Главная / Биология / Программа элективного курса "Генетика вчера, сегодня, завтра"

Программа элективного курса "Генетика вчера, сегодня, завтра"

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Новосидоровская средняя общеобразовательная школа»



Программа рассмотрена на МО

естественно-математического цикла

МКОУ «Новосидоровская средняя общеобразовательная школа»,

Протокол № 1 от «29»_августа 2014 г.

«Утверждаю»

Директор МКОУ «Новосидоровская средняя

общеобразовательная школа »

_________________С.В.Шигуров

Приказ № 68 от «29» августа 2014 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


элективного курса для обучающихся 10-11 класса


«Генетика вчера, сегодня, завтра»





Автор-составитель:

Борисова Лариса Геннадьевна, учитель биологии и химии первой квалификационной категории МКОУ «Новосидоровская средняя общеобразовательная школа»













с. Новая Сидоровка

2014 год



Пояснительная записка

Программа элективного курса составлена на основе авторской программы «Генетика вчера, сегодня, завтра Иониной Н.Г. , предназначен для обучающихся 10-11 классов. Программа рассчитана на 34 часа. Из них 8 часов теории и 26 часов практики.

Курс предполагает закрепление материала по основам генетики, более детальное изучение истории данной науки, ученых-генетиков и их открытия, основ молекулярной генетики с целью выявления общего в живой природе на основе генетического кода, изучение специальных методов исследования генетики человека, их значение и применение.

В настоящее время генетика достигла таких успехов, что занимает центральное место в общей биологии, а генетика человека – составляющая основа современной медицины. Раздел «Генетика» является одними из самых сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. Облегчению усвоения этих разделов может способствовать решение задач по генетике разных уровней сложности.

Решение задач, как учебно-методический прием изучения генетики, имеет важное значение. Его применение способствует качественному усвоению знаний, получаемых теоретически, повышая их образность, развивает умение рассуждать и обосновывать выводы, существенно расширяет кругозор изучающего генетику, т.к. задачи, как правило, построены на основании документальных данных, привлеченных из области частной генетики растений, животных, человека. Использование таких задач развивает у школьников логическое мышление и позволяет им глубже понять учебный материал, а преподаватель имеет возможность осуществлять эффективный контроль уровня усвоенных учащимися знаний.

Цель курса: создание условий для углубления и актуализации знаний по генетике. Формированию навыков по решению генетических задач.

Задачи:

- развитие интереса к предмету;

- актуализация значимости изучения генетики на современном этапе развития медицины и экологии;

- усвоение основные понятия, терминов и законов генетики;

- применение теоретических знаний на практике;

- развитие творческих способностей и логического мышления ;

- подготовка к сдаче ЕГЭ.

Формы контроля: защита проекта, решение генетических задач, тестовые задания, выполнение рефератов, исследовательских заданий.

Требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

  • историю развития генетики;

  • методы изучения наследственности человека;

  • особенности наследования признаков человека;

  • генетические основы изменчивости;

  • причины мутаций и их основные типы;

  • характеристику основных групп наследственных заболеваний человека, их причины, клинические проявления;

  • значение генетики человека для медицины;

  • соотношение генетических факторов и условий внешней среды в развитии патологий;

  • основные понятия генетики;

  • генетическую символику;

  • правила решения генетических задач.

Учащиеся должны уметь:

  • самостоятельно анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы;

  • понимать необходимость изучения генетики для формирования научного мировоззрения и естественнонаучной картины мира;

  • решать генетические задачи;

  • обосновывать вредное влияние на наследственность человека природной среды, мутагенов, употребления алкоголя, никотина, наркотиков.

  • использовать различные источники (в том числе и Интернет, СМИ) для изучения необходимой информации и применять ее в собственных исследованиях.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п\п

Темы занятий

Количество часов

Форма проведения

Образовательный продукт

всего

теория

практика

1.

Введение

1

1

-

Лекция

Конспект

2.

Менделеевская генетика

4

1

3

Работа в группах, практикум

Конспект, решение задач

3.

Методы изучения наследственности человека

2

1

1

Лекция, практикум

План-конспект, решение задач

4.

Генеалогический метод

2

-

2

Блиц-игра, лабораторная работа

Конспект, составление родословной (проект), решение задач

5.

Близнецовый метод

2

-

2

Практикум

Реферат, решение задач

6.

Цитогенетический метод

2

1

1

Семинар

Тезисы выступления, решение задач

7.

Популяционный метод

2

-

2

Работа в группах, практикум

Конспект, отчет, тест

8.

Хромосомная теория наследственности

2

1

1

Мини-исследование, семинар

Проект, решение задач

9.

Наследование признаков сцепленных с полом

4

1

3

Творческая мастерская, практикум

Опорный конспект, решение задач

10.

Влияние среды на генетическое здоровье человека

4

1

3

Деловая игра, работа в группах, практикум

Сообщения, решение задач, тест

11.

Наследственные болезни

3

-

3

Круглый стол, практикум

Сообщения, решение задач, тест

12.

Экскурсия

2

1

1

Экскурсия

Отчет

13.

Генетический прогноз и медико-генетическое консультирование

2

-

2

Ролевая игра

Решение задач

14.

Итоговое занятие

2

-

2

Конференция

Доклад


Итого

34

8

26





СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение (1 час)

Генетика – наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости. История генетики.



  1. Менделевская генетика (4 часа)

Г.И. Мендель – основоположник науки генетики. Основные закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы. Наследование признаков при моногибридном скрещивании, 1-й и 2-й законы Менделя. Решение задач на наследование признаков при моногибридном скрещивании. Наследование признаков при дигибридном скрещивании, 3-й закон Менделя. Решение задач на наследование признаков при дигибридном скрещивании. Наследование групп крови по системе АВО.



3. Методы изучения наследственности человека (2 часа)

Генеалогический, близнецовый, цитогенетический, популяционный, биохимический методы изучения наследственности человека. Гены и здоровье. Задачи, песпективы и значение медицинской генетики.


4. Генеалогический метод (2 часа)

Сущность и задачи метода. Наследование признаков в ряду поколений. Родословные. Доминантный и рецессивный тип наследования заболеваний. Х- и Y-сцепленное наследование.

Лабораторная работа «Составление родословных».


5. Близнецовый метод (2 часа)

Задачи метода, его биологическая сущность. Идентичные (однояйцевые) и неидентичные (разнояйцевые) близнецы. Использование метода для изучения роли среды в формировании фенотипа у человека.


6. Цитогенетический метод (2 часа)

Хромосомы – носители наследственной информации. Строение хромосом. Кариотип человека. Изменения в кариотипе человека. Аутосомные аномалии. Хромосомные карты.


7. Популяционный метод (2 часа)

Генетическая структура популяции человека. Частота встречаемости аномальных генов в человеческих популяциях. Закономерности распространения групп крови у человека.


8. Хромосомная теория наследственности (2 часа)

Хромосомная теория. Сцепление генов. Группы сцепления. Закон сцепления Т.Моргана. Кроссинговер и частота рекомбинации. Генетические карты хромосом человека.



9. Наследование признаков сцепленных с полом (4 часа)

Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков сцепленное с полом. Сцепленное с Х-хромосомой наследование. Сцепленное с Y-хромосомой наследование.


10. Влияние среды на генетическое здоровье человека (4 часа)

Мутагены, их виды. Типы мутаций (генные, геномные, хромосомные). Классификация наследственной патологии.


11. Наследственные болезни (3 часа)

Генные болезни. Хромосомные болезни. Примеры некоторых заболеваний, их краткая характеристика. Врожденные пороки развития. Наследственно-обусловленные формы нарушения умственного и физического развития.


12. Экскурсия (2 часа)

Пороки врожденного развития (Кунсткамера. Краеведческий музей или КГУ).


13. Генетический прогноз и медико-генетическое консультирование (2 часа)

Практическое значение, задачи и перспективы. Проблемы брака. Выявление причин пороков развития. Влияние генетических и средовых факторов на эмбрион или плод. Оценка степени риска. Профилактика и лечение наследственных болезней.


Литература:

  1. Биология для поступающих в ВУЗы /под ред. В.Н.Ярыгина. М.,Высшая школа,1997.

  2. Гершензон С.М. Основы современной генетики. М. Наука, 1983.

  3. Грин Н. Стаут У. Тейлор Д. Биология в 3-х т. Т.3. М.: Мир 1993.

  4. Гуляев В.Г. Задачник по генетике. М., Колос . 1980.

  5. Киселева З.С. Мягкова А.Н. Генетика. М. Просвещение. 1983.

  6. Крестьянинов В.Ю. Вайнер Г.Б. Сборник задач по генетике с решениями. Саратов. «Лицей». 1998.

  7. Мацеевский Я. Земба Ю. Генетика и методы разведения животных. М. Высшая школа. 1988.

  8. Новиков Ю.М. Генетика: решение и оформление задач, основные термины, понятия и законы. Томск 2003.

  9. Общая биология. Учебник для 10-11 классов школ с углубленным изучением биологии./ под ред. А.О.Рувинского. М. Просвещение. 1993.

  10. Петрова Е.В. Основы классической генетики. Учебное пособие по биологии. Саратов. ИЦ «Добродея» ГП «Саратовтелефильм». 1997.






Программа элективного курса "Генетика вчера, сегодня, завтра"
  • Биология
Описание:

Программа элективного курса составлена на основе авторской программы «Генетика вчера, сегодня, завтра Иониной Н.Г. , предназначен для обучающихся 10-11 классов. Программа рассчитана на 34 часа. Из них 8 часов теории и 26 часов практики.

     Курс предполагает закрепление материала по основам генетики, более детальное изучение истории данной науки, ученых-генетиков и их открытия, основ молекулярной генетики с целью выявления общего в живой природе на основе генетического кода, изучение специальных методов исследования генетики человека, их значение и применение.

Автор Борисова Лариса Геннадьевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 392
Номер материала 21896
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓