Главная / Русский язык и литература / Программа элективного курса по развитию речи в 5 классе "Я познаю мир"

Программа элективного курса по развитию речи в 5 классе "Я познаю мир"

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 38 г. Твери


РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ

на методическом объединении Директор МОУ СОШ №38

МОУ СОШ №38 ________________Г.Б. Бардашева

Председатель МО ___________________ Приказ №_________

Протокол №_______от «______»________ от «______» _________


СОГЛАСОВАНО

Зам. Директора по УВР__________________









Авторская программа

элективного курса по развитию речи

в 5 классе

«Я познаю мир»


учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №38 г. Твери


Короны Елены Рэмовны.










Тверь

2014


Содержание.

  1. Пояснительная записка

  2. Цели и задачи курса

  3. Основные формы контроля знаний и умений учащихся

  4. Методическое обеспечение

  5. Содержание программы

  6. Планируемые результаты обучения

  7. Список литературы для учителя.

  8. Список литературы для учащихся

  9. ПРИЛОЖЕНИЯ

    1. Содержание элективного курса в таблице

    2. Учебно-тематический план























Корона Елена Рэмовна,

учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №38 гор. Твери

Программа

элективного курса по развитию речи

«Я познаю мир»

Прекрасное пробуждает доброе.

Д. Кабалевский


Пояснитедльная записка.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – ФГОС) выводит на первый план развитие личности обучающегося, формирование его ценностной базы. Ценностный аспект – неотъемлемая составляющая современного процесса обучения, т.к. формирование системы ценностей является главной целью современного воспитывающего и развивающего обучения, служит ориентиром для всех других целей обучения. В этой связи в процессе обучения русскому языку наиболее актуальным становится умение учащихся осознавать себя представителем русской культуры, носителем русского языка как государственного. Постижению культуры способствует та система работы с текстами, которая предложена в данной программе.

Курс предполагает работу по развитию речи учащихся 5-9 классов. Цель курса – научить учеников выражать свои мысли и чувства, которые возникнут у них в процессе ознакомления с памятниками культуры. Курс является интегрированным, так как предполагает расширение кругозора детей путем изучения таких областей знания, как мировая художественная культура, история, краеведение, риторика, литература и русский язык. Курс рассчитан на 34 часа в год.

Известно, что хорошая речь – это результат прежде всего хорошо развитого мышления. Процесс обучения написанию сочинения в личностно ориентированной образовательной парадигме должен преследовать цель достижения всего комплекса результатов: личностных, метапредметных и предметных. Знания о языке, умение их применять в речевой практике являются, прежде всего, предметным результатом (предмет - русский язык). Комплекс умений понимать, интерпретировать и оценивать текст выведен в современных образовательных документах на метапредметный уровень. Данные умения являются важнейшими для учебного процесса в целом, базой для личностного развития школьников. Знакомство с произведениями русской культуры, проникновение в их смысловые глубины должно способствовать приобщению учащихся к духовным богатствам, накопленным человечеством. Работа с художественными памятниками культуры и текстами на уроках русского языка должна быть построена таким образом, чтобы учащиеся проходили путь не только обучения, но и личностного развития.

В традиционном Послании Президента Федеральному Собранию от 12 декабря 2013 г. В.В. Путин справедливо заметил, что 2014 г. – год Культуры – «призван стать годом истинного просветительства, обращения к нашим культурным корням, вопросам патриотизма, нравственности и морали… Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, это самое главное, но и школы, которые воспитывают личность. Граждан страны – впитавших ее ценности, историю и традиции. Людей с широким кругозором, обладающих высокой внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить». Обучение учащихся по программе курса «Я познаю мир» призвано способствовать решению поставленной перед педагогами задачи.

В 5-м классе тема курса - «Мой город». Учащиеся совершают экскурсии по городу Твери, знакомятся с памятниками истории и культуры, осваивают лексику, необходимую для описания как памятника, так и своих впечатлений, эмоций. Во время экскурсий и на уроке осмысления увиденного школьники учатся воспринимать различные виды текстов (устные и письменные, художественного, публицистического, научного и разговорного стилей). После этого начинается работа по созданию своего текста. Параллельно осваиваются различные речевые жанры: заметка в газету, статья, рассказ, школьное сочинение – описание памятника, эссе и др.

Сочинение в школе занимает особое место в ряде речевых упражнений. Сочинение — творческая работа и, как известно, работа над сочинением решает комплекс образовательных, развивающих и воспитательных задач. Ребенок учится грамотно выражать свои мысли и оформлять их в письменную речь, применяя правила орфографии и пунктуации. Умение наблюдать, сравнивать, делать выводы развивает умственную деятельность, а личное восприятие и  переживания возбуждают эмоции и воображение. Подготовка материала, его систематизация, обдумывание композиции, выбор слов требует дисциплины и самостоятельности. Но, обучая детей выражать устно и письменно свои мысли и знания, нужно не забывать еще об одной задаче – о развитии культуры ученика. Сочинения, где наряду с собственными наблюдениями используется материал разных источников, могут дать детям более точное и систематизированное представление о многих  предметах или явлениях.

Безусловно, планируя обучение сочинению, учитель помнит главную цель: усваивая родной язык, ученик узнает о культурных и духовных ценностях  поколений, приобщается к художественному творчеству народа и учится понимать природу и отношения между людьми. «Родной язык нам должен быть главною основою и общей нашей образованности и образования каждого из нас» - П.А. Вяземский.

Программа состоит из трех разделов. Первый раздел «Памятники великим соотечественникам» включает 4 темы: 1) Памятник И.А. Крылову В Твери (5 час), 2) Памятники А.С. Пушкину В Твери (5 час), 3) Памятники Михаилу Тверскому в Твери (6 час), 4) Памятник Афанасию Никитину в Твери (5 час). Второй раздел «Памятники архитектуры Твери» состоит из 2 тем: 1) Церковь Белая Троица (4 часа) и 2) Церковь св. Арсения в Первомайском поселке (5 ч). Третий раздел «Парки города Твери» включает 2 темы: 1) Парк Текстильщиков, 2) Горсад. Выбор этих тем обусловлен местоположением МОУ СОШ №38, соотнесением с некоторыми темами курса литературы 5-го класса и перспективой дальнейшей разработки данных направлений в 6-9 классах, так как предполагается ознакомить учащихся с шедеврами православной архитектуры Тверской и др. областей, а также посетить уже исчезающие, но еще кое-где сохраненные памятники-усадьбы (Берново, Раек, Никольское, Домотканово, Василево и др).

Освоение каждой темы проходит по одному плану: 1) экскурсия, 2) урок осмысления увиденного, 3) подготовка к сочинению, 4) написание сочинения, 5) редактирование и написание второго варианта. Иногда уместно дополнить эту схему уроком предварительного знакомства с памятником или запечатленной в нем личностью. Так тема «Памятники Михаилу Тверскому в Твери» требует предварительного рассказа о Михаиле Ярославиче Тверском, небесном заступнике города Твери. Эта тема является также переходной между разными видами искусства (от скульптуры к архитектуре), так как третьим памятником древнерусскому князю возвышается Церковь Михаила Тверского на острове Победы. С ее посещения и начинается освоение не только православной архитектуры, но и основ православной культуры в целом, а также - закрепление этих основ в речевой практике учащихся. Курс предполагает выполнение учащимися целого ряда практических работ помимо написания и редактирования собственного текста. К ним относятся составление коллажа (тема «Введение»), лепка фигуры человека (тема «Памятники А.С. Пушкину В Твери»), создание карты-плана древнего Тверского кремля ( тема «Горсад»), изготовление макета здания ( тема «Памятники архитектуры Твери»), чертеж плана здания, рисунки, инсценировки (по книге В. Годовицына Рассказы о тверской старине» при изучении темы «Памятники Михаилу Тверскому в Твери») и др.


Цели:

  • развить речь учащихся,

  • научить их творчески и самостоятельно мыслить,

  • воспитать граждан страны, впитавших ее ценности, историю и традиции.

Задачи:

  • познакомить с памятниками истории и культуры,

  • научить проникать в глубинный смысл разных видов искусства (скульптуры, архитектуры, парковой культуры и др.),

  • освоить лексику, необходимую для выражения своих мыслей и чувств, познать специфический язык ваяния и зодчества, изобразительного искусства и музыки;

  • научить выявлять разные виды информации из текстов (фактуальную, концептуальную, подтекстовую – см.: И.Р. Гальперин);

  • научить ученика выражать собственное отношение к памятнику культуры, давать ему оценку с определенной точки зрения;

  • обучить написанию сочинения различных жанров;

  • формировать мировоззрение человека, включенного в контекст культуры (национальной, общечеловеческой, семейной,

речевой и др.).


Основными формами контроля знаний и умений обучающихся являются:


  • изложение (в т.ч. выборочное, с элементами сочинения)

  • сочинение (описание памятника, рассказ, эссе, заметка в газету)

  • устное монологическое высказывание на данную тему

  • сообщение

  • доклад

  • реферат

  • презентация


Методическое обеспечение:


1. Иванов П.С., Гурин А.Б., Горшкова С. Е., Бабушкина Т.В. Православные святыни Тверской земли: Учеб.пособие. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2008. – 152с.: илл.

2. Иванов П.С., Гурин А.Б., Горшкова С. Е., Бабушкина Т.В., Мещерякова Л.Я. Православные святыни Тверской земли: Хрестоматия. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2009. –200с.: илл.

3. Иванов П.С., Гурин А.Б., Горшкова С. Е., Бабушкина Т.В., Мещерякова Л.Я. Православные святыни Тверской земли: Хрестоматия. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2009. –264с.: илл.

4. Иванова С.Ф. Введение во храм Слова: Книга для чтения с детьми в школе и дома.- М.: изд-во «Отчий дом», 2006.-336 с., ил.

5. Иванова С.Ф. Как вести ребенка по пути к храму Слова: Методические комментарии и рекомендации для педагогов и родителей к учебному пособию по риторике «Введение во храм слова» (М., «Отчий дом», 2004).-М., «Отчий дом», 2006

6. Никитина Е.И. Русская речь: Учеб. Пособие по развитию связной речи для 5-7 кл. общеобразоват. учеб. заведений / Науч. Ред. В.В. Бабайцева. -2-е изд., испр.-М.: Просвещение, 1993.-192 с.: ил.

7. Школьная риторика. 5-7 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2-х ч. / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.:»С-инфо», «Баласс», 2003. – 208 с., ил.








Содержание программы.

Введение.

Понятие «культура» как результат деятельности человека, направленной на его благо. Противопоставление понятий «культура» - «натура».

Знакомство с книгой, ее особенностями и структурой. (Иванова С.Ф. Введение во храм Слова. М, 2009) Чтение 1 гл. «О таланте читателя».

Поэт Анна Ахматова о талантливом читателе. («А каждый читатель как тайна…»).

Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…» Дар слова. Что это для людей? Откуда он взялся и можно ли его развить до совершенства?

Экскурсия в Парк Текстильщиков. История создания парка, планировка. Введение понятий «регулярный» и «пейзажный» парк, «памятник культуры». Правила поведения в парке, на природе, в городе, на экскурсии. Практическая работа: сбор материала для составления коллажа «Культура и натура нашего парка».

Совершенствование видов речевой деятельности (говорения, аудирования). Устная разговорная и научная речь. Овладение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.


Раздел 1. Памятники великим соотечественникам.


Тема 1. Памятник И.А. Крылову В Твери

Биография И. А. Крылова, тверской период. Тверь конца 18 века. Духовное училище, магистрат, чиновники, горожане, жизнь простого народа, разговорная речь. Домашнее образование, приезжий театр, пьеса «Кофейница». Начало творчества.

История создания памятника. Улица Крылова в Твери (бывшая Вольная). Скульптор Шапошников Сергей Дмитриевич (1909 – 1979) и архитектор. Выбор места. Современная жизнь памятника в городе.

Искусство ваяния. Скульптура, барельеф, горельеф. Скульптурный портрет. Художник – анималист Дмитрий Владимирович Горлов  (1899-1988)

Басни Крылова. «Волк и Ягненок», «Ворона и лисица», «Свинья под дубом», «Квартет», «Лев состаревшийся», «Волк и Журавль», « Кукушка и Петух» «Лев и Волк».

Правила поведения у памятников, бережное обращение с ними.

Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого на слух. Передача содержания прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения.

Написание сочинения –описания памятника. Этапы работы над сочинением. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и т. д.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.


Тема 2. Памятники А.С. Пушкину В Твери

Город Тверь в жизни и творчестве Пушкина.

Памятник на Театральной площади. История создания (1962г.). Скульптор Е. Ф. Белашова. Место дуэли Пушкина на Черной речке. Обелиск, барельеф М.Г.Манизера. Драматически- возвышенная трактовка образа Белашевой.

Памятник на набережной Михаила Тверского (1974г.). Скульптор О.К. Комов, архитектор Н.И. Комова. Образ гуляющего столичного франта в минуту любования красотой Волжской набережной, в момент рождения стиха. Сопоставление двух скульптурных образов.

Гостиница Гальяни, воспетая Пушкиным в шуточных стихах из послания к Соболевскому. История здания. Тверь первой четверти 19 века. Мемориальная доска. Рисунки Пушкина. Пушкин в воспоминаниях современников. Письма Пушкина. Пушкинское кольцо Верхневолжья. Пушкинский праздник поэзии в Берново 6 июня. Тверские поэты «Венок Пушкину». В. Гончаров «У памятника А.С. Пушкина».

Овладение различными видами аудирования. Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему. Написание изложения (сравнительное описание памятников) с элементами сочинения.

Основы редакторской правки. Редактирование черновика.


Тема 3. Памятники Михаилу Тверскому в Твери

Святой благоверный князь Михаил Ярославич Тверской – небесный заступник города Твери. «Повесть о Михаиле Ярославиче Тверском» - памятник древнерусской литературы. Житие.

Знакомство с книгой, ее особенностями и структурой. (Иванов П.С., Гурин А.Б., Горшкова С. Е., Бабушкина Т.В. Православные святыни Тверской земли: Учеб.пособие. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2008.) Чтение гл.8 «Святые Михаил Ярославич Тверской и Анна Кашинская».Вопросы и задания с. 45; гл.9 «Тверские зодчие».

Памятник князю Михаилу Ярославичу Тверскому на Советской площади. Образ средневекового князя-воина, защитника горожан от захватчиков, мудрого правителя. Скульптор А.Н. Ковальчук (род.1959). Конная статуя. Скульптурная группа. Бортеневская битва. Великое княжение. Монголо-татарское иго. Феодальная раздробленность (без введения понятия). Герб Твери. Тверской кремль. Спасо-Преображенский собор (фотографии 1910 г.: рака с мощами).

Поклонный крест святому благоверному князю Михаилу в горсаду. Мученическая смерть князя в Орде «за други своя». Икона. Церковнославянская надпись. Канонизация. Обретение мощей.

Церковь Михаила Тверского на острове Славы. История создания. Архитектурный облик. Элементы Владимиро-Суздальского зодчества. Устройство православного храма, символика. Посещение храма. Отношение православных христиан к храму, правила поведения в храме. Иконостас. Молитва.

Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему. Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.

Сочинение (сравнительное описание памятников, описание памятника архитектуры). Анализ сочинения, редактирование, написание второго варианта.

Подготовка рефератов, презентаций. Защита рефератов.


Тема 4. Памятник Афанасию Никитину в Твери .

Афанасий Никитин – знаменитый тверитянин, путешественник, писатель, миротворец. А. Никитин «Хождение за три моря» - памятник древнерусской литературы.

Чтение и понимание текста. Образ автора.

Памятник Афанасию Никитину. Сопоставление образа человека, написавшего «Хождение…» со скульптурным образом. Архитектурное решение памятника.

Сочинение в жанре рассказа. Художественный стиль речи.


Раздел 2. Памятники архитектуры Твери.


Тема 1. Церковь Белая Троица – древнейшая каменная действующая церковь Твери.


История строительства и названия храма. Посад. Большая входная железная дверь – ручная работа тверских кузнецов 16 века. Паникадило 16 века. Фрески. Алтарь, иконостас, лампады. Служители церкви: священники, дьяконы, чтецы и певчие. Кафедральный собор.

Чтение и понимание текста. Приемы осмысления учебного текста. Выписки (главное, существенное, значимое)

Доклад, сообщение. Научный стиль речи. Устное выступление.


Тема 2. Церковь святителя Арсения Тверского в Первомайском поселке .

Тверские святители. Арсений – епископ тверской, его деятельность как эффективного управленца во время княжеских междоусобиц. Желтиков монастырь как памятник христианской культуры и тверской истории. Житие основателя монастыря, святителя и чудотворца Арсения - знаменитейшего Тверского архипастыря, за святую жизнь прославленного Богом даром чудес и исцелений от мощей по смерти. Архитектурный облик церкви святителя Арсения. Звонница. Колокольные звоны.

Эссе «Наш храм в Первомайском». Жанр лирического размышления.


Раздел 3. Парки города Твери.

Тема1. Парк Текстильщиков (см. Введение)


Тема 2. Парки и скверы. Городской сад. (Итоговое занятие)

Природа в городе. Тверской кремль. Бережное отношение к памятникам культуры. Гражданская позиция. Моя малая родина. Что значит «Родину любить».

Изготовление карты-схемы Тверского кремля, макетов.

Написание заметки в школьную газету «Здравствуй, мой город!». Публицистический стиль. Газетные жанры.


Результаты обучения

Обучение направлено на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

В результате освоения курса формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.

Изучение элективного курса «Я узнаю мир» и организация учебной и творческой деятельности в процессе обучения обеспечива­ет личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоциональ­но-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображе­ние, образное и ассоциативное мышление, стремление прини­мать участие в социально значимой деятельности, в художест­венных проектах школы, культурных событиях региона и др.


Пятиклассники получат возможность научиться:

  • ориентироваться в культурном многообразии окружаю­щей действительности, наблюдать за разнообразными явлени­ями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельнос­ти, различать истинные и ложные ценности;

  • организовывать свою творческую деятельность, опреде­лять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения;

  • мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления

  • воспринимать эстетические ценности, высказывать мне­ние о достоинствах произведений ис­кусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.

Личностные, метапредметные, предметные результаты изучения элективного курса.


Предметными результатами занятий по программе «Я узнаю мир» являются:

  • представление о связи языка и культуры народа,

  • овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,  лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;

  • освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости ис­кусства, его места и роли в жизни человека;

  • усвоение специфики художественного образа, особенностей средств ху­дожественной выразительности, языка разных видов искусства;

  • устойчивый интерес к различным видам учебно-твор­ческой деятельности, художественным традициям своего на­рода и достижениям мировой культуры.


Метапредметными результатами занятий по программе «Я узнаю мир» яв­ляются:

  1. Начальное овладение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета;

  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

2. сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;

3. работа с разными источниками информации, стремле­ние к самостоятельному общению с искусством и художест­венному самообразованию;

4. культурно-познавательная, коммуникативная и соци­ально-эстетическая компетентности.


Личностными результатами занятий по программе «Я узнаю мир» являются:

  • достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

  • уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;

  • развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;


Дальнейшее развитие программы

В дальнейшем идеи программы будут реализовываться и развиваться в курсах «Я познаю мир» для 6-9 классов.


Список литературы.

Литература для учителя

1.Теория и практика сочинений разных жанров (составитель Т. А. Ладыженская, Т.С.

Зепалова). – М., 1990 .

2. Методические указания к курсу «Теория и практика сочинений разных жанров»/ Сост.Т.А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. – М., 1990.

3. Гринина- Земскова А.М. Сочинения в газетных жанрах. – М., 1977.

4. Розенталь справочник по правописанию и литературной правке. – М., Айрис-пресс, 2003

5. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. - М., Айрис-пресс, 2003.

6. Пичугов Ю. С. Обучение сочинениям на свободную тему. – М., Просвещение, 1986.

7. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика

обучения: 5 – 7 кл.: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 342 с.

8. Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания. – М.:Флинта: Наука, 1999. – 256 с.

9. Напольнова Т.В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках

русского языка: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 111 с.

10. Пленкин Н.А. Уроки развития речи: 5 – 9 кл.: Кн. Для учителя: Из опыта работы. –М.: Просвещение, 1985. – 224 с.

11. А.М. Гарина-Земскова. Обучение сочинениям на уроках русского языка и литературы. 5-8 класс. М., Изд-во Учитель, 2008, 117с.

12. Ольга Холмогорова.Увидеть, почувствовать, понять…Опыт общения детей с архитектурным памятником. Журнал «Искусство» №2, 2014 Изд. дом «Первое сентября»

13. Сергей Олюнин. Уроки лепки из пластилина. Мастер-класс. Лепим фигуру человека в формате миниатюры. Журнал «Искусство» №4, 2014 Изд. дом «Первое сентября»



Литература для учащихся

1. Развивайте дар слова. Пособие для учащихся./ Сост. Т. А. Ладыженская, Т.С. Зепалова, -М.,1990

2. Русский язык. 5 класс. Как научиться писать сочинения. Куманова Н.В. 2009, Из-во Грамотей, 32с.

3. Русский язык. 5-9 классы. Как научиться писать сочинения-описания. Трунцева Т.Н. 2008, Из-во Грамотей, 72с.

4. Годовицын В.В. Рассказы о тверской старине.- Тверь: МП «Книжный клуб», 1991.- 80 с.

5. Древняя Тверь. Путеводитель. http://oldtver.narod.ru/

10


Программа элективного курса по развитию речи в 5 классе "Я познаю мир"
  • Русский язык и литература
Описание:

 

 

 

 

 

Новизна программы состоит в том, что она соединяет развивающие функции нескольких учебных предметов и является интегрированным курсом, направленным прежде всего на развитие мышления и речи учащихся. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС. 

 

Основные идеи программы:

 

  1. Уйти от классно-урочной системы
  2. Соединить развивающие функции нескольких учебных дисциплин: 1) История, краеведение, ОПК, МХК, 2) Искусство, 3) Литература, 4) Риторика, 5) Язык и Речь.
  3. Восполнить недостатки существующих образовательных программ: не изучать отдельные науки, а познавать мир в его взаимосвязях всего со всем.
  4. Включить учеников в деятельность, отличную от урочной.
  5. Побудить к созданию собственного текста.
  6. Развивать мышление путем сравнения, анализа, обобщения, установления связей и отношений между явлениями культуры;
  7. Формировать мировоззрение человека, включенного в контекст культуры
  8. Воспитать граждан страны, впитавших ее ценности, историю и традиции.

К программе прилагается учебно-тематическое планирование. 

 

 

 

 

 

 

Автор Корона Елена Рэмовна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 902
Номер материала 35973
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓