Главная / Химия / Программа элективного курса по химии "Скорость химической реакции" (9 класс)

Программа элективного курса по химии "Скорость химической реакции" (9 класс)



Министерство образования и науки Российской Федерации

Департамент образования администрации

города Иркутска

МБОУ СОШ № 17









СКОРОСТЬ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ


ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

ПО ХИМИИ

для 9 класса




Составитель: Степук Екатерина Семеновна, учитель химии высшей категории

















г. Иркутск

2014г.



СКОРОСТЬ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ

(ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ХИМИИ, 9 КЛАСС)

рассчитан на 10 часов


Теме «Скорость химических реакций» в программе по химии для основной школы отводится 4 часа (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений). Углубление знаний учащихся в данном вопросе позволит акцентировать внимание на ведущие идеи курса химии: материальное единство веществ природы, их генетическая связь; причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ; познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций; объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактологического материала химии; законы природы объективны и познаваемы; знание законов химии дает возможность управлять химическими превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды от загрязнения; наука и практика взаимосвязаны (требования практики – движущая сила развития науки, успехи практики обусловлены достижениями науки).

Изучение предлагаемого элективного курса открывает возможность формировать у учащихся общеучебные и специальные предметные умения: работать с химическими веществами, планировать эксперимент, вести наблюдение, анализировать полученные результаты, обобщать данные, формулировать вывод. Выполнение простых химических опытов учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту.

Данный курс опирается не только на знания учеников в области химии, но и в области физики, биологии, математики; позволяет показать ученикам возможности использования химических знаний в смежных областях; создает базу для формирования мотивов изучения химии у учащихся неориентированных на этот предмет; носит профориентационную направленность на специальности связанные с исследовательскими работами в области химии, физики и биологии.


  1. Цели курса.

  1. Формировать представление об основных химических закономерностях на примере скорости химических реакций.

  2. Формировать компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации.

  3. Развивать умение увидеть проблему и наметить пути ее решения.

  4. Формировать критическое мышление, навыков работы в команде.

  5. Помочь учащимся определиться в выборе профиля образования.

  6. Развивать умение планировать и выполнять химический эксперимент.

  7. Научить кратко излагать свои мысли устно и письменно.

  8. Показать возможности использования информационных технологий для поиска материалов и оформления результатов исследования в области химии.


II. Особенности курса


вопрос

ответ

1. На каком содержательном материале и через какие формы работы реализуются задачи предпрофильной подготовки

Изучение скорости, путем проведения исследования данного параметра у определенной химической реакции.

Курс включает материал:

  • химия – скорость химической реакции, свойства металлов и кислот, коррозия металлов, катализ, пероксиды;

  • физика – основы молекулярно-кинетической теории;

  • биология – белки-ферменты;

  • математика – методы математики в определении скорости химической реакции.


2. Чем содержание курса качественно отличается от базового курса

Учащимся предлагается спланировать проведение экспериментального исследования, спроектировать оборудование, которое позволит получить данные для определения скорости в отдельно взятый момент времени, проанализировать результаты и сформулировать вывод. Дети получают опыт исследовательской химической деятельности.

3. Каким образом будет выстроена логика подачи материала в программе?

Основываясь на известных теоретических знаниях и жизненном опыте учеников провести экспериментальное исследование, на основе которого получить новые знания, в том числе и относительно выбора будущей профессии.

4. Каким образом будет сгруппирован материал в программе по разделам и темам

Планирование исследования, выполнение эксперимента, отчет о проделанной работе.

5. Сколько времени потребуется для изучения материала с учетом контроля и повторения

10 часов - работа в классе.

7 часов - работа во внеурочное время.

6. Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен данный курс

Инструкции по технике безопасности, по организации работы в группе, необходимые реактивы и оборудование, итоговый тест.

7. Какие виды деятельности возможны в работе с данным содержанием

Работа с литературными источниками, постановка цели, формулирование задач, планирование эксперимента и его выполнение, анализ, обобщение, оформление результатов исследования

с использованием информационных технологий.

8. Какие виды работ могут выполняться учащимися для подтверждения своей успешности в профильном обучении

Эксперимент, рефлексия, защита результатов проекта, итоговый тест.

9. Какова доля самостоятельной работы ученика в работе по данному курсу, в чем он может проявить инициативу

4 часа – лабораторная работа, 7 часов – самостоятельная работа во внеурочное время (работа с литературой, обработка и оформление результатов эксперимента).

10. Какие критерии помогут учителю и ученику оценить успешность прохождения данного курса

Отчет о проделанной работе оценивается по следующим критериям: работа с литературой, выполнение эксперимента, оформление результатов работы, представление выполненной работы.

11. Каким образом будет фиксироваться динамика интереса к данному курсу, к будущему профилю

По результатам рефлексии учеников.

12. Какова форма отчетности

По выбору учащихся (компьютерная презентация, буклет, реферат, доклад).


III. Структура курса:


Модуль 1 (2 час.)

Знакомство с программой курса.

Актуализация знаний о скорости химических реакций с использованием демонстрационного эксперимента.

Формулировка основных вопросов.

  • Что влияет на скорость химической реакции?

  • Каково практическое значение изучения скорости химических реакций?

  • Какие методы позволяют определить скорость химической реакции?

  • Может ли человек регулировать скорость протекания химических процессов?

Выбор объекта исследования.

  • Изучение скорости взаимодействия металлов с кислотами.

  • Изучение скорости взаимодействия тиосульфата натрия с серной кислотой.

  • Изучение скорости разложения перекиси водорода.

целей: 1, 2, 4, 5.


Модуль 2 (2 час.)

Инструктаж по технике безопасности.

Выполнение эксперимента, демонстрирующего влияние условий на скорость реакции. № целей: 1, 3, 6.


Модуль 3 (4 час.)

Разработка методик, позволяющих определить скорость реакции.

Конструирование приборов, позволяющих осуществить эксперимент. Выполнение эксперимента.

целей: 1, 2, 3, 4, 5, 6.


Модуль 4 (работа во внеурочное время)

Оформление результатов работы. № целей: 1, 2, 4, 5, 7, 8.


Модуль 5 (2 час.) Отчет о проделанной работе. № целей: 7.


IV. Содержание курса и учебная деятельность


Ссылка на цели

часы

Темы занятий

Деятельность учащихся

№№ 1, 2, 3, 5

2 ч

Знакомство с программой курса.

Подготовительный этап.

Актуализация знаний учащихся о скорости химической реакции. Демонстрация опытов. Оформление результатов демонстрационных опытов.

Формирование групп для проведения исследования. Распределение обязанностей между учащимися в группе.

Ученики дают быстрые ответы на вопросы учителя. Основное требование - никакой критики, Все ответы принимаются, фиксируются и затем классифицируются. На данном этапе определяются темы для групп или отдельных учащихся. Дается задание на дом: продумать порядок проведения исследования скорости выбранной химической реакции, оборудование и реактивы, необходимые для работы.

Учащиеся делятся на группы, определяют, какую химическую реакцию они будут изучать, распределяют обязанности, определяют форму отчета.

№№ 2, 5, 6

2 ч

Инструктаж по технике безопасности.

Работа в группах.

Учащимся предлагается разработать методику проведения эксперимента для выбранной реакции, демонстрирующего влияние условий на скорость реакции.

Обсуждение результатов работы. Демонстрация опытов.



Обсуждение в группе порядка выполнения исследования, распределение опытов, которые необходимо выполнить, выполнение эксперимента, регистрация и обработка полученных данных.

Обсуждение проделанной работы.

№№ 1,2, 3, 4, 5, 6

4 ч

Работа в группах.

Разработка методик, позволяющих определить скорость изучаемой реакции.

Конструирование приборов, позволяющих осуществить эксперимент.

Выполнение эксперимента.

Оформление результатов опыта (расчет скорости химической реакции в разные моменты времени, построение графиков).

Обсуждение результатов работы.



Обсуждение в группе порядка выполнения исследования, распределение опытов, которые необходимо выполнить, выполнение эксперимента, регистрация и обработка полученных данных.

Обсуждение проделанной работы.

№№ 1, 3, 4, 5, 7, 8


Работа группы во внеурочное время.


Работа с информационными источниками. Поиск материала о значении данной реакции в природе и деятельности людей, о других методах, применяющихся при изучении скорости химических реакций.

Оформление результатов работы в виде реферата.

Подготовка презентации выполненной работы.

№№ 7

2 ч.

Отчет о проделанной работе.

Обобщающий урок.

Формы представления результатов: реферат, доклад, презентация, буклет.

Тест.


Выступление учащихся, защита проектов, презентаций, отчетов. Обсуждение результатов работы групп и отдельных учащихся. Выполнение выходного теста.


V. Ожидаемые результаты:

  • учащиеся смогут определить свою заинтересованность в дальнейшем направлении работы по данной теме;

  • смогут приобрести новые практические знания и умения;

  • смогут научиться на практике применять новые умения и навыки.


VI. Учебно-методическое обеспечение.


Инструкция по организации работы в группе (приложение 1), критерии оценки работ учащихся (приложение 2), итоговый тест (приложение 3), список литературы для учащихся (приложение 4), календарно-тематическое планирование (приложение 5), пример занятия (модуль 1) (приложение 6).



Литература.

  1. Врублевский А.И., Барковский Е.В. Тесты по химии. Теоретические основы химии. М.: Рольф, 1999. - 288 с.

  2. Городничева И.Н. Контрольные и проверочные работы по химии. 8 – 11 класс. – М.: Аквариум, 1997, 272 с.

  3. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. Основы химии и занимательные опыты. Пер, с нем., 2-е русск. Изд. – Л.: Химия, 1985 – Лейпциг, 1974.

  4. Гузей Л.С., Суровцева Р.П., Сорокин В.В. Химия. 9 класс. Учеб. Для общеобразоват. Учеб. Заведений. – М.: Дрофа, 1997.

  5. Книга для чтения по неорганической химии. Кн. Для учащихся. В 2 ч. Ч. 1/Сост. В.А. Крицман. – 3-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1993.

  6. Мартыненко Б.В. Химия: кислоты и основания: Пособие для учащихся 8 – 11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2000.

  7. Методические разработки гимназии №3 г. Иркутска.

  8. Оржековский П.А., Давыдов В.Н., Титов Н.А., Богомолова Н.В. Творчество учащихся на практических занятиях по химии: Книга для учителя. М.,1999.

  9. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе/М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.

  10. Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников: Учебно-методическое пособие. – М.,2004











Приложение 1

Организация работы группы при проведении исследовательской работы

Что

Как

Когда

Выбираем председателя и/или секретаря для ведения протоколов

  • выявляется в процессе функционирования группы;

  • определяющие факторы: добровольность, опытность, эрудиция, желание учиться;

  • манера ведения протокола:

  • форма выбора: тайное и открытое голосование

Модуль 1

Устанавливаем способы общения:
периодичность и средства

  • собрания: время и место;

  • телефон: список номеров и условленное время;

  • e-mail: адреса (список рассылки) определения дня, часа для встреч

Модуль 1

Определяем цели и задачи исследования

Предложение:

  • предлагает каждый член группы;.

  • коллектив рассматривает предложения и принимает окончательное решение

Модуль 1

Определяем процесс
выполнения задач

  • планирование эксперимента;

  • выполнение эксперимента;

  • средства оформления результатов выполненной работы
    (обработка текста, демонстрационные программы (PowerPoint), и т.п.);

  • план-график

Модуль 1

Исследования

  • библиотечные;

  • предметные (планирование и выполнение эксперимента);

  • другие.

Модуль 2,3

Анализ результатов исследований

  • формулировка выводов, следующих из анализа полученных результатов;

  • предусмотреть нестыковки;

  • помощь при необходимости

  • результаты исследования показывают консультантам, рецензентам и т. д.

Модуль 4

Эскиз "продукта"

  • вводные разделы/

  • тезисы;

  • индивидуальные темы.

Модуль 4

Пишем/готовим
отчет/презентацию

  • введение;

  • основной текст;

  • заключение.

  • письменная форма, таблицы, схемы о ходе работы, о проведённых исследованиях, подготовка презентации или сайта

Модуль 4

Библиография

  • список литературы, адреса интернета

Модуль 4

Апробация

репетиция выступления, или «прогон» проекта

Модуль 4

Анализируем и оцениваем

  • продукт; процесс; участие.

  • каждый участник группы высказывает своё мнение, вносит предложения

Модуль 4

Подводим итоги

доработка проекта

Модуль 4

Готовим презентацию

с учётом всех предложений, дорабатывается форма презентации

Модуль 4

Представляем конечный продукт

выступление на итоговом занятии

Модуль 5

Празднуем

при условии, что работа велась последовательно, Вы обречены на успех!

Модуль 5





Приложение 2

Критерии оценки


Критерии

Параметры, определяющие баллы, за данный критерий

баллы

Группа 1

Группа 2

Группа 3

Группа 4

Работа с литературой

При выполнении задания использовано более трех лит. источников.

5





При выполнении задания использовано три литературных источника.

4





При выполнении задания использовано менее трех литературных источников.

3





Характер анализа литературных источников

Литературный материал проанализирован хорошо

5





Сделана попытка анализа материала

4





Материал переписан из литературного источника

3





Выполнение эксперимента



Предложены методики проведения эксперимента, эксперимент выполнен

5





Осуществлен выбор нужной методики из набора предложенного учителем, эксперимент выполнен

4





Осуществлен выбор нужной методики из набора, предложенного учителем, эксперимент выполнен частично

3





Манипулятивные навыки (умение проводить нагревание, фильтрование, титрование …)

От 2 до 5





Соблюдение техники безопасности

От 2 до 5





Оформление результатов работы

В соответствии с требованиями, предъявляемыми к реферату, компьютерной презентации, публикации, буклету, докладу…

5





Допущены ошибки

4





Допущены ошибки, не соблюдаются требования оформления.

3





Правильность математических расчетов

От 2 до 5





Представление выполненной работы

Доклад, наглядность

5





Доклад

4





Изложение материала с ошибками

3





Отметка

Сумма баллов делится на 8 (число полученных отметок).







Примечание.

Учащиеся могут перераспределить баллы, учитывая вклад каждого в общую работу.






Приложение 3


Тест (1 уровень)


1. Какие факторы влияют на скорость химической реакции?

а) природа реагирующих веществ

б) концентрация реагирующих веществ

в) температура

г) присутствие катализатора


2. В каких единицах может выражаться скорость химической реакции?

а) моль*л-1-1

б) л*моль-1

в)с*моль-1

г) моль*л-1мин-1


3. При увеличении площади поверхности соприкосновения твердых веществ, участвующих в реакции, скорость реакции … :

а) уменьшается

б) увеличивается

в) не изменяется

г) правильного ответа нет


4. При увеличении температуры реакционной смеси скорость реакции … :

а) уменьшается

б) увеличивается

в) не изменяется

г) правильного ответа нет


5. Какой график наиболее типичен для зависимости скорости реакции от температуры?


а) hello_html_757bc33b.png б) hello_html_m297e2ba4.png в) hello_html_m6504aa7c.png г) hello_html_25663e5a.png


6. При подаче в доменную печь воздух предварительно подогревают. Зачем это делают?

а) для перемешивания реакционной смеси

б) для повышения концентрации кислорода с целью увеличения скорости реакции горения кокса

в) для понижения температуры в домне

г) правильного ответа нет


7. Подача воздуха в зону горения может вызвать его прекращение. Причина этого:

а) понижение температуры зоны реакции

б) повышение концентрации кислорода в зоне реакции

в) повышение температуры зоны реакции

г) правильного ответа нет.


8. Что будет со скоростью химической реакции фосфора с хлором, если хлор заменить его смесью с аргоном:

а) уменьшится

б) увеличится

в) не изменится

г) нет правильного ответа


9. Почему скоропортящиеся продукты хранят в холодильнике?

а) сохраняется влага

б) уменьшается скорость химических реакций

в) улучшаются вкусовые качества

г) нет правильного ответа


10. Почему на мукомольных заводах иногда происходят взрывы?

а) мука воспламеняется при низкой температуре

б) мука имеет большую площадь внешней поверхности

в) в муке небольшое содержание влаги

г) нет правильного ответа



Тест (2 уровень)


1. Укажите кислоту, в которой цинк будет растворяться наиболее медленно (массовая доля всех кислот в растворе равна 20%):

а) соляная

б) серная

в) иодоводородная

г) уксусная


2. При комнатной температуре с наименьшей скоростью протекает реакция:

а) гранулированный цинк с 2%-ным раствором Н2SО4

б) порошок цинка с 2%-ным раствором Н2SО4

в) гранулированный цинк 10%-ным раствором Н2SО4

г) порошок цинка 10%-ным раствором Н2SО4

3. Какой график наиболее типичен для зависимости скорости прямой реакции от времени: hello_html_4411b5fd.pngб) hello_html_m5ed24453.pngв) hello_html_543278bd.pngг)hello_html_m306f0382.png

а)




4. При повышении температуры на 30 скорость реакции, температурный коэффициент которой равен 2, возрастает в:

а) 2 раза

б) 3 раза

в) 6 раз

г) 8 раз


5. В каких условиях реакция получения водяного газа, служащего для промышленного получения многих органических веществ:

С + Н2О → СО + Н2

будет происходить с наибольшей скоростью?

Условие

Давление, атм

t,С

а

2

1000

б

1

1000

в

2

1100

г

1

1100


6. Как изменится скорость взаимодействия водорода с хлором, если хлор предварительно очистить от примесей:

а) уменьшится

б) увеличится

в) не изменится

г) нет правильного ответа


7. Концентрация одного из реагирующих веществ в начале реакции была 1 моль/л, через 10 с – 0,8 моль/л. Найдите скорость этой реакции.

а)0,02 моль/л*с

б) 0,04 моль/л*с

в) 0,06 моль/л*с

г)0,08 моль/л*с


8. Почему жидкий бензин и этанол горят спокойно (вспомните горение спирта в спиртовке), а пары этих веществ в смеси с воздухом взрываются?

а) скорость реакции в газовой фазе больше

б) скорость реакции в газовой фазе меньше

в) протекает цепная реакция

г) химическая реакция необратима


9. Скорость реакции разложения Н2О2 в присутствии катализатора

а) уменьшится

б) увеличится

в) не изменится

г) нет правильного ответа


10. Реакция, идущая с наибольшей скоростью

а) S + О2

б) S + воздух →

t

в) S + О2

t

г) S + воздух →


Тест (3 уровень)

1. При комнатной температуре с наибольшей скоростью протекает реакция между:

а) раствором Са(ОН)2 и СО2

б) Р и О2

в) раствором NаОН и соляной кислотой

г) Мg и Н2О


2. Две различные гомогенные реакции протекают с образованием кислорода. За одну минуту в одной из них образуется 11,2 л кислорода (н.у.), а в другой - 16 г кислорода. Скорость какой из этих реакций больше и во сколько раз (объемы реакционных сосудов равны)?

а) скорость первой реакции больше скорости второй в 2 раза

б) скорость второй реакции больше скорости первой в 2 раза

в) скорость второй реакции больше скорости первой в √ 2 раз

г) правильного ответа нет


3. Какой график наиболее типичен для зависимости скорости реакции А + В → С от концентрации одного из исходных веществ?

а) hello_html_m46a70930.png б) hello_html_30ecb22a.png в) hello_html_15ef71a1.png г) hello_html_m384facca.png


4. Температурный коэффициент реакции равен 2. на сколько градусов надо повысить температуру, чтобы скорость этой реакции возросла в 16 раз?

а) 4

б) 8

в) 20

г) 40


5. Приведенные рисунки характеризуют зависимость скорости реакции

C + D → К

От концентрации одного из реагирующих веществ (а, в), время протекания реакции t (в), температуры Т (г). Проанализируйте графический материал и найдите случай, где явно допущена ошибка.

а)hello_html_6999b120.png б) hello_html_4b50c8b0.png в) hello_html_m25c1026f.png г) hello_html_m1563c0b9.png



6. Катализатор:

а) увеличивает число столкновений молекул реагентов в единицу времени

б) увеличивает скорости движения молекул реагентов

в) уменьшает энергию активации реакции

г) увеличивает тепловой эффект реакции.

Какое из этих утверждений справедливо?


7. В каких условиях реакция получения так называемого синтез газа, служащего для промышленного получения многих органических веществ:

СН4 + Н2О → СО + 3Н2

будет происходить с наибольшей скоростью?

Условие

Давление, атм

t,С

а

20

400

б

30

450

в

20

450

г

30

400


8. При охлаждении реакционной смеси с 50 до 20 С скорость реакции уменьшилась в 27 раз. Вычислите температурный коэффициент реакции.

а) 2

б) 3

в) 4

г) 5


9. Для реакции с соляной кислотой взяли гранулы цинка, имеющие вид кубика со стороной 1 см2. В первом случае кубик опустили в кислоту в неизменном виде, во втором – распилили на 8 одинаковых кубиков со стороной 0,5 см2. Во сколько раз может увеличиться скорость во втором случае?

а) 1,5

б) 2

в) 2,5

г) 4


10. Реакция при 40 С протекает за 180 сек. Температурный коэффициент ее равен 3. За сколько времени она завершится при 60 С?

а) 10 сек.

б) 20 сек.

в) 25 сек.

г) 40 сек.





















Приложение 4

Литература для учащихся:

  1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс. – М.: Дрофа, 2004.

  2. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. Основы химии и занимательные опыты. Пер, с нем., 2-е русск. Изд. – Л.: Химия, 1985 – Лейпциг, 1974.

  3. Гузей Л.С., Суровцева Р.П., Сорокин В.В. Химия. 9 класс. Учеб. Для общеобразоват. Учеб. Заведений. 1997.

  4. Ильчекко В.Р. Перекрестки физики, химии, биологии. –М: Просвещение, 1986.

  5. Журин А.А. Лабораторные опыты и практические работы по химии. – М: Аквариум,1997.

  6. Книга для чтения по неорганической химии. Кн. Для учащихся. В 2 ч. Ч. 1/Сост. В.А. Крицман. – 3-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1993.

  7. Мартыненко Б.В. Химия: кислоты и основания: Пособие для учащихся 8 – 11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2000

  8. Сурин Ю.В. Методика проведения проблемных опытов по химии. – М: Школа-Пресс, 1998.




































Приложение 5

Таблица 1.

Календарно-тематическое планирование


Дата

п/п

Тема урока.

Примечание

1

2

3

4



Модуль 1.



1

Знакомство с программой курса.



2

Скорость химической реакции.




Модуль 2.



3

Получение газообразных веществ, выполнение эксперимента с газами.



4

Условия, влияющие на скорость химической реакции.




Модуль 3.



5

Методы, позволяющие определить скорость химической реакции.



6

Определение скорости химической реакции.



7

Построение графиков скорости химической реакции.



8

Обобщение результатов эксперимента.




Модуль 4.




Работа творческих групп во внеурочное время.




Модуль 5.



9

Обобщающий урок.

Отчет творческих групп о проделанной работе.



10

Итоговое тестирование учащихся.



























Приложение 6.


Пример занятия (модуль 1)

Скорость химической реакции


Цели.

  1. Формировать компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации.

  2. Развивать умение увидеть проблему и наметить пути ее решения.

  3. Формировать критическое мышление, навыки работы в команде.

  4. Определить уровень знаний учащихся о скорости химической реакции, возможности экспериментального подтверждения теоретических предположений.

  5. Актуализировать понятие «скорость химических реакций».


Оборудование: спиртовка, пробирки, штатив для пробирок, гозоотводные трубки, пробиркодержатель.

Реактивы: карбонат меди (II), натрий, калий, железо (гранулы, порошок), алюминий (пудра), йод кристаллический, соляная кислота, вода.


Краткое содержание и структура урока:

п/п

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

2

3

1.

Организационная часть урока. Ознакомление с целями урока.

Запись темы урока. Инструктаж по технике безопасности.

Запись темы урока в тетради.

2.

Входной контроль знаний учащихся.

Письменно ответить на вопросы.

  1. Дать определение понятию «скорость химической реакции».

  2. Какие условия влияют на скорость химической реакции?

  3. Предложите методику любого эксперимента, позволяющего подтвердить теоретические предположения.


Выполнение письменного задания.

3.

«Мозговой штурм» (актуализация знаний о скорости химических реакций).

Результатом работы является формулировка проблемных вопросов.

  • Что влияет на скорость химической реакции?

  • Каково практическое значение изучения скорости химических реакций?

  • Какие методы позволяют определить скорость химической реакции?

  • Может ли человек регулировать скорость протекания химических процессов?


Ученики дают быстрые ответы на вопросы учителя. Основное требование - никакой критики, Все ответы принимаются, фиксируются и затем классифицируются.

4.

Демонстрация опытов, подтверждающих теорию.

  1. Взаимодействие натрия и калия с водой (влияние природы реагирующих веществ на скорость химической реакции).

  2. Взаимодействие соляной кислоты с порошкообразным железом и с гранулированным железом (влияние площади поверхности реагирующих веществ на скорость химической реакции).

  3. Взаимодействие гранулированного железа с соляной кислотой разной концентрации (влияние концентрации реагирующих веществ на скорость химической реакции).

  4. Разложение карбоната меди (II) (влияние температуры на скорость химической реакции).

  5. Взаимодействие алюминия с йодом (влияние катализатора на скорость химической реакции).

Составление краткого конспекта в тетради.

5.

Формирование групп для проведения исследования. Определяются темы исследования для групп или отдельных учащихся.

  • Изучение скорости химической реакции взаимодействия металлов с кислотами.

  • Изучение скорости химической реакции взаимодействия тиосульфата натрия с серной кислотой.

  • Изучение скорости химической реакции разложения перекиси водорода.

Распределение обязанностей между учащимися в группе

Работа в группах. Учащиеся определяют, какую химическую реакцию они будут изучать, распределяют обязанности, определяют форму отчета.

6.

Подведение итогов занятия. Рефлексия.


7.

Домашнее задание: продумать порядок проведения исследования скорости выбранной химической реакции, оборудование и реактивы, необходимые для работы.


Запись домашнего задания.


Программа элективного курса по химии "Скорость химической реакции" (9 класс)
  • Химия
Описание:

Теме «Скорость химических реакций» в программе по химии для основной школы отводится 4 часа (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений.). Углубление знаний учащихся в данном вопросе позволит акцентировать внимание  на ведущие идеи курса химии: материальное единство веществ природы, их генетическая связь; причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ; познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций; объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактологического материала химии; законы природы объективны и познаваемы; знание законов химии дает возможность управлять химическими превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды от загрязнения; наука и практика взаимосвязаны (требования практики – движущая сила развития науки, успехи практики обусловлены достижениями науки).

            Изучение предлагаемого элективного курса открывает возможность формировать у учащихся общеучебные и специальные предметные умения: работать с химическими веществами, планировать эксперимент, вести наблюдение, анализировать полученные результаты, обобщать данные, формулировать вывод. Выполнение простых химических опытов учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту.

Автор Степук Екатерина Семеновна
Дата добавления 31.12.2014
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 517
Номер материала 19066
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓