Инфоурок Биология Другие методич. материалыПрограмма элективного курса по биологии на тему "Клетки и ткани" (11класс)

Программа элективного курса по биологии на тему "Клетки и ткани" (11класс)

Скачать материал

 

 

 

«Утверждаю»                                                            Принята  на заседании                                    

Директор МОУ «ЖСОШ»                                   педагогического совета школы

___________ Т.М.Климова                                  Протокол №1 от 29.08.2014г.         

«___»  __________    2014г.                     

 

                                  Рассмотрена на заседании ШМО

                                  учителей естественных наук

                                   Протокол №1 от 28.08.2014г.

 

 

 

 

 

Программа

элективного курса  по биологии

«Клетки и ткани»

на 2014-2015 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                Автор:          Трошина Г.В.

                                                                                 учитель биологии и химии

                                                                                 МКОУ «Жилетовская СОШ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Пояснительная записка

 Программа предназначена для учащихся 11 класса.

Основная цель – систематизация и обобщение знаний учащихся за курс средней школы по разделам  общей биологии: «Общая цитология» и «Гистология».

Цель данной программы  обусловлена единством трех основных аспектов: развивающего, образовательного, воспитательного.

Решение развивающего аспекта обучения состоит в создании условий для развития логического, критического мышления школьников, монологической письменной и устной речи, самостоятельности мышления и принятия решений, творческих способностей.

Данная программа ориентирована на подготовку к ЕГЭ и предполагает:

-систематизировать знания и расширить изучение  отдельных тем;

-сформировать навыки в решении биологических задач и заданий;

-подготовить учащихся к успешной сдачи экзамена

Программа рассчитана на 34ч при одном часе в неделю:

24ч – лекционно-практические и самостоятельные работы учащихся

  6ч -   контрольные занятия

  4ч – учебно-исследовательская деятельность

Учебно – тематический план

№п/п

Название раздела

Кол-во лекционных часов

Кол-во практических занятий

Кол-во контрольных занятий

Часть 1. Общая цитология        -   20час

1.

Введение в биологию клетки

1

 

 

2.

Уровни клеточной организации: прокариоты и эукариоты. Общий план строения клеток

2

4

1

3.

Основные компоненты и органоиды клеток

1

2

1

4.

Обмен веществ и энергии. Метаболический аппарат клетки

1

 

1

5.

Ядерный аппарат и репродукция клеток

1

2

 

6.

Вирусы как неклеточная форма жизни

1

 

1

7.

Происхождение и эволюция клеток

1

 

 

Часть 2. Гистология  - наука о тканях    -   10час

8.

Введение в гистологию

1

 

 

9.

Эпителиальные ткани

1

1

 

10.

Мышечные ткани

 

1

1

11.

Ткани внутренней среды

1

1

 

12.

Нервная ткань

1

1

1

Часть 3. Учебно – исследовательская деятельность   -   4час

 

Содержание программы

Часть 1.Общая цитология

Глава 1. Введение в биологию клетки

Глава 2. Уровни клеточной организации: прокариоты и эукариоты. Общий план строения клеток. Прокариоты. Царство Бактерии. Особенности бактериальных клеток. Эукариоты. Особенности клеток растений, животных, грибов. Общий план строения клеток живых организмов.

Лабораторные работы: 1.Особенности строения клеток прокариот

2.Изучение молочно-кислых бактерий.

3.Изучение культуры одноклеточных водорослей.

4. Особенности строения животной клетки

Глава 3. Основные компоненты и органоиды клеток. Плазматическая мембрана клеток. Надмембранные образования. Цитоплазма и органоиды: одномембранные(ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы, вакуоли), двумембранные(митохондрии, пластиды), немембранные(рибосомы, включения, органоиды движения)

Лабораторные работы: 1. Плазмолиз и деплазмолиз растительной клетки

2. Особенности строения клеток эукариот

Глава 4.Обмен веществ и энергии. Метаболический аппарат клетки. Пластический обмен. Синтез белка. Синтез углеводов. Синтез липидов. Аэробный обмен. Фотосинтез в растительных клетках. Пластиды и хлоропласты. Фототрофные бактерии. Энергетический обмен(катаболизм).Обмен веществ и энергии. Метаболический аппарат клетки.

Глава 5. Ядерный аппарат и репродукция клеток. Структура и функции ядра. Структура хромосом. Современное представление о структуре гена про- и эукариот. Транскрипция. Синтез и созревание РНК. Жизненный цикл клеток. Репликация ДНК в эукариотических и прокариотических клетках. Митоз. Типы митоза. Мейоз. Развитие половых клеток.

Лабораторные работы: 1. Митоз в клетках корней лука.

2.  Мейоз в пыльниках цветковых растений

Глава 6.Вирусы как неклеточная форма жизни. Строение вирусов. Распространение вирусов в природе. Вирусы и человек. Хранение и передача генетической информации вирусами. Жизненный цикл вирусов. Способы борьбы с вирусными инфекциями. Вирусы как неклеточная форма жизни.

Глава 7. Происхождение и эволюция клеток.

Часть 2. Гистология  - наука о тканях

Глава 8. Введение в гистологию.

Глава 9. Эпителиальные ткани. Эпителии – пограничные ткани. Общая характеристика и классификация. Покровные эпителии беспозвоночных и позвоночных животных. Кишечные зпителии. Типы пищеварения. Железистые эпителии. Секреция – универсальное свойство клеток. Лабораторная работа: Изучение  эпителиальной ткани. Железистый эпителий. Микропрепарат «Щитовидная железа млекопитающих»

Глава 10. Мышечные ткани. Лабораторная работа: Изучение мышечной ткани

Глава 11.Ткани внутренней среды. Лабораторная работа « Кровь лягушки»

Глава 12. Нервная ткань. Нейронная теория. Строение нейрона. Аксон и дендриты. Нервные клетки беспозвоночных. Взаимодействие между нервными клетками. Нейросекреторные клетки. Глия. Нервная система – главная интегрирующая система  организма  животных и человека. Практическая работа « Изучение электронных микрофотографий нервной ткани»

Часть  3. Учебно-исследовательская деятельность.

Значение изучения клеток и тканей животных и человека для решения актуальных проблем биологии и медицины.

Примерные темы исследований:

- ткани внутренней среды;

- воспаление и иммунные реакции организма;

- опорно-механические разновидности тканей внутренней среды;

- кровь – многофункциональная ткань;

- защитная функция крови. Иммунитет;

- знакомьтесь – молодая наука нейроиммунология

 

Основные требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

- особенности строения клеток прокариот и эукариот;

- основные компоненты и органоиды клеток и их функции;

- сущность метаболических процессов клетки: пластический и энергетический обмен;

- особенности строения ядерного аппарата, его функции;

- отличие мейоза от митоза;

-  важнейшие особенности вирусов как неклеточной формы жизни;

- происхождение и эволюцию клеток и тканей;

- отличительные особенности строения и функций тканей: эпителиальных, мышечных, тканей внутренней среды и нервной;

- особенности учебно- исследовательских проектов

Учащиеся должны уметь:

- узнавать  основные компоненты и органоиды клеток эукариот и прокариот:

-  распознавать типы тканей  на электронных фотографиях;

-  находить на микропрепаратах органоиды клеток, ткани, фазы митоза и мейоза;

- зарисовывать увиденное под микроскопом и давать объяснения;

- успешно пользоваться микроскопом;

- оформлять свою исследовательскую деятельность

 

 

 Список литературы

 

1.     Кириленкова В.Н., Обухов Д.К. Клетки и ткани.- М.: Дрофа, 2008.

2.     Рохлов В.С. ГИА-2011:Экзамен в новой форме. Биология.  9 класс/ ФИПИ. – М.: Астрель, 2010.,2009.

3.     Степанов И.А. Тестовые задания по биологии 6-11 классы. – М.: Новый учебник, 2003.

4.     Теремов А.В. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Биология. 2011 / ФИПИ. – М.: Интеллект-центр, 2011.

5.     Трайтак Д.И. Биология Справочные материалы. - М.: Просвещение,2005

6.     Хрипкова А.Г. Анатомия, физиология и гигиена человека. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2000.

7.     Юсунбаев Б.Х. Биология. Тесты: Растения и животные. Человек и его здоровье. Общая биология. – М.: Аркти, 2005.

8.     Ярыгин В.Н. Биология. Для поступающих в ВУЗЫ. – М.:Высшая школа, 2009.

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

№ п/п

     Содержание

Дата проведения

План

Факт

 

Часть 1. Общая цитология

 

 

1

Глава 1. Введение в биологию клетки

09.09

 

 

Глава 2. Уровни клеточной организации

 

 

2

Общий план строения клеток: прокариоты и эукариоты

16.09

 

3

Выполнение заданий типа В1

23.09

 

4

Царство бактерии

30.09

 

5

Л./р. Изучение молочно-кислых бактерий

07.10

 

6

Выполнение заданий типа В2

14.10

 

7

Л./Р.Особенности строения животной клетки

21.10

 

8

Общий план строения клеток живых организмов (тестирование)

28.10

 

 

Глава 3. Основные компоненты и органоиды клеток

 

 

9

Плазматическая мембрана , цитоплазма и ее органоиды

11.11

 

10

Выполнение заданий типа В3

18.11

 

11

Л./р Особенности строения клеток эукариот

25.11

 

12

Тестирование

02.12

 

 

Глава 4. Обмен веществ и энергии

 

 

13

Пластический обмен (фотосинтез, биосинтез)

09.12

 

14

Энергетический обмен (тестирование)

16.12

 

 

Глава 5. Ядерный аппарат и репродукция клеток

 

 

15

Структура и функции ядра. Жизненный цикл клеток

23.12

 

16

Выполнение заданий типа В4, В5,В6

13.01

 

17

Выполнение заданий типа В7,В8

20.01

 

 

Глава 6. Вирусы как неклеточная форма жизни

 

 

18

Строение, жизненный цикл вирусов

27.01

 

19

Вирусы и человек   (тестирование)

03.02

 

 

Глава 7. Происхождение и эволюция клеток

 

 

20

Зарождение жизни на Земле

10.02

 

 

Часть 2. Гистология – наука о клетках

 

 

21

Введение в гистологию

17.02

 

 

Глава 8.Эпителиальные ткани

 

 

22

Общая характеристика и классификация эпителиальных тканей

24.02

 

23

Выполнение заданий типа С5

03.03

 

 

Глава 9. Мышечные ткани

 

 

24

Л./р. Изучение мышечной ткани

10.03

 

25

Тестовый контроль

17.03

 

 

Глава 10. Ткани внутренней среды

 

 

26

Внутренняя среда :кровь, лимфа, тканевая жидкость

07.04

 

27

Выполнение заданий типа С6

14.04

 

 

Глава 11. Нервная ткань

 

 

28

Нейронная теория. Строение нейрона. Нервная система человека и животных

21.04

 

29

Практическая работа Выполнение демонстрационного варианта 2012 года

28.04

 

30

Нейросекреторные клетки. Глия.(тестирование)

05.05

 

 

Часть 3.Учебно-исследовательская деятельность

 

 

31-34

 

Значение изучения клеток и тканей животных и человека для решения актуальных проблем биологии и медицины

12.05

 

19.05

 

26.05

 

 

 

           

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Программа элективного курса по биологии на тему "Клетки и ткани" (11класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Редактор

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Программа может быть использована  при выстраивании индивидуальной траектории  развития учащихся 11 класса по биологии.Данный курс рассчитан на 34 часа в году, при одном часе в неделю.

Данная программа предполагает систематизацию и расширение знаний по темам "Цитология" и "Гистология".

На современном уровне рассматриваются особенности строения клеток прокариот, эукариот, а также вирусов.

Занятия можно проводить в виде лекций, семинаров, практических работ, а также предусмотрена учебно-исследовательская деятельность учащихся.

Программа содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, основные требования к знаниям и умениям учащихся, календарно-тематическое планирование и список литературы.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 621 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 386
    • DOCX 97 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Трошина Галина Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Трошина Галина Васильевна
    Трошина Галина Васильевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 5292
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Нанотехнологии и наноматериалы в биологии. Нанобиотехнологическая продукция

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 101 человек

Курс профессиональной переподготовки

Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель биологии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 460 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 166 человек
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания биологии в условиях реализации ФГОС

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 63 человека из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 809 человек

Мини-курс

Предпринимательские риски

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Мастерство влияния и успешных переговоров

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 19 регионов

Мини-курс

Продвинутые техники нарративного подхода в психологии

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 16 регионов
Сейчас в эфире

Информационная интоксикация: методы исцеления

Перейти к трансляции