Главная / Информатика / Программа элективного курса "Решение типовых задач" 9 класс

Программа элективного курса "Решение типовых задач" 9 класс

Программа элективного курса "Решение типовых задач по информатике основной школы"

Пояснительная записка

Курс «Решение типовых задач по информатике основной школы» предназначен для учащихся 9-х классов. Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, становятся все более интеллектоемкими. Информационные технологии, предъявляют высокие требования к интеллекту работников, занимают лидирующее положение на международном рынке труда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу и синтезу.

Содержание курса рассчитано на изучение в течение 35 часов и включает в себя шесть разделов: «Кодирование информации», «Информация и информационные процессы», «Представление чисел в компьютере. Основы компьютерной арифметики», «Информационная технология решения задач», «Основы алгоритмизации и программирования», «Моделирование».

Содержание курса

Раздел 1. Кодирование информации (4 часа).

Цели изучения раздела:

  • познакомить учащихся с методами дискретизации и оцифровки;

  • добиться понимания учащимися того, что выбор метода двоичного кодирования зависит от тех операций, которые будут производиться над данными (поэтому, например, символы можно кодировать произвольным образом, а числа – только на основе позиционного принципа систем счисления);

  • раскрыть содержание понятия «формат файла»; познакомить учащихся с методами определения объемов файлов, содержащих информацию разного вида.

Типы задач:

  • Анализ факторов, влияющих на выбор метода кодирования.

  • Использование разных языков для кодирования информации.

  • Кодирование и декодирование сообщений с использованием кодов постоянной и переменной длины. Вычисление минимальной длины кода.

Цели и задачи:

  • продемонстрировать учащимся, что каждый язык имеет свое назначение;

  • отработать понятия «код», «длина кода», «код переменной длины», «код постоянной длины», «количество знаков в алфавите»;

  • отработать формулу определения длины кода;

  • отработать формулу определения количества разных элементов, закодированных кодом постоянной длины в заданном алфавите.

  • добиться понимания учащимися того, что выбор способа кодирования данных зависит от операций, которые над ними будут производиться.

Раздел 2. Информация и информационные процессы (8 часов).

Цели изучения раздела:

  • измерять информацию, определять информационную емкость носителей информации, выражать информационный объем в различных единицах измерениях;

  • кодировать и декодировать информационные сообщения; определять правила обработки информации;

  • выделять объекты, участвующие в процессе передачи информации;

  • составлять алгоритмы поиска информации.

Типы задач:

  • Измерение информации в соответствии с техническим и вероятностным подходами.

  • Использование формул Хартли и Шеннона для вычисления количества информации.

  • Установление соотношений между информационным объемом сообщения и местом, которое оно занимает на компьютерных носителях информации.

  • Знакомство с основными компонентами процесса обработки информации и его принципами.

  • Определение правил обработки информации по состояниям входов и выходов системы.

  • Определение изменяющихся (преобразующихся) в процессе обработки параметров информационных объектов.

Цели и задачи:

  • продемонстрировать учащимся взаимосвязь подходов к определению понятия «информация» и ее измерению;

  • сформировать у учащихся навыки измерения информации в соответствии с техническим подходом;

  • отработать измерение информации на основе вероятностного подхода (формула Хартли, формула Шеннона)

  • учащиеся должны уметь различать понятия «информационный объем сообщения», «объем соответствующего файла».

  • проработать с учащимися схему обработки информации;

  • дать понятие «принцип «черного ящика»»;

  • повторить с учащимися основные аспекты информации – семантический, синтаксический, прагматический;

  • родемонстрировать учащимся, что компьютер преобразует в основном форму представления информации (синтаксический аспект), автоматизированное изменение содержания может осуществляться с помощью систем искусственного интеллекта.

3.Тема «Представление чисел в компьютере. Основы компьютерной арифметики» (4 часа)

Типы задач:

  • Определение основания, базиса, алфавита системы счисления.

  • Перевод чисел в десятичную систему счисления на основе формулы позиционного представления.

  • Перевод целых чисел и правильных дробей из десятичной системы счисления в иные системы по заданным алгоритмам.

  • Перевод целых чисел и правильных дробей из разных систем счисления в десятичную систему по заданным алгоритмам.

  • Перевод чисел в кратных системах счисления по заданным алгоритмам.

  • Арифметические действия над целыми числами в разных системах счисления.

  • Арифметические вычисления в смешанных системах счисления.

  • Представление целых и вещественных чисел по правилам хранения их в памяти компьютера.

  • Выполнение операций над числами в нормализованном виде.

  • Использование прямого, обратного, дополнительного кодов.

Цели и задачи:

  • добиться понимания учащимися понятий «основание системы счисления», «базис системы счисления», «разряд числа», «вес разряда»;

  • раскрыть перед учащимися второй аспект понятия «основание системы счисления»;

  • научить учащихся использовать формулу позиционного представления для перевода вещественных чисел из системы счисления с любым основанием в десятичную;

  • продемонстрировать учащимся возможности программы Калькулятор (вид Инженерный или Научный) по работе в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;

  • научить учащихся выполнять арифметические операции в различных системах счисления;

  • познакомить учащихся с представлением целых чисел в памяти компьютера;

  • познакомить учащихся с представлением чисел в форме с плавающей запятой;

  • продемонстрировать учащимся, что одно и то же содержимое ячеек памяти может быть декодировано по-разному;

  • познакомить учащихся с правилами сложения с плавающей запятой;

  • познакомить учащихся с алгоритмом нахождения прямого, обратного и дополнительного кодов числа.

Раздел 4 Информационная технология решения задач (7 часов).

Типы задач:

  • Анализ архитектуры компьютера.

  • Анализ схем взаимодействия устройств компьютера.

  • Анализ принципов работы и пользовательских характеристик устройств хранения и носителей информации

  • Нахождение сходства и различий в работе с информацией человека и компьютера.

  • Выделение объектов, участвующих в процессе передачи информации, и определение их характеристик.

  • Определение пропускной способности канала связи. Анализ принципов работы и пользовательских характеристик устройств передачи информации

  • Анализ принципов работы и пользовательских характеристик процессоров.

Цели и задачи:

  • учащиеся должны усвоить понятия «архитектура компьютера», «взаимодействие устройств»;

  • дать понятие «магистрально-модульный принцип архитектуры компьютера»;

  • разобрать схему архитектуры ПК, основанной на магистрально-модульном принципе.

  • учащиеся должны выявить соотношение, существующее между объемами памяти различных носителей информации;

  • учащиеся должны приобрести опыт сопоставления разных параметров работы устройств

  • учащиеся должны научиться оценивать характеристики компьютерных каналов связи;

  • проработать с учащимися схему процесса передачи информации;

  • дать понятие «пропускная способность канала связи».

  • Анализ классификации программного обеспечения.

  • Определение характеристик операционной системы, под руководством которой работает ПК.

  • Анализ основных принципов функционирования операционной системы.

  • Знакомство со способами организации файловой системы компьютера.

  • Поиск файлов, задание шаблонов поиска.

  • Выполнение типовых и нетиповых операций над файлами и каталогами

  • научить учащихся ориентироваться в пользовательских характеристиках ПК;

  • дать формулу определения пропускной способности для оценки возможностей компьютера;

  • дать единицу измерения «бод»;

  • научить оценивать время работы при передаче информации с помощью модемов. учащиеся должны изучить основные характеристики процессора;

  • добиться понимания учащимися того, что эффективность работы компьютера зависит не только от параметров устройств компьютера, но и от архитектуры компьютера, а также принципов лежащих в основе функционирования устройств;

  • учащиеся должны приобрести опыт интерпретации сообщений, сформировать умение ориентироваться в технических характеристиках современных компьютеров и способах их описания.

Раздел 5. Основы алгоритмизации и программирования (6 часов)

Типы задач:

  • Составление и решение линейных алгоритмов

  • Определение наибольшего или наименьшего

  • Упорядочивать числа

  • Составлять и решать циклические алгоритмы

  • Работать с массивами данных

Цели и задачи:

  • Этапы решения задач на ЭВМ

  • Работа с файлами

  • Базовые формулы и задачи

  • Типовые алгоритмы обработки массивов

  • .Методы решения практических задач

  • Разработка правильной стратегии.

Раздел 6 . Моделирование (5 часов)

Типы задач:

  • приводить примеры натурных и информационных моделей;

  • проводить в несложных случаях системный анализ объекта (фор­мализацию) с целью построения его информационной модели;

  • ставить вопросы к моделям и формулировать задачи;

  • проводить вычислительный эксперимент над простейшей математической моделью;

  • ориентироваться в таблично-организованной информации;

  • описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев;

  • различать декларативные и процедурные знания, факты и правила.

  • ориентироваться в информационных моделях на языке гра­фов;

  • описать несложную иерархическую систему в виде дерева;

  • построить базу знаний на Прологе для простой предметной области (типа родственных связей);

Цели и задачи:

  • знать ,что такое модель; в чем разница между натурной и информа­ционной моделью;

  • какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические);

  • что такое реляционная модель данных; основные элементы реляционной модели: запись, поле, ключ записи;

  • какие проблемы решает раздел информатики «Искусствен­ный интеллект»;

  • что такое система, системный анализ, системный подход;

  • что такое граф, элементы графа;

  • что такое иерархическая система и дерево;







. Тематическое планирование

Тема урока

Материал урока

Дата проведения

.1.Кодирование информации ( 4 часа)

1

Кодирование

Сборник типовых задач

с. 125-128


2

Длина кода

с. 128-129


3

Кодирование изображение. Растровый способ кодирования

с. 130-131


4

Кодирование изображение. Векторный способ кодирования

с. 132-133


2.Информация и информационные процессы ( 8 часов)

5

Информационная деятельность людей

с. 7-9


6

Информационные объекты различных видов

с. 10-15


7

Общая характеристика информационных процессов

с. 15-18


8

Получение информации

с. 18-19


9

Хранение информации

с. 19-21


10

Хранение информации в компьютере. Файловая система

с. 21-24


11

Единицы хранения информации в компьютере. Количество информации (технический подход)

с. 24-25


12

Передача информации

с. 25-27


3. Представление чисел в компьютере (4 часа)

13

Позиционные и непозиционные системы счисления

с. 134-136


14

Арифметика позиционных систем счисления

с. 136-138


15

Представление целых и вещественных чисел в памяти компьютера

с. 138-139


16

Основы алгебры логики

с. 141-142


4. Информационная технология решения задач (7 часов)

17

Решение задач с помощью компьютера : общие положения

с. 30-31


18

Характеристики компьютеров Аппаратное обеспечение компьютера

с. 32-37


19

Программное обеспечение компьютера. Системное и сервисное ПО

с. 37-40


20

Пользовательский интерфейс

с. 41-47


21

Информационные технологии : общая характеристика

с. 47-51


22

Сетевые технологии

с. 89-94


23

Сетевые технологии

с. 89-94


5. Основы алгоритмизации и программирования (6 часов)

24

Алгоритмизация

с. 106-110


25

Введение в программирование

с. 111


26

Линейные алгоритмы. Знакомство с типами переменных и встроенными функциями

с. 111- 112


27

Ветвление

с. 112- 113


28

Цикл

с. 116- 120


29

Массивы

с. 120- 122


6.. Моделирование (5 часов)

30

Моделирование .Информационные модели

с. 95- 98


31

Табличные модели

с. 98- 101


32

Схемы как модели представления данных

с. 102- 104


33

Иерархические модели

с. 104- 106


34

Моделирование и алгоритмизация игр

с. 123- 124


35

Резерв времени










Основная литература:

  1. А.А.Кузнецов, С.А. Бешенков, Е.А Ракитина, Сборник типовых задач 8-9 класс, Москва, Просвещение, 2006

Дополнительная литература

1. И. Семакин, Е. Хеннер, задачник- практикум в 2-х частях, Москва, Лаборатория базовых Знаний, 2000

2. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА

3. Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». №4–2003. – М.: Образование и Информатика, 2003.

4. Сафронов И.К. Задачник-практикум по информатике. – СПб.: БХВ – Петербург, 2002.

5. Семакин И.Г. Информатика. / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер – М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2002.

6. ЦОР презентации к занятиям.


Программа элективного курса "Решение типовых задач" 9 класс
  • Информатика
Описание:

Я составила проограмму и тематическое планирование, которое   расчитано на 1 час в неделю(34 часа) и является повторением для учащихся тем за курс 8-9 класса. Каждое  занятие сопровождается  презентацией, сосоящий из 2х частей.: 1я часть теоария (повторение), вторая часть -  задачи на тему, которая рассматривается  на  занятии.  Я  некоторые  занятия  на элективе провожу в форме игры.  Класс разбивается на группы и вонце занятия подсчитываю баллы за ответы.

 

Автор Кузьмина Ирина Викторовна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 405
Номер материала 22758
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓