Пояснительная
записка
В древние времена
у людей возникла потребность в передаче информации друг другу, что привело к
созданию различных языков, в том числе и графического языка. Графический язык
является синтетическим, поскольку сочетает в себе различные системы записи
информации: изобразительную и знаковую. С его помощью можно не только
сохранять, но и читать информацию об изделии.
В
программе «Графический язык передачи информации» реализуется новая концепция
графической подготовки. Основным концептуальным положением ее стало
представление о необходимости приобщения школьников к графической культуре,
понимаемой как совокупность достижений человечества в области создания и
освоения графических способов отображения, хранения, передачи геометрической,
технической и другой информации о предметном мире, а также созидательная
профессиональная деятельность по развитию графического языка (совершенствование
и создание новых изобразительных и знаковых систем).
Цели
и задачи курса черчения вызвали необходимость расширения предметной области
черчения за счет введения материала о графическом языке. Должное внимание
уделяется освещению исторических аспектов появления графического языка,
совершенствованию его методов, развитию систем, составляющих его.
Приобщение
к графической культуре становится целью обучения курса, которая
конкретизируется в основных задачах:
-
изучении графического языка общения, передаче и хранении информации о
предметном мире с помощью различных методов и способов отображения ее на
плоскости и правилах считывания;
-
освоении правил и приемов выполнения и чтения чертежей различного назначения;
-
развитии логического и пространственного мышления, статических, динамических
пространственных представлений;
-
развитии творческого мышления и формировании элементарных умений преобразовывать
форму предметов, изменять ее положение и ориентацию в пространстве;
-
знакомство школьников с особенностями выполнения чертежей, геометрических
построений при ручном и машинном способах;
-
повышение интереса школьников к предмету посредством введения в учебный процесс
современных средств создания конструкторской документации.
Содержание
программы учебного курса
1. Роль
графического языка (5 часов)
Графический
язык и его место передачи информации о предметном мире. Развитие графического
языка как средства общечеловеческого общения. Типы графических изображений.
Элементы графического языка. Знаковый метод фиксации информации.
2. Графическое
отображение (5часов)
Проецирование
как метод графического отображения формы предмета. Чертеж. Построение чертежей
плоских предметов. Операции с трехмерными объектами и отображение их на чертеже.
3. Графическая
информация в компьютере (5 часов)
Представление графической информации в
компьютере. Графические форматы. Графические редакторы. Векторная графика. Технологические
возможности редактора векторной графики CorelDraw.
4.
Мини проект (2 часа)
Выбор темы. Этапы создания проекта. Работа
над проектом, защита.
Методические рекомендации
Содержание курса сочетается с
курсом «Технология» разделом «Черчение и графика» и информатика. Для успешной
работы по данному элективному курсу необходимо, чтобы учащиеся владели прочными
знаниями базового уровня по информатике. Большая часть учебного времени
выделяется на упражнения и самостоятельную работу. Наряду с репродуктивными
методами обучения используются методы проблемного обучения, вовлекая школьников
в процесс сотворчества. Ведущее место при изучении курса отводится методам
поискового характера, стимулирующего познавательную активность учащихся.
Изучение теоретического
материала гармонично сочетается с выполнением обязательных графических работ.
Уделяется большое внимание развитию самостоятельности учащихся в приобретении
знаний. Все графические работы выполняются с соблюдением правил и техники
оформления чертежей, установленных стандартами. Тренировочные упражнения
выполняются в рабочих тетрадях формата А 4 (на бумаге в клетку). При изучении
курса особое внимание уделяется на гуманизацию учебного процесса, на создание
обучающей деятельностно – творческой среды, где система «Знания, умения,
навыки» рассматриваются не только как цель, но и как средство развития личности
обучаемого, его творческого потенциала.
Программа рассчитана на обучающихся 9 класса информационно –
технологического предпрофиля. Состоит из 17 занятий, которые проводятся 1 раз
в неделю по 45 минут.
Тематическое
планирование
№ п/п
|
Название темы
|
Количество часов
|
дата
|
1
|
Графический
язык и его место передачи информации о предметном мире.
|
1
|
|
2
|
Развитие
графического языка как средства общечеловеческого общения.
|
1
|
|
3
|
Типы
графических изображений.
|
1
|
|
4
|
Элементы
графического языка. Знаковый метод фиксации информации.
|
2
|
|
5
|
Проецирование
как метод графического отображения формы предмета
|
1
|
|
6
|
Чертеж.
Построение чертежей плоских предметов.
|
1
|
|
7
|
Операции
с трехмерными объектами и отображение их на чертеже.
|
3
|
|
8
|
Представление
графической информации в компьютере.
|
1
|
|
9
|
Графические
форматы. Графические редакторы. Векторная графика.
|
1
|
|
10
|
Технологические
возможности редактора векторной графики CorelDraw.
|
3
|
|
11
|
Работа
над проектом
|
2
|
|
12
|
Итого:
|
17
|
|
Требования
к уровню подготовки учащихся
Овладев курсом, учащиеся должны
Знать:
·
роль и назначение графического
языка для передачи информации;
·
элементы графического языка.
Знаковый метод фиксации информации;
·
основы прямоугольного
проецирования детали на три взаимно перпендикулярные плоскости;
·
алгоритм построения
комплексного чертежа;
·
расположение осей
прямоугольной изометрической проекции, алгоритм их построения и размеры,
откладываемые по осям;
·
алгоритм построения
изометрической проекции геометрических фигур и деталей.
·
технологические возможности
редактора векторной графики CorelDraw.
уметь:
·
рационально использовать
чертежные инструменты;
·
выполнять построения
комплексного чертежа детали;
·
выбирать главный вид и
необходимое количество видов предмета для построения чертежа;
·
анализировать геометрическую
форму предметов;
·
выполнять построения
геометрических фигур и изображений деталей в аксонометрических проекциях;
·
представить графическую
информацию в компьютере.
Учебно –
методические средства обучения
1. Элис Туэмлоу. Графический дизайн, 2006г
2.
Н.Г. Преображенская
«Черчение»: учебник 9 класса 2010 года.
Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение:
Учебник для 7-8 классов общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Издательство
Астерель», 2007.
3.
Миронов
Б.Г., Панфилова Е.С. Сборник упражнений для чтения чертежей по инженерной
графике, Миронов Б.Г., 2010.
4.
Дорофеева
Д.А.Графические орнаменты, Искусство детям, 2010г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.