Инфоурок Биология Другие методич. материалыПрограмма экологического образования "Эколог и Я"

Программа экологического образования "Эколог и Я"

Скачать материал

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Луначарской средней общеобразовательной школы№8.

 

 

 

 

 

Программа  экологического образования

 

В МБОУ  Луначарской СОШ №8

 

«ЭКОЛОГ и  Я»

 

 

 

 

 

Заслушана на педагогическом совете

МБОУ Луначарской СОШ №8

от 30.08.2013г №1

 

 

 

 

2013г

 

Паспорт программы



Наименование проекта:                              

Экологическое образование

Срок выполнения проекта:

бессрочно

Дата начала:

01.09.2013          

Дата завершения:                              

бессрочно

Участники:

 

Администрация, педагогические работники,    учащиеся, родители Луначарской СОШ № 8    

Телефон, факс, e-mail:

(8-86370) 46-4-43

E – mail: mirny270@rambler.ru

Адрес

хутор Мирный, Егорлыкского района                                           

                                               Ростовской области

 

Руководитель  

Орехова Татьяна Викторовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если вы думаете на год вперед – сейте зерна,

Если вы думаете на 10 лет вперед – сажайте деревья,

Если вы думаете на 100 лет вперед – воспитывайте человека.

Народная китайская мудрость

 

Пояснительная записка

Актуальность проблемы.

  Среди современных проблем, стоящих перед мировым сообществом, особенно выделяется одна – проблема ухудшения качества среды обитания человека. Она носит глобальный характер и волнует людей всех стран, больших и малых, развитых и развивающихся. В решении проблем охраны окружающей среды важнейшая роль принадлежит образованию.

Уже с самого раннего возраста каждый живущий на Земле человек должен знать и ощущать личную ответственность за ее состояние. Однако сегодняшние выпускники школы слабо ориентированы в глобальных, в том числе экологических, проблемах сохранения здоровья человека и биосферы. Преобладают потребительские взгляды на природу, низок уровень восприятия экологических проблем как личностно значимых, недостаточно развита потребность фактически участвовать в природоохранной работе.

     На этих идеях основана   разработанная в нашей школе комплексно-целевая программа «Эколог и я», охватывающая учебно-воспитательный процесс по всей вертикали  с 1 по 11 класс.

Цель программы:

·        формирование экологического сознания и развития экологической культуры у   учащихся;

·        развитие творческих способностей и интереса обучающихся к научно-исследовательской деятельности;

·        обеспечение поддержки идей охраны природы среди школьников.

 

 

Предполагаемые результаты  работы по программе:

·         Образовательные:

o    Сформируется эмоционально-ценностное отношение к экологической среде школы и поселка;

o    возрастет познавательный интерес учащихся к общим законам природы, человеческого бытия, стремление приобрести универсальное образование и обширные экологические знания, ориентированные на практику;

o    активизации познавательной деятельности учащихся;

o    вовлечение учащихся в практическую  деятельность;

o    формирование в каждом ребенке творческой деятельности личности с развитым самосознанием;

o    привлечение детей к социально-значимой деятельности, проектам, исследованиям.

 

·         Педагогические:

o    использование новых технологий образовательного процесса, способствующих формированию системных знаний, экологического мышления, решению проблемных экологических вопросов;

o    повышение научного уровня экологического образования, слияние обучения и воспитания в единый процесс;

o    взаимодействие участников проекта служит формированию гуманизации образовательного процесса.

 

Для достижения поставленной цели и результата,  ставятся следующие задачи:

·         воспитание экологической культуры и экологического сознания школьников;

·         активизация практической деятельности школьников экологической направленности;

·         организация систематических контактов учащихся с окружающей природной средой, прежде всего за счет весенних и осенних экологических практикумов в предметах естественного цикла в основной и полной средней школе;

·         формирование у школьников представления об активном и здоровом образе жизни;

·         содействие нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию школьников.

·         усилить роль дополнительного экологического образования, научно-исследовательской деятельности учащихся в окружающей среде;

·         вовлечение всех групп учащихся в проектную деятельность, направленную на решение экологических проблем местного социума

 

Для реализации необходимо научно-методическое и организационно- управленческое сопровождение обеспечивающие и предполагающие следующие направления:

·        внесение в планы учебно-воспитательной работы в направлении усиления экологического компонента (педагогические советы, производственные совещания, методические объединения и т.д.);

·        введение в ведение эколого-краеведческих компонентов в рабочие программы учителей всех школьных предметов, от биологии до изобразительного искусства;

·        организация курса лекций для учащихся, учителей и родителей по экологической этике и глобальным проблемам окружающей среды;

·        проведение комплекса мероприятий направленных на формирование экологического пространства школы.

 

·        осуществление отбора и подготовки одаренных школьников для участия в олимпиадах, конкурсах;

·        разработка программы внеурочной и внешкольной деятельности учащихся.

 

Гипотеза: предполагается, что развитие творческого потенциала, включение в активную исследовательскую и преобразовательную деятельность по охране окружающей среды и здоровья населения будет способствовать формированию экологической культуры обучающихся.

Описание проекта.

1.     Структура экологического образования школы.

Стрелка: пятиугольник: Начальная 
школа
,Стрелка: пятиугольник: Средняя школа,Стрелка: пятиугольник: Основная школа
Надпись: Формирование экологического пространства
Надпись: Дополнительное образование
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Система экологического воспитания и образования в школе

 

Учебный процесс

Воспитательная работа

Дополнительное образование

· Научный уровень информации

· Системность излагаемой информации

· Интеграция предметных знаний

·     Экологизация теоретического учебного материала

· Практические работы, проектная деятельность учащихся

· Тематические недели

·  Конференции, конкурсы, праздники, выставки поделочных работ, фото викторины

·  Просветительская работа с учениками и родителями

· Практическая работа на территории школы и села: субботники, высадка саженцев.

·         Экскурсии

·         Научно-исследовательская деятельность

·         Научно-исследовательская и познавательная деятельность на базе  Детского эколого-биологического объединения «Росток»

 

 

Принципы

экологического воспитания

 в МБОУ Луначарской СОШ №8

·        Междисциплинарность

·        Практическая направленность

·        Систематичность

·        Непрерывность

Экологическое образование в практике работы МБОУ   Луначарской СОШ №8 осуществляется по смешанной модели конструирования учебного процесса.

Реализация целей и задач экологического образования и воспитания в МБОУ Луначарской СОШ №8  включает  три этапа:
Начальная школа (I-IV классы):
У младших школьников формируется представление о красоте родной природы, начальные сведения об экологии, взаимодействии человека и окружающей среды, ответственности каждого человека за сохранность нашей планеты. Важную роль играет формирование понятий о своей малой Родине (родное село, улица, школа), семье, а также обучение младших школьников первичным навыкам охраны и защиты родной природы. 
Основные формы, используемые в работе с учащимися - это наблюдения, беседы, экскурсии, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, написание сочинений, викторины, этические эмоциональные беседы с опорой на художественные образы и практические наблюдения детей, посильное участие в природоохранных мероприятиях. 
Основная школа (V- IX классы):
  Основной школе принадлежит особая роль в системе экологического образования. На данном этапе у учащихся складываются базовые представления об окружающем мире и своем месте в нем, формируется осознанное отношение к природе, навыки эколого-социального поведения, реализуется участие в ситуациях и процессах, требующих применения полученных знаний и навыков. 
Основные формы работы на этом этапе носят более практический характер: постановка экологических опытов, проведение мониторингов, участие в экологических акциях (кормушки, домики для птиц), природоохранных мероприятиях (субботники, акция «Чистые берега», походы и рейды). 

   Полная средняя школа:

Становление экологической ответственности как основной черты личности через усвоение элементарных знаний об экологических взаимодействиях глобального, регионального и локального уровней, экологических проблемах современности и осуществляется  через научно-исследовательскую деятельность учащихся.  

1.Межпредметная интеграция

при осуществлении экологического образования с разумной экологизацией предметов.

 

 

                                       [Image]

 

 

В каждом школьном  учебном предмете есть возможности, реализация которых способствует воспитанию экологической культуры.

Экологические представления являются составной частью исторического и социального сознания, формируемые на уроках истории,  обществознания. Человеческое общество на протяжении всей истории непрерывно взаимодействует с окружающей средой. Это взаимодействие можно ярко показать при изучении всемирной и отечественной истории: традиций поселений и градостроения, землепользования, развития ремесел и отраслей экономики, этнических традиций в отношении к природе и взаимодействия с ней, а также раскрыть губительное влияние для народов, государств и цивилизаций войн и технократической политики.

Язык и речь, усваиваемые на уроках языка и литературы, - главные элементы среды обитания людей, отдельных коллективов и целых народов. Чистота речевой среды не менее важна, чем чистота природной среды. Реализация экологических идей применительно к языку и речи предполагает органичное свободное развитие языка, недопустимость насильственного воздействия на него; уважительное отношение к русскому литературному языку, овладение им на всех стадиях социализации человека; осознание обществом необходимости соблюдения норм и правил речевого этикета. Язык - вербальное средство закрепления культурных достижений, культура языка - составная часть экологической и общей культуры человека.

Реализации принципов экологического образования через предмет "Литература" способствуют следующие факторы:

·        Широкая представленность в литературных текстах, изучаемых по действующим программам, образов природы и отчетливая экспликация в них комплекса проблем, связанных с общекультурной оппозицией "человек (общество, цивилизация) - природа".

·        Устойчивая связь идеалов, утверждаемых в литературе на протяжении всей истории ее существования, с миром природы, в тесном контакте с которым наиболее полно реализуются важные для человечества категории красоты, естественности, простоты, нравственной чистоты, божественной мудрости.

·        В плане краеведческого компонента - предельная сосредоточенность писателей Донского края  (поэтов, прозаиков, публицистов) на проблемах духовной значимости гармонических отношений человека с природой.

   Программы учебных курсов по английскому  языку дополняются освещением экологических проблем глобального характера по странам и континентам и путей их решения, примерами практического участия людей в экологических движениях и природоохранной работе.

Реализация программы пропедевтического курса «Природоведение» дает первоначальные понятия и готовит ребенка к формированию знаний об уровнях организации материи, восприятию живой и неживой природы. Программа курса предусматривает экологическое воспитание   школьников. В курсе раскрываются доступные пониманию учащихся   взаимосвязи, существующие в природе и окружающем мире.

В курсе биологии 6 -7 класса содержится сведения о строении живых организмов, об их жизнедеятельности и связи с окружающей средой.

Программа биологии 8 класса ориентирует   учащихся на ознакомление с организмом человека, особенностями его строения и жизнедеятельности, привитие школьникам норм здорового образа жизни.

Программа биологии 9-11классов  знакомит школьников с общими биологическими закономерностями, обеспечивающими общекультурную подготовку выпускников школы, логично и компактно вписывает современные биологические знания в целостную картину мира, опираясь на знания, полученные в предшествующий период.

Роль школьного курса химии и физики в экологическом образовании обуславливается тем, что эти науки связаны с познанием законов природы, физической и химической формы движения материи, ее значимость в материальной жизни общества. Роль учителей этих предметов раскрыть задачи:

·        Воспитывать экологическую культуру учащихся;

·        Дать краткое представление о химической, физической экологии;

·        Развивать интерес учащихся к эколого-химическому, - физическому   материалу, включая их в активную деятельность по решению экологических задач и комплексных проблем;

·        Раскрыть химический, физический  компонент школьных основ экологии.

Еще одно из важных направлений современного образования является разработка и внедрение валеологического подхода в школьное образование и воспитание. Валеологизация учебных предметов обусловлена необходимостью формирования осознанного отношения     учащегося к своему здоровью. С этой целью в материал уроков  вводятся  вопросы, позволяющие вникнуть в самую глубину проблемы, выявить первопричину нарушения здоровья, объяснить влияние данного фактора на     организм человека.

Следовательно, в каждой учебной дисциплине можно найти свои аспекты экологического образования. В системе непрерывного образования они нуждаются в обобщении - на внутрипредметном и межпредметном уровнях.

           

 

Подходы к экологизации образования:

- Естественнонаучный - обучение через знания по предметам: география, биология, химия, физика.

- Натуралистический - изучение природы в природе; в основе его стремление преодолеть отрыв от природы, дать не только знание, но и углубить понимание природы.

- Этический - пропагандирует нормы поведения, наносящие наименьший ущерб природе (экономия воды, вторичное использование ресурсов).

- Этнический - стремление использовать опыт этносов, для которых свойственно бесконфликтное сосуществование с природой (В Америке - обращение к культуре индейцев, в России - древних славян).

- Гуманистический - решение экологических проблем невозможно без мира во всем мире, соблюдения прав человека.

Планирование работы по экологизации  образовательного  процесса осуществляется ежегодно, в течение учебного года планы корректируются и изменяются по мере необходимости.

 

 

 

2.Дополнительное образование

                     Обязательное образование формализовано и регламентировано, за то дополнительное образование ориентировано на проявление инициативы, использование разнообразия форм и методов, самостоятельность и самодеятельность. Оно рассчитано на массовые формы и методы привития экологической культуры детям, молодежи, населению. Разделение компетенции по уровням в этой сфере не обязательно. Важнее другое: создание таких условий, предоставление таких образовательных услуг и таких траекторий индивидуального приобщения к экологии, чтобы каждый, кто приходит в эту сферу, получил возможности для развития интересов и способностей, включения экологических стереотипов в любой вид своей деятельности.

В системе дополнительного образования  нашей школы  экологическое образование по самым разнообразным программам осуществляют:

·        учреждения культуры, музей, поселковая библиотека,  дом культуры и др.;

·        общественные формирования, отделения общества охраны природы, экологические классные отряды,  эколого – краеведческий кужок «Моя Родина», школьное волонтерское движение, секции школьного научного общества.

·        информационные экологические программы радио, телевидения, которые доступны каждому в процессе индивидуального экологического самообразования.

Цель – развитие творческого интереса школьников; формирование понимания учащимися единой картины мира, ответственного отношения к окружающей среде; привлечение школьников к практической экологической деятельности.

Направления:
- формирование целостных научных представлений и знаний о системе природных сообществ и месте человека в ней, в системе: "Я - сам"; "Я и другие", "Я и природа"; "Я и общество";

- формирование умений и навыков практического участия учащихся в природоохранной деятельности (работа на пришкольном участке, озеленение территорий, создание живого уголка, участие в волонтерском движении, экологических акциях исубботниках;
- обучение навыкам учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы  (определение важнейших экологических проблем своей местности и посильное практическое участие в их реализации, поиск решения при выполнении экологических проектов);
- участие в детском экологическом движении;

Средства:
- создание летнего экологического отряда, отряда волонтеров;.

 

- проведение экологических субботников и десантов ;

- планировать работу в соответствии с экологичеким календарем.

- ежегодно проводить школьный этап  экологической олимпиады и конкурсы исследовательских работ школьников по экологии.

Экологическое воспитание в лагере летнего отдыха.

Внеурочное каникулярное развитие детей не может ограничиваться физическим развитием и полным интеллектуальным отдыхом. Именно в этот период возможно внеурочное образование по тематике, заинтересовавшей ребенка. Поэтому, необходимо реализовать идея летнего экологического отряда.

Формы, методы и средства организации экологического образования.

Особую роль играет природоохранительная деятельность школьников. Виды ее многообразны:

- по защите природной среды (подкормка животных; спасание животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц, установка табличек в местах распространения охраняемых растений);

- по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними (участие в "зеленом" и "голубом" патрулях, рейдах в природу);

- по улучшению природной среды (посадка растений, озеленение склонов, расчистка леса от сушняка);

- по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, взрослыми, изготовление плакатов, выпуск стенгазет, подготовка статей для школьной газеты и сайта);

- по сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала).

В настоящее время назрела необходимость во внеклассной работе усилить практическую направленность  экологического образования школьников, привлечение их к реальным мероприятиям по сохранению родной природы. Такая работа осуществляется по нескольким направлениям:

·        просветительская и пропагандистская деятельность;

·        натуралистическая деятельность;

·        исследование природной среды;

·        природоохранная деятельность;

·        экологический мониторинг;

·        художественно-эстетическая деятельность.

 

 Во внеклассной работе принимают участие учащиеся с 1 по 11 класс. При организации работы учитывается интерес и способности школьников.

Ежегодно планируем экологическую работу, которая имеет общественную значимость, ориентацию на местные природные условия.

 Для реализации запланированной деятельности используются различные формы работ:

·          массовые: Участие в международных экологических акциях: «День птиц», «День Земли», «Марш парков», «День отказа от курения», «День воды», «День борьбы со СПИДом», «День борьбы с наркоманией», «День охраны окружающей среды» и т.д.,

·        выставки урожая;

·          групповые: экскурсии в природу «Положительное и отрицательное влияние антропогенных факторов», «Взаимосвязи организмов и неживой природы», «Сезонные изменения в жизни живых организмов» и др;

·        классные часы: «Как сделать наш дом безопасным», «Экологический светофор», «В мире этикеток», «Полна чудес могучая природа», «Птицы - наши друзья», «Лесная аптека на службе человека» и многие другие;

·          игровые: устные журналы «Наши природные лекари», «Экологический бумеранг», КВН «Птичий калейдоскоп», ролевые игры «Вода - удивительное вещество», «Значение зелёных растений», «Курение и здоровье», «Суд над сигаретой», «Три ступени, ведущие вниз», праздник «День Земли» и др.;

·          практическая деятельность: изготовление кормушек и организация подкормки птиц, проведение акций «Остановим мусорное нашествие », посадка деревьев, кустарников на пришкольной территории, оформление клумб, рабаток, озеленение кабинетов и коридоров школы (проект « Наш школьный двор» )

·          -пропаганда и разъяснение идей охраны природы: выпуск газеты «Будущее нашего села», организация работы экологической почты в хуторе Мирном по актуальным проблемам села (замусоривание, охрана редких растений Ростовской области), оформление экологического уголка о правилах поведения в природе, выпуск школьных экологических газет: «Экологические проблемы нашего села», «Курильщик - сам себе могильщик», «Экологический календарь» и др., конкурсы плакатов, рисунков на природоохранную тему.

·             Огромную помощь  в формировании и развитии навыков личности учащихся оказывает учебно-опытный участок. Опытническая работа на учебно-опытном пришкольном участке повышает качество знаний по естественнонаучным дисциплинам, развивает у школьников познавательный интерес, способствует совершенствованию практических умений и навыков. Площадь нашего учебно-опытного участка равна 1,5га, в его территорию входят различные отделы, среди которых есть дендрарий, экологический отдел и цветник. В экологическом отделе закладываем и проводим опыты различной тематики, которые реализуют образовательные программы школьного курса биологии:

·          - влияние удобрений на сроки созревания и урожайность томатов;

·          - влияние способов внесения нитрофоски под картофель на урожайность данной культуры;

·          - влияние глубины заделывания семян на урожай;

·          - влияние густоты посева на урожай.

    Немаловажное значение в создании облика школы имеет отдел цветочно-декоративных культур. Цветник  и розарий - это «визитная карточка» школы. Именно по их состоянию слагается мнение общественности о школе. Большое внимание уделяем работе по благоустройству  пришкольной территории, реализуется долгосрочный проект «Наш школьный двор». Целью данной работы является создание особого облика школы, привитие эстетического вкуса, воспитание бережного отношения к природе. Особое место занимает в благоустройстве двора наш старый парк. Ежегодно десятки молодых деревьев высаживаются на место старых, погибающих. Каждый год составляется план благоустройства территории и совместно с учителями, родителями и учащимися осуществляем задуманное. В течение нескольких лет наша школа  занимает призовое место в районном конкурсе по благоустройству пришкольных территорий.

·        Экологическое образование и воспитание учащихся не заканчивается с окончанием учебного года, а продолжается и в летние месяцы. Вот уже много лет в школе организуется работа лагеря с дневным пребыванием детей, где идет активная экологическая работа ( беседы, конкурсы, рисунки). Более 5 лет в школе в летнее время работает экологический отряд. Целью работы экологического отряда  является вовлечение детей в природоохранную, научно-познавательную  деятельность. Учащиеся школы приобрели теоретические и практические навыки по агротехнике выращивания цветов, осуществили проект по дизайну клумб,  заложили и провели опыты. Территория школы всё лето ухоженная, чистая, особенно красивые клумбы.

Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство их экологического сознания и поведения. Поэтому очень важно укрепить в сознании каждого школьника понимание того, что человек принадлежит природе и его долг и обязанность заботиться о ней.

Одной из эффективных форм работы по изучению экологии является исследовательская деятельность, в ходе которой происходит непосред­ственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки научного эксперимента, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов.

Другой, наиболее активно применяемой, формой работы является проектирование. Ориентированность школы на воспитание детей по экологии в природной обстановке позволяет обучающимся активно приобщаться к исследова­тельской работе по изучению природных сред и экосистем своего родного края, участвовать в экологических конкурсах, олимпиадах, научных конференциях, летних лагерях, экологических экспедициях, обмениваться результатами исследований через современные телекоммуникационные средства.

Также используются творческие задания, знакомство с литературой экологического содержания, слушание музыкальных произведений, знакомство с работами художников (в работе библиотекаря, на МХК).

В школе проводятся месячники по предметам, где обязательно затрагиваются актуальные экологические проблемы. Результат: выставки экологических газет, плакатов рисунков.

В апреле - мае проходят экологические недели, когда организованно благоустраивается школьная территория, хотя работа на пришкольном участке  ведется систематически, по плану. Большое внимание в это время уделяется наведению должного санитарного состояния внутри школы: рекреаций кабинетов, внутреннему озеленению, подводятся итоги.

Осенью в школе проводится выставка цветов, изделий из природного материала, экологическая ярмарка.

Весной (март) традиционно участвуют школьники в празднике "День Птиц".

Мы активно принимаем участие в районных экологических мероприятиях. В 2010 году, одержав победу в региональном этапе конкурсе  « Моя малая Родина» наша ученица стала участником федерального этапа «Этнос, культура» и представила нашу школу в г. Москве.

В 2011 году начало научно-исследовательскую  и познавательная деятельность эколого-биологического объединение «Росток», работа которого определялась направлениями: комнатное цветоводство и « Наш школьный двор».

В течение двух лет являемся участниками областного экологического форума. 

  

 

3.Формирование

экологического пространства  школы.

Экологическое пространство школы связано с воздействием всей совокупности средовых факторов, воздействующих в школе на учащихся и педагогов. Номинально некоторые из них совпадают с гигиеническими факторами, характеристики и степень воздействия которых регламентированы в СанПиН. Но есть три отличия, позволяющих представить это пространство не просто как новое обозначение хорошо известных фактов. Во-первых, в СанПиН представлен набор отдельных позиций с количественными рамками, которых необходимо придерживаться. Анализ же педагогического пространства ориентирован преимущественно на качественную оценку воздействия всей совокупности однородных факторов, тем более, что на самом деле их воздействие всегда сочетанное и взаимосвязанное. Во – вторых, в отличие от гигиенического подхода, центрированного на самих патогенных факторах, центром внима­ния в педагогическом пространстве оказываются субъекты педагоги­ческого процесса и сами эти процессы. Наконец, в-третьих, в педагогическом пространстве существуют индивидуальное восприятие и нюансы, которые не регламентированы, или не могут быть регламентированы и каталоги­зированы в принципе. Так, висящая на стене картина может смещать фокус внимания человека в целостном восприятии всего помещения, в зависимости от того впечатления, которое именно на него производит именно эта картина. 

Одним из элементов экологического пространства школы является воздуш­ная среда. Ее воздействие на учащихся и педагогов не ограничивается теми сторонами, которые регламентированы СанПиНами - они известны и приводятся в соответствие с требованиями путем поддержания ком­фортной температуры и регулярного проветривания помещения класса. Но кроме этого, влияние на здоровье и настроение учащихся оказывают, например, запахи, регламентация которых, кроме самой общей фразы, в СанПиН отсутствует. Лучший источник полезных и гармонич­ных запахов - растения. Выращивание в классах комнатных растений, в соответствием с рекомендациями ученых и обобщениями практического опыта, безусловно ,целесообразно, и должно быть связано с задачами сохранения и укрепления здоровья.

·         При подборе растений в классе должны быть соблюдены два обя­зательных условия:

·         1) запах растений не должен быть очень сильным, отвлекающим;

·         2) присутствие растений в классе не должно вызывать аллергических реакций ни у кого из учащихся.

Для ароматизации воздуха можно использовать и искусственные препараты, но экологичнее и дешевле выращивать живые растения. Кроме того, при этом решается и другая, не менее важная задача воспитательная. Выращивание растений в классе, уход за ними лучше поручать самим школьникам. Привлекаясь к уходу за растениями, дети приучаются бережно относиться к ним, а, значит и ко всему живому, получают, тем самым, основы экологического воспитания.

·         С помощью комнатных растений удается восполнить дефицит об­щения с природой, который неизбежно возникает в городах среди од­нообразия стандартных домов, раздражающего шума машин, не гас­нущего часами экрана телевизора или компьютера. Специалисты по видеоэкологии также уверены, что в помещении, где люди находятся подолгу, обязательно должны быть комнатные растения.

·         Повышенное внимание,  которое мы уделяем этим  элементам эко­логического пространства школы, связано с тем, что при выполне­нии на уроках физических, а, тем более, дыхательных упражнений (в рамках физкультминуток), воздух в классе обязательно должен быть чистым и легким.  Иначе вреда от этих занятий будет больше, чем пользы.

·         То, что описано выше для отдельных классов, относится и к про­странству школы в целом. Особое внимание следует уделить спортза­лу  и рекреации, где дыхание у учащихся активизируется, приводя к усилению газообмена, а также туалетам, воздушной среде в которых уделяется особое внимание по понятным причинам. Ну, а количество зеленых растений в школе всегда являлась критерием ре­альной заботы администрации об учащихся.

·         Другим элементом экологического пространства школы является его видеоэкологическая составляющая.  Видеоэкология изучает воздействие на психику, а через нее - на телесную организацию человека и его здоро­вье - зрительных образов той среды, в которой человек находится. Эти закономерности минимально  используются в оформлении ин­терьеров классов и нашей школы. Однообразное убранство большинства клас­сов, преобладание квадратно-прямоугольных фигур, кроме неизбежных оконных, дверных проемов и доски, унылая цветовая гамма без празд­ничных тонов и т.п. являются фактором негативного влияния на психику учащихся. Влияние это слабое, но учитывая длительность пребывания школьников в подобных однообразных пространствах, эффект постепенно аккумулируется. Редко можно встретить в классе рисунки, картины, кото­рые могли бы нейтрализовать унылость интерьера. В основном - либо учебно-наглядные пособия, либо портреты деятелей науки и искусства. Уже из этих примеров видно, что возможностей для проявления инициативы (но научно обоснованной!), и использования этого поля деятельности для реализации творческой активности учащихся, у учи­телей достаточно.

В связи  с этим, нами активно ведется работа по формированию  экологического пространства школы:

1.                     улучшение воздушной среды через озеленение  классных комнат, проветривание и влажную уборку классов. Озеленение проводим, предварительно изучив медицинские карты школьников, рекомендации врачей и родителей,  с учетом того, как дети реагируют на  запахи, есть ли в классе аллергики или нет. При озеленении используются растения, не имеющие сильных запахов.

2.                     С учетом видеоэкологической составляющей: если в классах преобладает не яркая цветовая гамма, то в рекреации стараемся внести элементы более праздничных тонов.

 

Оценка результативности программы

Показателями результативности программы могут служить:

·        Количество и качество детских творческих, проектных и исследовательских работ

·        Участие школьников в экологических олимпиадах и конкурсах

·        Динамика участия школьников в экологических олимпиадах и конкурсах

·        Практическая включенность детей в экологическую деятельность школы

 

 

 

 

План реализации программы по экологическому воспитанию учащихся МБОУ Луначарской СОШ №8

«ЭКОЛОГ и Я»

Месяц

Направление

Содержание

Сентябрь

Девиз: «Помни, что пользу себе и людям ты принесёшь, если будешь здоровым!»

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде – экологическое воспитание

Учебная деятельность

22 сентября-  День без автомобилей

Внеучебная деятельность

1.Общешкольный однодневный поход: преодоление препятствий, ориентирование по карте.

2.День здоровья «Школа выживания»

3.Экскурсии « Изучение видового разнообразия окрестностей нашей школы»

Внешкольная деятельность

Операция «Чистый двор», волонтерская работа по  освобождении территорий, закрепленных за отрядами, помощь жителям села по наведении порядка на территориях

Разработка плана по реализации проекта в новом учебном году «Наш школьный двор»

Семейное воспитание

Акция «Цветок – школе»

Конкурс букетов между классов «Осенние фантазии»

Сентябрь (второе воскресенье)- Всемирный день журавля

Общественно-полезная деятельность

Экологический десант.

Неделя в сентябре-   Всемирная акция «Очистим планету от мусора».

Акция «Посади дерево».

Октябрь

 «Из тысячи планет, Земли прекрасней нет!»

Учебная деятельность

Экологическая игра «Путешествие по родному краю»

Внеучебная деятельность

Конкурс «Самый зелёный класс»

4 октября – Всемирный день защиты животных

Внешкольная деятельность

День школьного лесничества.

Экскурсии классными коллективами

Экологические десанты.

Семейное воспитание

Акция «Запасаем семена для подкормки птиц зимой»

Первые выходные октября – Международные дни наблюдения птиц

Общественно-полезная деятельность

Всемирный день наблюдения за птицами

Ноябрь

Девиз «Стремись всё знать, всё уметь!»

Учебная деятельность

«Природа в опасности» – агитвыступление

Внеучебная деятельность

Конкурс проектов «Наш школьный двора»

29 ноября – День создания  Всероссийского общества охраны природы (ВООП)

Линейка, посвященная акции «Чистый воздух» 1 – 11 кл. 

Внешкольная деятельность

Конкурс презентаций «Откуда берутся бездомные собаки»

Выставка рисунков «Не нарушай гармонию природы». 1—11 классы

Семейное воспитание

Изготовление кормушек

Общественно-полезная деятельность

Организация птичьих столовых. Операция «Кормушка» – в течение всей зимы 1-11

Декабрь

Девиз  «Стремись всё знать, всё уметь!»

Учебная деятельность

Охрана зимующих птиц

Конкурс на звание «Знаток природы» 1-4 кл

Внеучебная деятельность

Выступления агитбригад «Охрана окружающей среды»

Акция: «Вторая жизнь пластиковых бутылок» 2-9 кл

Конкурс плакатов  «Сохраним нашу планету». 8 – 9 кл

Внешкольная деятельность

1 декабря – День борьбы со СПИДом.  8-11 кл

29 декабряДень биологического разнообразия.

Семейное воспитание

Изготовление кормушек

Изготовление поделок из вторсырья.

Общественно-полезная деятельность

Подкормка птиц в птичьих столовых Операция «Кормушка» – в течение всей зимы

Январь

Девиз: «Доброта спасёт мир!»

Учебная деятельность

Игра «Экологический светофор»

День заповедников и национальных парков  – 11 января

Внеучебная деятельность

Подкормка птиц в птичьих столовых.

Внешкольная деятельность

Игра для начальных классов «Зов джунглей»

Семейное воспитание

Изготовление кормушек Операция «Кормушка» – в течение всей зимы

Общественно-полезная деятельность

Февраль

Девиз: «Знай и береги историю, культуру, обычаи и традиции своего народа и нашей страны!»

Учебная деятельность

заочная олимпиада по экологии.

2 февраля - Всемирный день водно-болотных угодий

Внеучебная деятельность

Подкормка птиц в птичьих столовых.

Внешкольная деятельность

«Необычная биологическая викторина»

Семейное воспитание

Озеленение школы

Общественно-полезная деятельность

Операция «Кормушка» – в течение всей зимы

Март

Девиз: «Учись видеть красоту и нести её людям!»

Учебная деятельность

Устный журнал Алкоголь – враг организма!

Внеучебная деятельность

Круглый стол «Осторожно, наркотики!»

22марта - Всемирный День воды

 

Внешкольная деятельность

Презентация  «Целительные напитки»

Семейное воспитание

1марта – День борьбы с наркоманией

Общественно-полезная деятельность

Изготовление листовок и буклетов к весеннему сезону.

Экологические десанты.

Апрель.

Девиз : «Мы живы, пока жива природа!»

Учебная деятельность

Районная тьюторская школа юных экологов в Алханайской СОШ

15 апреля-  День экологических знаний

18 – 22 апреля- Марш парков

Внеучебная деятельность

1 апреля – международный день птиц.

Неделя птиц.

Экологический праздник «Сохраним наш Землю голубой и зеленой»

Всемирный день Земли

Внеклассное мероприятие «Суд над автомобилем». 6—7 классы.

Внешкольная деятельность

Участие в мероприятиях, проводимых МУК «Охраны природы»

22 апреля– Всемирный день Земли

Семейное воспитание

Изготовление скворечников.

Операция «В защиту зелёного друга»

Акция«Посади деревце - твое будущее»

19 апреля– День подснежника

Общественно-полезная деятельность

Агитационная работа среди населения – распространение листовок «Осторожно, пожар!»

Экологические десанты.

Май

Девиз : «Честь школы – это честь твоя и моя!»

1-10 мая – Весенняя декада наблюдений птиц

еучебная деятельность

15 мая – 15 июня-   Единые дни действий  в защиту малых рек  и водоемов

Внешкольная деятельность

Туристический конкурс. Соревнование экологов, биологов, лесоводов на экотропе.

Выступление агитбригады, посвященное Всемирному Дню окружа­ющей среды. Школьный лагерь.

Семейное воспитание

3 мая -День Солнца

Общественно-полезная деятельность

Операция «Чистые берега» (очистка  берегов реки на территории посёлка)

 

  

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Программа экологического образования "Эколог и Я""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Инструктор по туризму

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

  Среди современных проблем, стоящих перед мировым сообществом, особенно выделяется одна – проблема ухудшения качества среды обитания человека. Она носит глобальный характер и волнует людей всех стран, больших и малых, развитых и развивающихся. В решении проблем охраны окружающей среды важнейшая роль принадлежит образованию.

Уже с самого раннего возраста каждый живущий на Земле человек должен знать и ощущать личную ответственность за ее состояние. Однако сегодняшние выпускники школы слабо ориентированы в глобальных, в том числе экологических, проблемах сохранения здоровья человека и биосферы. Преобладают потребительские взгляды на природу, низок уровень восприятия экологических проблем как личностно значимых, недостаточно развита потребность фактически участвовать в природоохранной работе.

 

     На этих идеях основана   разработанная в нашей школе комплексно-целевая программа «Эколог и Я», охватывающая учебно-воспитательный процесс по всей вертикали  с 1 по 11 класс.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 584 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 518
    • DOCX 120.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Орехова Татьяна Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Орехова Татьяна Викторовна
    Орехова Татьяна Викторовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 1378
    • Всего материалов: 3

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по биологии в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 63 человека из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 490 человек

Курс повышения квалификации

ФГОС общего образования: формирование универсальных учебных действий на уроке биологии

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 86 человек из 39 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 361 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Биология» в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 43 человека из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 395 человек

Мини-курс

Социальные и правовые аспекты эпохи Просвещения: влияние на образование сегодня

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Политическое проектирование и международные отношения"

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология личностного развития: от понимания себя к творчеству

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 63 человека из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 30 человек