Главная / Информатика / ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИОЛОГИИ»

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИОЛОГИИ»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7






Программа элективного курса

«Информационные технологии в биологии»







Авторы:

учитель информатики и ИКТ

высшей категории

А.Е. Мокрушина

учитель биологии

высшей категории

Н.Н.Себельдина









Нижний Новгород

2013 г

СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка

В «Пояснительной записке к вопросам о проекте стандарта среднего (полного) общего образования» написано:

«При разработке Стандарта был полностью учтен объективно происходящий в условиях информационного общества процесс формирования новой дидактической модели образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме, предполагающей активную роль всех участников образовательного процесса в формировании мотивированной компетентной личности, способной:

  • быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве;

  • получать, использовать и создавать разнообразную информацию;

  • принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков».

Таким образом, при переходе на новые стандарты образования необходимы:

  • овладение приемами работы, базирующимися на ИКТ компетентности как учащимся, так и учителям;

  • использование инструментария ИКТ при изучении других дисциплин (интеграция предметов);

  • комплексная работа учителя, направленная на реализацию требований стандартов к личностным, метапредметным и предметным результатам обучения.

Информатизация образования – это сложный многоуровневый процесс, который нельзя свести к снабжению школ компьютерами, электронными учебниками и подключению к Интернету. В настоящий период времени необходимо рассматривать и развивать содержательную сторону использования технических средств. Техническое обеспечение, безусловно, является важной, но лишь обеспечивающей основой процесса информатизации.

Внедрение информационных технологий в процесс преподавания всех предметов влечёт за собой необходимость повышения информационной культуры педагога, внедрения новых методов обучения с использованием компьютерных технологий в следующих направлениях:

  • контроль знаний;

  • лабораторный практикум;

  • наглядность на уроке;

  • самообразование (сетевое взаимодействие);

  • использование метода проектов на уроках.

Следует заметить, что любая инновационная деятельность в образовательной сфере должна соответствовать стратегическим целям государства в области образования. Закон Российской Федерации "Об образовании" 1 в качестве основополагающих выдвинул ряд таких целей, среди которых:

  1. формирование системы образования, способной адаптироваться к условиям и нормам жизнедеятельности людей, к новому взаимодействию теории и практики;

  2. внедрение принципов развивающего обучения и методологии деятельностного подхода, превращение образования в среду освоения способов мышления и деятельности.

Использование основных программ компьютера

Основным потенциалом современных компьютеров являются, во-первых, огромные возможности глобальной сети Internet, во-вторых, прикладное программное обеспечение, входящее в пакет Microsoft Office.

1. Возможности Internet:

Несомненным требованием сегодняшнего дня для всех современных людей является высокая сетевая культура, умение использовать сеть Интернет для поиска, хранения информации, для организации эффективного взаимодействия с другими пользователями сети. Развитие Интернета за последние 2 – 5 лет в значительной степени осуществляется путем активного внедрения ряда принципов и технологий (например, сервисы Веб 2.0).

С помощью Веб 2.0 можно организовать следующую коллективную деятельность:

  • совместный поиск и хранение информации;

  • создание и совместное использование медиа-материалов;

  • совместное создание и редактирование гипертекстов;

  • совместное редактирование и использование в сети текстовых документов, электронных таблиц, презентаций и других документов;

  • совместное редактирование и использование карт и схем.

2. Возможности прикладных программ Microsoft Office:

  1. Microsoft Word – это программа, предназначенная для ввода и редактирования любого текста. Что дает Word? Во-первых, изготовление раздаточного материала (контрольные, самостоятельные работы, тесты и т.д.); т.е. личное задание повышает восприятие и понимание задания учащимися; во-вторых, это возможность качественно заниматься оформлением творческих работ (отчеты, проекты, рефераты и т.д.).

  2. Microsoft Excel – это программа для создания и обработки табличных данных, дает большие возможности построения диаграмм и графиков для визуализации и анализа числовой информации.

  3. Microsoft Access – программа, предназначенная для формирования и нормализации баз данных.

  4. Microsoft Publisher – программа, предназначенная для изготовления буклетов, визиток, приглашений, календарей и т.д.

  5. Paint – программа для создания и редактирования изображений.

  6. Microsoft PowerPoint – программа для создания и редактирования мультимедийных презентаций.

Таким образом, применение новых информационных технологий на уроках имеет два основных аспекта: компьютер как инструмент изучения биологии и компьютер как средство обучения биологии. Эти аспекты тесно взаимосвязаны в процессе обучения, т.к. любое общение с компьютером предполагает и то и другое.

Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Исследовательская деятельность является наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению. Основной задачей исследовательской деятельности, является привлечение учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире. Исследовательская деятельность учащихся направлена на решение творческих, исследовательских задач с заранее неизвестным ответом. Эта деятельность предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, таких как: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Результатами творческой деятельности учащихся являются: исследовательские работы, презентации, рефераты, проекты, выступления на школьных конференциях, участие в городских, областных и всероссийских конкурсах (Приложение 1).

Актуальность метода проектов в наши дни обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. Не случайно в базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования - способность проектировать.

Элективный курс выстроен с учетом основных требований к уровню подготовки выпускников, достижение которого проверяется на едином государственном экзамене по информатике и ИКТ (Приложение 2).



Ожидаемые педагогические результаты:

К числу планируемых результатов освоения программы отнесены:

личностные результаты:

  1. готовность и способность обучающихся к саморазвитию,

  2. сформированность мотивации к учению и познанию,

  3. ценностно-смысловые установки выпускников школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;

  4. сформированность основ российской, гражданской идентичности.

метапредметные результаты:

  1. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, давать определения понятиям, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  2. уметь работать с разными источниками информации и использовать программы компьютера для их реализации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  3. умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

предметные результаты:

  1. формирование интереса к профессиям, связанным с биологией и с использованием персонального компьютера;

  2. формирование мыслительной культуры через работу над проектом;

  3. освоение всевозможных методов решения задач, реализуемых на персональном компьютере;

  4. формирование навыков грамотной разработки и оформления печатной работы, создания баз данных и поиска данных в них;

  5. углубление знаний, умений и навыков решения задач по биологии с использованием персонального компьютера.



Цель программы: применение ИКТ при выполнении творческих заданий, решении задач из курса биологии и использование метода проектов на уроках естественно-математического цикла.

Задачи программы:

Использовать ИКТ для:

- формирования у учащихся навыков работы с компьютером, для решения задач из курса биологии;

- применения использования метода проекта на уроках;

- мотивации учащихся к изучению биологии в целом;

- освоения учащимися возможных методов решения задач из курса биологии с помощью ПК.

Программа элективного курса разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования, включая:

  • обеспечение углубленного изучения биологии и информатики, и их интеграции;

  • создание условий для дифференциации и индивидуализации обучения, выбора учащимися разных категорий индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями;

  • расширение возможностей социализации учащихся, для более эффективной адаптации выпускников школ к профессиональному самоопределению.

Новизна программы элективного курса заключается в следующем:

  • курс предназначен для учащихся, углубленно изучающих науки естественного цикла, и направлен на решение задач из курса биологии средствами персонального компьютера. Таким образом, с помощью элективного курса достигается интеграция таких предметов как информатика и биология.

  • основное внимание уделяется научной работе учащихся - в конце изучения каждого раздела учащийся дополняет портфолио своего проекта новым документом.

  • элективный курс апробирован в течение четырех лет на базе МБОУ СОШ №7 в 10-11 классах.

  • программа элективного курса может быть использована для изучения отдельных тем интегрированного курса; решения задач разного уровня сложности, с недостающими или излишними данными; построением графиков и подготовки к ЕГЭ.

Кроме того, условием для успешного освоения учащимися программы элективного курса «Информационные технологии в биологии» является базовый курс биологии. В виду этого содержание курса биологии в программе дается на основе учебников «Биология 10 класс» и «Биология 11 класс» (авторы А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник), а учебно–тематическое планирование увязывается с информационными технологиями.

Изучение информатики в рамках базового курса происходит по УМК Н. Угриновича. С 7 по 9 класс в рамках УМК изучается работа в таких приложениях как MS Paint, MS Word, MS Excel, MS Power Point. Таким образом, к десятому классу учащиеся имеют полное представление об обработке текстовой, числовой и графической информации и создании мультимедийных презентаций.

Представленный вариант программы элективного курса рассчитан на учащихся 10-11 классов в объеме одного часа в неделю. При изучении всех разделов элективного курса учащимся будет предложена тема из курса биологии, которую они должны будут раскрыть с помощью изучаемых программных средств.

В рамках данной программы были проведены открытые мероприятия по защите проектов по биологии с представлением презентаций в Microsoft PowerPoint, на уроках информатики в разделах «Моделирование в среде MS Excel» и «Оптимальное планирование» учащимися 10 и 11 классов выполнялись задания из данного элективного курса по построению электронных таблиц, графиков и диаграмм. Оценивались задания по обеим дисциплинам – и по биологии, и по информатике.


Диагностика результативности работы

Формы контроля:

Текущий – проводится на каждом занятии преподавателем в соответствии с действующей системой оценок успеваемости.

Промежуточный - проводится путем проведения промежуточного тестирования, или открытых мероприятий по защите своих проектов по темам.

Итоговый – осуществляется при выполнении контрольных работ, включающих комплексные задания в виде проекта по темам интегрированного курса.

На первых занятиях по курсу «Информационные технологии в курсе биологии» учащимся будут предложены различные темы из курса биологии. Каждый ученик должен будет выбрать тему и работать над ней индивидуально. В ходе изучения курса каждым учащимся будут создаваться проекты по выбранной теме средствами различных приложений. После выполнения каждый проект будет продемонстрирован на уроке биологии. Таким образом, проекты будут оцениваться дважды – на уроке информатики будет выставлена оценка за грамотное использование компьютерных технологий, на уроке биологии – за научность проекта и правильное раскрытие темы с точки зрения биологии.

По окончании 10 класса в проектной папке каждого ученика будут лежать работы по выбранной теме, выполненные в MS WORD, MS Power Point, MS Publisher. По окончании 11 класса – работы, выполненные в MS Excel и в MS ACCESS.

Литература

Для учителей

  1. ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1

  2. ЗАКОН РФ "О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ" от 07.02.1992 N 2300-1

  3. Информатика. Задачник-практикум: В 2 т./ Под ред. И.Г. Семакина: Т.1.-М.: Бином. Лаборатория знаний, 2002.

  4. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика,10 класс. -М:Бином. Лаборатория знаний, 2004.

  5. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика,11 класс. -М.:Бином. Лаборатория знаний, 2004.

  6. Каменский, А.А. Общая биология. 10-11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /А.А. Каменский, Е.А. Крискунов, В.В. Пасечник. – М. : Дрофа, 2012. – 367, [1] с.: ил.

  7. Intel® “Обучение для будущего». Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века: Учеб.пособие – 10-е изд., перераб. – М.: НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009. – 168 с. +CD

  8. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.- (Работаем по новым стандартам).- ISBN 978-5-09-020813-0.

  9. http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii/



Для учащихся

  1. Информатика. Задачник-практикум: В 2 т./ Под ред. И.Г. Семакина: Т.1.- М.: Бином. Лаборатория знаний, 2002.

  2. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика,10 класс.- М:Бином. Лаборатория знаний, 2004.

  3. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика,11 класс. -М.:Бином. Лаборатория знаний, 2004.

  4. Угринович Н.Д., Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса, - 4-е изд. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

  5. Угринович Н.Д., Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса, - 4-е изд. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

  6. Каменский, А.А. Общая биология. 10-11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /А.А. Каменский, Е.А. Крискунов, В.В. Пасечник. – М. : Дрофа, 2012. – 367, [1] с.: ил.













Содержание програмы элективного курса «информационные технологии в биологии»

10 класс (35 часов)

Тема 1. Подготовка печатных работ в среде MS WORD (11 ч)

Представление об информационных технологиях. Знакомство с методом проектов и обоснование основных идей разработки учебного проекта. Критерии оценивания печатной работы.

Общие правила оформления рефератов, курсовых и дипломных работ.

Оформление названий глав и параграфов. Оформление электронного оглавления, ссылок и сносок.

Правила оформления списка использованных источников и литературы

Тема 2. Создание презентаций в среде MS Power Point (6ч)

Назначение приложения MS Power Point. Представление результатов исследования или проекта с помощью мультимедийной презентации. Критерии оценивания презентации.

Правила подбора информации для создания мультимедийных презентаций. Разработка содержания и дизайна презентации к печатной работе.

Демонстрация презентации.

Тема 3. Создание публикаций в среде MS Publisher (14 ч)

MS Publisher – назначение, возможности, основные понятия.

Создание визитной карточки. Создание буклета, брошюры и web-публикации.

Критерии оценивания буклета, брошюры и web-публикации.

Тема 4. Представление и защита проекта (2 ч)

Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста, презентации, буклета и Web-страницы.

11 класс (35 часов)

Тема 8. Моделирование и формализация в среде MS Excel (16 ч)

Таблица как средство моделирования. Моделирование зависимостей; статистическое моделирование Корреляционное моделирование Оптимальное планирование. Компьютерное моделирование объектов и процессов.

Тема 9. Технология хранения, поиска и сортировки информации в MS Access (16 ч)

Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных. Создание информационно-поисковой системы. Запросы к связанным таблицам.



Учебно-тематический план элективного курса «Информационные технологии в биологии»

10 класс (1 час в неделю)

№ № уроков


Содержание учебного материала

Кол-во

часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся с использованием ИКТ

Программное обеспечение

Тема 1. Подготовка печатных работ в среде MS WORD (11 ч)


1

Представление об информационных технологиях.

1

знать/понимать

  • назначение и области использования основных технических средств информационных и коммуникационных технологий и информационных ресурсов;

  • принципы обеспечения информационной безопасности.

уметь

  • выделять информационный аспект в деятельности человека;

  • выделять информационное взаимодействие в простейших социальных, биологических и технических системах;

  • пользоваться справочными системами и другими источниками справочной информации; соблюдать права интеллектуальной собственности на информацию;

  • соблюдать права интеллектуальной собственности на информацию;

  • выполнять требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; обеспечение надежного функционирования средств ИКТ

  • определять и формулировать цель деятельности; составлять план действий по решению проблемы (задачи); осуществлять действия по реализации плана; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его;

  • применять требования ГОСТ к оформлению печатных работ в среде текстового редактора;

  • применять требования оформления заголовков и подзаголовков к печатной работе, создавать электронное оглавление, обновлять его, создавать и правильно оформлять сноски и ссылки в текстовом документе;

  • уметь оформлять список источников и литературы в соответствии с требованиями  ГОСТ Р 7.0.11-2011;

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; поиск и выделение необходимой информации; 

  • уметь перерабатывать информацию (анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствия) для получения необходимого результата для создания нового продукта; преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст, таблица, схема, график, иллюстрация и др.) и выбирать наиболее удобную для себя форму.

  • Текстовый процессор MS WORD.

  • MS Picture Manager (для обработки отсканированных изображений)

  • FineReader 6.0 Sprint

(для обработки отсканированных текстов)




2-3

Знакомство с методом проектов и обоснование основных идей разработки учебного проекта. Критерии оценивания печатной работы.

2

4-5

Общие правила оформления рефератов, курсовых и дипломных работ.


2

6-7

Оформление названий глав и параграфов. Оформление электронного оглавления, ссылок и сносок.


2

8

Правила оформления списка использованных источников и литературы

1


9-11

Работа над индивидуальным проектом

3

  • Тема 2. Создание презентаций в среде MS Power Point (6ч)

12-13

Назначение приложения MS Power Point. Представление результатов исследования или проекта с помощью мультимедийной презентации. Критерии оценивания презентации.

2

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. представления информации в виде мультимедиа объектов с системой ссылок, создания собственных цифровых архивов, медиатек;

  2. подготовки и проведения выступления, участия в коллективном обсуждении, фиксации его хода и результатов;

  3. личного и коллективного общения с использованием современных программных и аппаратных средств коммуникаций.

  • MS Power Point

MS Picture Manager (для обработки отсканированных изображений)














14

Правила подбора информации для создания мультимедийных презентаций. Разработка содержания и дизайна презентации

1

15

Демонстрация презентации.

1

16-18

Работа над индивидуальным проектом

2

Тема 3. Создание публикаций в среде MS Publisher (14 ч)

19-20

MS Publisher – назначение, возможности, основные понятия.

Создание визитной карточки.

2

знать/понимать

  • назначение и области использования основных печатных объектов;

  • принципы создания основных печатных объектов;

  • различие между рекламными, имиджевыми и информационными буклетами.

  • базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей;

  • нормы информационной этики и права, информационной безопасности.

уметь

  • эффективно размещать большой объем информации, предоставляя ее в максимально понятной для читателя форме;

  • выбирать дизайн публикации в соответствии с назначением;

  • создавать web-публикации средствами MS Publisher;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. поиска и отбора информации, в частности, связанной с личными познавательными интересами, самообразованием и профессиональной ориентацией;

  2. корректировки созданных документов в соответствии с требованиями и критериями оценивания;

  3. подготовки и проведения выступления, участия в коллективном обсуждении, фиксации его хода и результатов;

  4. личного и коллективного общения с использованием современных программных и аппаратных средств коммуникаций.

MS Publisher

21-26

Создание буклета и web-публикации.

Критерии оценивания буклета и web-публикации.

8

27-30

Работа над индивидуальным проектом

4

31-32

Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста, презентации, буклета и Web-страницы.

Защита проекта.


2

Резерв

3



Всего

35



11 класс (1 час в неделю)

№ № уроков


Содержание учебного материала

Кол-во

часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся с использованием ИКТ

Программное обеспечение

Тема 8. Моделирование и формализация в среде MS Excel (16 ч)

1-4

Таблица как средство моделирования. Моделирование зависимостей; статистическое моделирование

4

знать/понимать

  • виды и свойства информационных моделей реальных объектов и процессов;

  • методы и средства компьютерной реализации информационных моделей;

  • общую структуру деятельности по созданию компьютерных моделей



уметь

  • строить информационные модели объектов, систем и процессов, используя для этого типовые средства (язык программирования, таблицы, графики, диаграммы, формулы и т.п.);

  • проводить виртуальные эксперименты;

  • самостоятельно создавать простейшие модели в учебных виртуальных лабораториях и моделирующих средах;

  • интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов


MS Excel

5-8

Корреляционное моделирование

4

9-12

Оптимальное планирование.

4

13-16

Работа над индивидуальным проектом

4


Тема 9. Технология хранения, поиска и сортировки информации в MS Access (16 ч)

17-18

Поиск данных в готовой базе.

2

знать/понимать

  • назначение и области использования основных информационных и коммуникационных технологий и информационных ресурсов.

уметь:

  • оперировать информационными объектами, используя имеющиеся знания о возможностях информационных и коммуникационных технологий, в том числе создавать структуры хранения данных;

  • соблюдать права интеллектуальной собственности на информацию;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: поиска и отбора информации, в частности, связанной с личными познавательными интересами, самообразованием и профессиональной ориентацией.

MS Access

19-20

Создание записей в базе данных.

2

21-24

Создание информационно-поисковой системы.

4

25-28

Запросы к связанным таблицам.

4

29-32

Работа над индивидуальным проектом

4

Резерв

3



Всего

35









Практические работы

10 класс



Практическая работа к уроку № 4


Загрузите файл Урок_4.docx и отформатируйте текст. Создайте таблицу, в которой отразите названия методов и их определение. Сохраните в своей папке под именем методы цитологии.doc

Предмет, задачи и методы цитологии

Цитология (греч. kytos — ячейка, клетка) — наука о клетке.

Предметом ее изучения является клетка как структурная и функциональная единица жизни.

В задачи цитологии входит изучение строения и функционирования клеток, их химического состава, функций отдельных клеточных компонентов, познание процессов воспроизведения клеток, приспособления к условиям окружающей среды, исследование особенностей строения специализированных клеток, этапов становления их особых функций, развития специфических клеточных структур и др. Для решения этих задач в цитологии используются различные методы.

Основным методом изучения клеток является световая микроскопия. Человеческий глаз обладает разрешающей способностью около 100мкм(1 мкм = 0,001 мм). Это означает, что две точки, расположенные на расстоянии менее чем 100 мкм друг от друга, кажутся одной расплывчатой точкой. Чтобы различить более мелкие структуры, применяют оптические приборы, в частности микроскопы. Разрешающая способность микроскопов составляет 0,13—0,20 мкм, т. е. примерно в тысячу раз превышает разрешающую способность человеческого глаза. С помощью световых микроскопов, в которых используется солнечный или искусственный свет, удается выявить многие детали внутреннего строения клетки — отдельные органеллы, клеточную оболочку. Создать световой микроскоп с большим разрешением невозможно, потому что разрешающая способность связана с длиной волны световых лучей, а не только с качеством увеличительных стекол.

Для изучения ультратонкого строения клеточных структур прибегают к методу электронной микроскопии. В электронных микроскопах вместо световых лучей используется пучок электронов. Разрешающая способность современных электронных микроскопов составляет 0,1 нм, поэтому с их помощью выявляют очень мелкие детали. В электронном микроскопе видны биологические мембраны (толщина 6—10 нм), рибосомы (диаметр около 20 нм), микротрубочки (толщина около 25 нм) и другие структуры.

Для исследования химического состава, выяснения локализации отдельных химических веществ в клетке широко используются методы цито- и гистохимии, основанные на избирательном воздействии реактивов и красителей на определенные химические вещества цитоплазмы. Метод дифференциального (разделительного) центрифугирования позволяет разделить с помощью центрифуги содержимое клетки на отдельные разные по массе составляющие и затем детально изучить их химический состав. Метод рентгеноструктурного анализа дает возможность определять пространственное расположение и физические свойства молекул (например, ДНК, белков), входящих в состав клеточных структур.

Для выявления локализации мест синтеза биополимеров, определения путей переноса веществ в клетке широко используется метод авторадиографии — регистрации веществ, меченых радиоактивными изотопами. Многие процессы жизнедеятельности клеток, в частности деление клетки, фиксируют с помощью кино-и фотосъемки.

Изучение клеток разных органов и тканей растений и животных, процессов деления клетки, их дифференцировки и специализации проводят методом клеточных культур — выращиванием клеток (и целых организмов из отдельных клеток) на питательных средах в стерильных условиях.

При исследовании живых клеток, выяснении функций отдельных органелл применяют методы микрохирургии  — оперативного воздействия на клетку, связанного с удалением или имплантированием отдельных органелл, их пересаживанием из клетки в клетку, введением в клетку крупных макромолекул и т. д.

Источник : Н.А. Лемеза Л.В.Камлюк Н.Д. Лисов "Пособие по биологии для поступающих в ВУЗы"





Практическая работа к уроку № 5

Откройте файл. Уровни организации живой материи_текст.docx. Найдите информацию и заполните таблицу:

УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ МАТЕРИИ

Уровень

Определение

Примеры

Молекулярный



Клеточный



Тканевый



Организменный



Популяционный



Видовой



биоценотический (экосистемный)



биогеоценотический



биосферный



Сохраните файл в своей папке под именем организация живой материи.doc

Практическая работа к уроку № 6

Наберите текст. Оформите в соответствии с правилами оформления глав и заголовков. Примените форматирование:

  1. номер главы – буквица, отступ ниже – 14 пт.

  2. разделы главы – курсивное начертание, маркированный список, размер шрифта для названия главы – 16 пт, остальной текст – 14 пт.

  3. Все поля – 3 см.

Сохраните файл в своей папке под именем заголовки.doc.



2 Глава

Размножение и индивидуальное развитие организмов

Изучив данную главу, вы узнаете:

Как размножаются различные виды живых организмов;

Какими способами делится клетка;

Как формируются гаметы и происходит оплодотворение;

Как развивается зародыш.



Обитатели планеты

Организмы, имеющие клеточное строение строение

Неклеточные формы жизни

Эукариоты



Прокариоты

Дополнительное задание: Создайте и дополните схему:





http://thumbnail063.mylivepage.com/chunk63/1540057/2590/small_%D0%97%D0%BD%D0%B0%D0%BA%20%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B0%20(27).jpg.jpg



http://thumbnail063.mylivepage.com/chunk63/1540057/2590/small_%D0%97%D0%BD%D0%B0%D0%BA%20%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B0%20(27).jpg.jpg

http://thumbnail063.mylivepage.com/chunk63/1540057/2590/small_%D0%97%D0%BD%D0%B0%D0%BA%20%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B0%20(27).jpg.jpg





Практическая работа к уроку № 7

Открыть файл методы цитологии.doc в своей папке. Вставить колонтитулы:

  1. верхний колонтитул – «Методы цитологии» с нижним отчеркиванием колонтитула от основного текста.

  2. Нижний – номер страницы в формате -1-, отделенный от основного текста верней чертой.

Вставить сноску внизу страницы к терминам:

1) Цитология  - от греч. kytos — ячейка, клетка)

Сохранить под тем же именем.



Практическая работа к уроку № 8

Средствами SmartArt создать кластер по теме «Экологические системы»:

  1. Предложите любую модель экосистемы (в виде своей авторской схемы) и комментарии к ней, доказывающую наличие в экосистеме частей, связанных потоками вещества и энергии и образующих единое целое.

  2. Сохранить файл под именем Экосистемы.docx



Практическая работа к уроку № 9


Открыть файл организация живой материи.doc в своей папке. Оформить в конце документа список использованной литературы:

  1. Каменский, А.А. Общая биология. 10-11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /А.А. Каменский, Е.А. Крискунов, В.В. Пасечник. – М. : Дрофа, 2012. – 367, [1] с.: ил.

  2. И.Г. Семакин, Е.К.Хеннер «Информатика»11 класс, Москва. Бином, Лаборатория знаний. 2004

  3. Информатика. 10-11 класс / Под ред. Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер 2002

  4. Информатика.Задачник-практикум: В 2 т./ Под ред. И.Г. Семакина: Т.1. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002.



Зачетная работа по теме «Подготовка печатных работ в среде MS WORD» (урок №№10-11)


Подготовьте печатную работу по выбранной теме, учитывая все правила оформления печатных работ.



Практическая работа к уроку № 12-13


Создать презентацию по теме «Уровни организации живой материи» из 8 слайдов:

  1. Титульный лист

  2. Схема уровней организации живой материи

  3. 8) Слайды, содержащие определения уровней и иллюстрации к ним.

Сохранить в своей папке под именем Организация живой материи.ppt.

Настроить эффекты анимации к элементам слайдов и самим слайдам.

Создать на слайде №2 гиперссылки с элементов схемы на соответствующие слайды. На каждом слайде создать управляющие кнопки, осуществляющие переход на предыдущий, следующий слайды и слайд №2.



Зачетная работа по теме «Создание презентаций в среде MS Power Point»(урок №№16-17)


Подготовьте презентацию к своему выступлению по выбранной теме.





Практическая работа к уроку № 20-21


Создать визитную карточку для Смирнова Игоря Михайловича, который является старшим научным сотрудником Института микробиологии. Контактные телефоны: 460-87-76, 8-906-458-12-34. E-mail- smirnov_im@mail.ru

Сохранить в своей папке под именем визитная карточка.pub



Практическая работа к уроку № 23-24


Создать буклет о пользе витаминов, разместив на нем информацию из папки Витамины.

Сохранить в своей папке под именем витамины.pub



Практическая работа к уроку № 25-26


Создать Web-публикацию из 3 страниц об истории развития генетики, используя материалы учебника «Биология10-11» и папки Генетика.

1 страница – Определение генетики и ее значение.

2 страница – Краткие сведения о Г. Менделе и его открытиях.

3 страница – Генетические закономерности.

Сохранить в своей папке под именем генетика.pub.


Практическая работа к уроку № 27-28


Откройте файл генетика.pub. Добавьте рисунки из папки Генетика, дополните содержание по своему усмотрению, измените дизайн публикации.


Практическая работа к уроку № 29


Откройте файл генетика.pub. Выполните предварительный просмотр в Internet Explorer. Внесите необходимые изменения. Сохраните публикацию в формате html.


Практическая работа к уроку № 30


Подготовьте публикацию к своему выступлению по выбранной теме.



Практическая работа к уроку № 31-32


Подготовьте Web-публикацию к своему выступлению по выбранной теме.

11 класс


Практическая работа к уроку №2

Создайте таблицу в MS Excel:



Таблица содержания витаминов в продуктах



Продукты

В 100 г продуктов содержится витаминов (в мг)

А

В1

В2

РР

С

Хлеб ржаной

-

0,15

0,07

0,9

-

Хлеб пшеничный

-

0,03

0,05

1,8

-

Крупа гречневая

-

0,20

-

4,4

-

Крупа ячневая

-

0,20

0,15

2,5

-

Крупа овсяная

-

0,30

0,06

1,0

-

Горох

-

0,09

1,00

2,4

-

Говядина

0,04

0,20

0,17

6,4

2,0

Баранина

-

0,13

0,12

-

-

Свинина

0,04

0,40

0,20

5,6

1,3

Печень

30,0

0,40

1,61

22,0

31,6

Курица

-

0,16

0,16

6,9

-

Треска

-

0,06

1,09

1,1

-

Молоко

0,10

0,05

0,17

0,08

1,0

Масло коровье

1,2

-

-

-

-

Сыр

0,9

0,03

0,36

-

-

Яйцо(1 шт)

1,3

0,07

0,16

0,12

-

Картофель

0,02

0,07

0,04

5,5

10,0

Капуста свежая

0,02

0,07

0,04

5,5

10,0

Капуста квашенная

0,02

0,02

0,07

0,3

20,0

Морковь

9,00

0,10

0,07

0,3

-

Свекла

0,01

0,12

0,08

4,7

10,0

Огурцы

0,06

0,06

0,01

8,1

5,0

Лук репчатый

0,02

0,07

0,01

-

10,0

Помидоры красные

2,0

0,7

0,04

16,5

40,0

Редис

-

0,06

0,01

-

20,0

Салат

0,01

0,14

0,07

-

30,0

Щавель

6,0

0,10

0,18

5,8

45,0

Яблоки

0,09

0,04

0,04

3,5

7,0

Абрикосы

2,00

-

0,01

-

7,0

Вишня

0,02

-

-

-

15,0

Виноград

0,02

-

0,01

-

3,0

Клюква

-

-

-

-

10,0

Крыжовник

1,1

-

-

-

50,0

Смородина черная

0,7

0,06

-

-

300,0

Смородина красная

-

0,07

-

-

30,0

Малина

0,25

0,07

-

-

25,0

Земляника

0,05

-

-

-

30,0

Апельсин

0,30

0,06

0,03

-

40,0

Мандарин

0,45

0,06

-

-

30,0

Лимон

0,40

0,05

-

-

40,0

Масло растительное

0,04

-

-

-

-

Сохраните в своей папке под именем витамины.xls



Практическая работа к уроку №3



Откройте файл витамины.xls. Найдите:

а) максимальное содержание витаминов каждой группы;

б) Среднее содержание витамина А в овощах;

в) Минимальное содержание витамина В2 в мясных продуктах;

г) Количество продуктов, содержащих витамин РР.


Практическая работа к уроку №4


Откройте файл витамины.xls. На листе №2 постройте таблицу содержания витаминов в салате, состав которого приведен ниже:

Помидор — 700 г

Лук репчатый – 1 луковица (40 г)

Лимон — 1 шт (50 г)

Масло растительное — 60 г

Салат листовой — 12 г

Соль

Перец молотый по вкусу

Примечание:

Продукты

В 100 г продуктов содержится витаминов (в мг)

А

В1

В2

РР

С

Масло растительное

0,04

-

-

-

-




Практическая работа к уроку №5


Ученые установили, что прирост числа какого-либо вида живых организмов за счет рождаемости прямо пропорционален их количеству, а убыль за счет смертности прямо пропорциональна квадрату от их количества. Этот закон известен под названием закона Мальтуса.

В одном хозяйстве собираются разводить карпов. Прежде чем запускать мальков в пруд, решили провести расчеты. Согласно закону Мальтуса изменение числа рыб за один год вычисляется по формуле:

N=kN-qN2

Здесь N — число карпов в начале года, k — коэффициент прироста, q — коэффициент смертности. Экспериментально установлено, что для данного вида рыб (карпы) и в данных условиях (состояние водоема, наличие корма) k = 1, q = 0,001.

Если первоначально в пруд запущено N0 рыб, то из закона следует, что количество карпов через год будет таким:

N1=N0+(kN0-qN02)

Через два года N2=N1+(kN1-qN12)

и т. д. Можно написать общую формулу для вычисления количества рыб в i-м году после их запуска:

Ni=Ni-1+(kNi-1-qNi-12) для i = 1,2,3,... Эта формула является математической моделью процесса размножения рыб в водоеме.

Заполните электронную таблицу для проведения по этой формуле расчета рыбного «поголовья» в пруду в течение нескольких лет (от 1до 10) . Выполните вычисления на листе №1 для N=100, на листе №2 для N=1000, на листе №3 для N=1500, на листе №4 для N=2000. На листе №5 поместите ваши рекомендации рыбоводческому хозяйству.

Примерный вид таблицы:


А

В

С

D

E

F

1

k=

1

q=

0,001

N=


2







3

Год


Число рыб




4

1






5

2












Сохранить в своей папке под именем закон Мальтуса.xls

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

Откройте файл закон Мальтуса.xls. На листе №6 проведите вычислительный эксперимент на таблице расчета количества рыб в пруду, поставив следующую цель: подобрать такие значения параметров k и q, при которых количество рыб за 10 лет может быть доведено до 2000. Сохранить под тем же именем.


Практическая работа к уроку №6


Постройте таблицу:

Организм

Нуклеотидный состав, %

Аденин

Тимин

Гуанин

Цитозин

Пшеница

27,3

27,2

22,7

22,8

Дрожжи

31,6

32,0

18,5

17,9

Курица

28,8

28,9

21,1

21,2

Коза

28,7

28,3

21,0

22,0

Человек

30,9

29,9

19,9

19,3


Постройте диаграмму, отражающую:

а) соотношение органических веществ в клетке человека.

б) сравнительные данные о составе клеток курицы, козы и человека.

в) сравнительные данные о составе клетки пшеницы.

Дополнительно:

Задача №1

В результате самоизреживания елей в густых посадках число деревьев на 1 га составляло: в 20-летних насаждениях – 6720, в 40-летних – 2380, в 60-летних – 1170, в 80-летних – 755, в столетних – 555, а в 120-летних – 465. Начертить график уменьшения стволов елей в лесу, при увеличении возраста.



Задача № 2

В одном из опытов мелкие насекомые-паразиты искали и заражали своими яйцами куколки-пупарии комнатной мухи. В разных вариантах опыта 40 паразитам предлагали разное число куколок: 25, 50, 100, 200 и 300. Число зараженных куколок оказалось соответственно 18, 32, 48, 54, 62. Начертить график зависимости числа зараженных пупариев, приходящихся на одного паразита, при увеличении численности жертв.

Практическая работа к уроку №7


Откройте файл витамины.xls. На листе №2 постройте 3 диаграммы по данной таблице. Сохраните под тем же именем.


Практическая работа к урокам №9-10

Задача №1

Известно, что наиболее сильное влияние на бронхиально-легочные заболевания оказывает угарный газ — оксид углерода. Поставив цель определить эту зависимость, специалисты по медицинской статистике проводят сбор данных. Они собирают сведения из разных городов о средней концентрации угарного газа в атмосфере и о заболеваемости астмой (число хронических больных на 1000 жителей).

С, мг/куб.м

Р, бол./тыс.

2

19

2,5

20

2,9

32

3,2

34

3,6

51

3,9

55

4,2

90

4,6

108

5

171



Постройте регрессионную модель по приведенной таблице и найдите зависимость заболевания бронхиальной астмой от количества угарного газа в атмосфере. Сохраните в своей папке под именем угарный газ.xls.



Задача №2

В следующей таблице приводится прогноз средней температуры на последнюю неделю мая в различных городах европейской части России. Города упорядочены по алфавиту. Указана также географическая широта этих городов.

По приведенным данным постройте регрессионную модель, наиболее точно отражающую зависимость температуры от широты.



Город

Широта, гр. с. ш.

Температура

Воронеж

51,5

16

Краснодар

45

24

Липецк

52,6

12

Новороссийск

44,8

25

Ростов-на-Дону

47,3

19

Рязань

54,5

11

Северодвинск

64,8

5

Череповец

59,4

7

Ярославль

57,7

10

Сочи

43,5

26

Москва

55,7

10

Санкт-Петербург

60

7

Мурманск

69

5

Сохраните в своей папке под именем прогноз.xls.



Практическая работа к урокам №12-13

Задача №1

В приведенной ниже таблице содержатся данные опроса о количестве покупаемых в разных районах города квартир и концентрации вредных веществ в атмосфере:

Зависимость между экологией в районе и количеством покупаемых квартир в этих районах

Район

Концентрация вредных веществ в районе, мг/куб. м

Количество покупаемых квартир в районе (ср. кол-во в месяц)

1

Нижегородский

2

235

2

Советский

2,5

125

3

Автозаводский

6,5

31

4

Сормовский

5

35

5

Московский

4,4

21

6

Приокский

3

87

7

Ленинский

5,8

15

8

Кстовский

8,1

12

9

Борский

1,2

10

10

Арзамаский

2,4

26

11

Дзержинский

7,8

14

Определите коэффициент корреляции и сделайте выводы. Сохраните в своей папке под именем экология.xls.

Задача №2

В приведенной ниже таблице содержатся данные о парных измерениях двух величин- произведенных в некоторой школе измерениях температуры воздуха в кабинетах (Х) и количества учащихся, заболевших ОРВИ(Y).

Данные измерений

X

Y

X

Y

X

Y

X

Y

X

Y

14

30

17

18

20

8

23

2

26

2

14

35

17

15

20

5

23

0

26

1

14

40

17

14

20

4

23

3

26

3

15

32

18

10

21

1

24

3

27

2

15

35

18

6

21

0

24

1

27

4

15

26

18

8

21

2

24

2

27

3

16

20

19

8

22

0

25

1

28

3

16

24

19

7

22

2

25

0

28

2

16

17

19

6

22

3

25

2

28

4

Найти коэффициент корреляции и сделать выводы на его основе о зависимости между величинами. Сохраните в своей папке под именем температура.xls.



Практическая работа к урокам №14-15

Задача № 1

Суточная норма витамина С для лиц старше 15 лет примерно 60 мг в сутки. В столовую летнего оздоровительного лагеря привезли яблоки, апельсины и мандарины. Как распределить суточную норму витамина С диетологу лагеря, если известно, что в 100 г яблок содержится 10 мг витамина С, в 100 г апельсинов - 40 мг витамина С, в 100 г мандаринов - 30 мг витамина С. Поскольку фрукты являются скоропортящимся продуктом, желательно, чтобы все виды привезенных фруктов давались отдыхающим в лагере детям ежедневно.

Задача № 2

Суточная норма витамина С для лиц старше 15 лет примерно 60 мг в сутки, а витамина А – 1,5 мг. Составить рецепт салата из помидоров, огурцов и свежей капусты, который бы оптимально подбирал пропорции продуктов, содержащих суточную норму витамина А.



Практическая работа к урокам № 21-22

Создать в своей папке базу данных Многоклеточные животные.mdb из трех таблиц: Представители классов, Характеристики классов, Разнообразие хордовых.



Практическая работа к урокам № 23-26

Откройте базу данных Многоклеточные животные.mdb. Заполните таблицы данными.

Создайте связи между таблицами.







Приложение 1



ПРЕДМЕТ

Секция

Фамилия имя учащегося

Место

Биология

Экология и здоровье

Решетина Мария

1

Нормальная анатомия

Ачкасова Ксения

1

Урбоэкология

Колонтай Анастасия

1

Зоология

Долотов Дмитрий

1

Микробиология

Печуркина Татьяна

3

Ботаника

Абрамов Виталий

3

Профилактическая медицина

Глушкова Наталья

3

Физика

Теоритическая физика

Аникина Мария

1

Проблемы транспорта

Вакула Илья

1

Судовождение и судовые установки

Цветков Павел

1

Биофизика

Смирнова Анна

2

Механика

Архаров Александр

2

Электричество и магнетизм

Балуков Михаил

2

Нанотехнологии

Паригина Екатерина

3

Химия

Неорганическая химия

ДолотовДмитрий

1

Информатика

Программирование

Пронин Сергей

1







Приложение 2

Содержание элективного курса

и подготовка к ЕГЭ по информатике и биологии



Тема

Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ


Биология

Информатика

1

Подготовка печатных работ в среде MS WORD

Биология как наука. Методы научного познания.

Признаки и уровни организации живой природы.

Обобщение и применение знаний о клеточно-организменном уровне организации жизни.

Профессиональная информационная деятельность.

Информационные ресурсы. Информационная этика и право, информационная безопасность.

Понятие о настольных издательских системах.

Создание компьютерных публикаций Использование готовых и создание собственных шаблонов.

Использование систем проверки орфографии и грамматики. Использование систем распознавания текстов.

2

Создание презентаций в среде MS Power Point

Клеточная теория. Многообразие клеток

Многообразие растений. Основные отделы растений.

Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации

Форматы графических и звуковых объектов. В

вод и обработка графических объектов.

Ввод и обработка звуковых объектов.

Инструменты создания информационных объектов для Интернета.

3

Издательское дело в среде MS Publisher

Процессы жизнедеятельности организма человека.

Применение биологических знаний в практических ситуациях.

Генетика, ее задачи, основные генетические понятия

4

Моделирование и формализация в среде MS Excel

Внутренняя среда организма человека.

Иммунитет. Обмен веществ

Гигиена человека. Факторы здоровья и риска. Экологические факторы.

Взаимоотношения организмов Экосистема, ее компоненты. Цепи питания. Разнообразие и развитие экосистем. Агроэкосистемы.

Описание (модель) реального объекта и процесса, соответствие описания объекту и целям описания.

Схемы, таблицы, графики, формулы как описания.

Математическая обработка статистических данных.

Использование динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.

Использование инструментов решения статистических и расчетно-графических задач.

5

Технология хранения, поиска и сортировки информации.

Хордовые животные. Основные классы, их характеристика

Системы управления базами данных.

Организация баз данных.

Использование инструментов поисковых систем (формирование запросов).



1 См.: Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г., № 3266-1.

15



ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИОЛОГИИ»
  • Информатика
Описание:

Информатизация образования – это сложный многоуровневый процесс, который нельзя свести к снабжению школ компьютерами, электронными учебниками и подключению к Интернету. В настоящий период времени необходимо рассматривать и развивать содержательную сторону использования технических средств. Техническое обеспечение, безусловно, является важной, но лишь обеспечивающей основой процесса информатизации.

Внедрение информационных технологий в процесс преподавания всех предметов влечёт за собой необходимость повышения информационной культуры педагога, внедрения новых методов обучения с использованием компьютерных технологий в следующих направлениях:

  • контроль знаний;
  • лабораторный практикум;
  • наглядность на уроке;
  • самообразование (сетевое взаимодействие);
  • использование метода проектов на уроках.

 

Автор Себельдина Наталья Николаевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 479
Номер материала 32906
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓