Главная / Информатика / Программа элективного курса «Компьютерная графика на основе использования графических программ ПСПО»

Программа элективного курса «Компьютерная графика на основе использования графических программ ПСПО»


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

УРЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

УРЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1




«Рассмотрено»


на заседании педагогического совета МОУ УСОШ №1

Протокол № _1_ от «_30_»_августа______2014г.



«Утверждено»

Директор МОУ УСОШ № 1

___________ /С.И.. Смирнов/

Приказ № _90_ от «_31_»_августа______2014 г.


«Согласовано»

Руководитель МО учителей информатики Уренского муниципального района

___________ /И.Б. Баранцева/

«_29_»__августа____2014 г.


Программа элективного курса

«Компьютерная графика

на основе использования

графических программ ПСПО»


возраст обучающихся: 15-17 лет (10-11 класс)


Автор-составитель:

учитель информатики и ИКТ МОУ УСОШ №1

Долинин Андрей Александрович

__________________________

Личная подпись_____________

"____"________________2014 г.





г. Урень, 2014


СОДЕРЖАНИЕ




СПРАВКА
О РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
(УЧЕБНОЙ) ПРОГРАММЫ 3

Пояснительная записка 4

Актуальность курса 4

Цели и задачи изучения курса 6

ОБОСНОВАНИЕ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ КУРСА 10

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 13

Межпредметные связи 15

Образовательные результаты 15

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ 18

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ КУРСА 18

СОДЕРЖАНИЕ учебного КУРСА 23

Структура деятельности 26

Применяемые технологии 26

Формы занятий 26

Примерный порядок изложения материала: 26

ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ И КОНТРОЛЯ 27

ТЕХНИЧЕСКОЕ И ПРОГРАММНОЕ ОСНАЩЕНИЕ КУРСА: 28

кОНТРОЛИРУЮЩИЕ МаТЕРИАЛЫ 29

уЧЕБНЫЙ ПЛАН И УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 29

Учебный план 29

Соотношение разделов курса и планируемых уроков 30

Лекционная часть курса 30

Контрольное тестирование 32

Практическая часть курса 33

Учебно-тематическое планирование элективного курса 34

дОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ 39

Список литературы для учителя: 39

Список литературы для учащихся: 40

Интернет ресурсы: 40

СПРАВКА
О РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
(УЧЕБНОЙ) ПРОГРАММЫ


Образовательное учреждение: Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1, г. Урень, Нижегородская область.

Действительно реализует образовательную (учебную) программу: элективный курс «Компьютерная графика на основе использования графических программ ПСПО».

Разработанную: учителем информатики и ИКТ Долининым Андреем Александровичем.

Возраст обучающихся по программе: 15-17 лет.

Срок реализации программы: с сентября 2013 по май 2015 года.

Востребованность программы, наиболее значимые результаты её реализации: Программа элективного курса «Компьютерная графика на основе использования графических программ ПСПО» востребована учащимися классов информационно-технологического профиля и реализуется за счет часов школьного компонента.

Деятельность учащихся, обучающихся в рамках элективного курса, является достоянием всей школы и носит общественно полезный характер, находят отражение в участии в конкурсах, олимпиадах, НОУ.

Участниками курса в настоящее время являются учащиеся 10 «Б» класса образовательного учреждения (информационно-технологический профиль).

Информация об учреждении: 606800, Нижегородская область, г. Урень, пл. Революции, д.3

Телефон: 8 (83153) 2-17-35

Электронный адрес: urenschool@yandex.ru

Директор учреждения: Смирнов Сергей Иванович


Подпись руководителя учреждения
М.П __________________Н.Р. Смирнова

Пояснительная записка

Актуальность курса

В жизни современного человека информация играет огромную роль, даже поверхностный анализ человеческой деятельности позволяет с полной уверенностью утверждать: наиболее эффективным и удобным для восприятия видом информации была, есть и в обозримом будущем будет информация графическая. Любые объемы информации человек лучше усваивает, когда она поступает через канал зрения. Поэтому доля графических данных в профессиональной деятельности любого рода неуклонно растет. Следовательно, требуются средства для работы с изображениями, и специалисты, умеющие грамотно работать с этими средствами - исследователи в различных научных и прикладных областях, художники, конструкторы, специалисты по компьютерной верстке, дизайнеры, разработчики рекламной продукции, создатели Web-страниц, авторы мультимедиа-презентаций, медики, модельеры тканей и одежды, фотографы, специалисты в области теле- и видеомонтажа и др.

Под «компьютерным художником» можно понимать любого, кто занимается созданием или редактированием изображений с помощью ЭВМ.

Область информатики, занимающаяся методами создания и редак­тирования изображений с помощью компьютеров, называют компьютерной графикой.

В данный момент персональные компьютеры имеют такие характеристики, которые позволяют профессионалам в области изобразительного искусства обходиться без традиционных инструментов художника: бумаги, красок, карандашей - все это заменяет компьютер с установленными на него специальным программным обеспечением.

Компьютерная графика очень актуальна в настоящий момент и пользуется большой популярностью у учащихся старших классов. Умение работать с различными графическими редакторами является важной частью информационной компетентности ученика.

В УМК базового или профильного курса Информатики и ИКТ «Компьютерная графика» как самостоятельный раздел не выделена. Отдельные элементы темы изучаются только на ознакомительном уровне - в этом проявляются ограниченные возможности базовых и профильных курсов по информатике. Поэтому в профильных классах очевидна необходимость изучения графических программ: растровых и векторных редакторов, программ создания и обработки трехмерных объектов, систем автоматизации проектирования, настольных издательских систем и др.

Охватить всю предметную область компьютерной графики в рамках одного курса невозможно, поэтому изучение сведено к рассмотрению вопросов работы с редакторами векторной и растровой графики, при этом основной акцент сделан на технологию создания и редактирования иллюстраций.

Компьютерная графика, как одна из значимых тем школьного курса информатики, активизирует процессы формирования самостоятельности школьников, поскольку связана с обучением творческой информационной технологии, где существенна доля элементов креативности, высокой мотивации обучения. Создание художественных образов, их оформление средствами компьютерной графики, разработка компьютерных графических изображений требует от учащихся проявления личной инициативы, творческой самостоятельности, исследовательских умений. Данная тема позволяет наиболее полно раскрыться учащимся, проявить себя в различных видах деятельности (диагностической, аналитической, проектировочной, конструктивной, оценочной, творческой, связанной с самовыражением и т.д.).

Элективный курс способствует развитию познавательных интересов учащихся; творческого мышления; повышению интереса к предмету, имеет практическую направленность, так как получение учащимися знаний в области информационных технологий и практических навыков работы с графической информацией является составным элементом общей информационной культуры современного человека, служит основой для дальнейшего роста профессионального мастерства. Реализация программы  позволяет заложить основы работы с графической информации, благодаря которой в будущем учащиеся смогут самостоятельно осваивать новые сложные графические программы.

Элективный курс «Компьютерная графика» разработан автором Залоговой Л.А. для уча­щихся старших классов естественно-научного, физико-математического, социально-гуманитарного и технологического профиля. Проведена адаптация программы для класса информационно-технологического профиля, с учетом перехода школ России на свободное программное обеспечение.

При отсутствии в образовательном учреждении лицензионного ПО для работы с графикой (Photoshop, Corel Draw) для создания векторных иллюстраций можно использовать программы Inkscape и Open Office.org Draw, а для создания, редактирования и монтажа растровых изображений – Gimp, которые относятся к свободно распространяемому ПО. Все эти программы позволяют начинающим и профессиональным художникам создавать иллюстрации разной степени сложности. Лицензионные программы более известны и популярны вследствие своей «раскрученности», но, по словам Д.А. Медведева: «Если Россия не будет независимой в области программного обеспечения, то все сферы, в которых мы хотим быть независимыми и конкурентоспособными, окажутся под угрозой». Поэтому до 2010 г. в России должна быть создана собственная операционная система с открытым кодом и полный комплект приложений для обеспечения эффективной работы государственных органов и бюджетных организаций. Такой операционной системой стала Linux. В рамках реализации проекта «Обеспечение лицензионной поддержки стандартного базового пакета программного обеспечения для использования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» школы получили стандартный базовый пакет свободного программного обеспечения. В состав комплекта вошла и ОС Линукс. В Школьном Линукс есть все для работы с графическими файлами практически любого типа. В состав дистрибутива Альт-Линукс входят две программы, которые могут быть использованы для изучения основ работы с растровой и векторной графикой: Gimp и Inkscape, а в офисном пакете присутствует векторный графический редактор Open Office.org Draw. Кроме того, свободно распространяемые графические программы являются кроссплатформенными, т.е. могут работать как под управлением операционной системы Линукс, так и под управлением операционной системы Windows.

Цели и задачи изучения курса


Цели курса: освоение учащимися базовых понятий и методов компьютерной графики, изучение свободно распространяемых графических программ, обеспечение глубокого понимания учащимися принципов построения и хранения изображений, профориентация учащихся.

Задачи курса:

Образовательные:

  • Формирование знаний об особенностях, достоинствах и недостатках растровой графики;

  • Формирование знаний об особенностях, достоинствах и недостатках векторной графики;

  • Ознакомление учащихся с методами описания цветов в компьютерной графике – цветовыми моделями;

  • Ознакомление учащихся со способами получения цветовых оттенков на экране монитора и принтере;

  • Ознакомление учащихся со способами хранения изображений в файлах растрового и векторного форматов;

  • Ознакомление учащихся с методами сжатия графических файлов;

  • Ознакомление учащихся с проблемами преобразования графических файлов;

  • Ознакомление учащихся с назначением и функциями различных графических программ;

Сформировать умения учащихся:

  • Различать форматы графических файлов и понимать целесообразность их использования при работе с различными графическими программами;

  • Создавать собственные иллюстрации, используя главные инструменты векторных программ (Inkscape, Open Office.org Draw), а именно:

    • Создавать рисунки из простых объектов (линий, дуг, окружностей и т.д.);

    • Выполнять основные операции над объектами (удаление, перемещение, масштабирование, вращение и т.д.);

    • Формировать собственные цветные оттенки в различных цветовых моделях;

    • Создавать заливки из нескольких цветовых переходов;

    • Работать с контурами объектов;

    • Создавать рисунки из кривых;

    • Создавать иллюстрации с использованием метода упорядочивания и объединения объектов, а также операции вычитания и пересечения;

    • Получать объемные изображения;

    • Применять различные графические эффекты (объем, перетекание, фигурная подрезка и т.д.);

    • Создавать надписи, заголовки, размещать текст вдоль траектории;

  • Обрабатывать графическую информацию с помощью растровых программ (Gimp), а именно:

    • Выделять фрагменты изображений с использованием различных инструментов (Область, Лассо, Волшебная палочка и др.);

    • Перемещать, дублировать, вращать выделенные области;

    • Редактировать фотографии с использованием различных средств художественного оформления;

    • Сохранять выделенные области для последующего использования;

    • Монтировать фотографии (создавать многослойные документы);

    • Раскрашивать черно-белые эскизы и фотографии;

    • Применять к тексту различные эффекты;

    • Выполнять цветовую и тоновую коррекцию фотографий;

    • Ретушировать фотографии;

    • Выполнять обмен файлами между графическими программами;

  • Создавать анимированные картинки с помощью Gimp;

  • Создавать и редактировать собственные изображения, используя инструменты графических программ;

  • Выполнять обмен графическими данными между различными программами

Развивающие:

  • Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности средствами ИКТ;

  • Развивать алгоритмическое мышление, способности к формализации;

Воспитывающие:

  • Воспитывать чувство ответственности за результаты своего труда;

  • Формировать установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимости действий нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией;

  • Воспитывать стремление к самоутверждению через освоение компьютера и созидательную деятельность с его помощью;

  • Воспитывать личную ответственность за результаты своей работы на компьютере, за возможные свои ошибки;

  • Воспитывать потребность и умение работать в коллективе при решении сложных задач;

  • Воспитывать скромность, заботу о пользователе продуктов своего труда;



В результате обучения учащиеся смогут получить опыт

  • проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств;

  • коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда;

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства;

ОБОСНОВАНИЕ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных и межпредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Курс «Компьютерная графика на основе использования графических программ ПСПО» - элективный курс для учащихся профильных (10-11) классов. Основное требование к предварительному уровню подготовки учащихся - освоение базового курса информатики. Курс рассчитан на 68 учебных часов (один час в неделю, два года обучения).

Программа элективного курса включает углубленное изучение отдельных тем базового общеобразовательного курса, а также изучение некоторых тем, выходящих за их рамки. Элективный курс дополняет базовую программу, не нарушая её целостность.

Основное внимание в элективном курсе ««Компьютерная графика на основе использования графических программ ПСПО» уделяется созданию иллюстраций и редактированию изображений, т.е. векторным и растровым программам. Программа курса неразрывно сочетает теоретическую подготовку и освоение практических приёмов работы. Полученные навыки учащиеся смогут использовать в области обработки изображений и вёрстки документов. Например, ретушировать фотографии, делать фотомонтажи, выполнять цветокоррекцию и другую предпечатную подготовку. Главная особенность данного курса заключается в том, что учащиеся научатся решать почти все распространённые базовые задачи, с которыми приходится сталкиваться дизайнеру, специалисту по рекламе.

Данный элективный курс способствует развитию познавательной активности учащихся; творческого мышления; повышению интереса к информатике, и самое главное, профориентации в мире профессий.

Знания и умения, приобретенные в результате освоения курса, учащиеся могут применить в различных областях знаний: физике, химии, биологии и др., а также они являются фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства в области трехмерного моделирования, анимации, видеомонтажа.

При составлении программы элективного курса «Компьютерная графика на основе использования графических программ ПСПО» за основу взята программа элективного курса «Компьютерная графика» Л.А. Залоговой. Данная программа использовалась в качестве базы для последующей модификации по следующим причинам:

  • УМК соответствует учебному плану школы по количеству часов, отведенных на изучение элективного курса.

  • Содержание учебного пособия «Компьютерная графика» дополняет УМК Н.Д. Угриновича, используемый для преподавания информатики и ИКТ на старшей ступени обучения на базовом и профильном уровне.

  • Элективный курс обеспечивает завершение образовательной подготовки учащихся в области теоретической информатики и информационных технологий, а также углублённое изучение технологии и особенностей использования программных средств для решения различных задач.

  • УМК содержит необходимые методические, дидактические материалы.

  • В соответствии с Федеральным проектом в области образования по оснащению всех школ РФ легальным программным обеспечением, компьютерный практикум по «Компьютерной графике» можно адаптировать к использованию свободно распространяемых программ. Возможно использование ОС Windows и ОС Linux.

  • Достаточно упражнений для закрепления теоретического материала и самостоятельной работы, которые можно адаптировать к использованию свободно распространяемых программ.

  • Учебное пособие прекрасно иллюстрировано необходимыми схемами, скриншотами, рисунками, что обеспечивает наглядность и доступность материала.

  • Материал излагается доступным для ученика языком, системно, последовательно, автору удалось избежать излишней научности.

  • Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.

  • УМК содержит большое количество заданий различного уровня сложности. Это позволяет учителю построить для каждого учащегося индивидуальную образовательную траекторию. Проектная деятельность позволяет развить исследовательские и творческие способности учащихся. Проекты реализуются в форме работ компьютерного практикума, опирающихся на использование цифровых образовательных ресурсов.

  • Большая практическая значимость и актуальность теоретического материала и практических работ.

Принципы построения элективного курса «Компьютерная графика на основе использования графических программ ПСПО»:

  • модульность;

  • практическая направленность;

  • дифференцированный подход к обучению;

  • использование новых технологий в обучении.

Модульный принцип обучения позволяет обеспечить вариативность и осуществить реальную профилизацию обучения. Учебные модули направлены на:

  • углублённое изучение информатики на профильном уровне;

  • реализацию межпредметных связей;

  • подготовку к сдаче ЕГЭ;

  • удовлетворение познавательных интересов;

  • организацию учебной практики, проектной и исследовательской деятельности учащихся.

Формирование содержания курса в соответствии с вышесказанным удовлетворяет следующим требованиям:

  • соответствие социальному заказу общества;

  • соответствие потребностям учащихся;

  • соответствие критериям отбора содержания образования (практическая значимость, соответствие содержания возрастным возможностям школьников, соответствие объема содержания имеющемуся времени, соответствие содержания имеющейся учебно-методической и материальной базе).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

В старшем школьном возрасте, учащиеся включаются в новый тип ведущей деятельности – учебно-профессиональной. Учебная деятельность становится средством реализации жизненных планов будущего, а основным внутренним мотивом для большинства учащихся является ориентация на результат. Для этой возрастной группы характерным является заметное повышение интереса к учению. Учение приобретает для них непосредственно жизненный смысл в связи с осознанием знаний и умений как необходимого условия достойного участия в будущей жизни. Учебная деятельность старшеклассников включает элементы анализа, исследования, личностного самоопределения. Избирательность интересов связана с жизненными планами. Старшие школьники могут интересоваться двумя-тремя профилирующими по отношению к будущей профессии предметами при равнодушии и безразличии к остальным. Изменяется мотивация в основных видах деятельности: учения, общения, труда. На месте прежних (детских) мотивов возникают и закрепляются новые (взрослые) мотивы, приводящие к переосмыслению содержания, целей и задач деятельности.

Применение активных форм и методов обучения и заданий творческого характера побуждает старшеклассников к самостоятельной работе в процессе информационной ценностно-ориентированной деятельности. В процессе такого обучения учитываются индивидуальные особенности учащихся (черты характера, темперамент, психические особенности, ценностная направленность и др.).

Процесс обучения протекает под руководством учителя путем использования философии «взаимодействия», «сотрудничества» и «рефлексивного управления». Задачей педагога является управление активной и сознательной познавательной деятельностью обучающихся. Педагог ставит перед обучающимися цели, постепенно усложняя их и тем самым обеспечивая поступательное движение мысли обучающихся по пути познания на соответствующих этапах: планирование, организация, регулирование (стимулирование), контроль, оценка и анализ результатов.

Учитель может выбрать для каждого ученика соответствующий индивидуальным познавательным возможностям уровень изучения материала (уровень сложности); дать индивидуальное задание на урок и домашнее задание, предложить работу с модульной частью электронного пособия (изучение нового материала, упражнения, контроль и т.п.); предложить самостоятельное освоение темы по электронному учебному пособию; применить диагностические и контролирующие материалы, имеющиеся на электронном носителе или разработанные учителем, что позволяет качественно улучшить контроль за деятельностью учащихся; вести мониторинг успеваемости, выполнения домашних самостоятельных и творческих заданий с последующей демонстрацией их на уроках или внеклассных занятиях; использовать игровые и занимательные программ для закрепления материала, мотивации, психологической разрядки.

Деятельностный компонент системы складывается из методов, форм, приёмов организации деятельности учащихся, основой которой является самостоятельная и проектная деятельность.

Большинство заданий выполняется самостоятельно с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.

Кроме индивидуальной, применяется и групповая работа. На обобщающих этапах обучения учащиеся объединяются в группы, используется проектный метод обучения. Выполнение проектов завершается защитой.

Проектная деятельность, становясь ведущей на уроках информационного цикла, вовлекает учащихся в решение актуальных жизненных проблем. При этом работа в группах позволяет формировать коммуникативные компетентности учащихся, а именно расширять и углублять практические навыки и умения: аргументировать выбранную информацию, выслушать мнение товарища, терпимость друг к другу.

Основной тип занятий — практикум. Большинство заданий курса выполняется самостоятельно с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.

Единицей учебного процесса является блок уроков (модуль). Каждый такой блок охватывает изучение отдельной информационной технологии или ее части. В предлагаемой программе количество часов на изучение материала определено для блоков уроков, связанных с изучением основной темы. Внутри блоков разбивка по времени изучения производится учителем самостоятельно. С учетом регулярного повторения ранее изученных тем темп изучения отдельных разделов блока определяется субъективными и объективными факторами.

Каждая тема курса начинается с постановки задачи — характеристики образовательного продукта, который предстоит создать ученикам. С этой целью учитель проводит демонстрацию слайдов мультимедийной презентации или саму программу и готовые работы в ней выполненные.

Теоретическая цель элективного курса тесно связывается с практикой. Изучение нового материала носит сопровождающий характер. Ученики изучают его с целью создания запланированного продукта — графического файла.

Далее проводится тренинг по отработке умений выполнять технические задачи, соответствующие минимальному уровню планируемых результатов обучения. Тренинг в конечном итоге переходит в комплексную самостоятельную творческую работу по созданию учениками определенного образовательного продукта.

В ходе обучения проводятся краткие самостоятельные работы или промежуточное тестирование по определению уровня знаний учеников по данной теме. Выполнение контрольных мероприятий способствует быстрой мобилизации и переключению внимания на осмысливание материала изучаемой темы, на активацию учебно-познавательной деятельности. Кроме того, такая деятельность ведет к закреплению знаний и служит регулярным индикатором успешности образовательного процесса.

Занятия проходят в компьютерном классе школы, имеющем соответствующее материально-техническое оснащение, 1 раз в неделю, время занятий - 1 академический час.

Реализовать программу сможет учитель информатики, владеющий теоретическими и практическими сведениями по предложенной программе.

Межпредметные связи

Знания и умения, полученные при изучении курса «Компьютерная графика», учащиеся могут использовать для создания изображений при подготовке различной визуальной продукции: рекламные буклеты, поздравительные открытки, школьные газеты, почетные грамоты, рефераты; прикладные исследования и научные работы, выполняемые в рамках школьного учебного процесса в различных областях – физике, химии, биологии, истории и т.д.; для размещения на Web-страницах или импортирования в документы издательских систем.

Кроме этого, знания, полученные в процессе изучения курса, являются фундаментом для освоения программ в области видеомонтажа, трехмерного моделирования и анимации.

Образовательные результаты

В рамках данного курса учащиеся должны овладеть основами компьютерной графики, а именно должны знать:

  • особенности, достоинства и недостатки растровой графики;

  • особенности, достоинства и недостатки векторной графики;

  • методы описания цветов в компьютерной графике — цветовые модели;

  • способы получения цветовых оттенков на экране и принтере;

  • способы хранения изображений в файлах растрового и векторного формата;

  • методы сжатия графических данных;

  • проблемы преобразования форматов графических файлов;

  • назначение и функции различных графических программ.

В результате освоения практической части курса учащиеся должны уметь:

  1. Редактировать изображения в растровом графическом редакторе (Gimp):

  • выделять фрагменты изображений с использованием различных инструментов (область (прямоугольное и эллиптическое выделение), лассо (свободное выделение), волшебная палочка (выделение связанной области) и др.);

  • перемещать, дублировать, вращать выделенные области;

  • редактировать фотографии с использованием различных средств художественного оформления;

  • сохранять выделенные области для последующего использования;

  • монтировать фотографии (создавать многослойные документы);

  • раскрашивать чёрно-белые эскизы и фотографии;

  • применять к тексту различные эффекты;

  • выполнять тоновую коррекцию фотографий;

  • выполнять цветовую коррекцию фотографий;

  • ретушировать фотографии;

  1. Создавать и редактировать анимированные изображения в программе Gimp;

  2. В векторных редакторах Inkscape и Open Office.org Draw

  • Настраивать интерфейс программы

  • Создавать, упорядочивать и редактировать объекты;

  • Пользоваться вспомогательными средствами. Такими как: направляющие, сетка, прилипание;

  • Формировать собственные цветовые оттенки в различных цветовых моделях;

  • Применять различные графические эффекты;

  • Закрашивать рисунки;

  • Работать с текстом;

  • Работать с растровыми изображениями;

  • Самостоятельно создавать иллюстрации и дизайн-макеты.

  1. Выполнять обмен файлами между графическими программами.

В результате обучения учащиеся получают опыт

  • проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств;

  • коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда;

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства;

В конце изучаемого курса учащиеся могут:

  1. защитить реферат, доклад;

  2. представить свои разработки визиток, реклам, открыток;

  3. представить реставрированные и обработанные фотографии;

  4. представить коллажи;

  5. представить мультимедиа-презентацию;

  6. представить созданные изображения на Web-странице;

  7. оформить школьную газету с помощью импортированных изображений в документ издательской системы.

Основной результат обучения - понимание учащимися современных технологий создания компьютерного изображения в растровых и векторных графических программах, освоение основных практических приемов создания изображения в свободно распространяемых программах Gimp, Inkscape, Open Office.org Draw.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ КУРСА

Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты учеников (созданные графические изображения), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса.

Основой для оценивания деятельности учеников являются результаты анализа их продукции и деятельности по ее созданию. Оценка имеет различные способы выражения — устные суждения педагога, письменные качественные характеристики.

Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения учеником минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса. Оцениванию подлежат также те направления и результаты деятельности учеников, которые определены в индивидуальных образовательных программах учеников.

Ученик выступает полноправным субъектом оценивания. Одна из задач педагога — обучение детей навыкам самооценки. С этой целью учитель выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного продукта.

Учитель может выбрать для каждого ученика соответствующий индивидуальным познавательным возможностям уровень изучения материала (уровень сложности), дать индивидуальное задание на урок и домашнее задание, предложить работу с модульной частью электронного пособия (изучение нового материала, упражнения, контроль и т.п.), предложить самостоятельное освоение темы по электронному учебному пособию, применить диагностические и контролирующие материалы, имеющиеся на электронном носителе или разработанные учителем, что позволяет качественно улучшить контроль за деятельностью учащихся, вести мониторинг успеваемости, выполнения домашних самостоятельных и творческих заданий с последующей демонстрацией их на уроках или внеклассных занятиях, использование игровых и занимательных программ для закрепления материала, мотивации, психологической разрядки.

Мониторинг результатов деятельности учащихся – осуществляется путем проведения учебных занятий в форме защиты проектов, участие школьников с докладами на школьных и районных конференциях НОУ, на участие в турнирах, олимпиадах.

Проверка достигаемых учениками образовательных результатов производится в следующих формах:

  • текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;

  • взаимооценка учащимися работ друг друга или работ, выполненных в группах;

  • публичная защита выполненных учащимися творческих работ (индивидуальных или групповых);

  • текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьников;

  • промежуточное тестирование учащихся.

Итоговый контроль проводится в конце всего курса в форме защиты творческих работ. Данный тип контроля предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем заявленным целям и направлениям курса. Формой итоговой оценки каждого ученика выступает образовательная характеристика, в которой указывается уровень освоения им каждой из целей курса и каждого из направлений индивидуальной программы ученика по курсу.

Итоговая оценка результатов изучения элективного курса осуществляется по результатам защиты специальной зачетной работы ученика. Итоговая оценка может быть накопительной, когда результаты выполнения всех предложенных заданий оцениваются в баллах, которые суммируются по окончании курса.  Каждое практическое задание оценивается определенным количеством баллов. Итоговая оценка выставляется по сумме баллов за все тесты и практические задания по следующей примерной схеме:

«2» - менее 30% от общей суммы баллов;

«3» - от 30 до 59% от общей суммы баллов;

«4» - от 60 до 79% от общей суммы баллов;

«5» - от 80% до 100% от общей суммы баллов.

Кроме этого в качестве бонуса могут засчитываться удачно выполненные творческие проекты. Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения учеником минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса.

Оценка результативности реализации программы элективного курса осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщенных оценочных показателей (индикаторов). Они представлены количественными параметрами.

Обобщенные оценочные показатели реализации элективного курса


Оценочные показатели

Критерии

До

После

Количественные параметры

1

Количество учащихся, желающих поступить в дальнейшем в ВУЗы по соответствующему профилю



2

Количество учащихся, принимавших участие в олимпиадах, конкурсах и фестивалях по компьютерной графике



3

Умения и навыки учащихся по применению компьютерной графики1

В 10 кл.

В 11 кл.

4

Участие в проектной деятельности

В 10 кл.

В 11 кл.

5

Участие в работе НОУ

В 10 кл.

В 11кл.


Конечным результатом реализации элективного курса должна стать положительная динамика роста показателей учащихся.


Мотивирующий контроль

  • Оценивание первоначальных знаний учеников, их умений (анкета 1);

  • Понимания предстоящей деятельности;

  • Выявление потребностей и интересов (анкета 2).



Анкета 1. Знания и умения учащихся


п/п

Критерии

Оценка критерий

«2»

«3»

«4»

«5»

1

Как вы оцениваете свою общеобразовательную подготовку





2

Оцените уровень вашего владения компьютером





3

Оцените уровень Ваших знаний и умений в области создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств;





4

Оцените уровень вашей подготовки в области компьютерной графики





5

Оцените уровень Ваших знаний и умений в области проектной деятельности





6

Оцените уровень вашей подготовки в области коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда;





7

Оцените уровень вашей подготовки в области эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;





8

Оцените уровень вашей подготовки в области эффективной организации индивидуального информационного пространства;






Анкета 2. Потребности и интересы учащихся


п/п

Вопросы

Ответы учащихся

1

Почему ты выбрал занятия по программе элективного курса?


2

Что ты ожидаешь от предложенной программы элективного курса?


3

Какие разделы, темы занятий тебе больше всего интересны и почему?


4

Какие разделы и темы занятий ты бы заменил на более интересующие тебя и почему?


5

Считаешь ли ты, что программа занятий по элективному курсу поможет тебе не только овладеть специальными знаниями в области компьютерной графики, но и поможет лучше овладевать знаниями в учебном процессе?


6

Повлияет ли твои занятия по программе элективного курса на твои отношения со сверстниками и как?



Таблица 1. Определение опыта и потребностей учащихся - мотивирующий контроль


п/п

Фамилия и имя

Критерии контроля

Базовый опыт

Начальные знания и навыки

Наличие ошибочных представлений у учащихся

Интересы к изучению нового материала

1






2






3







Формирующий контроль


Таблица 2. Контроль учеников в процессе занятий элективного курса

п/п

Фамилия и имя

Активность

Взаимодействие

в группе

Сформированность понимания

1





2






Таблица 3. Самооценка отчетности учащихся
во время прохождения элективного курса.

(Используется учениками для оценивания собственной отчетности. Он может быть изменен и использован учащимися или учителями для обеспечения обратной связи. Критерии оценки: активное обучение, отношение, участие, слушание, подготовка, вовлеченность)



1

2

3

4

Активное обучение

Я всегда занимаю серьезную и активную позицию во время обучения, требователен к себе в повседневной работе и нацелен на содействие успеху всей группы.

Я постоянно занимаю активную позицию в собственном обучении и таким образом вношу свой вклад в успех группы.

Иногда я занимаю активную позицию в собственном обучении, делюсь значимыми идеями и задаю подходящие вопросы.

Я редко занимаю активную позицию в собственном обучении. Я часто не принимаю участия и редко обмениваюсь идеями или задаю вопросы.

Отношение

Я последовательно демонстрирую искреннее желание учиться и делиться своими идеями с моими одноклассниками.

Я обычно выказываю искреннее желание учиться и делиться своими идеями.

Иногда я выказываю желание учиться, но зачастую просто выполняю то, что мне сказали сделать без энтузиазма и особого интереса.

Я не выказываю никакого желания учиться и обычно выполняю минимум заданного без всякого энтузиазма.

Участие

Я начинаю обсуждение, задаю значимые вопросы и веду себя как лидер внутри группы. Я задаю продуманные, серьезные вопросы и защищаю свою точку зрения.

Я регулярно участвую в обсуждении и зачастую выношу свои идеи на обсуждение. Я задаю вопросы и защищаю свою точку зрения.

Иногда я вношу свой вклад в обсуждение.

Я участвую только, если меня об этом просят.



Итоговый контроль

  • Возможность представления своего результата (таблица 3);

  • Итоговая таблица результатов элективного курса (таблица 4);

  • Формирование готовности аргументировано защищать свою позицию.


Таблица 4. Критерии оценивания презентаций учащихся при защите проекта

Критерии

Оценка критерий

«3»

«4»

«5»

Содержание

Не раскрыта и не ясна тема. Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно. Отсутствует творческий подход к изложению темы

Сформулирована и раскрыта тема. Ясно изложен материал. Наблюдаются некоторые элементы творчества.

Сформулирована и раскрыта тема. Полностью изложены основные аспекты темы. Тема раскрыта творчески, интересно.

Корректность текста

Информация дана неточно. Информация частично изложена. Объяснения некорректны, запутаны или не верны. Наличие орфографических и пунктуационных ошибок.

Достаточно точная информация. Небольшое количество орфографических и пунктуационных ошибок.

Данная информация кратка и ясна. Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок.

Дизайн презентации

Оформление презентации противоречит ее содержанию. Изображения в презентации мешают восприятию текста, не соответствуют содержанию

Использованы некоторые эффекты и фоны. Оформление не противоречит содержанию. Изображения в презентации редко не соответствует содержанию.

Эффекты, фоны, графики и звуки, акцентирующие внимание на изложенной информации. Оформление полностью соответствует содержанию. Изображения привлекательны, интересны, не накладываются на тест, соответствуют содержанию.

Коллективная работа2

Не спланирована работа в группе. Несколько членов в группе отвечают за работу всей команды. Большинство членов команды участвуют, но продуктивность деятельности очень разнообразна.

Работа над материалом равномерно распределена между большинством участников команды.

Слаженная работа в группе. Вся деятельность равномерно распределена между членами команды.


СОДЕРЖАНИЕ учебного КУРСА

Модуль 1. Введение в компьютерную графику. Методы представления графических изображений.

    1. Основные виды графики.

      1. Растровая графика. Достоинства растровой графики. Недостатки растровой графики.

      2. Векторная графика. Достоинства векторной графики. Недостатки векторной графики.

      3. Сравнение растровой и векторной графики. Особенности растровых и векторных программ.


    1. Цвет в компьютерной графике

      1. Описание цветовых оттенков на экране монитора и на принтере (цветовые модели).

      2. Цветовая модель RGB. Формирование собственных цветовых оттенков на экране монитора.

      3. Цветовая модель CMYK. Формирование собственных цветовых оттенков при печати изображений.

      4. Взаимосвязь цветовых моделей RGB и CMYK. Кодирование цвета в различных графических программах.

      5. Цветовая модель HSB (Тон — Насыщенность — Яркость).


    1. Векторные и растровые форматы.

      1. Методы сжатия графических данных.

      2. Сохранение изображений в стандартных форматах, а также собственных форматах графических программ.

      3. Преобразование файлов из одного формата в другой.

Модуль 2. Растровый графический редактор Gimp


    1. Знакомство с Gimp.

      1. Знакомство с редактором. Тип лицензии. История создания и назначение редактора.

      2. Окна и панели инструментов редактора. (Инструменты выделения, масштабирования, кадрирования изображения. Компоненты окна изображения). Инструменты цвета.

    2. Инструменты и диалоги.

      1. Инструменты рисования: карандаш, кисть, ластик, аэрограф, перо, размывание, резкость, осветление, затемнение.

      2. Клонирование изображения.

      3. Заливка.

      4. Диалоги: навигация, история отмен, выбор цвета, кистей, текстуры, градиента, палитры, выбора шрифтов.

    3. Текст

      1. Вставка текста. Параметры текста. Форматирование текста.

      2. Диалоги: навигация, история отмен, выбор цвета, кистей, текстуры, градиента, палитры, выбора шрифтов.

    4. Инструмент Штамп

      1. Инструменты Штамп и Штамп с перспективой.

      2. Выделение переднего плана.

      3. Выделение объекта: Умные ножницы. Контуры. Выделение произвольных областей

    5. Работа со слоями

      1. Слои. Атрибуты слоя.

      2. Перемещение, удаление слоя.

      3. Совмещение нескольких изображений. Эффект движения.

    6. Рисование геометрических фигур

      1. Рисование геометрических фигур (Рисование прямоугольников, квадратов, овалов, окружностей, используя инструменты выделения прямоугольных и эллиптических областей, заливка цветом или шаблоном).

      2. Рисование объемных фигур.

    7. Работа с изображением. Фильтры.

      1. Сканирование изображений. Характеристики сканеров.

      2. Коррекция и сохранение изображения. Формат изображений. Фильтры.

      3. Создание и оптимизация изображений для Web-страниц.

    8. Анимация в Gimp.

      1. Создание анимационного текста.

      2. Анимация изображений. Сменяющиеся кадры.

      3. Постепенно появляющиеся и исчезающие рисунки, текст.

    9. Творческий проект


Модуль 3. Векторный графический редактор Inkscape

    1. Интерфейс программы Inkscape

      1. Знакомство с интерфейсом. (Рабочее окно программы Inkscape. Особенности меню. Рабочий лист.

      2. Организация панели инструментов. Панель свойств. Палитра цветов. Строка состояния).

    2. Основы работы с объектами.

      1. Создание фигур.

      2. Инструменты рисования: Звезды Прямоугольник, Эллипс, Многоугольники, Спираль.

    3. Закраска рисунков.

      1. Однородные (плоский цвет) заливки

      2. Градиентные заливки

    4. Вспомогательные режимы работы.

      1. Изменение цвета, толщины, стиля штриха (контура).

      2. Вспомогательные режимы работы.

    5. Создание рисунков из кривых

      1. Особенности рисования кривых.

      2. Важнейшие элементы кривых: узлы и траектории. Редактирование формы кривой.

      3. Рекомендации по созданию рисунков из кривых.

    6. Методы упорядочения и объединения объектов.

      1. Изменение порядка расположения объектов.

      2. Выравнивание объектов на рабочем листе и относительно друг друга.

      3. Методы объединения объектов: группирование, объединение, логические операции над объектами.

    7. Работа с текстом.

      1. Создание текстового объекта.

      2. Кернинг.

      3. Расположение текста вдоль кривой.

      4. Заверстывание текста в блок.


Модуль 4. Векторный графический редактор Open Office.org Draw

    1. Интерфейс программы. Меню, панель инструментов.

    2. Объекты и работа с ними.

    3. Контуры.

    4. Заливка.

    5. Группировка объектов.

    6. Объединение, вычитание и пересечение фигур. Расположение объектов.

    7. Выравнивание и распределение объектов

Модуль 5. Разработка и защита итогового проекта

Разработка и защита итогового творческого проекта. (Три графические работы, выполненные в программах, изученных в течение курса).

Структура деятельности

Применяемые технологии

Основной технологией обучения в элективном курсе является метод проектов. Метод проектов – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Технология ориентирована на самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность учащихся при выполнении практических заданий и творческих проектов в течение определенного отрезка времени.  Выполнение творческих проектных работ завершается их защитой и рефлексивной оценкой.

Формы занятий

Курс включает в себя две части: лекционную и практическую. Теоретическая часть организована в форме лекций. Лекции проводятся с обязательным использованием иллюстративных материалов. Практическая часть – в форме самостоятельных заданий (практических работ на компьютере) и творческих работ, что является важной составляющей всего курса. Теоретическая и прикладная часть курса изучается параллельно, чтобы сразу же закреплять теоретические вопросы на практике.

В ходе выполнения индивидуальных работ, учитель консультирует учащихся и при необходимости оказывает им помощь. Выполняя практические задания, учащиеся не только закрепляют навыки работы с программами, но и развивают свои творческие способности. Каждое  занятие начинается с  мотивационного этапа, ориентирующего учащегося на выполнение практического задания по теме.

Тема урока определяется приобретаемыми навыками, например «Создание рисунков из кривых». Изучение нового материала носит сопровождающий характер, ученики изучают его с целью создания запланированного образовательного продукта (рисунка, логотипа, плаката и др.).

Одной из форм работы могут быть занятия – семинары (занятия-исследования), где учащиеся, разбившись на группы, самостоятельно исследуют определенные возможности программы, затем обмениваются полученными знаниями. В итоге учащиеся должны овладеть полным спектром возможностей работы с программой.

Примерный порядок изложения материала:

  1. Повторение основных понятий и методов для работы с ними.

  2. Ссылки на разделы учебного пособия, которые необходимо изучить перед выполнением заданий урока.

  3. Основные приемы работы. Этот этап предполагает самостоятельное выполнение заданий для получения основных навыков работы; в каждом задании формулируется цель и излагается способ ее достижения.

  4. Упражнения для самостоятельного выполнения.

  5. Проекты для самостоятельного выполнения.

ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ И КОНТРОЛЯ

Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты учеников (созданные графические изображения), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса.

Основой для оценивания деятельности учеников являются результаты анализа его продукции и деятельности по ее созданию.

Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения учеником минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса. Оцениванию подлежат также те направления и результаты деятельности учеников, которые определены в рабочей программе учителя и в индивидуальных образовательных программах учеников.

Ученик выступает полноправным субъектом оценивания. Одна из задач педагога — обучение детей навыкам самооценки. С этой целью учитель выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного продукта.

Проверка достигаемых учениками образовательных результатов производится в следующих формах:

  • текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий -  оценка промежуточных достижений используется как инструмент положительной мотивации, для своевременной коррекции деятельности учащихся и учителя; осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий на каждом занятии;

  • взаимооценка учащимися работ друг друга или работ, выполненных в группах;

  • текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьников;

  • промежуточное тестирование учащихся - усвоение теоретической части курса проверяется с помощью тестов.

  • итоговый контроль проводится в конце всего курса в форме публичной защиты творческих работ (индивидуальных или групповых);

На основе творческих работ проводятся конкурсы и выставки, формируются «портфолио» учащихся. Данный тип контроля предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем заявленным целям и направлениям курса. Формой итоговой оценки каждого ученика выступает образовательная характеристика, в которой указывается уровень освоения им каждой из целей курса и каждого из направлений индивидуальной программы ученика по курсу.

Итоговая оценка результатов изучения элективного курса осуществляется по результатам защиты специальной зачетной работы ученика. Итоговая оценка может быть накопительной, когда результаты выполнения всех предложенных заданий оцениваются в баллах, которые суммируются по окончании курса.  Каждое практическое задание оценивается определенным количеством баллов. Итоговая оценка выставляется по сумме баллов за все тесты и практические задания по следующей примерной схеме:

«2» - менее 30% от общей суммы баллов;

«3» - от 30 до 59% от общей суммы баллов;

«4» - от 60 до 79% от общей суммы баллов;

«5» - от 80% до 100% от общей суммы баллов.

Кроме этого в качестве бонуса могут засчитываться удачно выполненные творческие проекты. Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения учеником минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса.


ТЕХНИЧЕСКОЕ И ПРОГРАММНОЕ ОСНАЩЕНИЕ КУРСА:

  1. Персональный компьютер с процессором не ниже 1,2 ГГц и 256 Мб оперативной памяти с установленной операционной системой Linux или Windows.

  2. Цифровой фотоаппарат.

  3. Сканер.

  4. Выход в Интернет (желателен, но не обязателен)

  5. Графические редакторы Gimp, Inkscape, Open Office.org Draw.

кОНТРОЛИРУЮЩИЕ МаТЕРИАЛЫ

(приложение 1)

Для проверки достигаемых учениками образовательных результатов используются следующие формы контроля:

  • текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых; осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий на каждом занятии;

  • взаимооценка учащимися работ друг друга или работ, выполненных в группах;

  • текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьников;

  • промежуточное тестирование учащихся - усвоение теоретической части курса проверяется с помощью тестов.

  • итоговый контроль проводится в конце всего курса в форме публичной защиты творческих работ (индивидуальных или групповых);


Примеры тестов, проверяющих усвоение теоретической части курса:

  1. Тестирование по теме «Введение в компьютерную графику»

  2. Контрольное тестирование по теме «Растровый графический редактор Gimp»

  3. Итоговое тестирование по теме «Графический редактор Inkscape» и «Графический редактор Open Office.org Draw»

уЧЕБНЫЙ ПЛАН И УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебный план

(10-11 класс, 68 часов, 1 час в неделю в течение 2 лет)

Наименование модулей

Всего, час

В том числе

Форма контроля

лекция

практика

тестирование

1.

Введение в компьютерную графику. Методы представления графических изображений.

4

2

1

1

тестирование

2.

Растровый графический редактор Gimp

30

6

23

1

тестирование защита проекта

3

Векторный графический редактор Inkscape

22

7

15

0

защита проекта

4

Векторный графический редактор Open Office.org Draw

9

4

4

1

тестирование

5

Итоговая работа

3

0

3

0

защита проекта

Итого:

68

19

46

3



В курсе «Компьютерная графика» рассматриваются:

  • Введение в компьютерную графику. Методы представления графических изображений. Форматы графических файлов;

  • особенности работы с изображениями в растровых программах (Растровый редактор Gimp);

  • методы создания иллюстраций в векторных программах (Векторные графические редакторы Inkscape и Open Office.org Draw).

Соотношение разделов курса и планируемых уроков

Лекционная часть курса

Тема

Учебных часов

Введение в компьютерную графику. Методы представления графических изображений.

Основные виды графики.

1

Цвет в компьютерной графике

1

Знакомство с редактором Gimp. Тип лицензии. История создания и назначение редактора.

1

Растровый графический редактор Gimp

Диалоги Gimp: навигация, история отмен, выбор цвета, кисти, текстуры, градиента, палитры, выбора шрифтов.

1

Вставка текста в Gimp. Параметры текста. Форматирование текста.


1

Слои в Gimp. Атрибуты слоя. Перемещение, удаление слоя.


1

Сканирование изображений. Характеристики сканеров.


1

Создание анимационного текста. Анимация изображений. Сменяющиеся кадры. Постепенно появляющиеся и исчезающие рисунки, текст.

1

Векторный графический

редактор Inkscape

Знакомство с интерфейсом Inkscape. (Рабочее окно программы Inkscape. Особенности меню. Рабочий лист. Организация панели инструментов. Панель свойств. Палитра цветов. Строка состояния).

1

Создание фигур Inkscape. Инструменты рисования: Звезды Прямоугольник, Эллипс, Многоугольники, Спираль.

1

Однородные (плоский цвет) и градиентные заливки в Inkscape.

1

Особенности рисования кривых в Inkscape. Важнейшие элементы кривых: узлы и траектории. Редактирование формы кривой. Рекомендации по созданию рисунков из кривых.

1

Изменение порядка расположения объектов в Inkscape.

1

Выравнивание объектов в Inkscape: на рабочем листе и относительно друг друга.

1

Методы объединения объектов в Inkscape: группирование, объединение, логические операции над объектами

1

Векторный графический редактор Open Office.org Draw

Интерфейс программы Open Office.org Draw. Меню, панель инструментов.

1

Объекты Open Office.org Draw и работа с ними. Контуры. Заливка. Группировка объектов.

1

Объединение, вычитание и пересечение фигур в Open Office.org Draw.

1

Расположение объектов в Open Office.org Draw. Выравнивание и

распределение объектов

1

Всего

19

Контрольное тестирование

Тема

Учебных часов

Тестирование по теме «Введение в компьютерную графику»

1

Контрольное тестирование по теме «Растровый графический редактор Gimp»

1

Итоговое тестирование по теме «Графический редактор Inkscape» и «Графический редактор Open Office.org Draw»

1

Всего

3


Практическая часть курса

Тема

Учебных часов

См.3

Векторные и растровые форматы.

1

Растровый графический редактор Gimp

Окна и панели инструментов редактора Gimp. (Инструменты выделения, масштабирования, кадрирования изображения. Компоненты окна изображения).

1

Инструменты цвета.

1

Практическая работа «Основы работы с объектами».

1

Инструменты рисования: карандаш, кисть, ластик, аэрограф, перо, размывание, резкость, осветление, затемнение.

1

Клонирование изображения.

1

Заливка в Gimp.

1

Практическая работа «Создание простейших рисунков»

1

Диалоги Gimp: навигация, история отмен, выбор цвета, кистей, текстуры, градиента, палитры, выбора шрифтов.

1

Инструменты Штамп, Штамп с перспективой

1

Выделение переднего плана. Выделение объекта: Умные ножницы. Контуры/

1

Выделение произвольных областей

1

Практическая работа «Редактирование изображений»

1

Совмещение нескольких изображений в Gimp. Эффект движения. Практическая работа «Самолет в полете»

1

Практическая работа «Работа со слоями. Коллаж «Ремонт». Комбинирование рисунков из разных изображений»

1

Практическая работа «Эффект тени», «Чашка на дисководе – маска слоя»

1

Рисование геометрических фигур (Рисование прямоугольников, квадратов, овалов, окружностей, используя инструменты выделения прямоугольных и эллиптических областей, заливка цветом или шаблоном).

1

Рисование объемных фигур.

1

Коррекция и сохранение изображения. Формат изображений. Фильтры.

1

Создание и оптимизация изображений в для Web-страниц.

1

Практическая работа «Анимация созревания земляники»

1

«Как из летнего пейзажа сделать осенний?», «Перекрась машину», Грамота «Принцесса (принц) бала» или свой

1

«Как из летнего пейзажа сделать осенний?», «Перекрась машину», Грамота «Принцесса (принц) бала» или свой. Защита проекта.

1

Векторный графический

редактор Inkscape

Практическая работа «Знакомство с интерфейсом Inkscape»

1

Практическая работа «Основы работы с объектами»

1

Практическая работа «Создание простейших рисунков из примитивов (Поздравление, объявление, визитка)»

1

Практическая работа «Создать иллюстрацию «Закат солнца»

1

Практическая работа «Работа с контурами»

1

Изменение цвета, толщины, стиля штриха (контура). Вспомогательные режимы работы.

1

Практическая работа  «Создать иллюстрацию «Домик в деревне»

1

Практическая работа «Создание рисунка из кривых».

1

Редактирование кривых.

Практическая работа «Рисование нитью»

1

Практическая работа «Орнамент»

1

Практическая работа «Нарды»

1

Практическая работа «Торт»

1

Творческая практическая работа «Календарь», «Рекламный плакат»  и др.

1

Практическая работа «Создание текстового объекта Кернинг. Расположение текста вдоль кривой. Заверстывание текста в блок».

1

Практическая работа «Создание буклета о школе»

1

Векторный графический редактор Open Office.org Draw

Практическая работа «Построить схему своего движения от дома до школы»

1

Практическая работа «Создание блок-схем»

1

Практическая работа «Альтернативная эмблема школы»

1

Практическая работа «Создание блок-схем»

1

Разработка и защита итогового творческого проекта. (Три графические работы, выполненные в программах, изученных в течение курса).

3

Всего

46

Учебно-тематическое планирование элективного курса

«Компьютерная графика

на основе использования графических программ ПСПО»

10 класс (34 часа – 1 час в неделю)

10 класс (34 часа -1 час в неделю)

Наименование модулей, тем

В том числе

Форма контроля

Всего часов

Теория

Практика

Тестирование

1.

Введение в компьютерную графику. Методы представления графических изображений.

4

2

1

1

Тестиро-вание

1

Основные виды графики. (Растровая графика. Достоинства растровой графики. Недостатки растровой графики. Векторная графика. Достоинства векторной графики. Недостатки векторной графики. Сравнение растровой и векторной графики. Особенности растровых и векторных программ.)


1

0

0


2

Цвет в компьютерной графике (Описание цветовых оттенков на экране монитора и на принтере (цветовые модели). Цветовая модель RGB. Формирование собственных цветовых оттенков на экране монитора. Цветовая модель CMYK. Формирование собственных цветовых оттенков при печати изображений. Взаимосвязь цветовых моделей RGB и CMYK. Кодирование цвета в различных графических программах. Цветовая модель HSB (Тон — Насыщенность — Яркость)).

1

0

0

3

Векторные и растровые форматы. (Методы сжатия графических данных. Сохранение изображений в стандартных форматах, а также собственных форматах графических программ. Преобразование файлов из одного формата в другой).

0

1

0

4

Тестирование по теме

«Введение в компьютерную графику»

0

0

1

2.

Растровый графический редактор Gimp

30

6

23

1

Тестиро-вание, защита проекта

Знакомство с Gimp

4

1

3

0


5

Знакомство с редактором. Тип лицензии. История создания и назначение редактора.


1

0

0


6

Окна и панели инструментов редактора. (Инструменты выделения, масштабирования, кадрирования изображения. Компоненты окна изображения).

0

1

0

7

Инструменты цвета.

0

1

0

8

Практическая работа «Основы работы с объектами».

0

1

0

Инструменты и диалоги

5

1

4

0


9

Инструменты рисования: карандаш, кисть, ластик, аэрограф, перо, размывание, резкость, осветление, затемнение.


0

1

0


10

Клонирование изображения.

0

1

0

11

Заливка.

0

1

0

12

Диалоги: навигация, история отмен, выбор цвета, кистей, текстуры, градиента, палитры, выбора шрифтов.

1

0

0

13

Практическая работа «Создание простейших рисунков»

0

1

0

Текст

3

1

2

0


14

Вставка текста. Параметры текста. Форматирование текста.


1

0

0


15

Диалоги: навигация, история отмен, выбор цвета, кистей, текстуры, градиента, палитры, выбора шрифтов.

0

1

0

16

Практическая работа «Создание текстовой рекламы»

0

1

0

Инструмент штамп

4

0

4

0


17

Инструменты Штамп. Штамп с перспективой.


0

1

0


18

Выделение переднего плана. Выделение объекта: Умные ножницы. Контуры


0

1

0


19

Выделение произвольных областей


0

1

0


20

Практическая работа «Редактирование изображений»


0

1

0


Работа со слоями

4

1

3

0


21

Слои. Атрибуты слоя. Перемещение, удаление слоя.


1

0

0


22

Совмещение нескольких изображений. Эффект движения. Практическая работа «Самолет в полете»


0

1

0


23

Практическая работа «Работа со слоями в Gimp. Коллаж «Ремонт». Комбинирование рисунков из разных изображений»


0

1

0


24

Практическая работа «Эффект тени», «Чашка на дисководе - маска слоя»


0

1

0


Рисование геометрических фигур

2

0

2

0


25

Рисование геометрических фигур (Рисование прямоугольников, квадратов, овалов, окружностей, используя инструменты выделения прямоугольных и эллиптических областей, заливка цветом или шаблоном).


0

1

0


26

Рисование объемных фигур.

0

1

0

Работа с изображением. Фильтры

3

1

2

0


27

Сканирование изображений. Характеристики сканеров.


1

0

0


28

Коррекция и сохранение изображения. Формат изображений. Фильтры.

0

1

0

29

Создание и оптимизация изображений для Web-страниц.

0

1

0

Анимация в Gimp

2

1

1

0


30

Создание анимационного текста. Анимация изображений. Сменяющиеся кадры. Постепенно появляющиеся и исчезающие рисунки, текст.


1

0

0


31

Практическая работа «Анимация созревания земляники»

0

1

0

Творческий проект

3

0

2

1


32

«Как из летнего пейзажа сделать осенний?», «Перекрась машину», Грамота «Принцесса (принц) бала» или свой


0

1

0


33

«Как из летнего пейзажа сделать осенний?», «Перекрась машину», Грамота «Принцесса (принц) бала» или свой. Защита проекта.


0

1

0


34

Контрольное тестирование по теме


0

0

1


Итого

34

8

24

2


11 класс (34 часа -1 час в неделю)

1

Векторный графический редактор Inkscape

22

7

15

0

Защита проекта

Интерфейс программы Inkscape

2

1

1

0


1

Знакомство с интерфейсом. (Рабочее окно программы Inkscape. Особенности меню. Рабочий лист. Организация панели инструментов. Панель свойств. Палитра цветов. Строка состояния).


1

0

0


2

Практическая работа «Знакомство с интерфейсом»

0

1

0

Основы работы с объектами

3

1

2

0


3

Создание фигур. Инструменты рисования: Звезды Прямоугольник, Эллипс, Многоугольники, Спираль.


1

0

0


4

Практическая работа «Основы работы с объектами»

0

1

0

5

Практическая работа «Создание простейших рисунков из примитивов (Поздравление, объявление, визитка)»»

0

1

0

Закраска рисунков

3

1

2

0


6

Однородные (плоский цвет) и градиентные заливки


1

0

0


7

Практическая работа «Создать иллюстрацию «Закат солнца»

0

1

0

8

Практическая работа «Работа с контурами»

0

1

0

Вспомогательные режимы работы

2

0

2

0


9

Изменение цвета, толщины, стиля штриха (контура). Вспомогательные режимы работы.


0

1

0


10

Практическая работа  «Создать иллюстрацию «Домик в деревне»

0

1

0

Создание рисунков из кривых

3

1

2

0


11

Особенности рисования кривых. Важнейшие элементы кривых: узлы и траектории. Редактирование формы кривой. Рекомендации по созданию рисунков из кривых.


1

0

0


12

Практическая работа «Создание рисунка из кривых».

0

1

0

13

Редактирование кривых.

Практическая работа «Рисование нитью»

0

1

0

Методы упорядочения и объединения объектов

7

3

4

0


14

Изменение порядка расположения объектов.


1

0

0


15

Выравнивание объектов на рабочем листе и относительно друг друга.

1

0

0

16

Методы объединения объектов: группирование, объединение, логические операции над объектами

1

0

0

17

Практическая работа «Орнамент»

0

1

0

18

Практическая работа «Нарды»

0

1

0

19

Практическая работа «Торт»

0

1

0

20

Творческая практическая работа «Календарь», «Рекламный плакат»  и др.

0

1

0

Работа с текстом

2

0

2

0


21

Практическая работа «Создание текстового объекта Кернинг. Расположение текста вдоль кривой. Заверстывание текста в блок».


0

1

0


22

Практическая работа «Создание буклета о школе»


0

1

0


2

Векторный графический редактор Open Office.org Draw

12

4

7

1

Тестиро-вание

23

Интерфейс программы. Меню, панель инструментов.


1

0

0


24

Объекты и работа с ними. Контуры. Заливка. Группировка объектов

1

0

0

25

Объединение, вычитание и пересечение фигур

1

0

0

26

Расположение объектов. Выравнивание и распределение объектов

1

0

0

27

Практическая работа «Построить схему своего движения от дома до школы»

0

1

0

28

Практическая работа «Создание блок-схем»

0

1

0

29

Практическая работа «Альтернативная эмблема школы»

0

1

0

30

Практическая работа «Создание блок-схем»

0

1

0

31

Итоговое тестирование по теме «Графический редактор Inkscape» и «Графический редактор Open Office.org Draw»

0

0

1

3

Итоговый проект

3

0

3

0

Защита проекта

32-34

Разработка и защита итогового творческого проекта. (Три графические работы выполненные в программах, изученных в течение курса).


0

3

0


Итого

34

11

22

1


Всего

68

19

46

3


дОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Список литературы для учителя:

  1. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.

  2. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум- М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006 г.

  3. Государственный образовательный стандарт /Вестник об­разования. 2004 г. № 5. (Сайт Федерального агентства по образованию http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/

  4. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы/ Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. -  М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. Жексенаев А.Г. ОСНОВЫ РАБОТЫ В ГРАФИЧЕСКОМ РЕДАКТОРЕ GIMP: Томск, 2007

  5. Ю.П. Немчанинова. Создание и редактирование графических элементов  и блок-схем в среде Open Office.org(Draw)/Учебное пособие, Москва, 2008

  6. Ю.П. Немчанинова Обработка и редактирование векторной графики в Inkscape/Учебное пособие, Москва.:, 2008

  7. Соловьева Л.В. Компьютерные технологии для учителя. – СПб.: БХВ-Петербург, 2003

Список литературы для учащихся:

  1. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.

  2. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум- М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006 г.

  3. Жексенаев А.Г. ОСНОВЫ РАБОТЫ В ГРАФИЧЕСКОМ РЕДАКТОРЕ GIMP: Томск, 2007

  4. Ю.П. Немчанинова. Создание и редактирование графических элементов  и блок-схем в среде Open Office.org(Draw)/Учебное пособие, Москва, 2008

  5. Ю.П. Немчанинова Обработка и редактирование векторной графики в Inkscape/Учебное пособие, Москва.:, 2008

  6. Дуванов А.А. Азы информатики. Рисуем на компьютере. Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2005;

  7. Тимофеев Г.С., Тимофеева Е.В. Графический дизайн. Серия “Учебный курс”. Ростов н/Д: Феникс, 2002;

  8. Онлайн учебник по курсу www.dolinin-infografika.narod.ru

Интернет ресурсы:

www.metod-kopilka.ru – Методическая копилка учителя информатики

http://ru.wikipedia.org/ - Википедия – свободная энциклопедия.

http://www.issl.dnttm.ru — сайт журнала «Исследовательская работа школьника».

http://www.nmc.uvuo.ru/lab_SRO_opit/posobie_metod_proektov.htm

http://www.5byte.ru/8/0006.php - Информатика на пять

http://festival.1september.ru/ - фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

http://go-oo.org -Cвободный пакет офисных приложений

http://www.gimp.org/ - GIMP (Гимп) — растровый графический редактор

http://www.inkscape.org/ - Inkscape Векторный графический редактор

http://www.softcore.com.ru/graphity - Программа может служить отличной заменой стандартному графическому редактору Paint.

http://www.inernika.org/users/astana-ch-41/works - Видеоуроки Gimp Кольцова М. П. с сайта Открытого педагогического сообщества http://www.progimp.ru/articles/

http://snezhzhka.ya.ru/replies.xml?item_no=363 про Gimp

http://www.openarts.ru –уроки Gimp и Inkscape.

1 Качество обучения в процентном отношении

2 Критерий оценивания, если учащиеся готовят презентацию в группе.

3 Введение в компьютерную графику. Методы представления графических изображений.


Программа элективного курса «Компьютерная графика на основе использования графических программ ПСПО»
  • Информатика
Описание:

Пояснительная записка

Актуальность курса

В жизни современного человека информация играет огромную роль, даже поверхностный анализ человеческой деятельности позволяет с полной уверенностью утверждать: наиболее эффективным и удобным для восприятия видом информации была, есть и  в обозримом будущем будет информация графическая. Любые объемы информации человек лучше усваивает, когда она поступает через  канал зрения. Поэтому доля графических данных в профессиональной деятельности любого рода неуклонно растет. Следовательно, требуются средства для работы с изображениями, и специалисты, умеющие грамотно работать с этими средствами - исследователи в различных научных и прикладных областях, художники,  конструкторы,  специалисты по компьютерной верстке, дизайнеры, разработчики рекламной продукции, создатели Web-страниц, авторы мультимедиа-презентаций, медики, модельеры тканей и одежды, фотографы, специалисты в области теле- и видеомонтажа и др.

 Под «компьютерным художником» можно понимать любого, кто занимается созданием или редактированием изображений с помощью ЭВМ.

Область информатики, занимающаяся методами создания и редак­тирования изображений с помощью компьютеров, называют компьютерной графикой.

В данный момент персональные компьютеры имеют такие характеристики, которые позволяют профессионалам в области изобразительного искусства обходиться без традиционных инструментов художника: бумаги, красок, карандашей - все это заменяет компьютер с установленными на него специальным программным обеспечением.

Компьютерная графика очень актуальна в настоящий момент и пользуется большой популярностью у учащихся старших классов. Умение работать с различными графическими редакторами является важной частью информационной компетентности ученика.

 В УМК базового или профильного курса Информатики и ИКТ «Компьютерная графика» как самостоятельный раздел не выделена. Отдельные элементы темы изучаются  только на ознакомительном уровне - в этом проявляются ограниченные возможности базовых и профильных курсов по информатике. Поэтому в профильных классах очевидна необходимость изучения графических программ:  растровых и векторных редакторов, программ создания и обработки трехмерных объектов, систем автоматизации проектирования, настольных издательских систем и др.

Охватить всю предметную область компьютерной графики в рамках одного курса невозможно, поэтому изучение сведено к рассмотрению вопросов работы с редакторами векторной и растровой графики, при этом основной акцент сделан на технологию создания и редактирования иллюстраций.

Компьютерная графика, как одна из значимых тем школьного курса информатики, активизирует процессы формирования самостоятельности школьников, поскольку связана с обучением творческой информационной технологии, где существенна доля элементов креативности, высокой мотивации обучения. Создание художественных образов, их оформление средствами компьютерной графики, разработка компьютерных графических изображений требует от учащихся проявления личной инициативы, творческой самостоятельности, исследовательских умений. Данная тема позволяет наиболее полно раскрыться учащимся, проявить себя в различных видах деятельности (диагностической, аналитической, проектировочной, конструктивной, оценочной, творческой, связанной с самовыражением и т.д.).

 Элективный курс способствует развитию познавательных интересов учащихся; творческого мышления; повышению интереса к предмету, имеет практическую направленность, так как получение учащимися знаний в области информационных технологий и практических навыков работы с графической информацией является составным элементом общей информационной культуры современного человека, служит основой для дальнейшего роста профессионального мастерства. Реализация программы  позволяет заложить основы работы с графической информации, благодаря которой в будущем учащиеся смогут самостоятельно осваивать новые сложные графические программы.

Элективный курс  «Компьютерная графика» разработан автором Залоговой Л.А. для уча­щихся старших классов естественно-научного, физико-математического, социально-гуманитарного и технологического профиля. Проведена адаптация программы для  класса информационно-технологического профиля, с учетом перехода школ России на свободное программное обеспечение.

При отсутствии в образовательном учреждении лицензионного ПО для работы с графикой (Photoshop, Corel Draw) для создания векторных иллюстраций можно использовать программы  Inkscape и Open Office.org  Draw, а для создания, редактирования и монтажа растровых изображений – Gimp, которые относятся к свободно распространяемому ПО. Все эти программы позволяют начинающим и профессиональным художникам создавать иллюстрации разной степени сложности. Лицензионные программы более известны и популярны вследствие своей «раскрученности», но, по словам Д.А. Медведева: «Если Россия не будет независимой в области программного обеспечения, то все сферы, в которых мы хотим быть независимыми и конкурентоспособными, окажутся под угрозой». Поэтому до 2010 г. в России должна быть создана собственная операционная система с открытым кодом и полный комплект приложений для обеспечения эффективной работы государственных органов и бюджетных организаций. Такой операционной системой стала Linux. В рамках реализации проекта «Обеспечение лицензионной поддержки стандартного базового пакета программного обеспечения для использования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» школы получили стандартный базовый пакет свободного программного обеспечения.  В состав комплекта вошла и ОС Линукс. В Школьном Линукс есть все для работы с графическими файлами практически любого типа.   В состав дистрибутива Альт-Линукс входят две программы, которые могут быть использованы для изучения основ работы с растровой и векторной графикой: Gimp и Inkscape, а в офисном пакете присутствует векторный графический редактор Open Office.org Draw. Кроме того, свободно распространяемые графические программы являются кроссплатформенными, т.е. могут работать как под управлением операционной системы Линукс,  так и под управлением операционной системы Windows.

Цели и задачи изучения курса

 

Цели курса: освоение учащимися базовых понятий и методов компьютерной графики, изучение свободно распространяемых графических программ, обеспечение глубокого понимания учащимися принципов построения и хранения изображений, профориентация учащихся.

Задачи курса:

 Образовательные:

Ø  Формирование знаний об особенностях, достоинствах и недостатках растровой графики;

Ø  Формирование знаний об особенностях, достоинствах и недостатках  векторной графики;

Ø  Ознакомление учащихся с методами описания цветов в компьютерной графике – цветовыми моделями;

Ø  Ознакомление учащихся со способами получения цветовых оттенков на экране монитора и принтере;

Ø  Ознакомление учащихся со способами хранения изображений в файлах растрового и векторного форматов;

Ø  Ознакомление учащихся с методами сжатия графических файлов;

Ø  Ознакомление учащихся с проблемами преобразования графических файлов;

Ø  Ознакомление учащихся с назначением и функциями различных графических программ;

Сформировать умения учащихся:

Ø  Различать форматы графических файлов и понимать целесообразность их использования при работе с различными графическими программами;

Ø  Создавать собственные иллюстрации, используя главные инструменты векторных программ (Inkscape, Open Office.org Draw), а именно:

ü  Создавать рисунки из простых объектов (линий, дуг, окружностей и т.д.);

ü  Выполнять основные операции над объектами (удаление, перемещение, масштабирование, вращение и т.д.);

ü  Формировать собственные цветные оттенки в различных цветовых  моделях;

ü  Создавать заливки из нескольких цветовых переходов;

ü  Работать с контурами объектов;

ü  Создавать рисунки из кривых;

ü  Создавать иллюстрации с использованием метода упорядочивания и объединения объектов, а также операции вычитания и пересечения;

ü  Получать объемные изображения;

ü  Применять различные графические эффекты  (объем, перетекание, фигурная подрезка и т.д.);

ü  Создавать надписи, заголовки, размещать текст вдоль траектории;

Ø  Обрабатывать графическую информацию с помощью растровых программ  (Gimp), а именно:

ü  Выделять фрагменты изображений с использованием различных инструментов (Область, Лассо, Волшебная палочка и др.);

ü  Перемещать, дублировать, вращать выделенные области;

ü  Редактировать фотографии с использованием различных средств художественного оформления;

ü  Сохранять выделенные области для последующего использования;

ü  Монтировать фотографии (создавать многослойные документы);

ü  Раскрашивать черно-белые эскизы и фотографии;

ü  Применять к тексту различные эффекты;

ü  Выполнять цветовую и тоновую коррекцию фотографий;

ü  Ретушировать фотографии;

ü  Выполнять обмен файлами между графическими программами; 

Ø  Создавать анимированные картинки с помощью Gimp;

Ø  Создавать и редактировать собственные изображения, используя инструменты графических программ;

Ø  Выполнять обмен графическими данными между различными программами

Развивающие:

Ø  Развивать  познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности средствами ИКТ;

Ø  Развивать алгоритмическое мышление, способности к формализации;

Воспитывающие:

Ø  Воспитывать чувство ответственности за результаты своего труда;

Ø  Формировать установки на позитивную социальную деятельность в информационном  обществе, на недопустимости действий нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией;

Ø  Воспитывать стремление к самоутверждению через освоение компьютера и созидательную деятельность с его помощью;

Ø  Воспитывать личную  ответственность за результаты своей работы на компьютере, за возможные свои ошибки;

Ø  Воспитывать потребность и умение работать в коллективе при решении сложных задач;

Ø  Воспитывать скромность, заботу о пользователе продуктов своего труда;

 

 

В результате обучения учащиеся смогут получить опыт 

Ø  проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств;

Ø  коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда;

Ø  эффективного применения информационных образовательных ресурсов  в учебной деятельности, в том числе самообразовании;

Ø  эффективной организации индивидуального информационного пространства;

Автор Долинин Андрей Александрович
Дата добавления 24.11.2014
Раздел Информатика
Подраздел Другое
Просмотров 1258
Номер материала 5101
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓