2013 –
2014 учебный год
ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ
«РЕШЕНИЕ
ЗАДАЧ. ПОДГОТОВКА К ЕГЭ»
для
учащихся 11 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Одним из
требований гуманизации общего образования является дифференцированный подход к организации
учебной деятельности. Данный элективный курс направлен на расширение знаний
учащихся, повышение уровня математической подготовки через решение большого
класса задач. Стоит отметить, что навыки в решении уравнений, неравенств,
содержащих модуль, решении заданий с параметрами, совершенно необходимы любому
ученику, желающему успешно сдать ЕГЭ по математике.
Практическую
значимость математики школьники осознают, решая задачи различной степени
сложности. В последнее время в школьной практике наметилась тенденция
сокращения часов, отводимых в учебном плане на изучение математики. Вследствие
чего на уроках не остается времени для решения задач повышенной сложности
Курс
рассчитан на 34 часа и ориентирован на учащихся 11 класса. Содержание курса не
дублирует программу базового изучения алгебры и начал анализа. Именно поэтому
при изучении данного элективного курса у старшеклассников повысится возможность
намного полнее удовлетворить свои интересы и запросы в математическом
образовании. Элективный курс займет значимое место в образовании
старшеклассников, так как поможет не только успешно сдать экзамен, но
реализовать последующие жизненные планы. С другой стороны, курс позволяет
выпускнику средней школы приобрести необходимый и достаточный набор умений по решению
нестандартных задач и лучше подготовиться к обучению в вузе и ссузе, где
математика является профилирующим предметом.
Цели курса:
- Помочь
повысить уровень понимания и практической подготовки в таких вопросах, как
а) преобразование выражений, содержащих модуль; б) решение
заданий с параметром; в) решение иррациональных уравнений и неравенств,
решение систем уравнений.
- Подготовить
школьников к успешной сдаче ЕГЭ.
Задачи курса:
- Учащиеся
должны приобрести навыки решать задачи более высокой по сравнению с обязательным
уровнем сложности.
- Обеспечить
сознательное овладение учащимися системой математических знаний, умений и
навыков, необходимых для продолжения учебы более высокого уровня.
- Развитие
мыслительных способностей учащихся: умения анализировать, сопоставлять,
сравнивать, систематизировать и обобщать.
Результаты
изучения курса можно выявить в рамках следующих форм контроля:
- Текущий
контроль (вопросы учащихся к учителю; индивидуальные и групповые беседы по
изучающим вопросам; ответы и выступления учащихся в процессе занятия и
т.д.)
- Тематический
контроль (тестовые задания, тематические зачеты)
- Самостоятельное
решение предложенных задач с последующим разбором вариантов решений
Содержание курса
представлено четырьмя блоками: «Исследование алгебраических выражений с
модулем», «Задания с параметром», «Решение иррациональных уравнений и
неравенств», «Решение систем линейных уравнений»
СОДЕРЖАНИЕ
КУРСА
Тема I
Исследование алгебраических выражений с модулем
Модуль числа,
геометрический смысл, алгебраическое определение, свойства. Модуль выражения.
Применение свойства √а2 = |а|, к преобразованию
иррациональных выражений. Тождественное преобразование выражений с модулем.
Решение линейных, квадратных, дробно-рациональных уравнений и неравенств,
содержащих неизвестную под знаком модуля.
Тема II Задания с
параметрами
Параметр и
переменная в алгебраических выражениях. Зависимость свойств элементарных
функций и расположения их графиков в системе координат от параметров входящих в
формулы. Исследование квадратного трехчлена. Аналитические приемы решения задач
с параметрами. Параметр и количество решений уравнений, неравенств и их систем,
параметр и свойства решений. Графические приемы решения задач с параметрами.
Тема IIIРешение
иррациональных уравнений и неравенств
Возведение в
степень. Метод замены. Уравнения со сложными радикалами. Уравнения, содержащие
несколько радикалов. Неравенства с несколькими радикалами. Использование формул
сокращенного умножения. Комбинированные уравнения.
Тема IVРешение
систем линейных уравнений
Основные понятия,
относящиеся к системам линейных уравнений. Способы решения систем линейных
уравнений с двумя неизвестными. Способ подстановки. Способ алгебраического
сложения. Способ сравнения. Сведение к объединению более простых систем.
Симметрические системы. Решение систем линейных уравнений с тремя неизвестными.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
|
Содержание
|
Кол-во часов
|
Дата
|
|
Исследование
алгебраических выражений с модулем
|
8
|
|
1
|
Преобразование алгебраических
выражений с модулем
|
|
|
2
|
Преобразование
алгебраических выражений с модулем
|
|
|
3
|
Рациональные
уравнения, содержащие неизвестную под знаком модуля, их систем
|
|
|
4
|
Рациональные
уравнения, содержащие неизвестную под знаком модуля, их систем
|
|
|
5
|
Рациональные
неравенства, содержащие неизвестную под знаком модуля, их систем
|
|
|
6
|
Рациональные
неравенства, содержащие неизвестную под знаком модуля, их систем
|
|
|
7
|
Задания с
модулем на ЕГЭ. Решение задач
|
|
|
8
|
Зачетное занятие
|
|
|
|
Задания с
параметрами
|
8
|
|
9
|
Параметр.
Зависимость свойств элементарных функций от параметров.
|
|
|
10
|
Квадратный
трехчлен
|
|
|
11
|
Параметр и
решение уравнений, неравенств и их систем
|
|
|
12
|
Параметр и
решение уравнений, неравенств и их систем
|
|
|
13
|
Параметр и
решение уравнений, неравенств и их систем
|
|
|
14
|
Графические
методы решения задач с параметрами
|
|
|
15
|
Задания с
параметром на ЕГЭ. Решение задач.
|
|
|
16
|
Зачетное занятие
|
|
|
|
Решение
иррациональных уравнений и неравенств
|
10
|
|
17
|
Возведение в
степень. Уравнение вида √f(x)·g(x)=0
|
|
|
18
|
Метод замены
|
|
|
19
|
Использование
формул сокращенного умножения
|
|
|
20
|
Уравнения,
содержащие несколько радикалов
|
|
|
21
|
Уравнения со
сложными радикалами
|
|
|
22
|
Комбинированные
уравнения
|
|
|
23
|
Решение
иррациональных неравенств. √f(x)·g(x)><0
|
|
|
24
|
Решение
иррациональных неравенств √f(x)/g(x)> f(x)
|
|
|
25
|
Иррациональные
уравнения и неравенства на ЕГЭ
|
|
|
26
|
Зачетное занятие
|
|
|
|
Решение систем
линейных уравнений
|
8
|
|
27
|
Основные
понятия, относящиеся к системам линейных уравнений
|
|
|
28
|
Способы решения
систем линейных уравнений с двумя неизвестными
|
|
|
29
|
Способы решения
систем линейных уравнений с двумя неизвестными
|
|
|
30
|
Геометрическая
интерпретация систем линейных уравнений с двумя неизвестными
|
|
|
31
|
Решение
уравнений с тремя неизвестными
|
|
|
32
|
Системы линейных
уравнений на ЕГЭ
|
|
|
33
|
Зачетное занятие
|
|
|
34
|
Итоговое
занятие. Контрольная работа
|
|
|
Литература
1.
В.Н.Студенецкая, Л.С.Сагателова. Сборник элективных курсов. Изд. «Учитель»
2006г
2.
С.И.Колесникова. Математика. Интенсивный курс подготовки к Единому
государственному экзамену. Издательство «АЙРИС – пресс», 2008 г
3. П.И. Горнштейн
и др. Задачи с параметром. – М.: Илекса, Харьков. , 1998
4. В.В.Кочагин.
Тематические тренировочные задания. – М.: Эксмо, 2009.
5. М.И. Шабунин и
др. Алгебра и начала анализа: Дидактические материалы для 10-11 кл.
– М.:Мнемозина, 1998
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.