СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
«_____»__________2009
«____»_____________2009
МУ «ОМПК
СГО» Метод. совет
МПК «Спартак»
Директор
Царигородцева Т.Н. Заведующая
_________(Стукалова М.И.)
_______________(___________)
Программа эколого-краеведческого кружка
«КЛУБ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ»
по дополнительному образованию
для подростков 13-14 лет
(2-й год обучения)
Учреждение:
МПК «СПАРТАК»
Педагог: Карпушева
Елена
Тадеушевна
Североуральск, 2009
Пояснительная записка
Экологическое
мировоззрение личности есть результат экологически ориентированного
воспитательного процесса, который сближает человека с природой настолько, что
он начинает узнавать ее в себе и себя в ней.
Важнейшими
условиями формирования ответственного отношения к природе являются, во-первых,
обеспечение взаимосвязи содержания экологического образования и основных
направлений экологического воспитания, во-вторых, активизация разнообразной
деятельности членов кружка по изучению и охране природы.
Целью программы
является знакомство подростков с природой и историей родного края, с особо
охраняемыми природными территориями, включая историю создания заповедника
«Денежкин Камень», специфику его работы, подготовка к серьезной экспедиционной
работе в летний период.
Задачи:
1. Обучающая – обучение экологически
грамотному взаимодействию с миром природы.
2. Развивающая – развитие интереса к
исследовательской деятельности, к общению с природой.
3. Воспитывающая – воспитание любви к природе
родного края, чувства ответственности за нее.
Программа разработана в
соответствии с Концепцией развития общегражданского и среднего
профессионального образования, региональной программой развития образования
Свердловской области и основывается на современных теориях развития личности,
общества, новых современных подходах к формированию творческой индивидуальности
школьников, рекомендациях экологической психологии и педагогики по формированию
партнерского взаимодействия с миром природы в учебно-познавательной
деятельности. Программа построена на основе принципов доступности,
преемственности, системности, последовательности.
Тематический план составлен по
тематическому принципу. Структура программы представляет собой сочетание
теоретических, практических и экскурсионных занятий. В нее также входит
экологический практикум «Рождественский учет птиц». Школьники ведут дневники
наблюдений за природой, изучают состав древостоя на пробной площадке вблизи
села Всеволодо-Благодатское, занимаются учетом птиц во время рождественских
каникул, готовят рефераты, доклады, сообщения. Программа носит компилятивный
характер. При ее составлении учитывался опыт работы и рекомендации В.Н.
Большакова, Г.Ерохина Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника, А.П. Сидорина, А.Н.
Захлебного и И.Р. Колтуновой, Г.С.Чеурина, М.А. Секерина.
Экскурсионная программа в
основном проводится на базе села Всеволодо-Благодатское и памятников природы,
находящихся в черте города. Предполагается просмотр видеосюжетов о хребте Шемур
(автор А.Трушников), слайд фильмов, посещение краеведческого музея,
фотовыставок.
Ожидаемый результат
Умения:
·
проводить
простейший расчет по определению типа леса и его состава,
·
составлять
паспорт на природный объект,
·
пользоваться
популярной и публицистической экологической литературой, материалами
исследований,
·
грамотно
взаимодействовать с миром природы, не нанося ей ущерба, использовать опыт
слушательского и зрительского общения с природой на основе посещения памятников
природы, музеев природы, природных памятников Свердловской области.
·
собирать
и систематизировать материал в ходе работы на учебном экологическом маршруте.
2. Тематический план
№
|
Тема занятия
|
Общее кол-во часов
|
В
том числе
|
экскурсии
|
практики
|
теории
|
|
|
72
|
33
|
12
|
17
|
|
Правила организации экспедиции, похода,
экскурсии
|
34
|
10
|
10
|
14
|
1.
|
Назначение, цели, задачи экспедиции
|
2
|
2
|
-
|
-
|
2.
|
Предварительный сбор информации о районе
работы экспедиции
|
2
|
1
|
1
|
-
|
3.
|
Экспедиционная техника безопасности
|
8
|
4
|
4
|
-
|
4.
|
Экспедиционное снаряжение
|
4
|
1
|
3
|
-
|
5.
|
Ориентирование
|
4
|
2
|
2
|
-
|
6.
|
Ночевка в чуме в зимних условиях
|
8
|
-
|
-
|
8
|
7.
|
Ночевка без палатки в зимнем лесу
|
6
|
-
|
-
|
6
|
|
Природа родного края
|
30
|
18
|
-
|
2
|
8.
|
ГПЗ «Денежкин Камень»: от идеи до
воплощения.
|
1
|
1
|
-
|
-
|
9.
|
ООПТ Урала, их категории. ООПТ
Североуральского района.
|
1
|
-
|
-
|
1
|
10.
|
Северный Урал: историко-географическое
положение.
История освоения Северного Урала
|
2
|
1
|
-
|
1
|
11.
|
Птицы Северного Урала
|
2
|
2
|
-
|
-
|
12.
|
Методы наблюдения за птицами
|
2
|
2
|
-
|
-
|
13.
|
Подготовка к зимней экспедиции
|
4
|
3
|
1
|
-
|
14.
|
Зимняя экологическая экспедиция
«Рождественский учет птиц»
|
18
|
8
|
10
|
-
|
|
Основы экологии
|
8
|
5
|
2
|
1
|
15.
|
Что изучает экология?
|
1
|
1
|
-
|
-
|
16.
|
История развития экологии как науки
|
1
|
1
|
-
|
-
|
17.
|
Экологическая ниша
|
1
|
1
|
-
|
-
|
18.
|
Понятие популяции, ее основные
характеристики
|
2
|
1
|
1
|
-
|
19.
|
Сообщество, экосистема, биоценоз, биосфера
|
3
|
1
|
1
|
1
|
3.Содержание занятий.
Правила организации
экспедиции, похода, экскурсии
Тема 1. Назначение, цели,
задачи экспедиции.
Теория: Что такое экспедиция?
Постановка целей и задач. Описание и разработка маршрута.
Тема 2. Предварительный сбор
информации о районе работы экспедиции.
Маршруты экспедиции «Былина»:
Заозерье, хребет Шемур.
Изучение карт маршрутов, составление
описания маршрутов.
Тема 3. Экспедиционная
техника безопасности.
Основы конфликтологии: принятие
группового решения. Инструктаж по ТБ. Поведение в лесу и горах. Тренинги на
командное взаимодействие.
Поход выходного дня, отработка
навыков разведения костра в неблагоприятных погодных условиях.
Тема 4. Экспедиционное
снаряжение.
Вещи первой необходимости в ПВД. Что
необходимо зимой на маршруте? Как собрать рюкзак?
Туристические умения и навыки,
подготовка к турслету.
Тема 5. Ориентирование.
Основы ориентирования. Основные
правила определения сторон горизонта, ориентирование по компасу, звездам,
солнцу и др.
Практика: Отработка навыков
ориентирования во время ПВД.
Тема 6. Ночевка в чуме в
зимних условиях.
Установка чума (шатра), разведение
костра и поддержание температурного режима в течение ночи в чуме. Отработка
правил дежурства у костра.
Тема 7. Ночевка без палатки в
зимнем лесу.
Приготовление места для костра и ночлега.
Разновидности костра для ночлега. Нодья и правила ее установки.
Природа родного края
Тема 8. ГПЗ «Денежкин
Камень»: от идеи до воплощения.
Заповедная система России. Причина
создания заповедника на Северном Урале в 1946 году. Профессор Н.Туров и его
вклад в развитие заповедника. Заповедник с 1991 года.
Тема 9. ООПТ Урала, их
категории. ООПТ Североуральского района.
Категории ООПТ и их главные отличия.
Памятники природы Североуральского района.
Три Брата, Пещеры Грюневальдта
Тема 10. Северный
Урал: историко-географическое положение.
История освоения Северного
Урала.
Главный Уральский хребет – граница
между Европой и Азией
Поездка на Сосьвинский Камень.
Тема 11. Птицы Северного Урала.
Посещение городского музея.
Тема 12. Методы наблюдения за птицами,
их применение на практике.
Тема 13. Подготовка к зимней
экспедиции «Рождественский учёт птиц»
Тема 14. Зимняя экологическая
экспедиция «Рождественский учет птиц».
Выезд в село Всеволодо-Благодатское.
Основы экологии
Тема 15. Что изучает экология? Экскурсия
на Колонгинское водохранилище, знакомство с экосистемой пруда.
Тема 16. История развития экологии
как науки. Экологический мониторинг.
Тема 17. Экологическая ниша.
Тема 18. Понятие популяции, ее
основные характеристики.
Тема 19. Сообщество, экосистема,
биоценоз, биосфера.
4.
Библиографический список
1.
Биологические экскурсии. М., 1983.
2.
Богоявленский Л.С. Уральский лес.
Екатеринбург, 2001. С.140-144.
3.
Борейко В.Е. Планирование и выбор форм
природоохранной пропаганды и экопросвещения на заповедных объектах /
Экологическое просвещение в заповедниках и национальных парках. Информационно-методический
сборник для государственных заповедников и национальных парков. М., 1997.
С.3-6.
4.
Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая
педагогика и психология. Ростов-на-Дону, 1996.
5.
Дополнительное экологическое образование.
Методические рекомендации. Выпуск 1. Екатеринбург, 1998.
6.
Захлебный А.Н. На экологической тропе:
опыт экологического воспитания. М., 1986.
7.
Захлебный А.Н., Суравегина И.Т.
Экологическое образование школьников во внеклассной работе. М., 1984.
8.
Игнатова В.А. Формирование экологической
культуры учащихся: теория и практика / под ред. В.И. Загвязинского. Тюмень,
1996.
9.
Карякина Н.И. Опыт использования
эмоционально-чувственного подхода в практике экологического образования. //
Экология и образование. 1998. № 1.
10.
Колесова Е. В. Система дополнительного
экологического образования "Московского образовательного комплекса"
// Вестник экологического образования России. 2001, № 2.
11.
Колтунова И. Р., Моисеева Л. В.
Экологическая школа // Историко-культурное и экологическое образование:
инновационные подходы. Екатеринбург, 1993.
12.
Красная Книга Среднего Урала: Редкие и
находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных / Под ред. В. Н.
Большакова, П. Л. Горчаковского. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1996. 279 с.
13.
Криксунов Е.А. и др. Экология: 9 класс:
Учеб. Для общеобразоват. учеб. заведений / М.: Дрофа, 1995.
14.
Организация экологического воспитания в
школе. Пермь, 1990.
15.
Сикорская Г. П. Экологическое краеведение:
Программа для подготовки социальных педагогов. Екатеринбург, 1992.
16.
Эколого-просветительская работа со
школьниками в заповедниках и национальных парках. М., 1998.
17.
Ясвин В.Я., Дерябо С.Д. Методика
проведения эколого-психологического тренинга // Школа здоровья. 1995. № 2.
18.
Ясвин В.А. Психология отношения к природе.
М., 1998.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.