ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Программа
элективного курса “Историческое эссе” разработана в соответствии с задачами
модернизации содержания образования и основными положениями концепции
профильного обучения.
Особенность
данного элективного курса заключается в том, что он предполагает анализ
проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы
к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные
оценки хода событий. Знакомство с проблематикой данного элективного курса
поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и
быстро меняющемся мире. В элективном курсе последовательно рассматриваются все
периоды истории Отечества с древнейших времён до наших дней с особым акцентом
на знание хронологии исторических событий, выдающиеся личности и их роль в
истории, анализ и сопоставление процессов. На занятиях рассматриваются точки
зрения
отечественных и зарубежных историков, с последующими выводами и высказыванием
учащимися собственной позиции по данной проблеме.
Цель курса: -
углубление знаний учащихся по основным темам курса «История»;
- овладение практическими умениями
и навыками
написания исторического эссе;
– воспитывать
патриотизм, гражданскую ответственность, гуманизм, уважительное отношение к
историческому прошлому своего и других народов.
Данная цель курса
реализуется посредством решения ряда задач:
1. Научить
учащихся продуктивно работать с историческими источниками, умению написания
рефератов, эссе.
2. Расширить
объём знаний по истории Отечества (за пределами базового уровня школьной
программы).
3. Сформировать
у будущих выпускников устойчивую жизненную позицию, умение
отстаивать свою точку зрения в сложившейся конкретной ситуации.
4. способствовать
осознанию учащимися многогранности, сложности и противоречивости событий и
явлений отечественной истории, а также причин неоднозначности их восприятия
обществом и исторической наукой в прошлом и настоящем;
5. обеспечить
учащихся возможно более достоверными сведениями об основных событиях,
тенденциях и проблемах общественно-политического, социально-экономического
развития России.
Основные умения
и навыки, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом:
– находить,
систематизировать и анализировать историческую информацию;
– рассматривать
события и явления с точки зрения их исторической природы и принадлежности к
конкретной исторической эпохе;
– выявлять
историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок
событий прошлого и настоящего;
– определять и
аргументированно представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам
истории.
Методы
преподавания данного элективного курса определяются его целями и задачами.
Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов невозможно без приобретения
учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения учащихся к творческой
деятельности, способности к моделированию ситуаций.
Основные
методы работы:
·
анализ
исторической литературы и исторических источников,
·
эвристическая
беседа,
·
лекция,
·
дискуссия
(дебаты),
·
подготовка
и обсуждение сообщений учащихся,
·
написание
сочинений.
Предполагается
сочетание индивидуальной и групповой форм работы.
Условия успешного
освоения содержания элективного курса: обеспечение доступа учащихся к
исторической литературе; возможность создания и демонстрации электронных
презентаций; наличие раздаточного материала.
·
Элективный
курс рассчитан на 68 часа изучения в 11 классе в рамках
профильной подготовки и предполагает изучение особенностей исторического
развития нашего государства с древнейших времен до XX века
·
Возраст
детей: 15-16 лет.
·
Режим
занятий: два раза в неделю, продолжительность занятий по 1 часу.
·
Межпредметные
связи:
o литература;
o история
родного края, краеведение;
o правоведение;
o археология;
o вспомогательные
исторические дисциплины;
o мировая
художественная культура и другие.
Форма
оценивания текущих знаний и итогового контроля: зачёт, незачёт
Учебно-тематический
план
№
|
Раздел
|
Количество часов
|
1
|
Правила написания исторического
сочинения
|
8
|
2
|
Русь в XIII –XV вв
|
9
|
3
|
16 век. Иван -IV
|
5
|
4
|
XVII век
|
4
|
5
|
XVIII век
|
7
|
6
|
XIX век
|
8
|
7
|
1900-1917 годы
|
5
|
8
|
Революция 1917 года
|
4
|
9
|
20-е годы XX века
|
3
|
10
|
30-е годы XX века
|
3
|
11
|
1941-1945 гг
|
4
|
12
|
1945-2000-е
|
7
|
|
ВСЕГО
|
67
|
Содержание
изучаемого курса
Календарно-тематическое
планирование
№
|
Даты
|
Темы занятий
|
|
|
Правила написания исторического сочинения
|
1
|
3.09.2013
|
Что
такое эссе? Как выбрать?
|
2
|
6.09.2013
|
Раскрытие
смысла высказывания эссе
|
3
|
10.09.2013
|
Главные
идеи сочинения. Как нужно работать с черновиком.
|
4
|
13.09.2013
|
Использование
исторической терминологии в эссе
|
5
|
17.09.2013
|
Исторические
документы – помощь в написании эссе
|
6
|
20.09.2013
|
Структура
эссе.
|
7
|
24.09.2013
|
Влияние
личности в истории
|
8
|
27.09.2013
|
Я и моя
семья в истории России
|
|
|
Русь в XIII –XV вв.
|
9
|
1.10.2013
|
Откуда
есть пошла земля русская?
|
10
|
4.10.2013
|
Норманнская
теория – за и против
|
11
|
8.10.2013
|
Андрей
Боголюбский – был суровый и своенравный хозяин
|
12
|
11.10.2013
|
Роль
православия в сохранении народа
|
13
|
15.10.2013
|
Герои и
антигерои русской истории
|
14
|
18.10.2013
|
Было ли
иго?
|
15
|
22.10.2013
|
Влияние
Золотой Орды на развитие Древней Руси в XIII – XV вв.
|
16
|
25.10.2013
|
Варианты
истории Московской Руси
|
17
|
29.10.2013
|
Иван
Калита и Иван III как исторические фигуры
|
|
|
16 век. Иван -IV
|
18
|
1.11.2013
|
Иван –IV
– человек в 2-х лицах
|
19
|
12.11.2013
|
Иван –IV
– передовая личность, не понятая временем
|
20
|
15.11.2013
|
Иван –IV
–человек умный, но не состоявшийся
|
21
|
19.11.2013
|
Иван –IV
был исторически прав, создав самодержавие в деспотическом виде
|
22
|
22.11.2013
|
Иван –IV
– проницательный государственный деятель или безумец на троне
|
|
|
XVII век
|
23
|
26.11.2013
|
Борис на
престоле и при Фёдоре
|
24
|
29.11.2013
|
Смута-случайность
или закономерность русской истории?
|
25
|
3.12.2013
|
Раскол
русской церкви и Реформация в Европе
|
26
|
6.12.2013
|
Алексей
Михайлович Романов и его «тишайшее время»
|
|
|
XVIII век
|
27
|
10.12.2013
|
Пётр I –
разрушитель или созидатель?
|
28
|
13.12.2013
|
Пётр I –
революционер или реформатор?
|
29
|
17.12.2013
|
Пётр I –
чудо или чудовище?
|
30
|
20.12.2013
|
Реформы
Петра I – необходимое следствие XVII века или стихийный процесс, вызванный Северной
войной?
|
31
|
24.12.2013
|
Петровские
реформы и их оценка историками и современниками
|
32
|
27.12.2013
|
Екатерина
II – труженица или обольстительница на троне?
|
33
|
31.12.2013
|
Екатерина
II – чужестранка или государыня, царствовавшая в национальных интересах?
|
|
|
XIX век
|
34
|
14.01.2014
|
Два
периода внутренней политики Александра I. В чём разгадка его
непоследовательности
|
35
|
17.01.2014
|
Сперанский
замечательный из государственных людей, работавших с Александром I.
|
36
|
21.01.2014
|
Война
1812 г. и её влияние на развитие России в первой половине XIX века
|
37
|
24.01.2014
|
Россия –
миссионер или колонизатор?
|
38
|
28.01.2014
|
Николай
I – охранитель или «душитель свободы?»
|
39
|
31.01.2014
|
Народничество
в России: утопия или отвергнутые возможности?
|
40
|
4.02.2014
|
Вера
Засулич – героиня или преступница?
|
41
|
7.02.2014
|
Феномен
русской интеллигенции
|
|
|
1900-1917 годы
|
42
|
11.02.2014
|
Революции-локомотивы
истории
|
43
|
14.02.2014
|
«Гапоновщина»
и «зубатовщина»: причины и итоги
|
44
|
18.02.2014
|
«Русское
чудо» в экономике – истоки и итоги
|
45
|
21.02.2014
|
Развитие
капитализма в России. Спор историков продолжается
|
46
|
25.02.2014
|
Каковы причины
интереса современников и реформам П.А.Столыпина
|
|
|
Революция 1917 года
|
47
|
28.02.2014
|
Железной
рукой загоним человечество к счастью.
|
48
|
4.03.2014
|
Все
революции приходят, как в ночи
|
|
|
20-е годы XX века
|
49
|
7.03.2014
|
Свобода
есть право на неравенство
|
50
|
11.03.2014
|
революцию
подготавливают гении, осуществляют фанатики, а плодами её пользуются
проходимцы.
|
|
|
30-е годы XX века
|
51
|
14.03.2014
|
За
каждую победу над собой экономика мстит
|
52
|
18.03.2014
|
Одна
неправда нам в убыток, и только правда ко двору
|
53
|
21.03.2014
|
Я устал
от 20 века, от его окровавленных рек, и не надо мне прав человека, я давно
уже не человек
|
54
|
1.04.2014
|
Трагедия
гражданской войны: мой взгляд
|
|
|
1941-1945 гг
|
55
|
4.04.2014
|
Воспитывать
история может только правдой. Нельзя быть в плену мифов
|
56
|
8.04.2014
|
Нам
нужна одна победа, мы за ценой не постоим
|
57
|
11.04.2014
|
Только
на войне наш народ обрёл истинные гражданские чувства, он осознал, что его
судьба находится в собственных руках
|
58
|
15.04.2014
|
На
подвиг обречены
|
|
|
1945-2000-е
|
59
|
18.04.2014
|
Великая
победа –одна на всех
|
60
|
22.04.2014
|
«Оттепель»
и её влияние на развитие культуры
|
61
|
25.04.2014
|
Мы имеем
самое непредсказуемое прошлое
|
62
|
29.04.2014
|
Мы
вступили в новый исторический период – свободы смеха над самими собой
|
63
|
6.05.2014
|
Холодная
война – победа или поражение
|
64
|
13.05.2014
|
Афганистан:
авантюра или вынужденная необходимость?
|
65
|
16.05.2014
|
Ельцин
–второй срок президента. Закономерность или случайность?
|
66
|
20.05.2014
|
А.Чубайс
– революционер или консерватор?
|
67
|
23.05.2014
|
Россия
потеряла для себя XX столетие – точка зрения части публицистов. Правда ли
это?
|
Рекомендуемая литература для учителя:
1.
Буганов,
В. И., Богданов, А. П. Бунтари и правдоискатели в русской православной
церкви. – М., 1991.
2.
Васяева,
М. Н. Смутное время – время упущенных возможностей // Преподавание истории в
школе. – 2001. – № 6. – С. 22–29.
3.
Великие
государственные деятели России. – М., 1996.
4.
Древнерусская
литература: книга для чтения. – М., 1993.
5.
Жития
и творения русских святых. – М., 1993.
6.
Замалеев,
А. Ф., Овчинникова, Е. А. Еретики и ортодоксы: очерки древнерусской
духовности. – Л., 1991.
7.
Иловайский,
Д. И. Краткие очерки русской истории // Учебники дореволюционной России по
истории. – М., 1993.
8.
Иоанн
Грозный. Петр Великий. Меншиков. Потемкин. Демидовы: биографические
повествования. – Челябинск, 1994.
9.
История
государства Российского: жизнеописания. IX–XVI вв. – М., 1996.
10. История
государства Российского: жизнеописания. XVII век. – М., 1997.
11. История
Отечества в лицах: с древнейших времен до конца XVII века: биографическая
энциклопедия. – М., 1993.
12. Ишимова,
А. О. История России в рассказах для детей. Т. 1. – СПб., 1993.
13. Карамзин,
Н. М. Об истории государства Российского. – М., 1990.
14. Карамзин,
Н. М. История государства Российского. Т. I–XII. – Калуга, 1993.
15. Ключевский,
В. О. Русская история: полный курс лекций: в 3 кн. – М., 1993.
16. Ключевский,
В. О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. – М., 1990.
17. Кирпичников,
А. Н. Александр Невский: между Западом и Востоком // Вопросы
истории. – 1996. – № 11–12.
18. Костомаров,
Н. И. Господство дома святого Владимира: Русская история в жизнеописаниях ее
главнейших деятелей. – М., 1993.
19. Кучкин, В.
А. Дмитрий Донской // Вопросы истории. – 1995. – № 5–6.
20. Кучкин, В.
А. Сергий Радонежский // Вопросы истории. – 1992. – № 10.
21. Кучкин, В.
А. Юрий Долгорукий // Вопросы истории. – 1996. – № 10.
22. Лютых, А.
А., Скобелкин О. В., Тонких В. А. История России: курс лекций. – Воронеж,
1993.
23. Морозова,
Л. Е. Гермоген, патриарх всея Руси // Вопросы истории. – 1994. – № 2.
24. Морозова,
Л. Е., Демкин, А. В. История России в лицах: государственные деятели XVI
века. – М., 2001.
25. Найденова,
Л. П. Священник Сильвестр // Преподавание истории в школе. – 2002. –
№ 3. – С. 24–27.
26. Никольский,
Н. М. История Русской церкви. – Минск, 1991.
27. Обухова,
Л. А. Рассказы и чтения по русской истории. – М., 1995.
28. Перхавко,
В. Б. История России в лицах: IX–начало XVII в. – М., 2000.
29. Рассказы
русских летописей. – М., 1993.
30. Романовы.
Исторические портреты: кн. первая: Михаил Федорович – Петр III. – М.,
1998.
31. Русское
православие: вехи истории. – М., 1989.
32. Сорокин,
Ю. А. Алексей Михайлович // Вопросы истории. – 1992. – № 4–5.
33. Страницы
российской истории / сост. П. П. Афанасьев. – М., 1995.
34. Путилов,
Б. Н. Древняя Русь в лицах: боги, герои, люди. – СПб., 1999.
35. Соловьев,
С. М. Об истории Древней Руси. – М., 1993.
36. Федотов,
Г. П. Святые Древней Руси. – М., 1997.
37. Хрестоматия
по истории России. – Т. 1. – М., 1994.
38. Хрестоматия
по истории России. – Т. 2. – М., 1995.
39. Энциклопедия
для детей: история России и ее ближайших соседей. – Т. 5. – Ч. 1. – М.,
1995.
Рекомендуемая литература для
дополнительного чтения:
Для
педагогов:
1.
Фрэзэр
Д.Д. Золотая ветвь. М.,1999.
2.
Хачатурян.
История мировых цивилизаций.
3.
Ясперс
К. Смысл и назначение истории. М., 1999.
4.
Пашков
В.Г. Русь – Россия – Российская империя. Хроника правлений и событий 862 – 1917
гг. – 2-е издание. – М.: ЦентрКом, 1997.
Для
учащихся:
1.
Алексеев
Ю.Г. Государь всея Руси. Новосибирск, 1991.
2.
Алпатов
М.В. Андрей Рублев. М., 1999.
3.
Грабарь
И.Э. О древнерусском искусстве. М., 1999.
4.
Греков
Б.Д. Киевская Русь. М., 1993.
5.
Греков
и.Б., Шахмагонов Ф.Ф. Мир истории. Русские земли в XIII- XV вв. М., 1998.
6.
Гумилев
Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1998.
7.
Каргалов
В.В. Полководцы X- XVI вв. М., 1998.
8.
Каргалов
В.В. Конец ордынского ига. М., 1999.
9.
Куликовская
битва. М., 2000.
10. Мавродин
В.В. Откуда есть пошла Русская земля. М., 1998.
11. Пашуто
В.Т. Александр Невский. М., 1995.
12. Пушкарева
Н.Л. Женщины Древней Руси. М., 1998.
13. Романов
Б.А. Люди и нравы Древней Руси: историко-бытовые очерки XI- XIII вв. М.; Л.,
1998.
14. Рыбаков
Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII- XIII вв. М.; 1993.
15. Рыбаков
Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. М.; 1994.
16. Сахаров
А.Н. Дипломатия Древней Руси. М.; 1993.
17. Сахаров
А.Н. “Слово о полку Игореве”: историко-литературный очерк. М.; 1997.
18. Сергеев
В.Н. Рублев. М.; 1990.
19. Скрынников
Р.Г. Митрополит Алексей и Сергий Радонежский. М.; 1993.
20. Скрынников
Р.Г. Третий Рим. М.; 1993.
21. Творогов
О.В. Князья Рюриковичи: краткие биографии. М.; 1992.
22. Тихомиров
М.Н. Древняя Москва. XII - XV вв. Средневековая Россия на международных путях
XIV – XV вв. М.; 1992.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.