Инфоурок Физика Другие методич. материалыПрограмма элективного курса предпрофильной подготовки по физике "С электричеством на "ты"

Программа элективного курса предпрофильной подготовки по физике "С электричеством на "ты"

Скачать материал

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МКОУ СОШ №6 им Шерстянникова А.Н.

 

 

 

 

 

 

Программа элективного курса

предпрофильной подготовки

по физике для 9 класса

 "С электричеством на "ты".

 

 

 

 

 

Автор: учитель физики МКОУ СОШ №6

Вертопрахова Ирина Ивановна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Усть-Кут, 2010г.
Пояснительная записка.

Жизнь современного человека немыслима без использования электрической энергии, знать основы электротехники теперь необходимо практически каждому человеку, особенно юноше, мужчине – будущему хозяину дома.

Актуальность данного курса также в том, что в последние годы  в народном хозяйстве возник дефицит рабочих профессий, и этот курс поможет молодым людям определить сферу своих интересов в мире рабочих профессий таких, как электромонтеры-ремонтники, слесари-электромонтеры, электромонтажники и т.д. и сориентирует на технический профиль в старшей школе.

Цель курса:

Дать основы знаний по электротехнике.

В ходе достижения цели решаются следующие задачи:

ü Развитие познавательных и творческих способностей школьников, интереса к изучению физики.

ü Формирование умений самостоятельно приобретать и применять знания.

ü Подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

ü Формирование практических навыков и подготовка учащихся к самостоятельной жизни.

Элективный курс тесно связан с такими дисциплинами, включенными в учебный план, как физика (раздел "Электричество") и технология ("электричество в нашем доме"), но не повторяет, а опирается на базовые умения и углубляет знания детей, полученные в курсе физики 8,9 классов.

Программа адресована учащимся 9 класса для обучения основам электротехники во время предпрофильной подготовки.

Предложенный курс имеет практическую направленность. Программа рассчитана на 17 часов и состоит из трех блоков.

1.     Теоретический блок

Цель: расширение кругозора при изучении теоретического материала.

2.     Практический блок

Цель: выполнение лабораторных работ, закрепление знаний и умений, полученных в теоретическом блоке.

3.     Экскурсионный блок.

Цель: посещение ПУ-19, ПУ-61, ОРУ, знакомство с профессиями технического направления.

В процессе изучения курса используются различные виды учебной деятельности: лекции, практические работы,  самостоятельное изучение теоретического материала по таблицам, экскурсия, создание проектов, выполнение творческих работ.

Оценка знаний и умений учащихся проводится с помощью контролирующих упражнений, тестов. Курс заканчивается конференцией, на которой происходит защита проектов и демонстрация творческих работ участников курса.

По окончании изучения программы курса учащиеся должны иметь представление:

ü Об электротехнических материалах, изделиях, работе с ними.

ü О технике электрических измерений.

ü О бытовых нагревательных приборах и светильниках.

Знать:

ü Монтажные и принципиальные схемы.

ü Установочные электромонтажные изделия.

ü Принцип работы электроизмерительных приборов.

Уметь:

ü Оказать первую помощь при поражении электротоком.

ü Читать схемы электрических соединений.

ü Производить расчеты проводов и кабелей.

ü Выполнять измерения с помощью измерительных приборов, представлять результаты в виде таблиц.

ü Выполнять мелкий ремонт бытовой техники.

Владеть:

Навыками работы с электропаяльником, измерительными приборами, электротехническими инструментами: напильником, отверткой, плоскогубцами.


Содержание программы.

I. Введение. 2 часа

     Общие сведения  об электроустановках и технике безопасности. Электротехника как наука. Электричество в нашем доме. Правила электробезопасности: причины электротравматизма, первая помощь при поражении электротоком. Правила техники безопасности  в домашних условиях и при выполнении  электротехнических работ.

Схемы электрических соединений, виды электрических схем, условие, графическое обозначение в электрических схемах, правила выполнения  схем.

Практическая часть: чертеж схемы квартирной электропроводки.

II.          Электротехнические материалы, изделия и работа с ними. 5 часов

 Проводниковые материалы (свойства, виды, применение). Электроизоляционные материалы (свойства, виды, применение).

Практическая работа №1. Устройство электропаяльника, использование проводниковых материалов в качестве припоя. Правила безопасности при работе с электропаяльником.

Провода и кабели: установочные обмоточные провода (маркировка, устройство провода, назначение), расчет проводов и кабелей, соединение проводов и кабелей.

Практическая работа №2. Механическое соединение и оконцовывание проводов.

Установочные электромонтажные изделия, выключатели, предохранители (назначение, устройство, схемы).

Практическая работа №3. Изучение устройства предохранителей и выключателей.

III.    Техника электрических измерений (3 часа).

      Электрические измерительные приборы: амперметры, вольтметры, ваттметры, счетчик электроэнергии, условные графические обозначения, способы измерения электрических величин. Расчет расхода электроэнергии в течение суток.

Практическая работа №4. ознакомление с устройством авометра. Измерение электрических величин авометром.

IV.   Бытовые нагревательные приборы и светильники (3 часа).

Типы, виды, устройства, принципы действия, нагревательные элементы, их использование в чайниках, утюгах, электроплитках.

Практическая работа №5. Изучение устройства утюга. Лампы накаливания, люминесцентные лампы.


Учебно-тематический план.

№ урока

Разделы, темы урока.

Кол-во часов

 

I. Общие сведения об электроустановках и технике безопасности.

2 часа

№1.1

Введение: электричество в нашем доме. Правила электробезопасности.

 

№2.2

Схемы электрических соединений.

 

 

II. Электротехнические материалы, изделия и работа сними.

5 часов

№3.1

Проводниковые материалы.

 

№4.2

Практическая работа №1.

 

№5.3

Проводка и кабели

 

№6.4

Практическая работа №2

 

№7.5

Установочные электромонтажные изделия. Выключатели, предохранители. Практическая работа №3.

 

 

III. Техника электрических измерений

3 часа

№8.1

Назначение и основные части приборов. Измерительные механизмы.

 

№9.2

Условные графические обозначения на шкале. Способы измерения электрических величин.

 

№10.3

Практическая работа №4

 

 

IV. Бытовые нагревательные приборы и светильники.

3 часа

№11.1

Нагревательные элементы, их использование в электробытовых приборах.

 

№12.2

Лампы накаливания, люминесцентные лампы.

 

№13.3

Практическая работа №5

 

№14,15

Экскурсия в профтехучилища города

2 часа

№16,17

Урок-конференция "Защита проекта"

2 часа

 

         Всего часов: 17, из них:

-   Теоретический блок – 8 часов;

-   Практический блок – 5  часов;

-   Экскурсионный – 2 часа;

-   Защита проекта – 2 часа.

 

 

Материально – техническая база:

 

1.     Справочные таблицы

2.    Описание практических работ

3.    Электропаяльники

4.    Соединительные провода

5.    Наконечники для проводов

6.    Изоляционная лента

7.    Инструменты: ножи, плоскогубцы, напильники, отвертки

8.    Ламповые патроны

9.     Штепсельные розетки различных видов

10.Выключатели, рубильники

11. Электрические предохранители

12. Лампочки на 3,6 В.

13. Электроизмерительные приборы: амперметры, вольтметры, омметры, авометры, счетчики электрической энергии)

14. Электроконструкторы «ЭК - 4»
 

 

Список литературы для обучающихся:

1.     Живов М.С. "Справочник молодого электромонтажника",  М. Высшая школа; 1990

2.     Слецио Д.И. "Занимательные опыты. Электричество и магнетизм", изд. Астрель; 2004

3.     Поляков В.А. Практикум по электротехнике, М., Просвещение, 1974

4.     Тарасов В.Б. "Самоделки школьника", М., Просвещение; 1968

5.      Технология 8-9 классы, под ред. Симоненко В.Д., М., изд. Ванга-Граф; 2005

 


Приложения.

1.     Контролирующие упражнения.

2.     Список таблиц.

3.     Темы проектов и творческих работ.

4.     Описание практических работ.

 


Приложение 1.

Контролирующие упражнения.

Упражнение 1.

1.     По каким причинам может произойти поражение человека электрическим током?

2.     Назовите защитные средства, применяемые для предупреждения электротравматизма.

3.     Каким образом и для чего следует проверять наличие напряжения  на частях электроустановок?

4.     Какая помощь должна быть оказана пострадавшему от электрического тока?

5.     Перечислите правила техники безопасности при работе в электротехническом кабинете.

Упражнение 2.

1.     На рисунке показаны часто применяющиеся на практике схемы  включения ламп. Составьте по этим принципиальным схемам монтажные схемы.

2.     Начертите монтажные схемы осветительной электроустановки кабинета физики, мастерской, жилой комнаты, квартиры. Составьте по этим монтажным схемам принципиальные схемы.

Упражнение 3.

1.     Рассмотрите материалы: медь, алюминий, сталь, цинк, латунь, бронзу. Укажите внешние отличительные признаки каждого из них.

2.     Используя таблицу №1, дайте сравнительную характеристику свойств проводниковых материалов, применяемых для изготовления проводов.

3.     Назовите имеющиеся дома электроустройства, в которых применены сплавы с большим удельным электрическим сопротивлением: манганин, нихром, фехраль, константан. Дайте сравнительную характеристику свойств этих сплавов.

Упражнение 4. (после расчета проводов)

Рассчитайте сечение и выберите марку провода для монтажа лампового реостата на 6 ламп. Максимальная мощность реостата 600 Вт.

Упражнение 5.

1.     Снимите крышку прибора электромагнитной системы. Изучите устройство измерительного механизма. Такое же задание выполните применительно к приборам магнитоэлектрической системы. Сравните достоинства и недостатки измерительных механизмов различных систем.

2.     Снимите крышку счетчика электроэнергии. Изучите устройство измерительного и счетного механизмов. Соберите прибор.


Приложение 2.

Список таблиц.

1.     Характеристика важнейших свойств проводниковых материалов.

Наименование материала

Удельное электрическое сопротивле­ние, ом·м

Плотность, г

см2

Точка плавления, °С

Изделия, для изготов­ления которых при­меняется материал

Медь

1,72 ·10-8

1,75·10-8

8,92

1083

Провода, кабели, контактные зажимы

Алюминий

2,62 ·10-8

2,7

660,1

То   же;    корпуса электромашин, дета­ли приборов

Сталь про­водниковая

10-7-1,4 ·10-7

7,7-7,9

1400-1530

Провода, конструк­тивные части   элек­троустановок

Свинец

2,1 ·10-7

11,34

327,3

Припои, аккумуля­торные     пластины, оболочки     кабелей, плавкие предохрани­тели

Олово

1,2 ·10-7

7,29

231,85

Припои,    фольга для конденсаторов

Цинк

5,9 ·10-8

7,1

419,5

Антикоррозионные покрытия,     припои, электроды гальвани­ческих      элементов, металлизированная бумага для конденса­торов

Бронза (сплав меди, олова, кремния, алюминия с добавле­нием кадмия или фосфо­ра, берил­лия)

2·10-8   -

·10-8

8,5—8,9

885-1050

Провода   для кон­тактных линий, сколь­зящие и штепсельные контакты,   пружины электроизмеритель­ных приборов

Латунь (сплав меди и цинка)

3,1·10-8   -

7,9  ·10-8

8,5^9,7

900—960

Контактные зажи­мы, контактные   но­жи рубильников, кол­пачки радиоламп

Манганин [сплав меди, марганца и никеля)

4,8 ·10-7

8,5

1000

Эталоны и магази­ны   сопротивления, шунты и добавочные резисторы, термопары

Константан [сплав меди и   никеля)

5,2 ·10-7

8,9

1275

Реостаты, термо­пары

Нихром (сплав хро­ма, никеля, марганца и  

1,1 ·10-6

8,1-8,4

1400

Нагревательные элементы    промыш­ленных электронагре­вательных приборов

Фехраль (сплав же­леза, алю­миния, хро­ма, кремния, марганца)

1,3 ·10-6

6,9-7,5

1450

Нагревательные элементы бытовых и промышленных элек­тронагревательных приборов, реостаты

 

2.     Состав и применение припоев некоторых марок.

Марка

Химический состав

Примерная температура пайки, 0С

Применяется для пайки металлов

ПОС – 30

Олово – 30

Сурьма – 2

Свинец – 68

310

Медь, латунь, оцинкованное железо

ПОС – 40

Олово – 40

Сурьма – 2

Свинец – 58

280

То же, серебро

ПСр 2,5

Свинец – 92

Олово – 5,5

Серебро – 2,5

330

То же

П250А

Цинк – 20

Олово – 80

300

Алюминий и его сплавы, медь

П300А

Цинк – 60

Кадмий – 40

360

То же

 

3.     Характеристика свойств электроизоляционных материалов.

Наименование

Удельное объемное сопро­тивление, ом-м

Электрическая прочность, в/мм

Некоторые физико-механические и химические свойства

Область применения

 

Газообразные

 

Воздух

1016

3000

Малая  плотность,  (вы­сокая теплопроводность)

Вентиляция    электриче­ских машин и аппаратов

 

Инертные газы (гелий, аргон, не­он)

1014— 1016

120

Невысокая      плотность, не окисляют металлических частей, не пожароопасны

Заполнение электроваку­умных приборов,   электро­сварка (аргон)

 

Жидкие

 

Трансформатор­ное масло

1012-1013

15000 – 20000  

Горючесть,       небольшая вязкость,      воспламеняется при   температуре   +1350С, твердеет  при  температуре — 45°С

Заполнение       силовых трансформаторов и масля­ных выключателей

 

Конденсаторное масло

1012-1013

20000—25000

Горючесть,    небольшая вязкость,    разрушает   ре­зину

Пропитка    электроизоля­ционной   бумаги,   изготов­ление конденсаторов

 

Касторовое масло

1010 – 1011 

12000—16000

Резину не разрушает

В некоторых электриче­ских установках, имеющих резиновую   изоляцию

 

Пропиточные и заливочные

 

Канифоль

 

1012-1013

15000

Легкое, хрупкое, неокис­ляющееся   вещество,    раз­мягчается при температуре + 90°С,    при     температуре +150°C   растворяет   окись меди

Пайка меди, пропитка бумажной изоляции кабе­лей

 

Парафин

1014-1016

20000—30000

Вещество,       обладающее малой    гигроскопичностью, влагопроницаемостью и не­высокой           механической прочностью,     размягчается при     температуре     около 60°С

1имерные

Заливка конденсаторов, дросселей,  трансформато­ров, деталей электроаппа­ратуры; пропитка электро­технической бумаги и тка­ней

 

Полихлорвинил

1010-1013

15 000—20 000

Эластичный материал, обладает высокой морозо­стойкостью, негорючий, стойкий к действию кис­лот, щелочей, масел, спир­та, бензина

Изоляция проводов и ка­белей, изготовление изоли­рующих трубок, лент, ли­стов

 

Винипласт

1012-1013

15000

Эластичный,      нагрево-стойкий материал

Гашение электрической дуги в аппаратуре, изготов­ление аккумуляторных ба­ков, различных деталей электроаппаратуры

 

Волокнистые

 

Древесина   су-чая (береза, дуб, бук)

2·106-8·108

22 000-50 000

Небольшая       плотность, высокая   гигроскопичность, горючесть

Изготовление панелей, каркасов, опорных и кре­пежных деталей аппарату­ры, пазовых клиньев элек­тромашин, опор для линий электропередач, рукояток рубильников, изолирующих штанг и т. п.

 

Электроизоля­ционная бумага

1010 – 1011 

12000

Небольшая     плотность, горючесть,  невысокая ме­ханическая прочность

Изготовление конденса­торов, кабелей, производ­ство слоистых пластиков, оклейка деталей электро­аппаратуры

 

Электроизоля­ционный картон

1011

12000

Легко поддается механи­ческой обработке

Изготовление каркасов катушек, прокладок, шайб, изоляции электрических машин

 

Фибра

108 – 1010 

3500

Высокая механическая прочность; в пламени элек­трической дуги выделяет дугогасящие газы

Изготовление дугогася-щих камер, патронов труб­чатых предохранителей

 

Асбест

10- 102

1500

Высокая нагревостойкость, плавится при темпе­ратуру 1150°С

Электро и теплоизоляция, изготовление асбестокарто-на и асбестоцемента

 

Пластмассовые

 

Гетинакс

108 – 1011 

12000-38000

Высокая      механическая прочность,      морозостой­кость, нагрев остойкость

Аппарато- и приборо­строение

 

Текстолит

108 – 1010 

3000—16000

Высокая       механическая прочность,       морозостой­кость, нагревостойкость

Аппарато- и приборо­строение

 

Фенопласт

1010 – 1012 

12000-17000

Высокая нагревостой­кость и морозостойкость слабая гигроскопичность и влагопроницаёмость

Корпуса   и     основания ,   выключателей,    ламповых патронов, штепсельных ро­зеток и   вилок   и   другой электроаппаратуры

 

Эластомеры

 

 

 

Резина

1017

20000 – 30000

Высокая эластичность, слабая влагопроницаемость, плохая морозостойкость

Изоляция проводов и кабелей, изготовление прокладок, диэлектрических ковриков, перчаток и т.п.

 

Эбонит

1016 – 1017 

15000

Легко поддается механической обработке

Изготовление деталей аппаратуры, применяемой в технике слабых токов

 

Минеральные твердые

 

Слюда

1015 – 1016 

13000

Высокая гибкость, слабая влагопроницаемость, высокая нагревостойкость

Изоляция электромашин высокого напряжения и большой мощности; изготовление конденсаторов, миканита, слюдита, слюдопласта

 

Стекло силикатное

1010 – 1019 

50000

Высокая механическая прочность на растяжение

Изготовление деталей измерительных приборов, баллонов электровакуумных приборов; производство стекловолокна

 

Электрофарфор

7·1010-4·1011

28000 – 35000

Высокая механическая прочность, нагревостойкость

Изготовление роликов, изоляторов, резисторов, конденсаторов, оснований электронагревательных приборов и реостатов

 

 

 

 

 

4.     Основные данные установочных проводов.

Марка

Устройство провода

Сечение, мм2

Количество жил

Допускаемое напряжение, в

ПР

Провод с медными жилами, резиновой изоляцией, в оплетке из пропитанной хлопчатобумажной пряжи

0,75 - 400

1

500

АПР

То же, но жила алюми­ниевая

2,5

1

500

ПРД

Провод с медными жила­ми, резиновой изоляцией, в оплетке из хлопчатобумаж­ной пряжи, двойной

0,5 - 6

2

380

ПРГ

Провод с медными жила­ми, резиновой изоляцией, в оплетке из пропитанной хлопчатобумажной пряжи, гибкий

0,75 - 400

1

500

ПРТО

Провод с медными жила­ми, резиновой изоляцией, в общей оплетке из пропитан­ной хлопчатобумажной пря­жи для прокладки в трубах

1 – 120

1 – 37

500

АПРТО

То же, но жилы алюми­ниевые

2,5 – 400

1 – 4

500

ШР

Шнур с медными жилами, резиновой изоляцией, в оп­летке из хлопчатобумажной пряжи

0,5 – 1,5

2

220

АР1

Арматурный провод с медными жилами, резино­вой изоляцией в оплетке из хлопчатобумажной пряжи

0,5 – 0,75

1

220

АРД1

То же, но двойной

0,5 – 0,75

2

220

ШПРО

Шнур с медными жилами, резиновой изоляцией, жилы уложены параллельно и за­ключены в общую оплетку из натурального или искус­ственного шелка

0,5 – 0,75

2

220

ПВ

Провод с негибкой мед­ной жилой и поливинилхлоридной изоляцией

0,75 – 0,95

1

500

АПВ

То же, но с алюминиевой жилой

2,5 – 95

1

500

ППВ

Провод ленточный с медными жилами, уложенными параллельно и разделенными поливинилхлоридной изоляцией

0,75 – 2,5

2 – 3

500

АППВ

То же, но жилы алюминиевые

2,5 – 95

2 – 3

500

ПГВ

Провод с гибкой медной жилой, состоящей из тонких проволочек и поливинилхлоридной изоляции

0,75 –95

1

500

 

5.     Основные данные обмоточных проводов некоторых марок

Марка

Устройство провода

Диаметр жилы, мм

Толщина слоя изоляции, мм

ПЭЛ

Медная жила изолирована эмалью на высыхающих маслах

0,02 – 2,44

0,0015 – 0,05

ПЭВ

Медная жила изолирована высокопрочной эмалью

0,02 – 2,44

0,01 – 0,05

ПЭЛР

Медный провод, изолированный высокопрочной эмалью

0,1 – 2,44

0,01 – 0,05

ПЭВТЛ

Медный провод, изолированный высокопрочной эмалью повышенной теплостойкости, лудящийся

0,06 – 1,0

0,01 – 0,05

ПБО

Медный провод, изолированный одним слоем обмотки из хлопчатобумажной ткани

0,2 – 2,1

0,05 – 0,07

ПБД

То же, но изолированный  двумя слоями обмотки из хлопчатобумажной пряжи

0,2 – 5,2

0,09 – 0,26

ПЭЛБО

Медный провод, изолированный масляной эмалью и одним слоем обмотки из хлопчатобумажной пряжи

0,2 – 2,1

0,062 – 0,1

ПЭЛКО

То же, но слой обмотки из капроновой пряжи

0,2 – 2,1

0,062 – 0,1

ПЭЛШО

То же, но слой обмотки из натурального шелка

0,05– 2,1

0,033 – 0,078

ПЭЛШКО

То же, но слой обмотки из шелка-капрона

0,25 – 2,1

0,062 – 0,1

ПЭЛВ

Провод, изолированный масляной эмалью и слоем полихлорвинила

1,25 – 1,68

0,4 – 0,42

 

6.     Условные графические обозначения в электрических схемах.

Наименование

Обозначение

Род тока и напряжения

Ток постоянный. Напряже­ние постоянное

 

Ток переменный. Напряже­ние переменное

 

Ток постоянный и перемен­ный

 

Ток переменный трехфазный частоты 50 гц

 

Полярность:

отрицательная

положительная

 

Источники электрического тока

Элемент гальванический или аккумулятор

 

Батарея из гальванических или аккумуляторных элемен­тов

 

Генератор электрический (об­щее обозначение)

 

Линия электрической связи, провод, кабель (общее обозна­чение)

 

Провод   (кабель)  гибкий

 

Цепь из двух линий электри­ческой связи

 

Цепь из трех линий электри­ческой связи

 

Цепь из n линий электри­ческой связи

 

Провода (кабели) пересекаю­щиеся, электрически не соеди­ненные

 

Ответвление линий электри­ческой связи

 

Изгиб линий электрической связи

 

Провод (кабель) экраниро­ванный

 

Провод   скрученный   (шнур)

 

Повреждение   изоляции:

между  линиями  электрической связи

 

между проводами и корпусом машины,  аппарата

между проводом и землей

Соединение провода (кабеля), корпуса    машины    (аппарата) с землей

Электрические аппараты

Предохранитель         плавкий (общее обозначение)          

Соединение       электрическое (общее обозначение)

Соединение       электрическое разъемное

Контакт выключателя и пере­ключателя:

замыкающий

размыкающий

переключающий

Контакт электрического реле: замыкающий

размыкающий

переключающий

 

Контакт   магнитного   пуска­теля, контактора:

замыкающий

размыкающий

 

 

Выключатель (общее обозна­чение)

 

Выключатель многополюсный (например, трехполюсный)

 

Переключатель

 

Путевой, конечный выключа­тель:

Замыкающий

 размыкающий

 

 

Соединение          штепсельное разъемное

 

Штепсель

 

Гнездо

 

ение 3.

Темы проектов и творческих работ.

1.     Светильник с самодельными электрическими элементами.

2.     Плакат по электробезопасности дома.

3.     Елочная гирлянда своими руками.

4.     Электровикторины:

­   Великие изобретатели и их изобретения.

­   Основные формулы механики.

­   Основные формулы электромагнетизма.

 


Приложение 4.

Описание практических работ.

Практическая работа №1.

«Устройство электропаяльника. Использование проводниковых

материалов в качестве припоя».

Цель занятия: познакомить учащихся  с устройством электропаяльника. условиями качественной пайки,  научить практическому  применению паяльника.

оборудование:

 электропаяльники на подставке,  олово в качестве припоя,  канифоль,

монтажный нож,  наждачная бумага, спаиваемые поверхности.

 

Теоретическая часть занятия:

Основные элементы электропаяльника.

1.     электронагреватель

2.     медный стержень, конец которого является рабочей поверхностью паяльника (жало -  специальная заточка в виде лопатки).

3.      изолирующая ручка.

4.     электрошнур с вилкой.

Правила электробезопасности при работе с паяльником.

1. Электропаяльник нужно брать только за ручку, являющуюся одновременно электрическим и тепловым    изолятором.

2.  Выключать шнур из сети только нужно держась за вилку.

3. Нельзя оставлять электропаяльник  без присмотра.

4. При перерывах в работе паяльник необходимо класть на специальную подставку с металлическими опорами, укреплёнными на электроизолирующей пластине.

5. Будь внимателен, при работе можно получить ожог, т.к.  температура припоя составляет 3000С.

Основные условия качественной пайки.

1.     Жало должно быть хорошо заточено и равномерно покрыто слоем припоя.

2.     Температура жала должна быть оптимальной: перегрев приводит к тому, что припой становится слишком жидким и легко стекает со спаиваемой поверхности; низкая температура жала также снижает качество пайки: припой не стекает подобно густого варенья, а ложится камками.

Качественная пайка – равномерно растёкшийся припой в виде капли, который при застывании приобретает блестящую поверхность (слёзка).

Некачественная пайка  -  шероховатая матовая поверхность припоя.

3.     Размеры паяльника.

4.     Необходимо правильно держать паяльник ( как ручку тремя пальцами).

5.     Чистота спаиваемых поверхностей. Для зачистки используется монтажный нож, зачищают до блеска. Для предохранения спаиваемых поверхностей от окисления используют флюсы,  обычно канифоль.

 

Практическая часть занятия:

Соблюдая все  меры электробезопасности при работе с паяльником,  условия качественной пайки  выполнить пайку предложенных материалов.

 

Практическая работа №2.

«Механическое соединение и оконцовывание проводов».

Материалы и инструменты: провода, наконечники для приводов, наждачная бумага, изоляционная лента, монтерский нож, круглогубцы, плоскогубцы, напильник, клещи для разделки плоских проводов.

Выполнение   работы

1.     Снять ножом изоляцию с кон­цов    соединяемых    однопроволочных проводов на длине 20 мм при сечении не больше 4 мм2 и на длине  30  мм при сечении 6—10 мм2; зачистить наж­дачной бумагой жилы до блеска. Сое­динить    жилы    бандажной     вязкой

2.     Подготовить   однопроволочные провода для соединения так, как ука­зано в п.  1;  соединить жилы скрут­кой

3.     Подготовить   для    соединения многопроволочные    провода;     соеди­нить    их    между    собой     скруткой

4.     Снять ножом изоляцию на длине 25 мм с участка однопроволочного провода, от которого нужно сделать ответвление;  снять  ножом  изоляцию на длине 20 — 30 мм с конца ответв­ляемого провода;   сделать   ответвле­ние   проводов    с    помощью   скрутки

5.     Подготовить для ответвления многопроволочные провода; сделать ответвление от этих проводов

6.     Подготовить для  оконцовывания провода; сделать с помощью круг­логубцев колечки на концах жил про­водов.

7.     Выбрать наконечники для оконцовывания проводов; подготовить про­вода для оконцовывания; укрепить с помощью   плоскогубцев   наконечники на концах жил проводов.

8.     Сделать оконцовывание прово­дов марок ППВ и АППВ (см. рис. 18).

9.     Показать   учителю   выполнен­ную работу, после чего обмотать изо­ляционной  лентой  места   соединения ответвления и оконцовывания проводов.

 

Практическая работа №3.

"Изучение устройства предохранителей и выключателей".

Оборудование:   ламповые патроны и штепсельные розетки различных видов; кнопочные, рычажные и поворотные выключатели;  пакетный   выключатель;   рубильник;   электрические предохранители различных типов; контрольная лампа   на  36 в; провода;   отвертка монтерский нож; круглогубцы: изоляционная лента

Выполнение  работы

1. Записать технические данные ламповых патронов,   штепсель­ных розеток, кнопочных, рычажных и поворотных выключателей; разобрать патрон, штепсельную розетку, выключатели, изучить их уст­ройство; оконцевать провода и присоединить их к патрону, розетке, выключателям.

2. Записать технические данные пакетного выключателя; разобрать выключатель, изучить его устройство, выяснить взаимодействие его частей; собрать выключатель и присоединить к нему провода.

3.   Рассмотреть рубильник и определить, на какое напряжение и на какой ток он рассчитан; снять крышку рубильника, изучить его внутреннее устройство, собрать рубильник.

4.  Записать технические данные электрических предохранителей; проверить с помощью контрольной лампы целостность в предохрани­телях плавкой вставки;  отремонтировать неисправные предохрани­тели или предложить способ их ремонта.

                                        Практическая работа №4.

"Ознакомление с устройством авометра.

Измерение электрических величин авометром".

Оборудование: авометр, ламповый реостат из трех ламп с отдельными выводами от каждой лампы, соединительные провода.

Выполнение работы

1.  Изучить правила обращения с авометром.

2.  Составить план выполнения измерений  для проверки соотно­шений токов (напряжений, сопротивлений) при последовательном сое­динении электроприемников, начертить с этой целью схемы включе­ния лампового реостата и согласовать их с учителем.

3.  Начертить таблицу:

 

Электрическая величина

Лампы

1-я

2-я

3-я

1-я и 2-я, соединенные последова­тельно

1-я, 2-я и 3-я соединенные последова­тельно

Сопротивление, ом

 

 

 

 

 

Напряжение, в

 

 

 

 

 

Ток, а

 

 

 

 

 

 

4.  Получив разрешение учителя перед каждым включением лам­пового реостата, выполнить   необходимые  измерения и    результаты записать в таблицу, сделать вывод относительно соотношений токов (напряжений, сопротивлений) при последовательном соединении.

5.  Составить план выполнения измерений для проверки соотно­шений токов (напряжений, сопротивлений) при параллельном соеди­нении электроприемников, начертить с этой целью схемы включения лампового реостата и согласовать их с учителем.

6. Начертить таблицу:

 

Электрическая величина

Лампы

1-я

2-я

3-я

1-я и 2-я, соединенные параллельно

1-я, 2-я и 3-я, соединенные параллельно

Сопротивление, ом

 

 

 

 

 

Напряжение, в

 

 

 

 

 

Ток, а

 

 

 

 

 

7.     Получив разрешение учителя перед каждым включением ре­остата, выполнить необходимые измерения и записать результаты в таблицу; сделать вывод о соотношении токов (напряжений, сопро­тивлений) при параллельном соединении

 

                                          Практическая работа №5.

"Изучение устройства утюга".

Оборудование и материалы: утюг, руководство по экс­плуатации, набор электромонтажных инструментов, ом­метр, секундомер, термометр технический от 0° до 250°С.

1.     Изучите руководство по эксплуатации утюга, рас­смотрите его устройство и запишите технические данные.

2.     Нарисуйте принципиальную электрическую схему.

3.     С помощью омметра убедитесь в исправности шнура, вилки и нагревательного элемента. Все работы по ремонту и чистке производите только при отключении утюга от сети.

4.     Установите диск терморегулятора на более низкую температуру и включите его в сеть. С помощью термометра и секундомера отметьте наибольшую температуру подош­вы утюга и время ее достижения. При достижении требуе­мой температуры терморегулятор срабатывает, отключая сигнальную лампочку, а при остывании вновь включает утюг в сеть. По результатам наблюдения постройте гра­фик зависимости температуры нагрева от времени работы утюга.

5.     Аналогичное исследование произведите для более высоких температур,  при  которых гладят лен,  хлопок. Помните, что разглаживание тканей при температуре, со­ответствующей символу условий глажения, предохраняет утюг от преждевременного износа и порчи.

6.     После окончания работы необходимо утюг отсоеди­нить от сети. Не оставляйте утюг без надзора и после гла­жения, ставьте его на торец или на специальную подставку.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Программа элективного курса предпрофильной подготовки по физике "С электричеством на "ты""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по работе с молодежью

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Жизнь современного человека немыслима без использования электрической энергии, знать основы электротехники теперь необходимо практически каждому человеку, особенно юноше, мужчине – будущему хозяину дома.

Актуальность данного курса также в том, что в последние годы  в народном хозяйстве возник дефицит рабочих профессий, и этот курс поможет молодым людям определить сферу своих интересов в мире рабочих профессий таких, как электромонтеры-ремонтники, слесари-электромонтеры, электромонтажники и т.д. и сориентирует на технический профиль в старшей школе.

Цель курса:

Дать основы знаний по электротехнике.

В ходе достижения цели решаются следующие задачи:

üРазвитие познавательных и творческих способностей школьников, интереса к изучению физики.

üФормирование умений самостоятельно приобретать и применять знания.

üПодготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

üФормирование практических навыков и подготовка учащихся к самостоятельной жизни.

Элективный курс тесно связан с такими дисциплинами, включенными в учебный план, как физика (раздел "Электричество") и технология ("электричество в нашем доме"), но не повторяет, а опирается на базовые умения и углубляет знания детей, полученные в курсе физики 8,9 классов.

Программа адресована учащимся 9 класса для обучения основам электротехники во время предпрофильной подготовки.

Предложенный курс имеет практическую направленность. Программа рассчитана на 17 часов и состоит из трех блоков.

1.     Теоретический блок

Цель: расширение кругозора при изучении теоретического материала.

2.     Практический блок

Цель: выполнение лабораторных работ, закрепление знаний и умений, полученных в теоретическом блоке.

3.     Экскурсионный блок.

Цель: посещение ПУ-19, ПУ-61, ОРУ, знакомство с профессиями технического направления.

В процессе изучения курса используются различные виды учебной деятельности: лекции, практические работы,  самостоятельное изучение теоретического материала по таблицам, экскурсия, создание проектов, выполнение творческих работ.

Оценка знаний и умений учащихся проводится с помощью контролирующих упражнений, тестов. Курс заканчивается конференцией, на которой происходит защита проектов и демонстрация творческих работ участников курса.

По окончании изучения программы курса учащиеся должны иметь представление:

üОб электротехнических материалах, изделиях, работе с ними.

üО технике электрических измерений.

üО бытовых нагревательных приборах и светильниках.

Знать:

üМонтажные и принципиальные схемы.

üУстановочные электромонтажные изделия.

üПринцип работы электроизмерительных приборов.

Уметь:

üОказать первую помощь при поражении электротоком.

üЧитать схемы электрических соединений.

üПроизводить расчеты проводов и кабелей.

üВыполнять измерения с помощью измерительных приборов, представлять результаты в виде таблиц.

üВыполнять мелкий ремонт бытовой техники.

Владеть:

Навыками работы с электропаяльником, измерительными приборами, электротехническими инструментами: напильником, отверткой, плоскогубцами.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 267 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 420
    • DOCX 283 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Вертопрахова Ирина Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Вертопрахова Ирина Ивановна
    Вертопрахова Ирина Ивановна
    • На сайте: 10 лет и 1 месяц
    • Подписчики: 5
    • Всего просмотров: 55856
    • Всего материалов: 39

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

ЕГЭ по физике: методика решения задач

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 116 человек из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 117 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по физике в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 48 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 457 человек

Курс профессиональной переподготовки

Физика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель физики

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 536 человек из 70 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 130 человек

Мини-курс

Личность в психологии

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 14 регионов

Мини-курс

Психология и педагогика в работе с детьми: эмоциональные и зависимые расстройства

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 51 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 21 человек

Мини-курс

Художественная гимнастика: диагностика и технические аспекты

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе