Программа элективного курса
«Основы научно – исследовательской и проектной
деятельности»
Пояснительная
записка.
Программа курса «Основы научно-исследовательской и проектной
деятельности» предназначена для углубления знаний и умений
поисково-исследовательской деятельности учащихся и направлена на развитие
навыков самостоятельной научной работы, развитию способностей, формированию
личностных качеств обучающихся.
Одна из задач стратегии модернизации образования — уменьшить долю
обязательных часов по мере продвижения учащихся к старшим ступеням образования
и увеличить время на самостоятельную работу, в том числе на
проектно-исследовательскую деятельность. В современных условиях, учитель
сталкивается в своей деятельности с рядом противоречий между: возросшими требованиями
к качеству знаний и постоянным сокращением часов на преподавание предметов;
потребностью общества в активной, свободной, самоопределяющейся личности и
крайне низкой мотивацией к обучению; необходимостью гуманизации образования и
отсутствием личностно-ориентированного подхода к обучению, глубоких
психологических знаний, а также знаний технологий развивающего обучения. Одной
из активных форм педагогических технологий, которые развивают высокую мотивацию
к учебно-познавательной деятельности, являются проектные технологии. Эти
технологии позволяют применить исследовательский подход к учебно-познавательной
деятельности, они стимулируют обучающихся на рефлексивное восприятие материала,
формируют умение ставить перед собой проблему, сравнивать и выбирать
информационный материал, переводить знания, умения и навыки, полученные при
изучении различных предметов, на уровень межпредметных связей и надпредметных
понятий.
Программа элективного курса способствует
формированию у учащихся мотивации к учебно-образовательной деятельности, ее
развитию.
Цели курса «Основы научно-исследовательской и
проектной деятельности» - расширить
возможности социализации учащихся для более эффективной подготовки выпускников
к профессиональному самоопределению; ориентировать на совершенствование навыков,
способствующих формированию у обучающихся приёмов самостоятельной работы и
самоконтроля, включение различного материала, развивающего мышление, творческое
отношение к изучаемому материалу, реализации деятельностного подхода к обучению.
Для реализации этих целей необходимо:
- Расширить интерес учащихся к изучению
предметных вопросов.
- Подготовить к самостоятельности
обучающегося, его умению самому приобретать, углублять, творчески
перерабатывать и осмысливать получаемые знания.
- Совершенствовать умения работать с научной
литературой; правильно и творчески конспектировать; составлять план описания
исследования; проектировать, осуществляя анализ, обобщение; грамотно излагать
материал в письменной форме.
Исходя из задач преподавания курса, программа
предусматривает формирование следующих умений и навыков:
- находить и анализировать в разных
источниках научную информацию;
- выполнять
научно-исследовательские работы, а также работы представляющие собой
учебно-исследовательские формы, основанные на индивидуальной самостоятельности
и личностно - ориентированной поисково-исследовательской деятельности каждого
обучающегося;
- развивать умения
самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии;
- воспитывать
целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм,
ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;
- использовать приобретенные знания в
практической деятельности и повседневной жизни.
Курс базируется на концепции профильного
обучения, повышает образовательный уровень учащихся, способствует
совершенствованию знаний и умений. Занятия приучают к самостоятельной
творческой работе, развивают инициативу и имеют большое воспитательное
значение, способствуя развитию личности учащегося как члена коллектива,
воспитывают чувство ответственности.
Актуальность данного курса определяется тем,
что обществу необходимы высококвалифицированные специалисты, которые, используя
свой потенциал, заложенный еще в образовательном учреждении, смогут развивать
научные знания. Курс связан с освоением технологии исследовательской
деятельности и сказывается на качестве всей профессиональной подготовки. Это
стартовая площадка для тех обучающихся, которые планируют в будущем продолжить
свое образование в высших учебных заведениях. Благодаря различным формам
научно-исследовательской деятельности, грамотному выполнению работ огромная
армия молодежи может в дальнейшем участвовать в благоустройстве общества и
совершенствовании личности.
Ожидаемым результатом данного курса являются
полученные знания и умения: находить и анализировать научную информацию, иметь
представления о технологии исследования. Учащиеся приобщаются к миру науки,
приобретают навыки исследовательской работы, ученик проявляет стремление к
самореализации, формирует навыки планирования и самоконтроля, системность в
собственных знаниях, при защите работ отстаивает свою точку зрения.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной
коммуникативной и речевой компетенции учащихся.
Моя задача: выявить и поддержать учащихся,
склонных к занятию исследовательской деятельности.
Целью исследовательской деятельности является
поэтапное развитие познавательных процессов, в которые включено будет получение
основных представлений о методике и методах исследования, о том, как
формировать или вычленять проблему исследования, как методически правильно
поставить и описать эксперимент, как обеспечить получение надежных результатов,
подвести итог и др.
Кандидат педагогических наук Калугина Т.Г.,
характеризуя современное состояние исследовательской деятельности учащихся
инновационного учебного заведения, выделяет 4 уровня прохождения через
исследовательскую деятельность в структуре образовательного процесса:
I
уровень – репродуктивный, включающий элемент вхождения в поисковую, научно-исследовательскую
деятельность через систему олимпиад, смотров знаний.
II
уровень – эмпирико-практический, включающий усложненный элемент прохождения
учащегося через систему индивидуальных занятий по предметам.
III
уровень – исследовательский, экспериментальный, включающий более усложненный
элемент прохождения учащегося через систему элективных курсов, спецсеминаров,
творческих, научных лабораторий.
IV
уровень – творческий, продуктивно-деятельный, включающий самый сложный элемент
прохождения учащегося через систему научного общества, творческие
познавательные игры, собственно научную, исследовательскую и экспериментальную
работу, связанную с моделированием, выдвижением гипотез.
Курс «Основы научно-исследовательской
деятельности» рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) для учащихся 8-10 классов,
однако, следуя прохождению по данным уровням, программа может корректироваться,
учитывая возрастные особенности обучающихся, развитие и саморазвитие личности.
Планирование работы подразумевает
необходимость в выборе методов работы и в определении методики проведения
исследования. Формы деятельности: коллективные (участие в научно-практических
конференциях разных уровней, совместная подготовка с учителями предметных
недель, школьных олимпиад), индивидуально-групповые занятия (подготовка
докладов, сообщений, подборка списка литературы, помощь в разработке тем
научных исследований и др).
Методы: поисково-исследовательский,
интерактивный (работа в группах, тренинги, метод проектов),
объяснительно-иллюстративный, обучение через опыт и сотрудничество.
Систематизация и усвоение полученных знаний
проверяется при выполнении учащимися практических работ - проведения
предметного исследования и оформления собственной творческой работы.
Виды
работ:
1.Исследовательская:
сопоставление данных первоисточников, их творческий анализ и произведенных на
его основании новых выводов.
2.
Реферативная: подбор материала из первоисточников, наиболее полно
освещающих избранную проблему.
3.
Научно-исследовательская: деятельность направлена на получение объективно новых
знаний.
4.
Информационно-реферативная: работа, написанная на основе нескольких
литературных источников с целью наиболее полного освещения какой-либо проблемы.
5.
Проблемно-реферативная: работа, написанная на основе нескольких литературных
источников, предполагающих сопоставление данных разных источников и на основе
этого – собственную трактовку поставленной проблемы.
6.
Экспериментальные: работы, в основе которых лежит выполнение эксперимента,
описанного в науке и имеющего известный результат,
самостоятельной трактовкой особенностей результата в зависимости от изменения
исходных условий.
7.
Натуралистические и описательные: работы, направленные на наблюдение и
качественное описание какого-либо явления.
Виды контроля: контроль по результату; контроль по
процессу; опережающий контроль. Учащиеся имеют возможность выступать со своими
докладами, сообщениями и другими видами исследовательского творчества в
классах, секционных заседаниях. Наиболее удачные работы рекомендуются после
обсуждения на секции, при наличии положительного отзыва экспертного совета, к
участию в школьной научно-практической конференции, которая проводится научным
обществом «Шаг в науку».
Оценивание: похвала, награждение почетными
дипломами и подарками, участие в престижных конкурсах. По окончанию элективного
курса выдается сертификат.
Результат: полученные знания способствуют
самореализации учащихся в постоянно меняющихся социокультурных условиях.
Этот курс может служить основой для
творческого развития начинающих исследователей.
Изучение курса «Основы
научно-исследовательской и проектной деятельности» поможет в грамотном
выполнении научно-исследовательских работ и творческих проектов.
Требования к
уровню подготовки обучающихся
по данной
программе.
Программа данного курса
предполагает, что в результате изучения курса ученик должен:
Знать и понимать:
- причинно-следственные связи между
деятельностью человека и наукой (собственное отношение к окружающему миру);
- составные части научно-исследовательской
деятельности.
Уметь:
- формулировать проблему исследования;
- самостоятельно подбирать источники научной
информации;
- правильно и творчески конспектировать
научные работы;
- проектировать исследование;
- разрабатывать научный аппарат;
- составлять план описания исследования;
- правильно цитировать и оформлять сноски;
- правильно оформлять список литературы;
-
грамотно излагать материал в письменной и устной форме;
- использовать
приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни.
Учебно –
методическое обеспечение курса.
Литература для
учителя.
1.
Алексеев
Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. В., Фомина Л.
Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся //
Исследовательская работа школьников. 2001. №. 1. С. 24-34.
2.
Безрукова В.С. Как
написать реферат, курсовую, диплом. СПб.: Питер, 2004.
3.
Безрукова В.С. Настольная
книга педагога – исследователя. Екатеринбург, 2000.
4.
Бухвалов
В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. – М.: Центр
«Педагогический поиск», 2000.
5.
Дереклеева Н.И. Развитие
коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе: Игровые
упражнения. – М.: 5 за знания, 2005.
6.
Осуга С. Обработка знаний.
М.: Мир,1989.
7.
Павлова В.П. Обучение
конспектированию. М.: Русский язык, 1978.
8.
Поддьяков
А. Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь,
противодействие, конфликт. М., 2000.
9.
Фадеева Т.А. Учителю о
тексте. Учебно-методическое пособие. – Омск, 1999.
10.
Ханин М. Как научиться
красиво и правильно говорить. Риторика для детей и взрослых. СПб.: Питер, 1997.
11. Технология организации проектной деятельности
учащихся: Учебно – методическое пособие/ Авт. – сост. И.Л. Пшенцова. – Сургут,
2004.
12.
Интернет – ресурсы.
13.
Орфографические, лингвистические и
энциклопедические словари.
Литература для учащихся.
1.
Прощицкая Е.Н. Выбирайте
профессию. М.: Просвещение, 1991.
2.
Ханин М. Как научиться
красиво и правильно говорить. Риторика для детей и взрослых. СПб.: Питер, 1997.
3.
Технология организации
проектной деятельности учащихся: Учебно – методическое пособие/ Авт. – сост.
И.Л. Пшенцова. – Сургут, 2004.
4.
Культура общения: Книга
для обучающихся/ Под ред. И.А.Стернина. Воронеж, 2004.
5.
Интернет – ресурсы.
6.
Орфографические,
лингвистические и энциклопедические словари.
Учебно – тематический план
№
|
Наименование темы
|
Общее кол-во часов
|
В том числе теорет.
занятия
|
В том числе практ.
занятия
|
|
Введение
|
1
|
1
|
|
1.
|
Подготовительная работа.
|
7
|
5
|
2
|
1.1.
|
Формы представления исследовательских работ.
|
1
|
1
|
|
1.2.
|
Типы и виды учебных исследований.
|
2
|
2
|
|
1.3.
|
Выбор темы.
|
2
|
1
|
1
|
1.4.
|
Организация исследования.
Контроль по процессу.
|
2
|
1
|
1
|
2.
|
Работа с научной литературой.
|
3
|
3
|
|
2.1.
|
Информационное обеспечение исследования.
|
1
|
1
|
|
2.2.
|
Конспектирование источников.
|
1
|
1
|
|
2.3.
|
Обработка содержания научных текстов.
Контроль по результату.
|
1
|
1
|
|
3.
|
Проектирование исследования.
|
4
|
3
|
1
|
3.1.
|
Общие положения.
|
1
|
1
|
|
3.2.
|
Проектирование исследования.
|
1
|
1
|
|
3.3.
|
Проектирование тактики исследования.
Опережающий контроль.
|
1
|
|
1
|
4.
|
Графические материалы в исследовании.
|
3
|
2
|
1
|
4.1.
|
Общие положения.
|
2
|
1
|
1
|
4.2.
|
Размещение графических материалов.
|
1
|
1
|
|
5.
|
Структура и написание различных форм исследовательских
работ.
|
5
|
4
|
1
|
5.1.
|
Структура исследовательских работ.
|
2
|
2
|
|
5.2
|
Требования к оформлению исследовательских работ.
|
2
|
1
|
1
|
5.3.
|
Анализ результатов исследования.
|
1
|
1
|
|
6.
|
Культура выступления.
|
9
|
6
|
3
|
6.1.
|
Речевая компетенция учащихся. Публичное выступление.
|
2
|
2
|
|
6.2.
|
Аргументация.
|
1
|
|
1
|
6.3.
|
Понятие информационной речи.
|
1
|
1
|
|
6.4.
|
Виды убеждающих выступлений.
Контроль знаний.
|
1
|
1
|
|
6.5.
|
Интересы и склонности.
Внимание. Память. Мышление. Воображение (тестирование).
|
4
|
2
|
2
|
7.
|
Применение знаний, умений
и навыков в выполнении научно-исследовательских работ. Защита
научно-исследовательских работ.
|
3
|
1
|
2
|
7.1
|
Подготовка к защите
исследования.
|
1
|
1
|
|
7.2.
|
Защита научно-исследовательских
работ.
|
2
|
|
2
|
|
Итого
|
34
|
24
|
10
|
Содержание курса.
Введение - 1 час.
Исследовательская деятельность
учащихся, ее особенности и общая характеристика. Значимые личностные качества
учащегося-исследователя. Исследовательские способности, пути их развития.
Раздел 1. Подготовительная
работа – 7 часов.
Тема 1.1. Формы представления
исследовательских работ – 1час.
Знакомство с различными формами
исследовательской работы, основанных на индивидуальной самостоятельности и
личностно ориентированной поисково-исследовательской деятельности каждого
обучающегося. Наиболее распространенные текстовые работы (доклад, стендовый
доклад, реферат, литературный обзор, рецензия), а также в форме компьютерной
презентации или видеофильма, реже действующей модели или макета с текстовым
сопровождением.
Тема 1.2. Типы и виды учебных
исследований – 2 часа.
Типология источников познания.
Исследования трех групп: теоретические, эмпирические, смешанные. Методы
научного познания.
Тема 1.3. Выбор темы – 2 часа.
Характеристика понятий: тема,
предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы
исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования.
Идея, концепция, суждение и понятие, постулат, аксиома исследования.
Соответствие цели и задач теме исследования.
Практическое занятие. Подходы к определению,
объяснению темы, предмета, объекта субъектного исследования.
Тема 1.4. Организация исследования. Контроль
по процессу – 2 часа.
Планирование исследовательской
деятельности с учетом целей и задач. Составление контрольных точек
исследования. Предварительная теоретическая отработка проблемы.
Практическое занятие. Составление исследовательских
операций.
Раздел 2. Работа с научной
литературой – 3 часа.
Поиск источников и литературы, отбор
фактического материала.
Тема 2.1. Информационное обеспечение
исследования – 1 час.
Научные тексты - главный источник
исследовательской работы. Выбор литературы для чтения и изучения. Понятия:
источник, литература.
Тема 2.2. Конспектирование источников
– 1 час.
Виды, формы, технологические приемы
конспектирования. Критерии конспекта.
Тема 2.3. Обработка содержания
научных текстов. Контроль по результату – 1 час.
Использование научной терминологии.
Фактический материал, в котором очерчивается круг основных понятий, явлений,
сведений необходимых для исследования.
Практическая часть. Сравнительные действия по отбору
необходимых сведений.
Раздел 3. Проектирование
исследования – 3 часа.
Предварительная разработка научного
аппарата, определяющего содержание и технологию проведения всей поисковой
деятельности.
Тема 3.1. Общие положения – 1 час.
Состав научного аппарата. Понятия
ведущих направлений исследования. Терминология.
Тема 3.2. Проектирование исследования
– 1 час.
Поиск и определение основного пути и
предлагаемого результата всего исследования (стратегия).
Тема 3.3. Проектирование тактики
исследования. Опережающий контроль – 1 час.
Рассмотрение действий, направленных
на достижение поставленной цели исследования.
Практическое занятие. Составление операций, уточняющих
и конкретизирующих поисково-исследовательскую деятельность.
Раздел 4. Графические
материалы в исследовании – 3 часа.
Тема 4.1. Общие положения – 2часа.
Рассмотрение различных видов
графиков (линейные графики, диаграммы, таблицы, схемы, чертежи и др.) как наглядное
изображение словесного материала.
Практическое занятие.
Составление диаграмм, графиков, схем, иллюстрирующих процесс исследования.
Тема 4.2. Размещение графических
материалов – 1 час.
Правила размещения в
научно-исследовательской работе графических материалов.
Раздел 5. Структура и
написание различных форм исследовательских работ – 5 часов.
Правила написания, содержание,
оформление исследовательских работ.
Тема 5.1. Структура исследовательских
работ – 2 часа.
Изучение единой структуры исследовательских
работ: введение, основная часть, заключение, список литературы, приложение.
Тема 5.2. Требования к оформлению
исследовательских работ – 2часа.
Размер листа, шрифта (в зависимости
от темы и предмета исследования), требования к параметрам страницы,
междустрочный интервал.
Практическое занятие. Работа с выполненным
материалом.
Тема 5. 3. Анализ результатов
исследования – 1 час.
Формирование выводов, обобщений.
Раздел 6. Культура
выступления – 9 часов.
Самопознание учащимся своего
внутреннего состояния, личностных особенностей, эмоциональных реакций.
Тема 6.1. Речевая компетенция
учащихся. Публичное выступление. – 2часа.
Словарный запас, его значение.
Активная и пассивная лексика. Сленг. Структура публичного выступления.
Тема 6.2. Аргументация – 1 час.
Приемы усиления аргументов. Способы
аргументации в разной аудитории.
Практическое занятие.
Аргументация тезисов.
Тема 6.3. Понятие информационной речи
– 1 час.
Правила подготовки информационной
речи. Виды информационных выступлений.
Тема 6.4. Виды убеждающих выступлений.
Контроль знаний – 1 час.
Понятия воодушевляющего,
агитационного, собственно убеждающего выступлений.
Практическая часть. Работа с текстом убеждающего
выступления.
Тема 6.5. Интересы и склонности.
Внимание. Память. Мышление. Воображение (тестирование) – 4 часа.
Направленность сознания (психики). Характеристика
продуктивности памяти. Развитие мыслительной деятельности. Мысленное
воспроизведение, фантазия.
Практическое занятие. Тестирование учащихся.
Построение умозаключений, обобщений аналогий, составлений и оценок.
Раздел 7. Применение знаний,
умений и навыков в выполнении научно-исследовательских работ. Защита научно-
исследовательских работ – 3 часа.
Тема 7.1. Подготовка к защите
исследования – 1 час.
Рекомендации изложения материала
научно-исследовательской работы.
Тема 7.2. Защита научно-
исследовательских работ – 2 часа.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.