Главная / Технология / Программа элективного курса для 9 класса "Основы создания крестьянского хозяйства на селе"

Программа элективного курса для 9 класса "Основы создания крестьянского хозяйства на селе"


Республика Татарстан

Балтасинский муниципальный район

МБОУ «Карадуванская средняя общеобразовательная школа»




Конкурс учебно-методических разработок по профориентации «Уроки жизни»







Программа элективного курса

по профориентации для учащихся 9 класса на тему




«Основы создания и развития фермерского хозяйства»






Автор: учитель технологии

МБОУ «Карадуванская СОШ»

Фаткырахманов Р.А.














Карадуван , 2014









Содержание


Пояснительная записка__________________________________ стр.3


Учебно-тематическое планирование курса_________________ стр.4


Программа курса_______________________________________ стр.5


Литература____________________________________________ стр.8

Приложения

Занятие 1___________________________________________ стр.9

Занятие 2___________________________________________ стр.10

Занятие 3___________________________________________ стр.17

Занятие 4___________________________________________ стр.21

Занятие 5___________________________________________ стр.23

Занятие 6___________________________________________ стр.28

Занятие 7,9,10_______________________________________ стр.30

Занятие 8___________________________________________ стр.70

Занятие 11__________________________________________ стр.75

Занятие 12-16__________________________________________ стр.76

Занятие 17__________________________________________ стр.79






























Пояснительная записка

Настоящая программа разработана для обеспечения предпрофильной подготовки девятиклассников по направлению технологического профиля.

К важным отличительным особенностям фермерского хозяйственного уклада в России следует отнести, прежде всего: принадлежность к малому сельскому предпринимательству; высокую социально-экономическую мотивацию фермеров к труду на земле; полную экономическую и юридическую ответственность за результаты своей деятельности;
самостоятельность в обеспечении производственными ресурсами; ограниченное использование наемной рабочей силы.

Несмотря на недостаточную государственную поддержку, слабую социальную защищенность фермеров, в целом фермерство нашло свою социально-экономическую нишу в многоукладном аграрном производстве.

Развитие крестьянских хозяйств - сложный исторический процесс и пока этот процесс происходит неравномерно и противоречиво: сказывается психологическая, нравственная, материально-техническая и правовая неподготовленность общества к многоукладной экономике на селе, а также низкий производственной, сбытовой и социальной инфраструктуры и системы хранения.

Исходя из вышесказанного, возникла необходимость подготовки учащихся сельских районов Республики в выборе профессии, связанной с сельским хозяйством, так как наша республика является аграрной и необходимо стимулировать население для работы в сельском хозяйстве

Цель курса: способствовать повышению компетентности учащихся в вопросе создания крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, способствовать формированию интереса к профессиям связанным с сельским хозяйством, формирование интереса к направлению технологического профиля путем ознакомления с особенностями работы КФХ (крестьянско-фермерского хозяйства), ЛПХ (личного подсобного хозяйства).

Задачи курса:

  • предоставить учащимся возможность реализовать свой интерес к технологическому направлению;

  • уточнить готовность и способность учащихся осваивать выбранное направление на повышенном уровне;

  • способствовать проявлению интереса к профессиям сельскохозяйственного направления.

Данный элективный курс предусматривает межпредметные связи. В процессе обучения учащиеся проходят тематику следующих предметов: математика, право, экономика, история, биология, химия, обществознание.

Перечень формируемых знаний и умений

Учащиеся должны знать: социальную и личностную значимость правильного профессионального самоопределения; понятие о профессиях АПК (агропромышленного комплекса) Балтасинского района, специальностях, должностях; в каких учебных заведениях можно получить необходимую профессию, правовые аспекты фермерских и личных подсобных хозяйств; систему ценообразования сельскохозяйственной продукции.

К концу элективного курса учащиеся выполняют творческий проект «Мои жизненные планы».

Требования к выполнению и оформлению творческого проекта.

Тематика проектов: технология производства и выращивания с/х культур, технология производства рассады, орудия труда и машины в с\х, и т.д.

Учащиеся должны иметь представление; о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах организации труда в сельском хозяйстве; о сущности хозяйственного механизма в рыночных условиях; о предпринимательстве.

Учащиеся должны уметь: анализировать профессиональную деятельность по основным признакам; соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; анализировать профессиограммы и психограммы; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования и возможностях трудоустройства сельском хозяйстве; выполнять и защищать творческий проект «Мои жизненные планы»;



Учебно-тематическое планирование курса


занятия

Тема занятия

Формы

Минимум

Материалы и оборудование

1

Историческая самобытность крестьянских (фермерских) хозяйств России.

Беседа, решение проблемной ситуации.

Понятие "крестьянский двор", организация и работа крестьянских хозяйств в различные периоды времени.

Презентация «Крестьянство в России»,

ФЗ №74–ФЗ от 11.06.2003 г. "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" Постановление КМ РТ от 6 сентября 2002 г. N 536 "О развитии фермерских хозяйств и крестьянских подворий" (с изменениями и дополнениями)

2

Занятость населения в Балтасинском районе. Ситуация на рынке труда по массовым для района профессиям.

Диспут

Численность населения, трудоспособного населения, занятость в различных отраслях. Предложения работодателей

Данные статистики по Балтасинскому району, данные переписи населения.

Презентация «Агропромышленные предприятия Балтасинского района»

3

Интересы и выбор профессии


Беседа, Тестирование, диагностика

Выявление 2-3 видов деятельности, которые интересны каждому конкретному учащемуся

Методика “Карта интересов”

4

Способности и профессиональная направленность

Комбинированный

Выявление типа профессии наиболее подходящего учащемуся

Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А.Климова.

5

Профессиональный тип личности

Беседа, тестирование, диагностика

Определение социальной направленности личности

Тест Д. Голланда по определению типа личности

6

Профессиональные учебные заведения сельскохозяйственного направления

Беседа

Сельскохозяйственные профессии, которые можно получить в учебных заведениях.

Профессиональные учебные заведения республики сельскохозяйственного направления

7

Создание, регистрация крестьянских фермерских хозяйств

Беседа

Правовые основы крестьянского фермерского хозяйства

Федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ

"О крестьянском (фермерском) хозяйстве"

8

Государственная поддержка КФХ, ЛПХ

Комбинированный

Виды государственной поддержка производства сельскохозяйственной продукции

Государственная программа «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в АПК на 2009-2011 годы»

9

Землепользование крестьянских (фермерских) хозяйств. Имущественные основы крестьянских (фермерских) хозяйств.

Беседа

Правовые и имущественные аспекты землепользования КФХ, ЛПХ

Федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ

"О крестьянском (фермерском) хозяйстве"

Главы 3,4

10

Трудовые ресурсы крестьянских (фермерских) хозяйств.

Беседа, практическая работа «Привлечение трудовых ресурсов в ЛПХ, КФХ»

Формирование, подготовка и распре-деление трудовых ресурсов. Оплата труда по его количеству, качеству, производительность труда.

Федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ

"О крестьянском (фермерском) хозяйстве"

Глава 5


11

Система цен и ценообразование на сельскохозяйственную продукцию. Себестоимость с\х продукции.

Беседа. Практическая работа «Себестоимость производства картофеля в личном подсобном хозяйстве»


Процессы ценообразования, спрос, затраты.

Формулы ценообразования продукции

12-16

Проект. «Мои жизненные планы».

Закрепление знаний

Тематика проектов: технология производства и выращивания с/х культур, технология производства рассады, орудия труда и машины в с\х, и т.д.

Структура проекта

17

Защита проекта

Занятие проверки знаний



ИТОГО – 17 часов.


Программа курса


Занятие 1

Историческая самобытность крестьянских (фермерских) хозяйств России.

Цель: Дать учащимся представление о становлении фермерских и личных подсобных хозяйств РФ. Ознакомить со статьей 1 ФЗ №74–ФЗ от 11.06.2003 г. "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".

Рассматриваемые вопросы: Крестьянский двор, фермерское хозяйство, личное подсобное хозяйство, крестьянское (фермерское) хозяйство как субъект аграрных, гражданских, земельных, финансовых правоотношений и самостоятельная организационно–правовая форма аграрного предпринимательства, товарное семейное хозяйство.


Занятие 2

Занятость населения в Балтасинском районе

Ситуация на рынке труда по массовым для района профессиям.

Цель: Ознакомить учащихся с занятостью населения Балтасинского района, ознакомить с сельхозтоваропроизводителями,

Рассматриваемые вопросы: численность населения Балтасинского района, трудоспособного населения, занятость в различных отраслях. Предложения работодателей. Сельхозтоваропроизводители района. Халяльный агропромышленный парк «Балтач», Организация ООО "Азык"


Занятие 3

Интересы и выбор профессии

Цель: Выявить 2-3 вида деятельности, которые интересны каждому конкретному учащемуся, на основе результатов дать конкретные рекомендации по выбору профессии сельскохозяйственного направления.

Рассматриваемые вопросы: Диагностика и самодиагностика способностей, склонностей и качеств личности. Методика “Карта интересов”. Вопросы использования методики.


Занятие 4

Способности и профессиональная направленность

Цель: Выявление типа профессии наиболее подходящего учащемуся и предоставление учащимся индивидуальной консультации по подходящему типу профессии.

Рассматриваемые вопросы: Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А.Климова. Типы профессий:

I. «Человек-природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством.

II. «Человек-техника» – все технические профессии.

III. «Человек-человек» – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением.

IV. «Человек-знак» – все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности.

V. «Человек - художественный образ» – все творческие специальности.

Занятие 5

Профессиональный тип личности

Цель: Определение социальной направленности личности учащегося и расшифровка.

Рассматриваемые вопросы: Тест Д. Голланда по определению типа личности. Типы личности: реалистический тип; интеллектуальный тип; социальный тип; конвенциальный тип; предприимчивый тип; артистический тип. Особенности типов личности:

- определенные черты характера;
- способности к определенным видам деятельности;
- предпочтения определенного рода занятий;
- содержание увлечений;
- профессиональные возможности.


Занятие 6

Профессиональные учебные заведения сельскохозяйственного направления

Цель: Изучение сельскохозяйственных профессий, которые можно получить в учебных заведениях Республики Татарстан.

Рассматриваемые вопросы: Профессиональные учебные заведения республики Татарстан сельскохозяйственного направления. Высшее профессиональное образование. Среднее профессиональное образование. Начальное профессиональное образование


Занятие 7

Создание, регистрация крестьянских фермерских хозяйств

Цель: Изучить правовые основы крестьянского фермерского хозяйства, показать, каким образом хозяйство регистрируется, налогообложение КФХ

Рассматриваемые вопросы: Федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ

"О крестьянском (фермерском) хозяйстве" с комментариями. Создание фермерского хозяйства. Право на создание фермерского хозяйства. Соглашение о создании фермерского хозяйства. Государственная регистрация фермерского хозяйства


Занятие 8

Государственная поддержка КФХ, ЛПХ

Цель: Изучить виды государственной поддержка производства сельскохозяйственной продукции, ознакомить с программой развития сельского хозяйства

Рассматриваемые вопросы: Государственная программа «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в АПК на 2009-2011 годы». Направления государственной поддержки:

1) обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
2) развитие системы страхования рисков в сельском хозяйстве;
3) развитие племенного животноводства;
4) развитие элитного семеноводства;
5) обеспечение производства продукции животноводства;
6) обеспечение закладки многолетних насаждений и уход за ними;
7) обеспечение обновления основных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей;
8) обеспечение мероприятий по повышению плодородия почв;
9) обеспечение устойчивого развития сельских территорий, в том числе строительство и содержание в надлежащем порядке связывающих населенные пункты автомобильных дорог;
10) предоставление консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, подготовка и переподготовка специалистов для сельского хозяйства;
11) информационное обеспечение при реализации государственной аграрной политики.


Занятие 9

Землепользование крестьянских (фермерских) хозяйств. Имущественные основы крестьянских (фермерских) хозяйств.

Цель: Изучение в ходе беседы правовых и имущественных аспектов землепользования КФХ, ЛПХ

Рассматриваемые вопросы: Федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ

"О крестьянском (фермерском) хозяйстве" Главы 3,4. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности. Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности. Выдел земельного участка в счет земельной доли, возникшей в результате приватизации сельскохозяйственных угодий Имущество фермерского хозяйства. Состав имущества фермерского хозяйства. Владение и пользование имуществом фермерского хозяйства. Распоряжение имуществом фермерского хозяйства. Раздел имущества фермерского хозяйства. Наследование имущества фермерского хозяйства


Занятие 10

Трудовые ресурсы крестьянских (фермерских) хозяйств.

Цель: Рассмотреть формирование, подготовку и распределение трудовых ресурсов в сельском хозяйстве, оплату труда по его количеству, качеству, производительность труда.

Рассматриваемые вопросы: Федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ

"О крестьянском (фермерском) хозяйстве" Глава 5. Члены фермерского хозяйства. Прием новых членов в фермерское хозяйство и прекращение членства в фермерском хозяйстве. Права и обязанности членов фермерского хозяйства. Глава фермерского хозяйства. Полномочия главы. Смена главы фермерского хозяйства. Оплата труда. Минимальная оплата труда. Задачи привлечения трудовых ресурсов в ЛПХ, КФХ


Занятие 11

Система цен и ценообразование на сельскохозяйственную продукцию. Себестоимость с\х продукции.

Цель: Изучить вопросы системы цен и ценообразования на сельскохозяйственную продукцию, себестоимости сельскохозяйственной продукции.

Рассматриваемые вопросы: Процессы ценообразования, спрос, затраты. Создание государством экономических и институциональных условий для повышения производительности и устойчивого развития КФХ и других МФХ. Планирование, учет и анализ себестоимости. Структура себестоимости продукции


Занятие 12-16

Проект. «Мои жизненные планы».

Цель: Ознакомить с основными этапами исследовательской работы, обозначить требования и правила оформления текстов исследовательских работ.

Рассматриваемые вопросы: Этапы исследовательской работы. Требования и правила оформления текстов исследовательских работ. Литературный обзор. Результаты исследования. Графическая форма представления данных. Выводы исследовательской работы.


Занятие 17

Защита проекта

Цель: Защита подготовленных исследовательских работ.

Рассматриваемые вопросы: Доклад как закономерный итог выполнения исследовательской работы. Результаты работы представляются публично.






Литература для учителя

Федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»

Бендюков М.А., Соломин И.Л. Ступени карьеры: азбука профориентации. - Спб.: Речь, 2006.

Козлов М. Фермерство в России: проблемы становления и социально-экономического развития // Вопросы экономики. – 1993. – №10.

Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники. М.:Вако, 2005

Савченко М.Ю., Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. М.:Вако, 2006

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения (5-е изд., стер.) учеб. пособие Академия,2007

Литература для учащихся



Пряжников Н.С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся (1-е изд.) учебник , Академия,2013



















Программа элективного курса для 9 класса "Основы создания крестьянского хозяйства на селе"
  • Технология
Описание:

Настоящая программа разработана для обеспечения предпрофильной подготовки девятиклассников по направлению технологического профиля.

К важным отличительным особенностям фермерского хозяйственного уклада в России следует отнести, прежде всего: принадлежность к малому сельскому предпринимательству; высокую социально-экономическую мотивацию фермеров к труду на земле; полную экономическую и юридическую ответственность за результаты своей деятельности;
самостоятельность в обеспечении производственными ресурсами; ограниченное использование наемной рабочей силы.

Несмотря на недостаточную государственную поддержку, слабую социальную защищенность фермеров, в целом фермерство нашло свою социально-экономическую нишу в многоукладном аграрном производстве.

Автор Фаткырахманов Рязап Адгамович
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 596
Номер материала 46908
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓