Главная / История / Программа элективного курса «История в фактах и противоречиях»

Программа элективного курса «История в фактах и противоречиях»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа №33»

________________________________________________________________________________

663333, Красноярский край, г. Норильск, район Талнах, улица Энтузиастов, 5

факс: (3919) 44-18-81; e-mail: moy331@mail. ru

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Председатель НМС МБОУ «СОШ №___» Директор МБОУ «СОШ №__»

_____________________/Ф.И.О./ ___________________/Ф.И.О./

« » 2014 г. « » 2014 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

сетевого элективного курса по истории:

«История в фактах и противоречиях»



Учитель: Савичева Вера Викторовна






Класс: 10-11

Всего часов в неделю: 2 ч.+ 2 ч.

Количество часов: 60 ч.+ 60ч.






СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Координатор межшкольного сетевого МБУ «МЦ»

взаимодействия р-на Талнах ___________________/_______________/

____________________/Ковалёва Е.Н./ « » 2014 г.

« » 2014 г.






Г. Норильск

2014


СОДЕРЖАНИЕ:































Пояснительная записка

Программа элективного курса «История в фактах и противоречиях» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными положениями концепции профильного обучения. Она составлена в соответствии с программой по истории под редакцией А. П. Богданова и Е. Е. Вяземского, рекомендованной Управлением общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, но предусматривает более глубокую проработку материала и выполнение тестовых заданий по типу ЕГЭ, разработанных в соответствии с содержанием представленных тем и типовых тестовых заданий из сборников ЕГЭ. При составлении планирования использовалась программа для поступающих в Санкт – Петербургский гуманитарный университет профсоюзов.

Элективный курс рассчитан на учащихся, заинтересованных историей, а также на школьников с выраженными гуманитарными способностями, планирующих продолжить свое образование в гуманитарных вузах, и создает условия для реализации творческих спо­собностей учащихся, дает им возможность углубляться в историче­ские ситуации, формировать свой взгляд на исторический процесс. Данный курс предусматривает самостоятельную работу с дополнительным материалом и историческими документами, а так же работу с материалом, предоставляемым учителем на занятиях.

Занятия будут проводиться в интересных нетрадиционных формах: наряду с яркими красочными лекциями, презентациями, беседами и семинарскими занятиями будут широко использоваться нестандартные формы работы: работа в группах, заседания знатоков, дискуссионные клубы, уроки размышления, уроки суды, круглые столы, блеф клубы и др. Учащиеся будут работать с материалом, содержащим противоречивые взгляды на роль личностей в истории, а так же спорные тенденции по ключевым вопросам истории, будут учиться отстаивать свои взгляды, выражать собственное мнение.

Особенность данного элективного курса заключается в том, что он даёт учащимся расширенные исторические сведения о роли личности в историческом процессе, предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, предлагает альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, включает прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. Знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире и подготовиться их более качественно к сдаче экзамена по истории в форме ЕГЭ.


Цели курса:

  1. Получение систематизированных знаний о исторического пути развития России, судеб населяющих её народов, основных этапов, важнейших событий и крупных деятелей отечественной истории.

  2. Воспитание гражданских и патриотических качеств учащихся, формирование интереса и личностного отношения к истории своей страны.

  3. Стимуляция желания самостоятельного поиска информации.

  4. Овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач.

  5. Способствовать формированию осознанного выбора учащимися гуманитарного профиля.

  6. Подготовить учащихся к поступлению в вузы гуманитарной направленности, способствовать сдаче экзамена по истории в форме ЕГЭ.


Задачи  курса:

  • Способствовать  развитию  гражданственности  учащихся,  приучая  их  к  диалогическому     многомерному  восприятию  общественной  деятельности,  сбалансированному  подходу  к  достоинствам  и  недостаткам  исторических  личностей,  государства,  общества.

  • Создавать  условия  для  развития  у  учащихся  интеллектуальных  и  практических  умений  в  изучении истории.

  • Развивать умение грамотно и логично излагать материал, акцентируя внимание на главном; сравнивать, анализировать и давать собственную оценку историческим событиям; грамотно и правильно писать рефераты, работать с источниками и дополнительной литературой; работать с тестами по типу ЕГЭ.

  • Способствовать осознанию учащимися многогранности, сложности и противоречивости событий и явлений отечественной истории, а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой в прошлом и настоящем.


Продолжительность курса:

Общее количество учебных часов по программе – 120 часов (курс рассчитан на 2 года: 60 часов – в 10 классе (2013-2014 уч. год), 60 часов – в 11 классе (2014-2015 уч. год)). По годовому календарному учебному графику в 2014-2015 учебном году (занятия начинаются с 1 октября) – 30 учебных недель, по 2 часа в неделю (по пятницам) – 60 часов.


Методы работы с учащимися:

  1. Исследовательский.

  2. Эвристический.

  3. Объяснительно-иллюстративный.


Основные виды учебной работы:

1. Индивидуальный.

2. Фронтальный.

3. Групповой.

4. Коллективный.

Формы организации учебных занятий:

  1. Проблемные лекции.

  2. Блеф клуб.

  3. Уроки суды.

  4. Анализ источников.

  5. Деловые, ролевые, сюжетные игры.

  6. Презентации.

  7. Заседания знатоков.

  8. Уроки-дискуссии.

  9. Семинары.

  10. Круглые столы.

  11. Уроки группами.

  12. Практикумы.

  13. Урок экскурсия.


Формы контроля:

  1. Фронтальная беседа.

  2. Выполнение тестов в форме ЕГЭ.

  3. Самостоятельные работы по датам и терминам.

  4. Тексты с историческими ошибками.

  5. Кроссворды.

  6. Викторины.

  7. Логические цепочки.

  8. Историческое сочинение.


Требования к уровню достижений учащихся:

В результате учащиеся должны овладеть следующими ключевыми компетенциями:

1. Познавательная компетенция:

  • знать основные события исторического развития России и крупнейших деятелей Отечественной истории с древнейших времён до начала XXI века;

  • знать хронологию основных исторических событий;

  • знать альтернативные версии и некоторые точки зрения по ведущим темам данного исторического периода,

  • знать основную терминологию и понятия курса.

2. Информационно-коммуникативная компетенция:

  • участвовать в диалоге при обсуждении материала, дискуссиях при выявлении спорных вопросов;

  • анализируя разные точки зрения, выражать собственное мнение;

  • уметь соотносить исторические события, сравнивать, анализировать их;

  • чётко оперировать историческими понятиями и терминологией;

  • понимать и уметь излагать изученный материал;

  • работая в группах, решать проблему или поставленную задачу;

  • уметь критически оценивать ситуацию.

3. Рефлексивная компетенция:

  • использовать полученные знания для решения тестовых заданий, написания рефератов, сдачи экзаменов в форме ЕГЭ, выбора тем для более глубокого изучения материала;

  • владеть навыками контроля и оценки своей деятельности;

  • использовать знания в повседневной в жизни, при обучении в высших учебных заведениях.


Учебно-тематический план элективного курса

«История в фактах и противоречиях»

10-11 классы (120 часов)


п/п

Наименование разделов

Кол-во

учебных часов

Теория

Практика

Формы занятий

Формы контроля

10 класс – 60 часов

1.

Введение.

1.1-2. Знакомство с курсом.

2

2

-

Лекция,

беседа

-

2.

Раздел I. Начало Руси.

2.1-2. Версии происхождения славян, их религия, занятия, расселение, появление государства. «Повесть временных лет».

2.3-4. «Норманнская теория»: «за» и «против».

2.5-6. Первые русские князья: версии, предположения.

2.7-8. Правление Святослава.

2.9-10. Владимир Святославович. Причины и значение принятия христианства.

10

6

4

Проблемная лекция. Дискуссия.

Семинар.

Самостоятельные работы по терминам и датам.

3.

Раздел II. Русь в XI – начале XIII вв.

3.1. Ярослав Мудрый.

3.2. Особенности развития феодальных отношений на Руси. «Русская правда» Ярославичей.

3.3. Владимир Мономах. Съезд князей в Любече: стремление к объединению или к раздробленности?

3.4. Причины, плюсы и минусы политической раздробленности на Руси.

3.5. Особенности русских земель в период раздробленности.

3.6-7. Яркость и самобытность русской культуры X-XIII веков.

3.8-9. Обобщение.


9

5

4

Проблемная лекция. Презентация.

Дискуссия.

Выполнение теста в форме ЕГЭ.

Логическая цепочка.

4.

Раздел III. Русь в XIIIXVI вв.

4.1. Горечь поражения в битве на Калке.

Монголо-татарское нашествие на русские земли.

4.2. Александр Невский – великий русский полководец. Невская битва и Ледовое побоище.

4.3. Причины возвышения русских земель вокруг Москвы. От Даниила до Ивана Калиты.

4.4. Дмитрий Донской. Куликовская битва – почему не конец ига?

4.5. Особенности собирания русских земель при Василии I. Феодальная война: трагедии и последствия.

4.6. Иван III. Становление России.

4.7. Василий III. Сущность теории «Москва – Третий Рим».

4.8. Культура XIV-XV веков.

4.9-10. Иван Грозный: «за» и «против».

4.11-12. Обобщение.


12

8

4

Урок группами.

Блеф клуб.

Презентация.

Дискуссия.

Урок суд.

Текст с историческими ошибками.

Кроссворд.

Логическая цепочка. Выполнение теста в форме ЕГЭ.

5.

Раздел IV. Россия в XVII в.

5.1. Смутное время. Что могло бы ожидать Россию при ином исходе событий?

5.2. Становление династии Романовых.

5.3. Алексей Михайлович. Внутренняя и внешняя политика.

5.4. Церковный раскол: координальные перемены

или незначительные изменения?

5.5. Фёдор Алексеевич. Приход к власти Софьи.

5.6-7. Культура и быт XVI-XVII веков.


7

5

2

Презентация.

Дискуссия.

Урок игра.

Фронтальная беседа.

Викторина.

6.

Раздел V. Россия в XVIII в.

6.1. Внутренняя и внешняя политика Петра I.

6.2. Пётр I: проводник реформ или последователь?

6.3-4. Эпоха дворцовых переворотов: тайны и загадки царского двора.

6.5-6. Екатерина Великая: особенности внутренней и внешней политики.

6.7. Павел I: реформы или сумасбродство?

6.8. Культура и быт России XVIII в.

6.9-10. Обобщение.


10

6

4

Проблемная лекция.

Круглый стол.

Дискуссия.


Историческое сочинение.

Выполнение теста в форме ЕГЭ.

7.

Раздел VI. Россия в первой половине XIX в.

7.1. Александр I: противоречивость натуры.

7.2. Внутренняя и внешняя политика Александра I.

7.3. Восстание декабристов. Причины поражения.

7.4. Николай I: реакционер или любитель порядка?

7.5. Внутренняя и внешняя политика Николая I.

7.6. Русская православная Церковь. Русская культура в первой половине XIX века.

7.7-8. Обобщение.


8

6

2

Проблемная лекция.

Дискуссия

Семинар.

Практикум.

Выполнение теста в форме ЕГЭ.

8.

Итоговое обобщение.

9.1.Обобщающий урок.

9.2. Обобщающий урок.


2

-

2

Урок практикум.

Фронтальная беседа.

Викторина.

11 класс – 60 часов

9.

Раздел VII. Россия во второй половине XIX в.

8.1-2. Александр II – великий реформатор.

8.3. Возникновение народничества.

8.4. Терроризм. Предрешённость трагической кончины императора?

8.5. Александр III: продолжение реформ или контрреформы?

8.6-7. Обобщение.


7

5

2

Проблемная лекция.

Дискуссия.

Урок группами.

Самостоятельные работы по терминам и датам.

Логическая цепочка.

10.

Раздел VIII. Российская империя в начале XX века и накануне Первой мировой войны.

10.1. Россия на рубеже XIX-XXI веков.

10.2. Кризис империи.

10.3-4. Оформление политических партий.

10. 5. Реформы П.А. Столыпина. «За» и «против».

10.6-7. Серебряный век русской культуры – модернизация или деградация?


7

4

3

Проблемная лекция.

Заседание знатоков.

Урок суд.

Урок экскурсия.

Выполнение теста в форме ЕГЭ.

11.

Раздел IX. Первая мировая и Гражданская война.

11.1-2. Россия в Первой мировой войне.

11.3. Февральская революция. 1917 г. Переход к власти большевиков.

11.4-5. Гражданская война и иностранная интервенция.


5

3

2

Урок игра по карте.

Дискуссия.

Кроссворд.

Самостоятельные работы по терминам и датам.

12.

Раздел X. Советское государство и общество в 1920-1930-е гг.

12.1. Новая экономическая политика.

12.2. Образование СССР.

12.3. Культура и искусство после октября 1917 года.

12.4. Модернизация экономики в 30-ые годы.

12.5. Культ личности И.В. Сталина. «За» и «против».

12.6. Международные отношения и внешняя политика СССР накануне войны.

12.7. Фальсификации о начале войны.

12.8-9. Обобщение.


9

5

4

Проблемная лекция.

Презентация.

Анализ источников.

Заседание знатоков.

Дискуссия.

Урок

суд.

Выполнение теста в форме ЕГЭ.

13.

Раздел XI. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.

13.1. Начало Великой Отечественной войны. Периодизация войны.

13.2. Коренной перелом в Великой Отечественной войне.

13.3. Заключительный этап Великой Отечественной войны.

13.4. Причины победы.

13.5. Цена и значение.


5

4

1

Урок практикум.

Семинар.

Выполнение теста в форме ЕГЭ.

Текст с историческими ошибками.

14.

Раздел XII. Советский Союз в первые послевоенные десятилетия.

14.1. Начало «холодной войны».

14.2. Последние годы жизни и смерть И.О.Сталина. XX съезд КПСС. Борьба за власть.

14.3. Противоречия политики мирного сосуществования.

14.4. Советское общество в конце 1950-ых – начале 1960-ых гг.

14.5. Культура в 1940 – 1960-е гг.

14.6-7. Обобщение.


7

5

2

Проблемная лекция.

Урок группами.

Презентация.

Урок суд.

Дискуссия.

Викторина

Фронтальная беседа. Выполнение теста в форме ЕГЭ.

15.

Раздел XIII. СССР в годы «коллективного руководства».

15.1. Анализ системы «коллективного руководства».

15.2. СССР на международной арене. 1960 – 1970-е годы.

15.3. Духовная жизнь СССР. 1960 – 1980-е годы.

15.4. Углубление кризисных явлений в СССР.


4

2

2

Проблемная лекция.

Круглый стол.

Урок экскурсия.

Фронтальная беседа.

16.

Раздел XIV. Перестройка и распад советского общества.

16.1-2. Политика перестройки в сфере экономики.

16.3. Развитие гласности и демократии в СССР.

16.4. Новое политическое мышление.

16.5. Суть и результаты перестройки в СССР.


5

3

2

Урок дискуссия.

Блеф клуб.

Выполнение теста в форме ЕГЭ.

17.

Раздел XV. Россия на рубеже XX-XXI вв.

17.1. Курсом реформ.

17.2.Становление политических партий.

17.3. Внешняя политика России.

17.4. Углубление политического кризиса.

17.5. Россия по пути реформ и стабилизации.

5

4

1

Заседание знатоков.

Дискуссия.

Самостоятельные работы по терминам и датам.

18.

Раздел XVI. Духовная жизнь и развитие мировой культуры в конце XX – начале XXI века.

18.1-2. Искусство и культура России в конце XX – начале XXI века».

18.3-4. Обобщение.

4

2

2

Урок экскурсия.

Презентация.

Викторина.

Выполнение теста в форме ЕГЭ.

19.

Итоговое повторение и обобщение.

19.1. Обобщающий урок.

19.2. Обобщающий урок.


2

-

2

Урок практикум.

-


Итого:

120

75

45



Содержание программы

10 класс

Введение. (2 часа)

Особенности истории России на фоне европейской и мировой истории. Исторические темпы развития России.

Раздел I. Начало Руси. (10 часов)

Появление славян. Дискуссия в исторической науке о прародине славян. Религия восточных славян. Языческие праздники и обряды восточных славян. Основные занятия. Путь «из варяг в греки». Предпосылки образования Древнерусского государства. Норманнская теория, её роль в русской истории. Создание русского государства Русь. Олег. Укрепление Киевского государства при князе Игоре. Правление княгини Ольги. Создание системы налогообложения. Правление Святослава – Александра Македонского Восточной Европы. Правление Владимира Святославовича. Историческое значение крещения Руси.

Дискуссии: «Версии происхождения славян», «Норманнская теория: «за» и «против».

Семинар: «Первые русские князья».

Раздел II. Русь в XIXIII вв. (9 часов)

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда» как юридический памятник раннефеодальной Европы. Развитие культуры, образования при Ярославе Мудром. Правда Ярославичей – новый свод законов. Приход к власти Владимира Мономаха. «Поучение детям» и «Устав». Политическая раздробленность Руси. Причины распада единого государства. Русские княжества в период раздробленности. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский. «Повесть временных лет». «Слово о полку Игореве».

Дискуссия: «Съезд князей в Любече: стремление к объединению или к раздробленности».

Раздел III. Русь в XIIIXVI вв. (12 часов).

Нашествие Батыя на Русь. Александр Невский. Невская битва. Ледовое побоище. Ордынское владычество на Руси. Установление ордынского ига на Руси. Начало собирания земель. Возвышение Москвы. Личность Ивана Калиты. Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском. Битва на Куликовом поле. Политическое первенство Москвы при Василии I и при Василии II Тёмном. Усиление Руси при Иване III. Судебник 1497 г. Разрыв с Ордой – стояние на Угре. Иконопись и фрески: Андрей Рублёв, Феофан Грек. Правление Василия III. Россия при Иване Грозном. Реформы Ивана IV. Внешняя политика: взятие Казанского и Астраханского ханств. Начало присоединения Сибири, поход Ермака. Опричнина. Ливонская война. Иван Грозный, его сторонники и противники. Дискуссия о характере опричнины. Правление Фёдора Ивановича. Гибель царевича Дмитрия в Угличе. Крепостнические законы (заповедные годы, урочные лета). Культура и быт конца XVXVI веков.

Урок группами: «Монголо-татарское нашествие на русские земли».

Блеф клуб: От Александра Невского до Василия III».

Дискуссия: «Куликовская битва – почему не конец ига?»

Урок суд: «Иван Грозный: тиран и «дегегнерат» или великий политический деятель?»

Раздел IV. Россия в XVII в. (7 часов)

Борис Годунов. Голодные годы и бунты. Первый самозванец. Личность Лжедмитрия I. Восстание И.И. Болотникова – кульминация гражданской войны. Царь Василий Шуйский и второй самозванец. Польская и шведская интервенция. Семибоярщина и договор с польским королём Сигизмундом. Первое ополчение. Второе ополчение. К.М. Минин и Д.И. Пожарский. Освобождение Москвы. Борьба за русский трон и избрание Михаила Романова на царство. Столбовский мир и Деулинское перемирие. Окончание Смуты. Первые Романовы Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович. Царская власть. Боярская дума. Земские соборы. Соборное уложение 1649 г. «Священство» и «царство». Церковная реформа. Патриарх Никон и протопоп Аввакум. Преследование старообрядцев. Хозяйство и сословия. Новые явления в сельском хозяйстве и промышленности. «Бунташный век». Внешняя политика России. Правление Фёдора Алексеевича и Софьи Алексеевны. Реформы при царе Фёдоре Алексеевиче. Софья-регенша. Духовная жизнь общества.

Урок игра: «Смутное время. Самозванцы».

Дискуссии: «Смутное время. Что могло бы ожидать Россию при ином исходе событий?», «Церковный раскол: координальные перемены или незначительные изменения?»

Раздел V. Россия в XVIII в. (10 часов)

Пётр и его «кумпания». Азовские походы. Великое посольство Петра I в Западную Европу. Первые петровские нововведения 1699-1700 гг. Северная война и преобразования. Реформы Петра Великого. Ништадский мир. Эпоха дворцовых переворотов. Эпоха Екатерины II. Уложенная комиссия 1767-1768 гг. «Наказ» Екатерины II. Крестьянская война 1773-1775 гг. под предводительством Е.И. Пугачёва. Русско-турецкие войны. П.А. Румянцев, А.В. Суворов, Г.А. Спиридов, Ф.Ф. Ушаков, Г.А. Потёмкин. Великие победы русского оружия. Итальянский и Швейцарский походы Суворова. Русская церковь XVIII века. Павел I. Культура и духовная жизнь и быт в XVIII веке.

Круглый стол: «Эпоха дворцовых переворотов: тайны и загадки царского двора».

Дискуссии: «Пётр I: проводник реформ или последователь?», «Павел I: реформы или сумазбродство?»

Раздел VI. Россия в первой половине XIX в. (8 часов)

Переворот 1801 года. Александр I и его «молодые» друзья. Попытки реформ. М.М. Сперанский. Внешняя политика России в начале XIX в. Отечественная война 1812 года. Заграничный поход русской армии. Венский конгресс. Россия и создание Священного союза. Внутренняя политика Александра I. А.А. Аракчеев. Военные поселения. Движение декабристов. Конституционные проекты Н.М. Муравьёва и П.И. Пестеля. Правление Николая I. Следствие и суд над декабристами. Оценка движения декабристов в российской исторической науке. А.Х. Бенкендорф. Деятельность Третьего отделения, усиление цензурного гнёта. С.С. Уваров. Теория официальной народности. Кодификация законов. Кавказская война. Нарастание в общественном сознании протеста против николаевского режима. Славянофилы и западники. Петрашевцы. В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Т.Г. Шевченко. Крымская война. Золотой век русской культуры.

Дискуссии: «Александр I: противоречивость натуры», «Николай I: реакционер или любитель порядка?»

Семинар: «Русская православная церковь. Культура первой половины XIX века».

Итоговое обобщение. (2 часа)

Обобщение знаний по изученному материалу.


11 класс

Раздел VII. Россия во второй половине XIX в. (7 часов)

Историческая необходимость отмены крепостного права. Манифест 19 февраля 1861 г. Основные положения реформы. Историческое значение ликвидации крепостнических порядков. Реформы 60-70-х гг. XIX в.: земская, городская, судебная, военная, финансовая, цензурная, образования. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. и освобождение Болгарии. М.Д. Скобелев. Сан-Стефанский мирный договор. Возникновение народничества. Три течения в народничестве. П.Л. Лавров, П.Н. Ткачёв, М.А. Бакунин. Деятельность М.Т. Лорис-Меликова. Убийство Александра II. Александр III. Промышленный подъём 90-х гг. и деятельность С.Ю. Витте. Дискуссия историков о месте России в мировой экономике конца XIX - начала XX века. Внешняя политика России в конце XIX века. Вступление на престол Николая II. Группа «Освобождение труда» и возникновение марксистского движения в России. «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» и начало деятельности В.И. Ленина.

Урок группами: «Александр II – великий реформатор».

Дискуссии: «Терроризм. Предрешённость трагической кончины императора?», «Александр III: продолжение реформ или контррефомы?

Раздел VIII. Российская империя в начале XX века и накануне Первой мировой войны. (7 часов)

Национальный и социальный состав населения. Многоукладность российской экономики. Особенности монополистического капитализма в России. Экономический кризис и депрессия в 1900-1908 гг. Промышленный подъём 1908-1913 гг. Особенности развития сельского хозяйства. Политический строй России. Николай II. Реформы С. Ю. Витте. Зарождение политических партий. Образование военных блоков в Европе. Русско-японская война 1904-1905 гг. Революция 1905-1907 гг.: предпосылки, причины, характер, особенности, периодизация. Реформы П. А. Столыпин. Культура России в начале XX века: условия развития, просвещение, книгоиздательство, периодическая печать, наука, философия, политическая мысль, литературные направления, художественные объединения, театр, музыка, архитектура, скульптура.

Заседание знатоков: «Россия на рубеже XXXIX веков».

Урок суд: «Ленин: «за» и «против».

Урок экскурсия: «Серебряный век русской культуры».

Раздел IX. Первая мировая и Гражданская война. (5 часов)

Причины и характер Первой мировой войны. Компания 1914 года и просчёты её планирования. Боевые действия в 1915-1917 годах и истощение воюющих стран. Предпосылки, причины, характер революции 1917 года. Падение самодержавия. Двоевластие, его сущность и причины возникновения. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства. Советы и Временное правительство. Октябрьское вооружённое восстание в Петрограде. II Всероссийский съезд Советов. Образование советского правительства во главе с В. И. Лениным. Слом старого и создание нового государственного аппарата в центре и на местах. Конституция РСФСР. Продовольственная диктатура в деревне. Начало «культурной революции», её сущность. Причины Гражданской войны и интервенции. Основные этапы Гражданской войны, её фронты, сражения. Политика «военного коммунизма». Политика «белых» правительств. Движение «зелёных». Причины победы «красных».

Урок игра по карте: «Первая мировая война».

Раздел X. Советское государство и общество в 1920-1930-е гг. (9 часов)

Сущность и значение нэпа. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г. Цели СССР в области межгосударственных отношений. Участие Советской России в Генуэзской конференции. Итоги первых пятилеток. Последствия индустриализации. «Великий перелом». Политика сплошной коллективизации, ликвидации кулачества как класса. Массовые политические репрессии. Формирование режима личной власти И. В. Сталина. Конституция СССР 1936 г Вступление СССР в Лигу Наций. Обострение международных отношений и его причины.

Заседание знатоков: «Международные отношения и внешняя политика СССР накануне войны».

Дискуссия: «СССР жертва или вероломный агрессор, давший Гитлеру возможность развязать Вторую мировую войну?».

Раздел XI. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг. (5 часов)

Фальсификации о начале войны. Начало, ход и этапы Второй мировой войны. Причины, характер, периодизация Великой Отечественной войны. План «Ост». План «Барбаросса». Нападение фашистской Германии и её союзников на СССР. Превращение страны в единый военный лагерь Отступление с боями Красной Армии летом – осенью 1941 г. Битва за Москву, её этапы и историческое значение. Военные действия весной – осенью 1942 г. Коренной перелом в хорде войны. Сталинградская битва и её историческое значение. Партизанское движение в годы войны. Битва на Курской дуге. Тегеранская конференция. Форсирование Днепра. Военные действия на фронтах Великой Отечественной войны в 1944-1945 гг. Освобождение стран Центральной и Юго-Восточной Европы. Битва за Берлин. Капитуляция Германии. Крымская и Потсдамская конференции. Капитуляция Японии. Итоги и уроки Великой Отечественной войны. Итоги Второй мировой войны.

Урок практикум: «Вторая мировая и Великая Отечественная война».

Семинар: «Причины победы. Цена и значение».

Раздел XII. Советский Союз в первые послевоенные десятилетия. (7 часов)

Начало «холодной войны». Международные отношения на различных этапах «холодной войны» и после её окончания. Общая характеристика социально-политического и экономического развития стран Запада во второй половине XX века. Последствия войны для СССР. Восстановление и развитие народного хозяйства. Усиление режима личной власти Сталина, борьба с вольномыслием в обществе. Борьба за власть после смерти И. В. Сталина. Л.П. Берия, Г.М. Маленков, Н. С. Хрущёв. «Оттепель». XX съезд КПСС. Попытки экономических реформ. Перемены в аграрной политике. Освоение целины. Нарастание дисбаланса в экономике в начале 60-х гг. Особенности социальной политики. Уровень жизни народа. Поворот от жёсткой конфронтации к ослаблению международной напряжённости. СССР и мировая система социализма. Организация Варшавского договора. События 1956 г. в Венгрии. Отношения с капиталистическими и развивающимися странами. Карибский кризис и его уроки.

Дискуссия: «Кто развязал «холодную войну»?

Урок суд: «Сталин: «за» и «против».

Урок группами: «Советское общество в конце 1950-ых – начале 1960-ых гг.»

Раздел XIII. СССР в годы «коллективного руководства». (4 часа)

Л. И. Брежнев. Экономическая реформа 1965 г.: содержание, противоречия, причины неудач. Хроническое отставание сельского хозяйства: причины, последствия. Общий кризис «директивной экономики» и его причины. Социальная политика: цели, противоречия, результаты. Курс на свёртывание демократических преобразований. Конституция 1977 г. – апофеоз идеологии «развитого социализма». Политика подавления инакомыслия. Застойные явления в духовной жизни страны.

Круглый стол: «Анализ системы «коллективного руководства».

Урок экскурсия: «Духовная жизнь СССР. 1960 -1980-е годы».

Раздел XIV. Перестройка и распад советского общества. (5 часов)

М. С. Горбачёв. Курс на экономическую и политическую модернизацию страны. Концепция перестройки. Кризис КПСС. Распад СССР и создание СНГ. От конфронтации к разрядке. Новое обострение международной ситуации. Афганистан (1979). Концепция нового политического мышления: теория и практика. Культура в 1960-1980-е гг. Завершение «холодной войны».

Дискуссии: «Суть и результаты перестройки в СССР», «Можно ли считать распад СССР закономерным явлением?»

Блеф клуб: «М.С. Горбачёв. Эпоха перестройки».

Раздел XV. Россия на рубеже XX-XXI вв. (5 часов)

Б. Н. Ельцин. «Шоковая терапия» в экономике. Либерализация цен. Приватизация государственной собственности и её этапы. Становление президентской республики. Политический кризис в сентябре – октябре 1993 г. Конституция Российской Федерации 1993 г. Российское общество в первые годы реформ. Становление гражданского общества. Религия и церковь. Развитие культуры в новых условиях. Финансовый кризис в августе 1998 г. и его последствия. События в Чечне. Выборы в государственную думу (1999). Президент РФ В. В. Путин. Укрепление государственности. Политическая жизнь страны в начале XXI в.

Заседание знатоков: «Курсом реформ».

Дискуссии: «Чеченский конфликт – противоречия развития Российской Федерации?», «1990-ые годы – стирание противоречий или их углубление?»

Раздел XVI. Духовная жизнь и развитие мировой культуры в конце XX – начале XXI века. (4 часа)

Новое в науке о человеке и развитие философии. Изобразительное искусство и архитектура. Художественная литература, музыкальная жизнь, театр, кино. Новые теории общественного развития. Церковь и общество в XX – начале XXI века. СМИ и массовая культура. Новые направления в искусстве второй половины XX века. Контркультура и культура молодежного бунта. Подъём национальных культур.

Урок экскурсия: «Искусство и культура России в конце XX – начале XXI века».

Итоговое повторение и обобщение. (2 часа)

Российская империя – СССР – Россия в конце XX – начале XXI в. Взаимозависимость политических и экономических процессов в мире.


Средства обучения:

I. Вопросы для дискуссий и «круглых столов» с учащимися.

II. Тесты на:

  • знание основных фактов и исторических процессов,

  • термины и понятия,

  • даты и события,

  • на совмещение фамилий с характеристиками,

  • на соответствие.


Технологии обучения (элементы):

    1. Личностно ориентированного.

    2. Сотрудничества.

3. Игрового обучения.

4. Коллективного и группового обучения.

5. Проблемного обучения.

6. Критического мышления.


Контроль результативности изучения учащимися программы:

Виды и формы контроля:


1. Промежуточный контроль

Цель – закрепление компетенций полученных при изучении отдельных тем курса.

Формы проведения: собеседование, работа с индивидуальными заданиями, тексты с историческими ошибками, решение кроссвордов, логические цепочки на знание правителей, карточки на знание дат и терминологии, тесты.

2. Итоговый контроль

Цель – проверка компетенций полученных при изучении всего курса

Форма проведения – выполнение тестов в форме ЕГЭ.


Список литературы:

  1. Аврех А. Я. Столыпин и его судьбы реформ в России. – М., 1991.

  2. Баженова А.М., Некрасова Л.М., Курчан Н.Н.Рубинштейн И.Б. Мировая художественная культура: XX век: Кино, театр, музыка. – М.:СПб., 2008.

  3. Балязин В.Н. 1000 занимательных сюжетов из русской истории. – М.: Просвещение, 1995.

  4. Боханов А. Н. Николай II. – М., 1997.

  5. Века А. В. История России с древнейших времён до наших дней. – Минск: Современный литератор, 2003.

  6. Война 1939-1945: два подхода. – М., 1995.

  7. Восточные славяне в VIXIII вв. – М., 1982.

  8. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. – М.,: Просвещение, 1999.

  9. Велишский Ф. История цивилизации. Быт и нравы древних греков и римлян. – М., 2000.

  10. Гимпельсон Е. Г. Формирование советской политической системы: 1917-1923 гг. – М., 1995.

  11. Горбачев М. Жизнь и реформы. Кн. 1-2. М., 1995.

  12. Данилов А. А. История инакомыслия в России: советский период. – М., 1997.

  13. Деникин А.И. Очерки русской смуты. – М., 1991.

  14. Дидактические материалы по истории России XIX века: 9-й Кл.: к учебнику А. А Данилова, Л. Г. Косулиной «История России. XIX век. 9 класс / В. В. Шаповал. – М.: Экзамен, 2007.

  15. Дмитриенко В.П., Есаков В.Д., Шестаков В.А. История Отечества. XX век: Учебное пособие для общеобразовательных школ. -М.: Дрофа, 1995.

  16. Загладин Н. В., Семененко И. С. Отечественная культура XX – начала XXI века. Искусство и художественная жизнь, наука, образование, спорт. М., 2005.

  17. Зимин А.А. Опричнина Ивана Грозного. М., 1960.

  18. Историческая география Золотой Орды в XIIIXIV вв. – М., 1985.

  19. История в лицах: VXX вв. – М., 1997.

  20. Кадневский В. М. История России. XIX век. Тесты, 8-11 кл.: Учебно–методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Дрофа, 2001.

  21. Кириллов В.В., Чернова М.Н. Истории России 1800-2002 гг.: Поурочные методические разработки и сценарии уроков. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.

  22. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. 1, 2, 3 тома. – Ростов н/Д: Феникс, 1995.

  23. Крещение Руси в трудах русских и советских историков. – М., 1988.

  24. Леонтович В. В. История либерализма в России: 1762-1914 гг. – М., 1995.

  25. Медведев Р. Владимир Путин: четыре года в Кремле. М., 2004.

  26. Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра I. –М., 1984.

  27. Нестандартные уроки в школе. История, 8-11 классы / Автор-составитель Н. С. Кочетов. – Волгоград, 2002.

  28. НЭП: взгляд со стороны. – М., 1991.

  29. Павлюченков С. А. Военный коммунизм в России6 власть и массы. – М., 1997.

  30. Политические партии России первой трети XX века: Энциклопедия. – М., 2000.

  31. Российские самодержцы (1801-1917). – М., 1991.

  32. Работяжев Н. В., Соловьёв Э. Г. Феномен тоталитаризма. Политическая теория и исторические метаморфозы. М., 2005.

  33. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XIIXIII вв. – М., 1982.

  34. Сабарьянов Д. В. История русского искусства конца XIX – начала XX века: Учебное пособие. – М., 1993.

  35. Самсонов А. М. Вторая мировая война. – М., 2000.

  36. Сборники тестовых заданий для подготовки к ЕГЭ. 2005-2013гг.

  37. Тематические тесты по истории России для подготовки к ЕГЭ. Задания высокого уровня сложности. 10-11 классы Ростов-на-Дону, Легион, 2010.

  38. Фёдоров В.А. Декабристы и их время. – М., 1992.

  39. Чулков Г. И. Императоры: Психологические портреты. – М., 1991.

  40. Шишкин В. А. Власть. Политика. Экономика: Послереволюционная Россия (1917-1928 гг.). – СПб., 1997.

  41. Школьная энциклопедия: Новейшая история. XX век. – М., 2003.


Сайты:

  1. http://ivanna-olga.narod.ru/ - сайт учителя истории Ивановой Ольги Ивановны.  Разработки уроков, программы.

  2. http://ant-m.ucoz.ru/ -  "Виртуальный кабинет истории и обществознания".  Материалы к урокам истории и обществознания, видеоуроки по истории, web-проекты.

  3. http://pari1977.narod.ru/index.htm -  сайт учителя истории Больщиковой Натальи Федоровны. Разработки уроков, тестовые задания.

  4. http://ideolog8.narod.ru/ - персональный сайт  учителя истории Бочарова А.Ю.  Материалы к урокам,  материалы для подготовки к ЕГЭ.

  5. http://notik.ucoz.ru/ - персональный сайт учителя истории Зайцевой Н. В. Цель сайта «Учитель – учителю» – поделиться своим опытом, оказать методическую поддержку учителям истории и обществознания, а также классным руководителям.

  6. http://tgi65.ucoz.ru/ - персональный сайт учителя истории Танченко Г.И. Методические и дидактические разработки автора.

  7. http://kesarevnakos.ucoz.ru/ - сайт учителя истории Смирновой Марины Кесаревны. Материалы к урокам истории.

  8. http://qulieva1980.ucoz.ru/index/0-2 - сайт учителей истории и обществознания.   

  9. http://uchilka.ucoz.ru/ -  сайт Фроловой Натальи Васильевны. Методические и дидактические материалы, материалы для подготовки к ЕГЭ.

  10. http://esma1828.ucoz.ru/ - материалы к урокам, работы учеников, интерактивные тесты.

  11. http://laind.ucoz.ru/index/0-2  - сайт - портфолио Шайдурова Владимира Владимировича. Материалы к урокам.

  12. http://pust1966.ucoz.ru/load/2 - сайт учителя истории В.М. Анохиной. Материалы к урокам, дополнительные и справочные материалы, проекты по всеобщей истории, лекции, творческие работы учащихся.

  13.  http://edu.of.ru/golubevatm/default.asp - сайт учителя истории, обществознания и МХК  Голубевой Т.М. Материалы к урокам, творческие работы.

  14. http://bug-tarasov.ucoz.ru/ -  сайт учителя истории Тарасова А.В.  Разработки уроков.

  15. http://annastorchilova.rusedu.net - сайт учителя истории и культуры СПб Сторчиловой Анны Анатольевны. Статьи, публикации, конспекты  уроков, планирование.

  16. http://irina48.ucoz.ru/ -  сайт учителя истории Родионовой  И.В. Статьи презентации к урокам.

  17. http://seranton.ucoz.ru/ - сайт учителя истории Антонова С.В.  Методические и дидактические материалы к урокам.

  18. http://esma1828.ucoz.ru/ - материалы к урокам, работы учеников, интерактивные тесты.


Карты:

  1. Первобытнообщинный строй на территории нашей страны. Древнейшие государства Закавказья, Средней Азии и Северного Причерноморья.

  2. Древнерусское государство – Киевская Русь в IX – начале XII в.

  3. Борьба народов нашей страны с иноземными завоевателями в XIII в.

  4. Образование Российского централизованного государства.

  5. Русское государство в XVI в.

  6. Российское государство в XVI веке.

  7. Российское государство в XVII веке. Сибирь в XVII веке.

  8. Россия с конца XVII до 60-х годов XVIII в.

  9. Российская империя во второй половине XVIII в.

  10. Российская империя с начала XIX в. по 1861 г. (Европейская часть).

  11. Россия после реформы (развитие капитализма с 1861 – по 1900 г.).

  12. Русско-японская война 1904-1905 гг.

  13. Россия в XIX – начале XX столетия.

  14. Россия в 1907 – 1914 гг.

  15. Первая мировая война 1914 – 1918 гг.

  16. Ленин во главе советского государства.

  17. Великая Октябрьская Социалистическая революция и гражданская война.

  18. Иностранная военная интервенция и гражданская война в СССР в 1919 -1920 гг.

  19. Союз Советских Социалистических республик.

  20. Индустриальное развитие СССР в годы предвоенных пятилеток (1928 – 1940 гг.).

  21. Развитие промышленности в СССР (1928-1982 гг.)

  22. Великая Отечественная война Советского Союза 1941 – 1945 гг.

  23. Политическая карта мира.


Учебные пособия:

    1. Древняя Русь – Русь удельная – Московская Русь (таблица).

    2. Этапы объединения русских земель в единое государство (таблица).

    3. Повинности средневековых крестьян (таблица).

    4. Становление Российского государства (комплект таблиц).

    5. Движение декабристов (комплект таблиц).

    6. Развитие Российского государства в XV-XVI веках (комплект таблиц).

    7. Развитие России в XVIIXVIII веках (комплект таблиц).

    8. Политические течения XVIIIXIX веков (комплект таблиц).

    9. Структура политической системы (таблица).

    10. Конституционные права и свободы граждан (таблица).


Картины и иллюстрации по теме.


Учебные компьютерные диски:

  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2008 год

  • Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, 86 томов


Дидактический раздаточный материал по теме.

































Приложение 1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

ПО ИСТОРИИ, 10 классы, 2013-2014 учебный год

10 класс

п/п


Номер урока



Тема урока


Кол-во часов



Дата по плану


Корректировка


Дата по факту


Итоговый контроль


Введение. (2 часа)


1.

1

Знакомство с курсом.

2




2.

2

Знакомство с курсом.





Раздел I. Начало Руси. (10 часов)


3.

1

Версии происхождения славян, их религия, занятия, расселение, появление государства. «Повесть временных лет».

2




4.

2

Версии происхождения славян, их религия, занятия, расселение, появление государства. «Повесть временных лет».





5.

3

«Норманнская теория»: «за» и «против».

2





6.

4

«Норманнская теория»: «за» и «против».





7.

5

Первые русские князья: версии, предположения.

2





8.

6

Первые русские князья: версии, предположения.





9.

7

Правление Святослава.

2





10.

8

Правление Святослава.





11.

9

Владимир Святославович. Причины и значение принятия христианства.

2





12.

10

Владимир Святославович. Причины и значение принятия христианства.






Раздел II. Русь в XI – начале XIII вв. (9 часов)

13.

1

Ярослав Мудрый.

1





14.

2

Особенности развития феодальных отношений на Руси. «Русская правда» Ярославичей.

1





15.

3

Владимир Мономах. Съезд князей в Любече: стремление к объединению или к раздробленности?

1





16.

4

Причины, плюсы и минусы политической раздробленности на Руси.

1





17.

5

Особенности русских земель в период раздробленности.

1





18.

6

Яркость и самобытность русской культуры X-XIII веков.

2





19.

7

Яркость и самобытность русской культуры X-XIII веков.





20.

8

Обобщение.

2




Тест в форме ЕГЭ.

21.

9

Обобщение.




Анализ результатов теста.

Раздел III. Русь в XIIIXVI вв. (12 часов)

22.

1


Горечь поражения в битве на Калке.

Монголо-татарское нашествие на русские земли.

1





23.

2

Александр Невский – великий русский полководец. Невская битва и Ледовое побоище.

1





24.

3

Причины возвышения русских земель вокруг Москвы. От Даниила до Ивана Калиты.

1





25.

4

Дмитрий Донской. Куликовская битва – почему не конец ига?

1





26.

5

Особенности собирания русских земель при Василии I. Феодальная война: трагедии и последствия.

1





27.

6

Иван III. Становление России.

1





28.

7

Василий III. Сущность теории «Москва – Третий Рим».

1





29.

8

Культура XIV-XV веков.

1





30.

9

Иван Грозный: «за» и «против».

2





31.

10

Иван Грозный: «за» и «против».





32.

11

Обобщение.

2




Тест в форме ЕГЭ.

33.

12

Обобщение.




Анализ результатов теста.


Раздел IV. Россия в XVII в. (7 часов)


34.

1

Смутное время. Что могло бы ожидать Россию при ином исходе событий?

1





35.

2

Становление династии Романовых.

1





36.

3

Алексей Михайлович. Внутренняя и внешняя политика.

1





37.

4

Церковный раскол: координальные перемены или незначительные изменения?

1





38.

5

Фёдор Алексеевич. Приход к власти Софьи.

1





39.

6

Культура и быт XVI-XVII веков.

2





40.

7

Культура и быт XVI-XVII веков.






Раздел V. Россия в XVIII в. (10 часов)

41.

1

Внутренняя и внешняя политика Петра I.

1





42.

2

Пётр I: проводник реформ или последователь?

1





43.

3

Эпоха дворцовых переворотов: тайны и загадки царского

двора.

2





44.

4

Эпоха дворцовых переворотов: тайны и загадки царского

двора.





45.

5

Екатерина Великая: особенности внутренней и внешней политики.

2





46.

6

Екатерина Великая: особенности внутренней и внешней политики.





47.

7

Павел I: реформы или сумасбродство?

1





48.

8

Культура и быт России XVIII в.

1





49.

9

Обобщение.

2




Тест в форме ЕГЭ.

50.

10

Обобщение.




Анализ результатов теста.


Раздел VI. Россия в первой половине XIX в. (8 часов)



51.

1

Александр I: противоречивость натуры.

1





52.

2

Внутренняя и внешняя политика Александра I.

1





53.

3

Восстание декабристов. Причины поражения.

1





54.

4

Николай I: реакционер или любитель порядка?

1





55.

5

Горечь и потери в Крымской войне.

1





56.

6

Общественное движение 30-40-х годов. Русский утопический социализм.

1





57.

7

Русская православная Церковь. Серафим Саровский. Филарет.

1





58.

8

Русская культура в первой половине XIX века.

1






Обобщение. (2 часа)


59.

1

Обобщающий урок.

2




Тест в форме ЕГЭ.

60.

2

Обобщающий урок.




Анализ результатов теста.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

ПО ИСТОРИИ, 2014-2015 учебный год

11 класс

п/п


Номер урока



Тема урока


Кол-во часов



Дата по плану


Корректировка


Дата по факту


Итоговый контроль


Раздел VII. Россия во второй половине XIX в. (7 часов)


1.

1

Александр II – великий реформатор.

2





2.

2

Александр II – великий реформатор.





3.

3

Возникновение народничества.

1





4.

4

Терроризм. Предрешённость трагической кончины императора?

1





5.

5

Александр III: продолжение реформ или контрреформы?

1





6.

6

Обобщение.

2





Тест в форме ЕГЭ.

7.

7

Обобщение.




Анализ результатов теста.


Раздел VIII. Российская империя в начале XX века и накануне Первой мировой войны. (7 часов)


8.

1

Россия на рубеже XIX-XXI веков.

1





9.

2

Кризис империи.

1





10.

3

Оформление политических партий.

2





11.

4

Оформление политических партий.





12.

5

Реформы П.А. Столыпина. «За» и «против».

1





13.

6

Серебряный век русской культуры – модернизация или деградация?

2





14.

7

Серебряный век русской культуры – модернизация или деградация?




Раздел IX. Первая мировая и Гражданская война. (5 часов)


15.

1

Россия в Первой мировой войне.

2




16.

2

Россия в Первой мировой войне.





17.

3

Февральская революция 1917 г. Переход к власти большевиков.

1





18.

4

Гражданская война и иностранная интервенция.

2





19.

5

Гражданская война и иностранная интервенция.






Раздел X. Советское государство и общество в 1920-1930-е гг. (9 часов)


20.

1

Новая экономическая политика.

1





21.

2

Образование СССР.

1





22.

3

Культура и искусство после октября 1917 года.

1





23.

4

Модернизация экономики в 30-ые годы.

1




24.

5

Культ личности И.В. Сталина. «За» и «против».

1





25.

6

Международные отношения и внешняя политика СССР накануне войны.

1





26.

7

Фальсификации о начале войны.

1





27.

8

Обобщение.

2




Тест в форме ЕГЭ.

28.

9

Обобщение.




Анализ результатов теста.


Раздел XI. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг. (5 часов)


29.

1

Начало Великой Отечественной войны. Периодизация войны.

1




30.

2

Коренной перелом в Великой Отечественной войне.

1





31.

3

Заключительный этап Великой Отечественной войны.

1





32.

4

Причины победы.

1





33.

5

Цена и значение.

1






Раздел XII. Советский Союз в первые послевоенные десятилетия. (7 часов)


34.

1

Начало «холодной войны».

1





35.

2

Последние годы жизни и смерть И.О.Сталина. XX съезд КПСС. Борьба за власть.

1





36.

3

Противоречия политики мирного сосуществования.

1





37.

4

Советское общество в конце 1950-ых – начале 1960-ых гг.

1





38.

5

Культура в 1940 – 1960-е гг.

1





39.

6

Обобщение.

2




Тест в форме ЕГЭ.

40.

7

Обобщение.




Анализ результатов теста.


Раздел XIII. СССР в годы «коллективного руководства». (4 часа)

41.

1

Анализ системы «коллективного руководства».

1




42.

2

СССР на международной арене. 1960 – 1970-е годы.

1





43.

3

Духовная жизнь СССР. 1960 – 1980-е годы.

1





44.

4

Углубление кризисных явлений в СССР.

1






Раздел XIV. Перестройка и распад советского общества. (5 часов)


45.

1

Политика перестройки в сфере экономики.

2




46.

2

Политика перестройки в сфере экономики.





47.

3

Развитие гласности и демократии в СССР.

1





48.

4

Новое политическое мышление.

1





49.

5

Суть и результаты перестройки в СССР.

1






Раздел XV. Россия на рубеже XX-XXI вв. (5 часов)


50.

1

Курсом реформ.

1





51.

2

Становление политических партий.

1





52.

3

Внешняя политика России.

1





53.

4

Углубление политического кризиса.

1





54.

5

Россия по пути реформ и стабилизации.

1






Раздел XVI. Духовная жизнь и развитие мировой культуры в конце XX – начале XXI века. (4 часа)


55.

1

Искусство и культура России в конце XX – начале XXI века».

2





56.

2

Искусство и культура России в конце XX – начале XXI века».





57.

3

Обобщение.

2




Тест в форме ЕГЭ.

58.

4

Обобщение.




Анализ результатов теста.


Итоговое повторение и обобщение. (2 часа)


59.

1

Обобщающий урок.

2



Итоговый тест (КИМ).

60.

2

Обобщающий урок.





Анализ результатов теста.



26


Программа элективного курса «История в фактах и противоречиях»
  • История
Описание:

   Программа элективного курса «История в фактах и противоречиях» составлена в соответствии с программой по истории под редакцией А. П. Богданова и Е. Е. Вяземского, рекомендованной Управлением общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации для учащихся 10-11-х классов (120 учебных часов), но предусматривает более глубокую проработку материала и выполнение тестовых заданий по типу ЕГЭ, разработанных в соответствии с содержанием представленных тем и типовых тестовых заданий из сборников ЕГЭ.   

   Элективный курс рассчитан на учащихся, заинтересованных историей, а также на школьников с выраженными гуманитарными способностями, планирующих продолжить свое образование в гуманитарных вузах, и  создает условия для реализации творческих спо­собностей учащихся, дает им возможность углубляться в историче­ские ситуации, формировать свой взгляд на исторический процесс. 

   Данный курс предусматривает самостоятельную работу с дополнительным материалом и историческими документами, а так же работу  с материалом, предоставляемым учителем на занятиях.

   В курсе предусмотрены занятия в интересных  нетрадиционных формах: работа в группах, заседания знатоков, дискуссионные клубы, уроки размышления, уроки суды, круглые столы, блеф клубы и др. Кроме того в него включены темы, содержащие противоречивые взгляды  на роль личностей в истории, а так же даны спорные тенденции по ключевым вопросам истории, где учащиеся будут учиться отстаивать свои взгляды, выражать собственное мнение.

     Особенность данного элективного курса заключается в том, что он даёт учащимся расширенные исторические сведения о роли личности в историческом процессе, предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, предлагает альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, включает прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий.

   Знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире и подготовиться  к  более качественной сдаче экзамена по истории в форме ЕГЭ.

 

    Данный элективный курс предназначен для учителей истории 10-11 классов. 

Автор Савичева Вера Викторовна
Дата добавления 17.02.2015
Раздел История
Подраздел Другое
Просмотров 598
Номер материала 56486
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓