Главная / География / Программа элективного курса "Познание мира по картам"

Программа элективного курса "Познание мира по картам"


Содержание.


Пояснительная записка………………………………………………………….с. 3

Учебно-тематический план………………………………………………………с.5

Краткое содержание разделов……………………………………………………с.6

Тематическое планирование………………………………………………………с.8

Список литературы………………………………………………………………с.12
























Пояснительная записка.

Программа элективного курса «Познание мира по картам» предназначена для учащихся 9 класса.

За основу предлагаемого курса взята программа элективного курса для предпрофильной подготовки автора Л.Н. Хомутовой «Мир географии» (Ярославль: ИРО, 2005.).

Содержание элективного курса направлено на сохранение и углубление материала школьного курса географии, развитию географической культуры выпускников основной школы, осознание девятиклассниками функционального значения географии для человека.

Курс «Познание мира по картам» представляется особенно актуальным, так как карта уже много веков служит людям для познания и преобразование окружающего мира. Ни одна работа, связанная с изучением территорий, не обходится без карты. Без неё не отправится в путь ни один путешественник, ни одна экспедиция. Не имея карты, невозможно строить города и посёлки, заводы и гидроэлектростанции, автострады и железные дороги, прокладывать каналы и линии электропередач, нефте- и газопроводы. Инженер и исследователь, лётчик и строитель, геолог и агроном, офицер и синоптик, учёный и государственный деятель – все обращаются к карте и находят в ней ответы на отдельные свои вопросы. По картам можно изучать отдельные кварталы городов и Землю в целом, перелёты птиц и транспортные потоки, дно океана и атмосферу, строение толщ земной коры и ледниковые покровы, размещение населения, промышленного и сельского хозяйства в настоящем и будущем.

Содержание элективного курса позволяет познакомиться с основными вопросами создания карт, с некоторыми историческими вехами картографирования, основами использования карт и приёмами работы с ними.

  1. Цель курса:

углубление материала школьного курса географии, развитие географической культуры выпускников основной школы, осознание девятиклассниками функционального значения географии для человека, ценности географических знаний для себя лично. Данный курс предназначен для самоопределения школьниками относительно уровня дальнейшего географического образования.

II Задачи курса:

  1. познакомить с основными средствами получения и приёмами обработки географической информации, основными методами географических исследований: описательным, картографическим, статистическим;

  2. углубить и расширить знания учеников по истории картографии, с содержанием общегеографических, тематических и топографических карт; научить решать задачи по карте;

  3. развивать познавательный интерес к изучению географии;

  4. сохранить и углубить мировоззренческий потенциал школьных курсов географии, спровоцировать желание у школьников детально изучить материал тем курса в старшей школе.

Программа курса «Познание мира по картам» рассчитана на 15 часов учебного времени и 2 часа резервных часа на контроль и самоконтроль. Она включает введение, три содержательных раздела «История географических карт», «Путешествие по картам», «Рождение карты», «Великие географические открытия» и практикум. Итоговое занятие проходит в форме защиты краткосрочных проектов.











Учебно-тематический план.


п/п

Название темы

Кол-во часов всего

Кол-во часов теории

Кол-во часов практики

1

Введение.

2

2


2

Рождение карты

3

2

1

3

История географических карт

5

3

2

4

Путешествие по картам

4

2

2

5

Заключение

2


2


Итого

16

9

7


Резервное время – 1 час.


















Краткое содержание разделов.

Введение (2 часа)

Что такое географическая карта? Почему карта является одним из источников знаний? Разнообразие географических карт.

Зачем нужно изучать географию? Для каких профессий необходимы географические знания? Значение географического образования для выполнения общественно значимых ролей. Географ – повествователь передаёт свои знания и усвоенные методы географических наук (преподаватель). Географ – творец использует свою географическую подготовку в целях преобразования науки географии (учёный-теоретик). Географ-практик использует знания и методы географической науки в целях преобразования географической среды. Географ – исследователь использует географическую подготовку для более глубокого понимания экологических, экономических и социальных явлений сегодняшнего дня.


Раздел 1. «Рождение карты» (3 часа)

Пути создания карты. Оборудование для съёмки местности, правила пользования приборами. Способы создания карты. Полярная съёмка местности и построение карты.

Практическая работа № 1.


Раздел 2. «История географических карт» (5 часов).

С чего начиналась география? История зарождения карты, древние наскальные изображения. Жёсткая борьба церкви с научными представлениями о строении мира. Путешественник – древняя профессия. Зачем люди путешествуют? Путешествие как способ познания мира, интерес к пространству. Первооткрыватели. Эпоха Великих географических открытий. Трудности путешествий, эффект преодоления. География и пространство. География и время.

Практическая работа № 2.

Практическая работа № 3.

Раздел 3. «Путешествие по картам» (4 часа).

Сущность картографического проектирования. Виды географических проекций. Искажение материков на карте. Условные знаки на общегеографических и тематических картах. Третье измерение. Измерение расстояний и площадей по карте. Направления на картах. Построение профилей.

Практическая работа № 4.

Практическая работа № 5

Заключение (2 часа).

Подведение итогов курса. Итоговый контроль. Итоговое занятие в форме защиты краткосрочных проектов.





























Тематическое планирование.

Урок 1-2. Что мы знаем о географии?

Цели: мотивация учащихся на изучение предмета «География»; элективного курса «Познание мира по картам».

Содержание: Что изучает география? Географические методы познания мира. Зачем нужно изучать географию? Для каких профессий необходимы географические знания?


Урок 3-4. Съемка местности.

Цель: ознакомление учащихся с упрощёнными способами измерения расстояний на местности, усвоение метода построение плана местности.

Содержание: пути создания карты: планирование, аэрофотосъёмка, полевые работы, фотографическая съёмка, составление карт, издание карт, хранение доведение карт до потребителя. Оборудование для съёмки местности: планшет, компас, трёхгранная линейка для визирования, карандаш, резинка, бумага. Способы измерения расстояний на местности, алгоритм построения плана местности полярным способом.

Практическая работа: На планшете в точку стояния вкалывают булавку. Затем ориентируем планшет, и производят визирования на местные предметы. Для этого линейку прикалывают к булавке, слегка поворачивая, поочерёдно наводят на снимаемые предметы и откладывают расстояния до них. При каждом визировании планшет ориентируют.

Домашняя работа: оформить план местности.


Урок 5. Практическая работа № 1.

Урок 6. Виды географических карт.

Цели: совершенствование приёмов чтения карт.

Содержание: Классификация карт:

1) по масштабу: крупномасштабные, среднемасштабные, мелкомасштабные; 2) по территориальному признаку: карты мира, океанов и морей, материков, частей материков, государств, областей, районов;

3) по содержанию: общегеографические, тематические (карты природных явлений – почв, климатические, геологические, социально-экономические карты – сельского хозяйства, населения, транспорта);

4) по назначению: учебные, дорожные, навигационные, туристические и др.

Практическая работа: аннотация карт.

Домашнее задание: сделать аннотацию карт 2, 16, 32 ( атлас 7 класса).


Урок 7. Практическая работа № 2.


Урок 8. История географических карт.

Цели: расширение и углубление знаний учащихся об истории картографического изображения.

Содержание: Древние наскальные изображения. Гипотеза древнегреческого учёного Пифагора о шарообразности Земли. Карта Эратосфена. Вклад в картографию учёного-географа Птолемея. Тайны арабских карт.

Домашнее задание: подготовить аргументы борьбы церкви с научными представлениями о строении мира.


Урок 9. Эпоха Великих географических открытий.

Цели: систематизация и углубление знаний учащихся об истории географических открытий.

Содержание: Путешествие Х. Колумба, Ф. Магеллана. Вклад в науку учёного Г. Меркатора. Экспедиции Д.Кука, М. Лазарева, Ф. Беллинсгаузена, В. Беринга.

Домашнее задание: сообщение об исследованиях И.Ф. Крузенштерна.


Урок 10. Практическая работа № 3.


Урок 11. Географические проекции.

Цели: формирование понятия картографической проекции, представление о видах проекций, обучение приёмы построения картографической сетки для конической проекции.

Содержание: Понятие картографических проекций. Классификация проекций по характеру искажений: равноугольные (передают величину углов без искажений), равновеликие (не искажают площади), произвольные (искажают и углы, и площади). Классификация проекций по виду изображения меридианов и параллелей (картографическая сетка): конические, цилиндрические, азимутальные. Причины искажений на картах.

Практическая работа: построение картографической сетки в конической проекции. Оборудование: глобус и лист кальки.

    1. из кальки сделать конус,

    2. конус поставить на глобус так, чтобы его вершина располагалась над полюсом,

    3. карандашом обвести по кальке параллель глобуса, по которой его касается конус, и разрезать его по образующей,

    4. прочерченную линию параллели поделить на равные части через определённое число градусов, например, через 30,

    5. соединить прямыми линиями точки деления с вершиной. Это будут меридианы,

    6. параллели провести в виде дуг окружностей через равные по меридиану промежутки, обозначающие определенное число градусов широты

Домашнее задание: найти карты, выполненные в различных проекциях.


Урок 12. Практическая работа № 4.


Урок 13. Измерение расстояний и площадей на карте.

Цели: формирование понятия ортодромия, ознакомление учащихся с методом измерения площади палеткой, повторение приёмов измерения расстояний.

Содержание: оборудование для измерений расстояний: циркуль-измеритель, линейка, палеткой. Методы работы с оборудованием. Понятие ортодромии.

Практическая работа: измерение расстояний, направлений и площадей на картах.

Домашнее задание: определить площадь Мексиканского залива.


Урок 14. Практическая работа № 5. Определить способы картографического изображения на различных тематических и общегеографических картах.

Домашнее задание: анализ карты 6 в атласе для 9 класса.


Урок 15. Обобщение по тематике курса. Тест.


Урок 16. Итоговое занятие.




























Список литературы.


Андреев Н.В. Топография и картография. – М.: Просвещение, 1985.

Берлянт А. М. Карта – второй язык географии. М.: Просвещение, 1985.

Куприн А.М. Слово о карте. – М.: Недра, 1987.

Куприн А.М. Занимательная картография. М.: Просвещение, 1989.

Куприн А.М. На местности и по карте. – М.: Недра, 1989.

Эдельштейн А.В. Как создаётся карта. – М.: Недра, 1978.



12


Программа элективного курса "Познание мира по картам"
  • География
Описание:

Программа элективного курса «Познание мира по картам» предназначена для учащихся 9 класса. 

   За основу предлагаемого курса взята программа элективного курса для предпрофильной подготовки  автора  Л.Н. Хомутовой «Мир географии» (Ярославль: ИРО, 2005.).

Содержание элективного курса направлено на сохранение и углубление материала школьного курса географии, развитию географической культуры выпускников основной школы, осознание девятиклассниками функционального значения географии для человека. Также позволяет познакомиться с основными вопросами создания карт, с некоторыми историческими вехами картографирования, основами использования карт и приёмами работы с ними.

Автор Евсеева Ирина Васильевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 522
Номер материала 53227
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓