Главная / Русский язык и литература / Программа элективного курса "Лингвистический круиз" (9 класс)

Программа элективного курса "Лингвистический круиз" (9 класс)

МБОУ «Двинская средняя общеобразовательная школа»

МО «Холмогорский муниципальный район» Архангельской области



Утверждаю:

Директор МБОУ «Двинская средняя

общеобразовательная школа»

_________________ В.Н. Михиенко

Приказ №___ от «___» ______2014 г.



Программа

элективного курса

по русскому языку

«Лингвистический круиз»

(9 класс)




Автор: Акулинина М.В.,

учитель русского языка и

литературы высшей

квалификационной категории






п. Двинской

2014 г.

Пояснительная   записка

Одна из основных целей обучения русскому языку на ступени основного общего образования - совершенствование коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования.

Коммуникативная компетенция школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи, проверяется при выполнении третьей части экзаменационной работы по русскому языку (С2). В данном задании обучающимся предлагается написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, приняв в качестве тезиса одно из высказываний о языке.

Кроме общего коммуникативного навыка создания текста-рассуждения, это задание требует от обучающихся умения дать оценку определенному языковому факту, понять его суть, рассмотреть роль этого явления в общении, в передаче информации. В качестве доказательств обучающиеся должны использовать соответствующие лингвистические знания и соотнести теоретические представления о языковом явлении, которому посвящено высказывание, с конкретным речевым материалом. Приводя примеры-аргументы, экзаменуемый должен не только назвать языковое явление, использованное автором, но и обязательно рассмотреть это явление в тексте, указав номер предложения или применив цитирование, а также объяснить, с какой целью автор использует данное явление.

Таким образом, экзаменуемым предлагается выполнить задания, связанные с содержательным и лингвистическим анализом прочитанного текста.

Как показывает практика, данный вид работы вызывает затруднения у современных школьников. Это связано с тем, что у обучающихся недостаточно сформирован понятийный аппарат, слабо развиты навыки аналитической работы со словом и текстом, отсутствует регулярная практика в анализе языковых явлений и их роли в тексте.

Поэтому в процессе обучения особое внимание необходимо уделять формированию именно аналитических навыков обучающихся, для чего следует усилить работу по разноаспектному анализу текста на уроках русского языка.

Использование текста как опорной, ключевой единицы курса родного языка создает условия для практической деятельности обучающихся, в ходе которой формируются знания о системе языка, аналитические навыки, развиваются коммуникативные умения.

Цель данного курса: развитие аналитических и творческих способностей обучающихся через организацию работы над разноаспектным анализом текста.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

повторение и систематизация знаний по лексике, морфологии, синтаксису;

овладение умением проводить анализ различных языковых явлений, используемых в определенном тексте;

развитие устной и письменной речи учащихся;

формирование у школьников языкового чутья, привития любви и интереса к русскому языку.

Данный курс имеет, прежде всего, практическую направленность, т.к. предназначен для развития умений и навыков применять полученные в школьном курсе знания по русскому языку на практике.

Следует также отметить актуальность курса для подготовки обучающихся к государственной (итоговой) аттестации по русскому языку за курс основной школы в форме ОГЭ. Для анализа различных языковых явлений предполагается использование текстов открытого банка заданий ФИПИ (2014).

Формы работы, которые могут использоваться в ходе занятий по программе:
• беседа с различными видами заданий;
• составление обобщающих таблиц и схем;
• самостоятельная работа учащихся;

мини-исследования;

творческие работы;

работа в парах, группах;
• проведение практикумов.

Различные формы проведения занятий будут способствовать развитию интереса к изучению русского языка, что поможет обучающимся с определением дальнейшего профиля обучения в 10-11 классах.

Учащиеся должны знать:

основные лексические единицы языка, их признаки;

изобразительно-выразительные средства языка, их роль в создании художественного образа;

самостоятельные и служебные части речи, их функции в языке;

основные синтаксические единицы, их употребление в речи.

Учащиеся должны уметь:

опознавать языковые единицы, определять их функции;

проводить элементарный языковой анализ текста, воспринимать художественные и публицистические тексты во всем многообразии используемых в них языковых средств.

Программа рассчитана на один год изучения в 9 классе из расчёта 0,5 часа в неделю (17 часов в год).





















Учебно-тематический план

Тема занятия

Кол-во часов

Форма организации деятельности учащихся

Форма контроля

Введение (Маршрут путешествия).


1.

К тайнам слова.


1

Беседа.

Лингвистическая разминка.

Составление таблицы

«Разделы науки о языке».

Текст (Текстовый Океан).


2.

Раз словечко, два словечко...

1

Дидактическая игра «Бартер».

Групповое мини-исследование.

Составление опорного конспекта «Текст и его признаки».

Лексические средства языка (г. Лексикоград)


3-4.

Волшебная сила слова.


2

Фронтальный опрос.

Работа в парах.

Игра-викторина «Эрудит».

Сообщения обучающихся о лексических единицах языка.

Терминологическое лото.

Кроссворд.

5.

В руках умелых слово творит чудеса.

1

Практикум.

Мини-сочинение.

Изобразительно-выразительные средства (ИВС).


6-7.

Секреты образной речи.

2

Лабораторная работа.

Лингвистический эксперимент.

Игра «Найди ИВС»

по технологии «Кто хочет стать миллионером»

Терминологический диктант.

Дидактическая игра.

Тест.

8.

Чарующая магия слова.

1

Самостоятельная работа в группах (метод «автобусная остановка»).

Презентация материалов.

Грамматический строй речи (Море Грамматики).


9.

Без грамматики нет математики.

1

Лингвистический эксперимент.

Игра «Грамматическое кольцо».

Распределительный диктант.

Морфологический строй текста (Остров Частиречинск).


10.

В гостях у самостоятельных частей речи.

1

Фронтальная работа.

Игра «Следствие ведут знатоки».

Составление памятки по теме.

11.

Похвальное слово служебным частям речи.

1

Работа в группах

(метод «американской мозаики»)

Командный турнир по лингвистике.

Составление алгоритма определения части речи.

12.

У каждой части речи свои достоинства.

(А.М. Пешковский)

1

Индивидуальная работа с текстом.

Творческая работа.

Синтаксическая организация текста (Страна Синтаксия).


13.

Непростое простое предложение.

1

Лабораторная работа.

Работа в парах с электронным интерактивным тренажёром.

Цифровой диктант.

14.

Сложные отношения в сложных предложениях.

1

Работа в группах.

Синтаксическая регата.

Заполнение схемы «Виды сложных предложений».

15.

Язык неистощим в соединении слов предложения. (А.С.Пушкин)

1

Работа в парах.

Подбор примеров-аргументов.

Разноаспектный анализ текста (Отчёт о путешествии).


16-17.

Все средства языка выразительны, надо лишь умело пользоваться ими.

(В.В.Виноградов)

2

Зачёт.

Подготовка и защита мини-проектов.









Содержание программы

Введение. Слово – основная единица языка. Разделы науки о языке.

Текст.

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Связность и цельность текста. Текст и его строение. Признаки текста. Тема, основная мысль текста. Типы речи текста.

Лексические особенности текста.

Наличие слов, употреблённых в переносном значении, многозначных слов, синонимов и антонимов (в том числе и контекстуальных), заимствованных слов, лексики ограниченной сферы употребления (диалектизмов, профессионализмов и т, д.), стилистически окрашенных слов, устаревших и новых слов, фразеологизмов.

Изобразительно-выразительные средства языка.

Эпитет. Олицетворение. Метафора. Сравнение. Гипербола и литота. Их характеристика. Роль изобразительно-выразительных средств языка в создании художественных образов.

Морфологический строй текста.

Преобладание определённых частей речи и причина этого, соотношение видовременных форм глагола, роль прилагательных, наречий при конкретизации названного предмета речи и его состояния, действия. Служебные части речи.


Синтаксическая организация текста.


Структура предложений, наличие союзов и их роль, пропуски членов предложения, использование разных по цели высказывания и эмоциональной окраске предложений.


Разноаспектный анализ текста.















Учебно-методическое обеспечение


  1. Введенская Л.А. и др. Русское слово: Факультатив. Курс «Лексика и фразеология рус. яз. (VII-VIII кл.). Пособие для учащихся / Л.А Введенская, М.Т. Баранов, Ю.А. Гвоздарев. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1983

  2. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика: Кн. для учащихся 8-10 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1988

  3. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2009 /ФИПИ. – М.: «Интеллект-Центр», 2009. – 208 с.

  4. Иконников С.Н. Стилистика в курсе русского языка (VII-VIII классы): Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1979

  5. Капинос В.И. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 классы: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991

  6. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С., Новоселова Л.Л. Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом: 5-9 классы. - М.: Просвещение, 1991

  7. Крысин Л.П. Жизнь слова: Кн. для учащихся ст. кл. - М.: Просвещение, 1980

  8. Методика развития речи на уроках русского языка: книга для учителя / Богуславская Н.Е., Капинос В.И., Купалова А.Ю. - М.: Просвещение, 1991

  9. Развитие устной и письменной речи. Материалы Ломоносовских педчтений «Социально-педагогические аспекты развития современной школы на Севере» (24 марта 1999 г.). – Архангельск, 2000

  10. Русский язык и литература. 5-11 классы: творческие упражнения к урокам развития речи / Сост. О. А. Хорт, Г.С. Шамшина. - Волгоград. Учитель, 2008.

  11. «Русский язык: Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс» Учебно-методическое пособие. М.: Издательство «Экзамен», 2005.

  12. Розенталь Д.Э. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб. – Изд. 6-е. – М: Айрис-пресс, 2006

  13. Уроки словесности. Пособие для подготовки к сочинению и выполнению творческих заданий / Е.А. Владавская, Н.И. Ломилина, В.К. Сигов. – М.: Интеллект-Центр, 2005. – 104 с.



Программа элективного курса "Лингвистический круиз" (9 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Цель данного курса: развитие аналитических и творческих способностей обучающихся через организацию работы над разноаспектным анализом текста.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

• повторение и систематизация знаний по лексике, морфологии, синтаксису;

• овладение умением проводить анализ различных языковых явлений, используемых в определенном тексте;

• развитие устной и письменной речи учащихся;

формирование у школьников языкового чутья, привития любви и интереса к русскому языку.

Данный курс имеет, прежде всего, практическую направленность,  т.к. предназначен для развития  умений и навыков применять полученные в школьном курсе знания по русскому языку на практике.

Автор Акулинина Марина Васильевна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 413
Номер материала 17943
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓