Главная / Физика / Программа элективного курса «Физика и научно – технический прогресс» для 10 класса

Программа элективного курса «Физика и научно – технический прогресс» для 10 класса

Муниципальное автономное образовательное учреждение

гимназия №144



Рассмотрена на заседании Утверждаю:

методического совета директор МАОУ гимназии №144

протокола № ___ ____________________Мокина С.В.

от «___»__________2014г приказ №____ от «__»_______2014г











Рабочая программа

элективного курса по физике

«Физика и научно-технический прогресс»

среднее общее образование

10 класс









Учитель: Быдзина Ольга Витальевна,

высшая квалификационная категория















Екатеринбург

2014г

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Физика и научно – технический прогресс» рассчитана на 35 часов и предназначена для 10-х классов, в которых для изучения физики выделяется 2 часа в неделю.

Составитель – учитель физики МОУ гимназии№144

Быдзина Ольга Витальевна, высшая квалификационная категория.


Цели и задачи данного курса:

  1. Углублять знания по предмету;

  2. Формировать понимание значимости Уральского региона в развитии страны;

  3. Показать на различных примерах, что развитие техники происходит на основе широкого использования научных знаний, так же влияние технических достижений на развитие науки;

  4. Развивать познавательный интерес учащихся, интеллектуальные творческие способности;

  5. Показать роль ученых в развитии науки и техники;

  6. Расширять знания учащихся о технических профессиях (в том числе необходимых для развития Уральского региона);

  7. Развивать у учащихся навыки подготовки рефератов, презентаций о научных и технических достижениях.


Ведущими формами занятий могут быть: лекции, семинары, решение задач технического содержания, конференции, практические занятия. Темы предстоящих семинаров объявляются заранее, каждому учащемуся предоставляется возможность выступить с основным сообщением на одном из занятий.

В процессе реализации данной программы рекомендуется использовать такие методы обучения:

  • Метод проблемного обучения;

  • Поисковый метод;

  • Исследовательский метод.













Содержание программы элективного курса

10 класс (35 часов)


  1. Введение (2 ч.)

Что такое научно-технический прогресс. Важнейшие направления развития техники в современном мире.


  1. Механика (7 ч.)

Применение основных законов механики.

Роль законов динамики в освоении космоса. Реактивное движение.

К.Э. Циолковский – основоположник теории космических полетов.


  1. Законы сохранения (4 ч.)

Закон Бернулли. Подъемная сила крыла. Развитие авиации.


  1. Основы молекулярно-кинетической теории (3 ч.)

Для чего надо знать строение вещества. Что такое нано-технологии.


  1. Термодинамика (4 ч.)

История создания тепловых двигателей. Принцип действия и использование тепловых двигателей. Экологические проблемы, возникающие при использовании тепловых двигателей. Экологические проблемы, существующие в Уральском регионе.


  1. Законы постоянного тока (7 ч.)

Практическое значение законов Ома, закона Джоуля – Ленца. Энергосберегающая политика в нашем регионе.


  1. Ток в различных средах (6ч.)

Практическое применение сверхпроводимости. Практическое применение полупроводниковых приборов. Применение электролиза. Типы самостоятельного газового разряда и их практическое применение. Практическое применение вакуумных приборов.


  1. Заключительное занятие (2ч.)

Физика и научно-технический прогресс. Взаимное влияние науки и техники на их развитие. Роль ученых в развитии науки и техники. Проблемы человечества, связанные с НТП.






Тематическое планирование элективного курса

«Физика и научно-технический прогресс»

10 класс (35ч., 1 час в неделю)


Тема занятия

Образовательный продукт

Дата

1

Что такое научно-технический прогресс. Хронология развития науки и техники.

Тезисы


2

Важнейшие направления развития техники в современном мире.

Доклады,

презентации


3

Основные законы кинематики и их практические применения. Баллистическое движение.

Презентации, опыты


4

Решение задач технического содержания.

Новые задачи


5

Основные законы динамики и их практические применения.

Презентации, опыты


6

Роль законов динамики в освоении космоса.

Доклады,

презентации


7

Решение задач технического содержания.

Новые задачи


8

Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Заслуги К.Э.Циолковского в создании теории космических полетов.

Доклады,

презентации,

опыты


9

Решение задач технического содержания.

Новые задачи


10

Закон сохранения энергии и его опытные обоснования.

Конспект, опыты


11

Закон Бернулли и его практические применения.

Презентации, опыты


12

Аэродинамика. Подъемная сила крыла. Н.Е. Жуковский - отец русской авиации.

Доклады,

презентации


13

Решение задач технического содержания.

Новые задачи


14

Основные положения МКТ. Для чего надо знать строение вещества. Роль древних ученых в формировании атомистических взглядов.

Опыты, сообщения


15

Электронный микроскоп.

Что такое нано – технологии.

Доклады,

презентации


16

История создания тепловых двигателей.

Доклады,

презентации


17

Принцип действия и использование тепловых двигателей. КПД.

Доклады,

презентации


18

Конференция «Экологические проблемы, возникающие при использовании тепловых двигателей».

Доклады, тезисы


19

Роль военной техники в Победе в ВОВ.

Презентации


20

Практическое значение законов Ома.

Презентации, опыты


21

Практическая работа «Опытное подтверждение закона Ома для участка цепи»

Отчет о работе


22

Решение задач технического содержания.

Новые задачи


23

Практическое значение закона Джоуля – Ленца. Техника безопасности при работе с электроприборами.

Опыты, сообщения


24

Роль российских ученых в развитии электротехники.

Доклады,

презентации


25

Решение задач технического содержания.

Новые задачи


25

Практическая работа «Опытное подтверждение закона Джоуля – Ленца»

Отчет о работе


27

Практическое применение сверхпроводимости.

Доклады,

презентации


28

Практическое применение полупроводниковых приборов.

Доклады,

презентации, опыты


29

Применение электролиза.

Презентации


30

Опытная проверка закона электролиза.

Опыт, отчет


31

Типы самостоятельного газового разряда и их практическое применение.

Доклады,

презентации, опыты


32

Практическое применение вакуумных приборов.

Доклады,

презентации, опыты


33

Физика и научно-технический прогресс.

Тезисы, сообщения


34

Научно-технический прогресс и экологические проблемы

Доклады,

презентации


35

Заключительное занятие. Роль ученых в развитии науки и техники. Проблемы человечества, связанные с НТП.

Тезисы.












Литература для учащихся:


  1. Мусский С.А. Сто великих чудес техники - М.; Вече, 2006

  2. Самин Д.К. Сто великих ученых - М.; Педагогика, 2006

  3. Сто великих нобелевских лауреатов - М.; Вече, 2003

  4. Энциклопедический словарь юного физика – М.; Педагогика, 2008




Литература для учителя:


  1. Дорфман Я.Г. Всемирная история физики с начала XIX до середины XX в.в. – М.; Наука, 1979

  2. Ильин В.А. История физики-М.; ACADEMIA, 2006

  3. Храмов Ю.Ф. Физики. Биографический справочник –М.; Наука,1983

  4. Мощанский В.Н., Савелова Е.В. История физики в средней школе - М.; Просвещение, 1981



Сайты интернета:


  1. http://solidstate.karelia.ru/~KOF/OLD/technik/vubor/malinprogr_a.html

  2. http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/080/450.htm

  3. http://www.fizfaka.net/phys-departament/notice/58-confa/318-confa-novosibirsk.html

  4. http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/112708



















Темы рефератов, докладов, презентаций

10 класс

  1. Хронология развития науки и техники.

  2. Что такое научно-технический прогресс.

  3. Место Среднего Урала в промышленном комплексе страны.

  4. Важнейшие направления развития техники в современном мире.

  5. Основные законы динамики и их практические применения.

  6. Роль законов динамики в освоении космоса.

  7. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

  8. Заслуги К.Э.Циолковского в создании теории космических полетов.

  9. Закон сохранения энергии и его опытные обоснования.

  10. Закон Бернулли и его практические применения.

  11. Аэродинамика. Подъемная сила крыла.

  12. Н.Е. Жуковский - отец русской авиации.

  13. Развитие авиации на Урале.

  14. Роль древних ученых в формировании атомистических взглядов.

  15. Основные положения МКТ. Для чего надо знать строение вещества.

  16. Электронный микроскоп.

  17. Что такое нано – технологии. Роль уральских ученых в развитии нано-технологий.

  18. История создания тепловых двигателей.

  19. Принцип действия и использование тепловых двигателей.

  20. Экологические проблемы, возникающие при использовании тепловых двигателей. Экологические проблемы, существующие в Уральском регионе.

  21. Роль военной техники в Победе в ВОВ.

  22. Практическое значение законов Ома.

  23. Практическое значение закона Джоуля – Ленца. Техника безопасности при работе с электроприборами.

  24. Роль российских ученых в развитии электротехники.

  25. Энергосберегающая политика в нашем регионе.

  26. Сверхпроводимость.

  27. Практическое применение полупроводниковых приборов.

  28. Применение электролиза. Получение чистых металлов на предприятиях Урала.

  29. Типы самостоятельного газового разряда и их практическое применение.

  30. Практическое применение вакуумных приборов.

  31. Роль уральских ученых в развитии научно-технического потенциала страны.

  32. Особенности влияния промышленного развития Свердловской области на экологию Среднего Урала.




Программа элективного курса «Физика и научно – технический прогресс» для 10 класса
  • Физика
Описание:

Программа элективного курса «Физика и научно – технический прогресс» рассчитана на 35 часов и предназначена для 10-х классов, в которых для изучения физики выделяется 2 часа в неделю.

   Составитель – учитель физики МОУ гимназии№144 Быдзина Ольга Витальевна, высшая квалификационная категория.

  Цели и задачи данного курса:

1.     Углублять знания по предмету;

1.      Формировать понимание значимости Уральского региона в развитии страны;

3.     Показать на различных примерах, что развитие техники происходит  на основе широкого использования научных знаний, так же влияние технических достижений на развитие науки;

4.      Развивать познавательный интерес учащихся, интеллектуальные творческие способности;

5.     Показать роль ученых в развитии науки и техники;

6.     Расширять знания учащихся о технических профессиях (в том числе необходимых для развития Уральского региона);

 

7.     Развивать у учащихся навыки  подготовки рефератов, презентаций о научных и технических достижениях.

Автор Быдзина Ольга Витальевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 816
Номер материала 23915
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓