Главная / Биология / Программа элективного курса « Решение теоретических, практических и проблемных задач в курсе общей биологии » 10 класс

Программа элективного курса « Решение теоретических, практических и проблемных задач в курсе общей биологии » 10 класс

МБОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 » г. Онега



Рассмотрено – Согласовано: Утверждаю:

на заседании МО - Зам. директора Директор МБОУ

учителей Естественно - по УВР МБОУ «Средняя общеобразовательная

математических наук «СОШ №2» г. Онега школа №2» г.Онега

Руководитель МО - Таразанова И. А. Алиева А.Е.

Полуэктова Т.М. /_______________/ /__________________/

/_______________/

«____» сентября 2014 г. «____» сентября 2014 г. «____» сентября2014 г.



Программа элективного курса

« Решение теоретических, практических и проблемных задач

в курсе общей биологии »

10 класс







Программа составлена

Абикуловой Валентиной Григорьевной

учителем биологии

( высшая категория )












г. Онега 2014г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Предлагаемый курс предназначен для учащихся 10 класса базового уровня обучения.

Программа рассчитана на 34 часа в год ( 1 час в неделю).

В программе отражен принцип отбора содержания, где наблюдается приоритетность абстрактного над конкретным, общих понятий над частными, взаимосвязь логического и исторического. В данной дисциплине определяющим является логическое (актуальное), восстановление связи времен, оживление исторической памяти, теория взаимосвязана с практикой.

Принципы построения программы основаны на дедуктивном подходе и отражают теоретический подход к познанию мира. При выведении понятий, изучаемых в данном курсе, учащиеся пользуются анализом и синтезом, изучением от абстрактного к конкретному, осознают способы своей познавательной деятельности, контролируют деятельность в решении частных практических задач. Основной путь движения мысли от общего к частному, от простого к сложному. Материала дается с учетом межпредметных связей и последовательного включения тем, опирающихся на знания учащихся в смежных дисциплинах.


Данная программа помогает учащимся от грамотности перейти на компетентностный уровень, т.е. от участия в деятельности к управлению деятельностью через рефлексию и исследование. Данный курс дополняет содержание изучаемого материала курса общей биологии на учебных занятиях. Ведущее место в содержании курса отводится более глубокому изучению основ биологической химии, молекулярно-генетического , клеточного уровней организации жизни.


Тип курса - межпредметный.

Целью курса - создание условий для более полного освоения биологическими знаниями учащимися. Развитие и совершенствование их творческого потенциала. Формирование самообразовательных, познавательных потребностей личности ученика.

Подготовка к сдаче ЕГЭ в 11классе для успешного поступления в учебные заведения по выбранным ими профессиям.


Задачи курса:

    -- расширение и углубление теоретических знаний биологии на молекулярно-генетическом и клеточном уровнях организации жизни, являющихся основой функционирования живых систем, установление морфофункциональной связи структур клетки и их функций; выявление единства организации клетки и ее жизнедеятельности;
    - углубление и конкретизация знаний структурной- биохимии, как основы понимания внутриклеточных потоков вещества, энергии и информации;
    - развитие аналитических способностей и исследовательских- навыков учащихся,
   - развития умения осуществлять информационный поиск и- умения применять на практике полученные знания;
    - формирование у учащихся целостной научной картины мира и понятия о биологии как активно развивающейся науке.


Знания.

Предметный компонент данной программы – это специально организованная система понятий, законов, закономерностей, фактического и практического материала, а также требования к знаниям и умениям учащихся.

Деятельностный компонент программы предусматривает включение в нее новых способов предметной деятельности учащихся по освоению и раскрытию свойств основных понятий курса. Это проектный метод, исследовательская работа, подготовка рефератов, докладов, работа с контрольно-измерительными материалами.

С психологической точки зрения программа элективного курса более полная и содержательная, поскольку в ней представлены предмет и деятельность ученика. Предусматривается разработка творческих заданий, без которых ученик не усвоит свойств, не сделает выводы


Структура курса слагается из четырех логически связанных между собой глав. Содержание глав соответствует современному состоянию общебиологических наук, и затрагивает одни из самых важных вопросов для формирования биологического мировоззрения.
Последовательное развертывание материала курса обеспечивает связь между ранее полученными и вновь приобретаемыми знаниями. Позволяет установить связь с изучаемым на уроках , и межпредметные связи с учебными дисциплинами: химия и физика.

Изучение курса начинается со знакомства с понятием жизнь, как особым природным явлением, что особенно важно для формирования научной картины мира. Глубокое знакомство с системой органического мира и историей систематики дает представление о филогенетических связях всех живых форм жизни.


Вторая тема - "Клетка ― элементарная единица живого". При изучении организации клетки важно уделить внимание выявлению морфофункциональной связи структур клетки и их функций, а также внутриклеточным связям между структурами. Проведение лабораторных работ по изучению строения клеток разных организмов растительных и животных. Наблюдение за процессами внутри клетки и их ролью в ее жизнедеятельности.

Новизна при изучении химического состава клетки, заключается в глубине подачи информации. Изучение строения органических молекул, связи строения и свойств, а также связь строения с биологической ролью белков, жиров, углеводов и нуклеиновых кислот. Изучаются ферменты, как биологическим катализаторам.

При изучении данной темы особое внимание необходимо уделить лабораторному практикуму по изучению многообразия клеток, особенности строения у разных организмов: растений, простейших животных, грибов. Изучение функционирования ферментов. Процессов в клетке. Подкрепления теоретических знаний практическими.

Новизна в изучении клеточного метаболизма и его функции представлена знакомством с химизмом важнейших процессов биосинтеза, дыхания и процессов реализации наследственной информации. Подробное изучение организации генетического материала в клетках и типов деления клетки необходимо как основа изучения раздела"Генетика" и " в 11 классе Эволюция".


Для повышения уровня мотивации обучения, а также для приобретения практических навыков программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, а так же работа с дополнительными источниками информации : литературой и Интернетом.

Занятия проводятся в виде лекционных, семинарских и дискуссионных занятий, а также проектной деятельности. Ей отводится важная роль, так как именно эта деятельность повышает интерес учащихся к освоению новыми знаниями, позволяет развить коммуникативные способности.

Контроль знаний предполагается различными методами и в разных формах: тестовые работы, защита рефератов, обобщающие семинары, подготовка устных сообщений, изготовление моделей, презентаций.

Результаты выполнения лабораторных работ представляются в виде отчетов с рисунками, схемами, таблицами, графиками и выводами.
Формой подведения итогов может стать заключительная конференция по теме: "Проявление единства организации клетки и ее жизнедеятельности".

Ожидаемые результаты.
В качестве основного образовательного эффекта ожидается повышение познавательного интереса и раскрытие творческого потенциала и утверждение учащихся в стремлении овладения знаний для выбора профессии.


Эффективность реализации элективного курса диагностируется  методами: наблюдение уровня мотивации, темпов развития аналитических способностей и исследовательских навыков и процесса формирования общенаучной и биологической картины мира у учащихся, а также сопоставление данных, полученных в ходе наблюдений; анализ успешности в сдаче ЕГЭ

В рамках создания специализированной подготовки большое внимание уделяется самостоятельной и практической деятельности учащихся. Важно не только много знать, но и уметь применить свои знания на практике. Лабораторный практикум позволяет ученикам приобрести навыки работы в лаборатории с исследовательским оборудованием.


Глава I. Жизнь как особое природное явление (4 ч).
Тема 1. Общая характеристика жизни (3 ч).
    Введение: цели и задачи курса, краткая характеристика содержания и практической деятельности, форм обратной связи.
Понятие жизнь: виталистическая, механистическая, метаболическая, организационная, информационная и эволюционная трактовки. Свойства жизни.

Уровни организации жизни. Понятие об элементарной единице и элементарном явлении уровней организации жизни.
Семинар с элементами исследовательской деятельности " Проявление главных свойств жизни на разных уровнях ее организации".

Тема 2. Современная макросистематика (1 ч).
Примеры систем живых организмов по А.Л. Тахтаджяну. Понятие об империях. Систематическое положение вирусов. Прокариоты и эукариоты, принципиальные отличия их организации. Понятие о царствах организмов клеточного строения.
Практическая работа. «Составление таблицы: Вирусы, Прокариоты, Эукариоты»

Глава II. Клетка ― элементарная единица живого (9 ч).
Тема 3. Типы  клеточной организации (4  ч).

.Растительная и животные клетки по данным электронной микроскопии. Практическая работа "Распознавание клеточных структур растительной и животной клетки на электронных микрофотографиях " – Интернет ресурс

Лабораторные работы:

№1 по теме: «Строение растительных клеток: кожицы шиповника, яблока, лука»

№2 по теме: « Строение клеток животных организмов: инфузории туфельки и эвглены. Яйцеклетка и сперматозоид» «Клетки грибов. Дрожжи» Сравнение: общее и отличие.

№3"Наблюдение за движением цитоплазмы в растительной клетке",

№4 «Явление плазмолиза и деплазмолиз в клетках кожицы лука»- проницаемость веществ в клетку.

Проектная деятельность "Создание моделей: прокариотической, эукариотической растительной, животной или грибной клетки и проследить связь в эукариотических клетках мембранных структур"
Тема 4. Химические компоненты клетки (5 ч)
Неорганические вещества клетки.

Лабораторная работа №5"Определение динамики поглощения воды талломом лишайника и мхом сфагнумом".

Органические вещества в клетке
Лабораторная работы № 6 " Обнаружение белков, углеводов и липидов в биологических объектах" Белки: Понятие об α-спирали и β-структуре

Белки – ферменты. Классификация. Виды, строение, свойства, значение. Энзимы их роль в медицине и в быту.

Особенности ферментативных реакций. Лабораторные работы:№7 "Гидролиз крахмала под действием амилазы слюны"; Лабораторные работы Л.р№8."Зависимость активности фермента от рН, на примере амилазы слюны".
Нуклеиновые кислоты. Решение задач на построение молекулы ДНК. Длина молекулы. Роль изменений в структуре ДНК

Глава III.  Клеточный метаболизм и его функции (5 ч).
Тема 5. Внутриклеточный поток вещества и энергии (2ч).
Фотосинтез и Хемосинтез – история изучения. Значение в биосфере.

Опыты, доказывающие наличие процесса фотосинтеза в растениях.

Лабораторные работы:№9"Выделение пигментов растений и их изучение"; "Выявление продуктов фотосинтеза и исследование условий необходимых для их образования

Тема 6. Внутриклеточный поток информации (3  ч).
Генетический код. Решение задач из ЕГЭ

Решение задач на построение молекул белка. Расчетные задачи.

Глава IV. Закономерности существования клетки во времени (5 ч).
Тема 7. Способы деления клетки (3 ч).
Митоз и Мейоз. Сходства и различия между митозом и мейозом.
Лабораторные работы :№10 " Митоз в клетках корешка лука". Современные знания о клетках, формирование дифференцированных клеток, стволовые клетки. Раковые клетки, лечение.
Итоговый семинар "Проявление единства организации клетки и ее жизнедеятельности".
Примерные темы выступлений:
1) «Роль биологических мембран в метаболических процессах клетки»
2) «Значение клеточного дыхания. Взаимосвязь строения митохондрий с процессами клеточного дыхания»
3) «Взаимосвязь фотосинтеза с определенными клеточными структурами »
4) «Поток информации. Роль ядра в хранении информации»

5) «Поток информации. Роль рибосом  в реализации наследственной информации»
6) «Гомеостаз ― обязательное условие существования открытых биологических систем»
7) «Целостность и дискретность систем живой природы, на примере эукариотической клетки»
Глава V. Генетические закономерности.

Этапы развития генетики. Выдающиеся ученые генетики. Законы Г.Менделя и решение задач на закрепление, применение законов. Частные проявления законов: неполное доминирование. Анализирующее скрещивание и его роль в селекции. Законы Т.Моргана о сцепленном наследовании признаков. Генетика человека Наследование признаков, сцепленных с полом. Последние достижения в изучении наследственных заболеваний.

Иммуногенетика. Группы крови человека. Решение задач на наследование групп крови.

Тематическое планирование

№ занятия

Тема занятия

Вид деятельности учащегося

Форма контроля

1.

Цели и задачи курса. Понятие «Жизнь»: Свойства жизни

Полемическая беседа. Опыты по демонстрации отдельных свойств жизни

Конспект занятия. Собственные примеры подтверждающие свойства жизни

2

Уровни организации жизни. Понятие и характеристика

Работа с литературой. Беседа

Проектные работы «Уровни жизни»

3

Семинар " Проявление главных свойств жизни на разных уровнях ее организации".

Обсуждение вопроса с проведением опытов

Отчет по результатам опытов

4

Современная макросистематика

Практическая работа.№1

Работа в группе с источниками информации.


«Составление таблицы: Вирусы. Прокариоты. Эукариоты»

5

Растительная и животные клетки по данным электронной микроскопии. – Интернет ресурс


Практическая работа №2 "Распознавание клеточных структур растительной и животной клетки на электронных микрофотографиях "

Схема методов изучения клетки. Тестовая работа по особенностям строения клеток.

6

«Строение растительных клеток: кожицы шиповника, яблока, лука»

« Строение клеток животных организмов: инфузории туфельки и эвглены. Яйцеклетка и сперматозоид» Клетки грибов. Дрожжи.


Л.р.№1

Л.р. №2

Рисунки, выводы. Сравнение в виде таблицы: Сходство и отличие

7

"Наблюдение за движением цитоплазмы в растительной клетке",

«Явление плазмолиза и деплазмолиз в клетках кожицы лука.»- проницаемость веществ в клетку.


Л.р. №3



Л.Р.№4

Отчет по лабораторным работам

8.

"Создание моделей: прокариотической, эукариотической растительной, животной, грибной клетки»

Создание проекта Проследить связь в эукариотических клетках мембранных структур"

Проект- модель

9

Неорганические вещества клетки. "Определение динамики поглощения воды талломом лишайника и мхом сфагнумом".


Л. р.№5

Отчет по наблюдениям

10

Органические вещества в клетке: Белки- понятие об α-спирали и β-структуре.
Обнаружение белков, углеводов и липидов в биологических объектах"

Л. р. № 6

Результаты опытов: рисунки описания, выводы

11.

Белки – ферменты. Классификация. Виды, строение, свойства, значение. Энзимы их роль в медицине и в быту.


Лекция.

Составление конспекта.

Конспект

12

Особенности ферментативных реакций. "Гидролиз крахмала под действием амилазы слюны";

"Зависимость активности фермента от рН, на примере амилазы слюны".


Л. р.:№7



Л.р. №8

Результаты опыта

13.

Нуклеиновые кислоты. Решение задач на построение молекулы ДНК. Длина молекулы. Роль изменений в структуре ДНК

Решение задач из ЕГЭ


14.

Фотосинтез и Хемосинтез – история изучения. Значение в биосфере.

Сообщения.

Презентации

Таблица

15.

Доказательства наличия процесса фотосинтеза в растениях. Выделение пигментов растений и их изучение; "Выявление продуктов фотосинтеза и исследование условий необходимых для их образования»




Опыты



Л.р. №9

Отчет по опытам




Рисунки, описания

16.

Генетический код.


Решение задач из ЕГЭ


17.

Построение молекул белка с использованием таблицы «Генетического кода». Расчетные задачи.

Решение задач из ЕГЭ


18.

Отработка навыков и закрепление знаний по построению молекул нуклеиновых кислот и генетический код

Решение задач


19.

Митоз и Мейоз

Анализ процессов «Сходства и различия между митозом и мейозом »

Таблица

20.

Виртуальная Л.Р." Митоз в клетках корешка лука",

Л. р.№10

Схемы

21.

Современные знания о клетках, формирование дифференцированных клеток, стволовые клетки. Раковые клетки, лечение.

Конференция

Рефераты

22-23

"Проявление единства организации клетки и ее жизнедеятельности".

Итоговый семинар – работа в группе, индивидуально.

Обсуждение

Исследовательские работы. Рефераты. Отчет

24.

Этапы развития генетики. Выдающиеся ученые генетики.


Лекция. Сообщения –презентации об ученых:

Конспект

25.

Моногибридное и дигибридное скрещивание.

П.р.3.Решение задач


26.

Анализирующее скрещивание и неполное доминирование

П.р 4.Решение задач


27.

Сцепленное наследование. Кроссоверные и некроссоверные гаметы

П.р 5 Решение задач.


28

Генетика человека. Наследование признаков сцепленных с полом. Новые данные в изучение наследственных заболеваний.

Рефераты, сообщения, презентации

Конспект

29.

Признаки, сцепленные с полом, их наследование

П.р.6 Решение задач


30.

Иммуногенетика. Группы крови человека.


П.р7. Решение задач на наследование групп крови.


31.

Закрепление знаний, умений, навыков по составлению схем, методике решения задач.

Решение и обсуждение задач.


32.

Решение « Аттестационной работы по биологии»



33.

Подведение итогов работы

Круглый стол

Фотоотчет, опрос.

34.

Резервное время.



Итого:

33часа +1час резервного времени

П.Р.7, Л.Р.-10















Литература:
1.    Атабекова А.И., Устинова Е.И. Цитология растений. ― М.: Агропромиздат, 1987 (учебник для студентов высш. учеб. заведений)
2.    Березин И.В., Яцимирский А.К. Биотехнология и ее перспективы. ―М.: Знание, 1986.
3  Де Дюв К. Путешествие в мир живой клетки. ― М.: Знание, 1987.
4.   Захаров В.Б. Общая биология: тесты, вопросы, задания. ―М.: Просвещение, 2003.
5.    Иванова Т. В. Сборник заданий по общей биологии. ― М.: Просвещение, 2002.
6.    Малый практикум по физиологии растений: Учеб. пособие. ― /Под ред. А.Т. Мокроносова. ― М.: Изд-во МГУ, 1994.
7    Мамонтов С.Г.. Биология. Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учебное пособие. ― М.: Дрофа, 2004. .
8    Практикум по физиологии растений. Под ред. проф. И. И. Гунара. ― М.: Колос, 1972...
9.    Уотсон Дж. Двойная спираль. ―М.: Наука, 1969..
10.    Хржановский В.Г., Пономаренко С.Ф. Ботаника. ― М.: Агропромиздат, 1988.
11.    Юсуфов А.Г. Функциональная эволюция растений. ― М.: Знание, 1986.
12    Яблоков А.В., Юсуфов А.Г.. Эволюционное учение (Дарвинизм): ― М.: Высш. шк., 1989.
13.    Яковлев Г.П., Челомбитько «Решение генетических задач по медицине» М. «медицина» 1973г.
14. Сборники ЕГЭ за 2009-2014 годы








Программа элективного курса « Решение теоретических, практических и проблемных задач в курсе общей биологии » 10 класс
  • Биология
Описание:

Программа элективного курса « Решение теоретических, практических и проблемных задач  в курсе общей биологии »  10 класс

 Предлагаемый курс предназначен для учащихся 10 класса базового уровня обучения и рассчитан на 34 часа в год ( 1 час в неделю).

       Принцип построения программы основаны на теоретическом и практическом  подходе к познанию мира. При выведении понятий, изучаемых в данном курсе, учащиеся пользуются анализом и синтезом,  осознают способы своей познавательной деятельности, контролируют деятельность в решении частных практических задач. Материал  дается с учетом межпредметных связей и последователь -ного включения тем, опирающихся на знания учащихся в смежных дисциплинах.  Программа помогает учащимся перейти на компетентностный уровень.  Более глубоко изучается молекулярно-генетический и  клеточный  уровней организации жизни.   

 

 

 

Автор Абикулова Валентина Григорьевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 440
Номер материала 53243
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓