Главная / Начальные классы / Программа элективного курса Мой родной край.

Программа элективного курса Мой родной край.


Управление образования администрации
Куйтунского района

Муниципальное образовательное учреждение
ЦО «Альянс»









«Мой родной край»

3,4,5 класс

Элективный курс



34 часа

3,4 класс





Программа составлена на основе авторской программы Черниховой Екатерины Сергеевны











Рассмотрено


на заседании МО,

протокол № ___ от ________________


Председатель МО _________________


на заседании школьного МС,

протокол №_____ от _______________


Директор

МОУ ЦО «Альянс»________________


Утверждено на заседании муниципального экспертного совета


Протокол № __________


От ________________________


Председатель экспертной комиссии

УО Куйтунского района


_________________________________




Паспорт программы

элективного курса


Наименование программы

Мой родной край

Автор: ЕС Чернихова

Адаптировала: Кизей И.В.

Актуальность

Краеведческая работа

Участники реализации программы

Класс:3,4 класс

Сроки реализации

1 год,34 часа

Цели и задачи программы

образовательные: структура программы позволяет познакомить ребят с многонациональным составом населения Волгоградской области, культурными учреждениями района, историей возникновения и развития Малой Родины;

развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;

воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.

Основные разделы программы, кол-во часов

1. Введение

2. Мой край на карте Родины

3 . Я и моя семья

4. Дом, в котором я живу или хотел бы жить

5. Моя улица

6. Наша школа

7. Моя малая Родина

8. Природа нашего края

9. Что дает наш край стране

10. Наш край богат талантами

11. Наш край в годы Великой Отечественной войны

12. Герб района

13. Красная книга родного края.

Формы и методы

Формы: экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы

Методы: наглядный, словесный, практические

Формы аттестации

разноуровневые тестовые контрольные работы, отчеты по экскурсиям, практическим работам.

Виды научных и творческих работ

защита проектов, рисунки, письменные работы

Ожидаемые результаты

- Общее представление о «следах времени», об изменениях облика города. Выполнение инструкции «движение по городу». Развитие воображения;

- Знакомство со «знакомым» радость собственного нового узнавания. Навык поведения на маршруте, соблюдения экологических норм. Развитие наблюдательности;

- Практические навыки исследовательской работы. Развитие наблюдательности, способности к анализу. Эмоциональное восприятие события



hello_html_m5c76887b.png


Российская Федерация

Иркутская область

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУЙТУНСКИЙ РАЙОН

665302, р.п. Куйтун, ул.Ленина, 38

тел. (839536) 5-14-64, факс (839536) 5-14-64

email: rookn@yandex.ru

_____________________________________________________________________________________

на № __________ от «___»_____________ 2011 г.


РЕЦЕНЗИЯ


на программу элективного курса для 3,4 класса

«Мой родной край»

разработанную ЕС Черниховой

адаптированную учителем начальных классов МОУ ЦО «Альянс» Кизей ИВ


Представленная к рецензированию программа содержит:

- пояснительную записку с описанием актуальности, целей и задач, форм, методов курса;

- разработку структуры и содержания модулей;

- учебно-тематическое планирование с указанием видов деятельности обучающихся;

- описание результатов обучения;

-методические рекомендации по содержанию и проведению занятий;

- список рекомендованной для учителя литературы

Программа носит межпредметный характер, так как позволяет совершенствовать знания и навыки по окружающему миру.

Актуальность программы направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности


Содержание программы отличается универсальностью и мобильностью и соответствует целям и задачам формирования гражданской и нравственной деятельности:

- позволяет познакомить ребят с многонациональным составом населения области, культурными учреждениями района, историей возникновения и развития Малой Родины;

- развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;

- воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.


Последовательность учебного материала и представлена в виде 3-х модулей: теоретический (лекционный), практический, творческий.

Система оценивания достижений учащихся выстроена на практической результативности – проекты, тесты, творческий работы.


Программа построена на использовании современных технологий развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо–туристические технологии, проектные технологии., которые способствуют воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь к поисково- исследовательской работе.

Предлагаемый курс «Мой родной край» не дублирует базовый курс школьных предметов, направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности

Программа «Мой родной край», рассчитана на 34 часа, соответствует требованиям, предъявляемым к элективным курсам и может быть рекомендована к реализации.




Рецензия заслушана и утверждена на заседании экспертного совета

от 2011 г., протокол №


Составитель рецензии:

Директор МОУ ЦО «Альянс» Домбровская ГД


Начальник информационно-

методического отдела УО Дырочко АВ

















Пояснительная записка


Программа факультатива «Мой родной край» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Данная программа может быть применена в школах и учреждениях дополнительного образования. Материалы программы могут быть использованы на уроках окружающего мира в начальной школе, на уроках истории при изучении тем с использованием краеведческого материала, на внеклассных занятиях. Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь к поисково-исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальна проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний.

Программа обучения рассчитана на школьников 3,4 классов. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.

Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории области, района.

Задачи программы:

образовательные: структура программы позволяет познакомить ребят с многонациональным составом населения области, культурными учреждениями района, историей возникновения и развития Малой Родины;

развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;

воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.

Основные принципы, положенные в основу программы:

  • принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

  • принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

  • научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

  • систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.

Методы работы:

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Мой родной край» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо–туристические технологии, проектные технологии.

Программа «Мой родной край» предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: разноуровневые тестовые контрольные работы, отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов.

Элективный курс проходит 1 раз в неделю в течение 1 академического часа, 34 часа.

Содержание курса


Тема 1: Введение (1ч)

Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад ученых в исследования края.

Тема 2: “Мой край на карте Родины”.(2 ч)

1.Территория и географическое положение области. Знакомство с картой района, границы, история образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.

2. Творческая работа «Загадочный мир названий»

Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.

Тема 3: “Я и моя семья ”.(3 ч)

- Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их родители.

Творческий конкурс - «Старая фотография рассказала…»

-Моя родословная - нарисовать родословное древо.

Тема 4: “Дом, в котором я живу или хотел бы жить”.(2 ч )

1.Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников.

2. Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа) с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала.

Тема 5: “Моя улица”.(1 ч)

Урок-экскурсия по улицам города Волгограда. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты, мемориальные доски.

Форма контроля: эссе «Прогулка по улицам моего района».

Тема 6: “Наша школа”. (2 ч)

- Моя школа: знакомство с традициями, историей своей школы (экскурсия по школе).

-Знаменитые выпускники – дети заранее получают творческие задания в группах, поисково–исследовательская работа.

Тема 7: “Моя малая Родина”.(2 ч)

1. Экскурсия по району, по посёлку.

2. Знакомство с историческим посёлком, архитектурные объекты старого посёлка, памятники.


Форма контроля: Конкурс творческих литературных работ.

Тема 8: “Природа нашего края”.(6 ч)

  1. Занятие проводится в форме виртуального путешествия в растительный и животный мир области, района.

Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; территории района с коренной и вторичной растительностью; численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон; растения и животные района, занесенные в Красную книгу.

2. Памятники природы района.

3.Объекты природы своей области.

4. Климат (2 ч)

Климатическая область расположения района; средние многолетние температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее годовое количество осадков, средняя высота снежного покрова, сроки замерзания и вскрытия водоёмов. Ветер, причины его образования. Господствующие ветры на территории, их виды, направления, скорость, влияние на погоду

Практические работы. Определение средней температуры за год, месяц, сутки для своего города; анализ по данным календаря погоды; составление «розы ветров» за месяц и за сезон; выводы о различиях в климате на территории области, района (наиболее благоприятные территории в климатическом отношении)

Практические занятия:

- разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними;

а)– в зимний период делать кормушки и подкармливать птиц;

б)– в весенний период организовывать рейды по защите берез от любителей березового сока. (Вести разъяснительную работу о том, какой вред это наносит деревьям);

в) – операция “Чистый двор”.

Тема 9:“Что дает наш край стране”.(2 ч)

1. Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством села, его предприятиями, их история.

2. Экскурсии на предприятия.

3. Встречи с передовиками производства, ветеранами труда.

Форма контроля: сочинение-рассуждение «Что дает наш край стране».

Тема 10: “Наш край богат талантами”.(2 ч)

Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край.

Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта.

Экскурсии - в местный краеведческий музей; посещение творческих выставок земляков

Тема 11:“Наш край в годы Великой Отечественной войны”. (4 ч)

Форма урока: видеоурок, беседа.

1. События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края.

2. Творческая работа «Расскажи о своем герое». Можно предложить детям узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом.

3. Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.

4. Экскурсия силами детей в места боевой славы. Составление экспозиции “Дедушкины ордена и медали”.

5. Концерты для ветеранов войны.

Тема 12: “Герб района”.(2 ч)

  1. Лекция по геральдике.

  2. Творческая работа по созданию символа (герба) своего района.

Тема 13: “Красная книга родного края”.(2 ч)

Совместно с учителями географии, биологии обобщение материалов экскурсий, походов по родному краю.

Творческая работа-создание Красной книги района.

Учебный план


Тема

Количество часов

всего часов

теория

практика

экскурсии

массовые мероприятия

1. Введение

1

-

-

-

1

2. Мой край на карте Родины

1

1

-

-

2

3 . Я и моя семья

1

2


-

3

4. Дом, в котором я живу или хотел бы жить


1

1



2

5. Моя улица


1

1

-

2

6. Наша школа


1

1


2

7. Моя малая Родина

-

1

1


2

8. Природа нашего края

3

3


-

6

9. Что дает наш край стране


1

1

-

2

10. Наш край богат талантами


1

1


2

11. Наш край в годы Великой Отечественной войны

2

1

1

1

4

12. Герб района

1

1



2

13. Красная книга родного края.

1

1



2

Всего часов:


12

15

6

1

34



Основные требования к знаниям и умениям

При изучении программы факультатива «Мой родной край» обучающиеся должны знать:

  • Историю своей семьи;

- Общее представление о предмете и многообразии знаний о родном крае. Выполнение инструкции «поведение на экскурсии». Интерес к предмету (эмоциональный уровень);

- Общее представление о «следах времени», об изменениях облика района, посёлка. Выполнение инструкции «движение по посёлку». Развитие воображения;

- Знакомство со «знакомым» радость собственного нового узнавания. Навык поведения на маршруте, соблюдения экологических норм. Развитие наблюдательности;

- Практические навыки исследовательской работы. Развитие наблюдательности, способности к анализу. Эмоциональное восприятие события («экспедиция» для детей – приключение и азарт).

Учащиеся должны уметь:

  • участвовать с беседами с информантами;

  • посещать музеи и другие культурные учреждения;

  • участвовать в игровой забаве, в праздниках.











































Использованная литература:

1. Калейдоскоп Внеклассных мероприятий. Выпуск №2. Военно-патриотическое воспитание. М: Илекса, Народное образование; Ставрополь; Сервисшкола, 2003.

2. Военно-патриотическое воспитание в школе. Авторы-составители: В.М.Видякин, Н.А. Касаткина. Издательство «Учитель», Волгоград, 2006.

3. Система гражданского образования школьников. Авторы-составители: Г.В.Дмитренко, Т.С.Зорина. М.: Глобус, 2006.

4. Патриотическое воспитание в лагере: занятия, традиционные и творчес-кие дела. Авторы-составители А.Ю.Соловьёв, С.С.Шихарев. Волгоград: Учитель, 2007.

5. Гринченко И.С. Игровая радуга. Методическое пособие. М.: - «ЦГЛ», 2004.

6. Наука быть человеком: материалы для классных часов. 1-4-й класс. Автор-составитель Т.В.Волкова. – Волгоград: Учитель, 2008.


Программа элективного курса Мой родной край.
  • Начальные классы
Описание:

Цели и задачи программы

образовательные:

  • структура программы позваляет познакомить ребят с многонациональным составом населения России,историей  возникновения и развития Малой Родины;

развивающие:

  • развивать у детей наблюдательность, самостоятельность и инициативу;развивать у детей  способности проявлять свои теоретические,практические умения и навыки;

воспитательные:

  • воспитывать такие личностные качества как доброта, честность,взаимопомощь;воспитывать у детей  культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе,родному краю.
Автор Крупенко Надежда Никитовна
Дата добавления 23.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 971
Номер материала 11120
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓