Инфоурок Биология Другие методич. материалыПрограмма эколого-краеведческого кружка «Отчий дом» для учащихся СПО

Программа эколого-краеведческого кружка «Отчий дом» для учащихся СПО

Скачать материал

Министерство образования и науки Хабаровского края

 

Краевое государственное бюджетное профессиональное

 образовательное учреждение (КГБ ПОУ 11)

 

 

 

 

 

 

                                                                                                             

 

 

          Программа эколого-краеведческого 

кружка «Отчий дом»

 

 

для учащихся  СПО

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Петрухненко Галина Владимировна,

                     преподаватель  географии, биологии, экологии

                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Комсомольск-на–Амуре, 2014 г.

Программа эколого-краеведческого  кружка «Отчий дом» разработана для реализации в профессиональных образовательных учреждений среднего профессионального образования.

 

 

 

Автор разработчик: преподаватель  географии, биологии, экологии КГБ ПОУ 11 -

Петрухненко Галина Владимировна

 

 

Рецензент: заместитель директора по учебно-воспитательной работе КГБ ПОУ 11 – Косарева Елена Игоревна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

            Важное значение для формирования экологической культуры каждого человека имеет изучение природной окружающей среды. В процессе занятий учащиеся расширяют эколого-краеведческие знания и овладевают эколого-туристическими навыками и умениями.

Занятия кружка направлены на решение следующих образова­тельных и воспитательных задач:

 - привитие первичных эколого-туристских навыков и умений: по­веденческих, опознавательных, преобразовательных;

-  углубление и расширение эколого-краеведческих знаний;

- при­витие навыков исследовательской работы;

- формирование чувства бережного отношения к природе родно­го края;

- развитие познавательной, творческой и общественной активно­сти учащихся в процессе кружковой работы.

Предлагаемая программа рассчитана на учащихся старшего школьного возраста, имеющих опорные кра­еведческие знания курсов природоведения, географии, биологии. Про­грамма рассчитана на 210 часов, 9 часов в неделю.

Программа предусматривает теоретические и практические за­нятия. Первые проводятся в виде бесед, устных журналов. Прак­тические занятия  проводятся   в помещении при организации конкурсов, бесед и викторин, сообщений, рефератов, электронных презентаций уча­щихся, демонстрации опытов, лабораторных работ по определению горных пород и минералов, растений и т. д. Практические занятия на местности проводятся в виде практикумов, экскурсий в приро­ду, организации фенологических наблюдений, деловых игр, выходов в музеи, посещений предприятий и прочих активных видов деятельности.

Тема «Туристическая подготовка» внесена для обучения и привития навыков грамотной организации своего пребывания в природе. В тему «Земля как планета» включены вопросы о метеорологических наблюдениях. В теме «Водные биогеоценозы» расширены знания о гидрологии рек с учетом их дальнейшего комплексного изучения. Тема «Почвы» дополнена знаниями о горных породах и их изменениях. Также расширены некоторые вопросы тем с учетом дальнейшего перехода группы обучающихся на комплексное изучение местности.  В ходе изучения программы кружка возможны незначительные перестановки последовательности изучения тем в практической части с учетом сезона года.

Члены кружка «Отчий дом» могут быть помощ­никами и участниками  в организации мероприятий  эколого-краеведческой работы, в экологическом об­разовании и воспитании учащихся первого курса, проводить беседы, вик­торины, классные часы, 15- минутки нравственности.

Программа предусматривает широкое использование всех ви­дов межпредметных связей  (опорных, сопутствующих, перспектив­ных) с географией и биологией, физикой, химией, а также форми­рование эколого-краеведческих знаний и умений по изучению края, таких как картографо-топографических, геолого-геоморфологических, гидроклиматических, по изучению взаимосвязей компо­нентов природы, природных зон края.

 

В результате изучения тем кружка

учащиеся должны знать:

- основные экологические понятия,

- роль человека в биосфере и его влияние на окружающую среду,

- основной состав и структуру почвы,

- разнообразие и экологические особенности растений и животных разных природных

   сообществ,

- способы и меры по охране окружающей среды,

- приемы организации  деятельности и быта в природе.

Учащиеся должны уметь:

- проводить фенологические и метеорологические наблюдения состояния природной

   среды,

- проводить описание биоценозов своей местности,

- определять тип почв, типичных растений и животных своей местности,

-  проводить гидрологические наблюдения за состоянием водоемов,

- безопасно организовать свое пребывание на местности.

  Формами подведения итогов в конце учебного года могут быть: учебно-исследовательская конференция и конкурс знатоков природы «Интеллектуальный марафон».

 

 

Содержание программы

 

Тема 1. Введение. Экология и природа (4 часа).

Знакомство с целями кружка и планом работы. Права и обязанности членов кружка. Зачем нужно изучать природу?  Экология – наука, изучающая взаимосвязи в природе. Разумное вмешательство человека в природное единство.

Обзор книг об интересном в жизни растений, лес — природное единство. Интересные явления в природе.

Просмотр видеоофильмов ВВС «Планета Земля», выявление закономерностей в природной среде.

Выставка литературы.

Тема 2. Земля как планета (12 часов)

Краткий обзор теории образования Земли и строения Солнеч­ной системы: Птолемей (II в. н. э.) — геоцентрическая система мира. Н. Коперник (1473—1543 гг.) — гелиоцентрическая система. Теория Канта Лапласа (XVIII в.), О. Ю. Шмидта (1891 —1956гг.).

Строение Солнечной системы. Первые «дни» Земли, этапы раз­вития оболочек Земли. Земля как целое.

Экскурсия «Сезонные изменения в природе». Начало фенологиче­ских наблюдений. Метеорологические наблюдения. Метеоприборы. Школьная метеостанция. Правила проведения наблюдений.

Экскурсия — практическая работа по определению высоты Солнца над горизонтом. Индивидуальные задания учащимся по проведению наблюдений над природными объектами.

Тема 3. Туристическая подготовка (56 часов)

Туристское снаряжение. Групповое и личное снаряжение.  Самодельное снаряжение, способствующее охране природы. Виды рюкзаков и палаток. Правила установки палаток.

 Состав ремонтного набора. Правильный выбор места бивака с учетом особенностей природного окружения. Снятие бивака. Уборка места, противопожарные меры. Различные типы костров, устройство кострища.

Набор продуктов, меню, хранение продуктов. Приготовление пищи, использование ягод и грибов, правила их сбора.

Режим дня в походе. Правила поведения туриста в походе.

Правила санитарии и гигиены. Первая доврачебная помощь. Санитарно-гигиенические умения.

Практическая работа № 1.Составление списка группового и личного снаряжения. Установка палатки. Укладка рюкзака. Подготовка и ремонт имеющегося снаряжения.

Практическая работа № 2. Составление меню одно- и двухдневного похода (деловая игра). Разжигание костра, приготовление пищи на костре, вязка узлов. Пользование инструментами.

Практическая работа № 3 Комплектование походной аптечки. Отработка навыков оказания медицинской помощи. Определение лекарственных растений, ядовитых растений и грибов. Обеззараживание питьевой воды.

Поход. Организация группы в пути и на привале. Составление «Памятки эколога-туриста». Деловая игра «Экологически чистый привал».

Тема 4. Понятие о биосфере (8 часов)

Биосфера — оболочка Земли, населенная живыми организ­мами.

И. В. Вернадский о живом веществе планеты, о круговороте веществ и потоке энергии.

Почему вымерли гиганты. Обзор различных теорий.

Роль различных экологических групп организмов и биосфере, роль элементов природы в экологическом равновесии. Что такое элементы (компоненты) природы и их роль. Экология — наука, изучающая элементы природы и их взаимодействие.

Роль человека в биосфере, защита биосферы от нарушения равновесия в ней. Что такое атмосфера, литосфера, гидросфера, географическая оболочка.

Рекреационная нагрузка на окружаю­щую среду.

Практическая работа. Распределение тем докладов среди уча­щихся

Сообщения.

Просмотр видеофильмов ВВС «Планета Земля» о развитии биосферы Земли

Тема 5. Понятие о почве и горных породах (22часа)

Зачем изучают почву. Как раньше думали о почве. В. В. Доку­чаев — великий ученый-почвовед (его определение почвы).

Состав и структура почвы. Почва — среда обитания различных групп организмов. Роль микроорганизмов в почве (микориза), роль беспозвоночных  животных   в   формировании   почвы.     Плодородие  почвы.

Рациональное использование и меры охраны почв. История ос­воения почв и их использование и древности. Древние методы об­работки почв, не нарушающие плодородия почв. Почему истощает­ся почва? Меры улучшения ее плодородия. Причины водной эрозии почв.

Меры охраны почв от истощения и разрушения: внесение удоб­рений (органических — навоза, помета), севооборот, правильная вспашка, боронование, правильный полив и орошение, роль поле­защитных полос. Правила хождения в природном окружении (склон).

Горные породы, их типы. Обломочные горные породы своей местности. Изменение горных пород во времени.

Опыт, демонстрирующий наличие воздуха и почве (структур­ной, бесструктурной).

Экскурсия в зимний лес. Беседа о периодах зимы, явлениях в неживой природе: замерзании рек и озер, снего­паде, метелях. Виды осадков зимой и как они образуются. Прота­лины.

Экскурсия. Определение высоты Солнца над горизонтом  Измерение высоты снежного покрова в различных участках холма, поля; описание поверхности снежного покрова, зарисовка снежинок. Определение растений, оставивших свои плоды и семена на зиму.

Практическая работа № 1. Работа с коллекцией образцов горных пород.

Практическая работа № 2. Геологическое обнажение. Изучение и описание характера залегания горных пород в своей местности.

Индивидуальные задания.  Подготовка сообщения о правильном и неправильном ис­пользовании почв человеком.  Подготовка к викторине (или КВН ) «Очевидное- невероятное?».

Тема 6. Луг и пастбище (16 часов)

Разнообразие и экологические особенности растений и живот­ных луга и пастбища. Чем отличается луг от пастбища? Взаимо­отношения животных и растений на лугу. Рекреационная на­грузка.

Роль насекомых в жизни луга и пастбища. Правильный уход за лугами и пастбищами. Меры охраны, противоэрозионные меро­приятия.

Значение лугов и пастбищ в народном хозяйстве.

Методы геоботанического описания луга.

Практическая работа № 1. Экскурсия. Снегосъемка на поле и лугу, в лесу. Сравнительный расчет запаса влаги на обследован­ных участках. Фенологические наблюдения. Охрана птиц (наблюдение за птицами и их подкормка).

Практическая работа № 2. Изучение особенностей биогеоцено­за луга и видового состава населяющих его организмов  (весной).

Практическая работа № 3. Изучение территорий с эрозированными почвами. Определение видов эрозии и причины, ее вызываю­щие. Противоэрозионные мероприятия (весной).

Практическая работа № 4. Геоботаническое описание участка луга.

Тема 7. Лес (16 часов)

Лес — природное единство. Рекреационные зоны.

Значение леса в природе и жизни человека. Нормы и правила поведения в лесу.

Разнообразие пород деревьев и кустарников лесов края, их приспособленность к совместному существованию и к условиям обитания. Меры по охране и воспроизводству лесов в крае. Приспособленность животных к сообществу леса.

Типы лесов Хабаровского края. Методы геоботанического описания леса.

Практическая работа № 1 (индивидуальные задания). Опреде­ление темы реферата, сообщение (по видовому разнообразию дре­весной и кустарниковой растительности лесов края: сосна, кедр, ель, пихта, береза, липа, осина, ольха, черемуха, калина, рябина; кустарники — смородина, малина и т. д.) 

Практическая работа № 2. Выявление и учет количества вре­дителей в саду (парке, лесу, лесополосе).

Практическая работа № 3. Определение видового состава ле­сов, пород деревьев и кустарников по семенам, коре, по внешнему виду.

Практическая работа № 4. Геоботаническое описание участка леса (весной).

Практическая работа № 5. Работа с картами Атласа Хабаровского края по выявлению типичных лесных сообществ своей местности.

Экскурсия (практическая работа) «Биологическая тропа» в ле­сополосе, лесопарке с целью изучения видового состава организ­мов данного биогеоценоза и их экологической приспособленности.

Демонстрация движения питательных веществ по стволу (ветке), поперечное и продольное строение ствола дерева.

Просмотр видеофильма ВВС «Планета Земля»  - «Сезонные леса планеты»

Тема 8. Водные биогеоценозы (36 часов)

Аквариум — модель водного биогеоценоза. Различные группы организмов в аквариуме, взаимосвязи между ними. Цепи питания.

Пресноводный водоем и его обитатели. Временная лужа во­ды — мир микроскопических организмов.

Гидрологические параметры реки, правила их замера. Органолептические наблюдения за состоянием реки и качеством воды. Реки Хабаровского края. Губительное влияние неправильной эксплуатации и загрязне­ния на живые организмы в водоеме, на биологические факторы.

Меры по охране водоемов, малых рек. Операции «Малым ре­кам — чистоту и полноводность».  Нормы   пользования водоисточниками.

Практическая работа № 1. Изучение особенностей водных орга­низмов и признаков приспособленности их к жизни в воде. Наблюдение за жизнью обитателей аквариума.

Практическая работа № 2. Составление гидрологической карты Хабаровского края.

Экскурсия на водоем. Определение степени  загрязненности воды.

Опыт и наблюдение: рассмотрение под микроскопом капли дождя, воды из лужи.

Работа с определителями водных растений и животных.

Тема 9. Охрана природы и заповедное дело (18 часов)

Международное сотрудничество по охране природы. Охрана природы в России - важная государственная задача. Постановле­ния правительства об охране природы.

Значение заповедников в охране природы. Заповедники в России, в своем крае. Заказники, их роль, виды. Туризм и охрана приро­ды. Туристская природоохранная деятельность.

Изучение ранневесенних цветущих растений в рекреационной зоне города. Нормы и правила поведения туриста в природном окружении.

Экскурсия. Изучение мест произрастания ранневесенних цветущих растений в долине реки Силинка.

Устный журнал «По страницам «Красной книги».

Поход выходного дня 1—2-дневный (закрепление эколого-туристских  умений: поведенческих, опознавательных,  преобразовательных).

Тема 10. Индивидуальная работа по написанию рефератов, созданию электронных презентаций, участие в научно-практической конференции  (14 часов)

 

Внутрикружковая работа (8 часов)

 

                                 

Учебно-тематический план

 

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Всего

Теоретическое

Практическое

 

 

1.

 

 

2.

Тема 1. Введение. Экология и природа.

 

Знакомство с целями кружка и планом работы на год. Права и обязанности членов кружка. Зачем нужно изучать природу?  Экология – наука, изучающая взаимосвязи в природе.

Обзор книг. Интересные явления в природе.

Просмотр видеофильмов ВВС «Планета Земля», выявление закономерностей в природной среде.

 

4

2

 

2

2

 

 

 

 

 

2

 

 

 

3.

 

4.

 

 

5.

 

6.

 

Тема 2. Земля как планета

 

Краткий обзор теории образования Земли и строения Солнеч­ной системы. Работа с моделью Солнечной системы.

Этапы раз­вития оболочки Земли. Земля как целое.

Экскурсия «Сезонные изменения в природе». Начало фенологиче­ских наблюдений.

Метеорологические наблюдения. Метеоприборы. Школьная метеостанция. Правила проведения наблюдений.

Экскурсия — практическая работа по определению высоты Солнца над горизонтом. Индивидуальные задания учащимся по проведению наблюдений над природными объектами и метеонаблюдения.

 

12

 

5

 

1

 

2

 

 

2

 

7

 

1

 

 

2

 

2

 

2

 

 

 

7.

 

8.

9.

 

 

10.

 

11.

 

12.

13.

14.

15.

 

 

16.

 

17.

18.

 

19.

 

 

20.

 

21.

 

22.

 

23.

 

24.

 

 

 

Тема 3. Туристическая подготовка

 

Туристское снаряжение. Групповое и личное снаряжение.  Самодельное снаряжение, способствующее охране природы.

Виды рюкзаков и палаток. Правила установки палаток.

Практическая работа № 1.Составление списка группового и личного снаряжения. Установка палатки. Укладка рюкзака.

 

Состав ремонтного набора. Подготовка и ремонт имеющегося снаряжения.

Правильный выбор места бивака с учетом особенностей природного окружения.

Снятие бивака. Уборка места, противопожарные меры.

Различные типы костров, устройство кострища.

Набор продуктов, меню, хранение продуктов.

Приготовление пищи, использование ягод и грибов, правила их сбора.

 

Практическая работа № 2. Разжигание костра, приготовление пищи на костре. Пользование инструментами.

Вязка узлов.

Практическая работа № 3. Изготовление макетов, моделей различных типов костров, узлов и пр.

Режим дня в походе. Правила поведения туриста в походе.

Правила санитарии и гигиены. Первая доврачебная помощь.

 Санитарно-гигиенические умения.

Комплектование походной аптечки. Отработка навыков оказания медицинской помощи.

Определение лекарственных растений, ядовитых растений и грибов. Обеззараживание питьевой воды.

Практическая работа № 4. Составление меню одно- и двухдневного похода (деловая игра).

Составление «Памятки эколога-туриста». Деловая игра «Экологически чистый привал».

Поход. Организация группы в пути и на привале.

 

 

 

56

 

25

 

2

 

2

 

 

 

1

 

2

 

2

2

2

4

 

 

 

 

1

 

 

4

 

 

2

 

1

 

31

 

 

 

 

4

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

1

2

 

2

 

 

2

 

1

 

2

 

2

 

8

 

 

25.

 

 

 

26.

 

 

 

27.

 

 

 

28.

 

29.

Тема 4. Понятие о биосфере

 

Биосфера — оболочка Земли, населенная живыми организ­мами.

И. В. Вернадский о живом веществе планеты, о круговороте веществ и потоке энергии. Почему вымерли гиганты. Обзор различных теорий.

Роль различных экологических групп организмов и биосфере, роль элементов природы в экологическом равновесии. Что такое элементы (компоненты) природы и их роль. Экология — наука, изучающая элементы природы и их взаимодействие.

Роль человека в биосфере, защита биосферы от нарушения равновесия в ней. Что такое атмосфера, литосфера, гидросфера, географическая оболочка. Рекреационная нагрузка на окружаю­щую среду.

Практическая работа. Распределение тем докладов среди уча­щихся

 Заслушивание сообщений.

Просмотр видеофильма ВВС «Планета Земля» о развитии биосферы Земли.

 

8

5

 

2

 

 

 

2

 

 

 

1

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

1

 

 

30.

 

31.

 

32.

 

 

33.

 

34.

 

35.

 

 

36.

 

 

37.

 

 

 

38.

 

39.

 

Тема 5. Понятие о почве и горных породах

 

Зачем изучают почву. В. В. Доку­чаев — великий ученый-почвовед Состав и структура почвы.

Почва — среда обитания различных групп организмов. Роль микроорганизмов в формировании   почвы.     Плодородие  почвы.

Рациональное использование и меры охраны почв. История ос­воения почв. Причины водной эрозии почв. Правила хождения в природном окружении (склон).

Горные породы, их типы. Обломочные горные породы своей местности. Изменение горных пород во времени.

Практическая работа № 1. Работа с коллекцией образцов горных пород

Практическая работа № 2. Геологическое обнажение. Изучение и описание характера залегания горных пород в своей местности.

 

Экскурсия в зимний лес. Беседа о периодах зимы, явлениях в неживой природе: замерзании рек и озер, снего­паде, метелях. Виды осадков зимой и как они образуются. Прота­лины.

Экскурсия. Измерение высоты снежного покрова в различных участках. Определение растений, оставивших свои плоды и семена на зиму.

 

Индивидуальные задания.  Подготовка сообщения о правильном и неправильном ис­пользовании почв человеком.  

Подготовка и проведение викторины (или КВН ) «Очевидное- невероятное?».

 

22

7

 

1

 

2

 

2

 

 

2

15

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

4

 

 

2

 

 

2

 

 

 

2

 

       2

 

 

40.

 

 

 

41.

 

 

42.

 

 

43.

 

 

44.

 

 

45.

46.

Тема 6. Луг и пастбище

 

Практическая работа № 1. Экскурсия. Снегосъемка на поле и лугу, в лесу. Сравнительный расчет запаса влаги на обследован­ных участках. Фенологические наблюдения. Охрана птиц (наблюдение за птицами и их подкормка).

Разнообразие и экологические особенности растений и живот­ных луга и пастбища. Взаимо­отношения животных и растений на лугу. Рекреационная на­грузка.

Практическая работа № 2. Изучение особенностей биогеоцено­за луга и видового состава населяющих его организмов  (весной).

 

Правильный уход за лугами и пастбищами. Меры охраны, противоэрозионные меро­приятия. Значение лугов и пастбищ в хозяйстве.

Практическая работа № 3. Изучение территорий с эрозированными почвами. Определение видов эрозии и причины, ее вызываю­щие. Противоэрозионные мероприятия (весной).

Методы геоботанического описания луга.

Практическая работа № 4. Геоботаническое описание участка луга.

 

16

6

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

2

10

 

      2

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

       2

 

 

 

      4

 

 

 

47.

 

 

48.

 

49.

 

 

 

50.

 

51.

 

52.

53.

 

54.

 

 

55.

56.

 

 

Тема 7. Лес

 

Лес — природное единство. Рекреационные зоны.

Значение леса в природе и жизни человека. Нормы и правила поведения в лесу.

Просмотр видеофильма ВВС «Планета Земля»  - «Сезонные леса планеты»

Разнообразие пород деревьев и кустарников лесов края, их приспособленность к среде обитания. Меры по охране лесов в крае.  Демонстрация движения питательных веществ по стволу, строение ствола дерева.

Практическая работа № 1 (индивидуальные задания). Опреде­ление темы реферата, сообщения.

Практическая работа № 2. Выявление и учет количества вре­дителей в саду (парке, лесу, лесополосе).

Типы лесов Хабаровского края.

Практическая работа № 3. Определение видового состава ле­сов, пород деревьев и кустарников по семенам, коре, по внешнему виду.

Практическая работа № 5. Работа с картами Атласа Хабаровского края  по выявлению типичных лесных сообществ своей местности.

 

Методы геоботанического описания леса.

Практическая работа № 4. Геоботаническое описание участка леса.

 

16

6

 

1

 

 

 

 

2

 

 

 

1

 

 

 

1

 

 

 

 

 

1

10

 

 

 

 

1

 

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

1

 

1

 

 

4

 

 

 

57.

 

58.

59.

 

60.

61.

62.

 

63.

64.

 

 

65.

 

66.

 

67.

Тема 8. Водные биогеоценозы

 

Аквариум — модель водного биогеоценоза. Различные группы организмов в аквариуме, взаимосвязи между ними. Цепи питания.

Наблюдение за жизнью обитателей аквариума.

Пресноводный водоем и его обитатели. Временная лужа во­ды — мир микроскопических организмов. Работа с микроскопом.    Работа с определителями водных растений и животных.

Гидрологические параметры реки, правила их замера. Органолептические наблюдения за состоянием реки Амур и качеством её воды.

 Реки, озёра, болота и другие водоемы Хабаровского края.

Влияние эксплуатации на водоем.   Меры по охране водоемов малых рек. Операции «Малым ре­кам — чистоту и полноводность».  Нормы   пользования водоисточниками.

Практическая работа № 1. Изучение особенностей водных орга­низмов и признаков приспособленности их к жизни в воде (весной). Практическая работа № 2. Составление гидрологической карты Хабаровского края.

Экскурсия на водоем. Определение гидрологических параметров реки Силинка и степени  загрязненности воды.

 

30

13

 

2

 

 

1

 

 

4

2

 

2

2

17

 

 

 

1

1

 

1

 

 

 

 

 

 

 

2

 

4

 

       8

 

 

68.

 

 

69.

70.

 

 

71.

 

72.

73.

 

74.

Тема 9. Охрана природы и заповедное дело

 

Международное сотрудничество по охране природы. Охрана природы в России - важная государственная задача. Постановле­ния правительства об охране природы.

Устный журнал «По страницам «Красной книги».

Значение заповедников в охране природы. Заповедники в России, в своем крае. Заказники, их роль, виды. Памятники природы. Туризм и охрана приро­ды. Туристская природоохранная деятельность.

Изучение ранневесенних цветущих растений в рекреационной зоне города.

Нормы и правила поведения туриста в природном окружении.

Экскурсия. Изучение мест произрастания ранневесенних цветущих растений в долине реки Силинка.

Поход выходного дня 1—2-дневный (закрепление эколого-туристских  умений: поведенческих, опознавательных,  преобразовательных).

 

18

7

 

2

 

 

 

2

 

 

 

 

1

2

11

 

 

 

 

1

 

 

 

2

 

 

 

 

8

 

 

 

 

75.

       

76.

Тема 10. Индивидуальная работа по написанию рефератов, созданию электронных презентаций, участие в научно-практической конференции

 

Написание индивидуальных рефератов, создание электронных презентаций.

Участие в эколого-краеведческой конференции

 

14

 

 

 

-

14

 

 

 

10

 

4           

 

 

 

77.

 Внутрикружковая работа

                                      

Культурно-массовые мероприятия(выходы в краеведческий, художественный музеи, экскурсии на предприятия города, поездка в Ботанический сад, на рыборазводный завод г. Амурска).

 

14

 

-

14

 

14

 

 

Итого:

 

210

 

76

 

 

134

 

 

 

Методическое обеспечение программы

 

Тема 1. Введение. Экология и природа.

Формы занятий: беседа.

Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса: обзор книг, просмотр видеофильма, выставка краеведческой литературы.

Техническое оснащение занятий: мультимедиа, СД-диск ВВС «Планета Земля», часть 5.

Тема 2. Земля как планета.

Формы занятий: лекция, беседа, экскурсия, индивидуальные задания, практикум.

Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса: наблюдение, анализ, индивидуальные задания.

Дидактический материал: натуральные объекты, таблицы.

Техническое оснащение занятий:  модель солнечной системы, метеоприборы, портативная школьная метеостанция, глобусы.

Форма подведения итогов обучения: собеседование.

Тема 3. Туристическая подготовка.

Формы занятий: беседа, поход, практическое занятие, деловая игра.

Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса: наблюдение, анализ, индивидуальные и групповые занятия.

Дидактический материал: карточки.

Техническое оснащение занятий: туристическое оборудование.

Форма подведения итогов обучения: разработка однодневного путешествия.

Тема 4. Понятие о биосфере.

Формы занятий: беседа, экскурсия, практическая работа.

Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса: просмотр видеофильма, индивидуальные и групповые занятия.

Дидактический материал: окаменелости.

Техническое оснащение занятий:  мультимедиа, СД- диск ВВС «Планета Земля», часть 2.

Форма подведения итогов обучения: собеседование.

Тема 5. Понятие о почве и горных породах.

 Формы занятий: беседа, экскурсия, практическая работа.

Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса: опыт, наблюдение, анализ, просмотр видеофильма, индивидуальные и групповые занятия.

Дидактический материал: коллекции горных пород и минералов, образцы почв, таблицы.

Техническое оснащение занятий: мультимедиа, СД-диски. 

Форма подведения итогов обучения: викторина (или КВН).

Тема 6. Луг и пастбище.

Формы занятий: беседа, экскурсия, практическая работа.

Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса: опыт, наблюдение, анализ, индивидуальные и групповые занятия.

Дидактический материал: гербарии, карточки.

Форма подведения итогов обучения: тестирование.

Тема 7. Лес.

Формы занятий: беседа, экскурсия, практическая работа.

Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса: опыт, наблюдение, анализ, работа в парах, просмотр видеофильма.

Дидактический материал: гербарии, карточки.

Техническое оснащение занятий: мультимедиа, СД- диск ВВС «Планета Земля», часть 4.

Форма подведения итогов обучения: «круглый стол».

Тема 8. Водные биогеоценозы.

Формы занятий: беседа, экскурсия, практическая работа.

Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса: опыт, наблюдение, анализ, индивидуальные и групповые занятия.

Дидактический материал: натуральные объекты, таблицы.

Техническое оснащение занятий: микроскопы, лупы.

Форма подведения итогов обучения: самостоятельная работа.

Тема 9. Охрана природы и заповедное дело.

Формы занятий: лекция, беседа, устный журнал, поход.

Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса: выставка литературы, обзор книг, самостоятельная работа.

Дидактический материал: картины и фотоматериалы.

 Форма подведения итогов обучения: тестирование.

 

Список литературы:

 

 

  1. Миркин Б. М., Наумова Л. Г. Экология России. М.: АО МДС, 2004.
  2. Протасов В. Ф., Молчанов А. В. Экология, здоровье и природопользование в России. М.: Финансы и статистика, 2005.
  3. Ивченко С.И.  Книга о деревьях. М.: Лесная. промышленность, 2002.
  4. Мацюцкий С.А. Туристу о растениях. М.: Профиздат, 2003.
  5. Самодельное туристское снаряжение /Авт.-сост. П.И. Лукоянов. М.: Просвещение, 2003.
  6. Атлас Хабаровского края. Хабаровск: Издательский дом «Приамурские ведомости», 2010.
  7. Атлас «Люби и знай свой край». Федеральная служба геодезии и картографии России. Москва, 2009.
  8. Об экологическом состоянии природной среды Хабаровского края. Хабаровск: Издательский дом «Приамурские ведомости», 2009.
  9. Колбовский Е.Ю. Экология для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке. Ярославль: Академия Холдинг, 2009.
  10. Новиков Ю. В. Экология, окружающая среда и человек. М.:ФАИР- Пресс, 2008.
  11. Ганьшин В.Н. Простейшие измерения на местности. М.: Недра, 2008.
  12. Шиманюк А.П.  Что и как наблюдать в природе.  М.: Просвещение, 2009.
  13. Методы геоботанических исследований. М.: Ассоциация «Экосистема», 2010.

      13. Красная книга Хабаровского края. Хабаровск: Издательский дом 

           «Приамурские  ведомости», 2010.

      14. Миркин Б. М., Наумова Л.Г. Популярный экологический словарь. М.:      Устойчивый     мир, 2008.

      15. Зверев И.Д. Проблемы социальной экологии. М.: Дрофа, 2010. и др.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Программа эколого-краеведческого кружка «Отчий дом» для учащихся СПО"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Семейный психолог

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Важное значение для формирования экологической культуры каждого человека имеет изучение природной окружающей среды. В процессе занятий учащиеся расширяют эколого-краеведческие знания и овладевают эколого-туристическими навыками и умениями.

Занятия кружка направлены на решение следующих образова­тельных и воспитательных задач:

 - привитие первичных эколого-туристских навыков и умений: по­веденческих, опознавательных, преобразовательных;

-  углубление и расширение эколого-краеведческих знаний;

- при­витие навыков исследовательской работы;

- формирование чувства бережного отношения к природе родно­го края;

- развитие познавательной, творческой и общественной активно­сти учащихся в процессе кружковой работы.

Предлагаемая программа рассчитана на учащихся старшего школьного возраста, имеющих опорные кра­еведческие знания курсов природоведения, географии, биологии. Про­грамма рассчитана на 210 часов, 9 часов в неделю.

Программа предусматривает теоретические и практические за­нятия. Первые проводятся в виде бесед, устных журналов. Прак­тические занятия  проводятся   в помещении при организации конкурсов, бесед и викторин, сообщений, рефератов, электронных презентаций уча­щихся, демонстрации опытов, лабораторных работ по определению горных пород и минералов, растений и т. д. Практические занятия на местности проводятся в виде практикумов, экскурсий в приро­ду, организации фенологических наблюдений, деловых игр, выходов в музеи, посещений предприятий и прочих активных видов деятельности.

Тема «Туристическая подготовка» внесена для обучения и привития навыков грамотной организации своего пребывания в природе. В тему «Земля как планета» включены вопросы о метеорологических наблюдениях. В теме «Водные биогеоценозы» расширены знания о гидрологии рек с учетом их дальнейшего комплексного изучения. Тема «Почвы» дополнена знаниями о горных породах и их изменениях. Также расширены некоторые вопросы тем с учетом дальнейшего перехода группы обучающихся на комплексное изучение местности.  В ходе изучения программы кружка возможны незначительные перестановки последовательности изучения тем в практической части с учетом сезона года.

Члены кружка «Отчий дом» могут быть помощ­никами и участниками  в организации мероприятий  эколого-краеведческой работы, в экологическом об­разовании и воспитании учащихся первого курса, проводить беседы, вик­торины, классные часы, 15- минутки нравственности.

Программа предусматривает широкое использование всех ви­дов межпредметных связей  (опорных, сопутствующих, перспектив­ных) с географией и биологией, физикой, химией, а также форми­рование эколого-краеведческих знаний и умений по изучению края, таких как картографо-топографических, геолого-геоморфологических, гидроклиматических, по изучению взаимосвязей компо­нентов природы, природных зон края.

 

В результате изучения тем кружка

учащиеся должны знать:

- основные экологические понятия,

- роль человека в биосфере и его влияние на окружающую среду,

- основной состав и структуру почвы,

- разнообразие и экологические особенности растений и животных разных природных

   сообществ,

- способы и меры по охране окружающей среды,

- приемы организации  деятельности и быта в природе.

Учащиеся должны уметь:

- проводить фенологические и метеорологические наблюдения состояния природной

   среды,

- проводить описание биоценозов своей местности,

- определять тип почв, типичных растений и животных своей местности,

-  проводить гидрологические наблюдения за состоянием водоемов,

- безопасно организовать свое пребывание на местности.

  Формами подведения итогов в конце учебного года могут быть: учебно-исследовательская конференция и конкурс знатоков природы «Интеллектуальный марафон».

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 391 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку биологии в 11 классе (по учебнику «Биология. 11 класс : углубленный уровень / под ред. В.К. Шумного и Г.М. Дымшица. – М. : Просвещение, 2019)
  • Учебник: «Биология (углублённый уровень)», Бородин П.М., Саблина О.В. и др./Под ред. Шумного В.К., Дымшица Г.М.
  • Тема: § 10. Сравнительно-анатомические и эмбриологические свидетельства эволюции
  • 04.10.2020
  • 1149
  • 37
«Биология (углублённый уровень)», Бородин П.М., Саблина О.В. и др./Под ред. Шумного В.К., Дымшица Г.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 514
    • DOCX 120.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Петрухненко Галина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3187
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Анатомия и физиология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Преподаватель анатомии и физиологии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 21 региона
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания биологии в условиях реализации ФГОС

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 68 человек из 38 регионов

Курс повышения квалификации

Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 128 человек из 48 регионов

Мини-курс

Организация и планирование воспитательной работы в СПО

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Планирование проектов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Театральная педагогика: творческое развитие и воспитание

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 18 регионов