Главная / Русский язык и литература / Программа элективного курса по русскому языку для 10-11 кл."Подготовка обучающихся к написанию сочинения-рассуждения"

Программа элективного курса по русскому языку для 10-11 кл."Подготовка обучающихся к написанию сочинения-рассуждения"

hello_html_m5caeccb3.gifhello_html_3fb1532d.gifhello_html_mab69372.gifhello_html_m1c0f493f.gifhello_html_30000d6d.gifhello_html_mab69372.gifhello_html_m1c0f493f.gifhello_html_3fb1532d.gifhello_html_mab69372.gif Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 38

с углубленным изучением отдельных предметов Красноармейского района г. Волгограда

40 0 0 9 6, В о л г о г р а д, п р-т им. С т о л е т о в а, 5 0 а, т е л е ф о н 6 5 – 2 3 - 0 9

И Н Н 3 4 4 8 0 1 5 7 9 9


Утверждено

на педагогическом совете

МОУ СОШ № 38

Протокол № от

Директор МОУ СОШ № 38

/Т.А.Журба/

Согласовано

на научно-методическом совете

МОУ СОШ № 38

Протокол № от

Зам. директора по НМР

/Т.В.Иванова /


Рассмотрено

на заседании МО учителей

русского языка и литературы

Протокол № от

Руководитель МО

/И.Б.Чевтаева/

Программа элективного курса по русскому языку

Подготовка обучающихся к написанию сочинения-рассуждения

10 класса

Автор-составитель: Иващенко Т.Н.,

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 38,

высшая квалификационная категория




Волгоград

2014


Пояснительная записка

Элективный курс по русскому языку «Подготовка обучающихся к написанию сочинения-рассуждения» предлагается для учащихся 10-11 класса общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 17 часов.

Данный курс поможет обучающимся успешно выполнить задание повышенной сложности части С Единого государственного экзамена по русскому языку. Верное выполнение данного задания позволяет выпускнику получить наивысший балл, что является актуальностью курса.

В части С экзаменационного теста помещается задание открытого типа, требующее развернутого ответа в форме сочинения-рассуждения на основе предложенного текста. Данное задание проверяет прежде всего сформированность у обучающихся коммуникативной компетенции, необходимой для понимания чужих и составления собственных высказываний, компетентности выпускника, важной не только для успешной образовательной деятельности, но и для профессионального и жизненного становления.

Цель данного элективного курса – научить выполнять задание открытого типа на ЕГЭ, требующее развернутого ответа в форме сочинения-рассуждения на основе предложенного текста.

Из цели курса вытекают следующие задачи:

  1. Расширить опыт восприятия и понимания информации, содержащейся в тексте.

  2. Развивать умение формулировать собственное мнение и связно, последовательно его излагать.

  3. Научить структурировать собственный текст и композиционно правильно оформлять письменную работу.

4. Совершенствовать умение правильного оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка

5. Формировать опыт использования в речи вариативных грамматических конструкций и лексического богатства языка, а также опыт использования изобразительно-выразительных средств

Новизна курса заключается в системе работы, назначение которой – помочь в написании сочинения и овладении умениями, необходимыми в учебной и будущей профессиональной деятельности. Выпускники учатся работать с информацией, заложенной в тексте, учатся четко формулировать, логично излагать и аргументированно доказывать собственную точку зрения.

Для того чтобы деятельность выпускника была успешной, обучающиеся должны понимать, чему учатся, над какими умениями работают. Именно поэтому вниманию выпускников предлагаются критерии оценки сочинения; теоретический материал, помогающий правильно организовывать работу на каждом этапе выполнения задания; вопросы, проверяющие успешность деятельности; а также перечень типичных ошибок, знание которых поможет не допустить подобных просчетов в собственной работе. Также предусмотрена работа над пониманием значения терминов, используемая в формулировке задания части С и критериях оценивания.

Программа предлагает для работы большое количество сочинений разной степени успешности. Материалы позволяют не только научиться видеть и исправлять типичные ошибки, допущенные школьниками, но и познакомиться с хорошими сочинениями. Анализ текстов ученических работ поможет научиться понимать, что возможны разные способы развития одной и той же темы, решения проблемы.

Методическая система достижения цели складывается из строгой последовательности этапов выполнения работы по критериям, анализа сочинений по критериям, прогнозировать возможные результаты работы и проводить самоанализ.

Результатом системы работы курса является успешное выполнение задания части С на ЕГЭ по русскому языку в соответствии с критериями оценки.

Практические занятия предусматривают написание сочинения поэтапно, итоговой работой является выполнения задания части С ЕГЭ и зачет по теории курса.

Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.

Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого обучающегося при его взаимодействии с учителем и другими обучающимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: урок-лекция с элементами исследовательской деятельности, урок применения знаний на практике, уроки навыков (тренировочные), уроки комплексного применения знаний.

Основные организационные формы вовлечения обучающихся в учебную деятельность:

- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения);

- самостоятельная работа;

- работа в группах, парах;

- индивидуальная работа.

Организация занятия предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.

К концу изучения курса учащиеся должны знать:

  • определение терминов, встречающихся в формулировке задания в критериях оценивания;

  • виды текста;

  • определение понятий «вступление» и «заключение»;

  • что такое проблема текста, комментарий, позиция автора;

должны уметь:

  • правильно понимать исходный текст;

  • «расшифровывать» информацию текста;

  • составлять вступление и заключение;

  • формулировать основную проблему текста;

  • комментировать основную проблему текста;

  • выявлять позицию автора и способы её выражения;

  • определять собственное мнение по проблеме, аргументировать свою позицию;

  • составлять текст, учитывая смысловую цельность, речевую связность и последовательность в изложении.
















Содержание программы


Тема 1. Введение. Новые требования к части С. (1 час). Формулировка задания части С ЕГЭ по русскому языку. Шкала оценивания заданий с развернутым ответом.

Термины, встречающиеся в формулировке задания в критериях оценивания.

Этапы выполнения задания с развернутым ответом.

Тема 2. Как правильно понять исходный текст. (2 часа). Виды текста. Информативность текста. «Расшифровка» информации текста. Роль вступления и заключения в сочинении-рассуждении. Форма вступления. Форма заключения.

Тема 3. Формулировка основной проблемы исходного текста. (2 часа). Что такое проблема текста? Проблемы в художественных и публицистических текстах.

Типичные ошибки, связанные с пониманием и формулировкой проблемы.

Тема 4. Комментируем основную проблему текста. (2часа). Комментарий – результат исследования. Способ развития мысли. Построение логической схемы по тексту.

Типичные ошибки.

Тема 5. Позиция автора и способы её выражения. (3часа). Определение авторской позиции. Круг рассматриваемых вопросов в тексте. Изобразительно-выразительные средства языка для понятия авторской позиции. Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции. Цель языкового анализа исходного текста. Средства выразительности, их роль. Типичные ошибки в определении позиции автора текста.

Тема 6. Определение собственного мнения по проблеме, аргументация своей позиции. (2часа). Логические приемы мышления. Типы аргументации в изложении собственной позиции. Понятие и образ, образ и понятие на основе сходства по смыслу.

Типичные ошибки.

Тема 7. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. (2часа). Цель вступления. Цель заключения. Точность и выразительность речи.

Типичные ошибки.

Тема 8. Экспертная оценка сочинения.(2часа). Проверка работы и исправление ошибок.

Типы ошибок.

Тема 9. Итоговые контрольные вопросы и задания.(1час)









Календарно-тематическое планирование

(17 часов)

Дата

Тема

Всего часов

Кол.-во часов

Вид урока

теория

практика

1


Введение. Новые требования к части С.

1

1


Лекция

2


Как правильно понять исходный текст.

2

1

1

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности

3


Формулировка основной проблемы исходного текста.

2

1

1

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности. Практикум

4


Комментируем основную проблему текста.

2

1

1

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности. Экспертная оценка

5


Позиция автора и способы её выражения.

3

1

2

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности. Экспертная оценка. Практикум

6


Определение собственного мнения по проблеме, аргументация своей позиции.

2

1

1

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности. Экспертная оценка

7


Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.

2

1

1

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности. Практикум.

Рецензирование, экспертная оценка.

8


Экспертная оценка сочинения.

2


2

Презентация, рецензирование, экспертная оценка.

9


Итоговые контрольные вопросы и задания.

1


1

Комплексное применение знаний




17

7

10










Список рекомендуемой литературы

Литература для учителя и обучающихся:

  1. Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. - Челябинск, «Взгляд», 2010

  2. Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. - М.: Просвещение, 2011

  3. Долинина Т.А. Русский язык. Как написать сочинение на ЕГЭ.- М.: Айрис Пресс, 2011

  4. Егораева Г.Т.. ЕГЭ 2011. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). Практикум. -М.: Экзамен, 2012 г.

  5. Калганова Т.А.. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение , 2002.

  6. Павлова С.А. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Алгоритмы рассуждения при выборе ответа.- М.: Просвещение, 2010 г.

  7. Пахнова Т.М. Русский язык. ЕГЭ 2011. Работа с текстом.- М.: Дрофа, 2011 г.

  8. Пучкова Л.И. ЕГЭ 2011. Типовые тестовые задания. Русский язык.- М.: Экзамен, 2011 г.

  9. Симакова Е.С.Русский язык. «Сочинение». Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ.- М.:АСТ, 2012 г.

  10. Сенина Н.А.Русский язык. Тематические тесты: Подготовка к ЕГЭ. Учебное пособие для 10-11 кл. –М.: Легион, 2013

Интернет-ресурсы


Материалы сайтов:


  1. http://www.ege.edu.ru

  2. http://rustest.ru

  3. http://www.fipi.ru

  4. http://www.prosa.ru

6


Программа элективного курса по русскому языку для 10-11 кл."Подготовка обучающихся к написанию сочинения-рассуждения"
  • Русский язык и литература
Описание:

     Элективный курс по русскому языку «Подготовка обучающихся к написанию сочинения-рассуждения» предлагается для учащихся 10-11 класса общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 17 часов.

 

    Данный курс поможет обучающимся успешно выполнить задание повышенной сложности части С Единого государственного экзамена по русскому языку. Верное выполнение данного задания позволяет выпускнику получить наивысший балл, что является актуальностью курса.

Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего  ученика главной фигурой образовательного процесса.

Практические занятия предусматривают написание сочинения поэтапно, итоговой работой является выполнения задания части С ЕГЭ и зачет по теории курса.  

Автор Иващенко Татьяна Николаевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1859
Номер материала 25785
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓