Главная / Другое / Программа допрофильного модульного курса "Электротехника"

Программа допрофильного модульного курса "Электротехника"

Департамент образования Администрации мо г. Салехард


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза И.В.Королькова»


«Рассмотрено»

протокол № от ___.08.2014 г.

заседания ШМО учителей

_______________________

«Согласовано»

протокол № от __.08.2014 г.

заседания НМС

«Утверждено»

приказ № ___от 31.08.2014г

Руководитель ШМО

Председатель НМС

Директор школы

Ф.И.О.

Сычёва Т.В.

Меха А.В.

_______________

_______________

_______________



Программа допрофильного модульного курса «Электротехника»

(Работа с физическими источниками информации).


7-8 класс



Автор-составитель

Андреев А. Е.

Учитель физики








г. Салехард, 2014

Пояснительная записка


Актуальность данного курса в практической направленности учебного материала. Модульный курс «Электротехника» предназначен для учащихся всех профилей. Программа приближена к содержанию обязательного программного материала. Лабораторные работы сгруппированы по разделам электричества.

Данный допрофильный курс повышает интерес к физике и способствует её лучшему усвоению; помогает учащимся обогатить свой опыт. Каждый опыт пополняет и углубляет знания учащихся. Эти опыты (эксперименты) интересны будущим физикам-экспериментаторам.

Курс интересен тем учащимся, кто понимает, что физика – наука не только теоретическая, но и экспериментальная. Проводя их в школьной лаборатории, учащиеся приобретают экспериментальные навыки, которыми должны обладать выпускник школы, так как навыки экспериментальной работы входят в требования стандарта по курсу физики.

Курс рассчитан на учащихся 7-ых, 8-ых классов и составляет 16 часов (1 час в неделю в течение одного полугодия) в процессе проведения которых сочетаются теоретический материал и практические работы. Особенностью данной программы является то, что она может быть успешно реализована в группах учащихся со сниженной успеваемостью, так как её содержание способствует повышению интереса учащихся к изучению физики. Кроме того, при минимальной модификации содержания программа может быть использована как элективный курс для учащихся 10, 11 классов.


Цель: создать условия для раннего профессионального самоопределения личности ребёнка.


Задачи:

  • создание в процессе изучения условий для развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся;

  • создание в процессе изучения курса условий для формирования ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций;

  • формирование умения самостоятельно приобретать и применять научные знания и объяснять физические понятия и явления, объяснять экспериментальные факты и законы;

  • знакомство учащихся с методами научного познания и методами исследования объектов и явлений природы; показать практическую значимость эксперимента в физике;

  • понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.


Занятия данного курса влияют на осознанный выбор физического профиля обучения, на выбор в дальнейшем профессии, связанной с ветвью физики – инженер, электрик, радиотехник и т.д.




Общая характеристика курса

  1. Основные разделы курса.

Основными разделами курса являются:

  1. Электрическая энергия.

  2. Электрический ток. Электрическая цепь.

  3. Магнитные явления.

  4. Электроприборы.

  1. Формы организации учебной деятельности обучающихся.

В работе с данным содержанием возможны такие виды деятельности, как самостоятельная и групповая работа, организация групповой работы со статистическими материалами, практическая работа с лабораторным оборудованием, работа с текстами, работа с Интернет-ресурсами.

  1. Методы организации учебной деятельности.

Проблемно – диалоговое обучение, информационно-коммуникативные технологии, развивающее обучение.

  1. Связь с другими учебными предметами.

Программа построена на основе межпредметной интеграции с математикой, информатикой, химией, технологией, черчением.

Содержание программы направлено на передачу физических знаний для подготовки учащихся к выбору определенных профессий, электрик, инженер, радиотехник и т.д.

Результатом освоения программы курса может служить создание проектной работы. Примерные темы проектных работ:

  1. Исследование зависимости электрического сопротивления проводника от температуры.

  2. Определение вольт-амперных характеристик для различных проводников.

  3. Опытная проверка способов электризации тел.

  4. Электрическое поле. Проводники в электрическом поле.

  5. Альтернативные источники электроэнергетики

  6. Берегите электроэнергию!

  7. Беспроводная система передачи электрического тока

Место курса в учебном плане

Программа данного курса рассчитана на учащихся 7 – 8 классов, продолжительность – 16 часов. Реализация часов курса предусмотрена за счёт часов школьного компонента.



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса


  1. Личностные результаты:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом познавательных интересов;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;


  1. Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

  1. Предметные результаты:

  • формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;

  • формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;

  • приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений;

  • понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф;

  • осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;

  • овладение основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека;

  • развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;

  • формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов.

Содержание курса

Тема

Количество часов

1


Электрические явления. Правила электробезопасности. Электрическая энергия.

1

2

Электрический ток. Электрическая цепь. Электрический ток. Проводники тока и изоляторы. Принципиальная и монтажная схемы. Параметры потребителей электроэнергии. Параметры источника электроэнергии. Электроизмерительные приборы. Электрические провода. Виды соединения проводов. Монтаж электрической цепи.

8

3

Магнитные явления. Электромагниты и их применение.

1

4

Электроприборы. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Регулировка освещенности. Бытовые нагревательные приборы. Электроэнергетика будущего.

4

5

Подготовка проекта

1

6

Защита проекта

1


Итого

16



Тематическое планирование



Название тем



Дидактические единицы

Формы и способы организации учебной деятельности


Результат

Электрическая энергия. Правила электробезопасности


Виды энергии. Электрическая энергия. Преимущества электрической энергии. Типы электростанций. Преобразование различных видов энергий в электрическую. Технический прогресс. Понятие электротехники.

Объяснение нового материала. Работа в группах.

Умение применять знания правил безопасной эксплуатации электротехнических и электробытовых приборов

Электрический ток. Проводники тока и изоляторы.


Понятие электрического тока. Сила тока, ее единицы. Причина возникновения электрического тока. Понятие электрической цепи. Элементы цепи и функции, которые они выполняют. Виды источников тока. Принципы экономии электроэнергии.

Объяснение нового материала. Работа в группах.

Умение применять знания путей экономии электрической энергии в быту

Принципиальная и монтажная схемы.


Понятие принципиальной схемы. Условно-графическое обозначение (УГО) элементов. Правила выполнения чертежа принципиальной схемы. Понятие монтажной электрической схемы.

Объяснение нового материала. Работа в группах. Выполнение чертежей принципиальной электрической схемы.

Умение объяснять работу простых электрических устройств по их принципиальным или функциональным схемам

Параметры потребителей электроэнергии.


Электрическое сопротивление, его единицы измерения. Характеристики электрического тока. Понятие мощности. Закон Ома для участка цепи.

Объяснение нового материала. Работа в группах. Расчет параметров участка цепи.

Умение определять характеристики потребителя электроэнергии и сопоставлять их с параметрами сети

Параметры источника электроэнергии.


ЭДС источника. Напряжение на нагрузке. Их единицы измерения. Закон Ома для полной цепи.

Объяснение нового материала. Работа в группах. Расчет параметров источника тока.

Умение оценивать возможности подключения различных потребителей электрической энергии к квартирной проводке и определения нагрузки сети при их одновременном использовании

Электроизмерительные приборы.

Цена деления. Предел измерения. Энергия, мощность, их единицы измерения. Измерение силы тока и напряжения. Подключение амперметра и вольтметра в электрическую цепь. Измерение мощности при помощи счетчика. Ваттметр. Мультиметр.

Объяснение нового материала. Работа в группах. Расчет израсходованной электроэнергии. Работа с мультиметром.

Умение определять цену деления, предел измерения прибора, пользоваться амперметром, вольтметром, ваттметром.

Электрические провода.


Изоляторы и проводники. Электроизоляционные материалы. Виды проводов. Подключение проводов к источникам тока. Проверка исправности проводов.

Объяснение нового материала. Работа в группах.

Умение определять изоляционный материал провода, материал жилы, проверять исправность проводов.

Виды соединения проводов.


Разъемные и неразъемные соединения проводов. Понятия: сращивание, ответвление, пайка, припой, флюс, канифоль, лужение. Правила безопасности при работе с паяльником. Вещества и материалы используемые при пайке.

Объяснение нового материала. Работа в группах.

Умение выполнять сращивание различных видов проводов.

Монтаж электрической цепи.


Резистор. Реостат. Параллельное и последовательное соединение проводников.

Объяснение нового материала. Работа в группах. Построение монтажной электрической цепи.

Умение собирать электрические цепи, различать и выполнять параллельное и последовательное соединение проводников.

Электромагниты и их применение.


Магнит. Магнитное поле. Электромагнит. Сердечник. Реле. Обмотка. Намоточный станок. Якорь. Электромагнит. Назначение сердечника. Усиление магнитного поля электромагнита. Применение электромагнитов. Сила притяжения электромагнита. Монтаж обмоток. Устройство и принцип действия электромагнитного реле, электрозвонка. Области их применения.

Объяснение нового материала. Работа в группах. Изготовление электромагнита.

Умение сборки электромагнита. Умение применять знания зависимости магнитного поля от количества витков, силы тока, наличия железного сердечника.

Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы.

Тепловые источники света. Люминесцентные источники света. Лампы накаливания. Дуговые лампы. Нить накала, стеклянный баллон, инфракрасное излучение, газонаполненные лампы. Вакуумные лампы. Измерение при помощи счетчика израсходованной электроэнергии. Определение стоимость израсходованной электроэнергии.

Объяснение нового материала. Работа в группах.

Умение определять виды ламп, составляющие различных видов ламп.

Регулировка освещенности.


Мощность лампы и патрона. Светильник. Люстра. Схема включения светильника и люстры. Виды светильников. Освещение автомобиля. Схема включения ближнего и дальнего света фар.

Объяснение нового материала. Работа в группах. Расчет мощности лампы. Построение схемы.

Умение подключать к сети люстры, светильника, рассчитывать их мощность. Умение применять знания схемы подключения дальнего и ближнего света фар автомобиля.

Бытовые нагревательные приборы.



Трубчатые электронагревательные элементы (ТЭН). Виды конфорок. КПД различных видов конфорок. биметаллический регулятор. Биметаллическая пластина устройство и принцип действия.

Объяснение нового материала. Работа в группах. Изучение устройства и принципа действия биметаллической пластины.

Умение определять КПД нагревательных приборов. Умение применять знания устройства биметаллической пластины

Электроэнергетика будущего

Получение электроэнергии на современном этапе. Возобновляемые виды топлива. Топливные элементы. Способы энергосбережения.

Защита доклада.

Умение применять знания способов получения электроэнергии на современном этапе, возобновляемых видов топлива, способов энергосбережения.

Подготовка проекта



  1. Создание рабочей группы (ученики объединяются по несколько человек для работы по одной теме);

  2. Распределение функциональной деятельности в группе (ученики распределяют обязанности для работы в группе);

  3. Планирование ( учащиеся составляют план деятельности);

  4. Определение формы отчета выполненной работы (рекомендуемая форма презентации в режиме MS PowerPoint).



Защита проекта


Защита проектов




Учебно-методическое обеспечение

Для учителя:

  1. Малафеев Р.И. Вечера занимательной физики. Челябинск, Южно-Уральское кн. Изд., 1970 г.

  2. Пинский, А. А. Физика. 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Пинский, В. Г. Разумовский, И. В. Гребенев; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение» . – 9-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2010. – 256 с. : ил.

  3. Профильное образование. Сборник программ элективных курсов./сост. В.А. Попова. – Волгоград: Учитель, 2007 г

  4. Физика: Школьный курс. – М., АСТ – Пресс, 2000 г.

Для учащихся:

  1. Перельман Я. И. Занимательная физика. – М. : ООО Фирма «Издательство АСТ», 1999 г.

  2. Пинский, А. А. Физика. 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Пинский, В. Г. Разумовский, И. В. Гребенев; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение» . – 9-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2010. – 256 с. : ил.

  3. Физика: Школьный курс. – М., АСТ – Пресс, 2000 г.





Методические указания


Учащимся заранее сообщается тема, перечисляются основные понятия для повторения с целью самостоятельной подготовки к теоретическому занятию, в ходе которого учащиеся работают со справочной литературой, энциклопедиями. Теоретические занятия можно проводить в форме беседы, устных сообщений учащихся, дополнениях учителя. В конце каждого теоретического занятия рекомендуется проводить контроль по усвоению теоретического материала. Виды контроля: фронтальный опрос, тестирование.

Перед выполнением практической части, т.е. перед выполнением лабораторных работ, проводится инструктаж по технике безопасности; ставится цель работы; определяется оборудование, необходимое для выполнения лабораторной работы; указываются необходимые измерения. В конце каждой работы учащиеся должны сделать вывод; представить результаты измерений в виде таблиц и графиков. Учащиеся должны уметь оценивать результаты эксперимента.



Материально-техническое обеспечение


Оборудование кабинета должно включать следующие типы средств обучения:

  • комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения:

  • компьютер;

  • мультимедиа-проектор;

  • интерактивная доска;

  • коллекция медиаресурсов, в том числе электронные учебники, электронные приложения к учебникам, обучающие программы (ФИЗИКОН; Открытая Физика; Физика «Электрические явления», «Электрическое поле»);

  • выход в Интернет;

  • лаборатория L-микро «Набор лабораторный «Электричество»»;

  • комплекты электрических приборов и печатных демонстрационных пособий (таблицы (учебные пособия «СПЕКТР»), портреты выдающихся физиков (Ш. О. Кулон, А. Н. Лодыгин, Алессандро Вольта, Андре Ампер, Георг Ом)) по разделам электричества школьного курса физики.

Программа допрофильного модульного курса "Электротехника"
  • Другое
Описание:

Модульный курс «Электротехника» предназначен для учащихся всех профилей. Программа приближена к содержанию обязательного программного материала. Лабораторные работы сгруппированы по разделам электричества. Данный допрофильный курс повышает интерес к физике и способствует её лучшему усвоению; помогает учащимся обогатить свой опыт. Каждый опыт пополняет и углубляет знания учащихся. Эти опыты (эксперименты) интересны будущим физикам-экспериментаторам. Курс рассчитан на учащихся 7-ых, 8-ых классов и составляет 16 часов (1 час в неделю в течение одного полугодия) в процессе проведения которых сочетаются теоретический материал и практические работы. 

Автор Андреев Александр Евгеньевич
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 302
Номер материала 21180
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓