Главная / Физика / Программа элективного курса по физике 10-11 классы

Программа элективного курса по физике 10-11 классы



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЕРДЕНЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА, МАЛОЯРОСЛАВЕЦКИЙ РАЙОН КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ



«Утверждаю» «Согласовано»

Директор МОУ Ерденевская СОШ зам. директора по УВР

___________________/ Бобылев П.Г. _____________/ Медова Ю.В.

«___________» _______ 2014г.

приказ № ______ от _____________2014г.




Решение задач по физике


авторская программа элективного курса по физике

для учащихся 10-11 классов





Составитель программы:

Донская

Людмила Николаевна

учитель физики

МОУ Ерденевская СОШ

Малоярославецкий район

Калужская область











2014 г




«Решение задач по физике»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Пояснительная записка.

Программный материал рассчитан для учащихся 10-11 классов на 1 учебный час в неделю. Настоящая программа является примерной и может быть положена в основу программы элективного курса по физике или как дополняющий материал к основному учебнику физики. Она позволяет более глубоко и осмысленно изучать практические и теоретические вопросы физики. Цель этого элективного курса – развить у учащихся следующие умения: решать предметно-типовые, графические и качественные задачи по дисциплине; осуществлять логические приемы на материале заданий по предмету; решать нестандартные задачи, а так же для подготовки учащихся к успешной сдаче ЕГЭ. Программа посвящена рассмотрению отдельных тем, важных для успешного освоения методов решения задач повышенной сложности. В программе рассматриваются теоретические вопросы, в том числе понятия, схемы и графики, которые часто встречаются в формулировках контрольно измерительных материалов по ЕГЭ, а также практическая часть. В практической части рассматриваются вопросы по решению экспериментальных задач, которые позволяют применять математические знания и навыки, которые способствуют творческому и осмысленному восприятию материала.

В результате реализации данной программы у учащихся формируются следующие учебные компетенции: систематизация, закрепление и углубление знаний фундаментальных законов физики; умение самостоятельно работать со справочной и учебной литературой различных источников информации; развитие творческих способностей учащихся.


Цель: Подготовка учащихся к успешной сдачи ЕГЭ.


Задачи:


  1. Научить учащихся самостоятельно анализировать конкретную проблемную задачу и находить наилучший способ её решения.

  2. Развитие физического и логического мышления школьников.

  3. Развить творческие способности учащихся и привитие практических умений.








МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

По выполнению программы учащиеся должны знать:

  • основные понятия физики

  • основные законы физики

  • вывод основных законов

  • понятие инерции, закона инерции

  • виды энергии

  • разновидность протекания тока в различных средах

  • состав атома

  • закономерности, происходящие в газах, твердых, жидких телах

По выполнению программы учащиеся должны уметь производить расчеты:

  • производить расчеты по физическим формулам

  • производить расчеты по определению координат тел для любого вида движения

  • производить расчеты по определению теплового баланса тел

  • решать качественные задачи

  • решать графические задачи

  • снимать все необходимые данные с графиков и производить необходимые расчеты

  • писать ядерные реакции

  • составлять уравнения движения

  • по уравнению движения, при помощи производной, находить ускорение, скорость

  • давать характеристики процессам происходящие в газах

  • строить графики процессов

  • описывать процессы при помощи уравнения теплового баланса

  • применять закон сохранения механической энергии

  • применять закон сохранения импульса

  • делать выводы










Учебно-тематический план


№ п\п

Содержание обучения

всего

Количество учебных занятий

теоретических

практических

1.

Механика


21 ч.

6

15


Кинематика

8

2

6


Динамика

5

2

3


Законы сохранения

8

2

6

2.

Молекулярная физика


11 ч.

3

8

3.

Электродинамика


8 ч.

2

6

4.

Законы постоянного тока


7 ч.

2

5

5.

Электромагнитные явления


7 ч.

3

4

6.

Электромагнитные колебания


5 ч.

2

3

7.

Оптика


5 ч.

1

4

8.

Волновая физика


4ч.

1

3


Всего часов

68

20

48







Содержание курса

МЕХАНИКА (21 часа)

  1. Кинематика (8 часов)

  1. Знакомство с основными понятиями кинематики. Скорость. Относительность движения.

  2. Качественные задачи на относительность движения.

3. Графические задачи на определение кинематических величин.

4.Выведение формулы средней скорости. Расчетные задачи на определение ср. с-ти

5. Выведение уравнений равнопеременного движения. Решение расчетных задач.

5. Решение графических задач на равноускоренное движение.

6. Практическая часть. Свободное падение. Ускорение свободного падения.

7. Рассмотрение задач на сопоставление по кинематике.

8.Контрольный мониторинг.

2. Динамика(5 часов)

1. Знакомство с законами Ньютона. Решение качественных задач.

2. Практическая часть. Определение силы упругости. Силы тяжести. Веса тела.

3. Математический способ решения задач на движение тел при наличии силы трения. Применение законов Ньютона.

4. Знакомство с понятием всемирного тяготения. Решение расчетных задач.

5. Тестовое решение задач по теме.

3. Законы сохранения(8часов)

1. Знакомство с понятием импульс. Выведение закона сохранения импульса. Решение качественных задач.

2.Знакомство с видами столкновения тел. Применение закона сохранения импульса при упругом столкновении.

3.Знакомство с понятиями: работа, энергия. Решение расчетных задач.

4.Знакомство с теоремами о кинетической энергии тела и потенциальной энергии тела. Закон сохранения энергии. Решение расчетных задач.

5. Решение комбинированных расчетных задач.

6. Практическая часть. Применение закона сохр. имп. при неупругом столкновении.

7.Решение задач на сопоставление.

8.Контрольный мониторинг.

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА ( 11 часов)

  1. Знакомство с формулировкой и доказательством основных положений МКТ. Решение качественных и расчетных задач.

  2. Выведение и применение уравнения Менделеева-Клаперона. Решение задач на газовые законы.

  3. Изопроцессы. Графическое решение задач.

  4. Решение задач на изопроцессы.

  5. Решение задач на соответствие по теме.

  6. Знакомство с понятиями внутренней энергии и ее изменений. Решение качественных и расчетных задач.

  7. Знакомство с фазовыми превращениями вещества (нагревание, плавление, парообразование). Решение графических и расчетных задач.

  8. Выведение первого закона термодинамики. Знакомство со вторым законом термодинамики. Решение графических, качественных и расчетных задач.

  9. Знакомство с тепловыми двигателями. Решение экологических задач

  10. Решение задач на сопоставление по теме.

  11. Решение тестовых задач.

ЭЛЕКТРОДИНАМИКА ( 8 часов)

1. Знакомство с электрическим зарядом. Выведение закона сохранения заряда. Решение качественных задач.

2. Решение задач на применение закона Кулона.

3. Решение комбинированных задач.

4. Знакомство с понятиями: напряженность, принцип суперпозиции полей. Решение комбинированных задач.

5. Решение задач на применение потенциала электрического поля, на определение разности потенциалов, работы электростатического поля.

6. Знакомство с конденсаторами и их видами. Определение энергии конденсатора. Решение задач на сравнение величин характеризующих работу конденсатора.

7. Решение тестовых задач.

8. Контрольный мониторинг.

ЗАКОНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА ( 7 часов )

1. Решение задач на основные характеристики постоянного тока.

2. Выведение закона Ома для участка цепи. Решение расчетных задач.

3.Практическая часть. Отработка навыков по сборке цепей разного соединения проводников. Решение задач по схемам.

4. Решение расчетных задач на закон Ома для полной цепи.

5. Решение расчетных задач на работу тока, мощность тока и закон Джоуля – Ленца

6. Решение качественных задач и на сопоставление.

7. Решение тестовых задач по теме.

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ (7 часов)

1. Знакомство с основными характеристиками магнитного поля. Решение задач по схемам.

2. Выведение формул: силы Ампера, силы Лоренца. Решение расчетных и кач. задач.

3. Практическая часть. Электрический ток в различных средах.

4. Знакомство с явлением электромагнитной индукции. Выведение закона электромагнитной индукции. Решение расчетных задач.

5. Решение расчетных задач с использованием характеристик переменного тока. Активное и реактивное сопротивления. Отработка навыков по решению уравнений.

6. Решение задач на сопоставление.

7. Решение тестовых задач по теме.

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ КОЛЕБАНИЯ(5 часов)

1. Решение задач на свободные электромагнитные колебания.

2. Решение качественных задач на вынужденные электромагнитные колебания.

3. Знакомство с электромагнитными волнами и их характеристиками. Решение задач.

4. Решение задач на сопоставление.

5. Решение тестовых задач по теме.

ОПТИКА (5 часов)

1. Знакомство с законами геометрической оптики. Законы распространения и отражения света. Решение качественных задач и задач на построение.

2. Знакомство с формулировкой закона преломления света. Линзы. Виды линз. Характеристики линз. Формула тонкой линзы. Решение расчетных задач.

3.Построение изображения, даваемое линзами. Решение качественных задач и задач на построение.

4. Решение расчетных задач на интерференцию света.

5. Решение расчетных задач на дифракцию света. Дифракционная решетка.

КВАНТОВАЯ ФИЗИКА(4 часа)

  1. Знакомство с элементами теории относительности. Решение качественных задач и расчетных задач по теме.

  2. Решение расчетных задач на фотоэффект и его применение.

  3. Решение расчетных задач на квантовую теорию света.

  4. Атомное ядро. Ядерные реакции. Закон радиоактивного распада. Расчет энергии выхода при ядерных реакциях.


Учебно-тематический план

№ п\п

№ п\п

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

Кол-во часов

дата

при

меча

ние


всего


Теорети

ческих


Практи

ческих



КИНЕМАТИКА

8

2

6



1

1

Основные понятия кинематики

1

0.5

0,5



2

2

Скорость. Относительность движения.

1

-

1



3

3

Средняя скорость.

1

0,5

0,5



4

4

Равнопеременное движение

1

-

1



5

5

Равноускоренное движение

1

0,5

0,5



6

6

Свободное падение.

1

-

1



7

7

Кинематика вращательного движения.

1

0,5

0,5



8

8

Решение тестовых задач. ТЕСТ №1 «Кинематика»

1

-

1





ДИНАМИКА

5

2

3



9

1

Первый, второй и третий законы Ньютона.

1

0,5

0,5



10

2

Сила упругость, сила тяжести. Вес.

1

0,5

0,5



11

3

Движение при наличии силы трения

1

0,5

1,5



12

4

Всемирное тяготение.

1

0,5

0,5



13

5

Решение тестовых задач. ТЕСТ№2 «Динамика»

1

-

1





ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ

8

2

6



14

1

Импульс. Закон сохранения импульса.

1

0,5

0,5



15

2

Столкновение тел: упругое, неупругое и безразличное.

1

-

1



16

3

Работа. Теорема о кинетической энергии.

1

0,5

0,5



17

4

Теорема о потенциальной энергии.

1

-

1



18

5

Работа, мощность, энергия.

1

0,5

0,5



19

6

Закон сохранения энергии.

1

-

1



20

7

Давление жидкости и газа.

1

-

1



21

8

Закон Архимеда.

1

0,5

0,5





МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА

5

1

4



22

1

Основные положения МКТ.

1

0,5

0,5



23

2

Уравнение Менделеева - Клапейрона.

1

0.5

0,5



24

3

Газовые законы.

1

-

1



25

4

Графическое решение задач на изопроцессы

1

-

1



26

5

Основное уравнение МКТ.

1

-

1





ТЕРМОДИНАМИКА

6

2

4



27

1

Внутренняя энергия. Изменение внутренней энергии.

1

0,5

0,5



28

2

Фазовые превращения (нагревание, плавление, парообразование)

1

-

1



29

3

Первый закон термодинамики

1 0,5

0,5



30

4

Тепловые двигатели

1

0,5

0,5



31

5

Пары. Влажность воздуха.

1

0,5

0,5



32

6

ТЕСТ№5 «Термодинамика»

1

-

1





ЭЛЕКТРОДИНАМИКА

8

2,5

5,5



33

1

Электрический заряд. Закон сохранения заряда.

1

0,5

0,5



34

2

Закон Кулона.

1

0,5

0,5



35

3

Напряженность. Принцип суперпозиции полей.

1

0,5

0,5



36

4

Потенциал. Разность потенциалов.

1

0,5

0,5



37

5

Работа элестотического поля. Решение задач

1


1



38

6

Конденсаторы. Виды конденсаторов. Электроёмкость.

1

0,5

0,5



39

7

Энергия конденсатора.

1


1



40

8

Контрольный мониторинг

1


1





ЗАКОНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА

7

2,5

4,5



41

1

Характеристики постоянного тока

1

0.5

0.5



42

2

Закон Ома для участка цепи .

1

0.5

0.5



43

3

Соединения проводников.

1

0.5

0.5



44

4

Работа и мощность тока.

1

0.5

0.5



45

5

Тест №2 «Законы постоянного тока»

1


1



46

6

Закон Ома для полной цепи

1

0.5

0.5



47

7

Контрольный мониторинг.

1


1





ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

7

3

4



48

1

Магнитное поле. Сила Ампера.

1

0.5

0.5



49

2

Магнитное поле. Сила Лоренца.

1

0.5

0.5



50

3

Электрический ток в различных средах.

1

0.5

0.5



51

4

Явление электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции.

1

0.5

0.5



52

5

Переменный ток и его характеристики.

1

0.5

0.5



53

6

Сопротивления в цепи переменного тока.

1

0.5

0.5



54

7

Контрольный мониторинг.

1


1





ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ КОЛЕБАНИЯ

5

2

3



55

1

Свободные электромагнитные колебания

1

0.5

0.5



56

2

Вынужденные электромагнитные колебания

1

0.5

0.5



57

3

Давление и импульс электромагнитных волн.

1

0.5

0.5



58

4

Электромагнитные волны

1

0.5

0.5



59

5

Контрольный мониторинг.

1


1





ОПТИКА

5

1

4



60

1

Геометрическая оптика. Законы распространения света.

1

0.5

0.5



61

2

Линзы. Виды линз. Построение, даваемое линзами.

1

0.5

0.5



62

3

Интерференция света. Решение задач.

1


1



63

4

Дифракция света. Дифракционная решетка. Решение качественных задач.

1


1



64

5

Контрольный мониторинг

1


1



hello_html_m50fbdd67.gif


КВАНТОВАЯ ФИЗИКА

4

1

3



65

1

Квантовая физика.

1

0,5

0,5



66

2

Фотоэффект и его применение

1

0,5

0,5



67

3

Атомное ядро. Ядерные реакции.

1


1



68

4

Рhello_html_425a218a.gifасчет энергии выхода при ядерных реакциях

1


1





вhello_html_m34250458.gifсего часов

68



































Литература, используемая учащимися:


  1. Физика-10, авт. В.А. Касьянов

  2. Физика-11, авт. В.А. Касьянов

  3. Методика решения задач по физике, авт. В.А. Касьянов.

  4. Сборник задач по физике, авт.А.С. Степанов

  5. Сборник задач по физике, авт. А.П. Рымкевич

  6. Сборник тестовых заданий по физике, авт. К.Н. Кабардин, Г.Я. Орлов

  7. Физика ЕГЭ 2005-2008



Литература, используемая учителем:


  1. Физика-10,авт. В.А.Касьянов

  2. Физика-10,авт. В.А.Касьянов

  3. Сборник задач по физике, авт.А.С. Степанов

  4. Сборник задач по физике, авт. Г.П. Демкович

  5. Сборник тестовых заданий по физике, авт. К.Н. Кабардин, Г.Я. Орлов

  6. Физика ЕГЭ 2005-2008

  7. Демоверсии ЕГЭ 2005-2009

  8. Сборник качественных задач, авт. И.Н. Тульчинский




Программа элективного курса по физике 10-11 классы
  • Физика
Описание:

«Решение задач по физике»

Программный материал рассчитан  для учащихся  10-11 классов на 1 учебный час в неделю. Настоящая программа является примерной и может быть положена в основу программы элективного курса по физике или  как дополняющий материал к основному учебнику физики. Она позволяет более глубоко и осмысленно изучать практические и теоретические  вопросы физики. Цель этого  элективного курса – развить у учащихся следующие умения: решать предметно-типовые, графические и качественные задачи по дисциплине; осуществлять логические приемы на материале заданий по предмету; решать нестандартные задачи, а так же  для подготовки учащихся к  успешной сдаче ЕГЭ. Программа посвящена рассмотрению отдельных тем, важных для успешного освоения методов решения задач повышенной сложности. В программе рассматриваются теоретические  вопросы, в том числе понятия, схемы и графики, которые часто встречаются в формулировках контрольно измерительных материалов по ЕГЭ,  а также практическая часть. В практической части рассматриваются вопросы по решению экспериментальных задач,  которые позволяют применять математические знания и навыки, которые способствуют  творческому и осмысленному  восприятию материала.        

       В результате реализации данной программы у учащихся формируются следующие учебные компетенции: систематизация, закрепление и углубление знаний фундаментальных законов физики; умение самостоятельно работать со справочной и учебной литературой различных источников информации; развитие  творческих способностей учащихся.

      Цель:  Подготовка учащихся  к  успешной сдачи ЕГЭ.

 

 

Автор Донская Людмила Николаевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 980
Номер материала 35934
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓