МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7
Программа элективного курса
«Информационные технологии в биологии»
Авторы:
учитель информатики и ИКТ
высшей категории
А.Е. Мокрушина
учитель биологии
высшей категории
Н.Н.Себельдина
Нижний Новгород
2013 г
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка.. 3
Содержание програмы
элективного курса «информационные технологии в биологии». 14
Учебно-тематический
план элективного курса «Информационные технологии в биологии». 16
Практические работы... 28
Пояснительная записка
В «Пояснительной
записке к вопросам о проекте стандарта среднего (полного) общего образования»
написано:
«При разработке
Стандарта был полностью учтен объективно происходящий в условиях
информационного общества процесс формирования новой дидактической модели
образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме,
предполагающей активную роль всех участников образовательного процесса в
формировании мотивированной компетентной личности, способной:
ü быстро ориентироваться в динамично развивающемся
и обновляющемся информационном пространстве;
ü получать, использовать и создавать
разнообразную информацию;
ü принимать обоснованные решения и решать
жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков».
Таким образом, при
переходе на новые стандарты образования необходимы:
ü овладение приемами работы, базирующимися на
ИКТ ‑ компетентности как учащимся, так и учителям;
ü использование инструментария ИКТ при изучении
других дисциплин (интеграция предметов);
ü комплексная работа учителя, направленная на
реализацию требований стандартов к личностным, метапредметным и предметным
результатам обучения.
Информатизация образования – это сложный многоуровневый процесс, который
нельзя свести к снабжению школ компьютерами, электронными учебниками и
подключению к Интернету. В настоящий период времени необходимо рассматривать и
развивать содержательную сторону использования технических средств. Техническое
обеспечение, безусловно, является важной, но лишь обеспечивающей основой
процесса информатизации.
Внедрение информационных технологий в процесс преподавания всех предметов
влечёт за собой необходимость повышения информационной культуры педагога,
внедрения новых методов обучения с использованием компьютерных технологий в следующих
направлениях:
ü
контроль знаний;
ü
лабораторный практикум;
ü
наглядность на уроке;
ü
самообразование (сетевое
взаимодействие);
ü
использование метода
проектов на уроках.
Следует заметить, что любая инновационная деятельность в образовательной
сфере должна соответствовать стратегическим целям государства в области
образования. Закон Российской Федерации "Об образовании" [1] в качестве основополагающих выдвинул ряд
таких целей, среди которых:
1)
формирование системы
образования, способной адаптироваться к условиям и нормам жизнедеятельности
людей, к новому взаимодействию теории и практики;
2)
внедрение принципов
развивающего обучения и методологии деятельностного подхода, превращение
образования в среду освоения способов мышления и деятельности.
Использование основных программ компьютера
Основным потенциалом
современных компьютеров являются, во-первых, огромные возможности глобальной
сети Internet, во-вторых, прикладное программное обеспечение,
входящее в пакет Microsoft Office.
1. Возможности Internet:
Несомненным требованием сегодняшнего дня для всех современных людей
является высокая сетевая культура, умение использовать сеть Интернет для поиска,
хранения информации, для организации эффективного взаимодействия с другими
пользователями сети. Развитие Интернета за последние 2 – 5 лет в значительной
степени осуществляется путем активного внедрения ряда принципов и технологий
(например, сервисы Веб 2.0).
С
помощью Веб 2.0 можно организовать следующую коллективную деятельность:
·
совместный поиск и хранение информации;
·
создание и совместное использование
медиа-материалов;
·
совместное создание и редактирование
гипертекстов;
·
совместное редактирование и использование
в сети текстовых документов, электронных таблиц, презентаций и других
документов;
·
совместное редактирование и использование
карт и схем.
2. Возможности
прикладных программ Microsoft Office:
1.
Microsoft Word – это программа, предназначенная для ввода и
редактирования любого текста. Что дает Word? Во-первых, изготовление раздаточного
материала (контрольные, самостоятельные работы, тесты и т.д.); т.е. личное
задание повышает восприятие и понимание задания учащимися; во-вторых, это
возможность качественно заниматься оформлением творческих работ (отчеты,
проекты, рефераты и т.д.).
2.
Microsoft Excel – это программа для создания и обработки
табличных данных, дает большие возможности построения диаграмм и графиков для
визуализации и анализа числовой информации.
3.
Microsoft Access – программа, предназначенная для формирования
и нормализации баз данных.
4.
Microsoft Publisher – программа, предназначенная для изготовления
буклетов, визиток, приглашений, календарей и т.д.
5.
Paint – программа для создания и редактирования
изображений.
6.
Microsoft PowerPoint – программа для создания и редактирования
мультимедийных презентаций.
Таким образом,
применение новых информационных технологий на уроках имеет два основных
аспекта: компьютер как инструмент изучения биологии и компьютер как средство
обучения биологии. Эти аспекты тесно взаимосвязаны в процессе обучения, т.к.
любое общение с компьютером предполагает и то и другое.
Исследовательское
поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о
мире. Исследовательская деятельность является наиболее доступной для разрешения
вопросов мотивации школьников к учению. Основной задачей исследовательской
деятельности, является привлечение учеников к познанию мира, себя и себя в этом
мире. Исследовательская деятельность учащихся направлена на решение творческих,
исследовательских задач с заранее неизвестным ответом. Эта деятельность
предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной
сфере, таких как: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной
проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор
собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий,
собственные выводы.
Результатами
творческой деятельности учащихся являются: исследовательские работы,
презентации, рефераты, проекты, выступления на школьных конференциях, участие в
городских, областных и всероссийских конкурсах (Приложение 1).
Актуальность метода
проектов в наши дни обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать
смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить цели и задачи,
продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание
проекта. Не случайно в базисный учебный план внесена новая строчка о проектной
деятельности, а один из параметров нового качества образования - способность
проектировать.
Элективный курс
выстроен с учетом основных требований к уровню подготовки выпускников,
достижение которого проверяется на едином государственном экзамене по
информатике и ИКТ (Приложение 2).
Ожидаемые педагогические результаты:
К числу планируемых результатов освоения программы отнесены:
личностные результаты:
1)
готовность и способность
обучающихся к саморазвитию,
2)
сформированность
мотивации к учению и познанию,
3)
ценностно-смысловые
установки выпускников школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции,
социальные компетентности, личностные качества;
4)
сформированность основ
российской, гражданской идентичности.
метапредметные результаты:
1)
овладение составляющими
исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему,
ставить вопросы, давать определения понятиям, структурировать материал, объяснять,
доказывать, защищать свои идеи;
2)
уметь работать с разными
источниками информации и использовать программы компьютера для их реализации,
анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы
в другую;
3)
умение адекватно использовать
речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные
точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
предметные результаты:
1) формирование интереса к профессиям, связанным
с биологией и с использованием персонального компьютера;
2) формирование мыслительной культуры через
работу над проектом;
3) освоение всевозможных методов решения задач,
реализуемых на персональном компьютере;
4) формирование навыков грамотной разработки и
оформления печатной работы, создания баз данных и поиска данных в них;
5) углубление знаний, умений и навыков решения
задач по биологии с использованием персонального компьютера.
Цель программы:
применение ИКТ при выполнении творческих заданий, решении задач из курса
биологии и использование метода проектов на уроках естественно-математического
цикла.
Задачи программы:
Использовать ИКТ для:
-
формирования у учащихся навыков работы с компьютером, для решения задач из
курса биологии;
-
применения использования метода проекта на уроках;
-
мотивации учащихся к изучению биологии в целом;
-
освоения учащимися возможных методов решения задач из курса биологии с помощью
ПК.
Программа элективного курса разработана с учетом основных направлений
модернизации общего образования, включая:
ü обеспечение углубленного изучения биологии и
информатики, и их интеграции;
ü создание условий для дифференциации и
индивидуализации обучения, выбора учащимися разных категорий индивидуальных
образовательных траекторий в соответствии с их способностями, склонностями и
потребностями;
ü расширение возможностей социализации учащихся,
для более эффективной адаптации выпускников школ к профессиональному
самоопределению.
Новизна программы элективного курса заключается в следующем:
ü курс предназначен для учащихся, углубленно
изучающих науки естественного цикла, и направлен на решение задач из курса
биологии средствами персонального компьютера. Таким образом, с помощью
элективного курса достигается интеграция таких предметов как информатика и
биология.
ü основное внимание уделяется научной работе
учащихся - в конце изучения каждого раздела учащийся дополняет портфолио своего
проекта новым документом.
ü элективный курс апробирован в течение четырех
лет на базе МБОУ СОШ №7 в 10-11 классах.
ü программа элективного курса может быть
использована для изучения отдельных тем интегрированного курса; решения задач
разного уровня сложности, с недостающими или излишними данными; построением
графиков и подготовки к ЕГЭ.
Кроме того, условием для успешного освоения учащимися программы
элективного курса «Информационные технологии в биологии» является базовый курс биологии.
В виду этого содержание курса биологии в программе дается на основе учебников «Биология
10 класс» и «Биология 11 класс» (авторы А.А. Каменский, Е.А.
Криксунов, В.В. Пасечник), а учебно–тематическое планирование увязывается с информационными
технологиями.
Изучение информатики в рамках базового курса происходит по УМК Н.
Угриновича. С 7 по 9 класс в рамках УМК изучается работа в таких приложениях
как MS Paint, MS Word, MS Excel, MS Power Point. Таким образом, к десятому классу учащиеся
имеют полное представление об обработке текстовой, числовой и графической
информации и создании мультимедийных презентаций.
Представленный вариант программы элективного курса рассчитан на учащихся
10-11 классов в объеме одного часа в неделю. При изучении всех разделов элективного курса учащимся
будет предложена тема из курса биологии, которую они должны будут раскрыть с
помощью изучаемых программных средств.
В рамках данной программы были проведены открытые мероприятия по защите
проектов по биологии с представлением презентаций в Microsoft PowerPoint, на уроках информатики в разделах «Моделирование в среде MS Excel» и
«Оптимальное планирование» учащимися 10 и 11 классов выполнялись задания из
данного элективного курса по построению электронных таблиц, графиков и
диаграмм. Оценивались задания по обеим дисциплинам – и по биологии, и по
информатике.
Диагностика результативности работы
Формы контроля:
Текущий – проводится на каждом занятии
преподавателем в соответствии с действующей системой оценок успеваемости.
Промежуточный - проводится путем проведения промежуточного
тестирования, или открытых мероприятий по защите своих проектов по темам.
Итоговый – осуществляется при выполнении контрольных работ, включающих комплексные
задания в виде проекта по темам интегрированного курса.
На первых занятиях по
курсу «Информационные технологии в курсе биологии» учащимся будут предложены
различные темы из курса биологии. Каждый ученик должен будет выбрать тему и
работать над ней индивидуально. В ходе изучения курса каждым учащимся будут создаваться
проекты по выбранной теме средствами различных приложений. После выполнения
каждый проект будет продемонстрирован на уроке биологии. Таким образом, проекты
будут оцениваться дважды – на уроке информатики будет выставлена оценка за
грамотное использование компьютерных технологий, на уроке биологии – за
научность проекта и правильное раскрытие темы с точки зрения биологии.
По окончании 10
класса в проектной папке каждого ученика будут лежать работы по выбранной теме,
выполненные в MS WORD, MS Power Point, MS Publisher. По окончании 11 класса –
работы, выполненные в MS Excel и в MS ACCESS.
Литература
Для учителей
1.
ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1
2.
ЗАКОН РФ "О ЗАЩИТЕ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ" от 07.02.1992 N 2300-1
3. Информатика. Задачник-практикум: В 2 т./ Под
ред. И.Г. Семакина: Т.1.-М.: Бином. Лаборатория знаний, 2002.
4.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика,10 класс. -М:Бином.
Лаборатория знаний, 2004.
5.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика,11 класс. -М.:Бином. Лаборатория
знаний, 2004.
6.
Каменский, А.А. Общая
биология. 10-11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /А.А. Каменский,
Е.А. Крискунов, В.В. Пасечник. – М. : Дрофа, 2012. – 367, [1] с.: ил.
7.
Intel®
“Обучение для будущего». Проектная деятельность в информационной
образовательной среде 21 века: Учеб.пособие – 10-е изд., перераб. – М.: НП
«Современные технологии в образовании и культуре», 2009. – 168 с. +CD
8.
Поливанова К.Н. Проектная
деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.:
Просвещение, 2011. – 192 с.- (Работаем по новым стандартам).- ISBN 978-5-09-020813-0.
9.
http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii/
Для учащихся
1. Информатика. Задачник-практикум: В 2 т./ Под
ред. И.Г. Семакина: Т.1.- М.: Бином. Лаборатория
знаний, 2002.
2.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика,10 класс.- М:Бином. Лаборатория знаний, 2004.
3.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика,11 класс. -М.:Бином. Лаборатория знаний, 2004.
4.
Угринович Н.Д., Босова
Л.Л., Михайлова Н.И. Информатика
и ИКТ.
Базовый уровень: учебник для 11 класса, - 4-е изд. -
М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
5.
Угринович Н.Д., Босова
Л.Л., Михайлова Н.И. Информатика
и ИКТ.
Базовый уровень: учебник для 10 класса, - 4-е изд. -
М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
6.
Каменский, А.А. Общая
биология. 10-11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /А.А. Каменский,
Е.А. Крискунов, В.В. Пасечник. – М. : Дрофа, 2012. – 367, [1] с.: ил.
Содержание програмы элективного курса
«информационные технологии в биологии»
10 класс (35 часов)
Тема 1. Подготовка печатных работ в среде MS WORD (11 ч)
Представление об информационных
технологиях. Знакомство с методом проектов и обоснование основных идей
разработки учебного проекта. Критерии оценивания печатной работы.
Общие правила
оформления рефератов, курсовых и дипломных работ.
Оформление названий
глав и параграфов. Оформление электронного оглавления, ссылок и сносок.
Правила оформления
списка использованных источников и литературы
Тема 2. Создание презентаций в среде MS
Power Point (6ч)
Назначение приложения
MS Power Point.
Представление результатов исследования или проекта с помощью мультимедийной
презентации. Критерии оценивания презентации.
Правила подбора
информации для создания мультимедийных презентаций. Разработка содержания и
дизайна презентации к печатной работе.
Демонстрация
презентации.
Тема 3. Создание публикаций в среде MS
Publisher (14 ч)
MS Publisher – назначение, возможности, основные понятия.
Создание визитной
карточки. Создание буклета, брошюры и web-публикации.
Критерии оценивания
буклета, брошюры и web-публикации.
Тема 4. Представление и защита проекта (2 ч)
Создание и обработка
комплексных информационных объектов в виде печатного текста, презентации,
буклета и Web-страницы.
11 класс (35 часов)
Тема 8. Моделирование и формализация в среде MS Excel (16 ч)
Таблица как средство
моделирования. Моделирование зависимостей; статистическое моделирование
Корреляционное моделирование Оптимальное планирование. Компьютерное
моделирование объектов и процессов.
Тема 9. Технология хранения, поиска и сортировки информации в MS Access (16 ч)
Поиск данных в
готовой базе. Создание записей в базе данных. Создание информационно-поисковой
системы. Запросы к связанным таблицам.
Практические работы
10 класс
Практическая работа к уроку
№ 4
Загрузите файл
Урок_4.docx и отформатируйте текст. Создайте таблицу, в которой
отразите названия методов и их определение. Сохраните в своей папке под именем методы цитологии.doc
Предмет, задачи и методы цитологии
Цитология (греч.
kytos
— ячейка, клетка) — наука о клетке.
Предметом ее
изучения является клетка как структурная и функциональная единица жизни.
В задачи цитологии
входит изучение строения и функционирования клеток, их химического состава,
функций отдельных клеточных компонентов, познание процессов воспроизведения
клеток, приспособления к условиям окружающей среды, исследование особенностей
строения специализированных клеток, этапов становления их особых функций,
развития специфических клеточных структур и др. Для решения этих задач в
цитологии используются различные методы.
Основным методом изучения
клеток является световая микроскопия. Человеческий
глаз обладает разрешающей способностью около 100мкм(1 мкм = 0,001 мм). Это
означает, что две точки, расположенные на расстоянии менее чем 100 мкм друг от
друга, кажутся одной расплывчатой точкой. Чтобы различить более мелкие
структуры, применяют оптические приборы, в частности микроскопы. Разрешающая
способность микроскопов составляет 0,13—0,20 мкм, т. е. примерно в тысячу раз
превышает разрешающую способность человеческого глаза. С помощью световых
микроскопов, в которых используется солнечный или искусственный свет, удается
выявить многие детали внутреннего строения клетки — отдельные органеллы,
клеточную оболочку. Создать световой микроскоп с большим разрешением
невозможно, потому что разрешающая способность связана с длиной волны световых
лучей, а не только с качеством увеличительных стекол.
Для изучения ультратонкого
строения клеточных структур прибегают к методу электронной
микроскопии. В электронных микроскопах вместо световых
лучей используется пучок электронов. Разрешающая способность современных
электронных микроскопов составляет 0,1 нм, поэтому с их помощью выявляют очень
мелкие детали. В электронном микроскопе видны биологические мембраны (толщина
6—10 нм), рибосомы (диаметр около 20 нм), микротрубочки (толщина около 25 нм) и
другие структуры.
Для исследования химического
состава, выяснения локализации отдельных химических веществ в клетке широко
используются методы цито- и гистохимии, основанные
на избирательном воздействии реактивов и красителей на определенные химические
вещества цитоплазмы. Метод дифференциального
(разделительного) центрифугирования позволяет
разделить с помощью центрифуги содержимое клетки на отдельные разные по массе
составляющие и затем детально изучить их химический состав. Метод рентгеноструктурного
анализа дает возможность определять пространственное
расположение и физические свойства молекул (например, ДНК, белков), входящих в
состав клеточных структур.
Для выявления локализации мест
синтеза биополимеров, определения путей переноса веществ в клетке широко
используется метод авторадиографии —
регистрации веществ, меченых радиоактивными изотопами. Многие процессы
жизнедеятельности клеток, в частности деление клетки, фиксируют с помощью кино-и фотосъемки.
Изучение клеток разных органов и
тканей растений и животных, процессов деления клетки, их дифференцировки и
специализации проводят методом клеточных
культур — выращиванием клеток (и целых организмов из
отдельных клеток) на питательных средах в стерильных условиях.
При исследовании живых клеток,
выяснении функций отдельных органелл применяют методы микрохирургии — оперативного воздействия на клетку, связанного с удалением или
имплантированием отдельных органелл, их пересаживанием из клетки в клетку,
введением в клетку крупных макромолекул и т. д.
Источник : Н.А.
Лемеза Л.В.Камлюк Н.Д. Лисов "Пособие по биологии для поступающих в
ВУЗы"
Практическая работа к уроку
№ 5
Откройте
файл. Уровни организации живой
материи_текст.docx. Найдите информацию и заполните таблицу:
УРОВНИ
ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ МАТЕРИИ
Сохраните файл в
своей папке под именем организация живой материи.doc
Практическая
работа к уроку № 6
Наберите текст.
Оформите в соответствии с правилами оформления глав и заголовков. Примените
форматирование:
1) номер главы
– буквица, отступ ниже – 14 пт.
2) разделы
главы – курсивное начертание, маркированный список, размер шрифта для названия
главы – 16 пт, остальной текст – 14 пт.
3) Все поля – 3
см.
Сохраните файл в
своей папке под именем заголовки.doc.
2 Глава
Размножение и индивидуальное развитие организмов
Изучив данную главу, вы узнаете:
Как размножаются различные виды живых организмов;
Какими способами делится клетка;
Как формируются гаметы и происходит оплодотворение;
Как развивается зародыш.
Дополнительное задание: Создайте и
дополните схему:
Практическая
работа к уроку № 7
Открыть файл методы
цитологии.doc в своей папке. Вставить колонтитулы:
1) верхний
колонтитул – «Методы цитологии» с нижним отчеркиванием колонтитула от основного
текста.
2) Нижний –
номер страницы в формате -1-, отделенный от основного текста верней чертой.
Вставить сноску
внизу страницы к терминам:
1) Цитология - от греч. kytos — ячейка, клетка)
Сохранить под тем же
именем.
Практическая работа к уроку
№ 8
Средствами SmartArt
создать кластер по теме «Экологические системы»:
1. Предложите
любую модель экосистемы (в виде своей авторской схемы) и комментарии к ней, доказывающую
наличие в экосистеме частей, связанных потоками вещества и энергии и образующих
единое целое.
2. Сохранить
файл под именем Экосистемы.docx
Практическая работа к уроку № 9
Открыть файл организация
живой материи.doc в своей папке. Оформить в конце
документа список использованной литературы:
1.
Каменский, А.А. Общая
биология. 10-11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /А.А. Каменский,
Е.А. Крискунов, В.В. Пасечник. – М. : Дрофа, 2012. – 367, [1] с.: ил.
2.
И.Г. Семакин,
Е.К.Хеннер «Информатика»11 класс, Москва. Бином, Лаборатория знаний. 2004
3.
Информатика.
10-11 класс / Под ред. Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер 2002
4.
Информатика.Задачник-практикум:
В 2 т./ Под ред. И.Г. Семакина: Т.1. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002.
Зачетная работа по теме «Подготовка печатных работ в
среде MS WORD» (урок №№10-11)
Подготовьте печатную работу по выбранной
теме, учитывая все правила оформления печатных работ.
Практическая работа к уроку № 12-13
Создать презентацию по теме «Уровни организации
живой материи» из 8 слайдов:
1)
Титульный лист
2)
Схема уровней
организации живой материи
3)
– 8) Слайды,
содержащие определения уровней и иллюстрации к ним.
Сохранить в своей папке под именем
Организация живой материи.ppt.
Настроить эффекты анимации к элементам
слайдов и самим слайдам.
Создать на слайде №2 гиперссылки с
элементов схемы на соответствующие слайды. На каждом слайде создать управляющие
кнопки, осуществляющие переход на предыдущий, следующий слайды и слайд №2.
Зачетная работа по теме «Создание презентаций в среде
MS Power Point»(урок №№16-17)
Подготовьте презентацию к своему
выступлению по выбранной теме.
Практическая работа к уроку № 20-21
Создать визитную
карточку для Смирнова Игоря Михайловича, который является старшим научным
сотрудником Института микробиологии. Контактные телефоны: 460-87-76,
8-906-458-12-34. E-mail- smirnov_im@mail.ru
Сохранить в своей
папке под именем визитная карточка.pub
Практическая работа к
уроку № 23-24
Создать буклет о
пользе витаминов, разместив на нем информацию из папки Витамины.
Сохранить в своей папке
под именем витамины.pub
Практическая работа к уроку № 25-26
Создать Web-публикацию из 3
страниц об истории развития генетики, используя материалы учебника
«Биология10-11» и папки Генетика.
1 страница –
Определение генетики и ее значение.
2 страница –
Краткие сведения о Г. Менделе и его открытиях.
3 страница –
Генетические закономерности.
Сохранить в своей
папке под именем генетика.pub.
Практическая работа к уроку № 27-28
Откройте файл генетика.pub. Добавьте
рисунки из папки Генетика, дополните содержание по своему усмотрению, измените
дизайн публикации.
Практическая работа к уроку № 29
Откройте файл генетика.pub. Выполните
предварительный просмотр в Internet Explorer. Внесите необходимые изменения.
Сохраните публикацию в формате html.
Практическая работа к
уроку № 30
Подготовьте публикацию к своему
выступлению по выбранной теме.
Практическая работа к уроку № 31-32
Подготовьте Web-публикацию к своему выступлению по выбранной теме.
11 класс
Практическая работа к уроку №2
Создайте таблицу в MS Excel:
Таблица содержания витаминов в
продуктах
Продукты
|
В 100
г продуктов содержится витаминов (в мг)
|
А
|
В1
|
В2
|
РР
|
С
|
Хлеб ржаной
|
-
|
0,15
|
0,07
|
0,9
|
-
|
Хлеб пшеничный
|
-
|
0,03
|
0,05
|
1,8
|
-
|
Крупа гречневая
|
-
|
0,20
|
-
|
4,4
|
-
|
Крупа ячневая
|
-
|
0,20
|
0,15
|
2,5
|
-
|
Крупа овсяная
|
-
|
0,30
|
0,06
|
1,0
|
-
|
Горох
|
-
|
0,09
|
1,00
|
2,4
|
-
|
Говядина
|
0,04
|
0,20
|
0,17
|
6,4
|
2,0
|
Баранина
|
-
|
0,13
|
0,12
|
-
|
-
|
Свинина
|
0,04
|
0,40
|
0,20
|
5,6
|
1,3
|
Печень
|
30,0
|
0,40
|
1,61
|
22,0
|
31,6
|
Курица
|
-
|
0,16
|
0,16
|
6,9
|
-
|
Треска
|
-
|
0,06
|
1,09
|
1,1
|
-
|
Молоко
|
0,10
|
0,05
|
0,17
|
0,08
|
1,0
|
Масло коровье
|
1,2
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Сыр
|
0,9
|
0,03
|
0,36
|
-
|
-
|
Яйцо(1 шт)
|
1,3
|
0,07
|
0,16
|
0,12
|
-
|
Картофель
|
0,02
|
0,07
|
0,04
|
5,5
|
10,0
|
Капуста свежая
|
0,02
|
0,07
|
0,04
|
5,5
|
10,0
|
Капуста квашенная
|
0,02
|
0,02
|
0,07
|
0,3
|
20,0
|
Морковь
|
9,00
|
0,10
|
0,07
|
0,3
|
-
|
Свекла
|
0,01
|
0,12
|
0,08
|
4,7
|
10,0
|
Огурцы
|
0,06
|
0,06
|
0,01
|
8,1
|
5,0
|
Лук репчатый
|
0,02
|
0,07
|
0,01
|
-
|
10,0
|
Помидоры красные
|
2,0
|
0,7
|
0,04
|
16,5
|
40,0
|
Редис
|
-
|
0,06
|
0,01
|
-
|
20,0
|
Салат
|
0,01
|
0,14
|
0,07
|
-
|
30,0
|
Щавель
|
6,0
|
0,10
|
0,18
|
5,8
|
45,0
|
Яблоки
|
0,09
|
0,04
|
0,04
|
3,5
|
7,0
|
Абрикосы
|
2,00
|
-
|
0,01
|
-
|
7,0
|
Вишня
|
0,02
|
-
|
-
|
-
|
15,0
|
Виноград
|
0,02
|
-
|
0,01
|
-
|
3,0
|
Клюква
|
-
|
-
|
-
|
-
|
10,0
|
Крыжовник
|
1,1
|
-
|
-
|
-
|
50,0
|
Смородина черная
|
0,7
|
0,06
|
-
|
-
|
300,0
|
Смородина красная
|
-
|
0,07
|
-
|
-
|
30,0
|
Малина
|
0,25
|
0,07
|
-
|
-
|
25,0
|
Земляника
|
0,05
|
-
|
-
|
-
|
30,0
|
Апельсин
|
0,30
|
0,06
|
0,03
|
-
|
40,0
|
Мандарин
|
0,45
|
0,06
|
-
|
-
|
30,0
|
Лимон
|
0,40
|
0,05
|
-
|
-
|
40,0
|
Масло растительное
|
0,04
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Сохраните в своей папке под именем витамины.xls
Практическая работа к уроку №3
Откройте файл витамины.xls.
Найдите:
а) максимальное содержание витаминов каждой группы;
б) Среднее содержание витамина А в овощах;
в) Минимальное содержание витамина В2 в мясных
продуктах;
г) Количество продуктов, содержащих витамин РР.
Практическая работа к уроку №4
Откройте файл витамины.xls. На листе №2
постройте таблицу содержания витаминов в салате, состав которого приведен ниже:
Помидор — 700
г
Лук репчатый – 1
луковица (~40 г)
Лимон — 1 шт (~50 г)
Масло растительное
— 60 г
Салат листовой — 12
г
Соль
Перец молотый по
вкусу
Примечание:
Продукты
|
В 100 г продуктов содержится витаминов (в мг)
|
А
|
В1
|
В2
|
РР
|
С
|
Масло растительное
|
0,04
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Практическая работа к уроку №5
Ученые установили,
что прирост числа какого-либо вида живых организмов за счет рождаемости прямо
пропорционален их количеству, а убыль за счет смертности прямо пропорциональна
квадрату от их количества. Этот закон известен под названием закона Мальтуса.
В одном хозяйстве
собираются разводить карпов. Прежде чем запускать мальков в пруд, решили
провести расчеты. Согласно закону Мальтуса изменение числа рыб за один год
вычисляется по формуле:
DN=kN-qN2
Здесь N — число
карпов в начале года, k — коэффициент прироста, q — коэффициент смертности.
Экспериментально установлено, что для данного вида рыб (карпы) и в данных
условиях (состояние водоема, наличие корма) k = 1, q = 0,001.
Если первоначально
в пруд запущено N0 рыб, то из закона следует, что количество карпов через год
будет таким:
N1=N0+(kN0-qN02)
Через два года N2=N1+(kN1-qN12)
и т. д. Можно написать общую
формулу для вычисления количества рыб в i-м году после их запуска:
Ni=Ni-1+(kNi-1-qNi-12) для i = 1,2,3,... Эта
формула является математической моделью процесса
размножения рыб в водоеме.
Заполните
электронную таблицу для проведения по этой формуле расчета рыбного «поголовья»
в пруду в течение нескольких лет (от 1до 10) . Выполните вычисления на листе №1
для N=100, на листе №2 для N=1000, на листе №3 для N=1500, на листе №4 для
N=2000. На листе №5 поместите ваши рекомендации рыбоводческому хозяйству.
Примерный вид
таблицы:
|
А
|
В
|
С
|
D
|
E
|
F
|
1
|
k=
|
1
|
q=
|
0,001
|
N=
|
|
2
|
|
|
|
|
|
|
3
|
Год
|
|
Число рыб
|
|
|
|
4
|
1
|
|
|
|
|
|
5
|
2
|
|
|
|
|
|
…
|
|
|
|
|
|
|
Сохранить в своей папке под именем закон Мальтуса.xls
ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
Откройте файл закон Мальтуса.xls. На листе №6 проведите вычислительный
эксперимент на таблице расчета количества рыб в пруду, поставив следующую цель:
подобрать такие значения параметров k и q, при которых количество рыб за 10 лет может быть доведено до
2000. Сохранить под тем же именем.
Практическая работа к уроку №6
Постройте таблицу:
Организм
|
Нуклеотидный
состав, %
|
Аденин
|
Тимин
|
Гуанин
|
Цитозин
|
Пшеница
|
27,3
|
27,2
|
22,7
|
22,8
|
Дрожжи
|
31,6
|
32,0
|
18,5
|
17,9
|
Курица
|
28,8
|
28,9
|
21,1
|
21,2
|
Коза
|
28,7
|
28,3
|
21,0
|
22,0
|
Человек
|
30,9
|
29,9
|
19,9
|
19,3
|
Постройте
диаграмму, отражающую:
а) соотношение органических веществ в клетке человека.
б) сравнительные данные о составе клеток курицы, козы и человека.
в) сравнительные данные о составе клетки пшеницы.
Дополнительно:
Задача №1
В результате
самоизреживания елей в густых посадках число деревьев на 1
га составляло: в 20-летних насаждениях – 6720, в 40-летних – 2380, в 60-летних
– 1170, в 80-летних – 755, в столетних – 555, а в 120-летних – 465. Начертить
график уменьшения стволов елей в лесу, при увеличении возраста.
Задача № 2
В одном из опытов
мелкие насекомые-паразиты искали и заражали своими яйцами куколки-пупарии
комнатной мухи. В разных вариантах опыта 40 паразитам предлагали разное число
куколок: 25, 50, 100, 200 и 300. Число зараженных куколок оказалось
соответственно 18, 32, 48, 54, 62. Начертить график зависимости числа
зараженных пупариев, приходящихся на одного паразита, при увеличении
численности жертв.
Практическая работа к уроку
№7
Откройте файл витамины.xls. На листе №2 постройте 3 диаграммы по данной таблице. Сохраните
под тем же именем.
Практическая работа к урокам
№9-10
Задача №1
Известно, что наиболее сильное влияние на
бронхиально-легочные заболевания оказывает угарный газ — оксид углерода.
Поставив цель определить эту зависимость, специалисты по медицинской
статистике проводят сбор данных. Они собирают сведения из разных городов о
средней концентрации угарного газа в атмосфере и о заболеваемости
астмой (число хронических больных на 1000 жителей).
С,
мг/куб.м
|
Р,
бол./тыс.
|
2
|
19
|
2,5
|
20
|
2,9
|
32
|
3,2
|
34
|
3,6
|
51
|
3,9
|
55
|
4,2
|
90
|
4,6
|
108
|
5
|
171
|
Постройте регрессионную модель по приведенной
таблице и найдите зависимость заболевания бронхиальной астмой от количества
угарного газа в атмосфере. Сохраните в своей папке под именем угарный газ.xls.
Задача №2
В следующей таблице
приводится прогноз средней температуры на последнюю неделю мая в различных
городах европейской части России. Города упорядочены по алфавиту. Указана также
географическая широта этих городов.
По приведенным данным
постройте регрессионную модель, наиболее точно отражающую зависимость
температуры от широты.
Город
|
Широта,
гр. с. ш.
|
Температура
|
Воронеж
|
51,5
|
16
|
Краснодар
|
45
|
24
|
Липецк
|
52,6
|
12
|
Новороссийск
|
44,8
|
25
|
Ростов-на-Дону
|
47,3
|
19
|
Рязань
|
54,5
|
11
|
Северодвинск
|
64,8
|
5
|
Череповец
|
59,4
|
7
|
Ярославль
|
57,7
|
10
|
Сочи
|
43,5
|
26
|
Москва
|
55,7
|
10
|
Санкт-Петербург
|
60
|
7
|
Мурманск
|
69
|
5
|
Сохраните в своей папке под именем прогноз.xls.
Практическая работа к урокам
№12-13
Задача №1
В приведенной ниже таблице содержатся данные опроса о количестве
покупаемых в разных районах города квартир и концентрации вредных веществ в
атмосфере:
Зависимость между экологией в районе и количеством
покупаемых квартир в этих районах
|
№
|
Район
|
Концентрация вредных веществ в районе, мг/куб. м
|
Количество покупаемых квартир в районе (ср. кол-во в
месяц)
|
1
|
Нижегородский
|
2
|
235
|
2
|
Советский
|
2,5
|
125
|
3
|
Автозаводский
|
6,5
|
31
|
4
|
Сормовский
|
5
|
35
|
5
|
Московский
|
4,4
|
21
|
6
|
Приокский
|
3
|
87
|
7
|
Ленинский
|
5,8
|
15
|
8
|
Кстовский
|
8,1
|
12
|
9
|
Борский
|
1,2
|
10
|
10
|
Арзамаский
|
2,4
|
26
|
11
|
Дзержинский
|
7,8
|
14
|
Определите коэффициент корреляции и сделайте выводы. Сохраните в
своей папке под именем экология.xls.
Задача №2
В приведенной ниже таблице содержатся данные о парных измерениях
двух величин- произведенных в некоторой школе измерениях температуры воздуха в кабинетах
(Х) и количества учащихся, заболевших ОРВИ(Y).
Данные измерений
|
X
|
Y
|
X
|
Y
|
X
|
Y
|
X
|
Y
|
X
|
Y
|
14
|
30
|
17
|
18
|
20
|
8
|
23
|
2
|
26
|
2
|
14
|
35
|
17
|
15
|
20
|
5
|
23
|
0
|
26
|
1
|
14
|
40
|
17
|
14
|
20
|
4
|
23
|
3
|
26
|
3
|
15
|
32
|
18
|
10
|
21
|
1
|
24
|
3
|
27
|
2
|
15
|
35
|
18
|
6
|
21
|
0
|
24
|
1
|
27
|
4
|
15
|
26
|
18
|
8
|
21
|
2
|
24
|
2
|
27
|
3
|
16
|
20
|
19
|
8
|
22
|
0
|
25
|
1
|
28
|
3
|
16
|
24
|
19
|
7
|
22
|
2
|
25
|
0
|
28
|
2
|
16
|
17
|
19
|
6
|
22
|
3
|
25
|
2
|
28
|
4
|
Найти коэффициент корреляции и сделать выводы на его основе о
зависимости между величинами. Сохраните в своей папке под именем температура.xls.
Практическая работа к урокам
№14-15
Задача № 1
Суточная норма
витамина С для лиц старше 15 лет примерно 60 мг в сутки. В столовую летнего
оздоровительного лагеря привезли яблоки, апельсины и мандарины. Как
распределить суточную норму витамина С диетологу лагеря, если известно, что в 100
г яблок содержится 10 мг витамина С, в 100
г апельсинов - 40 мг витамина С, в 100
г мандаринов - 30 мг витамина С. Поскольку фрукты являются скоропортящимся
продуктом, желательно, чтобы все виды привезенных фруктов давались отдыхающим в
лагере детям ежедневно.
Задача № 2
Суточная норма витамина
С для лиц старше 15 лет примерно 60 мг в сутки, а витамина А – 1,5 мг.
Составить рецепт салата из помидоров, огурцов и свежей капусты, который бы
оптимально подбирал пропорции продуктов, содержащих суточную норму витамина А.
Практическая работа к урокам
№ 21-22
Создать в своей папке
базу данных Многоклеточные животные.mdb из трех таблиц:
Представители классов, Характеристики классов, Разнообразие хордовых.
Практическая работа к урокам
№ 23-26
Откройте базу данных Многоклеточные
животные.mdb. Заполните таблицы данными.
Создайте связи между
таблицами.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.