Главная / Другое / Программа эколого-краеведческого объединения «ЭКОВЕД» для школьников 10-12 лет (1-й и 2-й год обучения)

Программа эколого-краеведческого объединения «ЭКОВЕД» для школьников 10-12 лет (1-й и 2-й год обучения)










Программа эколого-краеведческого объединения

«ЭКОВЕД»

для школьников 10-12 лет

(1-й и 2-й год обучения)






Учреждение: МОУ ДОД ЦВР

Педагог: Карпушева

Елена

Тадеушевна












Североуральск, 2012







1. Пояснительная записка


Экология и краеведение в современном понимании – это сложный научный практический комплекс, затрагивающий науку, образование и общественно-практическую деятельность людей. Развитие экологической и краеведческой культуры общества реализуется через систему экологического образования, воспитания и просвещения (информирования).

В младшем подростковом возрасте (10-12 лет) отношение к природе носит субъектно-непрагматический характер и проявляется через поступок: природа становится «объектом охраны». Для школьников этого возраста характерно органическое сочетание эмоционального восприятия природы и ее художественно-образное отражение. А также наличие зрелых мыслительных структур, которые позволяют дать обобщенную картину мира, отразить в понятиях и закономерностях наблюдаемые явления и процессы в природе. У детей этого возраста присутствует высокий уровень интереса к себе, к познанию мира и себя в нем, стремление к самореализации. Поэтому важным и необходимым в воспитательном процессе является объединение экологии и краеведения.

Для реализации целей и задач экологического и краеведческого воспитания и просвещения на практике я использую опыт педагога-новатора В.А. Сухомлинского, утверждавшего, что взгляд на природу как мир, где ребенок рождается, живет и познает окружающую действительность, делает воспитательную работу с детьми многограннее и содержательнее. познание природы через исследовательскую деятельность способствует развитию, самовыражению личности. Природа - незаменимый источник эмоционального развития ребенка, поэтому путешествия, экскурсии, прогулки в природу развивают у него зрительные и слуховые ощущения, важно учить детей творческому общению с природой, чтобы «природа стала сферой приложения духовных сил».

В программе эколого-краеведческого объединения для подростков 10-12 лет предложены разноплановые педагогические технологии взаимодействия детей с миром природы: заочные и очные путешествия, экскурсии к природным объектам, памятникам природы, рисование, фотографирование, составление коллекций с изображением животных и растений, ведение дневника наблюдений за сезонными изменениями в природе, экологические игры, праздники, практикумы, написание исследовательских проектов. Особое внимание в программе уделяется работе подростков над экологическим проектом «Мое дерево», основанной на методиках инвайроментального образования

Ожидаемый результат.

Младшие подростки овладевают навыками ведения дневника наблюдений, работы над проектом, первоначальными навыкам ведения исследовательской работы.

В детях развивается комплекс личностных качеств и свойств, дополнительный канал связи с природой – чувствование (согласно глубинной экологии), подростки реализуют свое стремление охранять, защищать природу через природоохранные мероприятия по программе занятий «Хранители родника», «Сохраним красоту природы».


2. Тематический план 1-й год обучения – 72 часа

В мире родной природы


Темы занятий

Кол-во

часов

Аудитор.

Практич.


Экскурсион.

1.

Живые барометры

3

1

1

1

2.

Естественные и искусственные водоемы

3

1

1

1

3.

По заповедным местам Северного Урала

3

1

-

2

4.

Сохранность почв

3

1

1

1

5.

В царстве лекарственных растений

3

1

1

1

6.

Комнатные растения и уход за ними

2

1

1

-

7.

Насекомые в природе родного края

2

2

-

-

8.

Мхи и лишайники

4

2

-

2

9.

Прекрасное рядом

4

1

1

5

10.

Чтение пейзажа

3

1

1

1

11.

Сохраним красоту природы

3

1

1

2

12.

Красная Книга – сигнал опасности

3

1

2

-

16.

Экологический проект «Мое дерево»

4

1

1

2

17.

Хранители родника

6

2

1

3

18.

Первоцветы

4

2

2

-

19.

Тайны леса (экологическая игра)

2

2

-

-

20.

КВН «Сохраним природу»

2

-

2

-

21.

Итоговая конференция «Что я узнал, чему научился? »

4

2

2

-

ИТОГО: 72 24 24 24

3. Содержание занятий

Тема 1. Живые барометры.

Теория: Погода и наблюдение за ее изменением. Барометр. Птицы и животные, предсказывающие погоду. Народные приметы. Дневник наблюдений и правила его ведения. Правила поведения человека в природе.

Практика: Подготовить рассказы о летних наблюдениях за птицами и животными. Чтение рассказов, их обсуждение.

Тема 2. Естественные и искусственные водоемы.

Теория: Озера и пруды. Аквариум – искусственный водоем. Как обустроить аквариум.

Практика: Экскурсия на водоем. Исследование естественного водоема. Опрос общественного мнения по проблемам водоема.

Сочинение: идентификация себя с одним из организмов водоема. Обсуждение.

Тема 3. По заповедным местам природы Северного Урала.

Заочная экскурсия по заповеднику «Денежкин Камень» с использованием фото и видеоматериалов. Экскурсия к скалам Грюневальдта.

Тема 4. Сохранность почв.

Теория: Общие понятия о почвоведении. Характеристика почвенного покрова района. История образования почв. Типы почв разных природных поясов и ландшафтов. Основные механизмы разрушения почв. Загрязнение почв.

Экскурсия к памятнику природы «Три Брата». Видеофильм «Три Брата».

Практика: Экологический десант по уборке территории памятника природы.

Тема 7. Насекомые в природе родного края.

Экскурсия в краеведческий музей: знакомство с коллекцией насекомых.

Практика: Экологическая игра «С кем дружит муравей?» Чтение и обсуждение рассказа В. Бианки «Муравьишка».

Тема 5. В царстве лекарственных растений.

Практика: Загадки о растениях. Работа с определителем растений. Полезные свойства трав и растений. Составление коллекции лекарственных растений из картинок или самостоятельно выполненных рисунков. Подробное описание 4-5 лекарственных трав, используемых дома.

Дидактическая игра «Узнай целебную траву».

Теория: Правила сбора лекарственных трав.

Советы врача.

Тема 6. Правила ухода за комнатными растениями.

Теория: Правильное размещение растений в помещении. Правильный полив растений в осенне-зимний период. Пересадка растений. Подкормка растений.

Практическая работа: посадить цветок амариллиса, ухаживать за ним и вести наблюдения, записывать происходящие с цветком изменения в дневник.

Тема 8. Мхи и лишайники.

Экскурсия к памятнику природы «Скалы Грюневальдта» или занятие в Центре внешкольной работы: знакомство с коллекцией мхов и лишайников хребта Шемур. Индикаторы чистоты.

Тема 9. Прекрасное рядом (Культура отношений человека к миру природы).

Экскурсии: В течение нескольких занятий совершаются экскурсии и прогулки на природу. Коноваловские дачи (бывшее поселение леспромхозовских рабочих), пойма рек Вагран, Колонга, осенний (зимний) лес. Посещаются фотовыставки, просматриваются слайд и видеофильмы о природе родного края. Занятия проводятся по технологии «любование природой».

Практика: Творческие работы: сочинения, рисунки. Выставка работ детей для родителей на вечере поэзии «Остановись, мгновенье...»

Тема 10. Сохраним красоту природы.

Практика: Сюжетно-ролевая игра с элементами подвижной «Из жизни леса».

Тема 11. Красная книга – сигнал опасности.

Теория: Значение охраны природы. Проблемы охраны природы Свердловской области. Знакомство с Красной книгой Среднего Урала. Заповедники Урала.

Тема 12. В мире животных Северного Урала.

Теория: Знакомство с многообразием животного мира. Понятие об окружающей среде как среде обитания животных. Приспособление животных к разным условиям обитания.

Экскурсия в краеведческий музей. Изучение коллекции чучел животных.

Составление собственной коллекции животных Северного Урала из картинок или рисунков. Краткое описание особенностей обитания каждого вида.

Тема 13. Чтение пейзажа (овраг).

Теория: Изучение экологической ситуации на местности (сбор информации) путем наблюдения. Инициирование на размышления по поводу нарушения связей, равновесия в природе, действий по сохранности среды. Обмен мнениями.. Практика: Зарисовка пейзажа: какой запомнилась местность с оврагом, что может произойти в дальнейшем.

Тема 14. Твой дом – твое здоровье.

Теория: Что такое экокультура? Правила обустройства дома.

Тема 15. Твой город – твое здоровье.

Теория: Кто в городе хозяин? Чистота в городе начинается с себя.

Тема 16. Экологический проект «Мое дерево».

Теория: Породы деревьев, обитающих на Северном Урале. Ярусы и этажи леса. Выбор и описание понравившегося дерева. Шефство над выбранным деревом и наблюдение за его жизнью.

Практика: Ведение дневника наблюдений.

Тема 17. Хранители родника.

Теория: Вода – источник жизни на Земле. Родники района.

Экскурсии к родникам «Русалочья заводь», «Иван-да-Марья», «Лесной», «Таежный».Оформление паспорта на родник (по выбору). Проектирование природоохранных знаков «Берегите родники!». Шефство над родником «Таежный», уборка его территории по мере посещения.

Тема 18. Праздник первого цветка.

Теория: Первоцветы. Краснокнижники.

Экскурсия на Скалы Грюневальдта и скалу Друзей (правый берег Ваграна в районе «Солдатского поля). Охранные мероприятия.

Тема 19. Экологическая игра «Тайны леса».

Тема 20. КВН «Сохраним и приумножим».

Тема 21. Итоговая конференция «Что я узнал? Чему я научился?»

Подведение итогов года. Выставка творческих работ, конкурс на лучший дневник наблюдений, выступления с небольшими сообщениями по темам программы.


Тематический план 2-й год обучения – 72 часа

Птицы Северного Урала


Темы занятий

Кол-во

часов

Аудитор.

Практич.


Экскурсион.

1.

Наука орнитология

3

1

1

1

2.


3

1

1

1

3.


3

1

-

2

4.

3

1

1

1

5.


3

1

1

1

6.


2

1

1

-

7.

2

2

-

-

8.


4

2

-

2

9.


4

1

1

5

10.

3

1

1

1

11.


3

1

1

2

12.


3

1

2

-

16.


4

1

1

2

17.


6

2

1

3

18.


4

2

2

-

19.


2

2

-

-

20.


2

-

2

-

21.


4

2

2

-

ИТОГО: 72 24 24 24


















4. Библиографический список


1. Барышева Ю. А. Формирование эколого-краеведческих знаний в начальной школе. М., 1997.

2. Биологические экскурсии. М., 1983.

3. Борейко В.Е. Планирование и выбор форм природоохранной пропаганды и экопросвещения на заповедных объектах / Экологическое просвещение в заповедниках и национальных парках. Информационно-методический сборник для государственных заповедников и национальных парков. М., 1997. С.3-6.

4. Введение в морфологию высших растений. Методическое пособие. М., 1997.

5. Л.И. Грехова. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. М., 2002.

6. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону, 1996.

7. Добров А. В. Неторопливые прогулки в долине реки Серьги // Урал и экология. Вып. 5. Екатеринбург: Банк Культурной Информации, 2001. С. 151 - 158.

8. Ерохин Н.Г. Эколого-экспедиционный отряд. Екатеринбург, 2001.

9. Захлебный А.Н. На экологической тропе: опыт экологического воспитания. М., 1986.

10. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. М., 1984.

11. Игнатова В.А. Формирование экологической культуры учащихся: теория и практика / под ред. В.И. Загвязинского. Тюмень, 1996.

12. Инвайроментальное образование в школах. М., 2001.

13. Карякина Н.И. Опыт использования эмоционально-чувственного подхода в практике экологического образования. // Экология и образование. 1998. № 1.

14. Колесова Е. В. Система дополнительного экологического образования "Московского образовательного комплекса" // Вестник экологического образования России. 2001, № 2.

15. Красная Книга Среднего Урала: Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных / Под ред. В. Н. Большакова, П. Л. Горчаковского. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1996. 279 с.

16. Летопись природы государственного природного заповедника "Денежкин Камень" 1997 - 1998 гг. М., 1999.

17. Летопись природы государственного природного заповедника "Денежкин Камень" 1999 - 2000 гг. М., 2001.

18. Организация экологического воспитания в школе. Пермь, 1990.

19. Эколого-просветительская работа со школьниками в заповедниках и национальных парках. М., 1998.

20. Ясвин В.Я., Дерябо С.Д. Методика проведения эколого-психологического тренинга // Школа здоровья. 1995. № 2.

21. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М., 1998.










10


Программа эколого-краеведческого объединения «ЭКОВЕД» для школьников 10-12 лет (1-й и 2-й год обучения)
  • Другое
Описание:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа эколого-краеведческого объединения

«ЭКОВЕД»

для школьников 10-12 лет

(1-й и 2-й год обучения)

 

 

 

 

 

                                                  

 

 

  Экология и краеведение в современном понимании – это сложный научный практический комплекс, затрагивающий науку, образование и общественно-практическую деятельность людей.

Развитие экологической и краеведческой культуры общества реализуется через систему экологического образования, воспитания и просвещения (информирования).

В младшем подростковом возрасте (10-12 лет) отношение к природе носит субъектно-непрагматический характер и проявляется через поступок: природа становится «объектом охраны». Для школьников этого возраста характерно органическое сочетание эмоционального восприятия природы и ее художественно-образное отражение. А также наличие  зрелых мыслительных структур, которые позволяют дать обобщенную картину мира, отразить в понятиях и закономерностях наблюдаемые явления и процессы в природе. У детей этого возраста присутствует высокий уровень интереса к себе, к познанию мира и себя в нем, стремление к самореализации. Поэтому важным и необходимым в воспитательном процессе является объединение экологии и краеведения.

      

Автор Карпушева Елена Тадеушевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 394
Номер материала 24942
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы