Главная / История / Программа элективного курса "Практическая история"

Программа элективного курса "Практическая история"

Практическая история

Программа курса предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов с ориентацией на гуманитарный и социально- экономический профили


Шиндяпина З.А., учитель истории


Пояснительная записка


Цели курса. Данная программа предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. Курс рассчитан на повышенный уровень сложности, т.е. его главной целью является подготовка учащихся для поступления в гуманитарную или социально- экономическую профильную школу.

-учащиеся должны приобрести навыками исследовательской и творческой работы, т.е.ознакомиться с важнейшими характеристиками исторического познания;

-развить умения самостоятельно работать с исторической информацией, решать творческие задачи;

-совершенствовать умения рассуждения, определения и аргументации собственной позиции в отношении к каким-либо событиям, вести дискуссию;

-заинтересовать учащихся в умении анализировать исторические источники;

-воспитание уважения к истории.

Задачи курса. Цели реализуются посредством решения ряда задач:

-курс учитывает образовательный минимум содержания предмета истории в основной школе и дополняет его практическим содержанием;

- курс построен на неразрывном единстве новых знаний и практических действий по решению конкретных исторических проблем;

-курс призван готовить учащихся к поступлению в профильную школу, т.к. учит решению тестов, навыкам написания эссе и т.д.

Общими принципами отбора содержания материала программы являются:

-новизна;

-полнота;

-научность;

-деятельностная форма, т.е. в преподавании акцент делается на активные, познавательные методы обучения;

-дифференцированный подход;

-реалистичность с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы за 17 часов.

Основные виды деятельности учащихся. При изучении курса должны приобрести следующие умения:

-работать с различными историческими источниками (проводить поиск информации в источнике, сопоставлять свидетельства разных источников, высказывать суждения и т.д.);

-анализировать и объяснять исторические события и явления, раскрывать их характерные признаки, сравнивать события и явления, определять в них общее и особенное, излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий;

-рассматривать исторические версии и оценки исторических событий, высказывать свое отношение к событию;

-работать с различными источниками информации, в том числе и системой Интернет;

-овладение навыками компьютерных технологий ;

-решать тесты, писать эссе, рефераты, выступать с сообщениями, проводить исследования, участвовать в дискуссии.



Содержание программы и методические рекомендации к изучению курса «Практическая история» в 9 классе


1.Организация учебной работы


-особенность данного элективного курса заключается в том, что он дает учащимся навыки практического овладения истории;

-он знакомит учащихся с различными способами изучения истории;

-достаточно большое количество времени отводится для самостоятельной поисковой, творческой работы учащихся;

-в работе применяются компьютерные технологии изучения истории и поиска необходимой информации;

-происходит сочетание установочных лекций с активными и творческими методами обучения;

-достаточно обширная информационная поддержка осуществляется благодаря опоре на материал, изучаемый в 9 классе по истории России 20-21 вв.;

-проведение публичных защит видов деятельности или выполненных работ.


2.Планирование занятий

«Практическая история» в 9 классе


урок

содержание

Организация учебной работы

1.

Введение. История как знание и как наука. Источники знаний о прошлом. Способы описания и объяснения истории.

Лекция с элементами беседы. Задание: составить характеристику источника (по выбору) с элементами критического анализа.

2-3.

Приемы работы с историческими документами. « Понятие исторический источник». Памятка для работы с источниками. Способы работы с источниками.

Лекция с элементами фронтальной беседы и работы с документами. Задание: дать анализ историческому источнику.

4.

Изучаем карту. Роль знания карты при изучении истории. Энтонимы. Карты и картосхемы.

Лабораторно- практическое занятие. Анализ различных видов исторических карт и схем. Познавательное задание. Задание: описать по карте положение России в конце 19 начале 20 веков.

5-6.

Учимся конспектировать. Обмен мнениями по документам. Изучение правил конспектирования.

Лабораторная работа. Формирование умения выделять главную мысль в тексте. Составление правил конспектирования. Конспект указа «Из указа правительственному сенату» от 9 ноября 1906г.

7.

Как работать с таблицами по истории. Анализ данных о потерях в годы Великой Отечественной войны. Правило по составлению таблиц. Составление таблиц.

Урок- практикум. Просмотр различных типов таблиц и их анализ. Беседа о плюсах составления таблиц при работе с документами. Правило «Как составить синхронную таблицу». Задание: составить таблицу для сравнительного анализа двух документов.

8.

Приемы работы со статистическими сведениями. Изучение различных способов работы со статистическим материалом. Выяснение роли статистики в познании истории. Решение заданий.

Урок- научный симпозиум. Сообщение учащегося о статистике в истории. Анализ способов работы со статистическими данными. Решение упражнений и познавательных заданий.







9-10

Тестовые задания. Место тестов при проверке знаний по истории. Типы тестов и способы их решения.

Беседа с элементами тестирования. Собеседование по вопросам: почему важно уметь решать тесты? Как сочетаются история и тесты по истории? Выстраивание логической схемы разновидностей тестов. Тестирование.

11

Реферат, особенности написания. Что такое реферат? Для чего необходимо научиться писать реферат? Из каких этапов состоит процесс написания реферата? План работы над рефератом. Оформление.

Семинар-исследование .Собеседование по вопросам. Значение слова «реферат». Составление плана работы над рефератом. Задание: на основе имеющихся рефератов составить рекомендации по правильному оформлению рефератов.

12

Исследовательская работа по истории. Историческое исследование. Архивный документ. Отличие исследования от реферата. Методы исследования. Критерии оценки исследования.

Лекция с элементами практической работы. Обмен мнениями по вопросам об исследовательской работе. Выделение выводов об особенностях создания исследовательской работы. Знакомство с методами исследования. Выявление структуры исследовательской работы. Задание: составить архивный документ.

13.

Учимся по мультимедийному учебнику. Беседа о пользе мультимедийного учебника. Повторение навыков работы с компьютером. Сравнение программ политических партий в России в начале 20 века. Из раздела «Персоналии» дается характеристика руководителей партий.

Лабораторно- практическое занятие с использованием мультимедийного учебника. Вводная беседа: даются указания к работе, раздаются задания, разъясняется, как надо оформить результат. Выполнение заданий учащимися из инструктивного материала по мультимедийному учебнику и оформление. Обсуждение результатов работы. Выполнение тестовых заданий.

14.

Учащимся об Интернете. Что такое Интернет? Знакомство с сайтами по истории. Привитие навыков нахождения необходимой информации по истории в Интернете.

Практическая работа. Работа с понятиями «Интернет», «сайт», «поисковая система». Практическая работа с программами по истории для поиска ответов на вопросы инструктивного материала.

15-16.

Учимся писать эссе. Что такое эссе? Каковы характерные признаки эссе? План работы над эссе. Критерии оценки эссе.

Лекция с элементами практической работы. Задание: написать эссе. Выполнение задания.

17.

Обобщение. Что такое практическая история? Зачем нужно знать историю? Что значит знать историю?

Круглый стол.


Рекомендации по проведению отдельных занятий

Занятие 1

1.При рассмотрении вопроса об историческом знании учитель в своем объяснении может назвать разные толкования термина «история»- происшествие; рассказ о происшедшем; наука. За этими толкованиями скрывается цепочка состояний, ситуаций, характеризующая накопление и преобразование исторического знания. Основные элементы этой цепочки: событие(факт)- его описание (свидетельство источника)- его истолкование, объяснение историком (научный факт, версия историка).

В связи с этим целесообразно предложить девятиклассникам: а)на примере какого-либо известного события (Кровавого воскресенья, битве за Сталинград и другого события ) показать, как происходит переход от первого из названных событий к последующим; б)попытаться ответить, что необходимо для того, чтобы свидетельства источника были признаны научными фактами.

2. Характеристику источников знаний о прошлом желательно начать с вопроса к учащимся: какие виды источников они могут назвать?

С учетом ответов девятиклассников можно составить систематизированный перечень исторических источников, например:

1.Вещественные (материальные) источники: орудия труда, архитектурные и технические сооружения, предметы быта, произведения искусства и т.д.

2.Письменные источники:

-официальные материалы (документы государственных учреждений, общественных организаций и

т.д.

-публицистика, материалы периодической печати и др.

-личные материалы (переписка, записки, воспоминания и др.)

-произведения художественной литературы.

3.Устные источники (язык, сказания, песни, легенды и т.д.) В этой рубрике могут быть названы такие материалы так называемой «устной истории»- зафиксированные на бумаге или в магнитофонной записи рассказы участников или очевидцев исторических событий, например, рассказы о событиях Великой Отечественной войны.

В связи с составлением перечня важно обсудить с учащимися несколько существенно важных вопросов.

-Как составить характеристику исторического источника?

-Каковы информационная ценность и ограничения разных видов источников?

В качестве ответа на первый вопрос могут быть названы следующие элементы характеристики источника (их можно оформить в виде памятки):

-принадлежность к определенному времени (эпохе), событию, лицу, общественному институту,

движению и т.д.;

-сфера общественной жизни, в которой возник и использовался источник;

-материал, форма, стиль, язык источника;

-история источника (создатели, владельцы, проблемы сохранности и т.д.);

-значение источника как свидетельства о своем времени, культурного достояния.

Перечисленные элементы характеристики источника служат начальным этапом его анализа. Учитель может пояснить, что последующая критика источника состоит в определении:

-информативности источника (подлинность, полнота, «первичные и вторичные» источники);

-степень субъективности и объективности источника (официальные, общественные, личные

материалы; «намеренные» и «ненамеренные» источники);

-соотношения с другими источниками; сходства и расхождения свидетельств.

Занятия 2-3

Занятие, посвященное работе с источниками рекомендуется построить в форме лекции с элементами фронтальной беседы и работы с документами.

Этапы занятия:

1.Закрепление вопроса предыдущего занятия о том, что такое исторический источник. Каковы основные виды источников?- Обмен мнениями.

2.Работа с историческими источниками и выполнение заданий к ним.

Документы, которые можно дать для анализа и вопросы к ним:

Задание 1. «Из «Наказа» Екатерины 2 (1768г.); «Из «Проекта правам нижнего рода государственных жителей». Вопросы к заданию: Дайте характеристику приведенным историческим источникам. Выделите общее и особенное в документах. Чем объясняется наличие множества противоречий в документах?Как эти документы характеризуют личность Екатерины2?

Задание 2. «Из журнала помещичьего домашнего управления (1763-1765)»; «Объявления в газетах»; А.С.Грибоедов «Горе от ума» (действие 2, явление 5). Вопросы к заданию: Определите, о ком идет речь в отрывках? Выберите факты, характеризующие отношение к ним помещиков. Известны ли Вам другие факты подобного отношения к людям 18 века? Назовите их. Каковы последствия этих явлений в России?

Задание 3. «Указ 13 декабря 1760г.»; «Указ 11 января 1765г.»; «Указ 22 августа 1767г.». Вопросы к заданию: Найдите в указах причины их принятия. Что лежит в основе политики по отношению к крестьянству? Назовите данные помещикам права в отношении своих крестьян. К каким последствиям привели эти указы?

Задание 4. «Из манифеста- обращения Е.Пугачева к народу (1774)». Вопросы к заданию: Изложите идею манифеста. Что означало принятие Пугачевым титула императора? На основе манифеста определите: а)причины крестьянской войны; б)цели восставших; в)методы борьбы. Проанализируйте характер обещаний Пугачева народу. Можно ли их было осуществить?

Задание 5. «Из приказа главнокомандующего войсками П.И.Панина (сентябрь 1774)». Вопросы к заданию: Назовите причины появления данного приказа. Назовите меры борьбы с бунтом. Определите соответствие наказания характеру провинности. Могут ли эти меры положить конец бунтам?

В завершение работы с заданиями учащимся можно дать задание составить характеристику исторического источника (по выбору).

Занятие 4

Рекомендуемая форма проведения занятия: лабораторно-практическое занятие по карте, учебнику, историческим источникам.

Этапы занятия:

1.Занятие начинается с постановки и обсуждения проблемы: Какую роль играет карта при изучении истории?

2.Изучение приемов и способов работы с исторической картой

3.В качестве закрепления навыков работы с картой можно порекомендовать учащимся поработать с контурной картой и выполнить задание: Отметьте на карте республики, которые вошли в состав СССР в 1922 году.

4.Далее можно поработать над умением составлять схемы, например, схему расположения русских и германских войск в Первой мировой войне , год 1914.

В конце занятия можно предложить девятиклассникам выполнить задание: Опишите положение России в конце 19 начале 20 веков.

Занятия 5-6

Занятие посвящено не только формированию умения работать с историческими источниками, но и выделять главные мысли в тексте. Оно проходит в форме лабораторной работы.

Этапы занятия:

1.Зачем нужно уметь конспектировать?- Обмен мнениями.

2.В ходе обмена мнениями учащиеся приходят к выводу о необходимости знания правил конспектирования и составляют эти правила.

Правила конспектирования

1.Внимательно прочитайте текст. Попутно отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.

2.Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля.

3.При первом чтении текста составьте простой план. При повторном чтении постарайтесь кратко сформулировать основные положения текста, отметив аргументацию автора.

4.Заключительный этап конспектирования состоит из перечитывания ранее отмеченных мест и их краткой последовательной записи.

5.При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.

3. На этом этапе учащимся в качестве примера можно порекомендовать законспектировать работы В.И.Ленина: «Апрельские тезисы», «О единстве партии», а также резолюцию 10 съезда РКП(б) «О необходимости замены продразверстки натуральным налогом», которые наглядно показывают эволюцию взглядов большевиков на социализм.

Занятие 7.

Занятие лучше начать с анализа данных книги «Великая Отечественная война в цифрах и фактах», где дается обширный материал по данной войне в таблицах. Целесообразно провести обмен мнениями о пользе использования таблиц в истории.

На втором этапе урока рекомендуется составить ряд рекомендаций по правилам составления таблиц Например, правило «Как составить синхронную таблицу»:

1.Разграфите страницу тетради (разворот) сверху вниз, по вертикали, в левой графе укажите века.

2.По горизонтали в верхнем ряду укажите названия стран и народов.

3.Вспомните основные события, процессы, происходившие в определенное время.

4.Перечислтие их в хронологическом порядке отдельно по каждой стране, соотнося с веками. Указывайте точные даты.

5.При записи в таблице расположите перечень сходных фактов на одном горизонтальном уровне.

Основная часть времени занятия посвящается составлению таблиц учащимися. Для примера рекомендуется составить синхронную таблицу событий внешней политики СССР накануне Великой Отечественной войны.

Для проведения сравнительного анализа учащиеся могут составить сравнительную таблицу выступлений И.В.Сталина и А.Гитлера по поводу начала войны между СССР и Германией. Документы: «Из выступления по радио И.В.Сталина 3 июля 1941г.» и «Из выступления А.Гитлера по радио 22 июня 1941г.».

Можно порекомендовать учащимся составить и другие типы таблиц в качестве домашнего задания.

Занятие 8.

Занятие является прямым продолжением предыдущего занятия и поэтому проходит в форме научного симпозиума, т.е. между учащимися происходит обмен мнениями по заранее разработанным ими статистическим данным. Несколько учащихся делают сообщение о социологическом опросе «Жизнь при Брежневе», который они провели среди односельчан. Вопросы для опроса:

1.Какие важнейшие события в вашей жизни и жизни вашей семьи связаны с периодом Л.И.Брежнева?

2.Ощущали ли вы на положении своей семьи общий рост благосостояния советского народа? В чем конкретно он для вас проявлялся?

3.Каким было материальное положение вашей семьи в период 1964-1982 гг.? Как вы его оценивали тогда и сейчас?

4.Замечали ли вы в социально экономическом положении страны негативные, кризисные явления? Если да, то какие? Как их объясняли?

5.Как вы отнеслись к отказу от близкой перспективы коммунизма (по Н.С.Хрущеву) и замены ее на идею «развитого социализма»?

После этого выводы, сделанные учащимися, подкрепляются статистическими данными о технической отсталости СССР к началу 80-х годов; об удельном весе капиталовложений в жилищное строительство; о приросте реальных доходов на душу населения в СССР в 1966-1985гг.; о доли фонда заработанной платы в национальном доходе. Делаются выводы.

Занятия 9-10

Рекомендуемая форма проведения занятий- беседа с элементами тестирования.

Занятие начинается с обсуждения проблемы о роли тестов в изучении истории. На основе суждений учащиеся знакомятся с разновидностями существующих тестов и выстраивается логическая цепочка этих разновидностей: тесты с датам; тесты на знание фактов; тесты с понятиями и соотношением фактов и понятий; тесты на знание характерных черт явлений; задания на определение последовательности событий; задания на установление соответствия между фактами, событиями, явлениями; тесты для работы с документами

В качестве закрепления учащимся рекомендуется материал для решения ЕГЭ по истории.

Занятие 11

Занятие посвящено развитию умений и навыков написания реферата. Рекомендуемая форма проведения занятия семинар-исследование. Эта форма заключается в приобретении, распространении и привнесении в этот процесс компонентов научного исследования.

В начале занятия объясняется значение слова «реферат», т.е. это краткое письменное изложение какой-либо проблемы. Но этого определения недостаточно для понимания сущности реферата. И в ходе беседы делается вывод, что в современном понимании реферат- это не только пересказ прочитанного, но и анализ, обобщение и аргументированное изложение собственной точки зрения на рассматриваемую проблему.

Беседа продолжается по следующим вопросам: Для чего надо учиться писать реферат? Как это может помочь в дальнейшей учебе? Из каких этапов состоит процесс написания реферата?

В результате обсуждения выстраивается план работы над рефератом:

1.Выбор темы и постановка проблемы.

2.Сбор материала по выбранной теме.

3.Составление плана.

4.Работа над текстовой частью реферата.

5.Оформление реферата.

Процесс привития навыков правильности оформления и написания реферата рекомендуется закрепить на основе практической работы по анализу имеющихся ученических рефератов.

Занятия 12

Рекомендуемая форма проведения занятия- лекция с элементами практической работы, которую лучше начать с обмена мнениями по вопросам: Что такое исследовательская работа по истории? Чем она отличается от реферата? Какие существуют методы исторического исследования?

В ходе обсуждения учащиеся приходят к выводам:

1.Исследование отличается от реферата, оно носит самостоятельный характер, с обязательным использованием архивных данных, интервью и т.д.

2.Основными методами исследования являются: наблюдение, беседа, анкетирование и т. д.

В ходе лекции учитель знакомит учащихся со структурой исследовательской работы . При этом обращается внимание на особую значимость приложения в работе. Учащиеся получают инструкцию по оформлению архивного материала.

В качестве примеров исследовательской работы целесообразно познакомить учащихся с исследовательскими работами школьников по краеведению. Здесь учащиеся также дают оценку исследованиям на основе критериев оценки исследовательской работы.

В заключении учащиеся получают задание составить архивный документ.

Занятие 13

Занятие посвящено разработке навыков по работе с мультимедийным учебником. Оно проходит в форме лабораторно-практического занятия с мультимедийным учебником.

Учащимся предлагается самостоятельно (или парно) выполнить работу с использованием мультимедийного учебника, извлечь из него необходимую информацию, систематизировать, оформляя таблицы, схемы и т.д.

Рекомендуемое задание: «Выявить динамику событий внешнеполитической деятельности СССР в эпоху холодной войны».

Этапы лабораторно-практического занятия:

1.Вводный: здесь даются указания к работе, раздаются задания, разъясняется, как надо оформить результаты.

2.Основной: учащиеся выполняют полученное задание, оформляют ответ.

3.Заключительный: проходит обсуждение результатов.

Занятия 14

Занятие рекомендуется начать с краткого обзора о системе Интернет. Важной частью занятия является обсуждение вопросов:

1.Что такое всемирная паутина?

2Какие существуют адреса для поиска сведений по истории?

3.Как пользоваться Интернетом?

После обсуждения данных вопросов учащиеся записывают адреса сайтов, в которых им предстоит искать ответы на задания.

Практическое занятие проходит в виде поиска адресов размещения в Интернете энциклопедий и справочников по истории, книг, газет и журналов.

Далее учащимся рекомендуется дать блок вопросов, на которые они будут искать ответы в Интернете.

Занятия 15-16

Рекомендуемая форма проведения занятий – лекция с элементами практической работы. Занятие можно начать с объяснения термина «эссе». В ходе лекции также особое внимание обращается на характерные признаки эссе. Возможно обсуждение вопросов: Чем эссе отличается от сочинения? Каков объем эссе? Какое место в эссе отводится знанию терминов? Уместны ли диалогичность и дискуссионность в эссе? Какое место отводится общественному и личному факторам? После обмена мнениями по данному вопросу проходит устное обсуждение эссе на тему: «Прогресс- отец проблем».

Основную же часть времени рекомендуется выделить на написание эссе на тему: «Когда правит тиран, народ молчит, а законы не действуют» (Саади).

При рассмотрении вопроса об оценке эссе, учащиеся знакомятся с критериями оценки эссе.

Занятие 17

Учитывая, что занятие является завершающим, уместно провести его в форме круглого стола. В ходе обсуждения учащиеся делают вывод о том – что же такое практическая история. Ведется также разговор по следующим вопросам: Что такое история- предание, наука, идеологическая схема? Зачем нужно знать историю? Что значит знать историю?

Далее ведется обмен мнениями о том, чему научились учащиеся при изучении данного элективного курса. На занятии учащимся рекомендуется провести защиту своей зачетной работы: эссе, исследования, проекта, конспекта или составленного архивного документа.

Литература

Учебники.

Антонова Т.С., Харитонов А.Л., Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России: 20 век» (М.,1997)

Данилов А.А., Косулина Л.Г «История России. 20 век.» (М.1999)

Волобуев О.В. , Кулешов С.В. «История России 20-начало 21 века» (М.2002)

Загладин Н.В. «История Отечества 20 век» (М.1998)

Хрестоматии, сборники документов.

История Отечества в документах, 1917-1993гг. В 4-хч. Хрестоматия для учащихся старших классов средней школы.- М.1995.

Блохин В.Ф. История Отечества в портретах политических и государственных деятелей» Брянск 1994г.

Художественно-историческая хрестоматия по Великой Отечественной войне.

Завадская О.С. « Великая Отечественная война в цифрах и фактах.». Тамбов 2001г.

Историческая и научно-популярная литература

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. «Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства» -М.2000

Журнал «Преподавание истории в школе», номера: 7,8,9,10 2002год; 3 2003год.


Словари, справочники

Степанищев А.Т. «Методический справочник учителя истории» - М.2000

Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ по истории- 2002; 2003гг.

Энциклопедический словарь юного историка.- М.,1997





.





































Программа элективного курса "Практическая история"
  • История
Описание:

Данная программа предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. Курс рассчитан на повышенный уровень сложности, т.е. его главной целью является подготовка учащихся для поступления в гуманитарную или социально- экономическую профильную школу.

-учащиеся должны приобрести навыками исследовательской и творческой работы, т.е.ознакомиться с важнейшими характеристиками исторического познания;

-развить умения самостоятельно работать с исторической информацией, решать творческие задачи;

-совершенствовать умения рассуждения, определения и аргументации собственной позиции в отношении к каким-либо событиям, вести дискуссию;

-заинтересовать учащихся в умении анализировать исторические источники;

-воспитание уважения к истории.

Автор Шиндяпина Зоя Александровна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 486
Номер материала 35729
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓