Главная / Обществознание / Программа элективного курса «Права человека» 10 класс

Программа элективного курса «Права человека» 10 класс

Пояснительная записка


Программа элективного курса «Права человека» предназначена для изучения учащимися 10 класса, рассчитана на 35 часов. Данный курс содержит сведения о правах человека, о видах прав, о содержании основных международных правовых документов. В базовом курсе обществознания многие нормативно-правовые документы лишь упомянуты или рассматриваются их отдельные фрагменты. В элективном курсе достаточно подробно рассматриваются история возникновения и основное содержание таких документов, как Всеобщая Декларация прав человека, Конституция Российской Федерации, Декларация прав человека. В ходе работы можно использовать и другие документы, нужные в процессе урока. Рассматриваются такие темы, как «Россия в системе современных международных отношений», «Толерантность современного общества», «Соблюдение прав человека в современном обществе».

Данный курс актуален сейчас потому, что Россия взяла курс на гуманизацию идей образования. Нужно сформулировать и закрепить необходимые навыки правовой и демократической культуры у молодого поколения. Современная Россия показывает, что только активная гражданская позиция является необходимым условием становления полноценного гражданского общества и правового государства. Поэтому большое значение приобретает уровень политической культуры. Культуре демократии надо учить с детства. Хотя школьники в силу своего возраста не могут активно влиять на реальные политические процессы, но именно сейчас надо воспитывать в них конкретные жизненные установки и устремления.


В процессе обучения учащимися приобретаются следующие умения:

- анализ и сопоставление фактов;

- оформление письменных сообщений;

- анализ документов;

- поиск решений, при котором высказанные идеи подвергаются анализу, оценке;

- умение обобщать, используя свой собственный опыт;

Методика работы со старшеклассниками предполагает следующие формы и приёмы:

- исследовательская работа (выявление проблемы, накопление фактов, выступление с подготовленным сообщением);

- лекции с последующим опросом;

- лекции с обсуждением документов;

- беседы;

- практические занятия;

- заседания круглых столов;

- создание устного правового журнала;

- творческие работы.

Все эти формы и методы направлены на формирование творческих интересов и навыков, таких, как:

- уметь видеть проблему;

- уметь сформулировать проблему;

- уметь систематизировать материал;

- уметь составить план решения проблемы, задачи.

Работа с первоисточниками, дополнительной литературой закрепляет навыки самообразования, развивает логическое мышление, помогает формировать эрудированного и грамотного человека в области знаний международного права. Элективный курс позволяет сформировать и закрепить все необходимые навыки правовой и демократической культуры у молодого поколения. Настоящий курс знакомит учащихся с основными документами международного и отечественного права на фоне современных исторических событий.

Данный курс предполагает помощь учащимся в выборе будущей профессии.

В связи с этим сформулированы следующие цели и задачи курса:

Задачи курса:

1. Формирование у учащихся способностей к анализу правовых ситуаций, умение строить собственное поведение в рамках, имеющих права, свободы,

обязанности.

2. Приобретение умений и навыков публичных выступлений, учебно-исследовательской деятельности, работы в группе.

3.Формирование у учащихся знаний о человеке и обществе, об отношении к другим людям, обществу, государству, а также о нормах, регулирующих

эти отношения.

4. Развитие умения получать необходимую информацию из разнообразных источников.


Цели курса:


  1. Создание условий для формирования и развития у учащихся уважения к правам и основным свободам человека, чувства человеческого достоинства, взаимопонимания, терпимости, равенства и дружбы.

2. Умение самостоятельно приобретать и применять на практике знания по правам человека.

3. Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков у учащихся.

4. Формирование гражданского самосознания учащихся.

После изучения данного курса учащиеся должны уметь:


- работать с кодексами РФ;

- работать с учебной литературой;

- анализировать события;

- вести дискуссии;

- ставить цели и задачи;

- выполнять творческие задания.

Предлагаемый курс должен помочь учащимся усвоить основные положения международных документов по правам человека. Цель педагога сформировать конкретные знания, познакомить с некоторыми положениями и показать значимость правовой информации для современного гражданина страны.

Проведение деловых, ролевых игр, работа с источниками, семинары, «мозговые штурмы», тестовые задания позволят сформировать устойчивый интерес учащихся к праву.


Использованная литература.


1. Всеобщая Декларация прав человека.

2. Женевская конвенция от12 августа 1949гг. и Дополнительный протокол к ним.

3. Конвенция прав ребёнка.

4. Конституция Российской Федерации. Официальный текст.

5. Великородная В. А., Жиренко О. Е., Кумицкая Т. М. «Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию». 5 – 11 классы. Москва. «ВАКО».

2006.

6. Никитин А. Ф. Права человека: учебное пособие для средней школы. Москва. «Просвещение». 2002 г.

7. Амиров К., Амирова Р. Хрестоматия по основам правоведения. Казань. «Магариф». 1999 г.

8. Никитин А. Ф. Политика и право. Учеб. пособие для 9 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1998. – 145 с.

9. Никитин А. Ф. Право и политика: Тесты. 9 кл.-2-е изд. – М.: Дрофа, 1999. – 96 с.

10. Гордеев В. В. Правовое воспитание в школе. 9-11 классы: разработки организационно - деятельностных игр.- Волгоград: Учитель, 2007.-207 с.

11. Мушинский В. О. Основы правоведения (учебник для основной школы). – Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: Международные отношения, 1996. – 256 с. (Центр

гуманитарного образования).

12. Козюк М. Н. Основы государства и права России. Методические рекомендации, задания и тесты. – Волгоград: Учитель, 2002.- 60 с.

13. Никитин А. Ф. , Суворова Н. Г. Школьникам о праве. – М.: Просвещение, 1992. – 96 с.






Календарно-тематический план по курсу




Название темы


Содержание

Кол-во часов

Форма проведения и контроля

Дата проведения

план

факт

1

Введение. Цели курса. Основное содержание курса

Понятие о правах человека и гражданина. Цели курса. Основное содержание курса.

1

Лекция



2

Понятие прав человека

Что такое человек? Человек и общество. Понятие прав человека. Права человека и права гражданина. Человек, закон, правосудие. Объективное право и субъективное право. Права человека как средство защиты человечества от угрожающих ему проблем.

1

Лекция с элементами беседы



3

История прав человека

Из истории правовых идей: власть, государство, общество. Государство и право. Библия о человеке. Человек в античном мире. Римское право: права личности. Правовое положение человека в средневековом обществе. Теория естественного права. Права человека в условиях буржуазных революций конца XVIII века. Французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Права человека в начале XX века. Лига наций и защита прав человека.

1

Проблемная беседа



4

Всеобщая декларация прав человека 1948 года

ООН и её деятельность в области прав человека. Нормы и механизмы защиты прав человека. Всеобщая декларация прав человека 1948 г., её содержание и историческое значение. Принятие международных пактов о правах человека в 1966 г. Единство всех прав и свобод.

1

Беседа с элементами практической работы



5

Права человека в нашей стране и в мире

Права человека и гражданина в современном мире. Преступления, наркомания и права человека. Борьба в мире за право на свободу от эксплуатации. Декларация прав и свобод человека СССР 1991 г., Декларация прав и свобод человека и гражданина РСФСР 1991 г., Конституция РФ 1993 г. Вступление России в Совет Европы 1996 г.

1

Проблемная беседа



6

Конституция Российской Федерации

Конституция: понятие, структура. Первые Конституции и их значение. Конституция РФ и её основное содержание. Конституционное право. Правовой статус человека и гражданина России.

1

Беседа с элементами практической работы



7

Конституция Республики Татарстан

Конституция: понятие, структура. Первая Конституция и её значение. Конституция РТ и её основное содержание. Конституционное право. Правовой статус человека и гражданина РТ.

1

Беседа с элементами практической работы



8 - 9

Отрасли права. Гражданские права человека

Право на жизнь. Право на свободу, на личную неприкосновенность. Свобода от жестокостей. Право на неприкосновенность личной и семейной жизни. Право на свободное передвижение. Право на гражданство. Право на защиту закона

2

Лекция с элементами беседы, практическая работа



10

Изучение документально-законодательного материала по теме: «Гражданское право»

Законодательные и иные нормативные акты Российской Федерации и Республики Татарстан

1

Лабораторная работа с источниками



11

Тренировочное занятие по теме: «Гражданские права человека»

Контроль за уровнем знаний учащихся

1

Практическая работа



12

Политические права человека

Свобода совести. Религия и культ. Право на свободу убеждений и их выражение. Свобода информации. Запрет пропаганды войны, другие ограничения. Понятия собрания и ассоциации. Порядок проведения собраний и создадим ассоциаций. Законные ограничения. Принципы избирательного права. Формы непосредственной демократии. Право на равный доступ к государственной службе.

1

Лекция с элементами беседы



13

Изучение документально-законодательного материала по теме: «Политическое право»

Законодательные и иные нормативные акты Российской Федерации и Республики Татарстан

1

Лабораторная работа с источниками



14

Тренировочное занятие по теме: «Политические права человека»

Контроль за уровнем знаний учащихся

1

Практическая работа



15

Экономические права человека

Право собственности: право владения, пользования и распоряжения. Формы и объекты собственности РФ. Законные основания лишения имущества. Право наследования имущества. Право на труд. Запрет на принудительный или обязательный труд (исключения направил). Безработица. Защита от безработицы. Право на забастовки. Право на отдых.

1




16

Изучение документально-законодательного материала по теме: «Экономические права»

Законодательные и иные нормативные акты Российской Федерации и Республики Татарстан

1

Лабораторная работа с источниками



17

Тренировочное занятие по теме: «Экономические

права человека»

Контроль за уровнем знаний учащихся

1

Практическая работа



18

Социальные права человека

Семья и брак. Свободное и полное согласие на брак. Защита семьи со стороны общества и государства. Условия жизни: питание, одежда, жилище. Право на физическое и психическое здоровье. Право на социальное обеспечение. Право на благоприятную окружающую среду. Цели образования. Бесплатное, всеобщее, обязательное начальное (общее) образование. Право выбора вида образования. Условия получения специального и высшего образования.

1

Лекция с элементами беседы Лекция с элементами беседы



19

Изучение документально-законодательного материала по теме: «Социальные права»

Законодательные и иные нормативные акты Российской Федерации и Республики Татарстан

1

Лабораторная работа с источниками



20

Тренировочное занятие по теме: «Социальные права человека»

Контроль за уровнем знаний учащихся

1

Практическая работа



21

Культурные права человека

Право свободно участвовать в культурной жизни. Право использовать результаты научного прогресса. Свобода научных исследований и творческой деятельности. Право на социальный и международный порядок. Обязанности человека перед обществом. Недопустимость отмены или умаления основных прав. Законные ограничения прав и свобод. Режим чрезвычайного положения.

1

Лекция с элементами беседы



22

Тренировочное занятие по теме: «Культурные права человека»

Контроль за уровнем знаний учащихся

1

Практическая работа



23

Обязанности человека

Обязанности человека и нравственный долг. Обязанности человека перед обществом. Моральные и правовые обязанности. Понятие и виды обязанностей гражданина. Конституционные обязанности гражданина.

1

«Круглый стол»



24

Правовое государство и обеспечение прав человека

Гарантии прав человека и гарантии прав гражданина, их соотношение. Формирование правового государства и обеспечение прав человека. Роль законодательства в системе гарантий прав человека. Законодательное обеспечение формирования правового государства. Развитие конституционных основ гарантий прав и свобод человека.

1

Лекция с элементами познавательной игры



25

Права человека в случае совершённого им правонарушения

Правонарушение. Преступление. Противоправное деяние. Уголовная ответственность.

1

Лекция с элементами познавательной игры



26

Конвенция о правах ребёнка 1989 года

Конвенция о правах ребёнка. Обязанности государства по защите прав детства, Правовое положение детей. Защита от рабства.

1

Беседа с элементами практической работы



27

Дети и их права. Законодательство о правах детей. Декларация прав ребёнка.

Отличие прав ребенка от прав взрослых. Дети — наиболее незащищенная социальная группа. Запрета материнства и детства. Основные положения Конвенции о правах ребенка. Правосудие в отношении несовершеннолетних.

1

Беседа с элементами практической работы



28

Нарушения прав человека

Комиссия ООН и Комитет по правам человека. Центр ООН по правам человека. Европейская комиссия и Европейский суд.

1

Лекция с элементами беседы



29

Защита прав человека

Правила приемлемости сообщений. Защита прав в Российской Федерации. Неправительственные и местные организации. Роль государства в обеспечении и защите прав человека.

1

Лекция с элементами беседы



30

Международное гуманитарное право

Защита прав человека в вооружённых конфликтах. Защита раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение. Обращение с военнопленными. Защита гражданского населения. Права человека и международные механизмы защиты.

Защита прав человека в вооружённых конфликтах. Защита раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение. Обращение с военнопленными. Защита гражданского населения. Права человека и международные механизмы защиты.

1

Лекция с элементами беседы



31

Международные документы о правах человека

Необходимость международных норм и правил. Международные документы о правах человека. Типы и особенности действия международных документов. Международный билль о правах.

1

Практическая работа



32

Толерантность современного общества


1

Беседа с элементами практической работы



33

Соблюдение прав человека в современном обществе


1

Беседа с элементами практической работы



34-35

Итоговое повторение

Деловые игры, анкетирование, обобщение, подведение итогов, мультимедийные уроки

2

Практическая и

самостоятельная работа





Программа элективного курса «Права человека» 10 класс
  • Обществознание
Описание:

      Программа элективного курса «Права человека» предназначена для изучения учащимися 10 класса, рассчитана на 35 часов. Данный курс содержит сведения о правах человека, о видах прав, о содержании основных международных правовых документов. В базовом курсе  обществознания многие нормативно-правовые документы лишь упомянуты или рассматриваются их отдельные фрагменты. В элективном курсе достаточно подробно рассматриваются история возникновения и основное содержание таких документов, как Всеобщая Декларация прав человека, Конституция Российской Федерации, Декларация прав человека. В ходе работы можно использовать и другие документы, нужные в процессе урока. Рассматриваются  такие темы, как «Россия в системе современных международных отношений», «Толерантность современного общества», «Соблюдение прав человека в современном обществе».

      Данный курс актуален сейчас потому, что Россия взяла курс на гуманизацию идей образования. Нужно сформулировать и закрепить необходимые навыки правовой и демократической культуры у молодого поколения. Современная Россия показывает, что только активная гражданская позиция является необходимым условием становления полноценного гражданского общества и правового государства. Поэтому большое значение приобретает уровень политической культуры. Культуре демократии надо учить с детства. Хотя школьники в силу своего возраста не могут активно влиять на реальные политические процессы, но именно сейчас надо воспитывать в них конкретные жизненные установки и устремления.

 

    В процессе обучения учащимися приобретаются следующие умения:

   - анализ и сопоставление фактов;

   - оформление письменных сообщений;

   - анализ документов;

   - поиск решений, при котором высказанные идеи подвергаются анализу, оценке;

   - умение обобщать, используя свой собственный опыт;

   Методика работы со  старшеклассниками предполагает следующие формы и приёмы:

      - исследовательская работа (выявление проблемы, накопление фактов, выступление с подготовленным сообщением);

      - лекции с последующим опросом;

      -  лекции с обсуждением документов;

      - беседы;

      - практические занятия;

      - заседания круглых столов;

    - создание устного правового журнала;

    - творческие работы.

       Все эти формы и методы направлены на формирование творческих интересов и навыков, таких, как:

    - уметь видеть проблему;

    - уметь сформулировать проблему;

    - уметь систематизировать материал;

    - уметь составить план решения проблемы, задачи.

       Работа с первоисточниками, дополнительной литературой закрепляет навыки самообразования, развивает логическое мышление, помогает формировать эрудированного и грамотного человека в области знаний международного права.  Элективный курс позволяет сформировать и закрепить все необходимые навыки правовой и демократической культуры у молодого поколения. Настоящий курс знакомит учащихся с основными документами международного и отечественного права на фоне  современных исторических событий.

          Данный курс предполагает помощь учащимся в выборе будущей профессии.

          В связи с этим сформулированы следующие  цели и задачи курса:

Задачи курса:

1. Формирование у учащихся способностей к анализу правовых ситуаций,  умение строить собственное поведение в рамках, имеющих права, свободы,

     обязанности.

2. Приобретение умений и навыков публичных выступлений, учебно-исследовательской деятельности, работы в группе.

3.Формирование у учащихся знаний о человеке и обществе, об отношении к другим людям, обществу, государству, а также  о нормах, регулирующих   

   эти отношения.

4. Развитие умения получать необходимую информацию из разнообразных источников.

 

Цели курса:

 

  1. Создание условий для формирования и развития у учащихся уважения к правам и основным свободам человека, чувства человеческого достоинства, взаимопонимания, терпимости, равенства и дружбы.

      2. Умение самостоятельно приобретать и применять на практике знания по правам человека.

      3. Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков у учащихся.

 

      4. Формирование гражданского самосознания учащихся.

Автор Криворотов Владимир Борисович
Дата добавления 28.12.2014
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 771
Номер материала 13332
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓