Главная / Начальные классы / Программа элективного курса по русскому языку«Обучение сочинению» в 3 классе

Программа элективного курса по русскому языку«Обучение сочинению» в 3 классе

Государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с.Пестравка муниципального района Пестравский Самарской области





Программа элективного курса

по русскому языку

«Обучение сочинению»

в 3 классе



hello_html_m5d9fca9.png

Работу выполнила:

Черникова Надежда Александровна

учитель начальных классов


Пестравка,2014


Содержание


1. Пояснительная записка

- логическая структура элективного курса

- организация учебной деятельности

- цель и задачи элективного курса

- формы организации курса

- методические принципы курса

- требования к уровню освоения курса

2. Содержание курса

3. Учебно-тематический план элективного курса

4. Учебно-тематический план

5. Сравнительный анализ результатов мониторинга

6. Используемая литература





























Пояснительная записка

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт второго поколения, направленный на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы, призван обеспечить выполнение основных задач: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться.
В основе программы лежит общая концепция личностно- ориентированной системы обучения, направленной на достижение оптимального для каждого школьника уровня общего развития и формирования на этой основе знаний, умений и навыков, где заложены большие возможности развития творческих способностей младших школьников.

Актуальность курса подтверждается тем, что в настоящее время отмечается уменьшение интереса детей к чтению художественной литературы, что всегда положительно влияло на повышение уровня развития речи у учащихся.

Работа по развитию речи учащихся в школе многогранна. Одним из видов творческих работ является сочинение, которое в школе занимает особое место. Обучение сочинению – это актуальный вопрос современности. Посредством сочинений, учителю легче окунуться во внутренний мир ребенка, познать его.
Вопрос обучения сочинению затрагивает философскую тему воспитания маленького человека, будущего члена общества, личности.
Сочинение – это первые попытки ребенка выразить окружающий его мир во внутреннем своем отображении, высказывать свое отношение к каким-то проблемам. Сочинение заставляет ученика упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями времени, учит красиво высказываться, кроме этого обогащает язык и учит грамотности.

Систематическая работа над сочинениями разных видов способствует обогащению словаря, повышению уровня речевой культуры, развитию творческого мышления, что обеспечивает высокий уровень развития речи у младших школьников.

Предлагаемая программа нацелена на развитие культуры речи учащихся 3-х классов, умение правильно и свободно выражать свои мысли в письменной и устной форме.

Программа знакомит школьников с главными аспектами культуры письменной речи, помогает им совершенствовать навыки работы над сочинениями. Программа не только помогает школьникам раскрыть свои творческие способности, но и готовит их к обучению в 5-х классах.

В содержание курса включена система упражнений по речевому развитию младших школьников, которая предопределяется структурой и содержанием учебной деятельности. Упражнения объединены общей целью, соотносящей с коммуникативно-деятельностным подходом к речевому развитию учащихся.

Содержание элективного курса позволяет расширить и углубить знания о тексте, совершенствовать навыки письменной речи учащихся, формируя её точность и выразительность. Происходит развитие образного мышления и эмоциональной отзывчивости учащихся.

Элективный курс способствует развитию системного мышления, формированию системы ценностно-ориентированных знаний, осмыслению сути здорового образа жизни.

Данный курс расширяет объем программных требований курса русского языка в начальной школе. Выполнение разнообразных видов работ ориентировано на то, чтобы учащиеся получили практику создания творческих работ, лучше овладели общеучебными навыками. Работа с дополнительной литературой расширяет кругозор и развивает познавательную деятельность учащихся. Курс имеет практическую направленность: учащиеся самостоятельно создают различные виды текстов.

Цель элективного курса:

  • определить возможности сочинения как одного из основных видов работ по развитию речи младших школьников;

  • развивать творческие возможности каждого ученика в области создания текстов и сформировать общеучебные умения работы с текстом.

Основные задачи:

  • обогатить словарный запас;

  • развивать связную речь учащихся;

  • учить полно и последовательно излагать свои мысли;

  • развивать интерес к литературному творчеству;

  • расширение представлений о видах, способах создания сочинений, приемах работы над сочинением;

  • развитие культуры речи учащихся;

  • содействие личностному росту учащихся.

  • развитие познавательной деятельности;

По характеру учебных действий учащихся упражнения разделены на следующие виды:

  • работа по обогащению словарного запаса учащихся;

  • восприятие, воспроизведение и переконструирование учащимися текста-образца;

  • создание сочинения на основе образца, моделей, опорных компонентов, по заданному началу, середине или концу;

  • написание сочинений по заданной теме или основной мысли в соответствии со стилем, типом речи, жанром речевого высказывания;

  • упражнения комплексного характера;

Предлагаемая программа элективного курса рассчитана на 34 часа с целью восполнить пробелы в обучении сочинению, реализовать интерес учащихся к творчеству, показать школьникам роль и место текстов в их дальнейшей учебной деятельности.

Методические принципы курса

  • личностно-ориентированный подход учитывает особенности учащихся и учит их свободно и творчески мыслить;

  •  коммуникативная направленность обучения даёт учащимся возможность общаться в процессе обучения и написания сочинения;

  • деятельностный характер обучения позволяет каждому слушателю курса научиться работать как индивидуально, так и в коллективе;

  •  поэтапность обучения предполагает изучение курса по принципу «от простого к сложному», выводит учащихся к свободному владению письменной речью при создании сочинений:

  •  принцип автономии учит школьников самостоятельности и позволяет наиболее эффективно решать поставленные перед ними задачи.

Планируемые результаты обучения


Учебные универсальные действия:

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.

2. Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.

3. Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута.

4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

1.Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

2. Использовать при выполнении задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.

3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

1.Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

2.Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.

3. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

4.Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

5.Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

6. Составлять сложный план текста.

7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

7. Понимать точку зрения другого.

8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.



Требования к уровню освоения курса


Знать:

  • типы текстов;

  • структуру текста;

  • языковые средства;


Уметь:

  • строить текст, осознавать его структуру;

  • отбирать языковые средства в соответствии с определенным типом текста, и стилем речи;

  • прогнозировать возможные трудности при решении речевой задачи и намечать пути и способы их преодоления;

  • организовать свою работу в соответствии с предложенным образцом (моделью или алгоритмом);

  • устанавливать соответствие между изобразительно-выразительными средствами в литературном и живописном произведениях;

  • редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления.


Контроль знаний:

  • само- и взаимоконтроль по выполнению практических упражнений;

  • самопроверка творческой работы;

  • самооценка и оценка творческих работ;

Для курса характерны следующие особенности:

  • нацеленность на развитие системного мышления;

  • организация обучения как творческой деятельности;

  • развитие культуры речи на основе написания сочинений

  • формирование творческого отношения к работе;

  •  развитие культуры речи на основе написания сочинений;

  •  обучение средствам выразительности речи;

  • совершенствование умения работать в коллективе;

  • способствование личностному развитию учащихся;

  • возможность для самовыражения школьников, проявления самостоятельности;

Организация учебной работы

Специфика данного курса предполагает классно-урочную систему обучения, формы занятий и виды деятельности учащихся опираются на современные педагогические технологии:

  • работа в творческих группах;

  • лингвистический практикум;

  • работа в парах, в группах

  • урок-наблюдение и исследование;

  • экскурсии;

  • урок комплексного применения знаний;

  • урок – коррекция знаний;

  • творческая работа;

  • сочинение;

  • редактирование;

Содержание курса

(программа рассчитана на 34 часа)

Тематический блок

Цель

Кол-во часов

Понятия, термины

1.











2.











3.











4.









Сочинения на основе личного опыта









Сочинения по картине










Сочинения по литературным произведениям










Сочинения по наблюдениям

1. Уметь использовать языковые средства в соответствии со стилем речи;

2. Уметь последовательно излагать содержание в соответствии с планом;

3. Уметь отбирать материал, информацию к сочинению.





1. Уметь описать последовательно содержание картины, раскрывая замысел художника и свое отношение;

2. Уметь отбирать материал, информацию к сочинению






1. Уметь строить текст с элементами рассуждении.

2. Уметь строить доказательство;

3. Уметь отбирать материал, информацию к сочинению






1. Уметь собирать материал к сочинению путем наблюдений.

2. Уметь отбирать материал в соответствии с основной мыслью сочинения

3. Уметь отбирать материал, информацию к сочинению


9











9












8











8




антонимы, синонимы, тавтология, слова-паразиты.








интерьер, пейзаж.











олицетворение, сравнение, развитие действий. Сюжет, эпитет, плеоназм, метафора. Топонимы, антропонимы,

жаргонизмы, архаизмы.


научные слова










Учебно-тематический план элективного курса

Блок 1. Сочинения на основе личного опыта.


Этапы работы над сочинением

Кол-во

часов

Орг-я учебной дея-ти

Задачи

Подготовительный этап.


1.Слово, его значение. Связь между предложениями в тексте

1

Урок комплексного применения знаний

1. Учить правильно и точно употреблять слова;

2. Устанавливать связи между предложениями в тексте;

3.Учить подбирать антонимы и синонимы



2.Стили речи. Крылатые слова. Отбор информации для сочинения.


1

Урок комплексного применения знаний

1. Научить определять стилистическую принадлежность текстов;

2.Учить понимать фразеологизмы и правильно употреблять их в речи;

3. Уметь собирать материал к сочинению.

Творческая работа

3.Сочинение по плану: «Поездка в цирк».


1

Практическая работа




1. Уметь определять цель своего высказывания и подчинять ей текст;

2. Уметь писать текст в соответствии с планом;

3. Уметь использовать речевые средства для раскрытия основной мысли.

Обучение совершенствованию текста

4.Редактирование сочинения.


1

Редактирование

1. Учить исправлять лексические и логические ошибки, определять их причины;

2. Учить редактировать текст;


Подготовительный этап

5.Текст. Цепная связь в тексте. Отбор информации к написанию сочинения.


1

Урок комплексного применения знаний

1. Научить восстанавливать текст и цепочки связей в тексте;

2. Учить редактировать тексты (тавтология);

3. Учить не употреблять слова, не несущие смысловой нагрузки (слова-паразиты);

4. Уметь собирать материал к сочинению.

Творческая работа

6.Сочинение по плану: «Поездка в санаторий».


1

Практическая работа


1. Уметь определять цель своего высказывания и подчинять ей текст;

2. Уметь писать текст в соответствии с планом;

3. Уметь использовать речевые средства для раскрытия основной мысли.


Обучение совершенствованию текста

7. Редактирование сочинения


1

Редактирование

1. Учить исправлять лексические и логические ошибки, определять их причины;

2. Учить редактировать текст;


Творческая работа

8.Коллективное сочинение на основе личного опыта «Как мы убирали класс»


1

Практическая работа


1. Уметь определять цель своего высказывания и подчинять ей текст.

2. Уметь планировать свой текст и писать в соответствии с планом.

Блок 2. Сочинения по картине

Этапы работы над сочинением

Кол-во

часов

Орг-я учебной дея-ти

Задачи

Подготовительный этап

9.Восприятие произведений живописи

1

Урок наблюдение и исследование

1.Формировать умения анализировать произведения изобразительного искусства.

2. Развивать мышление, воображение, эстетический вкус при знакомстве с полотнами известных художников.

10.Вид и время глаголов.

Отбор материала и информации к сочинению.






1






Урок комплексного применения знаний

1. Учить редактировать тексты с нарушением временной соотнесенности;

2. Учить редактировать текст, обращая внимание на формы глаголов.

4. Умение отбирать материал в соответствии с основной мыслью сочинения.


Творческая работа

11.Сочинение по плану (по опорным словам) В. Д. Поленов «Заросший пруд».


1

Практическая работа


1. Познакомить учащихся с творчеством В. Д. Поленова;

2. Развивать творческое воображение на основе восприятия художественных образов картин, использования приема «вхождения» в картину;

3. Учить использовать метафору при описании картины;

Обучение совершенствованию текста

12.Редактирование сочинения.


1

Редактирование

1. Формировать умение соотносить художественный текст и художественные средства картины;

2. Формировать умение последовательно передавать содержание картины;

3. Учить исправлять стилистические ошибки и исправлять их причины;

Подготовительный этап

13.Обороты речи. Метафора.

Отбор материала к сочинению.




1




Урок комплексного применения знаний

1.Учить строить предложения без плеоназмов (лишние слова);

2. Учить использовать фразеологические обороты в предложениях;

3. Показать роль метафоры в художественном тексте.

4. Умение отбирать материал в соответствии с основной мыслью сочинения.

Творческая работа

14.Сочинение по картине А. А. Пластова «Первый снег»


1

Практическая работа


1. Учить читать картину, осмысливать ее содержание;

2. Привлечь внимание детей к красоте зимней природы;

3. Совершенствовать умения нужные для описания слова;


Обучение совершенствованию текста

15.Редактирование сочинения


1

Редакти-

рование








1. Формировать умение соотносить художественный текст и художественные средства картины;

2. Формировать умение последовательно передавать содержание картины;

3. Учить исправлять стилистические ошибки и исправлять их причины

Творческая работа

16.Итоговое сочинение по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу».


1

Практическая работа


1. Познакомить с творчеством И. И. Шишкина.

2. Формировать умения образно воспринимать предметы на картине;

3. Формировать умение создавать собственные высказывания разных типов;


Блок 3. Сочинение по литературным произведениям

Этапы работы над сочинением

Кол-во

часов

Орг-я учебной дея-ти

Задачи

Подготовительный этап

17.Структура текста. Понятие о микротеме.

1

Урок комплексного применения знаний

Структура текста. Понятие о микротеме.

18.Изобразительно-выразительные средства языка. Слова-жаргоны. Отбор информации и материала к написанию сочинения.


1

Урок комплексного применения знаний

1.Показать роль сравнения, метафоры и эпитетами в художественном тексте;

2. Обогатить словарь детей эпитетами.

3.Формировать умение переводить жаргонные слова на литературный язык.

4. Уметь собирать материал к сочинению.


Творческая работа

19.Сочинение на тему: «Мой любимый сказочный герой ».





1




Практическая работа



1. Формировать умение планировать текст- рассуждение;

2.Формировать умение пользоваться средствами связи в рассуждении;


Обучение совершенствованию текста

20.Редактирование текста сочинения.


1

Редактирование

1.Формировать умения находить и исправлять недочеты в построении рассуждения.

2. Формировать умение строить доказательство;





Подготовительный этап

21.Жизнь слова (топонимы, антропонимы, новые и устаревшие слова). Местоимение.


1

Урок комплексного применения знаний

1. Познакомить учащихся с происхождением слов;

2. Учить находить эти слова в произведении;

3. Показать роль местоимений в тексте;


Творческая работа

22.Сочинение по произведению А. С. Пушкина «Зимнее утро»

1

Практическая работа


1. Учить детей «видеть» пейзаж в произведение;

2. Учить описывать пейзаж;

3. Учить детей восприятию прекрасного, в частности красоты природы;



Обучение совершенствованию текста

23.Редактирование текста сочинения.


1

Редактирование

1. Формировать умения находить и исправлять недочеты в построении рассуждения.

2. Продолжить работу по использованию приемов изображения природы в тексте;

Творческая работа

24.Итоговое сочинение по произведению И. Бунина «Листопад»


1

Практическая работа


1. Продолжить работу по формированию у детей умений «видеть» пейзаж в произведении;

2. Учить описывать пейзаж;

3. Формировать умение раскрывать замысел поэта и передавать свое отношение к природе;

Блок 4. Сочинение по наблюдениям.

Этапы работы над сочинением

Кол-во

часов

Орг-я учебной дея-ти

Задачи

Подготовительный этап

25.Слово, его значение. Научные слова.


1

Урок комплексного применения знаний

1. Продолжить работу по подбору синонимов и антонимов;

2. Познакомить детей с научным стилем речи, показать его лексические и синтаксические особенности;

3. Учить пользоваться словарем;


26.Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные


1

Урок комплексного применения знаний

1. Познакомить учащихся с эмоционально окрашенной лексикой,

2. Учить выделять эмоционально окрашенные слова из текста, употреблять их в речи с учетом эмоциональной окраски.

Творческая работа

27.Сочинение по наблюдениям и другим источникам. Описание растения в деловом стиле.


1

Практическая работа


1. Формировать умение строить описание в деловом стиле;

2. Формировать умение использовать речевые средства в соответствии со стилем;


Обучение совершенствованию текста

28.Редактирование текста сочинения

1

Редактирование

1. Формировать умение определять в тексте основную мысль и средства ее выражения;


Подготовительный этап

29.Экскурсия в парк.

Отбор информации к сочинению.


1

Урок-наблюдение и исследование

1. Формировать умение собирать материал к сочинению путем наблюдения во время экскурсии;

2. Уметь собирать материал к сочинению путем наблюдений.


Творческая работа

30.Групповое сочинение по наблюдениям «Прогулка по парку»


1

Практическая работа


1.Продолжить формировать умение собирать материал к сочинению путем наблюдения во время экскурсии;

2. Формировать умение намечать подтемы текста;

3. Формировать умение использовать прилагательные, обозначающие цвет;


Обучение совершенствованию текста

31.Анализ и редактирование сочинения

1

Редактирование

1. Формировать умения совершенствовать построение сочинения;

2. Формировать умение строить части текста;


Творческая работа

32.Сочинение по наблюдениям «Вот и пришла весна!»



1

Практическая работа


1. Формировать умение составлять план наблюдений и план сочинения;

2. Формировать умение отбирать материал в соответствии с основной мыслью сочинения;


Обучение совершенствованию текста

33.Редактирование текста сочинения


1

Редактирование

1. Формировать умение раскрывать основную мысль в сочинении;

2. Формировать умение использовать речевые средства для эмоционального описания наблюдений;


Творческая работа

34.Итоговое сочинение «Самый радостный день в моей жизни»


1

Практическая работа


1. Формировать умение самостоятельно определять тему и основную мысль своего сочинения и раскрыть их в тексте;
























Сравнительный анализ проведения мониторинга

Цель:

- выявить состояние процесса обучения до опробирования элективного курса;

- выявить состояние процесса обучения после опробирования элективного курса;

- определить успешность дальнейшего процесса обучения школьника.


Поэлементный анализ результатов диагностики

Элемент знания или умения

До ведения элективного курса

После ведения элективного курса

Умение определять и раскрывать основную мысль текста



Умение составлять план текста



Умение определять тему частей в тексте



Умение строить части текста



Умение рассматривать картину и передавать ее содержание



Умение использовать языковые средства выразительности




hello_html_m725e6414.gifСравнительные данные мониторинга показали, что после ведения элективного курса наблюдалась положительная динамика в формировании умений, навыков развитии речи младших школьников.

Выводы:

Сравнительный анализ мониторинга позволяет сделать вывод о необходимости развития письменной правильной и красивой речи ребенка. В решении этой проблемы должны помочь занятия элективного курса «Обучение сочинению»


Используемая литература


1.С.А.Есенина. Как научить Вашего ребенка писать сочинения, 3 класс.

Пособие для начальных классов. М.: Грамотей , 2009.

2.В.И.Воробьева. Сочинения по картинам в начальных классах: Пособие для учителя. Издательство Родничок, 2008.

3. Уроки развития связной речи в начальной школе.- СПб.: Специальная литература, 2007 г

4. В.В.Давыдов. Проблемы развивающего обучения- М.: Издательский дом Первое сентября, 2009.

5. В.Е.Елисеева. Жанр миниатюры в обучении младших школьников в обучении сочинению. Начальная школа. №2- 2008.

6. Л. С. Васильева. Творческие работы по русскому языку.- М.: Просвещение, 2010 .

7. Н. А. Чуракова. Волшебный мир картины.- М.: Просвещение, 2011 .





















hello_html_m2ef30903.png

Программа элективного курса по русскому языку«Обучение сочинению» в 3 классе
  • Начальные классы
Описание:

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт второго поколения, направленный на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы, призван обеспечить выполнение основных задач: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться.
    В основе программы лежит общая концепция личностно- ориентированной системы обучения, направленной на достижение оптимального для каждого школьника уровня общего развития и формирования на этой основе знаний, умений и навыков, где заложены большие возможности развития творческих способностей младших школьников.

    Актуальность курса  подтверждается тем, что в настоящее время отмечается уменьшение интереса детей к чтению художественной литературы, что всегда положительно влияло на повышение уровня развития речи у учащихся.

Автор Черникова Надежда Александровна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 784
Номер материала 41919
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓