Главная / История / Программа элективного курса "Историческое эссе"

Программа элективного курса "Историческое эссе"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа элективного курса “Историческое эссе” разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными положениями концепции профильного обучения.

Особенность данного элективного курса заключается в том, что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. Знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире. В элективном курсе последовательно рассматриваются все периоды истории Отечества с древнейших времён до наших дней с особым акцентом на знание хронологии исторических событий, выдающиеся личности и их роль в истории, анализ и сопоставление процессов. На занятиях рассматриваются точки зрения отечественных и зарубежных историков, с последующими выводами и высказыванием учащимися собственной позиции по данной проблеме.



Цель курса: - углубление знаний учащихся по основным темам курса «История»;

- овладение практическими умениями и навыками написания исторического эссе;

воспитывать патриотизм, гражданскую ответственность, гуманизм, уважительное отношение к историческому прошлому своего и других народов.

Данная цель курса реализуется посредством решения ряда задач:

  1. Научить учащихся продуктивно работать с историческими источниками, умению написания рефератов, эссе.

  2. Расширить объём знаний по истории Отечества (за пределами базового уровня школьной программы).

  3. Сформировать у будущих выпускников устойчивую жизненную позицию, умение отстаивать свою точку зрения в сложившейся конкретной ситуации.

  4. способствовать осознанию учащимися многогранности, сложности и противоречивости событий и явлений отечественной истории, а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой в прошлом и настоящем;

  5. обеспечить учащихся возможно более достоверными сведениями об основных событиях, тенденциях и проблемах общественно-политического, социально-экономического развития России.


Основные умения и навыки, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом:

находить, систематизировать и анализировать историческую информацию;

рассматривать события и явления с точки зрения их исторической природы и принадлежности к конкретной исторической эпохе;

выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и настоящего;

определять и аргументированно представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.

Методы преподавания данного элективного курса определяются его целями и задачами. Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения учащихся к творческой деятельности, способности к моделированию ситуаций.

Основные методы работы:

  • анализ исторической литературы и исторических источников,

  • эвристическая беседа,

  • лекция,

  • дискуссия (дебаты),

  • подготовка и обсуждение сообщений учащихся,

  • написание сочинений.

Предполагается сочетание индивидуальной и групповой форм работы.

Условия успешного освоения содержания элективного курса: обеспечение доступа учащихся к исторической литературе; возможность создания и демонстрации электронных презентаций; наличие раздаточного материала.


  • Элективный курс рассчитан на 68 часа изучения в 11 классе в рамках профильной подготовки и предполагает изучение особенностей исторического развития нашего государства с древнейших времен до XX века


  • Возраст детей: 15-16 лет.

  • Режим занятий: два раза в неделю, продолжительность занятий по 1 часу.

  • Межпредметные связи:

  • литература;

  • история родного края, краеведение;

  • правоведение;

  • археология;

  • вспомогательные исторические дисциплины;

  • мировая художественная культура и другие.



Форма оценивания текущих знаний и итогового контроля: зачёт, незачёт


Учебно-тематический план


Раздел

Количество часов

1

Правила написания исторического сочинения

8

2

Русь в XIII –XV вв

9

3

16 век. Иван -IV

5

4

XVII век

4

5

XVIII век

7

6

XIX век

8

7

1900-1917 годы

5

8

Революция 1917 года

4

9

20-е годы XX века

3

10

30-е годы XX века

3

11

1941-1945 гг

4

12

1945-2000-е

7


ВСЕГО

67






Содержание изучаемого курса


Календарно-тематическое планирование


Даты

Темы занятий



Правила написания исторического сочинения

1

3.09.2013

Что такое эссе? Как выбрать?

2

6.09.2013

Раскрытие смысла высказывания эссе

3

10.09.2013

Главные идеи сочинения. Как нужно работать с черновиком.

4

13.09.2013

Использование исторической терминологии в эссе

5

17.09.2013

Исторические документы – помощь в написании эссе

6

20.09.2013

Структура эссе.

7

24.09.2013

Влияние личности в истории

8

27.09.2013

Я и моя семья в истории России



Русь в XIII –XV вв.

9

1.10.2013

Откуда есть пошла земля русская?

10

4.10.2013

Норманнская теория – за и против

11

8.10.2013

Андрей Боголюбский – был суровый и своенравный хозяин

12

11.10.2013

Роль православия в сохранении народа

13

15.10.2013

Герои и антигерои русской истории

14

18.10.2013

Было ли иго?

15

22.10.2013

Влияние Золотой Орды на развитие Древней Руси в XIII – XV вв.

16

25.10.2013

Варианты истории Московской Руси

17

29.10.2013

Иван Калита и Иван III как исторические фигуры



16 век. Иван -IV

18

1.11.2013

Иван –IV – человек в 2-х лицах

19

12.11.2013

Иван –IV – передовая личность, не понятая временем

20

15.11.2013

Иван –IV –человек умный, но не состоявшийся

21

19.11.2013

Иван –IV был исторически прав, создав самодержавие в деспотическом виде

22

22.11.2013

Иван –IV – проницательный государственный деятель или безумец на троне



XVII век

23

26.11.2013

Борис на престоле и при Фёдоре

24

29.11.2013

Смута-случайность или закономерность русской истории?

25

3.12.2013

Раскол русской церкви и Реформация в Европе

26

6.12.2013

Алексей Михайлович Романов и его «тишайшее время»



XVIII век

27

10.12.2013

Пётр I – разрушитель или созидатель?

28

13.12.2013

Пётр I – революционер или реформатор?

29

17.12.2013

Пётр I – чудо или чудовище?

30

20.12.2013

Реформы Петра I – необходимое следствие XVII века или стихийный процесс, вызванный Северной войной?

31

24.12.2013

Петровские реформы и их оценка историками и современниками

32

27.12.2013

Екатерина II – труженица или обольстительница на троне?

33

31.12.2013

Екатерина II – чужестранка или государыня, царствовавшая в национальных интересах?



XIX век

34

14.01.2014

Два периода внутренней политики Александра I. В чём разгадка его непоследовательности

35

17.01.2014

Сперанский замечательный из государственных людей, работавших с Александром I.

36

21.01.2014

Война 1812 г. и её влияние на развитие России в первой половине XIX века

37

24.01.2014

Россия – миссионер или колонизатор?

38

28.01.2014

Николай I – охранитель или «душитель свободы?»

39

31.01.2014

Народничество в России: утопия или отвергнутые возможности?

40

4.02.2014

Вера Засулич – героиня или преступница?

41

7.02.2014

Феномен русской интеллигенции



1900-1917 годы

42

11.02.2014

Революции-локомотивы истории

43

14.02.2014

«Гапоновщина» и «зубатовщина»: причины и итоги

44

18.02.2014

«Русское чудо» в экономике – истоки и итоги

45

21.02.2014

Развитие капитализма в России. Спор историков продолжается

46

25.02.2014

Каковы причины интереса современников и реформам П.А.Столыпина



Революция 1917 года

47

28.02.2014

Железной рукой загоним человечество к счастью.

48

4.03.2014

Все революции приходят, как в ночи



20-е годы XX века

49

7.03.2014

Свобода есть право на неравенство

50

11.03.2014

революцию подготавливают гении, осуществляют фанатики, а плодами её пользуются проходимцы.



30-е годы XX века

51

14.03.2014

За каждую победу над собой экономика мстит

52

18.03.2014

Одна неправда нам в убыток, и только правда ко двору

53

21.03.2014

Я устал от 20 века, от его окровавленных рек, и не надо мне прав человека, я давно уже не человек

54

1.04.2014

Трагедия гражданской войны: мой взгляд



1941-1945 гг

55

4.04.2014

Воспитывать история может только правдой. Нельзя быть в плену мифов

56

8.04.2014

Нам нужна одна победа, мы за ценой не постоим

57

11.04.2014

Только на войне наш народ обрёл истинные гражданские чувства, он осознал, что его судьба находится в собственных руках

58

15.04.2014

На подвиг обречены



1945-2000-е

59

18.04.2014

Великая победа –одна на всех

60

22.04.2014

«Оттепель» и её влияние на развитие культуры

61

25.04.2014

Мы имеем самое непредсказуемое прошлое

62

29.04.2014

Мы вступили в новый исторический период – свободы смеха над самими собой

63

6.05.2014

Холодная война – победа или поражение

64

13.05.2014

Афганистан: авантюра или вынужденная необходимость?

65

16.05.2014

Ельцин –второй срок президента. Закономерность или случайность?

66

20.05.2014

А.Чубайс – революционер или консерватор?

67

23.05.2014

Россия потеряла для себя XX столетие – точка зрения части публицистов. Правда ли это?





Рекомендуемая литература для учителя:

  1. Буганов, В. И., Богданов, А. П. Бунтари и правдоискатели в русской православной церкви. – М., 1991.

  2. Васяева, М. Н. Смутное время – время упущенных возможностей // Преподавание истории в школе. – 2001. – № 6. – С. 22–29.

  3. Великие государственные деятели России. – М., 1996.

  4. Древнерусская литература: книга для чтения. – М., 1993.

  5. Жития и творения русских святых. – М., 1993.

  6. Замалеев, А. Ф., Овчинникова, Е. А. Еретики и ортодоксы: очерки древнерусской духовности. – Л., 1991.

  7. Иловайский, Д. И. Краткие очерки русской истории // Учебники дореволюционной России по истории. – М., 1993.

  8. Иоанн Грозный. Петр Великий. Меншиков. Потемкин. Демидовы: биографические повествования. – Челябинск, 1994.

  9. История государства Российского: жизнеописания. IX–XVI вв. – М., 1996.

  10. История государства Российского: жизнеописания. XVII век. – М., 1997.

  11. История Отечества в лицах: с древнейших времен до конца XVII века: биографическая энциклопедия. – М., 1993.

  12. Ишимова, А. О. История России в рассказах для детей. Т. 1. – СПб., 1993.

  13. Карамзин, Н. М. Об истории государства Российского. – М., 1990.

  14. Карамзин, Н. М. История государства Российского. Т. I–XII. – Калуга, 1993.

  15. Ключевский, В. О. Русская история: полный курс лекций: в 3 кн. – М., 1993.

  16. Ключевский, В. О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. – М., 1990.

  17. Кирпичников, А. Н. Александр Невский: между Западом и Востоком // Вопросы истории. – 1996. – № 11–12.

  18. Костомаров, Н. И. Господство дома святого Владимира: Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. – М., 1993.

  19. Кучкин, В. А. Дмитрий Донской // Вопросы истории. – 1995. – № 5–6.

  20. Кучкин, В. А. Сергий Радонежский // Вопросы истории. – 1992. – № 10.

  21. Кучкин, В. А. Юрий Долгорукий // Вопросы истории. – 1996. – № 10.

  22. Лютых, А. А., Скобелкин О. В., Тонких В. А. История России: курс лекций. – Воронеж, 1993.

  23. Морозова, Л. Е. Гермоген, патриарх всея Руси // Вопросы истории. – 1994. – № 2.

  24. Морозова, Л. Е., Демкин, А. В. История России в лицах: государственные деятели XVI века. – М., 2001.

  25. Найденова, Л. П. Священник Сильвестр // Преподавание истории в школе. – 2002. – № 3. – С. 24–27.

  26. Никольский, Н. М. История Русской церкви. – Минск, 1991.

  27. Обухова, Л. А. Рассказы и чтения по русской истории. – М., 1995.

  28. Перхавко, В. Б. История России в лицах: IX–начало XVII в. – М., 2000.

  29. Рассказы русских летописей. – М., 1993.

  30. Романовы. Исторические портреты: кн. первая: Михаил Федорович – Петр III. – М., 1998.

  31. Русское православие: вехи истории. – М., 1989.

  32. Сорокин, Ю. А. Алексей Михайлович // Вопросы истории. – 1992. – № 4–5.

  33. Страницы российской истории / сост. П. П. Афанасьев. – М., 1995.

  34. Путилов, Б. Н. Древняя Русь в лицах: боги, герои, люди. – СПб., 1999.

  35. Соловьев, С. М. Об истории Древней Руси. – М., 1993.

  36. Федотов, Г. П. Святые Древней Руси. – М., 1997.

  37. Хрестоматия по истории России. – Т. 1. – М., 1994.

  38. Хрестоматия по истории России. – Т. 2. – М., 1995.

  39. Энциклопедия для детей: история России и ее ближайших соседей. – Т. 5. – Ч. 1. – М., 1995.

Рекомендуемая литература для дополнительного чтения:

Для педагогов:

  1. Фрэзэр Д.Д. Золотая ветвь. М.,1999.

  2. Хачатурян. История мировых цивилизаций.

  3. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1999.

  4. Пашков В.Г. Русь – Россия – Российская империя. Хроника правлений и событий 862 – 1917 гг. – 2-е издание. – М.: ЦентрКом, 1997.

Для учащихся:

  1. Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси. Новосибирск, 1991.

  2. Алпатов М.В. Андрей Рублев. М., 1999.

  3. Грабарь И.Э. О древнерусском искусстве. М., 1999.

  4. Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1993.

  5. Греков и.Б., Шахмагонов Ф.Ф. Мир истории. Русские земли в XIII- XV вв. М., 1998.

  6. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1998.

  7. Каргалов В.В. Полководцы X- XVI вв. М., 1998.

  8. Каргалов В.В. Конец ордынского ига. М., 1999.

  9. Куликовская битва. М., 2000.

  10. Мавродин В.В. Откуда есть пошла Русская земля. М., 1998.

  11. Пашуто В.Т. Александр Невский. М., 1995.

  12. Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси. М., 1998.

  13. Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси: историко-бытовые очерки XI- XIII вв. М.; Л., 1998.

  14. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII- XIII вв. М.; 1993.

  15. Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. М.; 1994.

  16. Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси. М.; 1993.

  17. Сахаров А.Н. “Слово о полку Игореве”: историко-литературный очерк. М.; 1997.

  18. Сергеев В.Н. Рублев. М.; 1990.

  19. Скрынников Р.Г. Митрополит Алексей и Сергий Радонежский. М.; 1993.

  20. Скрынников Р.Г. Третий Рим. М.; 1993.

  21. Творогов О.В. Князья Рюриковичи: краткие биографии. М.; 1992.

  22. Тихомиров М.Н. Древняя Москва. XII - XV вв. Средневековая Россия на международных путях XIV – XV вв. М.; 1992.


Программа элективного курса "Историческое эссе"
  • История
Описание:

Программа элективного курса “Историческое эссе” разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными положениями концепции профильного обучения.

 

Особенность данного элективного курса заключается в том, что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. Знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире. В элективном курсе последовательно рассматриваются все периоды истории Отечества с древнейших времён до наших дней с особым акцентом на знание хронологии исторических событий,  выдающиеся  личности и их роль в истории, анализ и  сопоставление процессов. На занятиях рассматриваются  точки зрения  отечественных и зарубежных историков, с последующими выводами и  высказыванием учащимися собственной позиции по данной проблеме.

Автор Хныченко Вера Евгеньевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 470
Номер материала 34895
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓