Главная / Обществознание / Программа элективного курса на тему "Правоведение" для 10-11 класса

Программа элективного курса на тему "Правоведение" для 10-11 класса


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №17» городского округа

г. Стерлитамак Республики Башкортостан




Рассмотрено Согласовано Утверждено МС

на заседании МО учителей истории Директор МАОУ «СОШ № 17» МАОУ «СОШ№17»

протокол № 3 от 26.08.2014 г _________Ю.Д.Сагадеева протокол№__от____

___________Р.И.Адигамова ______И.А.Силантьева

Введена в действие приказом № .






Программа элективного курса

Правоведение



для 10-11 класса (базовый уровень)





Разработчик программы

Адигамова Р.И. учитель истории и обществознания














2014-2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по обществознанию МО РФ 2004 г., программы по праву (автор А.Ф. Никитин)

Учебно-методический комплект: учебник А.Ф. Никитин Основы права. 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008 г., соответствует Федеральному перечню учебников, приказу ……__________

Данный элективный образовательный курс рассчитан на 68 часов, 1 час в неделю, изучается в течение 2-х лет. Курс «Правоведение» является источником знаний, который расширяет и углубляет базовый компонент. Данный правовой курс не просто поможет сформировать устойчивую мотивацию подростка на дальнейшее познание юриспруденции, но и позволит ему успешно самоопределиться в выборе будущей профессии, заложит основы правовой компетенции.

Настоящая программа составлена в полном соответствии с Обязательным минимумом содержания обществоведческого образования и с ориентацией на следующие основные цели курса:

- содействие правовому воспитанию учащихся, формированию активной гражданской позиции, представлений учащихся об основных правах и обязанностях.

Задачи курса:

  • развитие личности в период ранней юности, ее политической и правовой культуры;

  • - воспитание активной жизненной и гражданской позиции, толерантности, ответственности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям;

-освоение знаний по избирательному праву, их обобщение, систематизация, расширение и углубление;

-формирование опыта применения полученных знаний в области гражданско-правовой деятельности;

При изучении элективного курса используются активные методы обучения - самостоятельная практическая работа с текстами нормативных правовых актов, беседы, дискуссии, интерактивные лекции, тестовый контроль, подготовка докладов и сообщений.

Программа курса предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков:

учебно-организационных (умение намечать учебную задачу, ее конечную цель; прогнозировать результат работы; работать в группе; осуществлять самоконтроль, самооценку, взаимоконтроль, взаимооценку.)

учебно-интеллектуальных (определять понятия; анализировать; классифицировать, сравнивать; обобщать; делать выводы.)

информационно-коммуникативных (умение работать с письменными и устными источниками информации -уплотнять информацию и переводить из одной знаковой системой в другую; создавать тексты различных видов; взаимодействовать в различных формах монолога, диалога)

В результате изучения элективного курса ученик должен знать:

-знать основные термины (демократия, выборы, закон, избирательная система, мажоритарная и пропорциональная избирательные системы, активное избирательное право, пассивное избирательное право, ценз, мандат, референдум ). Сравнивать мажоритарную и пропорциональную избирательные системы, активное и пассивное избирательное право. Объяснять политическую роль избирателя, какие нормы права используются при проведении выборов. Приводить примеры участия граждан в политической жизни общества,подбирать из СМИ материалы о выборах (предстоящих или состоявшихся),о проблемах возникших при их проведении, высказывать свою точку зрения.

Основные критерии отбора материала:

1) востребованность в повседневных ситуациях;

2) способность содействовать усвоению основных базовых идей курса (государство, право, демократия, правовое государство, права человека, правовая культура, правонарушение и преступление и др.);

3) соответствие материалов курса программе вступительных экзаменов на юридические и экономические факультеты вузов;

4) обеспеченность включенных в программу тем и вопросов нормативно-правовым материалом и литературой для подготовки учителя и организации самостоятельной работы учащихся;

5) соответствие материала уровню подготовки учителя и познавательным возможностям, знаниям, умениям и навыкам учащихся;

6) возможность использования при изучении материала активных форм и методов учебной деятельности.

Предлагаемая программа не соотносится напрямую с каким-либо учебником, предоставляя учителю возможность выбора. В то же время она ориентирована на учебные пособия А.В. Клименко, А.Л. Чичерина, В.О. Мушинского, а также учебное пособие «Основы гражданского образования».

Во время учебных занятий могут использоваться различные виды индивидуальной, парной и групповой работы.

Система контроля подразумевает диагностику эффективности организации учебной деятельности, используя метод само- и взаимоконтроля учащимися знаний. Также используются следующие виды контроля:

  • Текущий (устный опрос, тесты, решение правовых задач);

  • Итоговый (написание эссе, подготовка презентации).































ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.

История государства и права. Происхождение государства и права. Из истории российского права. Реформа российского права. Вопросы теории государства и права.

РАЗДЕЛ II. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО.

Конституционализм . Конституции в России. Федеративное устройство. Президент РФ.

Федеральное собрание. Совет Федерации. Государственная Дума.

Законотворческий процесс в РФ. Правительство РФ. Судебная власть. Прокуратура.

Местное самоуправление. Права человека. Права ребенка. Защита прав человека в мирное время. Международная защита прав человека в условиях военного времени.

РАЗДЕЛ III. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО. НАЛОГОВОЕ ПРАВО

Избирательное право. Избирательный процесс. Налоговое право. Налоговые органы. Налоги с физических лиц. Ответственность за уклонение от налогов.

РАЗДЕЛ IV. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

Понятие и источники семейного права. Брак, условия его заключения. Права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей и детей.

РАЗДЕЛ V. ТРУДОВОЕ ПРАВО

Понятие и источники трудового права. Трудовой договор. Коллективный договор. Оплата труда. Охрана труда. Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву.

РАЗДЕЛ VI. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

Административное право. Административные правонарушения Административная ответственность.

РАЗДЕЛ VII. УГОЛОВНОЕ ПРАВО

Понятие и источники уголовного права. Преступление. Уголовная ответственность.


РАЗДЕЛ VIII. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

Содержание правовой культуры. Совершенствование правовой культуры




























Тематическое планирование

10 класс

Наименование тем курса

Лекций

Семинаров

Форма контроля

1.

История государства и права.

Происхождение государства и права


1


Устный опрос

2.

Из истории российского права

1


Устный опрос

3.

Реформа российского права

1


Устный опрос

4.

Вопросы теории государства и права.

Что такое государство?

1


Устный опрос

5.

Что такое право?

1


Устный опрос

6.

Правовое государство

1

1

Письменная работа: тестирование

7.

Конституционное право.

Понятие конституции, ее виды.

Конституционализм.

1


Устный опрос

8.

Конституции в России.

1


Устный опрос Работа с документами

9.

Общая характеристика конституции РФ

1


Устный опрос Работа с документами

10.

Основы конституционного строя

1


Устный опрос Работа с документами

11.

Гражданство в РФ.

1


Устный опрос Работа с документами

12.

Федеративное устройство.

1


Устный опрос Работа с документами

13.

Президент РФ.

1


Устный опрос, дискуссия

14.

Федеральное собрание. Совет Федерации. Государственная Дума.

1


Устный опрос: ролевая игра

15.

Законотворческий процесс в РФ.

1


Устный опрос

16.

Правительство РФ. Судебная власть. Прокуратура.

1


Устный опрос

17.

Местное самоуправление.

1

1

Письменная работа: тестирование.

18.

Права человека.

Права и свободы человека и гражданина.

 


Устный опрос Работа с документами

19.

Международные договоры о правах человека.

1


Устный опрос Работа с документами.

20.

Гражданские права.

1


Устный опрос Работа с документами.

21.

Политические права.

1


Устный опрос Работа с документами

22.

Экономические, социальные и культурные права.

1


Устный опрос Работа с документами.

23

Право на благоприятную окружающую среду.

1


Устный опрос дебаты

24

Права ребенка.

1


Устный опрос Работа с документами.

25

Нарушения прав человека.

1


Устный опрос: ролевая игра

26

Защита прав человека в мирное время.

1


Устный опрос

27

Международная защита прав человека в условиях военного времени.

1


Устный опрос Работа с документами

28

Международная защита прав человека в условиях военного времени.

1


Устный опрос Работа с документами

29

Избирательное право. 

1



30

Принцип избирательного права

1

1

Письменная работа

Устный опрос

31

Выборы: назначение, юридическая природа, виды

1


Устный опрос Работа с документами

32

Избирательный процесс, его основные стадии

1


Дискуссия

33

Основные гарантии избирательных прав граждан

1


Устный опрос Работа с документами

34

Ограничение избирательных прав граждан РФ

1


Устный опрос Работа с документами



11 класс

35

Гражданское право.

Понятие и источники гражданского права

1

 

Устный опрос

36

Обязательственное право.

1

 

Устный опрос

37

Наследование. Страхование.

1

 

Устный опрос

38

Право собственности.

1

 

Устный опрос

39

Гражданская правоспособность и дееспособность. Гражданские права несовершеннолетних.

1

 

Устный опрос

40

Юридические лица. Виды предприятий.

1

 

Устный опрос

41

42

Защита материальных и нематериальных прав. Причинение и возмещение вреда.

1

1

Устный опрос

Работа с документами

43

Законодательство о налогах.

Налоговое право. Налоговые органы. Аудит.

1

 

Устный опрос

44

Виды налогов.

1

 

Устный опрос

45

Налогообложение юридических лиц.

1

 

Устный опрос

46

Налоги с физических лиц.

1

 

Устный опрос

47

Ответственность за уклонение от уплаты налогов.

1

1

Письменная работа

48

Семейное право.

Понятие и источники семейного права.

1

 

Устный опрос

49

Брак, условия его заключения.

1

 

Устный опрос

50

Права и обязанности супругов.

1

 

Устный опрос

51

52

Права и обязанности родителей и детей. Усыновление, опека (попечительство)

1

 

Устный опрос

Работа с документами

53

Трудовое право.

Понятие и источники трудового права.

1

 

Устный опрос

54

Коллективный договор. Трудовой договор.

1

 

Устный опрос

55

Рабочее время и время отдыха.

1

 

Устный опрос

56

Оплата труда. Охрана труда.

1

 

Устный опрос

57

58

Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву.

1

 

Устный опрос

Письменная работа

59

Административное право.

Понятие и источники административного права. Административные правонарушения.

1

 

Устный опрос

60

Административные наказания.

1

1

Устный опрос

Работа с документами.

61

Уголовное право.

Понятие и источники уголовного права.

1

 

Устный опрос

62

Преступление.

1

 

Устный опрос

63

Новые” преступления.

1

 

Устный опрос

64

Уголовная ответственность.

1

 

Устный опрос

65

Обстоятельства, смягчающие и отягощающие наказание.

1

 

Устный опрос

66

Уголовная ответственность несовершеннолетних.

1

 

Устный опрос

67

Особенности уголовного судопроизводства. Правовая культура.

1

1

Устный опрос

Работа с документами.

68

Итоговое занятие. Защита презентаций.

 

 

Устный опрос Составление и защита презентаций













ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения элективного курса ученик должен знать:

-знать основные термины (демократия, выборы, закон, избирательная система, мажоритарная и пропорциональная избирательные системы, активное избирательное право, пассивное избирательное право, ценз, мандат, референдум ).

Сравнивать мажоритарную и пропорциональную избирательные системы, активное и пассивное избирательное право.

Объяснять политическую роль избирателя, какие нормы права используются при проведении выборов.

Приводить примеры участия граждан в политической жизни общества.

Подбирать из СМИ материалы о выборах (предстоящих или состоявшихся),о проблемах возникших при их проведении, высказывать свою точку зрения.











































Список литературы для учителя:

1. Алексеев С.С. Государство и право. М., 2006

2. Алексеев С.С. Право, законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей / Для учащихся 9-11-х классов. М., 2006

3. Алексеев С. Государство и право. Начальный курс. М., 2008.

4. Гаджиев К. Политическая наука. М., 206



Список литературы для обучающихся:

1 Клименко С., Чичерин А. Основы государства и права. М., 2006

2. Комментарий к Конституции РФ.

4. Конституция РФ.

5. Малышева Н. Тесты по основам государства и права. М., 2006

6.Марченко М. Теория государства и права. М., 200

7. Никитин А., Суворова Н. Политика и право. М., 2007

8.Никитин А. Конституционное право. Конституция РФ. М., 2005

9.Никитин А. 200 вопросов и ответов по основам государства и права: Учебное пособие. М., 2006


Программа элективного курса на тему "Правоведение" для 10-11 класса
  • Обществознание
Описание:

Данный элективный образовательный курс рассчитан на 1 час в неделю, изучается в течение 2-х лет. Курс «Правоведение» является источником знаний, который расширяет и углубляет базовый компонент. Данный правовой курс не просто поможет сформировать устойчивую мотивацию подростка на дальнейшее познание юриспруденции, но и позволит ему успешно самоопределиться в выборе будущей профессии, заложит основы правовой компетенции.

содержания обществоведческого образования и с ориентацией на следующие основные цели курса:

- содействие правовому воспитанию учащихся, формированию активной гражданской позиции, представлений учащихся об основных правах и обязанностях.

   Задачи курса:

-         развитие личности в период ранней юности, ее политической и правовой культуры;

-         - воспитание активной жизненной и гражданской позиции, толерантности, ответственности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям;

-освоение знаний по избирательному праву, их обобщение, систематизация, расширение и углубление;

 

-формирование опыта применения полученных знаний в области гражданско-правовой деятельности;

Автор Адигамова Регина Игоревна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Обществознание
Подраздел Другое
Просмотров 1470
Номер материала 2599
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓