Главная / География / Программа элективного курса «Основы научно – исследовательской и проектной деятельности»

Программа элективного курса «Основы научно – исследовательской и проектной деятельности»


Программа элективного курса

«Основы научно – исследовательской и проектной деятельности»


Пояснительная записка.

Программа курса «Основы научно-исследовательской и проектной деятельности» предназначена для углубления знаний и умений поисково-исследовательской деятельности учащихся и направлена на развитие навыков самостоятельной научной работы, развитию способностей, формированию личностных качеств обучающихся.

Одна из задач стратегии модернизации образования — уменьшить долю обязательных часов по мере продвижения учащихся к старшим ступеням образования и увеличить время на самостоятельную работу, в том числе на проектно-исследовательскую деятельность. В современных условиях, учитель сталкивается в своей деятельности с рядом противоречий между: возросшими требованиями к качеству знаний и постоянным сокращением часов на преподавание предметов; потребностью общества в активной, свободной, самоопределяющейся личности и крайне низкой мотивацией к обучению; необходимостью гуманизации образования и отсутствием личностно-ориен­ти­рованного подхода к обучению, глубоких психологических знаний, а также знаний технологий развивающего обучения. Одной из активных форм педагогических технологий, которые развивают высокую мотивацию к учебно-познавательной деятельности, являются проектные технологии. Эти технологии позволяют применить исследовательский подход к учебно-познавательной деятельности, они стимулируют обучающихся на рефлексивное восприятие материала, формируют умение ставить перед собой проблему, сравнивать и выбирать информационный материал, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов, на уровень межпредметных связей и надпредметных понятий.

Программа элективного курса способствует формированию у учащихся мотивации к учебно-образовательной деятельности, ее развитию.

Цели курса «Основы научно-исследовательской и проектной деятельности» - расширить возможности социализации учащихся для более эффективной подготовки выпускников к профессиональному самоопределению; ориентировать на совершенствование навыков, способствующих формированию у обучающихся приёмов самостоятельной работы и самоконтроля, включение различного материала, развивающего мышление, творческое отношение к изучаемому материалу, реализации деятельностного подхода к обучению.

Для реализации этих целей необходимо:

- Расширить интерес учащихся к изучению предметных вопросов.

- Подготовить к самостоятельности обучающегося, его умению самому приобретать, углублять, творчески перерабатывать и осмысливать получаемые знания.

- Совершенствовать умения работать с научной литературой; правильно и творчески конспектировать; составлять план описания исследования; проектировать, осуществляя анализ, обобщение; грамотно излагать материал в письменной форме.

Исходя из задач преподавания курса, программа предусматривает формирование следующих умений и навыков:

- находить и анализировать в разных источниках научную информацию;

- выполнять научно-исследовательские работы, а также работы представляющие собой учебно-исследовательские формы, основанные на индивидуальной самостоятельности и личностно - ориентированной поисково-исследовательской деятельности каждого обучающегося;

- развивать умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии;

- воспитывать целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;

- использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни.

Курс базируется на концепции профильного обучения, повышает образовательный уровень учащихся, способствует совершенствованию знаний и умений. Занятия приучают к самостоятельной творческой работе, развивают инициативу и имеют большое воспитательное значение, способствуя развитию личности учащегося как члена коллектива, воспитывают чувство ответственности.

Актуальность данного курса определяется тем, что обществу необходимы высококвалифицированные специалисты, которые, используя свой потенциал, заложенный еще в образовательном учреждении, смогут развивать научные знания. Курс связан с освоением технологии исследовательской деятельности и сказывается на качестве всей профессиональной подготовки. Это стартовая площадка для тех обучающихся, которые планируют в будущем продолжить свое образование в высших учебных заведениях. Благодаря различным формам научно-исследовательской деятельности, грамотному выполнению работ огромная армия молодежи может в дальнейшем участвовать в благоустройстве общества и совершенствовании личности.

Ожидаемым результатом данного курса являются полученные знания и умения: находить и анализировать научную информацию, иметь представления о технологии исследования. Учащиеся приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской работы, ученик проявляет стремление к самореализации, формирует навыки планирования и самоконтроля, системность в собственных знаниях, при защите работ отстаивает свою точку зрения. Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся.

Моя задача: выявить и поддержать учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельности.

Целью исследовательской деятельности является поэтапное развитие познавательных процессов, в которые включено будет получение основных представлений о методике и методах исследования, о том, как формировать или вычленять проблему исследования, как методически правильно поставить и описать эксперимент, как обеспечить получение надежных результатов, подвести итог и др.

Кандидат педагогических наук Калугина Т.Г., характеризуя современное состояние исследовательской деятельности учащихся инновационного учебного заведения, выделяет 4 уровня прохождения через исследовательскую деятельность в структуре образовательного процесса:

I уровень – репродуктивный, включающий элемент вхождения в поисковую, научно-исследовательскую деятельность через систему олимпиад, смотров знаний.

II уровень – эмпирико-практический, включающий усложненный элемент прохождения учащегося через систему индивидуальных занятий по предметам.

III уровень – исследовательский, экспериментальный, включающий более усложненный элемент прохождения учащегося через систему элективных курсов, спецсеминаров, творческих, научных лабораторий.

IV уровень – творческий, продуктивно-деятельный, включающий самый сложный элемент прохождения учащегося через систему научного общества, творческие познавательные игры, собственно научную, исследовательскую и экспериментальную работу, связанную с моделированием, выдвижением гипотез.

Курс «Основы научно-исследовательской деятельности» рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) для учащихся 8-10 классов, однако, следуя прохождению по данным уровням, программа может корректироваться, учитывая возрастные особенности обучающихся, развитие и саморазвитие личности.

Планирование работы подразумевает необходимость в выборе методов работы и в определении методики проведения исследования. Формы деятельности: коллективные (участие в научно-практических конференциях разных уровней, совместная подготовка с учителями предметных недель, школьных олимпиад), индивидуально-групповые занятия (подготовка докладов, сообщений, подборка списка литературы, помощь в разработке тем научных исследований и др).

Методы: поисково-исследовательский, интерактивный (работа в группах, тренинги, метод проектов), объяснительно-иллюстративный, обучение через опыт и сотрудничество.

Систематизация и усвоение полученных знаний проверяется при выполнении учащимися практических работ - проведения предметного исследования и оформления собственной творческой работы.

Виды работ:

1.Исследовательская: сопоставление данных первоисточников, их творческий анализ и произведенных на его основании новых выводов.

2. Реферативная: подбор материала из первоисточников, наиболее полно освещающих  избранную проблему.

3. Научно-исследовательская: деятельность направлена на получение объективно новых знаний.

4. Информационно-реферативная: работа, написанная на основе нескольких литературных источников с целью наиболее полного освещения какой-либо проблемы.

5. Проблемно-реферативная: работа, написанная на основе нескольких литературных источников, предполагающих сопоставление данных разных источников и на основе этого – собственную трактовку поставленной проблемы.

6. Экспериментальные: работы, в основе которых лежит выполнение эксперимента, описанного  в науке и имеющего известный результат,   самостоятельной трактовкой особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.

7. Натуралистические и описательные: работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления.

Виды контроля: контроль по результату; контроль по процессу; опережающий контроль. Учащиеся имеют возможность выступать со своими докладами, сообщениями и другими видами исследовательского творчества в классах, секционных заседаниях. Наиболее удачные работы рекомендуются после обсуждения на секции, при наличии положительного отзыва экспертного совета, к участию в школьной научно-практической конференции, которая проводится научным обществом «Шаг в науку».

Оценивание: похвала, награждение почетными дипломами и подарками, участие в престижных конкурсах. По окончанию элективного курса выдается сертификат.

Результат: полученные знания способствуют самореализации учащихся в постоянно меняющихся социокультурных условиях.

Этот курс может служить основой для творческого развития начинающих исследователей.

Изучение курса «Основы научно-исследовательской и проектной деятельности» поможет в грамотном выполнении научно-исследовательских работ и творческих проектов.

Требования к уровню подготовки обучающихся

по данной программе.

Программа данного курса предполагает, что в результате изучения курса ученик должен:

Знать и понимать:

- причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой (собственное отношение к окружающему миру);

- составные части научно-исследовательской деятельности.

Уметь:

- формулировать проблему исследования;

- самостоятельно подбирать источники научной информации;

- правильно и творчески конспектировать научные работы;

- проектировать исследование;

- разрабатывать научный аппарат;

- составлять план описания исследования;

- правильно цитировать и оформлять сноски;

- правильно оформлять список литературы;

- грамотно излагать материал в письменной и устной форме;

- использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни.

Учебно – методическое обеспечение курса.

Литература для учителя.

  1. Алексеев Н. Г., Леонтович  А. В., Обухов  А. В., Фомина  Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2001. №. 1. С. 24-34.

  2. Безрукова В.С. Как написать реферат, курсовую, диплом. СПб.: Питер, 2004.

  3. Безрукова В.С. Настольная книга педагога – исследователя. Екатеринбург, 2000.

  4. Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.

  5. Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе: Игровые упражнения. – М.: 5 за знания, 2005.

  6. Осуга С. Обработка знаний. М.: Мир,1989.

  7. Павлова В.П. Обучение конспектированию. М.: Русский язык, 1978.

  8. Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000.

  9. Фадеева Т.А. Учителю о тексте. Учебно-методическое пособие. – Омск, 1999.

  10. Ханин М. Как научиться красиво и правильно говорить. Риторика для детей и взрослых. СПб.: Питер, 1997.

  11. Технология организации проектной деятельности учащихся: Учебно – методическое пособие/ Авт. – сост. И.Л. Пшенцова. – Сургут, 2004.

  12. Интернет – ресурсы.

  13. Орфографические, лингвистические и энциклопедические словари.

Литература для учащихся.

  1. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. М.: Просвещение, 1991.

  2. Ханин М. Как научиться красиво и правильно говорить. Риторика для детей и взрослых. СПб.: Питер, 1997.

  3. Технология организации проектной деятельности учащихся: Учебно – методическое пособие/ Авт. – сост. И.Л. Пшенцова. – Сургут, 2004.

  4. Культура общения: Книга для обучающихся/ Под ред. И.А.Стернина. Воронеж, 2004.

  5. Интернет – ресурсы.

  6. Орфографические, лингвистические и энциклопедические словари.

Учебно – тематический план




Наименование темы

Общее кол-во часов

В том числе теорет. занятия

В том числе практ. занятия


Введение

1

1


1.

Подготовительная работа.

7

5

2

1.1.

Формы представления исследовательских работ.

1

1


1.2.

Типы и виды учебных исследований.

2

2


1.3.

Выбор темы.

2

1

1

1.4.

Организация исследования.

Контроль по процессу.

2

1

1

2.

Работа с научной литературой.

3

3


2.1.

Информационное обеспечение исследования.

1

1


2.2.

Конспектирование источников.

1

1


2.3.

Обработка содержания научных текстов.

Контроль по результату.

1

1


3.

Проектирование исследования.

4

3

1

3.1.

Общие положения.

1

1


3.2.

Проектирование исследования.

1

1


3.3.

Проектирование тактики исследования.

Опережающий контроль.

1


1

4.

Графические материалы в исследовании.

3

2

1

4.1.

Общие положения.

2

1

1

4.2.

Размещение графических материалов.

1

1


5.

Структура и написание различных форм исследовательских

работ.

5

4

1

5.1.

Структура исследовательских работ.

2

2


5.2

Требования к оформлению исследовательских работ.

2

1

1

5.3.

Анализ результатов исследования.

1

1


6.

Культура выступления.

9

6

3

6.1.

Речевая компетенция учащихся. Публичное выступление.

2

2


6.2.

Аргументация.

1


1

6.3.

Понятие информационной речи.

1

1


6.4.

Виды убеждающих выступлений.

Контроль знаний.

1

1


6.5.

Интересы и склонности. Внимание. Память. Мышление. Воображение (тестирование).

4

2

2

7.

Применение знаний, умений и навыков в выполнении научно-исследовательских работ. Защита научно-исследовательских работ.

3

1

2

7.1

Подготовка к защите исследования.

1

1


7.2.

Защита научно-исследовательских работ.

2


2


Итого

34

24

10


Содержание курса.

Введение - 1 час.

Исследовательская деятельность учащихся, ее особенности и общая характеристика. Значимые личностные качества учащегося-исследователя. Исследовательские способности, пути их развития.


Раздел 1. Подготовительная работа – 7 часов.

Тема 1.1. Формы представления исследовательских работ – 1час.

Знакомство с различными формами исследовательской работы, основанных на индивидуальной самостоятельности и личностно ориентированной поисково-исследовательской деятельности каждого обучающегося. Наиболее распространенные текстовые работы (доклад, стендовый доклад, реферат, литературный обзор, рецензия), а также в форме компьютерной презентации или видеофильма, реже действующей модели или макета с текстовым сопровождением.


Тема 1.2. Типы и виды учебных исследований – 2 часа.

Типология источников познания. Исследования трех групп: теоретические, эмпирические, смешанные. Методы научного познания.


Тема 1.3. Выбор темы – 2 часа.

Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Идея, концепция, суждение и понятие, постулат, аксиома исследования. Соответствие цели и задач теме исследования.

Практическое занятие. Подходы к определению, объяснению темы, предмета, объекта субъектного исследования.


Тема 1.4. Организация исследования. Контроль по процессу – 2 часа.

Планирование исследовательской деятельности с учетом целей и задач. Составление контрольных точек исследования. Предварительная теоретическая отработка проблемы.

Практическое занятие. Составление исследовательских операций.


Раздел 2. Работа с научной литературой – 3 часа.

Поиск источников и литературы, отбор фактического материала.

Тема 2.1. Информационное обеспечение исследования – 1 час.

Научные тексты - главный источник исследовательской работы. Выбор литературы для чтения и изучения. Понятия: источник, литература.


Тема 2.2. Конспектирование источников – 1 час.

Виды, формы, технологические приемы конспектирования. Критерии конспекта.


Тема 2.3. Обработка содержания научных текстов. Контроль по результату – 1 час.

Использование научной терминологии. Фактический материал, в котором очерчивается круг основных понятий, явлений, сведений необходимых для исследования.

Практическая часть. Сравнительные действия по отбору необходимых сведений.


Раздел 3. Проектирование исследования – 3 часа.

Предварительная разработка научного аппарата, определяющего содержание и технологию проведения всей поисковой деятельности.

Тема 3.1. Общие положения – 1 час.

Состав научного аппарата. Понятия ведущих направлений исследования. Терминология.


Тема 3.2. Проектирование исследования – 1 час.

Поиск и определение основного пути и предлагаемого результата всего исследования (стратегия).


Тема 3.3. Проектирование тактики исследования. Опережающий контроль – 1 час.

Рассмотрение действий, направленных на достижение поставленной цели исследования.

Практическое занятие. Составление операций, уточняющих и конкретизирующих поисково-исследовательскую деятельность.


Раздел 4. Графические материалы в исследовании – 3 часа.

Тема 4.1. Общие положения – 2часа.

Рассмотрение различных видов графиков (линейные графики, диаграммы, таблицы, схемы, чертежи и др.) как наглядное изображение словесного материала.

Практическое занятие. Составление диаграмм, графиков, схем, иллюстрирующих процесс исследования.


Тема 4.2. Размещение графических материалов – 1 час.

Правила размещения в научно-исследовательской работе графических материалов.


Раздел 5. Структура и написание различных форм исследовательских работ – 5 часов.

Правила написания, содержание, оформление исследовательских работ.

Тема 5.1. Структура исследовательских работ – 2 часа.

Изучение единой структуры исследовательских работ: введение, основная часть, заключение, список литературы, приложение.

Тема 5.2. Требования к оформлению исследовательских работ – 2часа.

Размер листа, шрифта (в зависимости от темы и предмета исследования), требования к параметрам страницы, междустрочный интервал.

Практическое занятие. Работа с выполненным материалом.


Тема 5. 3. Анализ результатов исследования – 1 час.

Формирование выводов, обобщений.


Раздел 6. Культура выступления – 9 часов.

Самопознание учащимся своего внутреннего состояния, личностных особенностей, эмоциональных реакций.

Тема 6.1. Речевая компетенция учащихся. Публичное выступление. – 2часа.

Словарный запас, его значение. Активная и пассивная лексика. Сленг. Структура публичного выступления.


Тема 6.2. Аргументация – 1 час.

Приемы усиления аргументов. Способы аргументации в разной аудитории.

Практическое занятие. Аргументация тезисов.


Тема 6.3. Понятие информационной речи – 1 час.

Правила подготовки информационной речи. Виды информационных выступлений.


Тема 6.4. Виды убеждающих выступлений. Контроль знаний – 1 час.

Понятия воодушевляющего, агитационного, собственно убеждающего выступлений.

Практическая часть. Работа с текстом убеждающего выступления.


Тема 6.5. Интересы и склонности. Внимание. Память. Мышление. Воображение (тестирование) – 4 часа.

Направленность сознания (психики). Характеристика продуктивности памяти. Развитие мыслительной деятельности. Мысленное воспроизведение, фантазия.

Практическое занятие. Тестирование учащихся. Построение умозаключений, обобщений аналогий, составлений и оценок.


Раздел 7. Применение знаний, умений и навыков в выполнении научно-исследовательских работ. Защита научно- исследовательских работ – 3 часа.

Тема 7.1. Подготовка к защите исследования – 1 час.

Рекомендации изложения материала научно-исследовательской работы.


Тема 7.2. Защита научно- исследовательских работ – 2 часа.

15


Программа элективного курса «Основы научно – исследовательской и проектной деятельности»
  • География
Описание:

Программа курса «Основы научно-исследовательской и проектной деятельности» предназначена для углубления знаний и умений поисково-исследовательской деятельности учащихся.

Цели курса «Основы научно-исследовательской  и проектной деятельности» - расширить возможности социализации учащихся для более эффективной подготовки выпускников к профессиональному самоопределению; ориентировать на совершенствование навыков, способствующих формированию у обучающихся приёмов самостоятельной работы и самоконтроля, включение различного материала, развивающего мышление, творческое отношение к изучаемому материалу, реализации деятельностного подхода к обучению.

Автор Церабаева Светлана Владимировна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 1439
Номер материала 43643
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓