Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя
общеобразовательная школа села Птичник»
Урок-знаний в 1б классе
"Каждый ребенок имеет право…"
Цель: дать детям первоначальные правовые знания,
представления о правах ребёнка; объяснить, что означает понятие «право», где
отражены права; формировать представления о правах и обязанностях школьника;
дать детям возможность почувствовать себя ответственными гражданами своей
страны; побуждать детей более широко использовать в игре знания об окружающей
жизни; учить находить коллективный ответ путём обсуждения.
Форма проведения: учебно-игровое занятие.
Оборудование: плакат, знаки к игре, карточки для викторины,
пиктограммы «добро» и «зло», таблички – характеристики доброго и злого
человека, изображение дуба, листья дуба с правилами общения, «Декларация прав
ребенка».
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: – Здравствуйте ребята!
Сегодня вы впервые переступили порог школы, где для
вас прозвенел звонок на первый урок – Урок знаний. Для вас пришла пора
становиться учениками. 1 сентября не простой день, это праздник для многих
тысяч детей, живущих в нашей стране.
II. Основная часть
Учитель: Скажите, а как называется наша огромная страна?
Ребята, в нашей стране проживает более 132 млн.
человек. Все мы разные, непохожие друг на друга. Сколько в мире людей, столько
и разных личностей. Но одно у нас общее – это наши права и обязанности, они
общие для всех. И мы должны их выполнять.
Существуют документы, в которых прописаны наши права. На
сегодняшнем Дне знаний мы познакомимся с одним из таких документов и узнаем,
какие же права есть у человека.
Но сначала я хотела бы узнать, что вы знаете о стране,
в которой живете. Откройте конвертики у вас на столах, выложите содержимое
конверта на парту. Что вы видите? (флаги, гербы)
–В детском саду или дома вы говорили о символах нашей
страны. Символы – это отличительные знаки. По ним мы отличаем её от других
стран. И такими символами являются герб и флаг.
ГЕРБ
- Посмотрите на доску. К нам в гости пришел космик. Он
приготовил для вас вопрос? Послушайте его.
- Герб России – отличительный знак государства, на нем
изображены (открывается изображение герба России):
“Каждое государство имеет свой герб. Гербы различаются
расцветкой и рисунком. Каждый элемент герба – фигуры и иные символы – имеют
определенное значение.
Посмотрите на герб и скажите, что на нём изображено.
Основными элементами герба России являются всадник с
копьем и двуглавый орел. Двуглавый орел на гербе России почитается как знак
полной государственной независимости”.
ФЛАГ
А что же знает космик о Российском флаге. Давайте
посмотрим.
Опишите, какой флаг России? (нажимаю на вопрос)
“Флаг России – трехцветный: бело-сине-красный. С 21
августа 1991 года официальным флагом Российской Федерации считается полотнище из
равновеликих горизонтальных белой, лазоревой и алой полос”.
Белый цвет символизирует мир, чистоту, благородство, совершенство, невинность.
Синий
– небо, целомудрие, верность, духовность, веру.
Алый (красный) – символизирует отвагу, защиту веры и бедных людей,
героизм, великодушие, самопожертвование, огонь, смертный бой
Из ряда флагов у вас на парте найдите флаг нашего
государства. Поднимите покажите его мне.
Ребята кто из вас хочет помочь космику найти флаг
нашего государства?
Учитель: – Ребята вы должны помнить, что все люди дорожат
флагом и хранят как большую ценность
Наш гость космик приготовил для вас еще одно
интересное задание. Послушайте его.
Перед вами лежат альбомные листы с разлинованными
тремя горизонтальными полосками. Это изображение нашего флага. Каким цветом
должна быть верхняя полоска? (белой). Мы её не будем закрашивать, она у нас и
так белая. А вот космику надо помочь. Кто желает из вас раскрасит верхнюю
полосу флага?
Каким цветом раскрасим среднюю полосу? Берем кисточку,
макаем её в синюю краску и аккуратно раскрашиваем.
Кто поможет космику раскрасить среднюю полосу.
Давайте посмотрим, каким цветом должна быть нижняя
полоса у российского флага? На нижней полосе листа парафином заранее написано
имя ребенка, который получает этот лист
Давайте раскрасим её.
При закрашивании нижней полосы красным цветом
проявляются буквы, которые обозначают имя учащегося.
Что у вас получилось? Что вы видите на нижней полосе?
Кто умеет читать, прочитайте, что написано на нижней
полоске. У вас получилось изображение флага России, на котором написано ваше
собственное имя.
Вы знаете, ребята у каждого человека должно быть, и
есть имя. Это его право независимо от того, где он живет, какого цвета
кожа, какой язык, пол, национальность, а также независимо от того, кто его
родители, бедные или богатые.
А что же такое право?
Учитель вывешивает на доску табличку.
Право
–
это правила, по которым живут люди. Они определяют отношения людей в
обществе.
|
Взрослые люди имеют много различных прав. Как вы
думаете есть ли права у детей? (Ответ детей: Да, есть.)
– Какие права детей вы знаете? (Ответ детей: право на жизнь, учёбу, отдых.)
В начале нашего урока я говорила, что сегодня мы
познакомимся с правами человека и документом, в котором эти права записаны.
Кроме права на имя, у человека есть и другие права.
Знать должны и взрослые, и дети о правах, что
защищают нас на свете.
Обо всех правах ребенка написано вот в этой книге. Она называется "Всеобщая декларация
прав человека".Это необычная книга. Она расскажет вам о правах
человека и о ваших правах – правах ребенка.
А узнать какие еще права есть у человека нам помогут известные
вам сказки.
1.
«Золушка»
Из
какой сказки эта героиня?
Как
её зовут?
«Дразнят
все вокруг меня,
От
того, что у огня,
Силы
не жалея,
В
кухне я тружусь, тружусь,
И всегда в золе я».
Какое
право Золушки нарушила её мачеха? (Право на отдых, заботу)
2.
«Доктор Айболит»
Из
какой сказки эти герои?
«Приезжайте,
доктор, в Африку скорей
И
спасите, доктор, наших малышей…»
О
каком праве говорит эта сказка?
Верно.
Дети имеют право на медицинский уход
В школе здоровье детям берегут
Медсёстры деток взвесят и привьют
3.
Тараканище
А
это что за злодей?
Из
какой он сказки?
.
«Принесите-ка, мне, звери,
Ваших
детушек,
Я
сегодня их за ужином скушаю».
Какие
права нарушил Тараканище
(«Дети
имеют право на защиту от жестокого обращения»)
4.
Буратино
А
как зовут этого удивительного мальчика?
Каких
еще героев этой сказки вы знаете?
Какое
право нарушил Карабас – Барабас в этой сказке?
Каждый
ребенок имеет права на защиту от физического насилия.
5.
“Волк и семеро
козлят”
Ну,
эту сказку вы конечно же узнали. Как она называется?
Что
сделал волк с козлятами?
Какое
право здесь нарушил волк?
Каждый
ребенок имеет право на жизнь и сохранение семейных связей.
Сегодня мы познакомились лишь с некоторыми правами
ребенка, но их гораздо больше. В течение 1 класса мы вернемся к нашей книге и
познакомимся с еще не менее важными правами. А нам, взрослым, нелишне
вспомнить, наши обязанности по отношению к детям.
А сейчас, чтобы закрепить те знания, которые вы
получили на первом своем уроке, предлагаю вам поиграть в игру «Разрешается или
запрещается»
– Я буду говорить о каком-то праве, а вы –
находить соответствующий ему знак и отвечать: «Разрешается или запрещается».
|
Посмотри
на этот знак:
Человек поднял флаг.
Слушать мнение ребенка
Разрешается.
|
|
Вот
в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго запрещается.
|
|
С
мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить –
Это разрешается.
|
|
Эта
грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают.
Это запрещается.
|
|
Рисовать
и петь, учиться,
Если заболел – лечиться.
Это разрешается.
|
|
Этот
трудится ребенок.
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа
Запрещается.
|
|
Вместе
дружно в мире жить,
С разными детьми дружить –
Это разрешается
|
|
Этот
слабый горбит спину,
Пред сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго запрещается.
|
– Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием.
Права ребёнка нужно не только знать, но и соблюдать.
– Кто запомнит, эти правила будет умным, а кто их
будет выполнять, будет мудрым.
8. Итог занятия.
- Дорогие ребята, уважаемые родители, я всех благодарю
за участие в нашем первом учебном дне. Я желаю вам успехов в нашей
замечательной школе и в нашем замечательном классе.
Здравствуйте, дорогие ребята! Я обращаюсь
со словами приветствия к вам, самые маленькие и самые нарядные первоклассники,
которым предстоит сегодня впервые переступить порог школы и отправиться в
увлекательное, интересное, хоть порой и трудное путешествие по стране Знаний.
Этой страны вы не найдете ни на одной карте или глобусе, ее там нет. Эту страну
предстоит открывать вам самим с помощью учителей. От вас самих зависит, кем вы
станете, знайками или незнайками
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.