Главная / Биология / Программа «Экологическая тропа» (1-4 класс)

Программа «Экологическая тропа» (1-4 класс)

Утверждаю:

Директор МОУ СОШ

п. Арчаглы - Аят

____________________

Программа
«Экологическая тропа»
муниципального общеобразовательного учреждения
средняя общеобразовательная школа п. Арчаглы - Аят
Варненского муниципального района Челябинской области
на 2011-2013 гг.


 

Наименование программы

Программа внеурочной деятельности среднего звена школьников.

по экологическому воспитанию

«Экологическая тропа»

Разработчик программы

Антонова Светлана Александровна, учитель биологии 1 категории, МОУ СОШ п. Арчаглы – Аят

Цели программы

создание условий для самореализации, самоутверждения учащегося в активной социальной роли, для активизации общественной деятельности школьников;

- выявление и раскрытие духовных, творческих и организационных потенциалов личности школьника.


Сроки реализации программы

2011-2013 годы

Исполнители программы

Педагогический коллектив МОУ СОШ

п. Арчаглы – Аят

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

владеть прикладными знаниями, практическими умениями и навыками рационального природопользования, развитие способности оценить состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;

владеть знаниями, умениями и навыками по здоровому образу жизни.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни









Пояснительная записка.


Туристско-краеведческая деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребёнка, направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению родного края, приобретению навыков самостоятельной работы.

Предложенная программа «Экологическая тропа туристско-краеведческой работы с учащимися» рассчитана как на 1 , так и на 2 года занятий и предназначена для групповой, индивидуальной работы, с учащимися среднего звена, которые уже получили определённые умения и навыки по туризму и краеведению, обучаясь в объединении туристско-краеведческого направления в течение 3 лет.

Уровень программы - творческий, инновационный. Модель обучения основывается на продуктивной творческой деятельности обучающихся. Так как интерес у учащихся становится творческим, то возникает потребность сделать «своё». Происходит выражение собственного «Я» учащегося в процессе сотворчества его и педагога.

Содержание учебной программы, учебно-тематического плана первого и второго года занятий схоже. Это обусловлено тем, что по итогам, как первого, так и второго годов обучения воспитанники проходят все основные ступени подготовки и представления творческой работы по выбранной теме, организации и проведения туристско-краеведческого мероприятия со школьниками.

Занятия проходят, преимущественно, в рамках стандартной позиционной схемы «учитель-ученик», где роль педагога является направляющей и корректирующей. Основная задача педагога - создать условия для реализации творческого потенциала обучающихся: научить воспитанников эффективно применять имеющиеся знания, поддержать и помочь развить их инициативу, при необходимости скорректировать и направить усилия воспитанников в нужное русло. Но и от ребят потребуется очень многое: усидчивость и трудолюбие, любознательность и пытливость, выдержка и изобретательность, а также самые разнообразные навыки и умения. Это очень важные качества для юных организаторов туристско-краеведческой работы со школьниками

Цель программы:

- создание условий для самореализации, самоутверждения учащегося в активной социальной роли, для активизации общественной деятельности школьников;

- выявление и раскрытие духовных, творческих и организационных потенциалов личности школьника.

В процессе обучения предполагается решение следующих задач:

Обучающие:

- обучение алгоритмам выполнения исследования, написания и представления исследовательской работы;

- расширение знаний, формирование умения и навыков приобретения опыта самостоятельной практической деятельности.


Развивающие:

- развитие творческой, познавательной и созидательной активности обучающихся;

- развитие устной речи, умения выступать перед аудиторией, организовывать и проводить занятия с младшими школьниками.


Воспитательные:

- вовлечение обучающихся в поисково-исследовательскую деятельность, в учебу через интеллектуально-познавательные игры и поддержка их творческой активности;

- усиление индивидуального момента, связанного с созданием условий для самореализации обучающихся в различных видах деятельности, учитывая их возможности;

- извлечение художественного, эстетического, познавательного и научного интереса из посещения музеев, театров, выставок, учебно-познавательных поездок.


Оздоровительные:

- воспитание потребности в здоровом образе жизни.




Программа предусматривает различные формы проведения занятий:

лекции, беседы, консультации, экскурсии, конференции, слёты, вечера, встречи с интересными людьми, практические самостоятельные творческие задания, индивидуальные и групповые занятия (2-3 человека).

Программа также предусматривает, что обучающиеся будут участвовать в поисково-исследовательской работе по выбранной теме.


Предполагаемый результат по обучению:


- углубление и закрепление краеведческих знаний;

- выработка у обучающихся ответственности за порученные дела;

- формирование организационных качеств.


Формы оценки знаний, умений и навыков проводится в виде тестов, судейства, при проведении и организации школьного туристского слета, туристско-краеведческих мероприятий в школе и Центре, выполнения учебно-исследовательской, творческой работы, составления и организации краеведческих игр.

По окончании данного курса обучающиеся должны знать:

- правила организации и проведения туристских соревнований;

- методику проведения туристско-краеведческих мероприятий;

- источники краеведения;

- методику поисково-исследовательской работы.

Иметь навыки:

- организации и проведения краеведческих мероприятий со школьниками;

- самостоятельной поисково-исследовательской работы и публичного выступления;

- извлечения художественного, эстетического, познавательного и научного интереса из посещения музеев, театров, выставок.

Уметь:

- пользоваться источниками краеведческих знаний;

- конструировать различные туристско-краеведческие мероприятия;

- организовывать и проводить туристско-краеведческие мероприятия;

- оформлять и подводить итоги туристско-краеведческих мероприятий;

- написать творческую работу по итогам поисково-исследовательской работы;

- уметь применять полученные знания в повседневной жизни.


Организация и проведение туристско-краеведческих мероприятий, апробация составленных краеведческих игр будут проходить на базе своей школы, отдела краеведения для обучающихся среднего школьного звена.

В зависимости от объективных условий в программу могут быть внесены отдельные изменения и дополнения.



















Основное содержание (68 часов: 34 часа в 6 классе и 34 часа в 7 классе).

Учебно-тематический план «Экологическая тропа» 6 класс.

(34 часа.1 час в неделю.)

тема

Количество часов

примечание



всего

теория

практика


1

Введение в краеведение, что изучает краеведение.


1

1

-


2-3

С чего начинается Родина. Понятие малая Родина.

2

1

1

Проблемная лекция

4-6

Основание и развитие родного края.

3

2

1

эвристическая беседа

7-8

Поселок , в котором мы живем.


2

1

1

работа с картой, планом поселка

9-10

Топонимика. Улицы поселка, происхождение их названий.

2

1

1

Сообщения учащихся

11

Геральдика. Символика родного поселка.


1

1


Решение творческих задач

12-14

Рельеф. Строение поверхности территории. Влияние человека на изменение форм рельефа.

3

2

1

экскурсия

15-18

Особенности климата. Сезоны года. Влияние климата на жизнь и здоровье людей.

4

1

3

Дневник наблюдения

19-21

Водные ресурсы. Реки и озёра, экологические проблемы

3

2

1

Экологич. акция

22-24

Особенности природы. Природа родного города, края, растительный и животный мир.

3

2

1

полевой практикум

25

Экологические проблемы


1

1


Созд. экологич. тропы

26-27

Население поселка.

2

1

1

Встречи с творческими людьми

28-31

Я и моя семья. История моей семьи, составление генеалогического древа.

4

2

2

Творческий проект

32-33

Экскурсия в краеведческий музей.

( школьный музей)

2


2

экскурсия

34

Итоговое повторение

1


1

Защита проекта



34

18

16




Учебно-тематический план «Экологическая тропа»

6 класс.

(34 часа.1 час в неделю.)

тема

Количество часов

примечание



всего

теория

практика


1-2

Введение. Экология. Экологическая тропа. Движение по экологической тропе. Техника безопасности.

2

1

1

сообщение

3-4

Учебные тропы.

Критерии троп. Требования к маршруту экологической тропы. Законы природы.

2

1

1

сообщения

5-6

Рюкзак.

Сборка рюкзака. Набор продуктов.

Формирование медицинской аптечки.

2

1

1

работа с принадлежностями

7-11

План и карта.

Ориентирование на местности. Изображения земной поверхности моего поселка. Географическая карта родного края. Географическое положение поселка.

5

2

3

Презентация творческих работ

12-13

Формирование экологических стоянок.

Распределение по группам. Составление плана. Описание стоянки. Отчет .


2

1

1

Ролевая игра

14-16

Стоянка №1. « Антропогенный фактор».

Степень загрязнение местности. Устройство костра, виды костров.

3

1

2

сообщение

17-19

Стоянка №2. «Рассказ о лесе».

Определение биогеоценоза. Изучение флоры и фауны.

3

1

2

Создание коллекции

20-22

Стоянка №3. «Птичья столовая».

Оказание практической помощи. Сбор корма. Изготовление кормушек.

3

1

2

сообщение


23-25

Стоянка №4. «Без берез я не мыслю Россию».

Разновидность берез на данной территории. Структура березы (описание)

3

1

2

сообщение

26-28

Стоянка №5. « Муравейник».

Беседа об устройстве муравейника, её община, размножение, активность в погодные условия, жизненный цикл, общение между собой. Значение в природе.

3

1

2

репортаж

29-31

Стоянка №6 « Поклонись цветку».

Легенды о мудрой царицы Флоры.

3

1

2

сообщение

32-33

Отчет по исследовательской работе.

2



презентация

34

Итоговое занятие

1






34

12

19




Учебная программа

«Экологическая тропа туристско-краеведческой работы»

1 год обучения

1. Введение (2ч)

Организационные занятия. Постановка целей и задач на новый учебный год. Техника безопасности. Входящий контроль.



2. С чего начинается Родина. (2 ч)

Понятие малая Родина

Памятники истории и культуры родного края, города. Обзор экскурсионных объектов.

Практические занятия: работа со справочным материалом и литературой по родному краю, городу. Походы, учебно-познавательные поездки по памятным местам. Посещение музеев, выставок. Составление буклета "Туристические возможности родного края".


3. Основание и развитие родного края .( 3ч)



Методика сбора первоисточников для краеведческих мероприятий. Определение основы краеведческого мероприятия, игры, ее тематики, формы проведения, системы оценок. Описание игры, туристско-краеведческого мероприятия. Подбор вопросов, группировка их, подбор наглядностей, разработка дидактического материала.

Практическое занятие:

Работа с краеведческими, энциклопедическими источниками, атласами и другой научно-популярной литературой. Составление пакета с вопросами. Группировка вопросов по степени сложности, с учетом логических связей. Составление условий, хода игры. Оформление краеведческой игры.

4. Поселок , в котором мы живем.(2ч)

Экскурсия как одна из форм образовательной и культурно-просветительской работы. Объекты экскурсии. Принципы экскурсионной методики

Методика поисково-исследовательской работы. Методика сбора первоисточников для выполнения творческой работы (экскурсии). Тема и содержание. Структура экскурсии. Экскурсионные методы. Работа над содержанием текста творческой работы (экскурсии). Редактирование текста.

Практические занятия:

Работа с краеведческими источниками, с периодическими изданиями.

Составление анкет, вопросников по теме исследовательской работы. Обработка, редактирование, дополнения, систематизация полученных материалов. Работа над текстом. Подготовка иллюстрированных материалов. Составление слайд - презентаций. Индивидуальная или групповая работа над разработкой творческой работы. Консультации. Индивидуальные занятия. Защита творческой работы. Выступление на краеведческой конференции отдела.

5.Топонимика (2ч)

Улицы поселка, происхождение их названий. Схематичное расположение улиц по карте. Определение масштаба.

6. Геральдика (1ч)

Понятие . Символика родного поселка. Изучение флоры и фауны, для создания символики родного края.



7. Рельеф (3ч)

Строение поверхности территории. Влияние человека на изменение форм рельефа. Изучение профиля почвенной структуры.

8. Особенности климата (4ч)

Сезоны года. Влияние климата на жизнь и здоровье людей. Введение дневника наблюдения за климатическими условия погоды.

9. Водные ресурсы (3ч)

Реки и озёра, экологические проблемы. Сезонные экологические экспедиции для изучения местной флоры и фауны: подготовка, проведение, анализ. Создание эколого-краеведческой тропы. Экологические рейды на берег речки и очистка побережья от бытового мусора: подготовка, проведение, анализ.

10. Особенности природы (3ч)

Природа родного края, растительный и животный мир. Знакомство с календарём экологических дат. Определение тем экологических праздников. Организация и проведение дат.



11. Экологические проблемы (1ч)

Техника безопасности: правила поведения в лесу, на речке; правила передвижения по дороге; правила обращения с огнём; правила обращения с опасными инструментами; правила общения друг с другом, с жителями посёлка; правила гигиены.



12. Население поселка (2ч)

Национальность. Праздники, ремесла, традиции народов России. Численность. Демография населения. Занятость населения. Трудовые объекты населения.

13. Я и моя семья (4ч)

История моей семьи, составление генеалогического древа. Праздники, ремесла, традиции семьи. Семейный герб. Обязанности члена семьи. Хобби каждого члена семьи.

14. Экскурсия в краеведческий музей (2ч)

Школьный музей. История создания музея. Экспонаты школьного музея по направлениям: история создания поселка и домашний быт.



Учебная программа

«Экологическая тропа туристско-краеведческой работы»

2 год обучения



1. Введение (2ч)

Организационные занятие. Постановка целей и задач на новый учебный год. Инструктаж технике безопасности.



2. Учебные тропы (2ч)

Общегеографическая характеристика РК (обзор). Рельеф, гидрография, растительность, климат, их влияние на возможности занятия туризмом. Наиболее интересные места для проведения походов, экскурсий, экспедиций. Памятники истории и культуры. История развития детского туризма .

Составление и утверждение положения о школьном турслете. Основные разделы положения: цели и задачи, место и время проведения, участники, программы, подведение итогов.


Практические занятия: работа со справочной литературой, периодической печатью, справочниками, картографическим материалом по родному краю. Походы или экскурсионные поездки по памятным местам. Работа в музеях, библиотеках. Проведение краеведческих викторин, конкурсов и т.д. Заочное путешествие по памятным местам. Сбор материала по теме «История детского туризма и краеведения в РК».

3. Рюкзак (2ч)

Сборка рюкзака. Набор продуктов. Формирование медицинской аптечки. Инструктаж технике безопасности.

Природоохранная деятельность туристов. Соблюдение правил противопожарной безопасности в лесу. Требования к месту проведения слета. Медицинское обеспечение. Первая доврачебная помощь.

4. План и карта (5ч)

Ориентирование на местности. Изображения земной поверхности моего поселка. Географическая карта родного края. Географическое положение поселка.

Методика поисково-исследовательской работы. Методика сбора первоисточников для выполнения творческой работы. Работа над содержанием текста творческой работы, реферата. Редактирование текста.

Практические занятия:

Работа с краеведческими источниками, с периодическими изданиями. Составление анкет, вопросников по теме исследовательской работы. Обработка, редактирование, дополнения, систематизация полученных материалов. Подготовка иллюстрированных материалов. Консультации. Индивидуальные занятия. Работа над текстом. Защита творческой работы. Выступление на краеведческой конференции.

5. Формирование экологических стоянок.(2ч)


Распределение по группам. Составление плана. Описание стоянки. Отчет .

Краеведение и туризм как комплексное средство образования и воспитания. Источники краеведения. Методика сбора первоисточников для краеведческих мероприятий. Определение основы краеведческого мероприятия, формы проведения, ее тематики, системы оценок. Описание игры, туристско-краеведческого мероприятия. Подбор вопросов, группировка их, подбор наглядностей. Конференция как форма краеведческого мероприятия.

Практическое занятие:

Работа с краеведческими, энциклопедическими источниками, атласами и другой научно-популярной литературой. Сбор материала по теме «Из истории проведения детских краеведческих конференций»

6. Стоянка №1. « Антропогенный фактор» (3ч)


Степень загрязнение местности. Устройство костра, виды костров. Природоохранная деятельность туристов. Соблюдение правил противопожарной безопасности в лесу. Требования к месту проведения слета. Медицинское обеспечение. Первая доврачебная помощь.

Практическое занятие:

Работа с краеведческими, энциклопедическими источниками, атласами и другой научно-популярной литературой. Сбор материала по теме «Влияние человека на природу».

7. Стоянка №2. «Рассказ о лесе» (3ч)

Определение биогеоценоза. Изучение флоры и фауны.

Методика сбора первоисточников для краеведческих мероприятий. Определение основы краеведческого мероприятия, формы проведения, ее тематики, системы оценок. Описание игры, туристско-краеведческого мероприятия. Подбор вопросов, группировка их, подбор наглядностей. Конференция как форма краеведческого мероприятия.

Практическое занятие:

Работа с краеведческими, энциклопедическими источниками, атласами и другой научно-популярной литературой. Сбор материала по теме «Флора и фауна биогеоценоза».


8. Стоянка №3. «Птичья столовая» (3ч)

Оказание практической помощи. Сбор корма. Изготовление кормушек.

Методика сбора первоисточников для краеведческих мероприятий. Определение основы краеведческого мероприятия, формы проведения, ее тематики, системы оценок. Описание игры, туристско-краеведческого мероприятия. Подбор вопросов, группировка их, подбор наглядностей. Конференция как форма краеведческого мероприятия.

Практическое занятие:

Работа с краеведческими, энциклопедическими источниками, атласами и другой научно-популярной литературой. Сбор материала по теме «Покормите птиц зимой».


9. Стоянка №4. «Без берез я не мыслю Россию» (3ч)

Разновидность берез на данной территории. Структура березы (описание)

Методика сбора первоисточников для краеведческих мероприятий. Определение основы краеведческого мероприятия, формы проведения, ее тематики, системы оценок.


Практическое занятие:

Работа с краеведческими, энциклопедическими источниками, атласами и другой научно-популярной литературой. Сбор материала по теме «Русская береза».


10. Стоянка №5. « Муравейник» (3ч)

Беседа об устройстве муравейника, её община, размножение, активность в погодные условия, жизненный цикл, общение между собой. Значение в природе.

Методика сбора первоисточников для краеведческих мероприятий. Определение основы краеведческого мероприятия, формы проведения, ее тематики, системы оценок.


Практическое занятие:

Работа с краеведческими, энциклопедическими источниками, атласами и другой научно-популярной литературой. Сбор материала по теме «Муравейник».



11. Стоянка №6 « Поклонись цветку» (3ч)

Легенды о мудрой царицы Флоры.

Методика сбора первоисточников для краеведческих мероприятий. Определение основы краеведческого мероприятия, формы проведения, ее тематики, системы оценок.


Практическое занятие:

Работа с краеведческими, энциклопедическими источниками, атласами и другой научно-популярной литературой. Сбор материала по теме «Царица флоры».



12. Отчет по исследовательской работе (2ч)

Виды конкурсов. Содержание конкурсной программы, туристских соревнований. Цели и задачи. Организация и проведение тематических конкурсов. Критерии оценки. Судейство.

Участие в судействе тематических конкурсов. Подготовка и проведение краеведческой игры.



По окончании курса обучающиеся, сдавшие все зачеты, получают звание «Юный организатор туристско-краеведческой работы с учащимися», «Юный судья», « Юный эколог».






















Методическое обеспечение программы


Тема

Форма занятий

Приемы и методы организации учебно-воспитательного. процесса

Формы подведения итогов

Краеведение

Туристические возможности родного края

Лекция, практическое занятие, работа в библиотеке, музее

Словесный метод, работа с книгами.

Практический метод: письменные работы (конспект, выписки); графические работы: (составление таблиц, схем).

Игры (игра-путешествие)

Наглядный метод (просмотр слайдов, фотографий, видеофильмов, схем, отчетов о походах).

Технические средства: видеомагнитофон, диапроектор.

Краеведческая викторина, составление картотеки "Туристические возможности родного края".

Заочное путешествие по памятным местам.

Решение и составление кроссвордов.

Подготовка юных организаторов по туристско-краеведческой деятельности

Лекция, семинар, беседа, защита проекта, час вопросов и ответов, индивид. и групповые консульт-и, познав-е игры

Словесный метод, работа с книгой.

Практический метод: упражнения (тренировка), письменная работа (выписки, письменные ответы на вопрос), географические работы (составление таблиц, схем).

Программированное обучение: самостоятельное изучение определенной части учебного материала, выбор между правильным и неправильным ответом, выбор одного ответа из нескольких ответов.

Проектно-конструктивный метод (создание творческих работ: просветительских, досугово - познавательных, тематических игр).

Игры: дидактические, познавательные, развивающие, игра-путешествие, ролевая игра.

Наглядный метод.

Оборудование к игровым занятиям: тесты, анкеты, "портфель экскурсовода" (открытки, буклеты, картосхемы, путеводители, фотографии).

Проведение туристско-краеведческих мероприятий для уч-ся младших классов, обсуждение.

Разработка и проведение краеведческих конкурсов, игр.

Общественно-полезная и исследователь- ская работа

Семинар, занятие, лекции, самост.работа индивид-я и групповая консультация, сообщения кружковцев.

Работа с учебником и книгой, практическая работа: письменные работы (конспект, составление тезисов, рефератов, письменных ответов на вопрос), наблюдение (фото-, видеосъемка), программированное обеспечение.

Активная форма познавательной деятельности (обсуждение сообщений, докладов, рефератов, конференция, защита реферата, творческая работа, викторина).

Творческие работы, рефераты, выступление на конференциях. Текущий контроль – тестовый опрос, качество выполнения индивид.заданий.

Итоговый результат – выполнение учебно-исследовательской работы или реферата.

Начальная туристская подготовка

Лекции, беседа

Словесный

Практический

Проектно-конструкторский

Тест по судейской подготовке.

Конкурс-защита положений школьного турслета

Организация и судейство видов: т/т, ориентир-е, конкурсов

Учебно-тренировочн. занятия. Практические занятия на местности. Практич.кон- сультации по группам и индивид-но. Соревнования

Словесный метод.

Практический метод (составление маршрутов, схем дистанций, вопросов, заданий, тестов, кроссвордов, подготовка документации).

Тех.средства: палатка, веревки, карабины, штандарты, волчатник, призмы и др.

Тестирование. Судейство в качестве старших судей, помощника начальника дистанции, судьи старта и финиша, секретарей. Анализ судейства. Организация и проведение соревнований по ориентированию и туртехнике для среднего звена школьников. Анализ.

Познавательные экскурсии, творческие встречи, воспитательн. мероприятия

Экскурсии, праздники, вечера.

Дискуссия, беседа.

Активная форма познавательной деятельности (КВН, встреча с интересными людьми, час вопросов и ответов), конкурсы.

Игры: познав-е, подвижные, игра-конкурс, деловая игра. Обмен впечатлениями после экскурсий, творческих встреч.

Использование на практике полученных навыков и умений. Наблюдение во время проведения экскурсии, творческих встреч.





























































Литература:

  1. Гитис М.С, Моисеев А.П. Челябинская область. Краткий справочник:- Челябинск.:АБРИС,2006.-112 с.

  2. Гитис М.С, Дерягин В.В. Краеведение. Челябинская область. 6кл.:- Челябинск: АБРИС,2008.-144 с.

  3. Дракова Д.К. Экологические тропы Южного Урала.- Челябинск: Книга, 2010.-80 с., (4) л.ил.

  4. Тюмасева З.И, Гуськова Е.В. Окружающий мир- региональные особенности,уральский вариант. Учебное пособие для общеобразовательных заведений. – Челябинск: ООО « Издательский центр « Взгляд», 2003. – 157 с.: илл.

  5. Комплексный доклад о состоянии окружающей природной среды Челябинской области в 2001 году.- Челябинск: Издательство « ЦОТ ПЛОЩАДЬ ЭВОЛЮЦИИ», 2002 год.

  6. Экологическое образование 1-4 ч. Методические рекомендации учителю биологии, руководителю школы. Учащимся школ, студентам педвузов.- Челябинск : 1991.




































































Программа «Экологическая тропа» (1-4 класс)
  • Биология
Описание:

Предложенная программа «Экологическая тропа туристско-краеведческой работы с учащимися» рассчитана как на 1 , так и на  2 года занятий и  предназначена для групповой, индивидуальной работы,  с учащимися среднего звена, которые уже получили определённые умения и навыки по туризму и краеведению, обучаясь в объединении туристско-краеведческого направления в течение 3 лет.

 

Уровень программы - творческий, инновационный. Модель обучения основывается на продуктивной творческой деятельности обучающихся. Так как интерес у учащихся становится творческим, то возникает потребность сделать «своё». Происходит выражение собственного «Я» учащегося в процессе сотворчества его и педагога. 

Автор Антонова Светлана Александровна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1125
Номер материала 37301
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓