Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
Луначарской
средней общеобразовательной школы№8.
Программа
экологического образования
В
МБОУ Луначарской СОШ №8
«ЭКОЛОГ
и Я»
Заслушана
на педагогическом совете
МБОУ
Луначарской СОШ №8
от
30.08.2013г №1
2013г
Паспорт программы
Наименование
проекта:
|
Экологическое
образование
|
Срок выполнения проекта:
|
бессрочно
|
Дата начала:
|
01.09.2013
|
Дата
завершения:
|
бессрочно
|
Участники:
|
Администрация, педагогические
работники, учащиеся, родители Луначарской СОШ № 8
|
Телефон, факс, e-mail:
|
(8-86370) 46-4-43
E – mail: mirny270@rambler.ru
|
Адрес
|
хутор Мирный, Егорлыкского района
Ростовской области
|
Руководитель
|
Орехова Татьяна Викторовна
|
Если вы
думаете на год вперед – сейте зерна,
Если вы думаете
на 10 лет вперед – сажайте деревья,
Если вы
думаете на 100 лет вперед – воспитывайте человека.
Народная
китайская мудрость
Пояснительная записка
Актуальность проблемы.
Среди современных проблем, стоящих перед мировым
сообществом, особенно выделяется одна – проблема ухудшения качества среды
обитания человека. Она носит глобальный характер и волнует людей всех стран,
больших и малых, развитых и развивающихся. В решении
проблем охраны окружающей среды важнейшая роль принадлежит образованию.
Уже с самого раннего возраста каждый
живущий на Земле человек должен знать и ощущать личную ответственность за ее
состояние. Однако сегодняшние выпускники школы слабо ориентированы в
глобальных, в том числе экологических, проблемах сохранения здоровья человека и
биосферы. Преобладают потребительские взгляды на природу, низок уровень
восприятия экологических проблем как личностно значимых, недостаточно развита
потребность фактически участвовать в природоохранной работе.
На этих идеях основана разработанная в
нашей школе комплексно-целевая программа «Эколог и я», охватывающая
учебно-воспитательный процесс по всей вертикали с 1 по 11 класс.
Цель программы:
·
формирование
экологического сознания и развития экологической культуры у учащихся;
·
развитие творческих
способностей и интереса обучающихся к научно-исследовательской деятельности;
·
обеспечение поддержки идей
охраны природы среди школьников.
Предполагаемые
результаты работы по программе:
·
Образовательные:
o Сформируется
эмоционально-ценностное отношение к экологической среде школы и поселка;
o возрастет
познавательный интерес учащихся к общим законам природы, человеческого бытия,
стремление приобрести универсальное образование и обширные экологические
знания, ориентированные на практику;
o активизации
познавательной деятельности учащихся;
o вовлечение
учащихся в практическую деятельность;
o формирование
в каждом ребенке творческой деятельности личности с развитым самосознанием;
o привлечение
детей к социально-значимой деятельности, проектам, исследованиям.
·
Педагогические:
o использование
новых технологий образовательного процесса, способствующих формированию
системных знаний, экологического мышления, решению проблемных экологических
вопросов;
o повышение
научного уровня экологического образования, слияние обучения и воспитания в
единый процесс;
o взаимодействие
участников проекта служит формированию гуманизации образовательного процесса.
Для
достижения поставленной цели и результата, ставятся следующие задачи:
·
воспитание экологической культуры и экологического сознания
школьников;
·
активизация практической деятельности школьников экологической
направленности;
· организация
систематических контактов учащихся с окружающей природной средой, прежде всего
за счет весенних и осенних экологических практикумов в предметах естественного
цикла в основной и полной средней школе;
·
формирование у школьников представления об активном и здоровом образе
жизни;
·
содействие нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию
школьников.
· усилить роль
дополнительного экологического образования, научно-исследовательской
деятельности учащихся в окружающей среде;
·
вовлечение всех групп учащихся в проектную деятельность,
направленную на решение экологических проблем местного социума
Для
реализации необходимо научно-методическое и организационно- управленческое
сопровождение обеспечивающие и предполагающие следующие направления:
·
внесение в планы учебно-воспитательной работы в направлении
усиления экологического компонента (педагогические советы, производственные
совещания, методические объединения и т.д.);
·
введение в ведение эколого-краеведческих компонентов в рабочие программы
учителей всех школьных предметов, от биологии до изобразительного искусства;
·
организация курса лекций для учащихся, учителей и родителей по
экологической этике и глобальным проблемам окружающей среды;
·
проведение комплекса мероприятий направленных на формирование
экологического пространства школы.
·
осуществление отбора и подготовки одаренных школьников для участия
в олимпиадах, конкурсах;
·
разработка программы внеурочной и внешкольной деятельности
учащихся.
Гипотеза:
предполагается,
что развитие творческого потенциала, включение в активную исследовательскую и
преобразовательную деятельность по охране окружающей среды и здоровья населения
будет способствовать формированию экологической культуры обучающихся.
Описание проекта.
1. Структура экологического образования школы.
Система
экологического воспитания и образования в школе
Учебный процесс
|
Воспитательная работа
|
Дополнительное образование
|
· Научный уровень информации
· Системность излагаемой
информации
· Интеграция предметных
знаний
·
Экологизация теоретического учебного материала
· Практические работы,
проектная деятельность учащихся
|
· Тематические недели
· Конференции,
конкурсы, праздники, выставки поделочных работ, фото викторины
· Просветительская
работа с учениками и родителями
· Практическая работа на
территории школы и села: субботники, высадка саженцев.
|
·
Экскурсии
·
Научно-исследовательская деятельность
·
Научно-исследовательская и познавательная деятельность на базе Детского
эколого-биологического объединения «Росток»
|
Принципы
экологического воспитания
в МБОУ Луначарской СОШ №8
·
Междисциплинарность
·
Практическая
направленность
·
Систематичность
·
Непрерывность
Экологическое
образование в практике работы МБОУ Луначарской СОШ №8 осуществляется
по смешанной модели конструирования учебного процесса.
Реализация целей и
задач экологического образования и воспитания в МБОУ Луначарской СОШ №8
включает три этапа:
Начальная школа (I-IV классы):
У младших школьников формируется представление о красоте родной
природы, начальные сведения об экологии, взаимодействии человека и окружающей
среды, ответственности каждого человека за сохранность нашей планеты. Важную
роль играет формирование понятий о своей малой Родине (родное село, улица,
школа), семье, а также обучение младших школьников первичным навыкам охраны и
защиты родной природы.
Основные формы, используемые в работе с учащимися - это наблюдения, беседы,
экскурсии, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры,
написание сочинений, викторины, этические эмоциональные беседы с опорой на
художественные образы и практические наблюдения детей, посильное участие в природоохранных
мероприятиях.
Основная школа (V- IX классы):
Основной школе принадлежит особая роль в системе экологического
образования. На данном этапе у учащихся складываются базовые представления об
окружающем мире и своем месте в нем, формируется осознанное отношение к
природе, навыки эколого-социального поведения, реализуется участие в ситуациях
и процессах, требующих применения полученных знаний и навыков.
Основные формы работы на этом этапе носят более практический характер:
постановка экологических опытов, проведение мониторингов, участие в
экологических акциях (кормушки, домики для птиц), природоохранных мероприятиях
(субботники, акция «Чистые берега», походы и рейды).
Полная средняя школа:
Становление
экологической ответственности как основной черты личности через усвоение
элементарных знаний об экологических взаимодействиях глобального, регионального
и локального уровней, экологических проблемах современности и осуществляется
через научно-исследовательскую деятельность учащихся.
1.Межпредметная интеграция
при осуществлении экологического
образования с разумной экологизацией предметов.
В
каждом школьном учебном предмете есть возможности, реализация которых
способствует воспитанию экологической культуры.
Экологические
представления являются составной частью исторического и социального сознания,
формируемые на уроках истории, обществознания. Человеческое общество на
протяжении всей истории непрерывно взаимодействует с окружающей средой. Это
взаимодействие можно ярко показать при изучении всемирной и отечественной
истории: традиций поселений и градостроения, землепользования, развития ремесел
и отраслей экономики, этнических традиций в отношении к природе и
взаимодействия с ней, а также раскрыть губительное влияние для народов,
государств и цивилизаций войн и технократической политики.
Язык
и речь, усваиваемые на уроках языка и литературы, - главные элементы
среды обитания людей, отдельных коллективов и целых народов. Чистота речевой
среды не менее важна, чем чистота природной среды. Реализация экологических
идей применительно к языку и речи предполагает органичное свободное развитие
языка, недопустимость насильственного воздействия на него; уважительное
отношение к русскому литературному языку, овладение им на всех стадиях
социализации человека; осознание обществом необходимости соблюдения норм и
правил речевого этикета. Язык - вербальное средство закрепления культурных
достижений, культура языка - составная часть экологической и общей культуры
человека.
Реализации
принципов экологического образования через предмет "Литература"
способствуют следующие факторы:
·
Широкая представленность в
литературных текстах, изучаемых по действующим программам, образов природы и
отчетливая экспликация в них комплекса проблем, связанных с общекультурной
оппозицией "человек (общество, цивилизация) - природа".
·
Устойчивая связь идеалов,
утверждаемых в литературе на протяжении всей истории
ее существования, с миром природы, в тесном контакте с которым наиболее полно
реализуются важные для человечества категории красоты, естественности,
простоты, нравственной чистоты, божественной мудрости.
·
В плане краеведческого
компонента - предельная сосредоточенность писателей Донского края (поэтов,
прозаиков, публицистов) на проблемах духовной значимости гармонических
отношений человека с природой.
Программы учебных курсов по английскому языку дополняются освещением
экологических проблем глобального характера по странам и континентам и путей их
решения, примерами практического участия людей в экологических движениях и
природоохранной работе.
Реализация
программы пропедевтического курса «Природоведение» дает первоначальные
понятия и готовит ребенка к формированию знаний об уровнях организации материи,
восприятию живой и неживой природы. Программа курса предусматривает
экологическое воспитание школьников. В курсе раскрываются доступные
пониманию учащихся взаимосвязи, существующие в природе и окружающем мире.
В курсе биологии
6 -7 класса содержится сведения о строении живых организмов, об их
жизнедеятельности и связи с окружающей средой.
Программа биологии 8 класса
ориентирует учащихся на ознакомление с организмом человека, особенностями его
строения и жизнедеятельности, привитие школьникам норм здорового образа жизни.
Программа биологии 9-11классов
знакомит школьников с общими биологическими закономерностями, обеспечивающими
общекультурную подготовку выпускников школы, логично и компактно вписывает
современные биологические знания в целостную картину мира, опираясь на знания,
полученные в предшествующий период.
Роль школьного курса химии и физики в экологическом
образовании обуславливается тем, что эти науки связаны с познанием законов
природы, физической и химической формы движения материи, ее значимость в
материальной жизни общества. Роль учителей этих предметов раскрыть задачи:
·
Воспитывать
экологическую культуру учащихся;
·
Дать краткое
представление о химической, физической экологии;
·
Развивать
интерес учащихся к эколого-химическому, - физическому материалу, включая их в
активную деятельность по решению экологических задач и комплексных проблем;
·
Раскрыть
химический, физический компонент школьных основ экологии.
Еще одно из важных направлений
современного образования является разработка и внедрение валеологического
подхода в школьное образование и воспитание. Валеологизация учебных
предметов обусловлена необходимостью формирования осознанного отношения
учащегося к своему здоровью. С этой целью в материал уроков вводятся вопросы,
позволяющие вникнуть в самую глубину проблемы, выявить первопричину нарушения
здоровья, объяснить влияние данного фактора на организм человека.
Следовательно, в каждой учебной дисциплине
можно найти свои аспекты экологического образования. В системе непрерывного
образования они нуждаются в обобщении - на внутрипредметном и межпредметном
уровнях.
Подходы к экологизации
образования:
- Естественнонаучный
- обучение через знания по предметам: география, биология, химия, физика.
- Натуралистический
- изучение природы в природе; в основе его стремление преодолеть отрыв от
природы, дать не только знание, но и углубить понимание природы.
- Этический -
пропагандирует нормы поведения, наносящие наименьший ущерб природе (экономия
воды, вторичное использование ресурсов).
- Этнический
- стремление использовать опыт этносов, для которых свойственно бесконфликтное
сосуществование с природой (В Америке - обращение к культуре индейцев, в России
- древних славян).
- Гуманистический
- решение экологических проблем невозможно без мира во всем мире, соблюдения
прав человека.
Планирование работы по экологизации
образовательного процесса осуществляется ежегодно, в течение учебного
года планы корректируются и изменяются по мере необходимости.
2.Дополнительное образование
Обязательное образование формализовано и регламентировано, за то дополнительное
образование ориентировано на проявление инициативы, использование разнообразия
форм и методов, самостоятельность и самодеятельность. Оно рассчитано на
массовые формы и методы привития экологической культуры детям, молодежи,
населению. Разделение компетенции по уровням в этой сфере не обязательно.
Важнее другое: создание таких условий, предоставление таких образовательных
услуг и таких траекторий индивидуального приобщения к экологии, чтобы каждый,
кто приходит в эту сферу, получил возможности для развития интересов и
способностей, включения экологических стереотипов в любой вид своей
деятельности.
В
системе дополнительного образования нашей школы экологическое образование по
самым разнообразным программам осуществляют:
·
учреждения культуры,
музей, поселковая библиотека, дом культуры и др.;
·
общественные формирования,
отделения общества охраны природы, экологические классные отряды, эколого –
краеведческий кужок «Моя Родина», школьное волонтерское движение, секции
школьного научного общества.
·
информационные
экологические программы радио, телевидения, которые доступны каждому в процессе
индивидуального экологического самообразования.
Цель – развитие творческого интереса школьников; формирование понимания учащимися
единой картины мира, ответственного отношения к окружающей среде; привлечение
школьников к практической экологической деятельности.
Направления:
- формирование целостных научных представлений и знаний о системе природных
сообществ и месте человека в ней, в системе: "Я - сам"; "Я и
другие", "Я и природа"; "Я и общество";
- формирование
умений и навыков практического участия учащихся в природоохранной деятельности (работа
на пришкольном участке, озеленение территорий, создание живого уголка, участие
в волонтерском движении, экологических акциях исубботниках;
- обучение навыкам учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы
(определение важнейших экологических проблем своей местности и посильное
практическое участие в их реализации, поиск решения при выполнении
экологических проектов);
- участие в детском экологическом движении;
Средства:
- создание летнего экологического отряда, отряда волонтеров;.
- проведение
экологических субботников и десантов ;
- планировать
работу в соответствии с экологичеким календарем.
-
ежегодно проводить школьный этап экологической олимпиады и конкурсы
исследовательских работ школьников по экологии.
Экологическое
воспитание в лагере летнего отдыха.
Внеурочное
каникулярное развитие детей не может ограничиваться физическим развитием и
полным интеллектуальным отдыхом. Именно в этот период возможно внеурочное
образование по тематике, заинтересовавшей ребенка. Поэтому, необходимо
реализовать идея летнего экологического отряда.
Формы,
методы и средства организации экологического образования.
Особую
роль играет природоохранительная деятельность школьников. Виды ее многообразны:
-
по защите природной среды (подкормка животных; спасание животных, попавших в
беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц, установка
табличек в местах распространения охраняемых растений);
-
по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними (участие в
"зеленом" и "голубом" патрулях, рейдах в природу);
-
по улучшению природной среды (посадка растений, озеленение склонов, расчистка
леса от сушняка);
-
по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами,
родителями, взрослыми, изготовление плакатов, выпуск стенгазет, подготовка статей
для школьной газеты и сайта);
-
по сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного
материала, изготовление панно, поделок из природного материала).
В настоящее время
назрела необходимость во внеклассной работе усилить практическую
направленность экологического образования школьников, привлечение их к
реальным мероприятиям по сохранению родной природы. Такая работа осуществляется
по нескольким направлениям:
·
просветительская
и пропагандистская деятельность;
·
натуралистическая
деятельность;
·
исследование
природной среды;
·
природоохранная
деятельность;
·
экологический
мониторинг;
·
художественно-эстетическая
деятельность.
Во внеклассной работе принимают участие
учащиеся с 1 по 11 класс. При организации работы учитывается интерес и
способности школьников.
Ежегодно планируем экологическую работу, которая имеет
общественную значимость, ориентацию на местные природные условия.
Для реализации запланированной деятельности
используются различные формы работ:
·
массовые: Участие
в международных экологических акциях: «День птиц», «День Земли», «Марш парков»,
«День отказа от курения», «День воды», «День борьбы со СПИДом», «День борьбы с
наркоманией», «День охраны окружающей среды» и т.д.,
·
выставки урожая;
·
групповые:
экскурсии в природу «Положительное и отрицательное влияние антропогенных
факторов», «Взаимосвязи организмов и неживой природы», «Сезонные изменения в
жизни живых организмов» и др;
·
классные часы: «Как
сделать наш дом безопасным», «Экологический светофор», «В мире этикеток»,
«Полна чудес могучая природа», «Птицы - наши друзья», «Лесная аптека на службе
человека» и многие другие;
·
игровые: устные
журналы «Наши природные лекари», «Экологический бумеранг», КВН «Птичий
калейдоскоп», ролевые игры «Вода - удивительное вещество», «Значение зелёных
растений», «Курение и здоровье», «Суд над сигаретой», «Три ступени, ведущие
вниз», праздник «День Земли» и др.;
·
практическая
деятельность: изготовление кормушек и организация подкормки птиц,
проведение акций «Остановим мусорное нашествие », посадка деревьев, кустарников
на пришкольной территории, оформление клумб, рабаток, озеленение кабинетов и
коридоров школы (проект « Наш школьный двор» )
·
-пропаганда и
разъяснение идей охраны природы: выпуск газеты «Будущее нашего села»,
организация работы экологической почты в хуторе Мирном по актуальным проблемам
села (замусоривание, охрана редких растений Ростовской области), оформление
экологического уголка о правилах поведения в природе, выпуск школьных
экологических газет: «Экологические проблемы нашего села», «Курильщик - сам себе
могильщик», «Экологический календарь» и др., конкурсы плакатов, рисунков на
природоохранную тему.
·
Огромную помощь в
формировании и развитии навыков личности учащихся оказывает учебно-опытный
участок. Опытническая работа на учебно-опытном пришкольном участке повышает
качество знаний по естественнонаучным дисциплинам, развивает у школьников
познавательный интерес, способствует совершенствованию практических умений и
навыков. Площадь нашего учебно-опытного участка равна 1,5га, в его территорию
входят различные отделы, среди которых есть дендрарий, экологический отдел и
цветник. В экологическом отделе закладываем и проводим опыты различной
тематики, которые реализуют образовательные программы школьного курса биологии:
·
- влияние удобрений на
сроки созревания и урожайность томатов;
·
- влияние способов
внесения нитрофоски под картофель на урожайность данной культуры;
·
- влияние глубины
заделывания семян на урожай;
·
- влияние густоты посева
на урожай.
Немаловажное значение в создании облика
школы имеет отдел цветочно-декоративных культур. Цветник и розарий - это
«визитная карточка» школы. Именно по их состоянию слагается мнение
общественности о школе. Большое внимание уделяем работе по благоустройству
пришкольной территории, реализуется долгосрочный проект «Наш школьный двор».
Целью данной работы является создание особого облика школы, привитие
эстетического вкуса, воспитание бережного отношения к природе. Особое место
занимает в благоустройстве двора наш старый парк. Ежегодно десятки молодых деревьев
высаживаются на место старых, погибающих. Каждый год составляется план
благоустройства территории и совместно с учителями, родителями и учащимися
осуществляем задуманное. В течение нескольких лет наша школа занимает призовое
место в районном конкурсе по благоустройству пришкольных территорий.
·
Экологическое
образование и воспитание учащихся не заканчивается с окончанием учебного года,
а продолжается и в летние месяцы. Вот уже много лет в школе организуется работа
лагеря с дневным пребыванием детей, где идет активная экологическая работа (
беседы, конкурсы, рисунки). Более 5 лет в школе в летнее время работает
экологический отряд. Целью работы экологического отряда является вовлечение
детей в природоохранную, научно-познавательную деятельность. Учащиеся школы
приобрели теоретические и практические навыки по агротехнике выращивания
цветов, осуществили проект по дизайну клумб, заложили и провели опыты.
Территория школы всё лето ухоженная, чистая, особенно красивые клумбы.
Основным
критерием эффективности работы по формированию экологической культуры
школьников является единство их экологического сознания и поведения. Поэтому
очень важно укрепить в сознании каждого школьника понимание того, что
человек принадлежит природе и его долг и обязанность заботиться о ней.
Одной из эффективных форм работы по
изучению экологии является исследовательская деятельность, в ходе которой
происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются
навыки научного эксперимента, развивается наблюдательность, пробуждается
интерес к изучению конкретных экологических вопросов.
Другой,
наиболее активно применяемой, формой работы является проектирование.
Ориентированность школы на воспитание детей по экологии в природной обстановке
позволяет обучающимся активно приобщаться к исследовательской работе по
изучению природных сред и экосистем своего родного края, участвовать в
экологических конкурсах, олимпиадах, научных конференциях, летних лагерях,
экологических экспедициях, обмениваться результатами исследований через
современные телекоммуникационные средства.
Также
используются творческие задания, знакомство с литературой экологического
содержания, слушание музыкальных произведений, знакомство с работами художников
(в работе библиотекаря, на МХК).
В
школе проводятся месячники по предметам, где обязательно затрагиваются
актуальные экологические проблемы. Результат: выставки экологических газет,
плакатов рисунков.
В
апреле - мае проходят экологические недели, когда организованно благоустраивается
школьная территория, хотя работа на пришкольном участке ведется
систематически, по плану. Большое внимание в это время уделяется наведению
должного санитарного состояния внутри школы: рекреаций кабинетов, внутреннему
озеленению, подводятся итоги.
Осенью
в школе проводится выставка цветов, изделий из природного материала,
экологическая ярмарка.
Весной
(март) традиционно участвуют школьники в празднике "День Птиц".
Мы
активно принимаем участие в районных экологических мероприятиях. В 2010 году,
одержав победу в региональном этапе конкурсе « Моя малая Родина» наша ученица
стала участником федерального этапа «Этнос, культура» и представила нашу школу
в г. Москве.
В
2011 году начало научно-исследовательскую и
познавательная деятельность эколого-биологического объединение «Росток», работа
которого определялась направлениями: комнатное цветоводство и « Наш школьный
двор».
В
течение двух лет являемся участниками областного экологического форума.
3.Формирование
экологического пространства школы.
Экологическое
пространство школы связано с воздействием всей совокупности
средовых факторов, воздействующих в школе на учащихся и педагогов. Номинально
некоторые из них совпадают с гигиеническими факторами, характеристики и степень
воздействия которых регламентированы в СанПиН. Но есть три отличия, позволяющих
представить это пространство не просто как новое обозначение хорошо известных
фактов. Во-первых, в СанПиН представлен набор отдельных позиций с
количественными рамками, которых необходимо придерживаться. Анализ же
педагогического пространства ориентирован преимущественно на качественную
оценку воздействия всей совокупности однородных факторов, тем более, что на
самом деле их воздействие всегда сочетанное и взаимосвязанное. Во – вторых,
в отличие от гигиенического подхода, центрированного на самих патогенных
факторах, центром внимания в педагогическом пространстве оказываются субъекты
педагогического процесса и сами эти процессы. Наконец, в-третьих, в педагогическом
пространстве существуют индивидуальное восприятие и нюансы, которые не
регламентированы, или не могут быть регламентированы и каталогизированы в
принципе. Так, висящая на стене картина может смещать фокус внимания человека в
целостном восприятии всего помещения, в зависимости от того впечатления,
которое именно на него производит именно эта картина.
Одним
из элементов экологического
пространства школы является воздушная среда.
Ее воздействие на учащихся и педагогов не ограничивается теми сторонами,
которые регламентированы СанПиНами - они известны и приводятся в соответствие с
требованиями путем поддержания комфортной температуры и регулярного
проветривания помещения класса. Но кроме этого, влияние на здоровье и
настроение учащихся оказывают, например, запахи, регламентация которых, кроме
самой общей фразы, в СанПиН отсутствует. Лучший источник полезных и гармоничных
запахов - растения. Выращивание в классах комнатных растений, в соответствием с
рекомендациями ученых и обобщениями практического опыта, безусловно ,целесообразно,
и должно быть связано с задачами сохранения и укрепления здоровья.
·
При подборе растений в классе должны быть соблюдены два обязательных
условия:
·
1) запах растений не должен быть очень сильным, отвлекающим;
·
2) присутствие растений в классе не должно вызывать аллергических
реакций ни у кого из учащихся.
Для ароматизации воздуха можно использовать и искусственные
препараты, но экологичнее и дешевле выращивать живые растения. Кроме того, при
этом решается и другая, не менее важная задача воспитательная. Выращивание
растений в классе, уход за ними лучше поручать самим школьникам. Привлекаясь к
уходу за растениями, дети приучаются бережно относиться к ним, а, значит и ко
всему живому, получают, тем самым, основы экологического воспитания.
·
С помощью комнатных растений удается восполнить дефицит общения с
природой, который неизбежно возникает в городах среди однообразия стандартных
домов, раздражающего шума машин, не гаснущего часами экрана телевизора или
компьютера. Специалисты по видеоэкологии также уверены, что в помещении, где
люди находятся подолгу, обязательно должны быть комнатные растения.
·
Повышенное внимание, которое мы уделяем этим элементам экологического
пространства школы, связано с тем, что при выполнении на уроках физических, а,
тем более, дыхательных упражнений (в рамках физкультминуток), воздух в классе
обязательно должен быть чистым и легким. Иначе вреда от этих занятий будет
больше, чем пользы.
·
То, что описано выше для отдельных классов, относится и к пространству
школы в целом. Особое внимание следует уделить спортзалу и рекреации, где
дыхание у учащихся активизируется, приводя к усилению газообмена, а также туалетам,
воздушной среде в которых уделяется особое внимание по понятным причинам. Ну, а
количество зеленых растений в школе всегда являлась критерием реальной заботы
администрации об учащихся.
·
Другим элементом экологического пространства школы
является его видеоэкологическая
составляющая. Видеоэкология изучает воздействие на психику, а через нее - на
телесную организацию человека и его здоровье - зрительных образов той среды, в
которой человек находится. Эти закономерности минимально используются в оформлении
интерьеров классов и нашей школы. Однообразное убранство большинства классов,
преобладание квадратно-прямоугольных фигур, кроме неизбежных оконных, дверных
проемов и доски, унылая цветовая гамма без праздничных тонов и т.п. являются
фактором негативного влияния на психику учащихся. Влияние это
слабое, но учитывая длительность пребывания школьников в подобных однообразных
пространствах, эффект постепенно аккумулируется. Редко можно встретить в классе
рисунки, картины, которые могли бы нейтрализовать унылость интерьера. В основном
- либо учебно-наглядные пособия, либо портреты деятелей науки и искусства. Уже
из этих примеров видно, что возможностей для проявления инициативы (но научно
обоснованной!), и использования этого поля деятельности для реализации
творческой активности учащихся, у учителей достаточно.
В связи с этим, нами активно ведется работа по формированию экологического
пространства школы:
1.
улучшение воздушной среды через озеленение классных комнат,
проветривание и влажную уборку классов. Озеленение проводим, предварительно
изучив медицинские карты школьников, рекомендации врачей и родителей, с учетом
того, как дети реагируют на запахи, есть ли в классе аллергики или нет. При
озеленении используются растения, не имеющие сильных запахов.
2.
С учетом видеоэкологической составляющей: если в классах
преобладает не яркая цветовая гамма, то в рекреации стараемся внести элементы
более праздничных тонов.
Оценка результативности программы
Показателями
результативности программы могут служить:
·
Количество
и качество детских творческих, проектных и исследовательских работ
·
Участие
школьников в экологических олимпиадах и конкурсах
·
Динамика
участия школьников в экологических олимпиадах и конкурсах
·
Практическая
включенность детей в экологическую деятельность школы
План реализации программы по экологическому
воспитанию учащихся МБОУ Луначарской СОШ №8
«ЭКОЛОГ
и Я»
Месяц
|
Направление
|
Содержание
|
Сентябрь
Девиз:
«Помни, что пользу себе и людям ты принесёшь, если будешь здоровым!»
|
|
Воспитание ценностного отношения
к природе, окружающей среде – экологическое воспитание
|
Учебная деятельность
|
22 сентября-
День без автомобилей
|
Внеучебная деятельность
|
1.Общешкольный однодневный поход:
преодоление препятствий, ориентирование по карте.
2.День здоровья «Школа выживания»
3.Экскурсии « Изучение видового
разнообразия окрестностей нашей школы»
|
Внешкольная деятельность
|
Операция
«Чистый двор», волонтерская работа по освобождении территорий, закрепленных
за отрядами, помощь жителям села по наведении порядка на территориях
Разработка
плана по реализации проекта в новом учебном году «Наш школьный двор»
|
Семейное воспитание
|
Акция «Цветок – школе»
Конкурс букетов между классов
«Осенние фантазии»
Сентябрь (второе
воскресенье)- Всемирный день журавля
|
Общественно-полезная деятельность
|
Экологический десант.
Неделя в
сентябре- Всемирная акция «Очистим планету от мусора».
Акция «Посади дерево».
|
Октябрь
«Из
тысячи планет, Земли прекрасней нет!»
|
Учебная деятельность
|
Экологическая
игра «Путешествие по родному краю»
|
Внеучебная деятельность
|
Конкурс «Самый зелёный класс»
4 октября –
Всемирный день защиты животных
|
Внешкольная деятельность
|
День школьного лесничества.
Экскурсии классными коллективами
Экологические десанты.
|
Семейное воспитание
|
Акция «Запасаем семена для
подкормки птиц зимой»
Первые выходные
октября – Международные дни наблюдения птиц
|
Общественно-полезная деятельность
|
Всемирный день наблюдения за
птицами
|
Ноябрь
Девиз
«Стремись всё знать, всё уметь!»
|
Учебная деятельность
|
«Природа в опасности» –
агитвыступление
|
Внеучебная деятельность
|
Конкурс проектов «Наш школьный
двора»
29 ноября – День
создания Всероссийского общества охраны природы (ВООП)
Линейка, посвященная
акции «Чистый воздух» 1 – 11 кл.
|
Внешкольная деятельность
|
Конкурс презентаций «Откуда
берутся бездомные собаки»
Выставка рисунков «Не
нарушай гармонию природы». 1—11 классы
|
Семейное воспитание
|
Изготовление кормушек
|
Общественно-полезная деятельность
|
Организация птичьих столовых.
Операция «Кормушка» – в течение всей зимы 1-11
|
Декабрь
Девиз
«Стремись всё знать, всё уметь!»
|
Учебная деятельность
|
Охрана зимующих птиц
Конкурс на звание «Знаток
природы» 1-4 кл
|
Внеучебная деятельность
|
Выступления агитбригад «Охрана
окружающей среды»
Акция: «Вторая жизнь пластиковых
бутылок» 2-9 кл
Конкурс плакатов
«Сохраним нашу планету». 8 – 9 кл
|
Внешкольная деятельность
|
1 декабря – День
борьбы со СПИДом. 8-11 кл
29 декабря –День биологического разнообразия.
|
Семейное воспитание
|
Изготовление кормушек
Изготовление поделок из
вторсырья.
|
Общественно-полезная деятельность
|
Подкормка птиц в птичьих столовых
Операция «Кормушка» – в течение всей зимы
|
Январь
Девиз:
«Доброта спасёт мир!»
|
Учебная деятельность
|
Игра «Экологический светофор»
День
заповедников и национальных парков – 11 января
|
Внеучебная деятельность
|
Подкормка птиц в птичьих
столовых.
|
Внешкольная деятельность
|
Игра для начальных классов «Зов
джунглей»
|
Семейное воспитание
|
Изготовление кормушек Операция
«Кормушка» – в течение всей зимы
|
Общественно-полезная деятельность
|
|
Февраль
Девиз:
«Знай и береги историю, культуру, обычаи и традиции своего народа и нашей
страны!»
|
Учебная деятельность
|
заочная олимпиада по экологии.
2 февраля -
Всемирный день водно-болотных угодий
|
Внеучебная деятельность
|
Подкормка птиц в птичьих столовых.
|
Внешкольная деятельность
|
«Необычная биологическая
викторина»
|
Семейное воспитание
|
Озеленение школы
|
Общественно-полезная деятельность
|
Операция «Кормушка» – в течение
всей зимы
|
Март
Девиз:
«Учись видеть красоту и нести её людям!»
|
Учебная деятельность
|
Устный журнал Алкоголь – враг
организма!
|
Внеучебная деятельность
|
Круглый стол «Осторожно,
наркотики!»
22марта - Всемирный День воды
|
Внешкольная деятельность
|
Презентация «Целительные
напитки»
|
Семейное воспитание
|
1марта – День борьбы с наркоманией
|
Общественно-полезная деятельность
|
Изготовление листовок и буклетов
к весеннему сезону.
Экологические десанты.
|
Апрель.
Девиз
: «Мы живы, пока жива природа!»
|
Учебная деятельность
|
Районная тьюторская школа юных
экологов в Алханайской СОШ
15 апреля-
День экологических знаний
18 – 22 апреля- Марш
парков
|
Внеучебная деятельность
|
1 апреля –
международный день птиц.
Неделя птиц.
Экологический
праздник «Сохраним наш Землю голубой и зеленой»
Всемирный день Земли
Внеклассное
мероприятие «Суд над автомобилем». 6—7 классы.
|
Внешкольная деятельность
|
Участие в мероприятиях,
проводимых МУК «Охраны природы»
22 апреля– Всемирный
день Земли
|
Семейное воспитание
|
Изготовление скворечников.
Операция «В защиту зелёного
друга»
Акция«Посади деревце - твое
будущее»
19 апреля– День
подснежника
|
Общественно-полезная деятельность
|
Агитационная работа среди
населения – распространение листовок «Осторожно, пожар!»
Экологические десанты.
|
Май
Девиз
: «Честь школы – это честь твоя и моя!»
|
|
1-10 мая – Весенняя декада
наблюдений птиц
|
еучебная деятельность
|
15 мая – 15 июня-
Единые дни действий в защиту малых рек и водоемов
|
Внешкольная деятельность
|
Туристический конкурс.
Соревнование экологов, биологов, лесоводов на экотропе.
Выступление
агитбригады, посвященное Всемирному Дню окружающей среды. Школьный лагерь.
|
Семейное воспитание
|
3 мая -День
Солнца
|
Общественно-полезная деятельность
|
Операция «Чистые берега» (очистка
берегов реки на территории посёлка)
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.