Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыПрограмма элективного курса по русскому языку для 10-11 кл."Подготовка обучающихся к написанию сочинения-рассуждения"

Программа элективного курса по русскому языку для 10-11 кл."Подготовка обучающихся к написанию сочинения-рассуждения"

Скачать материал

            Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 38

с углубленным изучением отдельных предметов Красноармейского района г. Волгограда

40 0 0 9 6, В о л г о г р а д, п р-т им.  С т о л е т о в а, 5 0 а, т е л е ф о н  6 5 – 2 3  - 0 9  

И Н Н 3 4 4 8 0 1 5 7 9 9

 

                                                                                                 Утверждено

                                                                                                 на педагогическом совете

                                                                                                 МОУ СОШ № 38

                                                                                                 Протокол №            от

                                                                                                 Директор МОУ СОШ № 38

                                                                                                                                   /Т.А.Журба/

                                                                                                     

                                                                                                Согласовано

                                                                                                на научно-методическом совете

                                                                                                МОУ СОШ № 38

                                                                                               Протокол №           от

                                                                                               Зам. директора по НМР

                                                                                                                                 /Т.В.Иванова /

 

                                                                                                    Рассмотрено

                                                                                                на заседании МО учителей

                                                                                                 русского языка и литературы

                                                                                                 Протокол №            от

                                                                                                 Руководитель МО

                                                                                                                                  /И.Б.Чевтаева/

Программа элективного курса по русскому языку

Подготовка обучающихся к написанию сочинения-рассуждения

10 класса

                                                                                    Автор-составитель: Иващенко Т.Н.,

                                               учитель русского языка и литературы

 МОУ СОШ № 38,

       высшая квалификационная категория

 

 

 

Волгоград

2014

 

Пояснительная записка

     Элективный курс по русскому языку «Подготовка обучающихся к написанию сочинения-рассуждения» предлагается для учащихся 10-11 класса общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 17 часов.

    Данный курс поможет обучающимся успешно выполнить задание повышенной сложности части С Единого государственного экзамена по русскому языку. Верное выполнение данного задания позволяет выпускнику получить наивысший балл, что является актуальностью курса.

    В части С экзаменационного теста помещается задание открытого типа, требующее развернутого ответа в форме сочинения-рассуждения на основе предложенного текста.       Данное задание проверяет прежде всего сформированность у обучающихся коммуникативной компетенции, необходимой для понимания чужих и составления собственных высказываний, компетентности выпускника, важной не только для успешной образовательной деятельности, но и для профессионального и жизненного становления.

    Цель данного элективного курса – научить выполнять задание открытого типа на ЕГЭ, требующее развернутого ответа в форме сочинения-рассуждения на основе предложенного текста.

     Из цели курса вытекают  следующие задачи:

1.            Расширить опыт восприятия и понимания информации, содержащейся в тексте.

2.            Развивать умение формулировать собственное мнение и связно, последовательно его излагать.

3.            Научить структурировать собственный текст и композиционно правильно оформлять письменную работу.

4.    Совершенствовать умение правильного  оформления высказывания в соответствии с        орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка

5.     Формировать опыт использования в речи вариативных грамматических конструкций    и лексического богатства языка, а также опыт использования изобразительно-выразительных средств

     Новизна курса заключается в системе работы, назначение которой – помочь в написании сочинения и овладении умениями, необходимыми в учебной и будущей профессиональной деятельности. Выпускники учатся работать с информацией, заложенной в тексте, учатся четко формулировать, логично излагать и аргументированно доказывать собственную точку зрения.

    Для того чтобы деятельность выпускника была успешной, обучающиеся должны понимать, чему учатся, над какими умениями работают. Именно поэтому вниманию выпускников предлагаются критерии оценки сочинения; теоретический материал, помогающий правильно организовывать работу на каждом этапе выполнения задания; вопросы, проверяющие успешность деятельности; а также перечень типичных ошибок, знание которых поможет не допустить подобных просчетов в собственной работе. Также предусмотрена работа над пониманием значения терминов, используемая в формулировке задания части С и критериях оценивания.

   Программа предлагает для работы большое количество сочинений разной степени успешности. Материалы позволяют не только научиться видеть и исправлять типичные ошибки, допущенные школьниками, но и познакомиться с хорошими сочинениями. Анализ текстов ученических работ поможет научиться понимать, что возможны разные способы развития одной и той же темы, решения проблемы.

    Методическая система достижения цели складывается из строгой последовательности этапов выполнения работы по критериям, анализа сочинений по критериям, прогнозировать возможные результаты работы и проводить самоанализ.

   Результатом системы работы курса является успешное выполнение задания части С  на ЕГЭ по русскому языку в соответствии с критериями оценки.

    Практические занятия предусматривают написание сочинения поэтапно, итоговой работой является выполнения задания части С ЕГЭ и зачет по теории курса. 

   Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего  ученика главной фигурой образовательного процесса.

   Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого обучающегося при его взаимодействии с учителем и другими обучающимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: урок-лекция с элементами исследовательской деятельности, урок применения знаний на практике,  уроки навыков (тренировочные), уроки комплексного применения знаний.

   Основные организационные формы вовлечения обучающихся в учебную деятельность:

- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа  рассуждения);

- самостоятельная работа;

- работа в группах, парах;

- индивидуальная работа.

    Организация занятия предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.

   К концу изучения курса учащиеся должны  знать:

-   определение терминов, встречающихся в формулировке задания в критериях оценивания;

-   виды текста;

-   определение понятий «вступление» и «заключение»;

-   что такое проблема текста, комментарий, позиция автора;

         должны уметь: 

-   правильно понимать исходный текст;

-   «расшифровывать» информацию текста;

-   составлять вступление и заключение;

-   формулировать основную проблему текста;

-   комментировать основную проблему текста;

-   выявлять позицию автора и способы её выражения;

-   определять собственное мнение по проблеме, аргументировать свою позицию;

-   составлять текст, учитывая смысловую цельность, речевую связность и последовательность в изложении.     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

 

Тема 1. Введение. Новые требования к части С. (1 час).  Формулировка задания части С ЕГЭ по русскому языку. Шкала оценивания заданий с развернутым ответом.

Термины, встречающиеся в формулировке задания в критериях оценивания.

Этапы выполнения задания с развернутым ответом.

Тема 2. Как правильно понять исходный текст. (2 часа).  Виды текста. Информативность текста. «Расшифровка» информации текста. Роль вступления и заключения в сочинении-рассуждении. Форма вступления. Форма заключения.

Тема 3. Формулировка основной проблемы исходного текста. (2 часа). Что такое проблема текста? Проблемы в художественных и публицистических текстах.

Типичные ошибки, связанные с пониманием и формулировкой проблемы.

Тема 4. Комментируем основную проблему текста. (2часа). Комментарий – результат исследования. Способ развития мысли. Построение логической схемы по тексту.

Типичные ошибки.

Тема 5. Позиция автора и способы её выражения. (3часа).  Определение авторской позиции. Круг рассматриваемых вопросов в тексте. Изобразительно-выразительные средства языка для понятия авторской позиции. Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции. Цель языкового анализа исходного текста. Средства выразительности, их роль. Типичные ошибки в определении позиции автора текста.

Тема 6. Определение собственного мнения по проблеме, аргументация своей позиции. (2часа). Логические приемы мышления. Типы аргументации в изложении собственной позиции. Понятие и образ, образ и понятие на основе сходства по смыслу.

Типичные ошибки.

Тема 7. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. (2часа). Цель вступления. Цель заключения. Точность и выразительность речи.

Типичные ошибки.

Тема 8. Экспертная оценка сочинения.(2часа). Проверка работы и исправление ошибок.

Типы ошибок.

Тема 9. Итоговые контрольные вопросы и задания.(1час)

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

(17 часов)

Дата

Тема

Всего часов

Кол.-во часов

Вид урока

теория

практика

1

 

Введение. Новые требования к части С.

1

1

 

Лекция

2

 

Как правильно понять исходный текст.

2

1

1

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности

3

 

Формулировка основной проблемы исходного текста.

2

1

1

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности. Практикум

4

 

Комментируем основную проблему текста.

2

1

1

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности. Экспертная оценка

5

 

Позиция автора и способы её выражения.

3

1

2

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности. Экспертная оценка. Практикум

6

 

Определение собственного мнения по проблеме, аргументация своей позиции.

2

1

1

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности. Экспертная оценка

7

 

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.

2

1

1

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности. Практикум.

Рецензирование, экспертная оценка.

8

 

Экспертная оценка сочинения.

2

 

2

Презентация, рецензирование, экспертная оценка.

9

 

Итоговые контрольные вопросы и задания.

1

 

1

Комплексное применение знаний

 

 

 

17

7

10

 

 

 

 

 

 

Список рекомендуемой литературы

Литература для учителя и обучающихся:

  1. Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. - Челябинск, «Взгляд», 2010
  2. Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. -  М.: Просвещение, 2011
  3. Долинина Т.А. Русский язык. Как написать сочинение на ЕГЭ.- М.: Айрис Пресс, 2011
  4. Егораева  Г.Т.. ЕГЭ 2011. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). Практикум. -М.: Экзамен, 2012 г.
  5. Калганова Т.А.. Сочинения различных жанров в старших классах. -  М.: Просвещение , 2002.
  6. Павлова С.А. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Алгоритмы рассуждения при выборе ответа.- М.: Просвещение, 2010 г.
  7. Пахнова Т.М. Русский язык. ЕГЭ 2011. Работа с текстом.- М.: Дрофа, 2011 г.

8.      Пучкова Л.И. ЕГЭ 2011. Типовые тестовые задания. Русский язык.- М.: Экзамен, 2011 г.

9.      Симакова Е.С.Русский язык. «Сочинение». Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ.- М.:АСТ, 2012 г.

  1. Сенина Н.А.Русский язык. Тематические тесты: Подготовка к ЕГЭ. Учебное пособие для 10-11 кл. –М.: Легион, 2013

Интернет-ресурсы

 

Материалы сайтов:

 

  1. http://www.ege.edu.ru
  2. http://rustest.ru
  3. http://www.fipi.ru
  4. http://www.prosa.ru
Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Программа элективного курса по русскому языку для 10-11 кл."Подготовка обучающихся к написанию сочинения-рассуждения""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 6 месяцев

Ректор

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

     Элективный курс по русскому языку «Подготовка обучающихся к написанию сочинения-рассуждения» предлагается для учащихся 10-11 класса общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 17 часов.

 

    Данный курс поможет обучающимся успешно выполнить задание повышенной сложности части С Единого государственного экзамена по русскому языку. Верное выполнение данного задания позволяет выпускнику получить наивысший балл, что является актуальностью курса.

Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего  ученика главной фигурой образовательного процесса.

Практические занятия предусматривают написание сочинения поэтапно, итоговой работой является выполнения задания части С ЕГЭ и зачет по теории курса.  

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 516 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 624
    • DOCX 29.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Иващенко Татьяна Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Иващенко Татьяна Николаевна
    Иващенко Татьяна Николаевна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 4759
    • Всего материалов: 13

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Теория и методика преподавания родного (русского) языка и родной литературы

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 20 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 487 человек из 73 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 67 человек из 29 регионов

Мини-курс

Российское движение школьников (РДШ): воспитательная работа

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

История педагогических идей: основатели и теоретики

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стрессоустойчивость и успех в учебе: практические методики и стратегии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 21 региона
Сейчас в эфире

Восстановительные и медиативные практики в профилактике кибербуллинга

Перейти к трансляции