Главная / Технология / Программа элективного курса по технологии (8 класс) « Основы художественного оформления национальной одежды»

Программа элективного курса по технологии (8 класс) « Основы художественного оформления национальной одежды»

Министерство образования Республики Башкортостан

Кармаскалинский районный отдел образования

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

Среднее общеобразовательная школа с. Прибельский

Муниципального района Кармаскалинский район



Рассмотрено на « Согласовано» « Утверждаю» «Утверждаю»

заседании МО Зам. директора по УВР Директор МОБУ СОШ Руководитель РМО

_____________ МОБУ СОШ Муратшина Г.М. Батталова Ф.Б.

Исламгулова М.М. ___________________ ________________

_____________________









Программа элективного курса

по технологии (8 класс)

« Основы художественного оформления национальной одежды»



Срок реализации 1 год

Автор программы: Алдакаева Г.Р.







2008г.



Программа элективного курса

по технологии

« Основы художественного оформления национальной одежды»


1. Пояснительная записка


Одной из главных задач воспитания подрастающего поколения является формирование самостоятельности мышления, подготовка к творческой деятельности. Это требование времени, социальная задача, ведь умение мыслить, искать новые нестандартные решения – это качества, без которых немыслим эффективный труд в любой сфере деятельности человека.

Становление творческой личности – это огромный труд педагога и ученика. Работать кувалдой можно заставить и силой, заставить силой думать и творить нельзя. Поэтому задача учителя заинтересовать учащихся, выявить скрытые способности и возможности каждого ребенка и создать условия для их развития.

В связи с этим важно по-новому взглянуть на роль, место и возможности народного декоративно-прикладного искусства. Это не только традиции, но и неиссякаемый источник творчества. Художники и дизайнеры всего мира обращаются к этому источнику в поисках красоты и совершенства. Приобщение к такому поиску учащихся может стать отправной точкой в их дальнейшей творческой работе. В то же время, знакомство с традициями своего народа – важный воспитательный момент. Кроме того, народное декоративно-прикладное искусство очень выразительно и, как правило, несложно в исполнении (не требует специальных приспособлений и оборудования,, а потому доступно для детского восприятия и воспроизведения. Все это дает основание для изучения и использования национальных традиций на элективных курсах по технологии.

Башкортостан – многонациональная республика. Но так как большинство населения составляют русские, башкиры и татары, то в предложенной программе элективных курсов используются фольклорные элементы именно этих национальностей. Для разработок уроков были выбраны наиболее значимые для предмета «технология» темы: различные виды орнаментов, одежда, головные уборы, украшения, куклы… Все уроки выполнены в форме сравнительного анализа аналогичных элементов русского, башкирского и татарского фольклора с последующей творческой разработкой учащимися собственного изделия.

Однако, следует помнить, что традиции – это не мертвая схема, не мертвые раз и навсегда установленные нормы и правила. Традиции меняются в соответствии с временем, с требованиями времени. Из поколения в поколение передается только то, что жизненно, прогрессивно, что нужно людям и способно к дальнейшему развитию. Именно это дает возможность учащимся проявить собственное творчество, а учителю добиться намеченной цели.

2.Требования к обучающимся, изучившим элективный курс.

Учащиеся должны :

- знать определения ведущих понятий курса, особенности фольклорных элементов русских, башкир, татар;

- уметь анализировать аналогичные элементы русского, башкирского и татарского фольклора ;

- разработать собственные изделия, выполнить творческий проект.

3. Основное содержание курса.

Раздел 1. Растительный орнамент в народных вышивках.

История народной вышивки. Орнамент- своеобразный почерк народа. Растительный орнамент в народных вышивках. Особенности русской, башкирской, татарской вышивки. Техника выполнения народных вышивок.. Криволинейный, геометрический орнамент ( рус., баш., тат.).

Раздел 2. Особенности национальной одежды.

Особенности национальной одежды ( рус., баш., тат.). Художественное моделирование фартука в фольклорном стиле. Башкирский национальный костюм.

Раздел 3. Головные уборы в национальном костюме.

История головных уборов. Головные уборы источник информации. Русские головные уборы. Башкирские головные уборы. Татарские головные уборы. Эскизы , чертежи головных уборов.

Раздел 4. Народная кукла.

История возникновения игрушки, куклы. Эскизы кукол в национальных костюмах.

Раздел 5. Народные традиции в современной одежде.

Особенности национальной одежды и возможность использования ее элементов в современном костюме. Разработка модели одежды фольклорного стиля.

4. Учебно-тематический план.

П\П

Разделы и тема

Кол-во учебных часов

дата

Теория

Практика





1

2

3



4



5



6



7

8



9

10



11

12

13





14



15



16







17



18



19



20





21

22



23



24

25

26



27



28

29

30







30





31


Растительный орнамент в народных вышивках.

История народной вышивки.

Орнамент – своеобразный почерк народа.

Растительный орнамент в народных вышивках.

Особенности русской, башкирской, татарской вышивки.

Пр.р. Составление эскизов узоров для вышивки.

Пр.р. Техника выполнения народных вышивок.

Пр.р. Перенос узора на ткань.

Пр. р. Вышивка узора тамбурным швом.

Пр. р. Вышивка наволочек, салфеток.

Криволинейный орнамент

( рус., баш., тат. )

Пр. р. Составление орнаментов.

Геометрический орнамент.

Русский геометрический орнамент.

Геометрический орнамент.

Башкирский геометрический орнамент.

Геометрический орнамент

Татарский геометрический орнамент.

Пр.р. Выполнение схемы для счетного шитья.

Пр.р. Выполнение счетной вышивки.



Особенности национальной одежды.

Особенности национальной одежды ( рус., баш., тат.)

Художественное моделирование

фартука в фольклорном стиле.

Пр.р.Разработка эскиза фартука в фольклорном стиле.

Башкирский национальный костюм.

Головные уборы в национальном костюме.

Национальные головные уборы.

Пр. р. Разработка эскизов головных уборов ( рус., баш., тат.)

Пр.р. Выполнение чертежей головных уборов.

Пр. р. Подготовка к раскрою. Раскрой деталей головных уборов.

Пр. р. Пошив головных уборов.

Народная кукла.

История возникновения игрушки, куклы.

Пр.р. Раскрой куклы.

Пр. р. Пошив куклы.

Пр. р. Пошив национальной одежды для кукол.

Народные традиции в современной одежде.

Использование элементов национальной одежды в современном костюме.

Пр. р. Разработка модели одежды

фольклорного стиля




8



1



1



1



1





















1







1





1





1



2





1



1







1

1









1

1

1









1





1

9



















1



1

1



1

1



1















1



2



1













1

1

6





1



1



1

3

4





1

1

2



1









1


Всего: 34 часа



5. Литература для учителя по общим вопросам курса.

1.Т. И. Еременко, Е. С. Забалуева. «Технология ручной вышивки.»

Москва «Просвещение» 2000г.

2.А.В.Молчева. «Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана – дошкольникам», Уфа, «Китап», 1995г.

3.Очерки по культуре народов Башкортостана. Уфа, «Китап»,1994г.

4.И.Я. Богуславская, «Русская народная вышивка», Москва, «Искусство», 1972г.

5.Ф.Ф.Гулова, «Татарская народная вышивка», Казань,1980г.

6.Н.Х.Хисматуллина, «Орнаментально-колористическая основа башкирского народного искусства», Уч. пособие, Уфа, 2000г.

7.Н. Хисматулина. «Народное декоративно-прикладное искусство» Наглядное пособие.

8.Русский традиционный костюм: иллюстрированная энциклопедия /сост. Л.Н. Соснина. – СПб.: Иск-во, 1998.

9.Поэзия народного костюма /М.Н. Мерцалова. – М., 1988.

11.Народное искусство башкир. Альбом. /сост. Н. Бикбулатов, Р. Кузеев,

С. Авижанская. – Л.: Сов.художник, 1968.

12.Башкирское народное искусство / С. Шитова – Уфа: Демиург, 2002.

13.Башкирская народная одежда / С.Н. Шитова – Уфа: Китап, 1995.

14.Традиционные промыслы и ремесла. Типология русского народного костюма. Альманах №3 / Изд-во «Родник», 1997

15.Русская одежда / В.И. Вардугин – Саратов: Приволжское изд-во «Детская книга», 2001.

16.Русский костюм / Л.В. Ефимова, Т.С. Алешина – М.: Внешторгиздат, 1989.

17.Башкирские сувениры / А. Янбухтина – Уфа: Китап, 1982.

18.Татарская народная одежда /Мухамедова Р.Г. – Казань: Тат. кн. изд-во, 1997.

19.Костюм казанских татар /Сперанская Л.Л. – Казань: Тат. кн. изд-во, 1972.

20.Традиционный костюм башкир и татар в Западном Башкортостане /Г. Кутушева – Уфа, 2003.

21 Горичева В.С. «Куклы».

22. О.Жакова, Е.Даикевич «Тряпичная кукла».

23.Т.Н.Екшурская «Модное платье» С.-П., 1992.

24. Методические разработки уроков технологии 5 – 9 кл. (региональный компонент) Авторы разработок: Аминова А.М., Ветошкина О.В., Земскова В.М., Латыпова А.М., Магазова З.Р., Морозова Е.А., Озерова И.Ю., Попова Т.Л.































Программа элективного курса по технологии (8 класс) « Основы художественного оформления национальной одежды»
  • Технология
Описание:

Программа  элективного курса по технологии «  Основы художественного   оформления  национальной одежды».

    Одной из главных задач воспитания подрастающего поколения является формирование самостоятельности мышления, подготовка к творческой деятельности. Это требование времени, социальная задача, ведь умение мыслить, искать новые нестандартные решения – это качества, без которых немыслим эффективный труд в любой сфере деятельности человека.

     Становление творческой личности – это огромный труд педагога и ученика. Работать кувалдой можно заставить и силой, заставить силой думать и творить нельзя. Поэтому задача учителя заинтересовать учащихся, выявить скрытые способности и возможности каждого ребенка и создать условия для их развития.

Башкортостан – многонациональная республика. Но так как большинство населения составляют русские, башкиры и татары, то в предложенной программе элективных курсов  используются фольклорные элементы именно этих национальностей. Для разработок уроков были выбраны наиболее значимые для предмета «технология» темы: различные виды орнаментов, одежда, головные уборы, украшения, куклы… Все уроки выполнены в форме сравнительного анализа аналогичных элементов русского, башкирского и татарского фольклора с последующей творческой разработкой учащимися собственного изделия.

 

 

Автор Алдакаева Гульнара Расиховна
Дата добавления 05.12.2014
Раздел Технология
Подраздел Планирования
Просмотров 742
Номер материала 6570
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓