занятия.

                          
Содержание включает четыре основных темы:


Задачи на движение.
Задачи на проценты.
Задачи на работу.
Задачи на концентрацию.

Таким образом, содержание курса охватывает все основные типы задач на составление уравнений. Кроме того, содержание программы предполагает возможность работы со школьниками с разными учебными возможностями за счёт подбора разноуровневых задач.

                                      
Содержательная часть программы.


Задачи на составление уравнений
Типы задач. Методы и способы решения задач. Основные способы моделирования задач. Составления плана решения задач.


Задачи на движение.

Равномерное движение. Одновременные события.

Практические занятия с разноуровневыми заданиями.

Задачи на проценты.

Основная формула процентов. Средний процент изменения величины. Общий процент изменения величины.

Практические занятия с разноуровневыми заданиями.

Задачи на работу.

Работа. Производительность.

Практические занятия с разноуровневыми заданиями.

Задачи на концентрацию.

Концентрация вещества. Процентное содержание вещества. Количество вещества.

Практические занятия с разноуровневыми заданиями.

Разноуровневый контроль
1 уровень: Задачи на составление уравнений.
2 уровень: Задачи на составление систем уравнений.
3 уровень: Комбинированные задачи.
4 уровень: Творческие задания.

Для успешного усвоения содержания элективного курса необходимо опираться на знания учащихся по изученному ранее материалу:
Математика. Рациональные уравнения. Системы рациональных уравнений. Проценты.
Физика. Равномерное движение. Работа.
Химия. Концентрация вещества. Количество вещества.
Экономика. Цена. Стоимость.

 

 

Метод обучения:   лекция, беседа, объяснение.

Форма контроля:  проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа.

 

Основным дидактическим средством для данного курса являются тексты рассматриваемых типов задач, которые могут быть выбраны из разнообразных сборников, различных вариантов ЕГЭ и сборников для подготовки к экзамену.

 

 

Учебно-тематический план

 

Наименование тем курса

Всего часов

В том числе

Примечания

лекция

практика

семинар

1

Задачи на состав -ление уравнений. Основные понятия, методы и способы.

 

1

 

1

 

 

 

2

Задачи на движение.

2

1

1

 

 

3

Решение разно -уровневых задач на движение.

 

3

 

 

3

 

 

4

Задачи на проценты. Решение разно -уровневых задач.

 

2

 

 

1,5

 

0,5

 

5

Задачи на работу.

2

1

1

 

 

6

Решение разно -уровневых задач на работу

 

3

 

 

3

 

 

7

Задачи на концентрацию.

2

1

1

 

 

8

Решение разно -уровневых задач на

концентрацию.

 

2

 

 

2

 

 

9

Проверочная работа

1

 

 

 

 

 

 


       
При успешной реализации задач курса учащиеся должны знать:


1.Основные способы решения задач на составление уравнений.
2.Основные способы моделирования реальных ситуаций при решении задач различных типов.

        
При успешной реализации задач курса учащиеся должны уметь:


1.Работать с текстами задачи, определять её тип.
2.Составлять план решения задачи.
3.Решать задачи разного уровня (включая творческие задания) на составление уравнений.
4.Моделировать реальные ситуации, описываемые в задачах на составление уравнений.
5.Работать в группе.

 

 

 

 

 


Литература.
1.Сканави М.И Сборник задач для поступающих во ВТУЗЫ - М.: «Высшая школа»", 1987.
2.Кузнецова Л.В. и др. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. - М.: Дрофа, 2002.
3.Вольпер Е.Е. Задачи на составление уравнений 1,2 часть. - Омск: ОмИПРКО, 1998.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Программа элективного курса "Решение задач на составление уравнений""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Научный руководитель

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

     Элективный курс предназначен для работы в 8 классах в рамках предпрофильной подготовки.

    Математика в наши дни проникает во все сферы жизни. Овладение практически любой профессией требует тех или иных знаний по математике. Особое значение в этом смысле имеет умение смоделировать математически определённые реальные ситуации. Данное умение интегрирует в себе разнообразные специальные умения, адекватные отдельным элементам математических знаний, их системам, а также различные мыслительные приёмы, характеризующие культуру мышления; выделять главное, обобщать, сравнивать, анализировать.

        Применение на практике различных задач на составление уравнений позволяет создавать такие учебные ситуации, которые требуют от учащегося умения смоделировать математически определённые физические, химические, экономические процессы и явления, составить план действия (алгоритм) в решении реальной проблемы. Таким образом, развитие мышления, формирование предметных компетенций, систематизация знаний происходит уже на уровнях межтемного и межпредметного обобщения. Кроме того, практика последних лет говорит о необходимости формирования умений решения задач на составление уравнений различных типов ещё и в связи с включением их в содержание ЕГЭ. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 677 913 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация по математике на тему "Степени" 10 класс
  • Учебник: «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа (базовый и углублённый уровни) (в 2 частях)», Ч.1.: Мордкович А.Г., Семенов П.В.; Ч.2.: Мордкович А.Г. и др., под ред. Мордковича А.Г.
  • Тема: § 33. Понятие корня п-й степени из действительного числа
  • 07.10.2020
  • 831
  • 9
«Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа (базовый и углублённый уровни) (в 2 частях)», Ч.1.: Мордкович А.Г., Семенов П.В.; Ч.2.: Мордкович А.Г. и др., под ред. Мордковича А.Г.
  • 06.10.2020
  • 667
  • 18
«Математика (в 2 частях)», Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 323
    • DOCX 53 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем АРЕЩЕНКО ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    АРЕЩЕНКО ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА
    АРЕЩЕНКО ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА
    • На сайте: 9 лет и 6 месяцев
    • Подписчики: 155
    • Всего просмотров: 59900
    • Всего материалов: 20

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Развитие функциональной грамотности у обучающихся средствами математики

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 212 человек из 53 регионов
  • Этот курс уже прошли 871 человек

Курс повышения квалификации

Педагогическое проектирование как средство оптимизации труда учителя математики в условиях ФГОС второго поколения

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 85 человек из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 415 человек

Курс повышения квалификации

Применение компьютерных моделей при обучении математике и информатике в рамках ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 48 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 181 человек

Мини-курс

Состав и анализ финансовой отчетности

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Самоконтроль и организация отдыха

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Творческие возможности в мире фотографии и медиа

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 424 человека из 72 регионов
  • Этот курс уже прошли 66 человек