Главная / Начальные классы / Программа духовно – нравственного воспитания детей «КАК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР»

Программа духовно – нравственного воспитания детей «КАК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР»



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Яшкульская многопрофильная гимназия»





Программа духовно – нравственного воспитания детей

«КАК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР»





Сабирова Светлана Антоновна

учитель начальных классов

Почетный работник общего образования РФ

ВКК


























с. Яшкуль, 2013г.

























































Сведения об авторе

hello_html_44c30188.png

Сабирова Светлана Антоновна

Почетный работник общего образования РФ

Высшая категория

учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Яшкульская многопрофильная гимназия»

село Яшкуль



























Краткая аннотация

Без знания прошлого – неизвестно будущее. История это то, что связывает нас с многовековой жизнью народа. Конфуций справедливо утверждал: «Хочешь узнать новое – обратись к старому».

Каждый человек должен верить в Бога. Причем не важно, какую веру он исповедует. Бог один, но путей к нему много и каждый может прийти к нему через свою веру. Именно этим объясняется веротерпимость и уважение к священнослужителям любой религии. Религиозный человек (независимо от веры) гармоничен, так как любая религия развивает его духовно.

Академик Российской академии образования Г.Н. Волков создал уникальную формулу: без исторической памяти нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры нет воспитания, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической личности.































«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли».

Н.И. Пирогов

Пояснительная записка

Осмысливая проблему нравственного воспитания, необходимо определить действительные истоки нравственного и безнравственного поведения людей, выяснить, что такое мораль и моральные нормы поведения. Школа как социальный институт воспитания может существенно помочь обществу, если решение данной проблемы посчитает одной из важнейших задач учебно-воспитательного процесса.

  1. Нравственность – это выработанное личностью в соответствии с традициями, социальной средой, воспитанием и опытом поведения убеждение в необходимости моральной нормы отношений к окружающему миру, людям и самому себе.

В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали целью жизни каждого человека.

2. Проблема нравственного воспитания очень актуальна, в наше время, ведь от воспитания ребенка зависит дальнейшая его жизнь, и, возможно, судьбы других людей. В ребенке мы воспитываем разум, мудрость, любовь к Отчизне, любовь к людям. Если ребенок этого не переживет, то ему будет чуждо подлинная человеческая тонкость натуры, чуткость восприятия.

В формировании и развитии нравственных качеств в каждом ребенке необходимо четкое руководство. Школьник очень много времени проводит в школе, и поэтому это руководство на себя берет воспитатель, учитель, на нем лежит огромная ответственность за воспитание ребенка. Закон РФ «Об образовании» гласит: «Школа обязана вырабатывать внутреннюю потребность жить и действовать по принципу морали…»

3. Итак, главной задачей учителя является процесс воспитания в каждом ребенке ЧЕЛОВЕКА. Необходимо также сформировать представление о Конституции как об Основном законе РФ, правах и обязанностях гражданина России, представление учащихся об ответственности за свои поступки. Самюэл Джонсон, английский писатель, о Законе сказал так: «Закон есть высшее проявление человеческой мудрости, использующее опыт людей на благо общества» Ответственность же – это необходимость отвечать за свои поступки, способность человека сознательно выполнять определенные требования и осуществлять поставленные задачи.

Если человек нарушил законы, наступает ответственность юридическая, а если нравственные нормы – моральная ответственность.

На мой взгляд, в условиях преобразования общества в целом и системы образования в частности, большая роль в нравственном и патриотическом воспитании ребенка принадлежит семье.

Семья – ранняя школа понимания родины, школа воспитания органической верности и привязанности к ней, воспитание уважения к собственному народу и людям других национальностей. Это обусловлено, во – первых, тем, что она представляет собой своеобразный социально – психологический микроколлектив, который основывается на самых близких, доверительных отношениях между супругами, родителями и детьми.

Во – вторых, с родителями у детей связываются понятия о своем доме, своих родных местах, о своем крае, его природе, своей Родине.

В – третьих, в семейной сфере ни на минуту не прекращается процесс внутрисемейного общения между старшим и младшим поколениями.

Цель моей работы с учащимися: совместно с семьей воспитать личность высоконравственную, способную обладать компетенциями, необходимыми в самых различных областях отрасли; идентифицировать себя как носителя национальной культуры гражданина своей страны и как гражданина мира.

Достичь поставленной цели, но мой взгляд, можно только наполняя жизнь класса интересными делами. Наиболее эффективными формами работы с учениками считаю следующие:

1. Проведение познавательных экскурсий и, в частности, по родному краю;

2. Активное участие в школьных, районных, республиканских и Всероссийских конкурсах.

3. Проведение организационных, тематических классных часов, бесед, дискуссий.

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Особенность существующих программ в том, что они содействуют сохранению духовного здоровья детей, знакомят их с основами православной культуры.

Православная педагогика направляет воспитание на конкретную личность, которая должна быть ответственной не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа. Православная педагогика обогащала педагогику светскую цельностью миропонимания, опытом нравственного уклада жизни, развития гармоничной личности. Исходя из этого, духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой - служение добру, служение людям.

Программа духовно – нравственного воспитания «Как прекрасен этот мир» содержит 3 подраздела: методика преподавания основ религиозной культуры, этика и нравственность, воспитание благочестия. В каждом из направлений воспитания обучающихся раскрывается соответствующая система базовых национальных ценностей.

Программа рассчитана на 1 час в неделю и реализуется на классных часах, внеклассных мероприятиях, часах общения в форме интерактивного обучения. Последнее занятие является итоговым и обобщает тему. Каждый следующий год дополняет рассматриваемые вопросы, расширяет представления учащихся об общечеловеческих ценностях.

















Цели программы:

1. Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной, буддийской и мусульманской культуры.

2. Изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия родного края, России.

3. Стремление возродить традиции семейного воспитания.

Задачи программы:

1. Воспитывать уважение к нравственным нормам морали. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро. Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.

2. Создать условия для восприятия целостной картины мира.

3. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

4. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.

5. Развивать музыкальную культуру, приобщать к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке.

6. Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости.

7. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.

8. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада).





Принципы организации занятий

Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения; вариативный подход.

Основные характеристики деятельности:

1. Сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.

2. Изложение материала рассчитано на 1 учебный год. В первый триместр дети получают первоначальные представления об изучаемом предмете. Во втором - проводится работа по закреплению имеющихся знаний. Третий триместр обучения предполагает обобщение и систематизацию полученной информации.

3. Программа рассчитана на возрастные группы: с 7 до 9 лет. Она не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, а также к уровню развития ребенка.

Для реализации программы я предлагаю следующие методы: наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод используется во время чтения педагогом рассказов; экскурсий в картинную галерею; наблюдений; показа сказок (педагогом, детьми), Рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов; проведения дидактических игр; экскурсий по городу, селу, целевых прогулок; моделирования сказок.

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе чтения литературных произведений учителем; чтения стихотворений детьми, учителем; бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов учителя; ответов на вопросы педагога, детей. Проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.); сообщения дополнительного материала учителем; загадывания загадок; рассматривания наглядного материала; рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок; разбора житейских ситуаций; проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров; чтения литературных произведений родителями.

Практический метод используется, когда необходимо организовывать продуктивную деятельность; провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.). Приготовить с детьми различные блюда (овощной или фруктовый сок, картофельное пюре, овощной суп и др.); оформить коллекцию семян для занятия; сшить кукол к сказкам; организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины; провести экскурсии различной направленности; организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников; изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Формы работы с детьми:

Факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.

Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.

Проведение совместных праздников.

Просмотр слайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.

Экскурсии - по городу, району.

Детская благотворительность.

Тематические вечера эстетической направленности - живопись, музыка, поэзия .

Организация выставок - совместная деятельность детей и родителей .

Постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания.

Творческие вечера.

Таким образом, в программе прослеживается несколько направлений работы.

1. Духовно-образовательное - занятия, беседы, устные поучения.

2. Воспитательно-оздоровительное - праздники, игры подвижные и назидательные, прогулки, экскурсии.

3. Культурно-познавательное - встречи, экскурсии, концерты, просмотр фильмов.

4. Нравственно-трудовое - труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам.

Основное внимание в программе уделяется работе с семьей.

Формы работы с родителями: родительские собрания на духовно-нравственные темы;

лекторий для родителей; открытые показы воспитательно-образовательного процесса;

вечера вопросов и ответов;

проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семи нары с использованием ТОО);

факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;

индивидуальные консультации специалистов; наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы; экскурсии; визиты домой; ведение социальной карты с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания; индивидуальная работа с детьми дома (ведение тетради эмоционального развития ребенка); совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей; совместное посещение богослужений и прогулки по монастырю; помощь родителей школе (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).

Принципы духовно-нравственного воспитания

Основной принцип духовно-нравственного воспитания - построение жизни на основе требований христианского совершенства (свободное признание правила - «Уклонись от зла и сотвори благо»),

Гуманистическая направленность воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним).

Природосообразностъ (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту).

Культуросообразностъ (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, в данном случае православия, и особенностями, присущими традициям тех или иных регионов)

ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ:

1. Принцип природосообразности.

2. Принцип целостности учебно-воспитательного процесса.

3. Принцип сотрудничества.

4 Деятельностный подход.

5. Личностно-ориентированный подход.

6. Возрастной подход.

НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для успешной реализации данной программы весьма важная роль отводится следующим факторам:

1. Личность учителя. Учителю надо понять исключительную важность духовного развития учащихся, стремиться к обогащению духовной жизни каждого учащегося. Учитель должен верить в безграничность каждого учащегося, в его способности, талант, неповторимость.

2. Учитель должен верить в свои педагогические способности и постоянно самосовершенствоваться.

3. Взаимоуважение учителя и ребенка, что будет помогать созданию условий для сотворчества. Необходимо, чтобы ребенок чувствовал понимание и готовность учителя всегда ему помочь.

4. Взаимопонимание учителя и родителей. Родители могут помочь выстроить ряд тем классных часов.

5. Совместный поиск учителя и учащихся, отсутствие поучающего характера классных часов. Учитель лишь сопровождает учащихся в их поиске.

6. Выстраивание с каждым учащимся личных, доверительных взаимоотношений.

7. Поощрение учителем творческой деятельности учащихся.

8. Духовно-нравственная направленность предложенных тем.

Программа по духовно-нравственному воспитанию «Как прекрасен этот мир» рекомендуется для учащихся 2-4 классов.

Данная программа рассматривается и утверждается на кафедре начальных классов. В классе должны быть созданы условия для сотрудничества, совместного поиска ответов на интересующие детей вопросы.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ:

беседы, рассказы учителя;

свободные обсуждения, высказывания, аналитические суждения с привлечением собственного опыта;

чтение рассказов, легенд, притч;

анализ литературных произведений;

анкетирование;

переживание через игру различных ситуаций, их анализ;

прогнозирование (мечтание) будущего;

написание сочинений-размышлений, их иллюстрирование;

написание стихов, создание творческих работ;

философствование;

просмотр видеофильмов;

экскурсии в музей, картинную галерею, на природу;

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ:

телевизор; компьютер; проектор; интерактивная доска;

видеомагнитофон, видеокассеты;

магнитофон, аудиокассеты с записями классической музыки;

бумага, ватман;

аппликации;

гуашь, акварельные краски, кисти, маркеры;

свеча, подсвечник;













Содержательная часть воспитательной деятельности

Программа «Как прекрасен этот мир» по духовно – нравственному воспитанию состоит из 3 подразделов:

1 подраздел «Методика преподавания основ религиозной культуры» В этом разделе указывается технология преподавания предмета.

2 подраздел «Этика и нравственность» Способствует формированию личности учащегося, обладающего качествами гражданина-патриота Родины, города, гимназии и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время на основе интегрированно-дифференцированного подхода к воспитанию и развитию; формированию у гимназистов патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Материалы рассчитаны на то, чтобы поселить в душе и сердце учащегося светлые образы, мысли и мечтания, чувство красоты, стремление к самопознанию и саморазвитию, пониманию беспредельности, ответственности за свои мысли; устремленности к благу; мужество и бесстрашие; чувства заботы и страдания, радости и восхищения; сознание жизни, смерти и бессмертия.

Находясь среди светлых и возвышенных образов, располагая таким богатством, душа начинает жить, создает свой мир, творит и притягивает новые образы. В этом духовном мире высшие знания будут одухотворены и возвращены людям в виде результатов познавательного труда, творчества, общения, созидания нравственных и культурных ценностей, в виде плодов физического труда, в виде любви к ближнему, к Родине, в виде смелости и геройства.

3 подраздел «Воспитание благочестия» Материал раздела способствует формированию у гимназистов таких интегральных качеств личности, как мировоззрение, ценностные ориентации и установки, а также изменение характера растущего человека, развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности. Семья в жизни каждого ребенка является главным транслятором социального и нравственного опыта от поколения к поколению, в семье существует уникальная система передачи социальной информации, позволяющей ребёнку воспринимать и осваивать её с максимальной заинтересованностью и полнотой, чему способствует родительская любовь, доверие ребёнка к родителям, стремление подражать им, общий психологический климат семьи.

Данный раздел предлагает учащимся пути достижения гармонии и развития, открытости и терпимости, что должно способствовать формированию у ребят новых жизненных ценностей, пониманию сущности любви как творческой основы для восхождения человека.

Актуальность

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в младшем возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Народная мудрость – неиссякаемый источник знания. У всех народов мира испокон веков воспитанием подрастающего поколения занимались бабушки и дедушки. Не случайно так высок авторитет пожилых людей и у христиан, и у иудеев, и у мусульман, и у буддистов, а значение старшего поколения в воспитании детей лучше всего отражено в калмыцкой пословице: «Думающий о будущем – мудрец, чинящий старое – мастер». Во всех религиях мира можно найти общие принципы и системы нравственных ценностей. Поскольку религии говорят от имени очень многих людей и выдержали испытание временем, можно говорить о существовании общечеловеческих идеалов.

Корни любого народа – это его исторические дела и свершения. Память о них есть животворный сок, питающий повседневную жизнь народа. Пока будет жить память в народном сознании, будет жив народ. Причина большинства современных проблем нашего народа в том, что поливаем не корни, а ветки и листья, которые не могут впитать живительную влагу. В результате ссыхается древо некогда великого народа, увеличивается количество сухих веток – этнических маргиналов.

Древние римляне говорили: «история – учительница жизни». Любой человек, каким бы гениальным не был, нуждается в Учителе, который подскажет верный истинный путь. Знание истории рождает и благоговение к своему народу, понимание настоящего и ответственность за его будущее. Знание своей родословной окрыляет человека, дает ему чувство приобщенности к своему роду, наделяет ответственностью за память предков и будущие поколения. Помня о предках, сохраняя уважение к ним, к их жизни и деяниям, человек оберегает связь со своими корнями, передает потомству чувство уважения к себе и своему народу. Значит, и последующие поколения будут знать, и помнить его.

Человек, не знающий родословную и историю своей нации, подобен сироте, не знающему ни отца, ни мать. Народ, не уважающий старость – не способен рождать воинов, личностей, у такого народа нет будущее.

Историческая память нации питает ее Дух. Задача нашего поколения в том, чтобы память о делах наших, также о свершениях минувших поколений сохранилась и передавалась потомками из поколения в поколение. Дух предков покидает тех, кто не знает и не уважает историю народа.

Сегодня, как и тысячи лет тому назад, гармония духа, ума и здоровья – залог успешности, как каждого отдельного человека, так и всего общества, всей нации. Времена изменились, но, по сути, изменились декорации, технический процесс, цивилизация затронули лишь внешнюю сторону жизни. Жить стало комфортнее, но ценностные основы развития человека остались прежними.

Преемственность в передаче педагогического опыта, духовно – педагогических ценностей народа – обязательное условие сохранения традиционной системы воспитания. Такой подход к духовному наследию дает возможность новым поколениям использовать все ценное, что было создано предшествующей историей своего народа, соседних народов и всего человечества.

Мудрые заповеди народной педагогики, ее духовность должны содействовать обогащению содержания воспитательного процесса, преодолению игнорирования социально – национальных особенностей в воспитании подрастающего поколения.

Межэтнические и межконфессиональные конфликты, захлестнувшие нашу планету в конце XX в., отодвинули в тень ту народную мудрость, которая веками формировалась в человеческих взаимоотношениях. А ведь отношения между народами – крайне чувствительная сфера человеческих взаимосвязей. Как и любой семье, в полиэтническом, в поликонфессиональном обществе нельзя отрываться от корней, уходящих в далекое прошлое.

Для современного человека религия перестала быть значимой частью внутреннего духовного опыта, основой мировосприятия. В сознании и жизни большинства наших современников она вытеснена в сферу внешних элементов архаичной, в лучшем случае традиционной, социальной культуры. Утрата стержневой роли традиционной религии, изменение понимания сути духовности в современной культуре приводят к возникновению кризисных явлений в духовно-нравственной сфере. Внерелигиозный контекст не дает возможности четкого различения понятий добра и зла, правды, достоинства, долга, чести, совести; искажает и подменяет традиционные (для русской культуры, несомненно, православные) представления о человеке и смысле жизни. В связи с этим, в современной культуре изменяется традиционное понимание «нравственности» как благонравия, согласия с абсолютными законами правды, достоинством человека, долгом, честью, чистой совестью гражданина. Для России это означает утрату преемственности в духовно-нравственной культуре, идеологии, так как традиционный русский взгляд на мир веками основывался на фундаментальной идее, предполагающей осмысление жизни как религиозного долга, всеобщего совместного служения евангельским идеалам добра, правды, любви, милосердия, жертвенности и сострадания.

Согласно такому мировоззрению, целью человека в его личной жизни, смыслом семейного бытия, общественного служения и государственного существования в России являлось и является посильное воплощение в жизнь тех высоких духовных начал, бессменным хранителем которых выступает Православная Церковь. Понятием «культура» (в переводе с латинского – возделывание, воспитание, развитие) обозначается среда обитания человека, представленная в виде продуктов человеческой деятельности.

Традиционно культура делится на материальную и духовную. Если культура материальная включает в себя бытовую и производственную сферы, то духовная представлена идеологией, искусством и религией, утверждающими определенную систему духовных ценностей, социальных норм и отношений человека к Богу как Высшему Началу, миру, людям. Духовная сфера определяет направленность культуры. Понятием «духовность» традиционно обозначалось все относящееся к человеческой душе, духу, Богу, Церкви, вере. В этой связи следует говорить о религии как значимой части духовной культуры. В отличие от других элементов культуры религия возникла не в результате творческой деятельности человека, а была дана извне - Свыше. Само слово «религия» буквально переводится с латинского как «святыня», «набожность», «благочестие» – жизнь по совести, в соответствии с заповедями Божиими. Для каждой традиционной национальной и всей общечеловеческой культуры именно религия является стержневым, культурообразующим фактором. Ее культурообразующая роль заключается в определяющем влиянии на содержание и формы всех сфер бытования культуры: духовной и материальной. Разрушение религии, как стержня традиционной культуры, ведет к гибели цивилизаций и народов, а во вселенском плане – к апокалипсису.

Сегодня наука подтверждает, все в нашем мире взаимосвязано и взаимозависимо. Каждый человек и человечество в целом, животный и растительный мир, энергоинформационное пространство и природные ресурсы, материальное и духовное – все это составляющие единого цельного мира.

У каждого человека имеются четыре человеческие ценности (сущности):

hello_html_m43feb889.gifhello_html_12e5f902.gifhello_html_m767ac81f.gifhello_html_6340a376.gif

hello_html_2a14f8b6.gifhello_html_41a72f0b.gif

hello_html_35148807.gifhello_html_6d250397.gifhello_html_4c90bbcc.gif




Таким образом, человек как бы защищен от различных напастей, неурядиц четырьмя уровнями защиты. Не имея хотя бы одной из них, человек не может достигнуть гармонии, его жизнь будет ущербной, не полной. Если обстоятельства складываются таким образом, что человеку невозможно иметь какую – либо из этих ценностей, все равно ему важно в душе тянуться к ней. Бывает, что люди, отрекаются от какой – либо ценности, иногда сознательно, чаще по глупости. Родители, сами лишенные национальных корней, воспитывают детей духовно нищими. Исправить духовный изъян намного сложнее, чем физический.

Другое дело, если смена сообщества или страны – это осознанный выбор личности. Большое значение придавалось внутренней свободе человека. Безусловно, были ограничения, связанные с обеспечением выживания этноса, но внутренняя свобода человека оставалась его неотъемлемым правом. Даже в условиях патриархального и иерархичного общества наши предки понимали значение внутренней свободы каждого человека. Традиции и обычаи были «заточены» на то, чтобы каждый самый бедный и плохонький был личностью. Уважение к людям независимо от национальности, религиозной или расовой принадлежности и любовь к своему народу, стране – основы данной гармонии. «Мы – одна семья!» - ее суть. Гармония взаимоотношений человека и религии (человек – Бог) неразрывна. В каждом человеке есть божественное начало. При рождении каждый человек получает божественную искру, выраженную в определенных талантах, наклонностях, свойствах ума и характера.

Приведу здесь одну притчу в изложении Ошо.

Умирал хасидский мистик Зуся, он принялся молиться. Слезы текли из его глаз, он трепетал. «Что с тобой происходит? Почему ты дрожишь?» - спросили его. «Я дрожу не без причины, - ответил Зуся. – Грядет последний миг моей жизни, я умираю и скоро предстану перед моим Богом. Я уверен в том, что Бог не спросит меня, почему я не был Моисеем, ведь я отвечу ему, что он не дал мне качества Моисея. Здесь у меня не возникнет трудностей. Бог не спросит меня, почему я не был раввином Акибой. Ведь я отвечу ему, что он не дал мне качества Акибы. Но я дрожу потому, что если Бог спросит меня, почему я не был Зусей, я не найдусь с ответом и стыдливо потуплю взгляд. Поэтому я трепещу, поэтому я плачу. Всю жизнь я пытался быть Моисеем, Акибой или еще кем – то, и я напрочь забыл о том, что Бог хотел, чтобы я был Зусей и никем более. И теперь я дрожу от страха. И теперь я боюсь. Если Бог задаст мне вопрос, что я ему отвечу? Как я смогу поднять глаза, когда Бог спросит, почему я не был самим собой, когда у меня были все качества Зуси. Я подвел Бога, подражая другим людям».

Таким образом, человек, не развивающий своих способностей и наклонностей, лишает себя собственного счастья.

До сих пор я говорила о духовных ценностях, теперь о том, что скрепляет эти ценности. Это воспитание. Сами по себе духовные ценности не имеют значения – игра слов, абстрактное теоретизирование, и только с привитием этих качеств в себе, в детях – приходит их подлинный смысл.

Без воспитания нет личности. Важно начинать воспитательный процесс с самого детства. Недаром говорят, что «все мы родом из детства». Таланты и способности даются нам от Бога, но ментальность, мировоззрение личности закладываются в результате конкретного набора факторов и условий, в которых растет человек. Человек начинается с семьи. Семейные отношения всегда были святы. Предки, понимая важность правильного воспитания личности, четко регламентировали семейные отношения, создали уникальный семейный этикет. Что такое воспитание? Это передача духовных и исторических ценностей. Что есть цель воспитания? Это становление Личности. Вырастить из ребенка личность возможно, создавая вокруг мир позитивного большинства из эпических и исторических героев, замечательных событий истории. Но первый пример – это родители и близкие родственники. Также важно, чтобы рядом с ребенком как можно чаще были бабушки и дедушки, умудренные жизненным опытом и не такие требовательные, как родители. Мудрость, мягкость, искренняя любовь и сострадание старшего поколения способны сотворить чудо с любым ребенком.

Величие предков в нашей памяти,

Наше величие в наших делах,

Величие будущих поколений

В ценностях, которые мы им передадим.















Программа духовно – нравственного воспитания детей

«Как прекрасен этот мир»

Направления и темы занятий

час

Мероприятия

Формы и методы проведения

I.

Методика преподавания основы религиозной и светской культуры.


в течение года

1. Уроки.

2.Учебно-исследовательская работа:

а) алгоритм написания реферата

б) защита

в) обучение навыкам исследовательской работы:

-сбор информаций;

-обработка и классификация материалов;

-умение делать выводы и обобщать.

3.Проектная работа:

- «Путешествие в храм»;

- «Семья и ее ценности»;

- «Семейные реликвии»;

- «Культурные традиции»;

-«Генеалогическое древо»

-«Для чего нужна религия».

ИКТ

Личностно – ориентированный подход

Здоровьесберегающая технология

Игровая технология



в течение года

Экскурсии по святым местам:

- Центральный Хурул «Золотая обитель Будды Шакьямуни»;

- Калмыцкий кафедральный собор г. Элисты;

- Мечеть г. Элиста;

- Хурул с. Яшкуль;

-Православная Церковь святого благоверного великого князя А. Невского; с. Яшкуль.

Выезд в г. Элиста



в течение года

Экскурсии в музеи:

-Национальный музей имени Н.Пальмова;

- музей в национальной русской гимназии имени Сергия Радонежского;

- музей Картинной галереи;

-музей гимназии ЯМГ;

- на природу.

Выезд в г. Элиста



в течение года

Встречи со священнослужителями:

- лама Луузнг;

-отец Дмитрий.

Круглый стол

Практические занятия

II.



1.

Этика и нравственность

Любовь к Родине.


1ч.

- Родина – место, где мы родились и живем.

- Родина – мать.

- Велика наша Родина – мать святорусская земля.

Устный журнал



Конкурс рисунков и стихотворений



2.



Богатыри – защитники Родины моей.



1ч.

Духовно – нравственное воздействие образов героев:

- Могучие богатыри на Славной Руси! (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич)

- Калмыцкие богатыри - славные сыны! (Джангар, Савр, Мингиян, Алтн Чееж)

Презентация «Наши богатыри»

3.

Наши предки


1ч.

Наши предки – славяне. Наши предки – ойраты.

Путешествие на «машине времени»

4.

Отношение к старшим. Связь поколений.

1ч.

- Почитай старших, благогови.

-Встреча с бабушками и дедушками, с аксакалами.



Круглый стол

5.

Моя родословная.


4ч.

-Древо жизни.

- Генеалогическое древо.

Проектно – исследовательская работа. Защита.

6.

«Наука без религии ущербна, религия без науки слепа».

1ч.

«Золотое правило» мировых религий.

Исследовательская работа «Для чего нужна религия». Защита.

7.

Добро и зло.


1ч.

- Добро и зло в отношениях между людьми. Буддийские заповеди.

- О благих и неблагих деяниях.

Буддийская притча

8.

Как писали в старину.


1ч.

- Старинный славянский алфавит, славянская письменность.

- Тодо бичг.

Презентация «Письменность народов»

9.

Священная книга христиан.

1ч.

Ветхий и Новый Завет.

Устный журнал

10.

Как прекрасен этот мир.

Человек – венец создания.

1ч.

Библейская история о сотворении мира. Библейская история о сотворении первых людей на Земле.

Мифы

Презентация «Адамово ребро»

11.

Я дивно устроен.

Я - личность.


1ч.

Ответственность за состояние здоровья. Необходимость преодоления плохих привычек. 10 заповедей Моисея.

Внутренний и внешний мир человека.

Викторина

12.

Без доверия невозможно общение.

1ч.

История изгнания Адама и Евы из рая.

Аналитическая беседа

13.

Будьте друг к другу добры.


1ч.

- История Каина и Авеля.

- Плохое чувство, живущее в человеке, всегда развивается, если его не искоренить сразу. Учись господствовать над собою.

Беседа - диалог

14.

Сострадание и милосердие.

1ч.

-Буддизм.

-Активное сострадание.

Буддийская притча

Видеофильм «Рождение Будды»

15.

Человек – венец природы?

1ч.

Природа и человек нужны ли они друг другу?

Дискуссия

16.

Мой дом – моя крепость.

1ч.

-Время заселения и переезда в новый дом.

- Семейные традиции



Круглый стол

17.

Традиции и обычаи. Обряды.

Предания. Поэзия.


2ч.

- Хлеб – соль.

- Богослужение и обряды.

- Рождение младенца.

- Что в имени твоем?

Беседа с элементами викторины



Праздник «Мои именины»

18.

Суеверия.


1ч.

Что такое хорошо и что такое плохо?

Викторина

19.

Семейные реликвии и их расположение.

1ч.

- портреты;

- книги; - иконы;

-амулеты; - святой угол.

Проектно – исследовательская работа. Защита.


20.

Праздники в жизни человека.


2ч.

-Семейные. Профессиональные. Религиозные. Народные.

- Земледельческие и другие замечательные дни:

-Аксинья, Василий, Авдотья и другие;

-Первый Спас, Юрьев, или Егорьев день, Прасковия Пятница, Семенов день (Бабье лето).

Презентация «Праздники в жизни человека»

(отрывок из повести Е.Лагерму «Святая ночь в Назарете»)

Исследовательская работа «Культурные традиции». Защита.

21.

Даты по старому

стилю.

1ч.

Календарь основных крестьянских, буддийских, мусульманских праздников.

Исследовательская работа «Калмыцкий календарь». Защита.

22.

Устное народное творчество.

1ч.

Летописи, былины, сказания, жития, предания, песни.

Эпосы: «Джангар» «Слово о полку Игореве»,«Манас».

Конкурс рисунков

III.

1.

Воспитание благочестия Семья.


2ч.

-Личный пример семьи.

- Семья - основа основ. Основы семейного воспитания.

- Заповеди матери. Заповеди отца.

- Благочестие к родителям.

Легенды и придания

Исследовательская работа «Семья и ее ценности». Защита.

2.

Обучение.

-Обучение в специализированной школе: - Медресе;

- гендерное;

-Церковно – приходское обучение. Песнопение.

-Воскресная школа.

-Религиозный телеканал «Союз», «Мусульмане», «Хамдан». Иконопись и Буддийская Танка.

Презентация

«Учение – это святость».







Буклет «Святыни Калмыкии»




3.

Обобщение.

1ч.

«Все мы разные, но все мы равные. Все мы – дружная семья»

Фестиваль





























ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Знание и понимание учащимися истоков отечественной материальной и духовной культуры, осознание духовных основ русской культуры, культурообразующей роли православия для России, способность к творчеству, умение жить по законам гармонии и красоты.

2. Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.

3. Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

4. Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.

5. Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа – центр социокультурной среды.

6. Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

7. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле. Воспитание экологической культуры.











Список использованной литературы

1. Байкова М.И., Гостимская Е.С. Поурочные разработки по чтению. М.: «Вако»,2004.

2. Волков Г.Н. Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки. Москва – Элиста, 2003.

3. Гуревич З., Шестопалова Н. Библейские предания. СПб.: Респекс,1996.

4.Грушко Е., Медведев Ю. Энциклопедия славянской мифологии. Республика Ингушетия, Астрель, 1996.

5.Емельяненко В.Г., Аюшова Ц.Н. О родном крае. Э.,2000.

6. Еше Пагчог Буддизм: Шаг первый. АПП «Джангар» Э.,2002.

7. Захаров Б.А. Путь неба или сокровенное знание ойратов. Элиста,2011.

8. Князева О.Л., Маханеева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб: «Детство Пресс», 1998.

9. Князева О.Л. Как люди жили на Руси. Рабочая тетрадь. СПб «Детство Пресс», 1998.

10. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии в начальной школе. Ростов – на – Дону «Феникс», 2003.

11. Мукаева О.Д. Этнопедагогика калмыков: история, современность. Ч 2, 3. Элиста, 2003.

12. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2003.

13. Ользеева С. Традиции и обычаи калмыков. Э., 2009. Журнал «Начальная школа» - №1, 2011г.

14. Панкеев И. От крестин и до поминок. М.: Издательский дом Яуза. 1997.

15. Петрухин В.Я., Агапкина Т.А. Виноградова Л.Н.Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М.: Эллис Пак, 1995.

16. Павловский А. Популярный библейский словарь. Издательство «Панорама», 1994.

17. Журнал «Начальная школа» М., №1, 2011.

hello_html_m6508d9f2.jpghello_html_m61b9457c.jpg









Классный час «Традиции и обряды» Фестиваль «Иньгллт»



hello_html_m4bcd2052.jpg

hello_html_15a3d544.jpg











Праздник «Зул»

hello_html_m5d847b35.jpghello_html_d94b1cf.jpg







Фестиваль «Иньгллт»

Родительское собрание

hello_html_1459e49a.jpghello_html_2b4b32f0.jpg







Обереги Связь поколений

hello_html_m67738345.jpg































Классный час в форме устного журнала

Тема: «Святая ночь в Назарете».

Цель: общее знакомство с Библией как памятником мировой художественной культуры; основные библейские заповеди; формирование представлений о влиянии Библии на все виды искусства.

Оборудование: Библия, Библия для детей, репродукции картин русских и зарубежных художников на библейские темы, презентация, Е.Лагерму «Святая ночь в Назарете» (отрывок из повести).

Ход классного часа

1.Организационный момент.

2. 1 страница: «Что я знаю о Библии».

- Что вы слышали о Библии?

-У кого дома есть эта книга?

-Кто ее просматривал?

-Что интересного и нового узнали?

-Рассказывали ли вам родители, бабушки и дедушки о Библии?

3. Вывод:

Учитель: Библия – священная книга христиан. Это величественный эпос, в религиозно – фантастической форме содержащий сокровища духовной жизни народов древности, колоссальной ценности исторический источник. Один из важнейших исторических памятников.

- Существуют 10 заповедей Моисея, в котором говорится о добрых и злых деяниях человека.

(на слайде 10 заповедей Моисея)

3. Обсуждение и рассуждение о деяниях Сына Божьего, самого Бога, близких ему людей.

Концентрация чудес:

- превращает воду в вино;

-исцеляет больных одним прикосновением;

-воскрешает из мертвых.

4. 2 страница: Е. Лагерму «Святая ночь» (отрывок из повести).

Учитель:- Библейские сюжеты вдохновляли писателей и поэтов на создание произведений (стихи, поэмы, романы). Это А. Пушкин, М.Лермонтов, И. Бунин, Д. Мережковский, М. Булгаков. Многие писатели создавали рассказы для детей.

- Сегодня мы прочитаем отрывок из повести Е.Лагерму «Святая ночь в Назарете».

Знакомство с текстом. Чтение по цепочке.

4. Вопросы по прочитанному:

Учитель: - От чьего лица написали рассказ?

Ученик: - Автор вспоминает о своем детстве, о бабушке, которая ей рассказывала о Рождестве Христовом.

Учитель: - Воспоминания в литературе называются мемуарами. Этот рассказ относится к жанру мемуарной литературы.

Учитель: - Перескажите диалог между бабушкой и внучкой от третьего лица. (упражнения в переводе прямой речи в косвенную).

-Расскажите, как повествует Библия о Рождестве Христовом. В какой местности это произошло? Как узнали о рождении Спасителя? Кто первым узнал, и кто пришел с дарами к месту рождения Христа?

-Как празднуют Рождество Христово в наши дни?

-Выделите главную мысль 1, 3, 6 и последнего абзаца.

-Как вы думаете, в каких словах заключена главная идея произведения Е.Лагерму?

(ответы учащихся)

5. 3 страница « Хвала русскому художнику, бесконечная хвала!...» Герцен.

Учитель: - Многие художники России и других стран писали картины на библейские сюжеты.

(слайды работ художников: Микеланджело Буонарроти (роспись Сикстинской капеллы в Ватикане, «Оплакивание Христа», Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна» , Рубенс «Снятие с креста», Леонардо да Винчи «Мадонна в гроте», Рембрандт «Святое семейство», «Возвращение блудного сына).

Учитель: - В Русской Академии художеств обязательной выпускной работой была картина на библейский или мифологический сюжет. Одной из самых известных работ на эту тему является картина А.А.Иванова «Явление Христа народу» (находится в Третьяковской галерее). (показ слайда).

Учитель: - Истинный тип Христа Иванов настойчиво искал во всех изображениях, пока не остановился на некоторых византийских мозаиках; потом долго искал среди людей и, наконец, нашел живой субъект (женщину), чьи черты напоминали черты мозаики. Все произведения на библейские сюжеты, посвященные Святому семейству (иконы, фрески, картины), несут идею материнской любви и нежности.

«Богоматерь Владимирская». (слайд). По преданию, первые иконы(образа, с греческого икона – образ) были написаны еще при ее жизни учеником Иисуса апостолом Лукой. Его кисти и принадлежит « Богоматерь Владимирская», которая считается покровительницей, защитницей Русской земли. Эта икона находится в Третьяковской галерее.

- Вглядитесь в нее: лик ее печален, она скорбит о предстоящих ее сыну страданиях. Склонив голову к младенцу Иисусу, который нежно прижимается к ее щеке, Богоматерь умоляющим жестом протягивает к нему левую руку, словно просит у Иисуса помощи, защиты для всех нас. Младенец изображен исполненным недетской мудрости. На его рубашечке ясно различим плав – особая полоса, символ власти Царя Небесного. Лики Богоматери и Иисуса особенно прекрасны, потому что исполнены самых добрых чувств.



6. 4 страница «Диалог».

- Что вы чувствуете, о чем думаете, когда смотрите на икону «Богоматерь Владимирская». Как переводится слово «икона» с греческого?

-Расскажите о картине « Святое семейство» Рембрандта.

-Каковы ваши впечатления от полотен художников?

-Что такое Библия?

-Назовите 10 заповедей Моисея.

Учитель: - Молодцы. До свидания.































Классный час в форме беседы

Тема: Праздники в жизни человека.

Цель: понятие «праздник»; показать роль праздника в жизни человека; показать учащимся, что праздник интересен только тогда, когда люди участвуют в его подготовке; создать на уроке праздничное настроение, ощущение праздника.

Оборудование: презентация.

Ход классного часа

1.Организационный момент.

2.Вступительное слово учителя.

Учитель: - Сегодня мы с вами поговорим о праздниках. Скажите, что такое праздник?

(ответы детей)

Учитель: - Праздник – это день торжества, радости в честь или память о человеке или событии в жизни человека. Праздников очень много, и они разные.

-Какие праздники вы знаете? (ответы детей)

-Какие праздники отмечает ваша семья?

-Какие праздники мы отмечаем в классе?

-Какой ваш любимый праздник? Почему?

-Скажите, всегда ли хочется радоваться, веселиться, когда наступает праздник?

-Отчего зависит праздничное настроение? Когда вам весело?

Дети: - Когда весело всем вокруг, когда все ждут какого – то сюрприза, вместе готовят подарки, наряды, звучит музыка, приходят гости, От всего этого поднимается настроение, становится весело!)

Учитель: - Правильно, но мы уже сказали, что праздников много, давайте выделим и запишем их в группы:

1.Семейные – день рождения, новоселье, свадьба.

2.Профессиональные – Дни: учителя, строителя, врача, милиции,……

3.Религиозные – Пасха, Рождество, Крещение, Зул, День рождения Далай Ламы, Будды Шакъямуни, Цам.

4.Народные – Масленица, Цаһан Сар, Yрс сар, Курбан байрам, Навруз, Мухаррам, Рамадан, Ураза – Байрам, 1 мая.

Учитель: - Все праздники тесно переплелись между собой. Из поколения в поколение передавались традиции и обычаи. Но многое забыто и утрачено: дивные песни, сказочные костры, развеселые хороводы, игры, в которые с удовольствием играли наши бабушки и дедушки. Про людей, которые забывают свое прошлое, говорят, что у них нет будущего. Подумайте почему? (ответы детей).

Учитель: - Сегодня мы поговорим более подробно только о двух праздниках, которые уже прошли. Как вы думаете, о каких праздниках пойдет сегодня речь? Отгадайте, о каком празднике я скажу: (слайды)

Есть праздник особый и древний,

Где пир на широких столах,

Где ели – лесные деревья –

Растут на паркетных полах…

Прекрасны такие минуты!

И празднична ночь и долга

И мир разноцветьем окутан:

Гирлянды, огни, мишура.

Учитель: - Молодцы. В далеком прошлом Новый год чаще всего связывали с весной – началом возрождения природы. На Руси, со временем введения христианства, Новый год праздновали 1 марта 1343г. Московский собор постановил считать Новый год с 1 сентября, но обычай праздновать Новый год оказался таким живучим, что исчисление с 1 марта продолжалось еще 150 лет. Но Петр 1, возвратившись из своего первого путешествия по Европе, стал ломать старые обычаи. Начал с того, что строго – настрого запретил даже дома отмечать 1 сентября по – праздничному.

15 декабря 1699 году по Москве раздался барабанный бой – признак того, что будет объявлен царский указ. И действительно. Великий государь велел впредь лета исчислять в приказах и во всех делах с 1 января, а не с 1 сентября.

Утром 1 января 1700 г. Петр 1 сам командовал праздничным шествием, которое завершилось громовым салютом из 200 пушек. А вечером в темном небе вспыхнули разноцветные огни. Так на Руси впервые встречали Новый год по – европейски, разгар зимы. Издревле повелось, что Новый год - семейный праздник, и его встречают в кругу самых близких друзей и родных.

-Расскажите, а как вы встречаете Новый год? Как украшен ваш дом, квартира?

- Как вы думаете, какой праздник стали отмечать раньше: Рождество или Новый год?

Дети: - Рождество.

Учитель: - Что означает праздник «Рождество»?

Дети: - Рождение Иисуса Христа.

Учитель: - Рождество – начало святое.

- Кто знает, что такое святки?

Дети: - Так называют все народные праздники.

Учитель: - Вот как пишет великий русский писатель Н.В. Гоголь: «…Зимняя ясная ночь наступит. Глянули, звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело покалядовать и славить Христа…»

- Что такое покалядовать?

Дети: - Петь песни под окнами накануне Рождества, которые называются колядками.

Учитель: - Какие рождественские обычаи вы знаете?

Дети: - Дарить подарки, гадать под ночь на рождество, петь колядки.

Учитель: - Сегодня мы познакомимся с одной из колядок.

Коляда, коляда! Середи двора три терема стоят,

Пришла коляда В первом терему – светел месяц,

Накануне Рождества. В другом терему – красное солнце.

Мы ходили, мы искали А в третьем терему – часты звезды.

Коляду святую Светел месяц Петр

По всем по дворам, Сударь, Свет Иванович!

По проулочкам. Красное солнце – Марья Павловна!

Нашли коляду Часты звезды – их детишки!

У Петрова – то двора: Здравствуй, хозяин с хозяюшкой,

Петров – то двор – железный тын, На долгие века, на долгие лета!

Учитель: - Колядующие просят и получают фигурное печенье, которое изображает домашних животных. Оно называлось «козульки», «коровки», «свиные ножки», «кишки», «колядки».

-Как в вашей семье празднуют Рождество?

-Какие бывают подарки?

Дети: - Литературные, музыкальные, съестные, живые, сувенирные, вещественные, игрушки, знаковые или памятные.

Вывод:

Учитель: - Мы должны помнить, уважать и пронести через всю жизнь традиции и обычаи наших дедушек и бабушек, и потом о них рассказать нашим детям и внукам, чтобы они тоже полюбили все традиции, праздники наших бабушек и дедушек. Только тогда наша страна возродится, и будет иметь будущее.

-До свидания.











Классный час в форме диалога

Тема: «Буддизм»

Цель: общее знакомство с буддизмом как с древнейшей религией; воспитывать чувства сострадания к ближним; учить добру.

Оборудование: видеофильм «Рождение Будды»

Ход классного часа

1.Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

Учитель: - Сегодня мы поговорим об одной из религий – о буддизме.

Буддизм – это древнейшая религия, целью которой является избавление от страданий, испытываемых нами в этой и последующих жизнях. Конечная цель буддизма – достижение состояния просветления, то есть состояния Будды.

3. Вопрос – ответ.

Ученик: - Кто такой Будда?

Учитель: - Будда родился около 2500 лет назад. До достижения состояния просветления Будду звали Гаутама, и Он был обычным человеком, таким же, как и мы с вами, со всеми присущими простому смертному недостатками и слабостями. Родившись в царской семье известного рода Шакья и являясь наследным принцем, Он был огражден от жизни – несовершенной и наполненной страданиями.

Неожиданно встретившись с прокаженным человеком, Гаутама стал осознавать, что человеческое тело подвержено болезням и страданиям от этих болезней. Позже увидев старика, Он осознал, что человеческое тело не вечно, и ему присуще старение и соответственно страдание от этого. И увидев похороны человека, Гаутама осознал, что существует смерть, и пребывание в этой жизни имеет свой конец. Глубоко потрясенный Гаутама решил познать страдания и узнать, есть ли пути избавления от этих страданий. Покинув дворец и став на духовный путь, начал вести аскетический образ жизни, лишенный всяких благ и полный физических лишений.

Познав роскошную жизнь и жизнь полную лишений, Гаутама понял, что это две крайности, и они не ведут к избавлению от страданий. Через осознание этой истины Он пришел к благородному срединному пути, полностью избавляющему от страданий, то есть к состоянию просветления, стал Буддой и дал Учение.

Ученик: - А в чем заключается Учение Будды?

Учитель: - В избавлении и прекращении страданий всех живых существ.

Ученик: - Расскажите о первой проповеди Будды.

Учитель: - Учение «О четырех благородных истинах»:

  1. Страдания, испытываемые всеми живыми существами (болезнь, старость, смерть, отсутствие материальных благ).

  2. Причины происхождения страданий (желания, себялюбие, алчность и другие).

  3. Прекращение причин происхождения страданий (борьба с желаниями, себялюбием, ачностью).

  4. Путь к прекращению страданий – Благородный Срединный Восьмеричный путь

- правильное распознавание;

- правильное мышление;

- правильная речь;

- правильное действие;

- правильный образ жизни;

- правильный труд;

- правильное осознание;

- правильное сосредоточение.

Ученик: - Что такое состояние просветления, состояние Будды?

Учитель: - Это состояние ума, при котором прекращаются все страдания. Наши страдания возникают от неудовлетворенного и засоренного ума, полного негативных эмоций.

Ученик: - Старые люди рассказывают о трех Драгоценностях Будды. Объясните.

Учитель: - Будда – учитель, Дхарма – учение, которое дал Будда, Сангха – община, проповедующая буддизм.

4.Просмотр видеофильма «Рождение Будды».

5. Итог классного часа.



Программа духовно – нравственного воспитания детей «КАК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР»
  • Начальные классы
Описание:

          Без знания прошлого – неизвестно будущее. История это то, что связывает нас с многовековой жизнью народа. Конфуций справедливо утверждал: «Хочешь узнать новое – обратись к старому».     

           Каждый человек должен верить в Бога. Причем не важно, какую веру он исповедует. Бог один, но путей к нему много и каждый может прийти к нему через свою веру. Именно этим объясняется веротерпимость и уважение к священнослужителям любой религии. Религиозный человек (независимо от веры) гармоничен, так как любая религия развивает его духовно.

           Академик Российской академии образования Г.Н. Волков создал уникальную формулу: без исторической памяти нет традиций, без традиций нет культуры,  без культуры нет воспитания, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической личности.

      

 

Автор Сабирова Светлана Антоновна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 970
Номер материала 18287
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓