Пояснительная записка.
Анализ
опыта работы дошкольных учреждений показывает, что в теории и практике
воспитания детей в последние годы стала ярче проявляться новая тенденция. Вся
система работы в детском саду ориентируется на ребенка, на раскрытие и
реализацию потенциальных возможностей его развития.
Таким
образом, педагогический процесс в детском саду должен обеспечивать у детей не
только формирование системы знаний, умений и навыков , которые необходимы для
обучения в школе, но и потребность в реализации своего творческого потенциала,
способностей и интересов, а для этого просто необходимо создать условия, в
которых каждый ребенок мог бы передавать свои эмоции, чувства, желания как в
обычном разговоре так и публично, не стесняясь слушателей.
В
связи с этим театрализованную деятельность можно рассматривать, как
деятельность, моделирующую биосоциальные отношения, которые дают возможность
развивать эмоциональную сферу ребенка, приобщить его к духовным ценностям,
учить сочувствовать, сопереживать, развивать уверенность в себе. Так как она
тесно связана с другими видами деятельности: музыкальной, речевой,
двигательной, изобразительной, то позволяет решить многие педагогические
задачи, касающиеся интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.
Театрализованные
занятия не только создают условия для приобретения новых знаний, умений и
навыков, развития способностей и детского творчества, но и позволяет ребенку
вступать в контакты с детьми других групп и взрослыми. Расширение круга общения
создает полноценную среду развития , которая способствует самореализации
каждого ребенка и взаимообогащению
Следует
подчеркнуть, что если театрализованные занятия выполняют одновременно
познавательную, воспитательную и развивающие функции , значит они ни в коей
мере не сводятся только лишь к подготовке и показу спектаклей. Содержанием
такой деятельности, является не только знакомство с текстом какого-либо
произведения или сказки, но и с жестами мимикой
, с эмоциями, движениями, костюмами, мизансценой, т.е. со «знаками» визуального
языка. Каждый ребенок на занятии имеет возможность проявить себя в какой-либо
роли, ненавязчиво и непринужденно он учится перевоплощению, у него развивается
уверенность в себе и социальные навыки поведения. Это поможет ребенку более
полно реализовать свой творческий потенциал и накопить эмоционально-чувственный
опыт.
Основной
целью программы является:
·
развитие психо - физических способностей
(мимики, пантомимики); психических процессов ( восприятия воображения,
фантазии, мышления, внимания, памяти и др.); речи (монолог, диалог);
творческих способностей (умению перевоплощаться, импровизировать, брать на себя
роль ).
·
участие детей в театрализованной игре :разыгрывание стихов,
песенок, потешек, мини-сценок ,сказок.
·
владение куклой игрушкой и всеми доступными видами театров
(пальчиковый , теневой, настольный, би-ба-бо , театр игрушек, кукольный и др.)
·
обогащение театрального опыта: знания о
театре, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
Задачи:
Содержание
занятий позволит решить следующие актуальные задачи современной педагогики
психологии:
художественное
образование и воспитание детей
формирование
эстетического вкуса
•
нравственное воспитание
Предлагаемая
программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста. У детей
шестого-седьмого года жизни уже сформированы основные речевые, поведенческие,
музыкальные, двигательные навыки. У детей этого возраста более устойчивая
память, что позволяет им легче чем младшим дошкольникам запоминать предлагаемые
тексты. В этом возрасте ребёнок может легко оказаться от сиюминутного желания и
подчиниться требованию выполнения взятой на себя роли.
Срок
реализации программы - 1 год
Форма
занятий:
•
Групповая
•
Подгрупповая
•
Индивидуальная
Ожидаемый
результат:
Создание
радостной непринуждённой обстановки на занятиях.
Раскрепощение
личности ребёнка, снятие напряжённости.
Владение
театральной куклой.
Сформированные
образно-выразительного умения детей.
Творческая
самостоятельность.
Умение
свободно держаться во время выступления.
Знания
содержания сказок, театрализованных игр и постановок.
Умение
импровизировать.
Активное участие во всех театрализованных
мероприятиях.
Учебно-тематический
план.
№
|
Виды деятельности
|
Тема занятий
|
Количество часов
|
1
|
Знакомство с театром
|
Здравствуй, театр.
Знакомство с театральными профессиями.
Знакомство с профессиями костюмера и гримера.
|
3
|
2
|
Снятие мышечного напряжения и раскрепощение детей
|
Творческие упражнения.
Пальчиковый игротренинг.
«Расскажи стихи руками».
|
3
|
3
|
Знакомство с основами кукольного театра и кукловождения.
|
Знакомство с верховыми куклами на гапите.
Обучение способам владения верховыми куклами .
Обучение способам владения куклами на гапите .
Управление куклами на гапите.
Знакомство с куклой-марионеткой.
|
5
|
4
|
Распознавание и изображение эмоций
|
Этюды на сопоставление эмоций.
Этюды на выражение основных эмоций.
Знакомство с пиктограммами.
Нарисуй и скажи .
Наши эмоции .
Голосовые интонации.
|
6
|
5
|
Освоение пантомимических навыков
|
Упражнение для развития пластики рук.
Развитие выразительной мимики.
Игра-пантомима «Шепот и шорох».
Загадки без слов.
Отгадай кто(что) мы?.
Попробуем изменится.
Игралочка.
Разыгрывание ситуаций.
Нарисуй и скажи.
|
9
|
6
|
Совершенствование художественно-образных выразительных умений
|
Игры с воображаемым предметом.
Развитие пластической выразительности при создании образа.
В гостях у дедушки Молчка.
Театральные этюды.
Творческие задания на сценической площадке.
Ролевая гимнастика у зеркала.
Этюды на выразительность жеста.
Немой диалог.
Продолжить разыгрывать театральные этюды.
Театрализованные импровизации.
У зеркала.
|
11
|
7
|
Развитие интонационной выразительности речи
|
Интонационно-выразительное проговаривание фразы.
Веселые превращения.
Договорим то, чего не придумал автор.
Разыгрывание мини-сценки.
Раз, два, три, четыре, пять - вы хотите поиграть.
Сочиняем стихи.
Разговор по телефону.
Разыгрывание мини-сценок.
|
8
|
8
|
Драматизация литературных произведений
|
Инсценировка стихотворения Степанова «Веселые превращения».
Инсценировка р. н. сказки «Морозко».
Драматизация сказки Чуковского «Айболит и воробей».
Разыгрывание по ролям сказки «Рак бездельник».
Инсценирование стих. «Надин сон».
Драматизация сказки Сладкова «Медведь и солнце».
Выразительное чтение с элементами драматизации по стих.
Чуковского
«Телефон».
Инсценировка»Кузнечик» А. Ануктина.
Разыгрывание по ролям «Киска» И Жукова.
|
9
|
9
|
Знакомство с произведениями худ. литературы
|
Знакомство со сказкой Чуковского «Айболит и воробей».
Знакомство со стих. «Надин сон» .
Знакомство со сказкой Сладкова «Медведь и солнце».
Знакомство со сказкой Осеевой «Добрая хозяюшка».
Знакомство со сказкой «Коза дереза».
|
5
|
10
|
Подготовка инсценировок, постановок
|
Подготовка инсценировки р.н. с. «Морозко».
Знакомство со сценарием спектакля «Как мальчик Петя маму искал».
Подготовка инсценировки стихотворения «Надин сон».
|
3
|
11
|
Участие детей в постановках
|
Кукольный спектакль «Красная шапочка и добрый Волк» .
Показ театра игрушек «Как собака друга искала».
Показ спектакля «Как мальчик Петя маму искал».
Театр игрушек по сказке Осеевой «Добрая хозяюшка».
Показ кукольного спектакля «Коза -дереза».
|
5
|
|
ИТОГО
|
|
72
|
Основное
содержание разделов:
1.Знакомство
детей с театром. Занятия на эту тему помогут детям
сформировать представление о театре, как о виде искусства, познакомиться с
некоторыми театральными профессиями (режиссера, сценариста, гримера, костюмера
и т.д.)
2.
Снятие мышечного напряжения и раскрепощения детей. Предлагаемые
в этом виде деятельности упражнения способствуют воспитанию уверенности в себе
, умению расслабиться, раскрепоститься.
3.
Знакомство с основами кукольного театра и кукловождения. Дает
детям представление о разных видах кукольного театра, познакомит детей с
театральной ширмой, поможет овладеть способами управления куклами.
4.Распознавание
и изображение эмоций. Познакомит детей с
пиктограммами, научит различат] и передавать различные эмоции (радость,
огорчения, страх, злость, обиду, удивление)
. 5.Овладение
пантомимическими навыками. Поможет детям овладеть навыками
образно-выразительной мимики и пантомимики, научит детей владеть своим телом,
поможет развить детскую пластику.
6.
Совершенствование художественно-образных выразительных умений. Учит
детей использовать разнообразные средства выразительности для создания образа,
передачи характера выбранного персонажа, его эмоциональное состояния, развивает
творческое воображение, инициативу и фантазию.
7.Развитие
интонационной выразительности речи. В процессе деятельности
формируется выразительность речевых диалогов, дети учатся проговаривать текст с
различной интонацией, развивается речевое творчество, совершенствуется
диалогическая и монологическая речь.
8.
Драматизация литературных произведений. Развивает творческую
самостоятельность в передаче образа, совершенствует образные исполнительские
умения, способствует развитию умения взаимодействовать в коллективе.
9.3накомство
с произведениями художественной литературы. В этом
виде театрализованной деятельности дети познакомятся с некоторыми
произведениями художественной литературы в основном сказками и стихами, их
содержанием, научатся оценивать поступки героев, высказывать свое отношение к
ним.
10.Подготовка
инсценировок и постановок. В этом виде деятельности идет
распределение ролей, работа над образами героев. В совместную деятельность
привлекаются и родители -изготовление костюмов и атрибутов, заучивание текстов
ролей.
11.Участие
детей в постановках. Данная деятельность позволит :
развить творческую инициативу, умение взаимодействовать друг с другом на
сценической площадке, сотрудничестве между детьми ; сформировать уверенность в
себе, способность раскрепоститься; стимулировать творческую активность детей.
Содержание
. формы и методы проведения занятий способствуют одновременно достижению трех
основных целей:
- развитию
речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; -созданию атмосферы
творчества; -социально-эмоциональному развитию детей.
Методическое
обеспечение
Практическое
действие каждого ребенка является важнейшим методическим принципом
проведения
данных занятий.
Занятия
в основном строятся по следующей схеме:
-введение
в тему, создание эмоционального настроя;
-театрализованная
деятельность (в разных формах) в которой , ребенок имеет возможность
реализовать
свой творческий потенциал;
- эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность
театрализованной деятельности.
Занятия
могут включать как разыгрывание сказок, каких-либо сценок, так и ролевые диалоги,
упражнение
на развитие интонационной выразительности речи, дикции, артикуляции,
театральные
этюды на развитие выразительной пластики навыков мимики и пантомимики,
обучение
приемам управления театральными куклами, самостоятельные импровизации на темы
предложенные
педагогом, ознакомление с произведениями художественной литературы,
драматизацию
литературных произведений.
Занятие
может состоять из 3-4 частей включающих перечисленные формы театрализованной
деятельности.
Несколько
занятий в год отведено подготовке спектаклей и показу этих спектаклей. Занятия
содержательны,
разнообразны по тематике и методам работы, стимулируют активность детей на
всех
этапах.
На
занятиях все игры и упражнения подбираются таким образом, чтобы удачно
сочетались
движения, речь, мимика, пантомимика в различных вариантах.
Основными
принципами построения занятий являются: импровизационность,
гуманность,
учет
индивидуальных способностей ребенка, снятие по возможности всех
стрессообразующих
факторов,
раскрепощенность, стимулирующая развитие духовного потенциала и творческой
активности
детей, учет комфортности ребенка.
Дидактическим
и техническим оснащением занятий по театрализованной
деятельности
являются:
аудиозаписи, куклы на гапите, верховые куклы, пиктограммы, ширма,
художественная
литература, костюмы, иллюстрации.
Способом проверки знаний и умений детей является:
Диагностическая карта развития детей старшего дошкольного возраста
в театрализованной деятельности.
Ф.И
ребёнка
|
Теоретические знания
|
Практические умения
|
|
Знание
театраль
ных
жанров
|
Знания
содержан
ия сказок
|
Умение
узнавать
героев
театрализов
анных
действий
|
Знание
видов
кукольного
театра
|
Устрой
ство
театра
|
Умение
свободно и
раскрепощено
держаться при
выступлении
|
Согласовывание
своих
действии с
действиями
актера
|
Импровизация с
помощью
средств
выразительности
(мимики,
жестов,
движений)
|
Желание
произно
сить
монолог
и и диалоги
в соответс твии со сценари
ем.
|
Знание
приемов
кукловож
дения
|
Участие в
театрализо
ванных
действиях и
постановках
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Перечень используемой литературы
1 .«Театрализованные
игры в детском саду» Петрова Т.И., Сергеева Е.Л.
2. «Театрализованные
занятия в детском в детском саду» Маханева М.Д.
3. «Театрализованные
игры в школе» Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М.
4. «Театрализованная
деятельность в детском саду» Аншинина А.Е.
5. «Театрализованные
игры дошкольников» Сорокина М.Ф.
6. «Театрализованные
игры дошкольников» Артёмова Л.В.
7. «Театрализованные
игры - занятия» Баряева Л., Вечканова М.
8.«Театрализованные
игры для дошкольников» Прохорова Е.В.
9. Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.