Министерство образования и науки
Хабаровского края
Краевое государственное бюджетное
профессиональное
образовательное учреждение (КГБ
ПОУ 11)
Программа эколого-краеведческого
кружка «Отчий дом»
для учащихся СПО
Автор: Петрухненко Галина Владимировна,
преподаватель географии, биологии, экологии
г. Комсомольск-на–Амуре, 2014 г.
Программа эколого-краеведческого кружка «Отчий дом» разработана
для реализации в профессиональных образовательных учреждений среднего
профессионального образования.
Автор разработчик: преподаватель географии, биологии, экологии КГБ ПОУ
11 -
Петрухненко Галина
Владимировна
Рецензент: заместитель директора по
учебно-воспитательной работе КГБ ПОУ 11 – Косарева Елена Игоревна
Пояснительная записка
Важное значение для
формирования экологической культуры каждого человека имеет изучение природной
окружающей среды. В процессе занятий учащиеся расширяют эколого-краеведческие знания
и овладевают эколого-туристическими навыками и умениями.
Занятия кружка направлены на решение
следующих образовательных и воспитательных задач:
- привитие первичных эколого-туристских
навыков и умений: поведенческих, опознавательных, преобразовательных;
- углубление и расширение
эколого-краеведческих знаний;
- привитие навыков исследовательской
работы;
- формирование чувства бережного отношения
к природе родного края;
- развитие познавательной, творческой и
общественной активности учащихся в процессе кружковой работы.
Предлагаемая
программа рассчитана на учащихся старшего школьного возраста, имеющих опорные
краеведческие знания курсов природоведения, географии, биологии. Программа
рассчитана на 210 часов, 9 часов в неделю.
Программа предусматривает
теоретические и практические занятия. Первые проводятся в виде бесед, устных
журналов. Практические занятия проводятся в помещении при организации
конкурсов, бесед и викторин, сообщений, рефератов, электронных презентаций учащихся,
демонстрации опытов, лабораторных работ по определению горных пород и
минералов, растений и т. д. Практические занятия на местности проводятся в виде
практикумов, экскурсий в природу, организации фенологических наблюдений,
деловых игр, выходов в музеи, посещений предприятий и прочих активных видов
деятельности.
Тема «Туристическая
подготовка» внесена для обучения и привития навыков грамотной организации
своего пребывания в природе. В тему «Земля как планета» включены вопросы о
метеорологических наблюдениях. В теме «Водные биогеоценозы» расширены знания о
гидрологии рек с учетом их дальнейшего комплексного изучения. Тема «Почвы»
дополнена знаниями о горных породах и их изменениях. Также расширены некоторые
вопросы тем с учетом дальнейшего перехода группы обучающихся на комплексное
изучение местности. В ходе изучения программы кружка возможны незначительные
перестановки последовательности изучения тем в практической части с учетом
сезона года.
Члены кружка «Отчий
дом» могут быть помощниками и участниками в организации мероприятий
эколого-краеведческой работы, в экологическом образовании и воспитании
учащихся первого курса, проводить беседы, викторины, классные часы, 15-
минутки нравственности.
Программа
предусматривает широкое использование всех видов межпредметных связей (опорных,
сопутствующих, перспективных) с географией и биологией, физикой, химией, а
также формирование эколого-краеведческих знаний и умений по изучению края,
таких как картографо-топографических, геолого-геоморфологических, гидроклиматических,
по изучению взаимосвязей компонентов природы, природных зон края.
В результате изучения тем кружка
учащиеся должны знать:
- основные экологические понятия,
- роль человека в биосфере и его влияние на окружающую
среду,
- основной состав и структуру почвы,
- разнообразие и экологические особенности растений и
животных разных природных
сообществ,
- способы и меры по охране окружающей среды,
- приемы организации деятельности и быта в природе.
Учащиеся должны уметь:
- проводить фенологические и метеорологические наблюдения
состояния природной
среды,
- проводить описание биоценозов своей местности,
- определять тип почв, типичных растений и животных своей
местности,
- проводить гидрологические наблюдения за состоянием
водоемов,
- безопасно организовать свое пребывание на местности.
Формами подведения итогов в конце учебного года могут
быть: учебно-исследовательская конференция и конкурс знатоков природы
«Интеллектуальный марафон».
Содержание программы
Тема 1. Введение. Экология и
природа (4 часа).
Знакомство с целями кружка и планом
работы. Права и обязанности членов кружка. Зачем нужно изучать природу?
Экология – наука, изучающая взаимосвязи в природе. Разумное вмешательство
человека в природное единство.
Обзор книг об интересном в жизни растений, лес —
природное единство. Интересные явления в природе.
Просмотр видеоофильмов ВВС «Планета
Земля», выявление закономерностей в природной среде.
Выставка литературы.
Тема 2. Земля как планета (12
часов)
Краткий обзор теории образования Земли и
строения Солнечной системы: Птолемей (II в. н.
э.) — геоцентрическая система мира. Н. Коперник (1473—1543 гг.) —
гелиоцентрическая система. Теория Канта Лапласа (XVIII в.), О. Ю. Шмидта (1891 —1956гг.).
Строение Солнечной системы. Первые «дни»
Земли, этапы развития оболочек Земли. Земля как целое.
Экскурсия «Сезонные изменения в природе».
Начало фенологических наблюдений. Метеорологические наблюдения. Метеоприборы.
Школьная метеостанция. Правила проведения наблюдений.
Экскурсия — практическая работа по
определению высоты Солнца над горизонтом. Индивидуальные задания учащимся по
проведению наблюдений над природными объектами.
Тема 3. Туристическая подготовка
(56 часов)
Туристское снаряжение. Групповое и личное
снаряжение. Самодельное снаряжение, способствующее охране природы. Виды
рюкзаков и палаток. Правила установки палаток.
Состав ремонтного набора. Правильный
выбор места бивака с учетом особенностей природного окружения. Снятие бивака.
Уборка места, противопожарные меры. Различные типы костров, устройство кострища.
Набор продуктов, меню, хранение продуктов.
Приготовление пищи, использование ягод и грибов, правила их сбора.
Режим дня в походе. Правила поведения
туриста в походе.
Правила санитарии и гигиены. Первая
доврачебная помощь. Санитарно-гигиенические умения.
Практическая работа № 1.Составление списка
группового и личного снаряжения. Установка палатки. Укладка рюкзака. Подготовка
и ремонт имеющегося снаряжения.
Практическая работа № 2. Составление меню
одно- и двухдневного похода (деловая игра). Разжигание костра, приготовление
пищи на костре, вязка узлов. Пользование инструментами.
Практическая работа № 3 Комплектование
походной аптечки. Отработка навыков оказания медицинской помощи. Определение
лекарственных растений, ядовитых растений и грибов. Обеззараживание питьевой
воды.
Поход. Организация группы в пути и на
привале. Составление «Памятки эколога-туриста». Деловая игра «Экологически
чистый привал».
Тема 4. Понятие о биосфере (8
часов)
Биосфера — оболочка Земли, населенная
живыми организмами.
И. В. Вернадский о живом веществе планеты,
о круговороте веществ и потоке энергии.
Почему вымерли гиганты. Обзор различных
теорий.
Роль различных экологических групп
организмов и биосфере, роль элементов природы в экологическом равновесии. Что
такое элементы (компоненты) природы и их роль. Экология — наука, изучающая
элементы природы и их взаимодействие.
Роль человека в биосфере, защита биосферы
от нарушения равновесия в ней. Что такое атмосфера, литосфера, гидросфера,
географическая оболочка.
Рекреационная нагрузка на окружающую
среду.
Практическая работа. Распределение тем докладов среди
учащихся
Сообщения.
Просмотр видеофильмов ВВС «Планета Земля»
о развитии биосферы Земли
Тема 5. Понятие о почве и горных
породах (22часа)
Зачем изучают почву. Как раньше думали о
почве. В. В. Докучаев — великий ученый-почвовед (его определение почвы).
Состав и структура почвы. Почва — среда
обитания различных групп организмов. Роль микроорганизмов в почве (микориза),
роль беспозвоночных животных в формировании почвы. Плодородие
почвы.
Рациональное использование и меры охраны
почв. История освоения почв и их использование и древности. Древние методы обработки
почв, не нарушающие плодородия почв. Почему истощается почва? Меры улучшения
ее плодородия. Причины водной эрозии почв.
Меры охраны почв от истощения и
разрушения: внесение удобрений (органических — навоза, помета), севооборот,
правильная вспашка, боронование, правильный полив и орошение, роль полезащитных
полос. Правила хождения в природном окружении (склон).
Горные породы, их типы. Обломочные горные
породы своей местности. Изменение горных пород во времени.
Опыт, демонстрирующий наличие воздуха и
почве (структурной, бесструктурной).
Экскурсия в зимний лес. Беседа о периодах
зимы, явлениях в неживой природе: замерзании рек и озер, снегопаде, метелях.
Виды осадков зимой и как они образуются. Проталины.
Экскурсия. Определение высоты Солнца над
горизонтом Измерение высоты снежного покрова в различных участках холма, поля;
описание поверхности снежного покрова, зарисовка снежинок. Определение
растений, оставивших свои плоды и семена на зиму.
Практическая работа № 1. Работа с
коллекцией образцов горных пород.
Практическая работа № 2. Геологическое
обнажение. Изучение и описание характера залегания горных пород в своей
местности.
Индивидуальные задания. Подготовка
сообщения о правильном и неправильном использовании почв человеком. Подготовка
к викторине (или КВН ) «Очевидное- невероятное?».
Тема 6. Луг и пастбище (16 часов)
Разнообразие и экологические особенности
растений и животных луга и пастбища. Чем отличается луг от пастбища? Взаимоотношения
животных и растений на лугу. Рекреационная нагрузка.
Роль насекомых в жизни луга и пастбища.
Правильный уход за лугами и пастбищами. Меры охраны, противоэрозионные мероприятия.
Значение лугов и пастбищ в народном
хозяйстве.
Методы геоботанического описания луга.
Практическая работа № 1. Экскурсия.
Снегосъемка на поле и лугу, в лесу. Сравнительный расчет запаса влаги на
обследованных участках. Фенологические наблюдения. Охрана птиц (наблюдение за
птицами и их подкормка).
Практическая работа № 2. Изучение
особенностей биогеоценоза луга и видового состава населяющих его организмов
(весной).
Практическая работа № 3. Изучение
территорий с эрозированными почвами. Определение видов эрозии и причины, ее
вызывающие. Противоэрозионные мероприятия (весной).
Практическая работа № 4. Геоботаническое
описание участка луга.
Тема 7. Лес (16 часов)
Лес — природное единство. Рекреационные
зоны.
Значение леса в природе и жизни человека.
Нормы и правила поведения в лесу.
Разнообразие пород деревьев и кустарников
лесов края, их приспособленность к совместному существованию и к условиям
обитания. Меры по охране и воспроизводству лесов в крае. Приспособленность
животных к сообществу леса.
Типы лесов Хабаровского края. Методы
геоботанического описания леса.
Практическая работа № 1 (индивидуальные
задания). Определение темы реферата, сообщение (по видовому разнообразию древесной
и кустарниковой растительности лесов края: сосна, кедр, ель, пихта, береза,
липа, осина, ольха, черемуха, калина, рябина; кустарники — смородина, малина и
т. д.)
Практическая работа № 2. Выявление и учет количества вредителей
в саду (парке, лесу, лесополосе).
Практическая работа № 3. Определение видового состава лесов,
пород деревьев и кустарников по семенам, коре, по внешнему виду.
Практическая работа № 4. Геоботаническое
описание участка леса (весной).
Практическая работа № 5. Работа с картами
Атласа Хабаровского края по выявлению типичных лесных сообществ своей
местности.
Экскурсия (практическая работа) «Биологическая
тропа» в лесополосе, лесопарке с целью изучения видового состава организмов
данного биогеоценоза и их экологической приспособленности.
Демонстрация движения питательных веществ
по стволу (ветке), поперечное и продольное строение ствола дерева.
Просмотр видеофильма ВВС «Планета Земля»
- «Сезонные леса планеты»
Тема 8. Водные биогеоценозы (36
часов)
Аквариум — модель водного биогеоценоза.
Различные группы организмов в аквариуме, взаимосвязи между ними. Цепи питания.
Пресноводный водоем и его обитатели.
Временная лужа воды — мир микроскопических организмов.
Гидрологические параметры реки, правила их
замера. Органолептические наблюдения за состоянием реки и качеством воды. Реки
Хабаровского края. Губительное влияние неправильной эксплуатации и загрязнения
на живые организмы в водоеме, на биологические факторы.
Меры по охране водоемов, малых рек.
Операции «Малым рекам — чистоту и полноводность». Нормы пользования
водоисточниками.
Практическая работа № 1. Изучение особенностей водных организмов
и признаков приспособленности их к жизни в воде. Наблюдение за жизнью
обитателей аквариума.
Практическая работа № 2. Составление
гидрологической карты Хабаровского края.
Экскурсия на водоем. Определение степени
загрязненности воды.
Опыт и наблюдение: рассмотрение под
микроскопом капли дождя, воды из лужи.
Работа с определителями водных растений и
животных.
Тема 9. Охрана природы и заповедное дело (18
часов)
Международное сотрудничество по охране
природы. Охрана природы в России - важная государственная задача. Постановления
правительства об охране природы.
Значение заповедников в охране природы.
Заповедники в России, в своем крае. Заказники, их роль, виды. Туризм и охрана
природы. Туристская природоохранная деятельность.
Изучение ранневесенних цветущих растений в
рекреационной зоне города. Нормы и правила поведения туриста в природном
окружении.
Экскурсия. Изучение мест произрастания
ранневесенних цветущих растений в долине реки Силинка.
Устный журнал «По страницам «Красной книги».
Поход выходного дня 1—2-дневный (закрепление эколого-туристских
умений: поведенческих, опознавательных, преобразовательных).
Тема 10. Индивидуальная работа по
написанию рефератов, созданию электронных презентаций, участие в научно-практической
конференции (14 часов)
Внутрикружковая работа (8 часов)
Учебно-тематический план
№ п/п
|
Тема занятия
|
Кол-во часов
|
Всего
|
Теоретическое
|
Практическое
|
1.
2.
|
Тема 1. Введение. Экология и природа.
Знакомство
с целями кружка и планом работы на год. Права и обязанности членов кружка.
Зачем нужно изучать природу? Экология – наука, изучающая взаимосвязи в
природе.
Обзор книг. Интересные явления в природе.
Просмотр видеофильмов ВВС «Планета Земля», выявление
закономерностей в природной среде.
|
4
|
2
2
|
2
2
|
3.
4.
5.
6.
|
Тема 2. Земля как планета
Краткий
обзор теории образования Земли и строения Солнечной системы. Работа с
моделью Солнечной системы.
Этапы развития оболочки Земли. Земля как целое.
Экскурсия
«Сезонные изменения в природе». Начало фенологических наблюдений.
Метеорологические наблюдения. Метеоприборы. Школьная
метеостанция. Правила проведения наблюдений.
Экскурсия — практическая работа по определению высоты
Солнца над горизонтом. Индивидуальные задания учащимся по проведению
наблюдений над природными объектами и метеонаблюдения.
|
12
|
5
1
2
2
|
7
1
2
2
2
|
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
|
Тема 3. Туристическая подготовка
Туристское снаряжение. Групповое и личное снаряжение.
Самодельное снаряжение, способствующее охране природы.
Виды рюкзаков и палаток. Правила установки палаток.
Практическая работа № 1.Составление списка группового и
личного снаряжения. Установка палатки. Укладка рюкзака.
Состав ремонтного набора. Подготовка и ремонт имеющегося
снаряжения.
Правильный выбор места бивака с учетом особенностей
природного окружения.
Снятие бивака. Уборка места, противопожарные меры.
Различные типы костров, устройство кострища.
Набор продуктов, меню, хранение продуктов.
Приготовление пищи, использование ягод и грибов, правила
их сбора.
Практическая работа № 2. Разжигание костра, приготовление
пищи на костре. Пользование инструментами.
Вязка узлов.
Практическая работа № 3. Изготовление макетов, моделей
различных типов костров, узлов и пр.
Режим дня в походе. Правила поведения туриста в походе.
Правила санитарии и гигиены. Первая доврачебная помощь.
Санитарно-гигиенические умения.
Комплектование походной аптечки. Отработка навыков
оказания медицинской помощи.
Определение лекарственных растений, ядовитых растений и
грибов. Обеззараживание питьевой воды.
Практическая работа № 4. Составление меню одно- и
двухдневного похода (деловая игра).
Составление «Памятки эколога-туриста». Деловая игра
«Экологически чистый привал».
Поход. Организация группы в пути и на привале.
|
56
|
25
2
2
1
2
2
2
2
4
1
4
2
1
|
31
4
3
4
1
2
2
2
1
2
2
8
|
25.
26.
27.
28.
29.
|
Тема 4. Понятие о биосфере
Биосфера — оболочка Земли, населенная живыми организмами.
И. В. Вернадский о живом веществе планеты, о круговороте
веществ и потоке энергии. Почему вымерли гиганты. Обзор различных теорий.
Роль различных экологических групп организмов и биосфере,
роль элементов природы в экологическом равновесии. Что такое элементы
(компоненты) природы и их роль. Экология — наука, изучающая элементы природы
и их взаимодействие.
Роль человека в биосфере, защита биосферы от нарушения равновесия
в ней. Что такое атмосфера, литосфера, гидросфера, географическая оболочка.
Рекреационная нагрузка на окружающую среду.
Практическая работа. Распределение тем докладов среди учащихся
Заслушивание сообщений.
Просмотр видеофильма ВВС «Планета Земля» о развитии
биосферы Земли.
|
8
|
5
2
2
1
|
3
2
1
|
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
|
Тема 5. Понятие о почве и горных
породах
Зачем изучают почву. В. В. Докучаев — великий
ученый-почвовед Состав и структура почвы.
Почва — среда обитания различных групп организмов. Роль
микроорганизмов в формировании почвы. Плодородие почвы.
Рациональное использование и меры охраны почв. История освоения
почв. Причины водной эрозии почв. Правила хождения в природном окружении
(склон).
Горные породы, их типы. Обломочные горные породы своей
местности. Изменение горных пород во времени.
Практическая работа № 1. Работа с коллекцией образцов
горных пород
Практическая работа № 2. Геологическое обнажение.
Изучение и описание характера залегания горных пород в своей местности.
Экскурсия в зимний лес. Беседа о периодах зимы, явлениях
в неживой природе: замерзании рек и озер, снегопаде, метелях. Виды осадков
зимой и как они образуются. Проталины.
Экскурсия. Измерение высоты снежного покрова в различных
участках. Определение растений, оставивших свои плоды и семена на зиму.
Индивидуальные задания. Подготовка сообщения о
правильном и неправильном использовании почв человеком.
Подготовка и проведение викторины (или КВН ) «Очевидное-
невероятное?».
|
22
|
7
1
2
2
2
|
15
1
2
4
2
2
2
2
|
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
|
Тема 6. Луг и пастбище
Практическая работа № 1. Экскурсия. Снегосъемка на поле и
лугу, в лесу. Сравнительный расчет запаса влаги на обследованных участках.
Фенологические наблюдения. Охрана птиц (наблюдение за птицами и их
подкормка).
Разнообразие и экологические особенности растений и животных
луга и пастбища. Взаимоотношения животных и растений на лугу. Рекреационная
нагрузка.
Практическая работа № 2. Изучение особенностей биогеоценоза
луга и видового состава населяющих его организмов (весной).
Правильный уход за лугами и пастбищами. Меры охраны,
противоэрозионные мероприятия. Значение лугов и пастбищ в хозяйстве.
Практическая работа № 3. Изучение территорий с
эрозированными почвами. Определение видов эрозии и причины, ее вызывающие.
Противоэрозионные мероприятия (весной).
Методы геоботанического описания луга.
Практическая работа № 4. Геоботаническое описание участка
луга.
|
16
|
6
2
2
2
|
10
2
2
2
4
|
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
|
Тема 7. Лес
Лес — природное единство. Рекреационные зоны.
Значение леса в природе и жизни человека. Нормы и правила
поведения в лесу.
Просмотр видеофильма ВВС «Планета Земля» - «Сезонные
леса планеты»
Разнообразие пород деревьев и кустарников лесов края, их
приспособленность к среде обитания. Меры по охране лесов в крае.
Демонстрация движения питательных веществ по стволу, строение ствола дерева.
Практическая работа № 1 (индивидуальные задания). Определение
темы реферата, сообщения.
Практическая работа № 2. Выявление и учет количества вредителей
в саду (парке, лесу, лесополосе).
Типы лесов Хабаровского края.
Практическая работа № 3. Определение видового состава лесов,
пород деревьев и кустарников по семенам, коре, по внешнему виду.
Практическая работа № 5. Работа с картами Атласа
Хабаровского края по выявлению типичных лесных сообществ своей местности.
Методы геоботанического описания леса.
Практическая работа № 4. Геоботаническое описание участка
леса.
|
16
|
6
1
2
1
1
1
|
10
1
1
2
1
1
4
|
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
|
Тема 8. Водные биогеоценозы
Аквариум — модель водного биогеоценоза. Различные группы
организмов в аквариуме, взаимосвязи между ними. Цепи питания.
Наблюдение за жизнью обитателей аквариума.
Пресноводный водоем и его обитатели. Временная лужа воды
— мир микроскопических организмов. Работа с микроскопом. Работа с
определителями водных растений и животных.
Гидрологические параметры реки, правила их замера.
Органолептические наблюдения за состоянием реки Амур и качеством её воды.
Реки, озёра, болота и другие водоемы Хабаровского края.
Влияние эксплуатации на водоем. Меры по охране водоемов
малых рек. Операции «Малым рекам — чистоту и полноводность». Нормы
пользования водоисточниками.
Практическая работа № 1. Изучение особенностей водных организмов
и признаков приспособленности их к жизни в воде (весной). Практическая работа
№ 2. Составление гидрологической карты Хабаровского края.
Экскурсия на водоем. Определение гидрологических параметров реки
Силинка и степени загрязненности воды.
|
30
|
13
2
1
4
2
2
2
|
17
1
1
1
2
4
8
|
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
|
Тема 9. Охрана природы и заповедное дело
Международное сотрудничество по охране природы. Охрана
природы в России - важная государственная задача. Постановления
правительства об охране природы.
Устный журнал «По страницам «Красной книги».
Значение заповедников в охране природы. Заповедники в
России, в своем крае. Заказники, их роль, виды. Памятники природы. Туризм и
охрана природы. Туристская природоохранная деятельность.
Изучение ранневесенних цветущих растений в рекреационной
зоне города.
Нормы и правила поведения туриста в природном
окружении.
Экскурсия. Изучение мест произрастания ранневесенних
цветущих растений в долине реки Силинка.
Поход выходного дня 1—2-дневный (закрепление эколого-туристских
умений: поведенческих, опознавательных, преобразовательных).
|
18
|
7
2
2
1
2
|
11
1
2
8
|
75.
76.
|
Тема 10. Индивидуальная работа
по написанию рефератов, созданию электронных презентаций, участие в
научно-практической конференции
Написание индивидуальных рефератов, создание электронных
презентаций.
Участие в эколого-краеведческой конференции
|
14
|
-
|
14
10
4
|
77.
|
Внутрикружковая работа
Культурно-массовые
мероприятия(выходы в краеведческий, художественный музеи, экскурсии на
предприятия города, поездка в Ботанический сад, на рыборазводный завод г.
Амурска).
|
14
|
-
|
14
14
|
|
Итого:
|
210
|
76
|
134
|
Методическое обеспечение программы
Тема 1. Введение. Экология и природа.
Формы занятий: беседа.
Методы и приемы организации учебно-воспитательного
процесса: обзор
книг, просмотр видеофильма, выставка краеведческой литературы.
Техническое оснащение занятий: мультимедиа, СД-диск ВВС «Планета
Земля», часть 5.
Тема 2. Земля как планета.
Формы занятий: лекция, беседа, экскурсия, индивидуальные задания,
практикум.
Методы и приемы организации учебно-воспитательного
процесса: наблюдение,
анализ, индивидуальные задания.
Дидактический материал: натуральные объекты, таблицы.
Техническое оснащение занятий: модель солнечной системы, метеоприборы,
портативная школьная метеостанция, глобусы.
Форма подведения итогов обучения: собеседование.
Тема 3. Туристическая подготовка.
Формы занятий: беседа, поход, практическое занятие, деловая игра.
Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса: наблюдение, анализ,
индивидуальные и групповые занятия.
Дидактический материал: карточки.
Техническое оснащение занятий: туристическое оборудование.
Форма подведения итогов обучения: разработка однодневного путешествия.
Тема 4. Понятие о биосфере.
Формы занятий: беседа, экскурсия, практическая работа.
Методы и приемы организации учебно-воспитательного
процесса: просмотр
видеофильма, индивидуальные и групповые занятия.
Дидактический материал: окаменелости.
Техническое оснащение занятий: мультимедиа, СД- диск ВВС «Планета Земля»,
часть 2.
Форма подведения итогов обучения: собеседование.
Тема 5. Понятие о почве и горных породах.
Формы занятий: беседа, экскурсия, практическая работа.
Методы и приемы организации учебно-воспитательного
процесса: опыт, наблюдение,
анализ, просмотр видеофильма, индивидуальные и групповые занятия.
Дидактический материал: коллекции горных пород и минералов,
образцы почв, таблицы.
Техническое оснащение занятий: мультимедиа, СД-диски.
Форма подведения итогов обучения: викторина (или КВН).
Тема 6. Луг и пастбище.
Формы занятий: беседа, экскурсия, практическая работа.
Методы и приемы организации учебно-воспитательного
процесса: опыт, наблюдение,
анализ, индивидуальные и групповые занятия.
Дидактический материал: гербарии, карточки.
Форма подведения итогов обучения: тестирование.
Тема 7. Лес.
Формы занятий: беседа, экскурсия, практическая работа.
Методы и приемы организации учебно-воспитательного
процесса: опыт,
наблюдение, анализ, работа в парах, просмотр видеофильма.
Дидактический материал: гербарии, карточки.
Техническое оснащение занятий: мультимедиа, СД- диск ВВС «Планета
Земля», часть 4.
Форма подведения итогов обучения: «круглый стол».
Тема 8. Водные биогеоценозы.
Формы занятий: беседа, экскурсия, практическая работа.
Методы и приемы организации учебно-воспитательного
процесса: опыт,
наблюдение, анализ, индивидуальные и групповые занятия.
Дидактический материал: натуральные объекты, таблицы.
Техническое оснащение занятий: микроскопы, лупы.
Форма подведения итогов обучения: самостоятельная работа.
Тема 9. Охрана природы и заповедное дело.
Формы занятий: лекция, беседа, устный журнал, поход.
Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса: выставка литературы, обзор книг,
самостоятельная работа.
Дидактический материал: картины и фотоматериалы.
Форма подведения итогов обучения: тестирование.
Список литературы:
- Миркин Б. М., Наумова Л. Г. Экология России. М.: АО МДС, 2004.
- Протасов В. Ф., Молчанов А. В. Экология, здоровье и природопользование в
России. М.: Финансы и статистика, 2005.
- Ивченко С.И. Книга о деревьях. М.: Лесная. промышленность,
2002.
- Мацюцкий С.А. Туристу о растениях. М.: Профиздат, 2003.
- Самодельное туристское снаряжение /Авт.-сост.
П.И. Лукоянов. М.: Просвещение, 2003.
- Атлас Хабаровского края. Хабаровск: Издательский
дом «Приамурские ведомости», 2010.
- Атлас «Люби и знай свой край». Федеральная служба
геодезии и картографии России. Москва, 2009.
- Об экологическом состоянии природной среды
Хабаровского края. Хабаровск: Издательский дом «Приамурские ведомости»,
2009.
- Колбовский Е.Ю. Экология для любознательных, или о чем не
узнаешь на уроке. Ярославль: Академия Холдинг, 2009.
- Новиков Ю. В. Экология, окружающая среда и человек. М.:ФАИР-
Пресс, 2008.
- Ганьшин В.Н. Простейшие измерения на местности. М.: Недра,
2008.
- Шиманюк А.П. Что и как наблюдать в природе. М.:
Просвещение, 2009.
- Методы геоботанических исследований. М.:
Ассоциация «Экосистема», 2010.
13. Красная книга Хабаровского края. Хабаровск:
Издательский дом
«Приамурские ведомости», 2010.
14. Миркин Б. М., Наумова Л.Г.
Популярный экологический словарь. М.: Устойчивый мир, 2008.
15. Зверев
И.Д. Проблемы
социальной экологии. М.: Дрофа, 2010. и др.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.