Главная / Русский язык и литература / Программа духовно-нравственного воспитания в общеобразовательной школе.

Программа духовно-нравственного воспитания в общеобразовательной школе.


Программа духовно-нравственного воспитания в общеобразовательной школе.

Составлена Абрамовой Т.И., учителем

русского языка и литературы

Пояснительная записка.


Цели программы


* Становление духовного мира человека, укрепление и совершенствование его нравственного потенциала, создание условий для формирования внутренней потребности в нравственном самоусовершенствовании, в реализации и развитии духовных возможностей личности.


* Изучение источников мировой духовной культуры и основ нравственности как средство существования мира и жизни человека на планете.


* Знакомство с национальным и мировым достоянием в области культуры, архитектуры, истории как средство познания Божьего мира и сохранения и преумножения исторического наследия.


* Ознакомление с особенностями той или иной эпохи в свете духовно-нравственных аспектов на уроках литературы, во внеурочное время, паломнических и экскурсионных поездках.


* Формирование сознательного отношения к роли человека, его духовного потенциала в сохранении экологического и нравственного климата на планете.


* Формирование уважительного отношения к человеку независимо от его национальности, вероисповедания, материального и физического состояния.


* Обогащение внутреннего мира учащихся, воспитание нравственных качеств современного человека, способного сделать нравственный выбор в любой жизненной ситуации и социальной среде.


* Формирование православного взгляда на мировой ход литературной и исторической мысли писателей, исторических и социально-значимых событий в жизни страны на протяжении ее развития и становления.


* Формирование сознательного отношения к проблемам современного общества, семьи, брака, патриотизма в свете православного видения проблем и задач, стоящих перед подрастающим поколением.


* Формирование потребности вести нравственный образ жизни, соблюдая заповеди, ведущие к духовному обогащению, сохранению человека и последующих поколений.






Программа возможна в условиях современной школы, не имеющей возможности ввести предмет «Основы православной культуры» в сетку часов и преподавать как отдельную дисциплину. Поэтому предлагаемый материал освещается на уроках литературы, внеклассных мероприятиях, во время экскурсионных и паломнических поездок. Введение в курс проходит ненавязчиво и отражает проблемы, поставленные в литературных произведениях в свете православной культуры и нравственного воспитания.

Рассчитана программа на весь курс обучения среднего и старшего звена школьников с использованием внеурочных мероприятий.



5 класс.

Знакомство с основными положениями «Ветхого завета», притчами из «Нового завета». Приход в мир Богомладенца. Нагорная проповедь как нравственная основа существования человека, спасения человечества от духовной гибели. Притча о талантах как средство формирования ответственного отношения к дару, данному при рождении, умения сохранить и преумножить этот дар как обязанность каждого человека. Понятие о Таинствах церкви, Святом Причастии, заповедях.

Внеклассное чтение. Т. Крюкова «Притчи» («Богач», «Счастье»)

Паломническая поездка в Савво-Сторожевский монастырь. Ознакомление со святынями и историей монастыря, осмысление событий, связанных с рождением и распятием Христа. Понятие о кресте и Голгофе.

Устное народное творчество. Житие преподобного Пафнутия Боровского. Экскурсия в монастырь.

Знакомство с родным краем. Знакомство с архивным материалом о жизни блаженного Фалалея. Стихотворное переложение Абрамовой Т.И. и рассказ «Фалалей». Экскурсия во время празднования Святой Троицы к местночтимой могиле блаженного.

Былины. Житие святого Ильи Муромца. Поездка в с. Карачарово. Паломничество в Киевскую лавру, где покоятся мощи святого.

М.Ю. Лермонтов «Бородино». Поездка на Бородинское поле. Посещение музея. Спасо-Бородинский монастырь. Знакомство с историей жизни первой игуменьи Марии (Маргариты Тучковой). Стихотворное переложение Абрамовой Т.И. Подвиг русских солдат и офицеров и нравственный подвиг жены и матери.


6 класс.

Понятие о духовной литературе. Внеклассное чтение. Молитва «Отче наш» и стихотворение А.С. Пушкина.

«Станционный смотритель». Тема «блудных детей». «Притча о блудном сыне». Понятие о Таинстве исповеди и покаянии. Нравственные проблемы притчи и повести.

Внеклассное чтение. Лесков «Маланья – голова баранья». «Лев старца Герасима». Связь с десятью заповедями, данными Христом в Нагорной проповеди.

Поездка в Мещовский Свято-Георгиев монастырь. Георгий Победоносец как символ христианского служения. Понятие о жертвенности святых.

Паломничество в Боголюбово. Подвиг святого Андрея Боголюбского.

Паломничество по Боровскому району. Святыни родного края. Нравственная ответственность современного поколения за сохранение переданного им предыдущими поколениями достояния.

Внеклассное чтение «Наш край в художественных произведениях».


7 класс.

Древнерусская литература. «Повесть о Петре и Февронии». Нравственные основы любви и брака. Паломническая поездка в Муром, где покоятся святые мощи Петра и Февронии.

Заветы предков. Христианские мотивы «Поучения Владимира Мономаха».

А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Понятие о волхвах и пророках.

Внеклассное чтение. «Ветхий завет». Книга пророка Аггея. Стихотворное переложение Абрамовой Т.И. История «красного» храма Успения Пресвятой Богородицы в с. Ворсино.

М.Ю. Лермонтов. Тарханы в жизни поэта. Посещение усадьбы- музея.

Стихотворение «Молитва». Молитва в жизни христианина. Понятия Бог Отец, Бог Сын, Святой Дух.

Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». Духовно-нравственные проблемы стихотворения. «Притча о богаче и Лазаре».

Л.Н. Толстой «Детство». Взаимоотношения взрослых и детей в свете христианской заповеди о почитании отца и матери.

Классный час «Образ Божьей Матери в живописи». Понятие об иконе и иконографии.


8 класс.

Житийный жанр в древнерусской литературе. Понятие о жанре. Своеобразие жанра.

«Житие преподобного Сергия Радонежского». Духовный подвиг святого. Паломничество в Радонеж, Хотьково, Троице-Сергиеву лавру.

«Житие Александра Невского». Паломничество в Александро-Невскую лавру. Историческая основа жития.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Христианские проблемы повести.

Экскурсия в Полотняный Завод.

Н.В. Гоголь «Ревизор». Евангелие как зеркало христианина. Пьеса о духовной гибели героев.

Внеклассное чтение. Псалтирь как гимн Богу. Роль Евангелия и псалмов в жизни великого писателя. Знакомство с 77, 104 псалмами и их переложением Абрамовой Т.И.

Гоголь и Оптина пустынь. Понятие о старчестве. Паломничество в Оптину пустынь. Роль святого Амвросия Оптинского в духовном становлении писателей девятнадцатого и двадцатого столетия.

Н.В. Гоголь «Выбранные места из переписки с друзьями». Духовное становление писателя. Литургия. Кафизма. Тропарь.

Классный час «Святые земли Калужской». Паломничество в Тихонову пустынь.


9 класс.

Античная литература. Внеклассное чтение. Тертуллиан о душе и любви.

Взаимосвязь русской и мировой культуры. Роль святителей как носителей высокой духовности. Крещение Руси. Равноапостольные Владимир и Ольга.

Формирование древнерусской культуры. Паломническая поездка в Великий Новгород и Хутынский монастырь. Варлаам Хутынский. Софийский собор.

Древнерусская литература. Классный час: «Духовные светильники России».

Внеклассное чтение. Книга пророка Даниила. «Ветхий завет» и стихотворное переложение Абрамовой Т.И,

Литература восемнадцатого века. Урок-семинар по итогам летней паломнической поездки по русскому Северу (Вологда, Заостровье, Архангельск, Северодвинск) Величие духовных истоков народа. Ферапонтов монастырь и фрески Дионисия. Антониево-Сийский монастырь. Лявля, Холмогоры.

А.С. Пушкин. Урок-семинар по итогам паломнической поездки в Псково-Печерскую лавру, Обнорский монастырь. Михайловское, Тригорское, Святогорский монастырь. Псков.

Внеклассное чтение. Христианские мотивы в творчестве А.С.Пушкина. Пушкин и св. Филарет.

Экскурсионная поездка в Царское Село. Лицей в жизни Пушкина.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Апостол Павел. Христианам Коринфа. Письмо первое, гл. 13 «О любви».

Классный час. Сотрудники Бога. Апостол Павел о браке, о дарах духа, о воскресении мертвых, о детях и родителях.

Классный час. Сокровище в глиняных сосудах. Послание христианам Коринфа. Письмо второе.

А.С. Пушкин «Борис Годунов». Паломническая поездка в Углич. Царевич Дмитрий. Понятие о великомучениках, мучениках, страстотерпцах. Св. Борис и Глеб.

А.С. Лермонтов «Герой нашего времени». Притча о сеятеле.Внеклассное чтение. Евангелие от Матфея. Отношение к женщине. Истинное и ложное сокровище. Истинные и ложные заботы. Учение о прощении. Как относиться к другим людям.

Классный час: «Соль и свет (Евангелия от Марка, Луки)»

Н.В. Гоголь. «Шинель» Милосердие и сострадание как основа жизни в человеческом обществе.

Н.В. Гоголь «Мертвые души». «Пусть мертвецы хоронят своих мертвецов». Евангелие от Иоанна.

Внеклассное чтение. Деяния апостолов.


10 класс.

Россия второй половины девятнадцатого века. Духовные истоки русской философской мысли. Лествица. Игнатий Брянчанинов.

Классный час по итогам летней паломнической поездки на Украину (Киев, Ровно, Почаевская лавра, Львов, Китаева пустынь, Святая гора, пещеры св. Досифеи, Зверинецкий подземный монастырь)

Паломническая поездка в Дивеево. Преподобный Серафим Саровский.

А.Н. Островский «Гроза». Псалтирь пророка Давида. Псалмы 50, 68.

А.С. Островский. «Гроза». Духовно-нравственные проблемы драмы.

И.С. Тургенев «Отцы и дети». Апостол Павел «Послание христианам Рима». Внутренний конфликт. Жизнь в Духе.

Божественная гармония в лирике А.А. Фета.

Н.С. Лесков «Очарованный странник». Христианские мотивы в повести. Святитель Николай. Вселенские истоки христианства.

Внеклассное чтение. Н.С. Лесков «Запечатленный ангел». «Христос в гостях у мужика». Тема Бога в творчестве Лескова.

Классный час. «Записки нерусского человека о русском языке». (Христианство и русский язык)

М.Е. Салтыков-Щедрин. Господа Головлевы». Социально-нравственные проблемы романа как история духовного «умертвия» человека.

Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». Христианские мотивы в романе. Притча о четырехдневном Лазаре. Тема любви и милосердия в романе. Евангельские мотивы в романе

Внеклассное чтение. Евангелист Иоанн «Откровение».

Ф.М. Достоевский «Идиот». Тема христианской любви в романе. Евангелие от Марка, глава 15.

Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы». Христианство в романе в свете социально-нравственных проблем в обществе. Понятие о старчестве и монашеском служении.

Классный час: «Светильники Земли Российской. Оптинские старцы и их роль в развитии духовной мысли в России.»

Паломническая поездка в Шамордино.

Л.Н. Толстой «Анна Каренина». Любовь и страсть. Евангелие от Марка, гл. 10.

Гете «Фауст». Проблемы добра и зла в свете философской мысли девятнадцатого века. «Ветхий завет». «Иов». Стихотворное переложение Абрамовой Т.И.

11 класс.

Религиозная и философская мысль рубежа веков.

И.А. Бунин. «Окаянные дни» Откровение от Иоанна.

Экскурсия в Марфо-Мариинскую обитель. Преподобномученица Елизавета.

Классный час по итогам летней паломнической поездки в Сибирь (Тюмень, Тобольск, Ганина Яма, Поросенков лог, Екатеринбург, Алапеевск, Меркушино, Актай, Верхотурье). Русская Голгофа. Праведный Симеон Верхотурский, св. Гермоген.

А.И. Куприн. «Олеся». Причины трагедии героини.

Библейские мотивы в творчестве А.И. Куприна. «Суламифь»

Внеклассное чтение. «Ветхий завет». «Руфь» и стихотворное переложение Абрамовой Т.И.

К.Р. Духовные и патриотические истоки поэзии Великого князя.

Экскурсионная поездка в Осташево.

И.С. Шмелев «Лето Господне», «Солнце мертвых», «Солнце живых». Мир, взорванный безумием.

И.С. Шмелев «Неупиваемая Чаша». Поэтизация христианского мира России.

Экскурсия в г. Серпухов.

А.М. Горький «Фома Гордеев». Роман о разрушении человеческой души. Евангелие от Марка. Отношение к богатству.

А.М. Горький «Мать». «Берегитесь лжепророков». Евангелие от Марка. Слепота учеников.

А.А. Блок «Двенадцать». Роль образа Христа в поэме.

С.А.Есенин «Сказки есенинского леса» Лирика Есенина в свете Евангельских заповедей.

Внеклассное чтение. В. В. Маяковский. Историческая основа стихотворения «Император». Трагедия «агитатора», «горлана», «главаря».

Классный час: «Новомученики российские».

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Роль Евангельских сюжетов в романе. Евангелие от Луки, гл. 22, 23, 24.

М.А. Шолохов «Тихий Дон». «В годину смуты и разврата…» Евангелие от Марка. Притча о двух строителях.

Христианские мотивы в литературе двадцатого века. Обзорная лекция (на примере произведений А.И. Солженицына, в.Т. Шаламова, О. Волкова)

Внеклассное чтение. Современная авторская песня. Иеромонах Роман (Матюшин)


Примечание. Программа сохраняет основные разделы, изучаемые школьниками общеобразовательной школы, дополняя и углубляя знания основ православной культуры, святынь родной земли, сведений об основных Таинствах христианской церкви.


Программа духовно-нравственного воспитания в общеобразовательной школе.
  • Русский язык и литература
Описание:

 Пояснительная записка.

 

Цели программы

 

* Становление духовного мира человека, укрепление и совершенствование его нравственного потенциала, создание условий для формирования внутренней потребности в нравственном самоусовершенствовании, в реализации  и развитии духовных возможностей личности.

 

* Изучение источников мировой духовной культуры и основ нравственности как средство существования мира  и жизни человека на планете.

 

* Знакомство с  национальным и мировым достоянием в области культуры, архитектуры, истории как средство познания Божьего мира и сохранения и преумножения исторического наследия.

 

* Ознакомление с особенностями той или иной эпохи в свете духовно-нравственных аспектов на уроках литературы, во внеурочное время, паломнических и экскурсионных поездках.

 

* Формирование сознательного отношения к роли человека, его духовного потенциала в сохранении экологического и нравственного климата на планете.

Автор Абрамова Татьяна Ивановна
Дата добавления 20.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 330
Номер материала 8528
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓