Муниципальное
образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 38
с
углубленным изучением отдельных предметов Красноармейского района г. Волгограда
40
0 0 9 6, В о л г о г р а д, п р-т им. С т о л е т о в а, 5 0 а, т е л е ф о н
6 5 – 2 3 - 0 9
И
Н Н 3 4 4 8 0 1 5 7 9 9
Утверждено
на педагогическом совете
МОУ СОШ № 38
Протокол № от
Директор
МОУ СОШ № 38
/Т.А.Журба/
Согласовано
на научно-методическом совете
МОУ СОШ № 38
Протокол № от
Зам. директора по НМР
/Т.В.Иванова
/
Рассмотрено
на
заседании МО учителей
русского
языка и литературы
Протокол
№ от
Руководитель МО
/И.Б.Чевтаева/
Программа элективного курса по русскому языку
Подготовка обучающихся к написанию
сочинения-рассуждения
10 класса
Автор-составитель: Иващенко Т.Н.,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ № 38,
высшая квалификационная категория
Волгоград
2014
Пояснительная записка
Элективный курс по русскому языку «Подготовка обучающихся к написанию
сочинения-рассуждения» предлагается для учащихся 10-11 класса
общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 17 часов.
Данный курс поможет обучающимся успешно выполнить задание повышенной сложности
части С Единого государственного экзамена по русскому языку. Верное выполнение
данного задания позволяет выпускнику получить наивысший балл, что является
актуальностью курса.
В части С экзаменационного теста помещается задание открытого типа, требующее
развернутого ответа в форме сочинения-рассуждения на основе предложенного
текста. Данное задание проверяет прежде всего сформированность у
обучающихся коммуникативной компетенции, необходимой для понимания чужих и
составления собственных высказываний, компетентности выпускника, важной не
только для успешной образовательной деятельности, но и для профессионального и
жизненного становления.
Цель данного элективного курса – научить выполнять задание открытого типа на
ЕГЭ, требующее развернутого ответа в форме сочинения-рассуждения на основе
предложенного текста.
Из цели курса вытекают следующие задачи:
1.
Расширить
опыт восприятия и понимания информации, содержащейся в тексте.
2.
Развивать
умение формулировать собственное мнение и связно, последовательно его излагать.
3.
Научить
структурировать собственный текст и композиционно правильно оформлять
письменную работу.
4.
Совершенствовать умение правильного оформления высказывания в соответствии
с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими
нормами современного русского литературного языка
5.
Формировать опыт использования в речи вариативных грамматических конструкций
и лексического богатства языка, а также опыт использования
изобразительно-выразительных средств
Новизна курса заключается в системе работы, назначение которой – помочь в
написании сочинения и овладении умениями, необходимыми в учебной и будущей
профессиональной деятельности. Выпускники учатся работать с информацией,
заложенной в тексте, учатся четко формулировать, логично излагать и
аргументированно доказывать собственную точку зрения.
Для того чтобы деятельность выпускника была успешной, обучающиеся должны
понимать, чему учатся, над какими умениями работают. Именно поэтому вниманию
выпускников предлагаются критерии оценки сочинения; теоретический материал,
помогающий правильно организовывать работу на каждом этапе выполнения задания;
вопросы, проверяющие успешность деятельности; а также перечень типичных ошибок,
знание которых поможет не допустить подобных просчетов в собственной работе.
Также предусмотрена работа над пониманием значения терминов, используемая в
формулировке задания части С и критериях оценивания.
Программа предлагает для работы большое количество сочинений разной степени
успешности. Материалы позволяют не только научиться видеть и исправлять
типичные ошибки, допущенные школьниками, но и познакомиться с хорошими
сочинениями. Анализ текстов ученических работ поможет научиться понимать, что
возможны разные способы развития одной и той же темы, решения проблемы.
Методическая система достижения цели складывается из строгой последовательности
этапов выполнения работы по критериям, анализа сочинений по критериям, прогнозировать
возможные результаты работы и проводить самоанализ.
Результатом системы работы курса является успешное выполнение задания части С
на ЕГЭ по русскому языку в соответствии с критериями оценки.
Практические занятия предусматривают написание сочинения поэтапно, итоговой
работой является выполнения задания части С ЕГЭ и зачет по теории курса.
Реализация данной программы предусматривает использование
личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой
образовательного процесса.
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого
обучающегося при его взаимодействии с учителем и другими обучающимися. Обучение
строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы
проведения занятий: урок-лекция с элементами исследовательской деятельности,
урок применения знаний на практике, уроки навыков (тренировочные), уроки
комплексного применения знаний.
Основные организационные формы вовлечения обучающихся в учебную деятельность:
-
работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического
материала, составление текстов типа рассуждения);
-
самостоятельная работа;
-
работа в группах, парах;
-
индивидуальная работа.
Организация занятия предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых
отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности обучающихся,
направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
К концу изучения курса учащиеся должны знать:
- определение
терминов, встречающихся в формулировке задания в критериях оценивания;
- виды текста;
- определение
понятий «вступление» и «заключение»;
- что такое проблема
текста, комментарий, позиция автора;
должны уметь:
- правильно понимать
исходный текст;
- «расшифровывать»
информацию текста;
- составлять
вступление и заключение;
- формулировать
основную проблему текста;
- комментировать
основную проблему текста;
- выявлять позицию
автора и способы её выражения;
- определять
собственное мнение по проблеме, аргументировать свою позицию;
- составлять текст,
учитывая смысловую цельность, речевую связность и последовательность в
изложении.
Содержание программы
Тема 1. Введение. Новые требования к части С. (1
час). Формулировка задания части С ЕГЭ по
русскому языку. Шкала оценивания заданий с развернутым ответом.
Термины,
встречающиеся в формулировке задания в критериях оценивания.
Этапы
выполнения задания с развернутым ответом.
Тема 2. Как правильно понять исходный текст. (2
часа). Виды текста. Информативность
текста. «Расшифровка» информации текста. Роль вступления и
заключения в сочинении-рассуждении. Форма вступления. Форма
заключения.
Тема 3. Формулировка основной проблемы исходного
текста. (2 часа). Что такое проблема текста? Проблемы
в художественных и публицистических текстах.
Типичные
ошибки, связанные с пониманием и формулировкой проблемы.
Тема 4. Комментируем основную проблему текста.
(2часа). Комментарий – результат исследования. Способ
развития мысли. Построение логической схемы по тексту.
Типичные
ошибки.
Тема 5. Позиция автора и способы её выражения.
(3часа). Определение авторской позиции. Круг
рассматриваемых вопросов в тексте. Изобразительно-выразительные средства
языка для понятия авторской позиции. Языковой анализ текста как способ
определения авторской позиции. Цель языкового анализа исходного текста.
Средства выразительности, их роль. Типичные ошибки в определении
позиции автора текста.
Тема 6. Определение собственного мнения по проблеме,
аргументация своей позиции. (2часа). Логические приемы
мышления. Типы аргументации в изложении собственной позиции. Понятие
и образ, образ и понятие на основе сходства по смыслу.
Типичные
ошибки.
Тема 7. Смысловая цельность, речевая связность и
последовательность изложения. (2часа). Цель
вступления. Цель заключения. Точность и выразительность речи.
Типичные
ошибки.
Тема 8. Экспертная оценка сочинения.(2часа).
Проверка работы и исправление ошибок.
Типы
ошибок.
Тема 9. Итоговые контрольные вопросы и задания.(1час)
Календарно-тематическое планирование
(17 часов)
№
|
Дата
|
Тема
|
Всего
часов
|
Кол.-во
часов
|
Вид
урока
|
теория
|
практика
|
1
|
|
Введение.
Новые требования к части С.
|
1
|
1
|
|
Лекция
|
2
|
|
Как
правильно понять исходный текст.
|
2
|
1
|
1
|
Лекция с
элементами практической и исследовательской деятельности
|
3
|
|
Формулировка
основной проблемы исходного текста.
|
2
|
1
|
1
|
Лекция с
элементами практической и исследовательской деятельности. Практикум
|
4
|
|
Комментируем
основную проблему текста.
|
2
|
1
|
1
|
Лекция с
элементами практической и исследовательской деятельности. Экспертная оценка
|
5
|
|
Позиция
автора и способы её выражения.
|
3
|
1
|
2
|
Лекция с
элементами практической и исследовательской деятельности. Экспертная оценка.
Практикум
|
6
|
|
Определение
собственного мнения по проблеме, аргументация своей позиции.
|
2
|
1
|
1
|
Лекция с
элементами практической и исследовательской деятельности. Экспертная оценка
|
7
|
|
Смысловая
цельность, речевая связность и последовательность изложения.
|
2
|
1
|
1
|
Лекция с
элементами практической и исследовательской деятельности. Практикум.
Рецензирование,
экспертная оценка.
|
8
|
|
Экспертная
оценка сочинения.
|
2
|
|
2
|
Презентация,
рецензирование, экспертная оценка.
|
9
|
|
Итоговые
контрольные вопросы и задания.
|
1
|
|
1
|
Комплексное
применение знаний
|
|
|
|
17
|
7
|
10
|
|
Список
рекомендуемой литературы
Литература
для учителя и обучающихся:
- Александров
В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные
материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. -
Челябинск, «Взгляд», 2010
- Власенков
А.И. Русский язык, 10-11кл. - М.: Просвещение, 2011
- Долинина
Т.А. Русский язык. Как написать сочинение на ЕГЭ.- М.: Айрис Пресс, 2011
- Егораева
Г.Т..
ЕГЭ 2011. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). Практикум. -М.:
Экзамен, 2012 г.
- Калганова
Т.А.. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение ,
2002.
- Павлова
С.А. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Алгоритмы рассуждения
при выборе ответа.- М.: Просвещение, 2010 г.
- Пахнова
Т.М. Русский язык. ЕГЭ 2011. Работа с текстом.- М.: Дрофа, 2011
г.
8. Пучкова
Л.И. ЕГЭ 2011. Типовые тестовые задания. Русский язык.- М.: Экзамен,
2011 г.
9. Симакова
Е.С.Русский язык. «Сочинение». Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ.-
М.:АСТ, 2012 г.
- Сенина
Н.А.Русский язык. Тематические тесты: Подготовка к ЕГЭ. Учебное пособие
для 10-11 кл. –М.: Легион, 2013
Интернет-ресурсы
Материалы сайтов:
- http://www.ege.edu.ru
- http://rustest.ru
- http://www.fipi.ru
- http://www.prosa.ru
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.