Инфоурок География Другие методич. материалыПрограмма элективного курса "ООПТ Газимуро-Заводского района"

Программа элективного курса "ООПТ Газимуро-Заводского района"

Скачать материал

Комитет образования муниципального района

«Газимуро-Заводский район»

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Газимуро-Заводская средняя общеобразовательная школа

 

 

 

 

 Программа

 Элективного курса

Особоохраняемые  природные территории

Газимуро-Заводского района.

( для учащихся 8-9 классов)

Срок реализации 1 год

 

 

 

 

                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: учитель биологии, географии

Рукавишникова М.Г.

 

                                                          

 

                                 Газимурский Завод-2014 г.

 

 

 

Пояснительная записка

Программа  элективного курса «Особоохраняемые  природные территории Газимуро-Заводского района»  имеет  эколого-биологическую направленность. Программа актуальна  и необходима  для формирования у обучающихся  детального представления об особоохраняемых природных территориях своего края. Потому что одним из важнейших путей решения проблем рационального природопользования является создание региональной сети особо охраняемых природных территорий (ООПТ), которые эффективно способствуют сохранению генофонда живых организмов, естественных экосистем и ландшафтов, а также оптимизации среды проживания населения.

На территории Забайкалья в настоящее время существует 93 особо охраняемых природных территории разных категорий, в том числе 88 ООПТ – регионального статуса. Наибольшая доля относится к категории «памятники природы», которые предназначены для охраны отдельных точечных объектов.

Особо охраняемые природные территории занимают 3,9% от общей площади края. По словам специалистов, в охраняемых территориях не представлены в достаточной мере экосистемы разных природных зон. Размещение особо охраняемых природных территорий в крае также неравномерно.

В основном ООПТ сосредоточены в центральных, южных, западных районах края, в то время как на севере Забайкалья образованы только памятники природы. В силу этого существующая сеть ООПТ в крае не представляет целостной системы, которая позволяла бы эффективно решать возлагаемые на нее природоохранные задачи. Для Забайкалья, учитывая его пограничный статус, система ООПТ должна также предусматривать ее развитие как части трансграничной системы охраняемых природных территорий.

В соответствии с ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», эти природные участки суши и акваторий относятся к объектам общественного достояния. Они служат для охраны и одновременно рационального использования в целях сохранения уникальных и типичных природных объектов и комплексов. При этом здесь параллельно изучаются естественные процессы в биосфере, и осуществляется контроль за изменением ее состояния (экологический мониторинг). Немаловажна их роль и для развития краеведения и экологического просвещения населения.

В соответствии со «Стратегией организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории Забайкальского края на период до 2020 года» значительная роль отводится формированию экологических механизмов сохранения ландшафтного и биологического разнообразия, пропаганде идей сохранения природного и культурного наследия среди населения края

 

Цель: воспитание бережного отношения к природе родного края

как части общечеловеческой культуры.

Задачи:

- Познакомить учащихся с разнообразием ООПТ Газимуро-Заводского                района

-   Познакомить  школьников на практике со спецификой профессий: егеря, лесника, научного сотрудника заказника;

-                     Развивать и поддерживать интерес к знаниям о природе, способах ее              охраны.

-         Развивать навыки исследовательской и проектной деятельности.

 

Особенность  программы  заключается в том, что:

1.  Материал не ориентирован на конкретный учебник, поэтому может преподаваться как самостоятельный курс из часов регионального компонента или интегрирован в курс «География Забайкальского края» или курс региональной экологии

2. Основное внимание в программе уделено изучению ООПТ района,  растениям  и животным, занесенным в Красную книгу Забайкальского края

Программа  разработана для учащихся 8-9 классов изучающих географию Забайкальского края или региональную экологию.

В программе  предложено 5 тем. Они  рассчитаны на 17 часов: 5 часов теории  10 часов практических занятий и 2 часа на итоговое занятие.

Практические занятия направлены на приобретение и закрепление общеучебных и профессиональных навыков. Содержание занятий разнообразно: это  подготовка информационных материалов,  и проведение наблюдений в природе,  и подсчет животных и растений на охраняемой территории, и оформление плакатов на экологические темы, и проведение бесед с малышами, составление проектов и т.д.

Теоретические занятия  расширяют знания, приобретенные на уроках географии, биологии, экологии, воспитывают экологическую культуру будущего выпускника школы. Изучение курса  завершается научно-практической  конференцией.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы

 

Тематическое планирование

№п/п

Тема

Всего

час

Теор.

Практ.

1

Заказник регионального значения

«Реликтовая дубовая роща»

4

2

2

2

Геологический заповедник

Газимурские Кулинды

3

1

2

3

Урюмканский заказник

3

1

2

4

Ямкунская здравница

3

1

2

5

 Растения  и животные Красной книги Газимуро-Заводского района

3

1

2

6.

Итоговый урок. Конференция

2

 

2

 

Всего:

17

5

12

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Содержание программы

 

Тема 1. Заказник регионального значения  «Реликтовая дубовая роща»  (4ч).

Географическое расположение. Рельеф. Климат. Почвы. Воды.  Охраняемые виды животных и растений в заказнике.  

Практические работы:  Подготовка сообщений (рефератов) об охраняемых видах растений и животных обитающих на данной территории.

Исследование: Видовое разнообразие флоры  и фауны заказника «Реликтовые дубы».

Тема 2. Геологический  заповедник Газимурские Кулинды ( 3 ч)

Геологический заповедник  Газимурские Кулинды это бывшие  моря  различных возрастов. Большая Кулинда- позднедевонское море

Средняя Кулинда – Этренское  Малая Кулинда раннекаменноугольное море.    

Практическая работа: Экскурсия в Малую Кулинду. Изучение геологического заповедника.

Исследование: Выявление степени   неблагоприятного антропогенного воздействия на природу заповедника.

Тема 3. Урюмканский заказник (3 ч).

Урюмканский заказник. Географическое расположение. Рельеф. Климат. Почвы. Воды. Просветительная и научная работа. Охраняемые виды животных и растений в заказнике.  Работа егеря, лесника, научного сотрудника в заказнике.

Практические работы: Встреча с директором  Урюмканского заказника.

 Виртуальная экскурсия в Урюмканский заказник. Изучение методики подсчета животных и растений. Оформление наблюдений в дневниках.

Тема 4. Ямкунская здравница (3ч)

История образования. Выдающиеся врачи. Особенности  происхождения и лечебные свойства  Ямкунской воды.

Практические работы: Экскурсия в краеведческий  музей и ГУЗ «КБВЛ»

Создание  альбома, посвященного  200 летию  образования  Ямкунской здравницы

Тема 5. Красная книга (3ч).

 История создания Красной книги. Первый выпуск Красной книги. Красная книга Читинской  области. Виды животных и растений, занесенные в Красную книгу Читинской области.

Практические работы: Сбор информации о редких  растениях и животных для написания второго тома книги о Газимуро-Заводском районе. Проведение бесед  об охране природы с учащимися начальных классов.

Исследование: Краснокнижные  растения окрестностей  села Газимурский Завод.                   

 

Научно- практическая конференция.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словарь

Акватория – (площадь воды)- участок водной поверхности естественного или искусственного сооружения.

Заказники – территории, на которых законом охраняют постоянно или временно отдельные виды растений и животных, полезные ископаемые или часть природного комплекса..

Мониторинг – слежение за какими – либо объектами или явлениями; в приложении к среде жизни- слежение за ее состоянием и предупреждение о создающихся критических ситуациях.

ООПТ-   это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйствования и для которых установлен режим особой охраны.

Памятники природы – уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетической отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Памятники природы могут быть федерального и регионального значения.

Реликты – растения и животные ранее широко распространенные, а ныне сохранившиеся в небольших районах.

Примерные требования к знаниям и умениям учащихся

Знания

Называть:

-         термины основных изучаемых понятий, приведенных в словаре;

-         особоохраняемые территории Газимуро- Заводского района

Иметь представление:

-         о работе специалистов заказника;

-         о методиках подсчета животных и  растений в природе;

Приводить примеры:

-         реликтовых объектов Газимуро- Заводского района;

-         охраняемых растений и животных в заказниках района.

 Умения:

Узнавать:

-         охраняемые виды растений на территории района

-         охраняемые виды животных на территории района;

Уметь:

-         работать с дополнительной литературой

-         вести записи в дневнике наблюдений;

-         осуществлять проектную деятельность

Определять:

-         виды растений  и животных по определителю.

-         Окаменелости по опредлителю

Выполнять практически:

-         простейшие приемы мониторинга в окружающей среде;

-         вести пропаганду экологических знаний среди сверстников и младших школьников.

-         наблюдения за объектами в  естественной среде;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

 

1.     Барабашева Е.Е. Объекты геологического наследия как основа развития экологического и научного туризма. Статья. Чит ГУ ,Чита. Россия.

2 Реестр туристических маршрутов Читинской области и Агинского Бурятского автономного окру-га. – Чита, 2004. – 364 с.

3. Охраняемые территории Восточного Забайкалья: почему, каким образом и какие земли нужно сохранить в байкальском бассейне. Книга 1. – Чита: изд-во ЗабГПУ, 2002. – 165 с.

4. Синицина С.М. Серия естественной истории Забайкалья  Статья.

 Чит ГУ ,Чита. Россия.

5. Корсун О.В. Наш край. Забайкальский гуманитарный педагогический университет Чита 2007 г-123 с

6. Корсун О.В.Презентации о Реликтовой дубовой роще.

 

7. Крапивьянова В.В. Биология и экология: Сборник элективных курсов для учащихся 9 класса.  – Чита: ЧИПКРО,2005. – 77 с.

8. Крапивьянова В.В. Рыбак Т.Г  Школьная полевая практика : методические рекомендации   Чита : ЧИПКРО, 2008. – 63 с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                      Приложение1

Исследование:  краснокнижные растения окрестностей села Газимурский Завод

 

План местности:

 

 

 

 

 

 

 

 


                                            

 

 

 


                                                                                                                 

ГРК «Никель»

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Условные обозначения:

 

                                                                           Лилия карликовая

    Главные автомобильные дороги                  

 


                                                                                         Касатик кроваво – красный

  Лесные и полевые дороги

                                                                                         Красоднев малый

                                                                                                

 


  Мост                                                                              Лилия Пенсильванская 

 


       Протока                                                                                  

                                                                                            Княжник крупнолепестковый

 

                                                                                             Рябчик Максимовича

 

Кустарники                                                                         Ландыш Кейске          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Требования к оформлению полевого дневника

Титульный лист

Муниципальное образовательное учреждение

Газимуро-Заводская  средняя общеобразовательная  школа

 

Полевой дневник

 

Ученика 7 класса «А»

Иванова Александра

 

 

 

 

Газимурский Завод 2014

 

Содержание дневника

1.     План территории проведения полевой практики и физико-географическая характеристика района полевой практики.

2.     Дата проведения экскурсии или наблюдения, время суток, длина светового дня.

3.     Метеорологические наблюдения: погодные условия, температура воздуха, направление ветра, сила ветра, атмосферное  давление, график хода суточных температур.

4.     Фенологические наблюдения.

5.     Тема наблюдения (экскурсии) и ответы на каждое задание из инструктивной карточки.

6.     Схемы, таблицы, рисунки (выполненные карандашом).

Обязательное условие  практических работ в природе – это  запись наблюдений, при этом следует соблюдать следующие правила:

·         Записывать немедленно или как можно скорее, под свежим впечатлением.

·         Писать обо всем подробно, не забывая о самых обычных  объектах наблюдения.

·         Факты излагать ясно и четко.

·         Записывать  разборчиво и понятно.

                                                                                                           

Приложение 3

Изучение методики подсчета животных и растений

 

 

Изучение растительности луга

 Определение видов растений.

Оборудование: Дневник наблюдений, рулетка, карандаш, лупа, лопатка, ножницы,  часы с секундомером,  рамка (1м на 1м)

1.Отметьте в дневнике дату наблюдения, время начала и конца наблюдений, погодные условия, длину светового дня.

2.Обследуйте территорию и выберите место, с которого можно увидеть весь луг или хотя бы большую его часть. С выбранной точки внимательно осмотрите луг и отметьте степень  мозаичности травянистого покрова. Отметьте на плане, на каких участках луга какая окраска преобладает. По возможности  укажите виды, создающие  общий фон окраски. Определите  причины возникновения мозаичности и объясните значение ее для экосистемы луга.

3.Отыщите место, где произрастает наибольшее количество видов растений. Сделайте почвенный разрез размером 25 на 25см и глубиной до 30см. Осмотрите  луговую дернину, опишите, из чего она состоит, на какую глубину проникают корни растений, определите соотношение  живых и  отмерших частей растений. Если отмершего органического вещества больше, луг достаточно старый, следовательно, экосистема сложившаяся и устойчивая.

4. Используя рамку, определите количество видов на пробных площадках и в целом на участке. Измерьте высоту растений каждого вида на пробной площадке и определите количество ярусов.

5. Отметьте, в какой фенологической фазе находится каждый вид. Выясните,  какое строение имеют соцветия и цветы злаковых растений, как они приспособились к опылению ветром. Укажите порядок распускания цветов у злаков.

6. Рассмотрите нижние  побеги злаков и определите, какие типы злаковых растений господствуют на лугу: плотнокустовые, рыхлокустовые или корневищные. Проведите подсчет. Сделайте вывод о возрасте луга и его кормовой ценности.

7. Выясните виды деятельности человека на лугу: косьба, выпас скота, вытаптывание, рекреация и т. д. Узнайте сроки и время косьбы и пастьбы на лугу в случае  скашивания, отметьте виды наиболее устойчивые, например, клевер ползучий, ежа сборная. Дайте оценку влияния человека на луг, используя и сведения, полученные у местных жителей.

8 Результаты исследований занесите в таблицу:

 

Название вида

Высота

в см

Ярус

Фено фаза

Значение

Антропогенное

воздействие на экосистему

1.

Клевер ползучий

15-30

1

0

Кормовое

медонос

 

2.

 

 

 

 

 

3 и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 Определение видов насекомых, посещающих цветковые растения.

1.      Выберите для наблюдения какое-либо растение.

2.      Внимательно осмотрите его стебли, листья, цветы.

3.      3афиксируйте в полевом дневнике всех обнаруженных на нем животных (насекомых, пауков, моллюсков).

4.      В течение некоторого времени понаблюдайте за их поведением.

5.      На основании этого сделайте вывод о взаимосвязях обнаруженных организмов с выбранными для наблюдения растением.

6.       Результаты наблюдений занесите в таблицу:

 

Название вида

Кол-во

Что делают?

Вывод

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Изучение видового многообразие флоры  реликтовой дубовой рощи.

1.По жизненным формам растения  реликтовой дубовой рощи распределяются следующим образом: 
деревья 
 %
кустарники  
 
полукустарники
 
полукустарники 
 
2.По географическому происхождению растений: 
местные виды 
 
Североамериканские
 
японо-китайские 
 
дальневосточные 
 
среднеазиатские 
 
центральной Европы 
 
Сибири 
 
других зон 
 

 

 

 

 

 

 

3. Типы растительных сообществ и их видовой состав.

Типы  растительных сообществ

Видовой состав

 

 

Степные сообщества, опушка леса

пион

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Редкие растения занесенные в   Красную  книгу Забайкалья.

всего

категория

Семейство

Русское и латинское название

Растение

Видовое название    

 

 

 

 

 

 

5. Редкие растения занесенные в   Красную  книгу  Российской Федерации

Всего 6 видов

категория

Семейство

Русское и латинское название

Растение

Видовое название    

Латинское название

 

 

                                                  

 

Приложение 5

Изучение геологического памятника Малая Кулинда  .

Пункты изучения

Результаты

1

Установили название объекта (топонимическое название места)

 

 

2

 Установили местоположение:  ближайший населенный пункт, на каком расстоянии и в каком направлении от ближайшего населенного пункта находится, положение по отношению к дорогам;  

 

 

3

Место в природе:  бассейн реки,  положение в рельефе, ориентировка склона: на гребне, террасе,  природный комплекс, граница объекта. протяженность

 

 

4

Общая площадь

 

 

5

Измерили площадь    Оценка  сохранности композиции

.

 

6

Установили Растительные сообщества

 

 

схема размещения растительности в

 

 

7

наличие гидротехнических сооружений в заповеднике

 ( пруды, родники, гроты, мосты)  и их состояние

 

 

8

доказательства природной ценности:  историческая, мемориальная, архитектурная ценность,  ландшафтная ценность,  ботаническая ценность,  рекреационная ценность

 

 

 

Фотографии, окаменелости

 

9

неблагоприятное антропогенное воздействие

 

 

10.

охрана и возможность рекреационного использования

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Программа элективного курса "ООПТ Газимуро-Заводского района""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Эксперт по оценке имущества

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Программа  элективного курса «Особоохраняемые  природные территории Газимуро-Заводского района»  имеет  эколого-биологическую направленность.Программа актуальна  и необходима  для формирования у обучающихся  детального представления об особоохраняемых природных территориях своего края. Потому что одним из важнейших путей решения проблем рационального природопользования является создание региональной сети особо охраняемых природных территорий (ООПТ), которые эффективно способствуют сохранению генофонда живых организмов, естественных экосистем и ландшафтов, а также оптимизации среды проживания населения.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 999 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 02.01.2015 416
    • DOCX 134.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Рукавишникова Марина Геогргиевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 25511
    • Всего материалов: 13

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 289 человек из 69 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Технологии географического образования

Педагог в сфере географического образования (учитель географии)

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 69 человек из 30 регионов

Мини-курс

Переходные моменты в карьере

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Интегрированное управление бизнес-процессами

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы психологии личности: от нарциссизма к творчеству

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 19 регионов
Сейчас в эфире

Консультация эксперта в области деловых коммуникаций. Зачем нужна корпоративная культура?

Перейти к трансляции