«Утверждаю» Принята
на заседании
Директор МОУ «ЖСОШ» педагогического
совета школы
___________ Т.М.Климова Протокол
№1 от 29.08.2014г.
«___» __________ 2014г.
Рассмотрена на заседании ШМО
учителей
естественных наук
Протокол №1
от 28.08.2014г.
Программа
элективного курса по биологии
«Клетки и ткани»
на 2014-2015 учебный год
Автор: Трошина
Г.В.
учитель
биологии и химии
МКОУ «Жилетовская СОШ»
Пояснительная записка
Программа предназначена для учащихся 11
класса.
Основная цель –
систематизация и обобщение знаний учащихся за курс средней школы по разделам общей
биологии: «Общая цитология» и «Гистология».
Цель данной
программы обусловлена единством трех основных аспектов: развивающего,
образовательного, воспитательного.
Решение
развивающего аспекта обучения состоит в создании условий для развития
логического, критического мышления школьников, монологической письменной и
устной речи, самостоятельности мышления и принятия решений, творческих
способностей.
Данная программа
ориентирована на подготовку к ЕГЭ и предполагает:
-систематизировать
знания и расширить изучение отдельных тем;
-сформировать
навыки в решении биологических задач и заданий;
-подготовить
учащихся к успешной сдачи экзамена
Программа рассчитана на 34ч при одном часе в
неделю:
24ч –
лекционно-практические и самостоятельные работы учащихся
6ч -
контрольные занятия
4ч –
учебно-исследовательская деятельность
Учебно – тематический план
№п/п
|
Название раздела
|
Кол-во лекционных часов
|
Кол-во практических занятий
|
Кол-во контрольных занятий
|
Часть
1. Общая цитология - 20час
|
1.
|
Введение в биологию клетки
|
1
|
|
|
2.
|
Уровни клеточной организации: прокариоты и
эукариоты. Общий план строения клеток
|
2
|
4
|
1
|
3.
|
Основные компоненты и органоиды клеток
|
1
|
2
|
1
|
4.
|
Обмен веществ и энергии. Метаболический
аппарат клетки
|
1
|
|
1
|
5.
|
Ядерный аппарат и репродукция клеток
|
1
|
2
|
|
6.
|
Вирусы как неклеточная форма жизни
|
1
|
|
1
|
7.
|
Происхождение и эволюция клеток
|
1
|
|
|
Часть
2. Гистология - наука о тканях - 10час
|
8.
|
Введение в гистологию
|
1
|
|
|
9.
|
Эпителиальные ткани
|
1
|
1
|
|
10.
|
Мышечные ткани
|
|
1
|
1
|
11.
|
Ткани внутренней среды
|
1
|
1
|
|
12.
|
Нервная ткань
|
1
|
1
|
1
|
Часть
3. Учебно – исследовательская деятельность - 4час
|
Содержание программы
Часть
1.Общая цитология
Глава 1. Введение в биологию клетки
Глава 2. Уровни клеточной организации:
прокариоты и эукариоты. Общий план строения клеток.
Прокариоты. Царство Бактерии. Особенности бактериальных клеток. Эукариоты.
Особенности клеток растений, животных, грибов. Общий план строения клеток живых
организмов.
Лабораторные работы: 1.Особенности
строения клеток прокариот
2.Изучение молочно-кислых бактерий.
3.Изучение культуры одноклеточных
водорослей.
4. Особенности строения животной клетки
Глава 3. Основные компоненты и органоиды
клеток. Плазматическая мембрана клеток. Надмембранные
образования. Цитоплазма и органоиды: одномембранные(ЭПС, комплекс Гольджи,
лизосомы, вакуоли), двумембранные(митохондрии, пластиды), немембранные(рибосомы,
включения, органоиды движения)
Лабораторные работы: 1. Плазмолиз и
деплазмолиз растительной клетки
2. Особенности строения клеток эукариот
Глава 4.Обмен веществ и энергии.
Метаболический аппарат клетки. Пластический обмен.
Синтез белка. Синтез углеводов. Синтез липидов. Аэробный обмен. Фотосинтез в
растительных клетках. Пластиды и хлоропласты. Фототрофные бактерии.
Энергетический обмен(катаболизм).Обмен веществ и энергии. Метаболический
аппарат клетки.
Глава 5. Ядерный аппарат и репродукция
клеток. Структура и функции ядра. Структура хромосом. Современное
представление о структуре гена про- и эукариот. Транскрипция. Синтез и
созревание РНК. Жизненный цикл клеток. Репликация ДНК в эукариотических и
прокариотических клетках. Митоз. Типы митоза. Мейоз. Развитие половых клеток.
Лабораторные работы: 1. Митоз в клетках
корней лука.
2. Мейоз в пыльниках цветковых растений
Глава 6.Вирусы как неклеточная форма жизни. Строение вирусов. Распространение вирусов в природе. Вирусы и человек.
Хранение и передача генетической информации вирусами. Жизненный цикл вирусов.
Способы борьбы с вирусными инфекциями. Вирусы как неклеточная форма жизни.
Глава 7. Происхождение и эволюция клеток.
Часть
2. Гистология - наука о тканях
Глава 8. Введение в гистологию.
Глава 9. Эпителиальные ткани. Эпителии – пограничные ткани. Общая характеристика и классификация.
Покровные эпителии беспозвоночных и позвоночных животных. Кишечные зпителии.
Типы пищеварения. Железистые эпителии. Секреция – универсальное свойство
клеток. Лабораторная работа: Изучение эпителиальной ткани. Железистый
эпителий. Микропрепарат «Щитовидная железа млекопитающих»
Глава 10. Мышечные ткани. Лабораторная работа: Изучение мышечной ткани
Глава 11.Ткани внутренней среды. Лабораторная работа « Кровь лягушки»
Глава 12. Нервная ткань. Нейронная теория. Строение нейрона. Аксон и дендриты. Нервные клетки
беспозвоночных. Взаимодействие между нервными клетками. Нейросекреторные
клетки. Глия. Нервная система – главная интегрирующая система организма
животных и человека. Практическая работа « Изучение электронных
микрофотографий нервной ткани»
Часть
3. Учебно-исследовательская деятельность.
Значение изучения клеток и тканей животных и
человека для решения актуальных проблем биологии и медицины.
Примерные темы исследований:
- ткани внутренней среды;
- воспаление и иммунные реакции организма;
- опорно-механические разновидности тканей
внутренней среды;
- кровь – многофункциональная ткань;
- защитная функция крови. Иммунитет;
- знакомьтесь – молодая наука нейроиммунология
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся
должны знать:
- особенности строения клеток прокариот и
эукариот;
- основные компоненты и органоиды клеток и их
функции;
- сущность метаболических процессов клетки:
пластический и энергетический обмен;
- особенности строения ядерного аппарата, его
функции;
- отличие мейоза от митоза;
- важнейшие особенности вирусов как
неклеточной формы жизни;
- происхождение и эволюцию клеток и тканей;
- отличительные особенности строения и функций
тканей: эпителиальных, мышечных, тканей внутренней среды и нервной;
- особенности учебно- исследовательских
проектов
Учащиеся
должны уметь:
- узнавать основные компоненты и органоиды
клеток эукариот и прокариот:
- распознавать типы тканей на электронных
фотографиях;
- находить на микропрепаратах органоиды
клеток, ткани, фазы митоза и мейоза;
- зарисовывать увиденное под микроскопом и
давать объяснения;
- успешно пользоваться микроскопом;
- оформлять свою исследовательскую
деятельность
Список литературы
1. Кириленкова В.Н., Обухов Д.К. Клетки и ткани.- М.: Дрофа, 2008.
2. Рохлов В.С. ГИА-2011:Экзамен в новой форме. Биология. 9 класс/ ФИПИ. –
М.: Астрель, 2010.,2009.
3. Степанов И.А. Тестовые задания по биологии 6-11 классы. – М.: Новый
учебник, 2003.
4. Теремов А.В. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов
в новой форме. Биология. 2011 / ФИПИ. – М.: Интеллект-центр, 2011.
5. Трайтак Д.И. Биология Справочные материалы. - М.: Просвещение,2005
6. Хрипкова А.Г. Анатомия, физиология и гигиена человека. Пособие для
учителя. – М.: Просвещение, 2000.
7. Юсунбаев Б.Х. Биология. Тесты: Растения и животные. Человек и его
здоровье. Общая биология. – М.: Аркти, 2005.
8. Ярыгин В.Н. Биология. Для поступающих в ВУЗЫ. – М.:Высшая школа, 2009.
Календарно-тематическое
планирование
№ п/п
|
Содержание
|
Дата проведения
|
План
|
Факт
|
|
Часть 1.
Общая цитология
|
|
|
1
|
Глава 1. Введение
в биологию клетки
|
09.09
|
|
|
Глава 2. Уровни
клеточной организации
|
|
|
2
|
Общий план строения
клеток: прокариоты и эукариоты
|
16.09
|
|
3
|
Выполнение заданий
типа В1
|
23.09
|
|
4
|
Царство бактерии
|
30.09
|
|
5
|
Л./р. Изучение
молочно-кислых бактерий
|
07.10
|
|
6
|
Выполнение заданий
типа В2
|
14.10
|
|
7
|
Л./Р.Особенности
строения животной клетки
|
21.10
|
|
8
|
Общий план строения
клеток живых организмов (тестирование)
|
28.10
|
|
|
Глава 3. Основные
компоненты и органоиды клеток
|
|
|
9
|
Плазматическая
мембрана , цитоплазма и ее органоиды
|
11.11
|
|
10
|
Выполнение заданий
типа В3
|
18.11
|
|
11
|
Л./р Особенности
строения клеток эукариот
|
25.11
|
|
12
|
Тестирование
|
02.12
|
|
|
Глава 4. Обмен
веществ и энергии
|
|
|
13
|
Пластический обмен
(фотосинтез, биосинтез)
|
09.12
|
|
14
|
Энергетический
обмен (тестирование)
|
16.12
|
|
|
Глава 5. Ядерный
аппарат и репродукция клеток
|
|
|
15
|
Структура и функции
ядра. Жизненный цикл клеток
|
23.12
|
|
16
|
Выполнение заданий
типа В4, В5,В6
|
13.01
|
|
17
|
Выполнение заданий
типа В7,В8
|
20.01
|
|
|
Глава 6. Вирусы
как неклеточная форма жизни
|
|
|
18
|
Строение, жизненный
цикл вирусов
|
27.01
|
|
19
|
Вирусы и человек
(тестирование)
|
03.02
|
|
|
Глава 7.
Происхождение и эволюция клеток
|
|
|
20
|
Зарождение жизни на
Земле
|
10.02
|
|
|
Часть 2.
Гистология – наука о клетках
|
|
|
21
|
Введение в
гистологию
|
17.02
|
|
|
Глава
8.Эпителиальные ткани
|
|
|
22
|
Общая
характеристика и классификация эпителиальных тканей
|
24.02
|
|
23
|
Выполнение заданий
типа С5
|
03.03
|
|
|
Глава 9.
Мышечные ткани
|
|
|
24
|
Л./р. Изучение
мышечной ткани
|
10.03
|
|
25
|
Тестовый контроль
|
17.03
|
|
|
Глава 10. Ткани
внутренней среды
|
|
|
26
|
Внутренняя среда
:кровь, лимфа, тканевая жидкость
|
07.04
|
|
27
|
Выполнение заданий
типа С6
|
14.04
|
|
|
Глава 11.
Нервная ткань
|
|
|
28
|
Нейронная теория.
Строение нейрона. Нервная система человека и животных
|
21.04
|
|
29
|
Практическая работа
Выполнение демонстрационного варианта 2012 года
|
28.04
|
|
30
|
Нейросекреторные
клетки. Глия.(тестирование)
|
05.05
|
|
|
Часть
3.Учебно-исследовательская деятельность
|
|
|
31-34
|
Значение изучения
клеток и тканей животных и человека для решения актуальных проблем биологии и
медицины
|
12.05
|
|
19.05
|
|
26.05
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.