Инфоурок Информатика Другие методич. материалыПрограмма элективного курса "Решение типовых задач" 9 класс

Программа элективного курса "Решение типовых задач" 9 класс

Скачать материал

Программа элективного курса "Решение типовых задач по информатике основной школы"

Пояснительная записка

Курс «Решение типовых задач по информатике основной школы» предназначен для учащихся 9-х классов. Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, становятся все более интеллектоемкими. Информационные технологии, предъявляют высокие требования к интеллекту работников, занимают лидирующее положение на международном рынке труда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу и синтезу.

Содержание курса рассчитано на изучение в течение 35 часов и включает в себя шесть разделов: «Кодирование информации», «Информация и информационные процессы», «Представление чисел в компьютере. Основы компьютерной арифметики», «Информационная технология решения задач», «Основы алгоритмизации и программирования», «Моделирование».

Содержание курса

Раздел 1. Кодирование информации (4 часа).

Цели изучения раздела:

  • познакомить учащихся с методами дискретизации и оцифровки;
  • добиться понимания учащимися того, что выбор метода двоичного кодирования зависит от тех операций, которые будут производиться над данными (поэтому, например, символы можно кодировать произвольным образом, а числа – только на основе позиционного принципа систем счисления);
  • раскрыть содержание понятия «формат файла»; познакомить учащихся с методами определения объемов файлов, содержащих информацию разного вида.

Типы задач:

  • Анализ факторов, влияющих на выбор метода кодирования.
  • Использование разных языков для кодирования информации.
  • Кодирование и декодирование сообщений с использованием кодов постоянной и переменной длины. Вычисление минимальной длины кода.

Цели и задачи:

  • продемонстрировать учащимся, что каждый язык имеет свое назначение;
  • отработать понятия «код», «длина кода», «код переменной длины», «код постоянной длины», «количество знаков в алфавите»;
  • отработать формулу определения длины кода;
  • отработать формулу определения количества разных элементов, закодированных кодом постоянной длины в заданном алфавите.
  • добиться понимания учащимися того, что выбор способа кодирования данных зависит от операций, которые над ними будут производиться.

Раздел 2. Информация и информационные процессы (8 часов).

Цели изучения раздела:

  • измерять информацию, определять информационную емкость носителей информации, выражать информационный объем в различных единицах измерениях;
  • кодировать и декодировать информационные сообщения; определять правила обработки информации;
  • выделять объекты, участвующие в процессе передачи информации;
  • составлять алгоритмы поиска информации.

Типы задач:

  • Измерение информации в соответствии с техническим и вероятностным подходами.
  • Использование формул Хартли и Шеннона для вычисления количества информации.
  • Установление соотношений между информационным объемом сообщения и местом, которое оно занимает на компьютерных носителях информации.
  • Знакомство с основными компонентами процесса обработки информации и его принципами.
  • Определение правил обработки информации по состояниям входов и выходов системы.
  • Определение изменяющихся (преобразующихся) в процессе обработки параметров информационных объектов.

Цели и задачи:

  • продемонстрировать учащимся взаимосвязь подходов к определению понятия «информация» и ее измерению;
  • сформировать у учащихся навыки измерения информации в соответствии с техническим подходом;
  • отработать измерение информации на основе вероятностного подхода (формула Хартли, формула Шеннона)
  • учащиеся должны уметь различать понятия «информационный объем сообщения», «объем соответствующего файла».
  • проработать с учащимися схему обработки информации;
  • дать понятие «принцип «черного ящика»»;
  • повторить с учащимися основные аспекты информации – семантический, синтаксический, прагматический;
  • родемонстрировать учащимся, что компьютер преобразует в основном форму представления информации (синтаксический аспект), автоматизированное изменение содержания может осуществляться с помощью систем искусственного интеллекта.

3.Тема «Представление чисел в компьютере. Основы компьютерной арифметики» (4 часа)

Типы задач:

  • Определение основания, базиса, алфавита системы счисления.
  • Перевод чисел в десятичную систему счисления на основе формулы позиционного представления.
  • Перевод целых чисел и правильных дробей из десятичной системы счисления в иные системы по заданным алгоритмам.
  • Перевод целых чисел и правильных дробей из разных систем счисления в десятичную систему по заданным алгоритмам.
  • Перевод чисел в кратных системах счисления по заданным алгоритмам.
  • Арифметические действия над целыми числами в разных системах счисления.
  • Арифметические вычисления в смешанных системах счисления.
  • Представление целых и вещественных чисел по правилам хранения их в памяти компьютера.
  • Выполнение операций над числами в нормализованном виде.
  • Использование прямого, обратного, дополнительного кодов.

Цели и задачи:

  • добиться понимания учащимися понятий «основание системы счисления», «базис системы счисления», «разряд числа», «вес разряда»;
  • раскрыть перед учащимися второй аспект понятия «основание системы счисления»;
  • научить учащихся использовать формулу позиционного представления для перевода вещественных чисел из системы счисления с любым основанием в десятичную;
  • продемонстрировать учащимся возможности программы Калькулятор (вид Инженерный или Научный) по работе в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
  • научить учащихся выполнять арифметические операции в различных системах счисления;
  • познакомить учащихся с представлением целых чисел в памяти компьютера;
  • познакомить учащихся с представлением чисел в форме с плавающей запятой;
  • продемонстрировать учащимся, что одно и то же содержимое ячеек памяти может быть декодировано по-разному;
  • познакомить учащихся с правилами сложения с плавающей запятой;
  • познакомить учащихся с алгоритмом нахождения прямого, обратного и дополнительного кодов числа.

Раздел 4 Информационная технология решения задач  (7 часов).

Типы задач:

  • Анализ архитектуры компьютера.
  • Анализ схем взаимодействия устройств компьютера.
  •  Анализ принципов работы и пользовательских характеристик устройств хранения и носителей информации
  •  Нахождение сходства и различий в работе с информацией человека и компьютера.
  • Выделение объектов, участвующих в процессе передачи информации, и определение их характеристик.
  • Определение пропускной способности канала связи. Анализ принципов работы и пользовательских характеристик устройств передачи информации
  • Анализ принципов работы и пользовательских характеристик процессоров.

Цели и задачи:

  • учащиеся должны усвоить понятия «архитектура компьютера», «взаимодействие устройств»;
  • дать понятие «магистрально-модульный принцип архитектуры компьютера»;
  • разобрать схему архитектуры ПК, основанной на магистрально-модульном принципе.
  • учащиеся должны выявить соотношение, существующее между объемами памяти различных носителей информации;
  • учащиеся должны приобрести опыт сопоставления разных параметров работы устройств
  • учащиеся должны научиться оценивать характеристики компьютерных каналов связи;
  • проработать с учащимися схему процесса передачи информации;
  • дать понятие «пропускная способность канала связи».
  • Анализ классификации программного обеспечения.
  • Определение характеристик операционной системы, под руководством которой работает ПК.
  • Анализ основных принципов функционирования операционной системы.
  • Знакомство со способами организации файловой системы компьютера.
  • Поиск файлов, задание шаблонов поиска.
  • Выполнение типовых и нетиповых операций над файлами и каталогами
  • научить учащихся ориентироваться в пользовательских характеристиках ПК;
  • дать формулу определения пропускной способности для оценки возможностей компьютера;
  • дать единицу измерения «бод»;
  • научить оценивать время работы при передаче информации с помощью модемов. учащиеся должны изучить основные характеристики процессора;
  • добиться понимания учащимися того, что эффективность работы компьютера зависит не только от параметров устройств компьютера, но и от архитектуры компьютера, а также принципов лежащих в основе функционирования устройств;
  • учащиеся должны приобрести опыт интерпретации сообщений, сформировать умение ориентироваться в технических характеристиках современных компьютеров и способах их описания.

 Раздел 5. Основы алгоритмизации и программирования (6 часов)

Типы задач:

·                    Составление и решение линейных алгоритмов

·                    Определение наибольшего или наименьшего

·                    Упорядочивать числа

·                    Составлять и решать циклические алгоритмы

·                    Работать с массивами данных

Цели и задачи:

·                    Этапы решения задач на ЭВМ

·                    Работа с файлами

·                    Базовые формулы и задачи

·                    Типовые алгоритмы обработки массивов

·                   .Методы решения практических задач

·                    Разработка правильной стратегии.

Раздел 6 . Моделирование (5 часов)

Типы задач:

·         приводить примеры натурных и информационных моделей;

·         проводить в несложных случаях системный анализ объекта (фор­мализацию) с целью построения его информационной модели;

·         ставить вопросы к моделям и формулировать задачи;

·         проводить вычислительный эксперимент над простейшей математической моделью;

·         ориентироваться в таблично-организованной информации;

·         описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев;

·         различать декларативные и процедурные знания, факты и правила.

·         ориентироваться в информационных моделях на языке гра­фов;

·         описать несложную иерархическую систему в виде дерева;

·         построить базу знаний на Прологе для простой предметной области (типа родственных связей);

Цели и задачи:

·          знать ,что такое модель; в чем разница между натурной и информа­ционной моделью;

·         какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические);

·         что такое реляционная модель данных; основные элементы реляционной модели: запись, поле, ключ записи;

·         какие проблемы решает раздел информатики «Искусствен­ный интеллект»;

·         что такое система, системный анализ, системный подход;

·         что такое граф, элементы графа;

·         что такое иерархическая система и дерево;

 

 

 

 

 

 

. Тематическое планирование

Тема урока

Материал урока

Дата проведения

.1.Кодирование  информации ( 4 часа)

1

Кодирование

Сборник типовых задач

с. 125-128

 

2

Длина кода

с. 128-129

 

3

Кодирование изображение. Растровый способ кодирования

с. 130-131

 

4

Кодирование изображение. Векторный способ кодирования

с. 132-133

 

2.Информация и информационные процессы      ( 8 часов)

5

Информационная деятельность людей

с. 7-9

 

6

Информационные объекты различных видов

с. 10-15

 

7

Общая характеристика информационных процессов

с. 15-18

 

8

Получение информации

с. 18-19

 

9

Хранение  информации

с. 19-21

 

10

Хранение информации в компьютере. Файловая система

с. 21-24

 

11

Единицы хранения информации в компьютере. Количество информации (технический подход)

с. 24-25

 

12

Передача информации

с. 25-27

 

3. Представление чисел в компьютере  (4 часа)

13

Позиционные и непозиционные системы счисления

с. 134-136

 

14

Арифметика позиционных систем счисления

с. 136-138

 

15

Представление целых и вещественных чисел в памяти компьютера

с. 138-139

 

16

Основы алгебры логики

с. 141-142

 

4. Информационная технология решения задач (7 часов)

17

Решение задач с помощью компьютера : общие положения

с. 30-31

 

18

Характеристики компьютеров Аппаратное обеспечение компьютера

с. 32-37

 

19

Программное обеспечение  компьютера. Системное и сервисное ПО

с. 37-40

 

20

Пользовательский интерфейс

с. 41-47

 

21

Информационные технологии : общая характеристика

с. 47-51

 

22

Сетевые технологии

с. 89-94

 

23

 Сетевые технологии

с. 89-94

 

5. Основы алгоритмизации и программирования (6 часов)

24

Алгоритмизация

с. 106-110

 

25

Введение в программирование

с. 111

 

26

Линейные алгоритмы. Знакомство с типами переменных и встроенными функциями

с. 111- 112

 

27

Ветвление

с. 112- 113

 

28

Цикл

с. 116- 120

 

29

Массивы

с. 120- 122

 

6.. Моделирование (5 часов)

30

 Моделирование .Информационные модели

с. 95- 98

 

31

Табличные модели

с. 98- 101

 

32

Схемы как модели  представления данных

с. 102- 104

 

33

Иерархические модели

с. 104- 106

 

34

 Моделирование и алгоритмизация игр

с. 123- 124

 

35

Резерв времени

 

 

 

 

 

 

 

 

 Основная литература:

1.      А.А.Кузнецов, С.А. Бешенков, Е.А Ракитина, Сборник типовых задач 8-9 класс, Москва, Просвещение, 2006

Дополнительная литература

1. И. Семакин, Е. Хеннер, задачник- практикум в 2-х частях, Москва, Лаборатория базовых Знаний, 2000

2. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА

3. Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». №4–2003. – М.: Образование и Информатика, 2003.

4. Сафронов И.К. Задачник-практикум по информатике. – СПб.: БХВ – Петербург, 2002.

5. Семакин И.Г. Информатика. / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер – М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2002.

6. ЦОР презентации к занятиям.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Программа элективного курса "Решение типовых задач" 9 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Карьерный консультант

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Я составила проограмму и тематическое планирование, которое   расчитано на 1 час в неделю(34 часа) и является повторением для учащихся тем за курс 8-9 класса. Каждое  занятие сопровождается  презентацией, сосоящий из 2х частей.: 1я часть теоария (повторение), вторая часть -  задачи на тему, которая рассматривается  на  занятии.  Я  некоторые  занятия  на элективе провожу в форме игры.  Класс разбивается на группы и вонце занятия подсчитываю баллы за ответы.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 979 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Скачать материал

Другие материалы

Тесты по информатики для 5 класса на тему "Вычислительных систем"Правила безопасности"
  • Учебник: «Информатика (изд. "БИНОМ. Лаборатория знаний")», Угринович Н.Д.
  • Тема: Практическая работа 2.3. Форматирование символов и абзацев
  • 24.09.2020
  • 1086
  • 5
«Информатика (изд.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 347
    • DOCX 130.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кузьмина Ирина Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кузьмина Ирина Викторовна
    Кузьмина Ирина Викторовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3343
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 130 человек из 45 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Математика и информатика: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель математики и информатики

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4150 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 41 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 53 человека

Курс повышения квалификации

Теоретические и методологические основы преподавания информатики с учётом требований ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 154 человека из 49 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 717 человек

Курс профессиональной переподготовки

Информационные технологии в профессиональной деятельности: теория и методика преподавания в образовательной организации

Преподаватель информационных технологий

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 191 человек из 54 регионов
  • Этот курс уже прошли 971 человек

Мини-курс

Сенсорная интеграция: типовые и инновационные методы

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 74 человека из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 45 человек

Мини-курс

Финансовые ключи экспертного успеха

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Педагогические аспекты работы с баснями Эзопа

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе