Главная / Информатика / Программа элективного курса по информатике и ИКТ «Математические основы информатики. Подготовка к ЕГЭ по информатике» (10-11 класс)

Программа элективного курса по информатике и ИКТ «Математические основы информатики. Подготовка к ЕГЭ по информатике» (10-11 класс)


Муниципальное образовательное учреждение

Некоузская средняя общеобразовательная школа








Программа элективного курса по

Информатике и ИКТ

для обучающихся 10 - 11 классов

«Математические основы информатики. Подготовка к ЕГЭ по информатике».

(70 часов).




«Согласовано»

Руководитель МО


_______


Протокол № ___ от

«____»__________2012 г.





«Утверждаю»

Директор


_______


Приказ № ___ от

«____»___________2012 г.









Составитель: учитель информатики

2012-2013 учебный год

Пояснительная записка.

Программа элективного курса «Готовимся к ЕГЭ по информатике» предназначена для обучащихся 10-11 классов и ориентирована на систематизацию знаний и умений по предмету «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» для подготовки к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ). Программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения и является естественным его углублением (Программа курса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень) и Примерной программы среднего полного общего образования (базовый уровень) по «Информатике и ИКТ», рекомендованной Минобразования РФ).

Курс рассчитан на 70 часов, при режиме занятий: 1 раз в неделю, продолжительностью 1 час.

Данный элективный курс направлен на подготовку обучающихся к сдаче ЕГЭ по предмету, повышение мотивации учащихся к изучению предмета и выбору сферы дальнейшего профессионального обучения, связанной с информатикой и ее применением.

Предполагается, что учащиеся изучили базовый курс по информатике и ИКТ за курс основного образования и знакомы с материалом по основным разделам информатики на базовом уровне.

Цели курса:

Подготовка учащихся к сдаче единого государственного экзамена по информатике и ИКТ.

Задачи курса:

  • познакомить учеников с видами и составом тестовых заданий ЕГЭ, с кодификатором элементов содержания контрольных измерительных материалов (КИМ);

  • научить работать с инструкциями по проведению экзамена и эффективно распределять время на выполнение заданий;

  • проанализировать задачи демонстрационных версий ЕГЭ прошлых лет;

  • научить рациональным приемам решения тестовых задач в формате ЕГЭ по различным темам курса;

  • предоставить ученикам набор задач для подготовки к ЕГЭ.

Тематика занятий разработана по основным темам курса информатики и информационных технологий, объединенных в следующие тематические блоки: «Информация и её кодирование», «Алгоритмизация и программирование», «Основы логики»,

«Моделирование и компьютерный эксперимент», «Основные устройства информационных и коммуникационных технологий», «Программные средства информационных и коммуникационных технологий», «Технология обработки графической и звуковой информации», «Технология обработки информации в электронных таблицах», «Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных», «Телекоммуникационные технологии». Курс предусматривает отработку теоретических знаний, умений и навыков учащихся. Наибольшее внимание необходимо уделить отработке у учащихся навыков работы с тестами и тестовыми заданиями различных видов.

Элективный курс построен по принципу сочетания теоретического материала с практическим решением заданий в формате ЕГЭ.

Обучение по курсу сопровождается наличием у каждого обучаемого раздаточного материала с тестовыми заданиями в формате ЕГЭ.

Занятия проводятся в форме лекций и практических занятий по решению задач в формате ЕГЭ. Перед разбором задач сначала предлагается краткая теория по определенной теме и важные комментарии о том, на что в первую очередь надо обратить внимание, предлагается наиболее эффективный способ решения. В качестве домашнего задания учащимся предлагается самостоятельное решение задач по мере освоения тем курса.

Промежуточный контроль знаний осуществляется в форме выполнения тестов, содержащих задания по данной теме из ЕГЭ прошлых лет.

В качестве итогового контроля учащимся предлагается выполнить демонстрационную версию ЕГЭ прошлых лет.













Требования к знаниям и умениям учащихся.

В результате изучения курса учащиеся должны

владеть фундаментальными знаниями по таким темам, как:

  • единицы измерения информации;

  • принципы кодирования;

  • системы счисления;

  • понятие алгоритма, его свойств, способов записи;

  • основные алгоритмические конструкции;

  • основные элементы программирования;

  • основные элементы математической логики;

  • архитектура компьютера;

  • программное обеспечение;

  • основные понятия, используемые в информационных и коммуникационных технологиях.

уметь:

  • подсчитывать информационный объём сообщения;

  • осуществлять перевод из одной системы счисления в другую;

  • осуществлять арифметические действия в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;

  • использовать стандартные алгоритмические конструкции при программировании;

  • строить и преобразовывать логические выражения;

  • строить для логической функции таблицу истинности и логическую схему;

  • использовать необходимое программное обеспечение при решении задачи;

  • уметь писать программы, используя следующие стандартные алгоритмы:

  • суммирование массива;

  • проверка упорядоченности массива;

  • слияние двух упорядоченных массивов;

  • сортировка (например, вставками)

  • поиск заданной подстроки в последовательности символов

  • поиск корня делением пополам

  • поиск наименьшего делителя целого числа

  • разложение целого числа на множители (простейший алгоритм)

  • умножение двух многочленов

  • знать базовые механизмы обращения с внешним    миром в данной операционной среде (язык программирования, интерфейс с операционной системой) и уметь их использовать в простейших ситуациях:

  • нарисовать на экране график синуса;

  • нарисовать на экране окружность;

  • подсчитать число символов и строк в файле;

  • подсчитать число файлов в данной директории (каталоге, папке);

  • реализовывать сложный алгоритм с использованием современных систем программирования.



























 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА:

п/п

Количество часов

занятия

Дата

Тематика занятий

Домашнее задание

Примечание

1

24

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ И СИСТЕМЫ

1.1

6

Информация и ее кодирование

1


Восприятие, запоминание и обработка информации человеком, пределы чувствительности и разрешающей способности органов чувств, логарифмические шкалы восприятия.



Язык как способ представления и передачи информации.



2


Методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный.



Единицы измерения количества инфор­мации.



3


Процесс передачи информации, источник и приемник информации. Сигнал, кодирование и декодирование.



4


Скорость передачи информации и пропускная способность канала передачи.



5


Представление числовой информации. Сложение и умножение в разных системах счисления.



6


Кодирование текстовой информации. Кодировка ASCII. Основные используемые кодировки кириллицы.



1.2

6

Основы логики



7


Алгебра логики.



8


Логические выражения и их преобразование.



9


Логические выражения и их преобразование.



10


Построение таблиц истинности ло­гических выражений.



11


Построение таблиц истинности ло­гических выражений.



12


Построение таблиц истинности ло­гических выражений.



1.3

3

Моделирование и компьютерный эксперимент



13


Формализация: математические и логические модели. Представление и считывание данных в разных типах информационных моделей (схемы, карты, таблицы, графики и формулы).



14


Математические модели (графики, исследование функций).



15


Построение и использование информационных моделей реальных процессов  (физических, химических, биологических, экономических).



1.4

8

Алгоритмизация и программирование



16


Алгоритмы, виды алгоритмов, описания алгоритмов. Формальное исполнение алгоритма.





17


Использование основных алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл.



18


Использование переменных. Объявление переменной (тип, имя, значение). Локальные и глобальные переменные.



19


Работа с массивами (заполнение, считывание).



20


Работа с массивами (поиск, сортировка).



21


Работа с массивами (массовые операции)



22


Вспомогательные алгоритмы: функции и процедуры.



23


Вспомогательные алгоритмы: функции и процедуры.



1.5

1

Социальная информатика



24


История развития вычислительной техники. Нормы информационной этики (почта, публикации в Интернете и др.). Правовые нормы (охрана авторских прав на программы и данные, электронная подпись и др.).



2

30

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

2.1

4

Основные устройства
информационных и коммуникационных технологий

25


Типы компьютеров, их основные характеристики и области использования. Выбор необходимого для данной задачи компьютера.



26


Основные периферийные устройства (ввода-вывода, для соединения компьютеров и др.).



27


Основные периферийные устройства (ввода-вывода, для соединения компьютеров и др.).



28


Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение; технические условия эксплуатации. 



2.2

4

Программные средства
информационных и коммуникационных технологий



29


Операционная система: назначение и функциональные возможности. Графический интерфейс (основные типы элементов управления). Файлы и файловые системы (файловые менеджеры и архиваторы).



Прикладное программное обеспечение общего назначения

30


Выбор текстового редактора. Графический редактор —  виды, приемы работы, совместимость.



31


Электронные таблицы — назначение, приемы работы, ограничения. Использование систем управления базами данных.




32


Прикладное программное обеспечение специального назначения (системы автоматизированного проектирования, системы оптического распознавания текстов, электронные словари и переводчики, энциклопедии  и др.). Коммуникационные программы (браузеры, почтовые программы, менеджеры загрузки файлов, программы интерактивного общения и др.). Технологии и средства защиты информации от разрушения и несанкционированного доступа (антивирусные программы, межсетевые экраны и др.).



2.3

4

Технология обработки текстовой информации

33


Ввод, редактирование и форматирование текста (операции с фрагментами текста, одновременная работа с многими текстами, поиск и замена в тексте,  изменение параметров абзацев).



34


Форматирование символов (шрифт, размер, начертание и др.). Ввод и форматирование абзацев нестандартной формы (цитаты, перечисления, таблицы и др.)



35


Вставка в текст рисунков, диаграмм и др. графических элементов.



36


Проверка орфографии и грамматики.



2.4

5

Технология обработки графической и звуковой информации

37


Растровая графика. Графические объекты и операции над ними.



38


Векторная графика. Графические объекты и операции над ними.



39


Компьютерное черчение. Выделение, объединение, перемещение и геометрические преобразования фрагментов и компонентов чертежа.



40


Создание и редактирование цифровых звукозаписей.



41


Компьютерные презентации: типы слайдов, мультимедиа эффекты, организация переходов между слайдами.



2.5

4

Технология обработки информации в электронных таблицах

42


Ввод и копирование данных в электронных таблицах, операции над данными (ячейка, столбец, строка). Экспорт и импорт данных. Типы и формат данных (числа, текст, дата, время и др.).



43


Работа с формулами. Абсолютные и относительные ссылки. Использование функций.



44


Визуализация данных с помощью диаграмм и графиков. Построение графиков элементарных функций.



45


Сортировка и поиск данных.



2.6.

6

Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных

46


Структура базы данных (записи и поля).



47


Табличное и картотечное представление баз данных.



48, 49


Сортировка записей.



50, 51


Использование различных способов формирования запросов в базах данных.



2.7

4

Телекоммуникационные технологии

52


Адресация в Интернете: IP-адреса и доменные имена.



53


Технология World Wide Web (WWW). Электронная почта (отправка, получение, правила переписки, приложения к письмам, чтение «испорченной» кириллицы и др.). Файловые архивы (получение файлов, FTP). Поиск информации (документов, файлов, людей).



54, 55


Разработка сайтов (основы HTML).



3

13

«Технология программирования»

Итого

68






Выполнение контрольного теста – 2 часа.











ЛИТЕРАТУРА

  1. Бешенков С.А., Ракитина Е.А. “Моделирование и формализация” — М.: Лаборатория базовых знаний, 2002.

  2. Гуденко Д.А., Петроченко Д.В. Сборник задач по программированию. — СПб.: Питер, 2003.

  3. Задачник-практикум по информатике. Учебное пособие для средней школы. Под ред. И.Семакина, Е. Хеннера. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999.

  4. Милов А.В. Основы программирования в задачах и примерах: Учебный курс. Харьков: Фолио, 2002.

  5. Николаев А.Б. и др. Турбо-Паскаль в примерах: Кн. для учащихся 10-11 кл.- М.: Просвещение, 2002

  6. Ракитина Е.А., Лыскова В.Ю. и др. “Логика в информатике”. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2001

  7. Семакин И.Г., Шестаков А.П. Основы программирования: учебник.- М.: Мастерство, 2002.

  8. Internet-ресурсы:http://www.ed.gov.ru

http://www.ege.ru/

 



Программа элективного курса по информатике и ИКТ «Математические основы информатики. Подготовка к ЕГЭ по информатике» (10-11 класс)
  • Информатика
Описание:

Программа элективного курса «Готовимся к ЕГЭ по информатике» предназначена для обучащихся 10-11 классов и ориентирована на систематизацию знаний и умений по предмету «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» для подготовки к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ). Программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения и является естественным его углублением (Программа курса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень) и Примерной программы среднего полного общего образования (базовый уровень) по «Информатике и ИКТ», рекомендованной Минобразования РФ).

Курс рассчитан на 70 часов, при режиме занятий: 1 раз в неделю, продолжительностью 1 час.

Данный элективный курс направлен на подготовку обучающихся к сдаче ЕГЭ по предмету, повышение мотивации учащихся к изучению предмета и выбору сферы дальнейшего профессионального обучения, связанной с информатикой и ее применением

Автор Голубева Наталья Николаевна
Дата добавления 17.02.2015
Раздел Информатика
Подраздел Планирования
Просмотров 1149
Номер материала 56573
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓