Главная / Обществознание / Программа элективного курса "Детский правозащитный университет"

Программа элективного курса "Детский правозащитный университет"

Пояснительная записка

Современная цивилизация требует от человека умения ориентироваться в правовом пространстве, предупреждать и юридически грамотно разрешать конфликтные ситуации, не только знать свои права и свободы, но и уметь пользоваться ими, отстаивать их, привлекать государственные и общественные организации к защите своих прав. Только гражданин, обладающий правовой культурой, может, с одной стороны, чувствовать себя спокойно и уверенно в современном обществе, а с другой стороны, быть стабилизирующим это общество субъектом, обеспечивать в стране правопорядок и основы правового государства. Последнее обстоятельство понимается государством как важнейшая задача. Ее решение включается в процесс модернизации образования.

Программа элективного курса адресована учащимся 9 класса. Она служит дополнением к правовому блоку образовательной области «Общественные дисциплины», изучаемому в основной и средней школе и углубляет очень важный аспект правовой подготовки личности, связанный с механизмами защиты гражданином своих прав.

Особенность данного элективного курса заключается в том, что он дает учащимся сведения практического характера, знакомит учащихся с социально-правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства. Отсюда максимальная заостренность содержания данного элективного курса на житейских повседневных проблемах. Проблемы, которые включены в данный элективный курс, касаются широких слоев населения России и, в частности, самих учащихся. Их рассмотрение позволяет школьникам понять правовые отношения, не как нечто статичное, а как постоянно изменяющиеся, увидеть личностную значимость правовых знаний. И, соответственно, помогает им лучше ориентироваться в современном законодательстве. Проблемный подход дает возможность отчетливо увидеть, как право регулирует общественную жизнь, как важно каждому человеку знать, где можно найти необходимую правовую информацию. В конечном счете, знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.

За основу написания данной программы взята программа элективного курса «Детский правозащитный университет», сост.: О.А.Северина, Е.Н.Сорокина – М.: Глобус, 2007

Актуальность программы

Развитие правовой культуры, воспитание цивилизованного правосознания, уважения к закону, привычек правомерного поведения – одно из самых действенных и надежных средств приведения жизни в порядок, создания хотя бы минимально разумных условий для духовного и физического выживания народов и отдельных людей. Правовое образование неуклонно занимает подобающе ему место в планах различных учебных заведений. У молодых людей постоянно поддерживается интерес к этой области знания и профессиям, связанным с юриспруденцией. На этом фоне особенно существенна оптимальная организация в школе правового образования на различных его уровнях.

Цель курса заключается:

  1. Максимально способствовать развитию правовой культуры школьников - граждан Российской Федерации - на основе освоения ими основных правовых норм;

  2. Заинтересовать учащихся во внимательном поиске необходимой правовой информации для решения конкретных жизненных ситуаций и проблем, воспитание уважения к праву и закону.

По сути, речь идет о воспитании ключевой компетенции личности в сфере интеллектуальной, коммуникативной, гражданско-правовой деятельности как совокупности способностей и готовности активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе.

Данная цель курса реализуется посредством решения ряда задач:

1. Курс ориентируется на содержание образовательного минимума содержания курса право и существенно дополняет его практическими сведениями;

2. Он нацелен на воспитание в духе демократических ценностей, определяющих гражданское самосознание и правовое поведение личности;

3. Курс построен на неразрывном единстве новых знаний и социального опыта учащихся, практических действий по решению конкретных жизненных проблем.

4. Представленный курс позволяет выйти за рамки строго урочной деятельности и включиться в активную социальную жизнь, опираясь на полученные знания.

Методы проведения занятий: эвристическая беседа, лекция, дискуссия, работа с документами, дидактические игры, составление таблиц и схем, тест, проект, решение проблемных ситуаций, деловая игра, сюжетно-ролевая игра.

Формы контроля за уровнем достижений учащихся

Из многообразия форм контроля и оценки правовых знаний, умений и навыков учащихся в приложении к данной Программе выделены три основных формы: тестирование, задания на выявление умений, а также моделирование жизненных ситуаций, в ходе которых учащимся предлагается сделать выбор той или иной модели поведения. Все эти три формы в совокупности позволяют с известной долей относительности оценивать знания, умения и навыки. Вмести с тем нельзя не заметить, что тестирование нацелено в основном на выявление так называемого когнитивного компонента и лишь две другие формы в большей степени характеризуют оценочный и поведенческие! компоненты правосознания личности школьника.

С учетом того, что данный курс выбирается учащимися инициативно, по их желанию и с учетом направленности познавательных интересов, целесообразно при оценке результата использовать нетрадиционную систему оценивания – портфолио-оценку. Портфолио – это набор работ отдельного ученика( выполнение тренинговых заданий, сообщения по теме, результаты тестирования, оформленные бланки документов, решение практических заданий, написание эссе). Завершает изучение курса презентация любой выбранной учащимся юридической профессии в свободной форме: сочинение, презентация на электронных носителях, реферат, стихотворение собственного сочинения, видеоролик и т.п.

Ожидаемый результат

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения и навыки:

самостоятельно получать информацию из нормативно-правовых источников и анализировать правовые документы;

применять на практике знания по отстаиванию своих прав, находить пути разрешения конфликтов, пользоваться основными механизмами для защиты прав человека;

называть основные права, объяснять их основной смысл и характеризовать содержание, а также классифицировать их по различным основаниям;

определять свой правовой статус, определяя права и ответственность на разных этапах возрастного становления;

анализировать жизненные случаи, ситуации с точки зрения правовых норм;

выявлять проблемы, осуществлять поиск путей их разрешения, обсуждать результаты, делать выводы;

создавать и защищать свой проект;

СПИСОК литературы

1. Административный кодекс РФ

2. Алексеев С.С. Право: Закон, правосудие, юриспруденция и жизни людей: На чальный курс. - М, 1998

3. Гражданский кодекс РФ

4. Закон РФ «О защите прав потребителей»

5. Заморенова Н.Г., Маслов М.Ю. Откройте, милиция!: Как правильно вести себя при общении с сотрудниками милиции. – М.: Юриспруденция, 2004

6. Заморенова Н.Г., Яковлев А.П. Сам себе адвокат. Пособие для граждан по решению конфликтных ситуаций. – М.: Юриспруденция, 2004

7. Защита прав призывника. – М.: Эксмо, 2004

8. Конституция РФ.

9. Кудрина Т.Н. Вы покупатель. Поступаем правильно. – М.: Эксмо, 2007.

10. Лопатенков Г.Я. Права пациента. Практические рекомендации. – СПб.: БХВ-Петербург, 2005

11. Мушинский В.О. Азбука гражданина: Учебник для основной школы. – М.: Международные отношения, Центр гуманитарного образования, 1997

12. Настольная книга покупателя. / Авт.-сост. А.М. Горбов. – М.: АСТ, 2004

13. Основы потребительских знаний. /Виноградова И., Кокорев Р. И др. – М.: Вита-Пресс, - 2001

14. Певцова Е.А. Основы правовых знаний: Практикум для учащихся 9-11 классов. – М.: Владос, 2001.

15. Права абитуриентов. / Сост. В.В.Смирнова. – СПб.: Питер, 2004

Правовой справочник для учеников общеобразовательных школ и их родителей / Сост. Г.Л. Фриш. – М.: УЦ «Перспектива», 2001

16. Семейный кодекс РФ.

17. Солдатова Т.А. Справочник призывника. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000

18. Трудовой кодекс РФ.

19. Тимофеева К.В. Юридический справочник на все случаи жизни. – СПб.: Питер, 2007

20. Уголовный кодекс РФ.


Содержание занятий элективного курса

Раздел I . Образовательное право (2 часа).

Тема 1. Право на образование. Организация работы школы (1 ч.)

Закон РФ «Об образовании». Возможность получения образования. Государственный образовательный стандарт. Формы получения образования. Семейное образование. Экстернат.

Правила приема в школу. Прием ученика в 10-й класс. Управление школой. Формы самоуправления в школе.

Некоторые принципы деятельности школы. Организация военной подготовки в школе. Труд в школе. Школа и досуг. Дисциплина в школе. Физическое и психическое насилие в школе.

Учебный год. Каникулы.

Ступени образования и образовательные программы. Содержание образования.

Перевод учащихся в следующий класс. Окончание школы. Оставление учеником школы до получения им основного образования. Исключение учеников из школы.

Платные образовательные услуги.

Права и обязанности учащихся.

Тема 2. Права абитуриентов(1 ч.)

Абитуриент. Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Ступени (уровни) системы высшего образования в России: бакалавриат, специалитет, магистратура.

Приемная комиссия. Вступительные экзамены. Льготы при поступлении в вузы. Апелляция. Правила подачи заявления в апелляционную комиссию.

Негосударственные вузы. Критерии благонадежности негосударственных вузов. Договор между студентом и негосударственным вузом. Обязательные положения договора. Оплата обучения в вузе.

Налоговый вычет на оплату обучения: условия, размер, порядок его предоставления. Документы, необходимые для предоставления налогового вычета.

Раздел II. Здоровье и право (2 час).

Тема 1-2. Основы оказания медицинской помощи в РФ. Права пациента

Основные правовые документы, регулирующие сферу здравоохранения и оказания медицинской помощи населению. Право граждан РФ на бесплатную мед. помощь в рамках обязательного мед. страхования.

Право на уважительное и гуманное отношение. Право на выбор мед. учреждения. Критерии для лучшего выбора среди отделений одного профиля больниц города. Право на выбор врача. Критерии оценки квалифицированности лечащего врача.

Право на нормальные условия пребывания в мед. учреждении. Право на облегчение боли. Право на тайну личной жизни. Врачебная тайна. Ответственность медработника за разглашение врачебной тайны.

Право на информированное согласие на мед. вмешательство. Информация, которую врач должен предоставить пациенту до получения согласия на мед. вмешательство. Право на отказ от мед. вмешательства. Право на получение информации.

Раздел III. Жилищное право (2 час).

Тема 1-2. Право собственности на жилье. Жилищные права несовершеннолетних.

Право на жилище. Неприкосновенность жилища. Жилищный кодекс РФ.

Частный жилищный фонд. Государственный жилищный фонд. Муниципальный жилищный фонд.

Договор социального найма.

Перепланировка и переустройство жилого помещения.

Плата за квартиру и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений. Порядок внесения платы за квартиру и коммунальные услуги. Виды коммунальных услуг. Тарифы и размеры платы за коммунальные услуги.

Место жительства несовершеннолетнего. Правила вселение к родителям детей, не достигших совершеннолетия. Совершение сделок с жилыми помещениями, в которых проживают несовершеннолетние. Распорядительные действия с жилыми помещениями, требующие согласия проживающих в них несовершеннолетних.

Жилищные права детей, оставшихся без попечения родителей.

Защита прав несовершеннолетних при выселении из жилого помещения.

Раздел IV. Права потребителей (2 часа).

Тема 1. Право на информацию, безопасность и качество (1 ч.)

Потребитель. Продавец. Изготовитель. Исполнитель. Закон РФ «О защите прав потребителей».

Право потребителей на информацию. Сведения о продавце (производителе, исполнителе). Сведения о товаре (работе, услуге). Ответственность продавца (изготовителя, исполнителя) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге).

Право потребителей на безопасность. Организации, отвечающие за проверку технических товаров на безопасность. Маркировка, подтверждающая безопасность товара.

Право потребителей на качество. Обязательная сертификация товаров. Сертификат соответствия качества.

Тема 2. Нарушения прав потребителей (1 ч.)

Обвес покупателей. Обсчет покупателей. Действия потребителей при обвесе и обсчете в целях восстановления нарушенных прав.

Последствия продажи товара ненадлежащего качества. Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара. Ответственность продавца (изготовителя) за просрочку выполнения требований потребителя. Правила удовлетворения требований потребителя в отношении товаров длительного пользования, товаров весом более 5 кг, ряда сложных технических товаров.

Право потребителя на обмен товара надлежащего качества.

Действия потребителя в случае нарушения его прав. Организации, осуществляющие защиту прав потребителей.

Раздел V. Права водителей автотранспорта (2 час).

Тема 1-2. Приобретение и регистрация автомобиля

Приобретение автомобиля. Информация о продавце, обязательная для предоставления покупателю. Информация об автомобиле, обязательная для предоставления покупателю. Предпродажная подготовка автомобиля. Документы, выдаваемые покупателю при покупке автомобиля. Приобретение автомобиля у частного лица.

Регистрация автомобиля в подразделениях ГИБДД. Государственный технический осмотр автомобиля.

Документы, которые водитель обязан иметь при себе. Категории водительских удостоверений. Квалификационный экзамен для получения водительского удостоверения.

Обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО).

Дорожно-транспортные происшествия (ДТП), их виды. Обязанности водителя, ставшего участником ДТП. Ответственность водителя за нарушение правил дорожного движения: административная, уголовная, гражданско-правовая.

Раздел VI. Права призывников (2 часа).

Тема 1. Военная служба (1 ч.)

Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе». Военная служба по призыву. Военнослужащий.

Воинский учет. Военный комиссариат (военкомат). Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности гражданина по обеспечению воинского учета.

Медицинское освидетельствование. Правила, которые необходимо соблюдать призывнику для проведения надлежащего медицинского освидетельствования. Обжалование неправомерного решения призывной комиссии.

Этапы учета и прохождения гражданами военной службы по призыву. Возраст граждан, подлежащих призыву. Категории годности граждан к военной службе.

Сроки призыва граждан на военную службу. Срок прохождения военной службы по призыву.

Тема 2. Освобождение и отсрочка от призыва на военную службу (1 ч.)

Категории граждан, освобожденные от военной службы. Граждане, не подлежащие призыву на военную службу. Категории граждан, которым предоставляется отсрочка от призыва на военную службу. Отсрочка от призыва на военную службу, предоставляемая учащимся и студентам. Правила подачи заявления о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу.

Ответственность за неявку гражданина в военкомат для приписки к призывному участку. Ответственность за уклонение гражданина от призыва на военную службу.

Альтернативная гражданская служба. Закон РФ «Об альтернативной гражданской службе». Срок прохождения альтернативной гражданской службы. Особенности прохождения альтернативной гражданской службы.


Раздел VII. Контакты с милицией (3-часа).

Тема 1-2. Права и обязанности полиции. Проверка документов и досмотр

Обязанности полицейского.

Правила грамотного поведения при обращении полицейского к гражданину. Требование полицейского. Просьба полицейского. Проверка документов на улице. Правила обращения с паспортом.

Досмотр. Правила проведения досмотра. Протокол о досмотре.

Приглашение гражданина в полицию. Вызов гражданина в полицию по повестке. Порядок передачи повестки гражданину. Привод.

Допрос. Порядок и правила проведения допроса свидетеля. Права подозреваемого или обвиняемого при допросах. Продолжительность допроса. Особенности допроса несовершеннолетнего.

Тема 3. Задержание гражданина полицейским

Основания для применения полицейским физической силы. Регламентация применения полицией спецсредств и огнестрельного оружия.

Административное задержание. Права задержанного и подозреваемого.

Противоправные действия полиции против граждан. Жестокое обращение со стороны полиции. Действия гражданина в случае избиения в отделении полиции. Недействительность показаний, данных гражданином под пытками.

Освидетельствование побоев, нанесенных в полиции.

Обращение гражданина в прокуратуру по поводу противоправного и жестокого обращение в полиции.

Раздел VIII. Судебный процесс (1 час).

Тема 1. Обращение в суд

Суд. Прокурор. Адвокат. Истец. Ответчик. Конституционное право граждан РФ на судебную защиту. Независимость суда. Юридическая консультация.

Мировой судья. Перечень дел, отнесенных к компетенции мирового судьи. Федеральный судья. Суд присяжных заседателей. Режим работы судов. Председатель суда.

Способы подачи исковых заявлений в суд. Государственная пошлина. Права участников судебного процесса. Мировое соглашение.

Порядок судебного заседания. Отвод к составу суда. Ходатайство суду. Слушание дела.

Обязательность исполнения решения суда. Судебные приставы. Обжалование решения суда. Правила подачи кассационной жалобы.

Раздел IX. Уголовное право(4 часа).

Правонарушение и преступление. Причины правонарушений.

Право граждан на спокойную жизнь. Проблема преступлений несовершеннолетних. Материальный и моральный ущерб от правонарушений. Что такое правонарушение. Понятие аморального поведения. Административный поступок. Понятие преступления.

Вина и ответственность.

Ответственность за правонарушения против собственности.

Ответственность за правонарушения против личности.

Групповые правонарушения несовершеннолетних.

Как не стать жертвой преступления?

Правопорядок и милиция.

Уголовный кодекс. Закон и порядок. Юридическая ответственность. Многообразие видов юридической ответственности: гражданско-правовая, дисциплинарная, материальная, административная, уголовная. Организация правосудия в нашей стране. Права задержанного несовершеннолетнего.

Раздел X. Семейное право (3 часа).

Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Недействительность брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Имущественные отношения между супругами. Права и обязанности родителей и детей.

Раздел XI. Трудовое право (3 часа).

Понятие трудовых правоотношений.

Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства.

Порядок приема на работу.

Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения.

Рабочее время и время отдыха.

Трудовые споры и порядок их рассмотрения.

Дисциплинарная ответственность. Защита трудовых прав.

Правовые основы социальной защиты и обеспечения. Пенсии и пособия.

Раздел XII . Составление юридических документов (1 час).

Документы. Юридический смысл понятия «документ». Государственная регистрация актов гражданского состояния. ЗАГС. Государственные архивы.

Договор. Устная и письменная формы заключения договора. Виды договоров. Срочные и бессрочные договоры. Условия законности и действительности договоров. Ответственность за нарушение условий договора. Форс-мажорные обстоятельства. Реквизиты сторон. Пролонгирование договора. Основные разделы стандартной формы договора.

Доверенность.

Завещание.

Обращения граждан в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Сроки рассмотрения обращений. Содержание обращений.

Обжалование действий и решений государственных органов, должностных лиц. Сроки рассмотрения жалоб граждан. Форма и содержание жалоб. Порядок подачи и рассмотрения жалоб.

Заявления граждан в полицию. Порядок приема и регистрации устных и письменных заявлений граждан в полицию.

Заявление-претензия магазину. Содержание письменной претензии. Правила предъявления потребителем претензии магазину.

Исковое заявление в суд. Форма и содержание искового заявления.

Раздей 13. Коррупция как социальное явление.(3 часа)

Традиция «почести», подношения даров. Правовые памятники Древней Руси. Посулы (подношения). «Почесть» (официально незапрещенная форма добровольного приношения). Мздоимство (действия без нарушения закона).

Лихоимство (действия, нарушающие законодательство). Отношение государства к данным явлениям в XIV-XV вв.

Судебник 1497 г. – первое законодательное ограничение коррупционных действий. Судебник Ивана IV 1550 г. Официальное признание взяточничества тяжким преступлением. Запрещение «посулов». Введение надзора начальников за своими подчиненными.

Участие России в формировании современной антикоррупционной международно -правовой системы. Законодательные акты, регулирующие сферу противодействия коррупции и повышающие прозрачность деятельности органов государственной власти РФ.

Уголовный кодекс РФ о взяточничестве (ст. 290, ст. 291). Молодежь как объект или субъект возможных коррупционных действий. Меры противодействия коррупции в ОУ. Открытость информации как способ борьбы с коррупцией. Роль СМИ. Национальный план противодействия коррупции (31 июля 2008). Федеральный закон « О противодействии коррупции» (25 декабря 2008). Меры государственного и общественного контроль над реализацией антикоррупционной программы в РФ.


Раздел 14. Правовой практикум «Я – правозащитник» - 2 часа.


Итоговое занятие ( 1 час).


тематическОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ элективного курса



п/п

Разделы, темы

Кол-во

часов

Раздел 1. Образовательное право(2 часа).

1

Право на образование. Образовательный процесс в школе.

1

2

Права абитуриентов. Поступление в негосударственные вузы.

1

Раздел 2. Здоровье и право (2 час).

3

Основы оказания медицинской помощи в РФ..

1

4

Права пациента

1

Раздел 3. Жилищное право (2 час)

5

Право собственности на жилье.

1

6

Жилищные права несовершеннолетних.

1

Раздел 4. Права потребителей (2 часа).

7

Право на информацию, безопасность и качество.

1

8

Нарушения прав потребителей.

1

Раздел 5. Права водителей автотранспорта (2 часа).

9-10

Приобретение и регистрация автомобиля. Страхование автогражданской ответственности. Дорожно-транспортное происшествие

1

Раздел 6. Права призывников (2 часа).

11

Военная служба.

1

12

Освобождение и отсрочка от призыва на военную службу.

1

Раздел 7. Контакты с полицией (3 часа).

13

Права и обязанности полиции.

1

14

Проверка документов и досмотр. Вызов в полицию и допрос.

1

15

Задержание гражданина полицией. Жестокое обращение со стороны полиции.

1

Раздел 8. Судебный процесс (1 час).

16

Обращение в суд. Подача иска и порядок судопроизводства.

1

Раздел 9. Уголовное право (4 часа).

17

Уголовное законодательство.

1

18

Состав преступление и обстоятельства, исключающие преступность деяния.

1

19

Уголовное наказание, его цели и виды.

1

20

Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.

1

Раздел 10. Семейное право (3 час).

21

Семейное законодательство.

1

22

Брак, условия и порядок его заключения и расторжения.

1

23

Права и обязанности родителей и детей.

1

Раздел 11. Трудовое право (3час).

24

Трудовое законодательство.

1

25

Трудовой договор (контракт): понятие, виды, порядок заключения и основания прекращения.

1

26

Особенности правового положения несовершеннолетних по трудовому законодательству.

1

Раздел 12. Составление юридических документов( 1 час).

27

Договор. Доверенность. Завещание. Жалоба. Заявление в полицию.

Судебный иск.

1

Раздел 13. Коррупция как социальное явление.(3 часа)

28

Исторический опыт противодействия коррупции в Российском государстве. Методы борьбы с коррупцией и их эффективность.

1

29

Особенности коррупции в современной России

1

30

Нормативно-правовая база борьбы с проявлением коррупции в России

1

Раздел 14. Правовой практикум «Я – правозащитник» - 2 часа.


31

Обучение практическим навыкам разработки, исследования и презентации проектов, связанных с правовой тематикой.

1

32

Выявить знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения курса.

1

33 Итоговое занятие 1



Программа элективного курса "Детский правозащитный университет"
  • Обществознание
Описание:

Программа элективного курса   адресована  учащимся 9 класса. Она служит дополнением к правовому блоку образовательной обла­сти «Общественные дисциплины», изучаемому в основной и средней школе и углубляет очень важный аспект правовой подготовки личности, связанный с механизма­ми защиты гражданином своих прав.

Особенность данного элективного курса заключается в том, что он дает уча­щимся сведения практического характера, знакомит учащихся с социально-пра­вовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства. Отсюда максимальная заостренность содержа­ния данного элективного курса на житейских повседневных проблемах. Про­блемы, которые включены в данный элективный курс, касаются широких слоев населения России и, в частности, самих учащихся. Их рассмотрение позволяет школьникам понять правовые отношения, не как нечто статичное, а как посто­янно изменяющиеся, увидеть личностную значимость правовых знаний. И, со­ответственно, помогает им лучше ориентироваться в современном законода­тельстве. Проблемный подход дает возможность отчетливо увидеть, как право регулирует общественную жизнь, как важно каждому человеку знать, где мож­но найти необходимую правовую информацию. В конечном счете, знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.

Автор Костырина Людмила Беняминовна
Дата добавления 20.12.2014
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 484
Номер материала 8453
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓